Идолы первобытных людей. Технологическая карта урока "Религия первобытных людей"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религиозные представления первобытных людей. Идолы первобытных людей


Идолы и Боги

Мы привыкли видеть Сибирь именно такой, заснеженной и неприступной страной. Но в далекие-далекие времена по этой местности ходили динозавры. По прошествии миллионов лет на смену динозаврам пришли мамонты. Появились первые люди. Со временем в человеке зародилась потребность отразить окружающий его мир. Так появился первый наскальный рисунок. Потом еще один, потом еще и еще, и так продолжается до сегодняшнего дня.

Человек, единственный биологический вид, которому присущ разум. Человеческая мысль до сих пор пытается постичь тайны мироздания, и конца этому поиску не видно. В те далекие времена, когда человек только появился на свет, сколь еще одним биологическим видом, он не мог найти объяснения самым простым природным явлениям. Суеверный ужас вселяли: смена времен года, наступление дня и ночи, снег и дождь, гроза и ураганный ветер. В доисторические времена человек думал об одном: как накормить и одеть себя и встретить новый день с минимальными потерями.

Когда появились первые, весьма несовершенные орудия труда, времени хватало не только на охоту и собирательство, но и на созерцание природы и общение с соплеменниками. Именно в эту пору в человеке зародилась потребность отобразить окружающее его пространство. Начался процесс, который, как оказалось, не остановим. Процесс познания мира. Процесс, в котором мифы появлялись чаще, чем обнаруживались истинные причины того или иного явления. Человек начал поклоняться стихийным силам природы. И вместе с тем передавать накопленный опыт потомкам. Появились зачатки точных и гуманитарных наук, и языческая религия. Сонм богов и духов был огромен. У всего и вся было своё божество, поклонение которому стало обязанностью всего человечества на многие века.

По долинам рек, где селилось человечество, начали появляться камни с фантастическими изображениями и статуи. Идолы и боги заполняли обжитые человеком территории, и безраздельно властвовали в умах и душах первобытных людей.

Сегодня мы расскажем о божествах, многие из которых до сих пор охраняют Сибирь от бед и напастей.

В отрядах русских первопроходцев, пришедших в Сибирь в 16-17 веках, наравне с казаками путешествовали монахи. Перу одного из них принадлежит упоминание об “идолищах поганых, на реке Ангаре в обилии находящихся”. Не мог знать тот монах, что пройдут века, и идолы из “поганых” превратятся в объект научного поиска.

Устье реки Каменка. Здесь на одном из отвесных берегов находится идол, с которым местные жители связывают несколько скверных происшествий.

Когда-то на этом месте стояла сельская школа. Но в одну из бурных весен ее накрыла одна единственная волна, вместе с находившимися в ней школьниками и учителями.

Археологи одной из экспедиций наблюдали, как за один день рядом с идолом пытались утопиться три человека. Да и у самих археологов день не задался. В раскопе, где еще вчера были обнаружены признаки захоронения, ученые в тот день так ничего и не нашли. Но утром следующего дня всё вернулось на свои места. Столь странные совпадения в этой местности случаются нечасто, но время от времени, кажется, что древнее божество сердится на людей за их отношение к временам давно канувшим в Лету.

В каменном веке на территории Сибири и за её пределами в наскальном искусстве появляются изображения фантастического облика, напоминающие человеческое лицо. Рисовали их, как правило, на нижних ярусах береговых утесов, прибрежных валунах. По одной из гипотез эти изображения ни что иное, как рисунки духов, хозяев водоемов. Загадочность подводного мира, богатство первобытной фантазии породили подобные образы. От хозяев водоемов зависели: благополучие жизни, успех в рыболовном промысле, безопасность при преодолении водных препятствий. Демонический облик многих изображений объясняется страхом перед подводным миром, который отождествлялся у древних с подземным миром, миром мертвых. Нельзя было спасать тонущих в воде, так как это было против воли водяного духа, желающего взять к себе его душу. Чудом уцелевший соплеменник не принимался в стойбище и был обречен на вечное изгнание.

Подобные личины встречаются практически у всех народов, которые имели отношение к рекам. Их всегда находят на прибрежных валунах у самого уреза воды. Это личина обнаружена на северо-западном побережье Северной Америки, эта – на Урале, эта – на Амуре и реке Уссури. Поразительное сходство.

Сходство еще и в том, что у многих народов есть, дошедшие до нас, предания о русалках, кикиморах, водяных и прочей нечисти обитающей в водоемах.

Мурожные камни получили свое название от реки Малая Мурожная, возле устья которой они расположены. Некоторые ученые полагают, что на камнях изображены речные духи, военная поход, кочевка племени или бытовая сцена. Но есть и другое мнение. На Мурожных камнях древний художник изобразил карты звездного неба. Для племени, ведущего кочевой образ жизни, вернуться домой подчас было единственной надеждой на спасение. Люди плыли на утлых лодчонках под неусыпным оком злых духов, которые могли заманить к себе в подводный мир. Человек не обладал точными навигационными картами, но всегда рядом с ним были: днем – Солнце, а ночью - Луна и звезды. Человек мог исследовать и другие реки за много километров от дома. Возникла потребность ориентироваться в пространстве и днем и ночью. Исходя из реалий и представлений об окружающем его мире, древний художник нанес карту звездного неба на каменную плоскость, и поставил камни у самого уреза воды. При этом предки воздали должное духам.

Страшные сны мучают многих людей, находящихся близи Тасеевского идола. В этом месте сны всегда цветные и почти реальные. Некоторые люди утверждают, что видели над этой сопкой неопознанные летающие объекты.

Сопку, на которой находится Тасеевский идол, местные жители считают проклятым местом. Если где-то недалеко бушует гроза, то молнии удивительным образом “метятся” в сопку, будто верховное божество специально стреляет огненными стрелами в некую мишень. Древние люди заметили это свойство горы и поставили здесь статую хозяина Ангарской тайги – Тассевского идола.

В настоящее время каменный идол и жертвенные очаги-алтари в трещинах скальной гряды возле него носят название – “Усть-Тасеевский культовый комплекс”. Археологи датируют памятник 4 – 1 веками до нашей эры. По имеющимся сведениям Тасеевский идол, на сегодняшний день, самое северное из известных в Азии каменных изваяний эпохи раннего железа.

В то время в Сибири жизнь бурлила вовсю. Происходили процессы образования современных коренных народов. Племена приходили, уходили, погибали, сливались с другими и дробились.

На протяжении 600 – 700 лет люди замечали, что молнии бьют в одно и тоже место, несли хозяину в дар колчаны своих стрел, так как считали грозовые разряды стрелами неба. Сменяя друг друга, племена считали Тасеевского идола своим. А поскольку менялся внешний облик местного населения, менялся и лик идола.

Судя по технике исполнения и деталям оформления, первоначально идол был европеоидом. Изготовили идола в технике рельефной выбивки с прошлифовкой, предположительно в скифское время. Ученые полагают, что в 4 – 2 веках до нашей эры сибирские скифы были европеоидами.

От изначального облика каменным идолом унаследованы окладистая, почти русская борода, усы, высокий широкий лоб со сдвинутыми к переносице бровями, и массивный, с четко прорезанными ноздрями, нос. Эти детали выполнены очень технично, почти портретно и, очевидно, рукой одной мастера. В них есть что-то неуловимое от изображений могучих, грозных скифов на европейских античных изделиях.

В более позднее время идол несколько раз изменил свой облик. На лице появились следы совершенно другой техники – глубокого прорезания. В первую очередь пострадали глаза. Чья-то не совсем твердая рука придала им зауженный азиатский разрез. Затем “соавтор” незамысловато провертел глубокие зрачки. Потом досталось и носу. Предположительно, сначала была грубо оббита переносица, от чего нос стал более уплощенным, а затем двумя концентрическими линиями его узко свели к раскосым глазам. Очевидно, была попытка “побрить” бороду Тасеевского идола. Но в этом месте стелла наиболее массивна и тверда. Эта подработка была предпринята на рубеже новой эры. И связана с заменой господствовавшего здесь антропологического облика. Идол стал монголоидным.

Ну а третья “реставрация” была уже совсем незначительной. Датируется она временем прихода в Сибирь русских. Наверное, тунгусы, вкусившие от казаков табак, прорезали во рту идола отверстие для крепления трубки, да подкрасили зрачки охрой, придав им красный оттенок. Им же, очевидно, принадлежат грубо процарапанные каракули на близлежащих камнях скалы.

Стоит молчаливый свидетель ушедших времен, затерянный в глухой сибирской тайге, скупо делясь известными только ему тайнами. А само место у жителей до сих пор пользуется дурной славой. Может, потому из года в год на скалах уникального памятника археологии появляются то наспех процарапанные непотребные слова, то следы дроби от выстрелов.

Следующая за неолитом эпоха энеолита подарила миру каменные столбы-изваяния. До сих пор, а стеллы известны с 1721 года, в научном мире нет единого мнения о смысле изображений, причинах появления самих изваяний. Даже по поводу их возраста идут дикие дискуссии. Предположительно, каменные изваяния в долине Енисея появились в 3-2 тысячелетиях до нашей эры. Их относят к окуневской культуре, отсюда еще одно название каменных идолов – Окуневские стеллы.

По одной из гипотез Окуневские стеллы, ни что иное, как универсальная модель мироустройства.

Обычно изображения на лицевой стороне изваяния размещались тремя ярусами, обозначая вертикальное строение мира. На боковых гранях располагались солярные символы, отмечая круговое движение Солнца. В верхней части изваяния, где “движение Солнца достигает кульминации”, находится солнечное божество верхнего мира. В центральной части – изображали божество, с которым была сопряжена реальная, земная жизнь человека. В нижней части изваяния находится звероподобное существо нижнего, подземного мира, Мира Мертвых. Верования народов пришедших в хакасские степи около 4 тысяч лет назад, новая форма ведения хозяйства, коей являлось скотоводство, послужили основной причиной появления в традиционных образов новых деталей. Бычьи рога, большие, похожие на заячьи уши, третий “всевидящий” глаз и многие другие образы Окуневских стелл, навеяны мировоззрением пришлых племен.

Окуневские стеллы с их замысловатыми и загадочными изображениями свидетельствуют о сложной системе мировоззрения, сравнительно высоком духовном уровне духовной культуры населения Сибири. Они старше идолов острова Пасхи на 2 тысячи лет и стоят гораздо выше их в художественном отношении.

< НАЗАД | В НАЧАЛО | ДАЛЬШЕ >

Сайт управляется системой uCoz

petroglif.narod.ru

Технологическая карта урока "Религия первобытных людей"

Тема

Искусство и религия первобытных людей

Цель темы

Познакомить учащихся с зимними явлениями, научить различать признаки зимы.

Планируемый результат

Знать причины возникновения религии, ориентироваться в искусстве первобытного общества.

Основные понятия

Понятия:

- религия;

- искусство;

- Саутуола;

- Альтамира.

Межпредметные связи

История, русский язык, ИЗО

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Всебщая история. История древнего мира», рабочая тетрадь.

Тема: «Искусство и религия первобытных людей»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, интерактивная доска, мультимедийный диск к учебнику.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Технологическая карта урока «Искусство и религия первобытных людей».

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа

Формирование УУД

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей».

Работа по индивидуальным карточкам. Решение творческих задач.

Цель – актуализировать знания о родовых общинах охотников и собирателей.

Работа по индивидуальным карточкам. Взаимопроверка выполненных заданий.

Решение исторических творческих задач.

Организовать работу по взаимопроверке выполненных заданий учащихся.

Повторить с учащимися алгоритм решения творческих задач.

Провести инструктаж

I этап. Работа над решением творческих задач.

Соответствует ли вопрос ответу?

Коммуникативные

Регулятивные

Общеучебные

II этап. Работа над новым материалом.

Цель – обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Открытие нового знания. Путешествие на машине времени.

Работа с:

- Детской энциклопедией «Кирилла и Мефодия»

- рисунками первобытных людей

- понятием «живопись»

- лентой времени

Работа с учебником:

- чтение и выбор информации по вопросам учителя (возникновение пещерной живописи)

Продумать работу в парах: задай вопрос по картине: определи тему урока

Работа с толковым словарем.

Инструктаж по работе с лентой времени.

Помоги соседу определить на ленте времени дату возникновения искусства

Организовать работу групп.

Фронтальная работа по учебнику

II этап. Рассмотреть искусство первобытных людей по наскальным рисункам.

Работа с рисунками первобытных людей.

- Какие открытия сделали археологи в пещерах первобытных людей?

- Как можно назвать людей, которые создавали изображения?

Установить признаки возникновения искусства:

- отображение действительности;

- придание нарисованным изображениям мифических свойств.

Работа по учебнику. Стр. 22-23.

- Когда возникла пещерная живопись?

- По каким признакам ты это узнал?

- Каким словом можно назвать изготовление картин, скульптур?

- Попробуйте изобразить у себя в тетради рисунок, который был характерен для первобытного человека?

Коммуникативные

Регулятивные

Общеучебные

Цель – познакомить с возникновением религии первобытного человека

Физкультминутка для глаз.

Доклады учащихся:

- Человек создает богов.

- Идолы и колдуны.

- Что такое мифы.

Работа с дополнительным раздаточным материалом:

- чтение и выбор информации по вопросам учителя

- обобщение информации о религии первобытных людей

Работа с лентой времени.

Работа по иллюстрациям по вопросам учителя.

Работа с учебником:

- выбор информации на картинке

- обобщение информации о том как человек совершал обряды.

Беседа по прослушанным докладам.

- Работа с лентой времени.

Организовать работу в парах

Работа с толковым словарем.

Фронтальная работа по учебнику

III этап. Доклады учащихся по теме.

- Почему возникла вера в душу?

- Кто, по мнению первобытного человека управлял миром?

- Как называлось изображение бога из камня или дерева?

- Как назывались действия людей, с помощью которых они пытались задобрить богов?

- Объясните, отличались ли идолы у племен, занимающихся земледелием от племен, занимающихся охотой.

Лепка идола первобытного человека.

Учебник стр.24-25.

- что такое мифы?

Задать вопросы соседям по ряду.

-Попробуйте вылепить идола первобытного человека, если:

-ваше основное занятие охота;

-ваше основное занятие собирательство.

Как возникновение религии повлияло на жизнь первобытного человека?

Коммуникативные

Регулятивные

Общеучебные

познавательные, действия постановки и решения проблем,моделирование, знаково-символические, логически

Моделирование, логические, нравственно-этические, постановка вопросов.

Коммуникативные

Регулятивные

Общеучебные УУД

познавательные, действия постановки и решения проблем,моделирование, знаково-символические, логически)

V этап. Работа по индивидуальным заданиям Обобщение полученных знаний.

Цель – обобщить и закрепить полученные знания.

Рефлексия: Что я узнал о возникновении искусства и религии первобытного человека.

Фронтальный опрос

Работа по вариантам

Взаимопроверка

V этап. Самостоятельная работа по выполнению индивидуальных заданий.

1 вариант - задание № 2

2 вариант – задание № 3

3 вариант – задание № 4

Что мы сегодня узнали на уроке?

Ответили ли мы на главный вопрос урока?

Какая главная особенность религии?

Результат и его оценка

infourok.ru

Религиозные представления первобытных людей | Про самое интересное

Вера в духов, идолопоклонство

Благодаря обширным трудам известного русского исследователя Камчатки 18 века, Крашенинникова, в 21 веке можно с уверенностью судить о некоторых сторонах религиозных представлений камчадалов (ительменов).

religioznyie-predstavleniya-pervobyitnyih-lyudey

Почти, все вокруг, камчадалы наделили разнообразными духами, которых боялись больше, чем Бога.

У камчадалов иногда устанавливали в юртах не одного, а двух идолов: одного называли «хантай», а другого «ажушак». Хантая аборигены представляли таким образом: существо, похожее на сирену, то есть с головы по грудь – человек, а от груди и вниз – рыба.

Этот идол каждый год обновлялся во время грехов очищения. Нового ставили в юрте рядом со старым. По количеству идолов можно было узнать о возрасте юрты.

Ажушак – это столбик с отделанной человеческой головой, ставили его над посудой, как караульного, защищающего юрту от нечисти. В благодарность за это туземцы кормили ажушака, вымазывали его голову вареною рыбою или сараною (лилией).

Русский исследователь Новой Гвинеи Миклухо-Маклай так описывал идолов, популярных у папуасов. Идолов своих папуасы называли телумами. Они могли быть разными. Миклухо-Маклай видел его в виде женщины. Однажды он отдыхал в большой хижине (буамрамре) и увидел старый телум в виде человеческого тела с головой крокодила.

Заклинания первобытных племен

Известный исследователь чукчей конца 19 века Богораз-Тан так описал заклинания этого народа. У чукчей заклинаний существовало много. На каждую секунду жизни, на каждое действие и поступок в жизни существовало заклинание. Чукча поехал на оленях. Чтобы быстро доехать он должен произнести заговор. Женщины-чукчи шьют что-то и бормочут заклинания, чтобы нитка не порвалась.

Одни заклинания состоят из нескольких слов, другие можно слушать долго.

Заклинания, как имеющие большую силу и ценность, передавали по наследству. Чукча может купить заклинания у шаманов.

Чукчи на байдаре, например, охотились на моржей и вдруг увидели их на льду. Байдара при этом столкнулась с льдинками и произвела большой шум. Тогда чукча обязательно должен произнести заклинание, посвященное тому, чтобы уши моржа ничего не слышали. Причем сюжет заклинания чукча выдумает на ходу.

Жертвоприношения чукчей

Чукча идет на охоту в незнакомый район или на рыбалку к реке. Он непременно поделится с местностью частью своей провизии. Если чукча на суше, то раскидает жертвоприношение во все стороны. Если чукча на озере или реке, то и река получит свою долю жертвоприношения – оно полетит в воду.

Питерская культура »

Если понравился пост - твитните, буду благодарен.

vozlelesa.ru

Верования древних людей - talalaeva. History

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Первые люди в природном окружении. Древнейшие люди чувствовали связь с животными, растениями и неживой природой. Они верили, что камни растут и, как животные, способны порождать подобных себе. Были уверены, что животные и растения имеют свой язык и разговаривают между собой.Вся природа была для первых людей огромным живым существом. Она могла быть как в добродушном настроении, так и гневаться в ответ на плохое поведение даже отдельного человека. Люди были убеждены, что со временем они могут превратиться в различные животные и растения. Такие представления о природе сохранялись длительное время.Даже с образованием родового строя люди верили, что предками отдельных родов были определенные животные и растения. Так возникали такие названия, как, например, род журавля, волка, оленя. Когда однажды ученый показал туземцу Австралии фотокарточку его сородича, тот уверенно ответил: «Это такой же кенгуру, как и я». Знания и умения древнейших людей. Уже собиратели и охотники хорошо знали полезные и вредные растения, пути переходов, повадки и места обитания животных. Распознавали их следы. Ночью находили дорогу по звездам. Им были известны времена года. Знали приметы перемены погоды. С применением растительных, животных и минеральных средств они лечили желудочные заболевания, простуды, залечивали раны, переломы костей. Научились делать холодные и горячие примочки, спасали жизнь при ядовитых укусах, удаляли больные зубы.В языке первобытных людей были тысячи названий различных животных, птиц, змей, камней. Но они не очень быстро считали. Медленно слагали и умножали. Лучше было с делением. С этим действием они чаще сталкивались в жизни при разделе добычи.В окружающей природе древнейшие люди знали как полезное, так и вредное, опасное.Возникновение религии у первобытных людей.«Человек разумный» продолжал существовать в очень жестких природных условиях. Много людских жизней уносили эпидемии опасных болезней, сильные наводнения, извержения вулканов, землетрясения.Во время гроз от молний начинались большие пожары. Они губили все живое на огромных лесных пространствах. Морские штормы и ураганы всегда были опасными для рыбаков. Когда стада животных покидали места обитания охотников, наступала голодная смерть.Человек по-своему объяснял природные причины, которые вызывали эти грозные явления. Это привело к вере в сверхъестественные существа; верили, что они управляют всеми опасными природными явлениями и жизнью людей. Поэтому люди пытались задобрить этих могучих правителей мира. Так начали возни

sites.google.com

10. Религиозные представления древних людей. Первобытное искусство. - Мои статьи - Каталог статей

  Отчет на вопрос о религиозных представлениях древних людей следует искать у аборигенских народов Африки и Австралии, и по сей  день  сохраняющих  в  целом примитивный уклад жизни, сопоставляя полученные данные с археологическими находками. Хотя опять же таки мы должны понимать, что термин «религиозности» употребляется условно, поскольку религиозное мировоззрение должно быть организовано. 

  На  протяжении  сотен   тысячелетий    первобытный   человек   не   знал религии. Зачатки  религиозных  представлений  появились   не   раньше   эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть  только  тогда,  когда  человек сделал первые попытки понять явления природы. Непонятные и грозные  явления  природы,  болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и  ужас.  Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных  силах,  якобы способных  вызывать  эти   явления.   Это   и   было   началом   религиозных представлений.

  Считается, что тотемизм является главной формой архаичной веры и присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития.  Тотемизм способ оформления охот. культов («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает  «егород») — система религиозных представлений  о  родстве  между  группой  людей(обычно родом)  и  тотемом  —  мифическим  предком,  чаще  всего  каким-либоживотным или растением. К тотему относились  как  к  доброму  и  заботливомупредку и покровителю, который оберегает людей —  своих  родственников  —  отголода, холода, болезней и смерти. Каждый   род  носил  имя  своего  тотема,  но  могли  быть   и   более «специализированные» тотемы. Например, все  мужчины  племени  считали  своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.Выбор  тотемов  часто  связан  с  физико-географическим   характером местности.      Тотемизм — это религия ранне - родового общества, где  кровнородственныесвязи являются самыми  важными  между  людьми.  Подобные  же  связи  человекусматривает и в  окружающем  мире,  он  наделяет  всю  природу  родственнымиотношениями, животные и  растения,  составляющие  основу  жизни  охотника  исобирателя, становятся предметом его религиозных чувств. В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма  хранят  мифыо кентаврах, часто встречающиеся  мотивы  превращения  людей  в  животных  ирастения (например, миф о Нарциссе).   Животное, которое считалось тотемом -  было  священно  --  его  запрещалосьубивать. Впоследствии тотемное  животное  разрешалось  убивать,  но  голову,печень и сердце  есть  запрещалось.  Убивая  тотема,  люди  просили  у  негопрощения или  старались  возложить  вину  на  другого.  Пережитки  тотемизмавстречаются в религиях многих народов древнего Востока. В  древнем  Египте,например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и  другим  животным.  Сглубокой древности и по  сей  день  в  Индии  священными  животными  считаюттигров, обезьян, коров.Более того, для древних людей характерен фетишизм (предание какому-либо предмету сверхъестественной силы). Фетишем  мог  стать  любой  предмет, им  могбыть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Если его   владельцу  сопутствовалаудача, значит, фетиш обладает  магической  силой.  В  противном  случае  егозаменяли другим. У  некоторых  народов  существовал  обычай  благодарить,  аиногда и наказывать фетиши. До наших дней  дошло  множество  фетишей  в  форме  амулетов, которые должны оберегать своего владельца. Изображения предков также становились фетишами, которым  поклонялись. Иногда это идолы — человекоподобные  фигурки  из  дерева,  камня,  глины. Фетишизм тесно переплетается с другими формами  верований,  в  первуюочередь с тотемизмом.

 

В глубокой древности человек и не думал отделять себя  от  природы,  ноэто не значит, что он не стремился понять, объяснить  мир,  в  котором  жил.Видимо, одним из первых  способов  подобного  объяснения  стало  перенесениечеловеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий  мир.  Такродилась вера в то, что природа — живая. Всю  природу  человек  в своем  воображении  населил  духами.  Эта  форма  религиозных  представлений называется анимизмом (от лат. слова -  «анимус» -  дух).  Сон,  обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа (души) из тела. С  анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят  погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи -  украшения,  оружие  и запасы пищи.  По  представлению  первобытных  людей  эти  вещи  должны  были служить покойнику в его загробную жизни. Это  представление  способствовало  и  закреплению  племени  в  местах обитания,  поскольку   соплеменники   должны   быть   рядом   и   поддержать проснувшихся от долгого сна. Поскольку  предки,  похороненные  в  могилах  или   сожженные,   становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ,  подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а  следовательно,  появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было  с  ними общаться.      Другой формой первобытной религии была магия или колдовство. Это  была  верав  то,  что  человек  якобы  может  воздействовать  на  природу  различными«чудодейственными» приемами и заклинаниями. При развитии языка и ослаблении тотемизма возникает миф. 

  Стоит заметить, что религиозные представления древних людей тесно связаны с их искусством. 

   Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Мы не обладаем никакими данными, позволяющими с уверенностью утверждать, что человек разумный неандертальский был способен заниматься искусством. Человек современного вида эпохи палеолита был единственным, кто оставил в этой области неоспоримые доказательства. Появление искусства– признак прогрессивных охотничьих культур, относящихся к окончанию ледникового периода. Западная Европа – самый значительный очаг доисторического искусства.

   Рассматривая начала искусства в доисторическом прошлом следует учитывать два факта: 1) единственной областью творческой активности (верхнего палеолита (30 тысяч лет назад) и мезолита) явл. изобразительное искусство, по крайней мере, так принято считать, поскольку археология не может представить нам док-ва существования музыкальной (песнопения, сопровождаемые риторическими танцами), литературного (мифы) творчества, но, конечно, их существование не отвергается; 2) художественная деятельность лишь отчасти соответствует современному понятию искусства (это «не искусство ради искусства», а действие, связанное с пониманием сил природы, которая управляет жизнью людей).

  В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира. Вообще, всё доисторического искусство можно разделить на декоративно-прикладное (использование камня, рогов оленей, слоновой кости в качестве материала) и наскальную живопись (рисунки, барельефы и резные изображения не только стенах, но и потолках, полах пещер). Объекты искусства малых форм подразделяется на три типа: 1) статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта), 2) уплощенные предметы с гравировками и росписями и 3) рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами. Одной из первых находок подобных изделий была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух.

При этом археологи отмечают высокое мастерство обработки материала, несмотря на примитивные инструменты. Преобладают изображения животных, в основном крупных млекопитающих, таких как бизон, зубр, мамонтов, шерстистых носорогов и т. д. Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных – бизонов, лошадей, мамонтов - наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале. Участки пешер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Людей же изображают реже, большое количество женских фигур («Венера» из Виллендорфа, из Костёнок). Женщины – первые представители человеческого рода, которых стали изображать. Чаще в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно они изображались полными и обнажёнными, матерями, имеющих много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин – охотниц. По всей вероятности, их носили как амулеты, при чём все члены общины. Ведь только при изобилии пищи и спокойной жизни женщины могли рожать будущих сильных охотников.

Множество фигур носят «антроморфный» характер - полулюди, полуживотные (возможно, гибридные существа, входящих в состав мифологии охотников). В равной степени заслуживают упоминания так называемые силуэты рук, выполненные либо в позитивном, либо в негативном виде, которые иногда позволяют делать предположение о существовании обрядов калечения пальцев. Изображения растений крайне редки. Обнаружено множество загадочных знаков – от простых точек до сложный орнаментов. А также замечено, что пещеры с росписями не всегда служили жилищами. 

  Следует заметить, что в среднем каменном веке на стенах пещер изображаются группы танцующих или охотящихся людей. Наскальное изображение охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту, пока ещё слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное.

  Орнамент же появляется у людей нового каменного века, что является свидетельством того, что у них сильнее проявляется способность отвлекаться от конкретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты. Орнамент – искусство, связанное с измерением и числом.

antonyaz.do.am


Смотрите также