Первобытный рисунок бизона. «Охота на бизонов». Импровизация на тему наскальных изображений первобытных художников
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пещера Альтамира — «картинная галерея» древнего человека. Первобытный рисунок бизона


Пещера Альтамира и каменные рисунки бизонов

Пещера Альтамира и каменные рисунки бизонов

пещера альтамира фото«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества. Так была открыта тайна, которую хранила пещера Альтамира.

Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет. До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.

пещера альтамира

Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты. Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.

Пещера Альтамира — Сикстинская капелла первобытного искусства

Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые.альтамира

Бизоны пещеры Альтамира увековечены в движении: во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину — 2-ух-метровые бизоны. Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей. Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».Не менее удивительно выглядит и другой символ Испании — храм Саграда Фамилия.

Пещера Альтамира фото:

бизоны пещеры альтамира

пещера альтамира Испания

рисунки АльтамирыИсточник

Похожие чудеса:

chydesa-mira.ru

На заре истории. Галерея наскального искусства

На заре истории. Галерея наскального искусства

 

Исследования древнекаменного века, словно театр, полны неожиданностей!» Ж. Лаллан (французский археолог)

 

Обнаруженные в глубинах пещер наскальные рисунки выявили сложную систему храмовых святилищ, структура которых отражает комплекс идей и представлений людей древнекаменного века о природе. Пристрастие к искусству, как выяснилось, было присуще уже обезьянолюдям. Накапливаются и самые, быть может, поразительные факты: первобытные предки, оказывается, с пристальным вниманием следили за «жизнью» неба и его загадочными «обитателями» — ослепительно жарким диском Солнца, мириадами сияющих в темной ночи многоцветных звезд и за яркой, но холодной, с причудливо переменным ликом, Луной…

 

Пещера Альтамира

Испания, провинция Сантадер. Альтамира получила свое название от соседнего луга. Открыта в 1875 году Марселино де Саутуолой.

Первая/главная галерея Альтамиры тянется на юго-восток; длина — около 40 м, ширина — 9-13 м; высота — от 2 м в начале и до 30 см в конце. Вторая галерея уходит на юго-запад; от нее ответвляется третья, с арочным сводом высотой 10 метров, водопадом в северной части и колодцем глубиной 4 м. От третьей галереи отходят еще две — четвертая с потолком около 6 метров, и пятая с низким и узким входом. Ширина камеры пятой галереи всего 1,3 метра, а высота чуть более 1,5 м.

На своде пещерной камеры Альтамиры — неровном, с многочисленными, причудливыми выпуклостями и впадинами — изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов. Они нарисованы сочными красками — красной, черной, желтой, малиновой, наложенной где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому.

 

Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры. Изобразить все это на столь значительной площади, да еще с учетом сложностей рельефа потолка было нелегко. Следовало к тому же учитывать, что свет сюда едва ли проникал, и, значит, древние художники как-то умудрились решить проблему освещения этого пещерного музея, где картины «развешивались» в столь непривычном и малоподходящем для нормальной художественной галереи месте — на потолке. Но как? Какими средствами? Ни единого мазка копоти от факела на «каменном холсте» обнаружить не удалось.

Рисунок быка из пятой галереи Альтамиры. Рисунок сделан черной краской по контуру, тело осталось не закрашенным.

Бизон из Альтамиры.

 

В подземелье Альтамиры работал художник очень опытный, с обостренным чутьем к прекрасному. Рисунки делались им «без малейших колебаний, уверенной рукой; каждая линия проводилась сразу, со всей четкостью». Ему при этом приходилось, очевидно, принимать разные позы из-за сложностей рельефа и разной высоты потолка над полом. Тонкий расчет мастера подтверждался хотя бы размерами изображений — высота некоторых из них превышала метр, а длина иногда превосходила 2 метра. Значит, чтобы увидеть все эти рисунки художнику, а также посетителям пещерной галереи следовало занять в скудно освещенном помещении подходящее место и смотреть на них, учитывая масштаб фигур, под строго определенным углом зрения.

Загадочные рисунки из второй пещерной камеры Альтамиры (слева и внизу). Обнаружены в 1875 году.

Четыре пальцевидных по очертаниям рисунка сделаны в глубине камеры. На поверхности стен — длинные, слегка извивающиеся линии, рассеченные вертикально направленными черточками. Эти непонятные знаки выписаны черной и красной красками.

     

 

Пещера Ласко

 

Лошадь

 

Пещера Нио

Южная Франция, 70 км южнее Тулузы, около деревни Нио. Исследована в 1864 году Хуаном Виланова и Пьера. Галерея — изображения бизонов, лошадей, горных козлов и оленя — расположена в 800 м от входа.

Среди изображений рисованных животных больше всего бизонов, некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета, с наконечниками и оперением.

 

Лошадь

 

Олень

 

Козел

 

Бизон

 

Бизон

 

Бизон (и буйвол?)

 

Пещера Фон-де-Гом

Находится на юге Франции, округ Лезэйзи, в долине Фон-де-Гом. Открыта Дени Перойни в 1901 году. Изображения некоторых животных сделаны в полную величину. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, среди которых две бесспорные фигуры мамонтов.

 

Бизон на белом фоне

 

Бизоны, в том числе с характерными горбами (как в Альтамире), составляют большую часть изображений пещер Фон-де-Гом.

 

Олень

 

Изображения оленей являются особенно важными для подтверждения древности настенного искусства Фон-де-Гом.

 

Волк

При раскопках в галереях Фон-де-Гом были найдены куски красной охры и своего рода «карандашей» из марганцевой руды. Судя по всему, это были те самые красители, которые использовались первобытными художниками в живописных работах. Подобные красящие материалы встречаются почти повсюду, где распространены глинистые почвы, в частности, в долинах недалеко от Фон-де-Гом. В округе есть богатые полости желтой, красной, а иногда черной глины, а так же обломки железной и марганцевой руды.

liberea.gerodot.ru

Bison Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Watercolor bull skull with flowers and feathers over white Иллюстрация #40238448 - Watercolor bull skull with flowers and feathers over white

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

american bison Иллюстрация #13291819 - american bison

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Indian and Paint Horse - A herd of bison scatter in a desperate attempt to get away from an American Indian brave on his paint horse.

#46402718 - Indian and Paint Horse - A herd of bison scatter in a desperate..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Silhouettes of animal cat, fox, bison, duck drawing color paint on background of watercolor paper #47401652 - Silhouettes of animal cat, fox, bison, duck drawing color paint..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Set of wilderness quotes, emblems, silhouettes and design elements #36173678 - Set of wilderness quotes, emblems, silhouettes and design elements

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

The complete set of colour vector sketches for tattoo #4647630 - The complete set of colour vector sketches for tattoo

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

European Bison #4455907 - European Bison

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

antique engraving illustration of bison isolated on white background Иллюстрация #61281992 - antique engraving illustration of bison isolated on white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Bison head doodle with black nose on white background. #44307452 - Bison head doodle with black nose on white background.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector outlines for animals african ostrich, bison, canadian goose, mastiff dog, flamingo, wolf, squirrel, tortoise, giraffe, asian elephant #4824680 - Vector outlines for animals african ostrich, bison, canadian..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Watercolor illustration of an angry bison surrounded by dust clouds Фото со стока

#65263204 - Watercolor illustration of an angry bison surrounded by dust..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

illustration of an animal emblem #38437657 - illustration of an animal emblem

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Buffalo graphic vector #51909678 - Buffalo graphic vector

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cute bison cartoon Иллюстрация #42776098 - Cute bison cartoon

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector image of an buffalo head on white background #30495569 - Vector image of an buffalo head on white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector illustration of Cartoon funny yak isolated on white background #48053267 - Vector illustration of Cartoon funny yak isolated on white background

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

«Охота на бизонов». Импровизация на тему наскальных изображений первобытных художников

МБОУ «Дороховская СОШ»

Учитель ИЗО Цыганова Татьяна Васильевна

5 класс по программе Неменского Б.М.

Тема урока: «Охота на бизонов». Импровизация на тему наскальных изображений первобытных художников.

Цель: познакомить учащихся с первыми страницами истории изобразительного искусства; сформировать навыки в создании художественного образа;

Задачи: развивать наблюдательность и умение делать зарисовки животных по памяти и представлению; воспитывать интерес к истории изобразительного искусства;

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока:

Зрительный ряд: фотографии наскальныхз рисунков Пещер Альтамира (Испания), Монтеспан (Франция), Каповой (Россия, Южный Урал) с изображением мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, людей, сцен охоты; копии наскальных рисунков и импровизации по их мотивам, выполненные учащимися предыдущих лет обучения.

Материалы: бумага, кисти, гуашь, уголь.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа учителя.
Когда мы рассматриваем прекрасные произведения художников предыдущих столетий, эпохи Возрождения, Древней Греции, Древнего Египта, то возникает вопрос: у кого учились эти художники? Понятно, у своих учителей. Тогда кто же учил первого художника (демонстрация слайда или фотографии с наскальным рисунком). Это Капова пещера. В верхнем её этаже были обнаружены уникальные рисунки мамонтов, носорогов, лошадей. А вот рисунки из другой пещеры. Это фигуры животных, изображенных на стенах пещеры Альтамиры в Испании, предполагается, что они выполнены в эпоху палеолита. Человек ещё не умел строить себе жилище и шить одежду, ел полусырое мясо диких животных, но уже рисовал. И как рисовал! Посмотрите, разве не прекрасны его рисунки бизонов? Поражает точность линии, пластика форм и грациозность движения животных. Кто же учил первобытного художника рисовать?

(ответы учеников: он сам учился, смотрел вокруг, запоминал и рисовал потом по памяти.)

Да действительно, первым учителем для первобытного художника была природа. Он всматривался в её творения, учился видеть окружающий его мир. Он брал у природы её краски. Обратите внимание, какого цвета наскальные изображения?

(ответы учеников: коричневого, красного, цвета глины.)

Сегодня краски охристых и коричневых оттенков называют земляными, и по своему составу они мало чем отличаются от красок первого художника. В их основе всё те же глины. Как появилось первое изображение, мы можем только догадываться. Может быть, всё началось с простого пятна, которое оставил кто-то на скалистой стене, когда вытер об неё грязные от глины руки. (Учитель на листе, прикреплённом к доске, рисует красной охрой пятна.) Но в свете огня пещеры это пятно показалось первобытному человеку чем –то знакомым, он был потрясён своей догадкой, взяв из костра обуглившуюся ветку, он нанёс на пятно и рядом с ним ещё несколько линий.

(наносит углём линии ног и рогов, подчёркивает чёрной линией изгиб спины, и получается изображение бизона.) Позже человек попытался сам нарисовать разведённой водой глиной пятно – тело животного, а иногда для этого использовал разноцветного цвета глину. Вот изображение оленя из пещеры во Франции. Смотрите, здесь несколько оттенков коричневого и явно белого цвета – его грудь и живот.

Многие из сородичей художника верили, что если копьём пронзить нарисованное на скале животное, то его легко будет убить на охоте. Вот и тренировались охотники, метая копья в рисунок, а потом метко попадали в настоящего зверя. Иногда художник рисовал раненое животное, со стрелой или копьём в боку, тем самым он как бы надеялся на успешную охоту. Ещё первобытный художник лепил зверей, фигурки которых смазывал перед охотой кровью и салом животных, позже приносили эти фигурки к жертвенному камню или дереву.

Нас от первобытного человека отделяют десятки тысячелетий, мы умнее его, умеем писать и считать, но в одном мы уступаем ему – в умении видеть красоту окружающего мира.

Мы с вами просмотрели немало рисунков животных. Давайте попробуем изобразить охоту, подражая стилю наскальной живописи. Чтобы усилить образное сходство наших рисунков с наскальными рисунками животных, я предлагаю сделать следующее с бумагой, на которой нам предстоит работать. Во-первых, мы её сомнём; затем расправим и покроем тонким слоем сильно разведённой гуашевой краской. Цвет краски должен соответствовать цвету скалы, каменных сводов пещеры: серый, светло-коричневый, может быть и фиолетовый оттенок. Пока наша «скала» подсыхает, потренируемся в изображении животных на другом листе.

(учитель показывает несколько приёмов работы краской по сырому, что позволит получить эффект плавного окраса шкур животных. Ученики копируют наскальные рисунки, выполняют вариации их изображений.) Вы прошли обучение в классе наскальной живописи, именно так и учили взрослые художники подрастающих юных художников. Теперь попробуйте уже на «скале» выполнить изображение животного – бизона, оленя или лошади. Можно изобразить и сцены охоты, т. е. включить в композицию силуэты фигур людей с копьями, луками.

  1. Практическое задание. Используя основные мотивы наскальных рисунков выполнить зарисовки животных по памяти и представлению.
(за несколько минут до конца урока учитель предлагает оборвать края листа, на котором изображена скала с рисунками животных или сцены охоты. Эти рисунки соединяются в единую композицию.)
  1. Итог урока.
Выставка работ учащихся. Совместное обсуждение учителя и учащихся. Давайте рассмотрим коллективную композицию. Что можно сказать о ней? (ответы учеников: красивая получилась работа.) В целом все справились с заданием, а общая композиция усилила красоту каждого рисунка. Глядя на эту коллективную работу, вы можете представить, как красивы настоящие наскальные рисунки, если наше произведение, выполненное лишь как импровизация, производит впечатление.

Поделитесь с Вашими друзьями:

geo.ekonoom.ru


Смотрите также