Первобытное искусство: как человек стал человеком - Происхождение. Взгляды первобытных людей
что первобытные люди ели на самом деле?
Палеодиета, которая совсем недавно стала популярной в медицинских кругах, была создана еще в 1970 годах гастроэнтерологом Вальтером Вогтлином. Он первым предположил, что пища, которую употребляли наши предки времен палеолита, сможет сделать здоровее современных людей. Возвращение к рациону наших предков, в соответствии с доктором Вогтлином и десятком его последователей, может резко снизить возможность развития болезни Крона, сахарного диабета, ожирения, расстройства желудка и массы других заболеваний. Но действительно ли современная палиодиета похожа на рацион наших предков?
Особенности палеодиеты
На первый взгляд, такая диета имеет общие черты с тем, что мог бы съесть человек времен палеолита. Диета главным образом состоит из мяса и рыбы, которые первобытный человек мог бы получить в результате охоты и рыбальства, а также растений, которые он мог бы собирать, в том числе орехов, семян, овощей и фруктов. Необходимо избегать зерновых культур и продуктов их переработки, так как доисторический период предшествовал выращиванию сельскохозяйственных культур. Молочные продукты также под запретом — первобытный человек не разводил животных ради молока или мяса. Мед является единственным сахаром, который позволено употреблять во время диеты, ведь, как мы знаем, рафинированного сахара в то время еще не существовало. Потребление соли также ограниченно - наши предки точно не имели солонок на столе. Запрещены обработанные продукты в любом виде. Мясо же должно быть получено от тех животных, которых кормили исключительно травой, что максимально приближено к рациону жвачных животных того времени.
Чем на самом деле питались первобытные люди?
Однако критики утверждают, что палеодиета резко упрощает все, что мог есть первобытный человек. На первое место в ней выносят мясо или рыбу, однако нет доказательств, что именно белки составляли основу рациона первобытного человека. Так же, как и современные привычки питания, рацион эпохи палеолита сильно зависел от места жительства людей. Группы, которые обосновались в местах, похожих на современные пустыни, вряд ли смогли бы добывать себе рыбу, да и мясо, скорее всего, нечасто попадало им на обед. Скорее всего, большую роль в их рационе играли орехи, семечки и даже насекомые. Группы, которые жили в холодных регионах, имели ограниченный доступ к свежим овощам и фруктам. Их рацион был практически полностью построен на мясе, и вполне возможно, что они съедали все части животного, чтобы ликвидировать дефицит, вызванный отсутствием свежих продуктов. Критики утверждают, что современные палеодиеты не принимают во внимание такие детали.
Главные аргументы критиков
Однако наиболее спорный аспект палеодиеты — это ее способность улучшить здоровье. В то время как большинство современных людей получат неоспоримую пользу, если станут употреблять больше фруктов и овощей, очень трудно сказать, был ли первобытный человек более здоровым, чем наши современники. В конце концов, много детей умирали в возрасте до 15 лет, и немногие взрослые перешагивали 40-летний рубеж.
Кроме того, по результатам недавних исследований, опубликованных в журнале The Lancet, в найденных древних мумиях были обнаружены тревожно высокие темпы развития атеросклероза. Заболевание было обнаружено у 47 из 137 обнаруженных мумий. Это ставит под сомнение теорию, что наши предки были намного здоровее, чем мы сейчас.
fb.ru
Выдели отличия во взглядах на мир первобытных и современных людей. Сделай вывод по проблеме.
Первобытный человек практически ничего не знал об окружающем мире, он был как младенец, которому следовало еще всем научиться. С одной стороны, наши далёкие предки внимательно изучали природу. Они могли ориентироваться по звёздам, лечить болезни травами, разыскивать и выбирать наиболее полезные камни, растения, животных. Современные люди в большинстве своем не умеют этого делать, так как для всего есть специальные изобретения (лекарства, компас и др.) В то же время в отличие от нас древние люди не знали настоящих причин многих явлений: почему, например, идёт дождь, гремит гром, приходит весна, начинается болезнь, наступает смерть, почему человек видит сны и другое. Это привело к тому, что у древних людей начали формироваться представления о душе – неком особом существе, которое живет в человеческом теле и которое отправляется путешествовать в некий невидимый людям потусторонний мир. Когда же человек умирал, первобытные люди считали, что он заснул очень глубоким сном. Его хоронили в специальной яме, чтобы тело не съели животные, рядом клали копьё и запасы еды, которые могут пригодиться душе в потустороннем мире. Наши первобытные предки ощущали себя частью природы, люди думали, что всё, что есть в мире (горы, реки, деревья, животные), похожи на человека: так же думает, разговаривает, наделено духом (душой). Если идёт дождь – значит, обиделись и плачут духи облаков. Если дерево придавило человека – его дух рассердился на того, кто попытался срубить ствол. Если откочевало стадо животных – их духи узнали, что люди готовят большую охоту. Такие рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями, с помощью которых люди объясняют мир, называются мифы. У доживших до современности первобытных общин очень много мифов о происхождении мира и людей. Таким образом, представления древних людей сильно отличались от представлений о мире современного человека. Его незнание законов природы привело к появлению многочисленных мифов и веры в потусторонние силы.
www.soloby.ru
Первобытное искусство: как человек стал человеком
Происхождение первобытного искусства: откуда взялось вдохновение у наших предков
Вопрос, как появилось искусство, имеет большое значение для учёных самых различных научных сфер, от историков до психологов. Так как сам факт рождения искусства означает окончательный переворот в истории, констатируя окончательное появление человека разумного. Поэтому и проблеме происхождения первобытного искусства уделяется столь большое внимание, поэтому и теорий выдвинуто немало. Впрочем, многообразие гипотез о происхождении первобытного искусства можно свести к двум основным направлениям: условно называемому эстетическим и условно называемому социальным.
Искусство – порождение внутренней потребности?
Исторически первой возникла концепция, согласно которой искусство является врождённой внутренней потребностью человека, поэтому и происхождение первобытного искусства объясняется именно такой потребностью человека, пусть и живущего в условиях каменного века. То есть не какие-то требования жизни заставили его обратиться к своим творческим способностям, а постоянно ощущаемая потребность выразить эти способности привела к изменению жизни человека, то есть к появлению искусства. Существует три главных версии, что же послужило решающим толчком для возникновения первобытного искусства и, следовательно, искусства вообще.
Первая версия взывает к теории бессознательного и гласит, что искусство родилось без волевого усилия человека, помимо его осмысленного желания. Условно эта сцена могла выглядеть так: человек, находясь в состоянии отдыха или скучая, бесцельно водил палкой по песку, как вдруг увидел, что получившиеся каракули напоминают ему какое-нибудь животное или дерево. Из этого возникло осознание человеком способности создавать образы, напоминающие образы окружающей действительности, и последовало желание использовать эту свою способность уже целенаправленно, для отображения конкретных объектов. Некоторые психологи проводят аналогию с художниками-сюрреалистами, многие из которых признавались, что в процессе творчества сначала просто бессистемно водят кистью по холсту, а затем уже начинают видеть в этом определённую систему и начинают создавать конкретное изображение.
Вторая версия связывает происхождение первобытного искусства с религиозной составляющей сознания человека. Причём тут возможны два варианта: во-первых, появление искусства как интуитивного способа выражения своих воззрений и подтверждения своей веры; во-вторых, рождение искусства в качестве средства снятия психологической нагрузки, которую несло религиозное сознание. Третья версия первоначально являлась самой популярной и была наиболее обоснованной с философской точки зрения – это рождение искусства в игре. Игра является важной частью жизни не только человека, но и многих животных, она помогает обучению, проявлению эмоций, формированию характера. В случае с человеком игра к тому же дарит ощущение свободы, безграничности творческих возможностей, заставляет забывать об ограничениях реальной жизни – все эти составляющие могли стать решающим фактором в появлении и проявлении человеческой способности к творчеству.
Искусство – порождение жизненной необходимости?
Почти полной противоположностью концепции о внутреннем происхождении первобытного искусства является социальная, или трудовая концепция. Её суть заключается в том, что первобытное искусство как первый опыт искусства вообще появилось под воздействием внешних факторов и требований окружающей среды, которая по мере развития человека превращалась из природной в социальную. Это означает, что когда существо, которое гипотетически можно считать предком человека, находилось в природных условиях и могло выживать, не выходя за рамки существования животного мира, никакого искусства возникнуть не могло. Но как только появились такие факторы, как труд, осмысленное общение посредством членораздельной речи, формирование социальной среды и появление религии, так искусство очень скоро возникло.
В данном случае также есть несколько мнений относительно того, какой из внешних факторов стал решающим для появления искусства. Одно из них гласит, что этим фактором стало общение, причём не просто общение как обмен информации, а сотрудничество в ходе совместной охоты первобытных людей. Охота, как занятие опасное, особенно в условиях наличия лишь каменных оружий против крупных животных, предполагает не только тесное сотрудничество людей, но и высвобождение творческих способностей – наблюдение за повадками животного, умение выследить его по следу, изобретение оптимальных способов охоты, быстрая реакция на изменение ситуации в ходе «операции», и так далее.
Другое мнение связывает происхождение первобытного искусства с религией, но в ином ключе, чем сторонники «эстетической» концепции. В этом случае искусство называется своего рода обслуживающим инструментом религиозного сознания: когда первобытному человеку понадобилось осуществление каких-то магических ритуалов для получения практических результатов, он и создал искусство. Сделал он это не из вдохновения, а из рационального соображения – если не исполнить ритуал, то и помощи от сверхъестественного мира не дождёшься. Но основной составляющей социальной концепции является теория, что труд в прямом смысле слова породил искусство. Прежде всего, за счёт того, что именно труд сделал человека разумным социальным существом. Кроме того, труд привёл человека к активному взаимодействию, во-первых, с себе подобными, во-вторых, с окружающим миром. Будучи вынужден создавать орудия труда, человек развил способность изменять действительность собственными силами, что и является главным условием искусства.