С 2000 по 1200 год до Рождества Христова большая часть территории современной Турции находилась под контролем индоевропейского народа, называемого хетты. Такое же название имел один из неиндоевропейских народов, населявший ту же территорию. Хетты постепенно смешались еще с одним народом - хурритами, которые, возможно, родственны современным армянам. Это взаимопроникновение народов оказало влияние на культуру и религию хеттов после 1450 года до Рождества Христова. Когда хеттское государство пришло в упадок, язык хеттов и религиозные верования продолжали существовать в некоторых частях Турции.
Территория, которую контролировали хетты, была гористой. Поэтому города, разделяемые горами, существовали достаточно обособленно друг от друга. В результате этого каждый город имел свое божество. Обычно это были обожествленные силы природы, такие как гроза или светила, например, солнце. Один из хеттских мифов рассказывает о зависимости богов от людей, когда бедствия выпадали на долю этой земли: боги голодали, так как людям было нечего приносить им в жертву. Кроме богов существовали и другие силы, которые требовали к себе внимания. Это были различные духи, такие как духи земли, урожая, огня, зрения и слуха. Чтобы заручиться их поддержкой или отвести их вредное воздействие, произносились магические заклинания. На месте современного турецкого города Богазкея находилась древняя столица хеттов - город Хаттуша. В этом городе церемонию поклонения национальным богам - богу грозы и богине солнца - проводил сам царь. Царь выполнял функции верховного жреца и заместителя бога грозы. Кроме того, он еще был главным жрецом и всех других богов. Каждый год хеттские города устраивали празднества в честь своих богов-покровителей. Царь обычно посещал эти церемонии. Чтобы проводить ритуалы поклонения, он должен был быть чист в культовом смысле. Для обеспечения этой чистоты существовал сложный ритуал. Если царь не удостаивал своим посещением празднество или же совершал какую-либо другую ошибку, считалось, что стране грозила катастрофа. Это подтверждается целой серией дошедших до нас молитв, возносимых хеттским царем во избавление своей земли от различных бедствий. Приводим часть его исповеди-молитвы:
"Бог погоды земли Хатти, мой Господин, и вы, боги, господа мои: грешны люди. Мой отец согрешил тоже, когда действовал против слова бога грозы страны Хатти, моего Господина. Я же не совершал никакого греха. Но сейчас тот случай, когда грех отца падает на сына его. Поэтому и грех отца моего падает на меня. Вы видите, я признаю это перед богом погоды Хатти, моим Господином, и перед богами, моими господами. Да, мы совершили грех. Теперь, когда я исповедовался в грехе моего отца, да будет разум бога погоды земли Хатти, моего Господина, и других богов, моих господ, умиротворен! Да будете вы опять благосклонны ко мне и избавьте еще раз землю Хатти от бедствия. И пусть те немногие, кто уцелел, чтобы предложить вам обильные хлеба и много вина, не умирают больше".
Самые разные причины могли вызвать гнев богов. Иногда это могла быть какая-то мелочь, вроде поношенной одежды, в которую нарядили статую бога. Но могли быть и более серьезные причины, например, нарушение клятвы. Выяснить причину божественного гнева можно было, лишь попросив богов подать какой-либо знак. Только так могли люди узнать о мнении богов. И это давало им надежду вновь завоевать их расположение и благосклонность.