Наскальная живопись первобытного общества. Виды и особенности искусства первобытного общества. Наскальная живопись. Древние петроглифы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство первобытного общества. Наскальная живопись. Наскальная живопись первобытного общества


Искусство первобытного общества. Наскальная живопись

Билет № 1
  1. Искусство первобытного общества. Наскальная живопись.
Во второй половине 19 века впервые были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара. Перед исследователями предстал неведомый, огромный мир, полный загадок. Именно с этого времени начинается систематическое научное изучение первобытного искусства.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога – любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. В пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов внатуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные

Зарождение искусства относят в глубокую древность, в первобытную эпоху, к рубежу среднего и позднего палеолита (древнекаменный век, продолжавшийся от 20 млн. до 10 тыс. лет до н.э.). К этому времени относятся первые образцы наскальной живописи и скульптуры. Верхнепалеотическое искусство просуществовало примерно от 20 тыс. лет до 10 тыс. лет до н.э.) В нем выделяют наскальную живопись и изображения на различных предметах. От Атлантики до Сибири, от Центральной Европы до Африки поражают своим сходством характер гравировки на камне, кости, роге. Основные памятники пещерной живописи сосредоточены на территории современных государств Испании, Франции, Италии. Здесь создаются единые художественные ансамбли (история де Саутуолы и пещеры Альтамира, 280 метров изображений на потолке бизонов, лошадей, назвали «Сикстинской капеллой»). В росписях применялись часто встречающиеся в природных условиях сажа, охра, мел

Основную массу изображений наскального искусства и искусства малых форм составляют изображения животных: мамонта, носорога, дикой лошади, северного оленя, лани, быка, зубра, льва, медведя. Скульптура исполнялась, как в виде рельефа, так и круглая из камня, дерева, глины, кости. Часты изображения так называемых «палеотических Венер» - изображения богини-матери .

В эпоху мезолита (средний каменный век от 10-го до 5 тыс. до н.э.) появляются изображения на поверхности скал. Уже не зверь, а человек занимает центральное место. Изображаются сцены охоты. Художники показывают человеческие фигурки стилизованно, без одежд и лиц.

В эпоху неолита (новый каменный век – до 3 тыс. до н.э.) происходят существенные сдвиги в жизни людей – люди переходят к земледелию, скотоводству, приручают диких коз, овец, одомашнивают собаку, лошадь. Такая оседлость позволяет появиться гончарному производству. Распространяется расписная керамика. Особую роль играет орнамент. Везде (на территории Самарской области огромное количество находок) на керамических сосудах одни и те же геометрические узоры – розетки, кресты, спирали, многоугольники, прямые и волнистые линии, животные и природные формы. Ученые расшифровывают их как сакральные (посвященные богам, священные) знаки. Они имеют символический характер: волнистая линия – вода; ромб, квадрат – земля с четырьмя сторонам света, круг – солнце и т.д. Мир изображается и вертикально: например «мировое древо» - крона – небо, ствол – земля, корни – подземный мир.

  1. Афинский акрополь. Его создание, расположение, основные постройки.
Слово «акрополь» переводится словами «верхний город». Это укрепленная возвышенная часть древнегреческого города. Афинский акрополь – вершина греческого искусства, в котором сохранился знаменитый храм Парфенон, построенный в честь богини Афины. Кроме храмов, акрополь включал в себя:

1.Ворота

2.Храм Ники

3.Пинакотека

4.Пропилеи

5.Статуя Афины

6.Эрехтейон

7. Парфенон

Слово мегарон означает прямоугольное в плане помещение или главный зал дворца. В центре большой очаг, окруженный колоннами. Относится к микенской культуре, впоследствии станет прообразом христианского храма

  1. Определите памятник культуры.

Билет № 2

  1. Особенности древнегреческой культуры, её периодизация.
«Древняя история развивалась не только во времени — она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки...»

На смену древним цивилизациям пришла культура, которая стала основой, колыбелью всей европейской цивилизации. Ее идеалом стал образ человека-гражданина, гармонично развитого физически и духовно. Шедевры этой средиземноморской культуры на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов.

Как же называлась эта культура? Конечно, это античная культура. Возникла она в свободных городах-государствах Древней Греции, а позднее и в покорившем ее Риме.

Что же такое античность? Как возник этот термин? Античностью называют весь полуторатысячный период от возникновения в I тыс. до н. э. Древней Греции и до гибели Римской империи в V в. н. э. А античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима в соответствующий исторический период.

Слово «античность» произошло от латинского «antiques» — «древний». Возник этот термин впервые в XV в. в средневековой Италии, где в борьбе с церковной традицией утверждалась новая культура эпохи Возрождения, которая не знала восточных цивилизаций, значительно превосходящих по возрасту греческую. Спустя некоторое время термин «античность» вошел в европейскую культуру.

Античность можно разделить на следующие периоды исторического развития:

  1. Эгейская (крито-микепская) культура (Ш-П тыс. до н. э.)
  2. Культура Древней Греции (XI-I вв. до н. э.)
  • гомеровский период (XI—VIII вв. до н. э.
  • архаический период (VII-VI вв. до н. э.)
  • классический период (V-IV вв. до н. э.)
  • эллинистический период (TV-1 вв. до н. э.)
3. Культура этрусков (VIII—VI вв. до н. э.)

4. Культура Древнего Рима (V в. до н. э. — V в. н. э.)

  • период республики (V-I вв. до н. э.)
  • период империи (I в. до н. э. — V в, п. э.)
Конечно, эти рамки довольно условны, так как невозможно указать точные границы непрерывного, вечного процесса развития.

Каково же значение античной культуры, ее достижения и особенности?

Античная цивилизация внесла весомый вклад в историю мировой художественной культуры, оставаясь и по сей день идеалом красоты и образцом художественного вкуса. Трудно оценить значение художественного наследия этого периода. В античных памятниках культуры ярко выразились представления о мироздании, религиозные верования, нравственные идеалы и эстетические вкусы эпохи, завершившей многовековую историю Древнего мира.

«Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения — все это определяет непреходящую ценность античного искусства»

Античные наука и культура создавались свободными людьми, которые во всем, будь то постижение мироздания или человеческой личности, открывали гармонию. Гармоничность и одухотворенность определяли органичность и целостность греческой культуры.

Царицей античной пауки была философия. Греческих философов занимало происхождение Вселенной и природа всех вещей. Философские школы греков были свободными объединениями, собиравшими вокруг Учителя его единомышленников и учеников.

Но особое места в культуре античности занимали пластические искусства: архитектура, скульптура, живопись и декоративно-прикладное искусство, поражающие своим многообразием и богатством. Античная ордерная система до сих пор восхищает благородством форм и конструктивной простотой и используется в современной архитектуре. Неоценимым вкладом античности в мировое искусство можно считать разработанную систему изобразительных средств воспроизведения действительности: приемы анатомического строения и движения фигуры, представление трехмерного пространства и объемности предметов в нем.

  1. Мозаика – искусство складывания единого образа.
Слово «мозаика» происходит от лат. – посвященное музам. Это одна из разновидностей живописи, в которой изображение или орнамент составляются из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов. Так же большей частью мозаика используется для больших картин, которые создаются на внутренних и наружных стенах зданий – монументальная живопись. Располагаясь часто в открытых городских пространствах, чаще используется каменная, керамическая, смальтовая мозаика.

Искусство мозаики было известно в Древнем Египте, Древней Греции, в Средней Азии. Но особое значение она имела для римского искусства. Завоевав многие земли, образовав огромную римскую империю, римляне выработали такой критерий красоты: прекрасное должно быть большим. Огромные залы различных зданий имели мозаичный пол. Часто это было изложение целых мифов. Так недавно была раскопана вилла, которая сохранилась настолько хорошо, что большое пространство пола предстало чудесным изложением одного из самых известных греческих мифов (римляне многое почерпнули у завоеванной Греции) – миф о Минотавре. Все персонажи, причастные к этому мифу, с указанием имени, прекрасно выполнены, краски мозаичных кусочков не померкли и сегодня.

Для христианской Византии мозаика стала способом передачи божественного света. Для него готовились особые кусочки цветного стекла – смальта (сплав стекла с минеральными красками). Под эти кусочки подкладывались тончайшие золотые или серебряные листы. Все сверкало такими ярчайшими красками, что, захватив Константинополь, турки не разрушили один из самых чудесных соборов – Храм Святой Софии, укрыв мозаику под слоем штукатурки, и только в XX веке был снят этот слой, сегодня это музей двух вер: христианской и мусульманской.

Для Руси, перенявшей христианство от Византии, мозаика была первым способом украшения храмов. Сохранился Храм Святой Софии в Киеве, главную алтарную стену которого украшает мозаичная Оранта («нерушимая стена»). Многие соборы X-XI веков Чернигова, Владимира, Суздаля славились мозаичными картинами из цветной смальты. Позже это искусство было забыто. Возродил мозаику Михаил Васильевич Ломоносов, основав первую лабораторию, затем и фабрику для получения цветного стекла, создав около 110 оттенков смальты. Два года Ломоносов создавал огромную мозаику «Полтавская баталия», на которую пошло 1 030 000 кубиков разноцветной смальты.

  1. Определите памятник культуры.

Билет № 3

  1. Амарнский период в культуре Древнего Египта (реформы Эхнатона).
В истории эпохи Нового царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. В XV веке до н.э. в Египте правила династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура египетской истории, открытие которого произошло лишь в XX веке. Настолько было забыто, вытравлено, стерто имя фараона-еретика.

Фараон попробовал ввести единобожие, заменив всех многочисленных, зооморфного вида египетских богов одним животворящим образом солнца Атона. Его символом стал солнечный диск с отходящими от него лучами, которые заканчивались ладонями. В некоторых ладонях был знак жизни – анх. Аменхотеп изменил своё имя на Эхнатон (что означает «угодный Атону»). Эхнатон основал новую столицу и религиозный центр – город Ахетатон (в переводе «горизонт Атона»). Выстроил новую столицу на месте деревушки Амарны, поэтому иногда этот период египетского искусства называют «амарнским».

Окружив себя художниками и поэтами, он сломал традиционные правила в изобразительном искусстве: от живописцев и скульпторов он не требовал следования канону – главной особенности египетского искусства, - а лишь служения истине. На место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, приукрашенных, идеализированных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия пришли реалистические. Стали изображаться и семейные сцены – фараон с женой и детьми, что ранее не позволялось каноном. Домашняя непринужденная обстановка, приближенные, члены семьи на фоне чарующего пейзажа. Всемирно известным стал портрет супруги Эхнатона – Нефертити (что значит, «красавица пришла») в высоком головном уборе. Этот портрет – один из величайших шедевров, созданных мировым искусством.

Искусство Египта приобрело невиданные доселе формы и черты. Появились изящные рельефы, многоцветные росписи, изображения бытовых сцен, простых людей. Реформы Эхнатона отразились и в литературе. Появилась нерелигиозная лирика – любовная. Сам фараон сочинял стихи. Все искусство было проникнуто жизнелюбием, человечностью, стало носить светский характер. После смерти Эхнатона имя его почти полностью забыто, но для искусства его правление имело огромное значение. Несмотря на полное забвение идей фараона Эхнатона, характерные особенности амарнского искусства – свободная постановка фигур, живые непринужденные позы, передача непосредственного общения - оказали влияние на дальнейшее развитие египетского искусства. Нарушив каноны изображения один раз, с ним стали обращаться более свободно.

  1. Основные типы храмовых сооружений Древней Греции.
По представлению эллинов боги могли находиться не только в природных стихиях (на облаках, в море), но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв ставились алтари. Позже, в эпоху архаики, когда появились статуи богов, возникло сужде- ние, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие боги подобны людям, хотя и более совершенны. Так появился храм — жилище, или дом бога, внутри которого находилась его статуя. Первые «жилища богов», которые практически не сохранились, были скромными и строились из дерена и сырцовых кирпичей па каменном основании. С VII в. до н. э. для сооружения храмов стали использовать камень. Уже в эпоху архаики главным типом монументального сооружения в Древней Греции становится храм.

Каковы же особенности греческих храмов? Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги — это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре.

В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом. Каждый полис стремился при сооружении храма превзойти другие города.

В отличие от египетских храмов греческий храм не был обособленным и строился с расчетом восприятия снаружи. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих. Последние собирались перед храмом, вход в который располагался на востоке.

В основе планировочной структуры храма лежал жилой дом типа мегарон, где очаг был заменен статуей божества. Внутреннее пространство состояло из центральной части – святилища, где стояла статуя божества, и передней части — портика.

Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным (разделялось внутренними колоннами на три продольные часта нефа). В среднем нефе помещалась фигура бога.

Какие же типы храмов сложились в Древней Греции?

В зависимости от расположения колонн храмы подразделял на следующие типы:

  1. «Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами, между которыми вились одна-две колонны. (Обычно на фасаде античного храма было четное количество колонн).
  2. Если колонны располагались перед одним из фасадов (восточным), такой храм назывался простиль.
  3. Если колонны располагались перед двумя противоположными торцевыми фасадами, то такой храм назывался амфипростиль.
  4. Если же колоннада окружала прямоугольное здание xpaма по всему периметру,
то такой храм назывался периптер, что означает «оперенный». Это самый распространенный классический тип греческого храма.

5.Храм с двойным рядом колонн назывался диптер.

6. Был и круглый в плане храм - моноптер, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей

ist.na5bal.ru

Виды и особенности искусства первобытного общества. Наскальная живопись. Древние петроглифы :: ashanet.ru

Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал – иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

Выдающиеся памятники палеолита

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе – мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Росписи на скалах

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Выдающиеся памятники палеолита

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита – его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название "Сикстинской капеллы каменного века". В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Наскальная живопись пещеры Альтамир

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно – в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа – хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры –первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

Петроглифы России

В России петроглифы получили название "писаниц", и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения – мегалиты.

Зооморфная скульптура

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних "художников" о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Темы первобытного искусства

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

ashanet.ru

Искусство первобытного общества. Наскальная живопись

Билет № 1
  1. Искусство первобытного общества. Наскальная живопись.
Во второй половине 19 века впервые были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара. Перед исследователями предстал неведомый, огромный мир, полный загадок. Именно с этого времени начинается систематическое научное изучение первобытного искусства.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога – любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. В пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов внатуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные

Зарождение искусства относят в глубокую древность, в первобытную эпоху, к рубежу среднего и позднего палеолита (древнекаменный век, продолжавшийся от 20 млн. до 10 тыс. лет до н.э.). К этому времени относятся первые образцы наскальной живописи и скульптуры. Верхнепалеотическое искусство просуществовало примерно от 20 тыс. лет до 10 тыс. лет до н.э.) В нем выделяют наскальную живопись и изображения на различных предметах. От Атлантики до Сибири, от Центральной Европы до Африки поражают своим сходством характер гравировки на камне, кости, роге. Основные памятники пещерной живописи сосредоточены на территории современных государств Испании, Франции, Италии. Здесь создаются единые художественные ансамбли (история де Саутуолы и пещеры Альтамира, 280 метров изображений на потолке бизонов, лошадей, назвали «Сикстинской капеллой»). В росписях применялись часто встречающиеся в природных условиях сажа, охра, мел

Основную массу изображений наскального искусства и искусства малых форм составляют изображения животных: мамонта, носорога, дикой лошади, северного оленя, лани, быка, зубра, льва, медведя. Скульптура исполнялась, как в виде рельефа, так и круглая из камня, дерева, глины, кости. Часты изображения так называемых «палеотических Венер» - изображения богини-матери .

В эпоху мезолита (средний каменный век от 10-го до 5 тыс. до н.э.) появляются изображения на поверхности скал. Уже не зверь, а человек занимает центральное место. Изображаются сцены охоты. Художники показывают человеческие фигурки стилизованно, без одежд и лиц.

В эпоху неолита (новый каменный век – до 3 тыс. до н.э.) происходят существенные сдвиги в жизни людей – люди переходят к земледелию, скотоводству, приручают диких коз, овец, одомашнивают собаку, лошадь. Такая оседлость позволяет появиться гончарному производству. Распространяется расписная керамика. Особую роль играет орнамент. Везде (на территории Самарской области огромное количество находок) на керамических сосудах одни и те же геометрические узоры – розетки, кресты, спирали, многоугольники, прямые и волнистые линии, животные и природные формы. Ученые расшифровывают их как сакральные (посвященные богам, священные) знаки. Они имеют символический характер: волнистая линия – вода; ромб, квадрат – земля с четырьмя сторонам света, круг – солнце и т.д. Мир изображается и вертикально: например «мировое древо» - крона – небо, ствол – земля, корни – подземный мир.

  1. Афинский акрополь. Его создание, расположение, основные постройки.
Слово «акрополь» переводится словами «верхний город». Это укрепленная возвышенная часть древнегреческого города. Афинский акрополь – вершина греческого искусства, в котором сохранился знаменитый храм Парфенон, построенный в честь богини Афины. Кроме храмов, акрополь включал в себя:

1.Ворота

2.Храм Ники

3.Пинакотека

4.Пропилеи

5.Статуя Афины

6.Эрехтейон

7. Парфенон

Слово мегарон означает прямоугольное в плане помещение или главный зал дворца. В центре большой очаг, окруженный колоннами. Относится к микенской культуре, впоследствии станет прообразом христианского храма

  1. Определите памятник культуры.

Билет № 2

  1. Особенности древнегреческой культуры, её периодизация.
«Древняя история развивалась не только во времени — она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки...»

На смену древним цивилизациям пришла культура, которая стала основой, колыбелью всей европейской цивилизации. Ее идеалом стал образ человека-гражданина, гармонично развитого физически и духовно. Шедевры этой средиземноморской культуры на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов.

Как же называлась эта культура? Конечно, это античная культура. Возникла она в свободных городах-государствах Древней Греции, а позднее и в покорившем ее Риме.

Что же такое античность? Как возник этот термин? Античностью называют весь полуторатысячный период от возникновения в I тыс. до н. э. Древней Греции и до гибели Римской империи в V в. н. э. А античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима в соответствующий исторический период.

Слово «античность» произошло от латинского «antiques» — «древний». Возник этот термин впервые в XV в. в средневековой Италии, где в борьбе с церковной традицией утверждалась новая культура эпохи Возрождения, которая не знала восточных цивилизаций, значительно превосходящих по возрасту греческую. Спустя некоторое время термин «античность» вошел в европейскую культуру.

Античность можно разделить на следующие периоды исторического развития:

  1. Эгейская (крито-микепская) культура (Ш-П тыс. до н. э.)
  2. Культура Древней Греции (XI-I вв. до н. э.)
  • гомеровский период (XI—VIII вв. до н. э.
  • архаический период (VII-VI вв. до н. э.)
  • классический период (V-IV вв. до н. э.)
  • эллинистический период (TV-1 вв. до н. э.)
3. Культура этрусков (VIII—VI вв. до н. э.)

4. Культура Древнего Рима (V в. до н. э. — V в. н. э.)

  • период республики (V-I вв. до н. э.)
  • период империи (I в. до н. э. — V в, п. э.)
Конечно, эти рамки довольно условны, так как невозможно указать точные границы непрерывного, вечного процесса развития.

Каково же значение античной культуры, ее достижения и особенности?

Античная цивилизация внесла весомый вклад в историю мировой художественной культуры, оставаясь и по сей день идеалом красоты и образцом художественного вкуса. Трудно оценить значение художественного наследия этого периода. В античных памятниках культуры ярко выразились представления о мироздании, религиозные верования, нравственные идеалы и эстетические вкусы эпохи, завершившей многовековую историю Древнего мира.

«Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения — все это определяет непреходящую ценность античного искусства»

Античные наука и культура создавались свободными людьми, которые во всем, будь то постижение мироздания или человеческой личности, открывали гармонию. Гармоничность и одухотворенность определяли органичность и целостность греческой культуры.

Царицей античной пауки была философия. Греческих философов занимало происхождение Вселенной и природа всех вещей. Философские школы греков были свободными объединениями, собиравшими вокруг Учителя его единомышленников и учеников.

Но особое места в культуре античности занимали пластические искусства: архитектура, скульптура, живопись и декоративно-прикладное искусство, поражающие своим многообразием и богатством. Античная ордерная система до сих пор восхищает благородством форм и конструктивной простотой и используется в современной архитектуре. Неоценимым вкладом античности в мировое искусство можно считать разработанную систему изобразительных средств воспроизведения действительности: приемы анатомического строения и движения фигуры, представление трехмерного пространства и объемности предметов в нем.

  1. Мозаика – искусство складывания единого образа.
Слово «мозаика» происходит от лат. – посвященное музам. Это одна из разновидностей живописи, в которой изображение или орнамент составляются из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов. Так же большей частью мозаика используется для больших картин, которые создаются на внутренних и наружных стенах зданий – монументальная живопись. Располагаясь часто в открытых городских пространствах, чаще используется каменная, керамическая, смальтовая мозаика.

Искусство мозаики было известно в Древнем Египте, Древней Греции, в Средней Азии. Но особое значение она имела для римского искусства. Завоевав многие земли, образовав огромную римскую империю, римляне выработали такой критерий красоты: прекрасное должно быть большим. Огромные залы различных зданий имели мозаичный пол. Часто это было изложение целых мифов. Так недавно была раскопана вилла, которая сохранилась настолько хорошо, что большое пространство пола предстало чудесным изложением одного из самых известных греческих мифов (римляне многое почерпнули у завоеванной Греции) – миф о Минотавре. Все персонажи, причастные к этому мифу, с указанием имени, прекрасно выполнены, краски мозаичных кусочков не померкли и сегодня.

Для христианской Византии мозаика стала способом передачи божественного света. Для него готовились особые кусочки цветного стекла – смальта (сплав стекла с минеральными красками). Под эти кусочки подкладывались тончайшие золотые или серебряные листы. Все сверкало такими ярчайшими красками, что, захватив Константинополь, турки не разрушили один из самых чудесных соборов – Храм Святой Софии, укрыв мозаику под слоем штукатурки, и только в XX веке был снят этот слой, сегодня это музей двух вер: христианской и мусульманской.

Для Руси, перенявшей христианство от Византии, мозаика была первым способом украшения храмов. Сохранился Храм Святой Софии в Киеве, главную алтарную стену которого украшает мозаичная Оранта («нерушимая стена»). Многие соборы X-XI веков Чернигова, Владимира, Суздаля славились мозаичными картинами из цветной смальты. Позже это искусство было забыто. Возродил мозаику Михаил Васильевич Ломоносов, основав первую лабораторию, затем и фабрику для получения цветного стекла, создав около 110 оттенков смальты. Два года Ломоносов создавал огромную мозаику «Полтавская баталия», на которую пошло 1 030 000 кубиков разноцветной смальты.

  1. Определите памятник культуры.

Билет № 3

  1. Амарнский период в культуре Древнего Египта (реформы Эхнатона).
В истории эпохи Нового царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. В XV веке до н.э. в Египте правила династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура египетской истории, открытие которого произошло лишь в XX веке. Настолько было забыто, вытравлено, стерто имя фараона-еретика.

Фараон попробовал ввести единобожие, заменив всех многочисленных, зооморфного вида египетских богов одним животворящим образом солнца Атона. Его символом стал солнечный диск с отходящими от него лучами, которые заканчивались ладонями. В некоторых ладонях был знак жизни – анх. Аменхотеп изменил своё имя на Эхнатон (что означает «угодный Атону»). Эхнатон основал новую столицу и религиозный центр – город Ахетатон (в переводе «горизонт Атона»). Выстроил новую столицу на месте деревушки Амарны, поэтому иногда этот период египетского искусства называют «амарнским».

Окружив себя художниками и поэтами, он сломал традиционные правила в изобразительном искусстве: от живописцев и скульпторов он не требовал следования канону – главной особенности египетского искусства, - а лишь служения истине. На место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, приукрашенных, идеализированных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия пришли реалистические. Стали изображаться и семейные сцены – фараон с женой и детьми, что ранее не позволялось каноном. Домашняя непринужденная обстановка, приближенные, члены семьи на фоне чарующего пейзажа. Всемирно известным стал портрет супруги Эхнатона – Нефертити (что значит, «красавица пришла») в высоком головном уборе. Этот портрет – один из величайших шедевров, созданных мировым искусством.

Искусство Египта приобрело невиданные доселе формы и черты. Появились изящные рельефы, многоцветные росписи, изображения бытовых сцен, простых людей. Реформы Эхнатона отразились и в литературе. Появилась нерелигиозная лирика – любовная. Сам фараон сочинял стихи. Все искусство было проникнуто жизнелюбием, человечностью, стало носить светский характер. После смерти Эхнатона имя его почти полностью забыто, но для искусства его правление имело огромное значение. Несмотря на полное забвение идей фараона Эхнатона, характерные особенности амарнского искусства – свободная постановка фигур, живые непринужденные позы, передача непосредственного общения - оказали влияние на дальнейшее развитие египетского искусства. Нарушив каноны изображения один раз, с ним стали обращаться более свободно.

  1. Основные типы храмовых сооружений Древней Греции.
По представлению эллинов боги могли находиться не только в природных стихиях (на облаках, в море), но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв ставились алтари. Позже, в эпоху архаики, когда появились статуи богов, возникло сужде- ние, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие боги подобны людям, хотя и более совершенны. Так появился храм — жилище, или дом бога, внутри которого находилась его статуя. Первые «жилища богов», которые практически не сохранились, были скромными и строились из дерена и сырцовых кирпичей па каменном основании. С VII в. до н. э. для сооружения храмов стали использовать камень. Уже в эпоху архаики главным типом монументального сооружения в Древней Греции становится храм.

Каковы же особенности греческих храмов? Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги — это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре.

В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом. Каждый полис стремился при сооружении храма превзойти другие города.

В отличие от египетских храмов греческий храм не был обособленным и строился с расчетом восприятия снаружи. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих. Последние собирались перед храмом, вход в который располагался на востоке.

В основе планировочной структуры храма лежал жилой дом типа мегарон, где очаг был заменен статуей божества. Внутреннее пространство состояло из центральной части – святилища, где стояла статуя божества, и передней части — портика.

Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным (разделялось внутренними колоннами на три продольные часта нефа). В среднем нефе помещалась фигура бога.

Какие же типы храмов сложились в Древней Греции?

В зависимости от расположения колонн храмы подразделял на следующие типы:

  1. «Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами, между которыми вились одна-две колонны. (Обычно на фасаде античного храма было четное количество колонн).
  2. Если колонны располагались перед одним из фасадов (восточным), такой храм назывался простиль.
  3. Если колонны располагались перед двумя противоположными торцевыми фасадами, то такой храм назывался амфипростиль.
  4. Если же колоннада окружала прямоугольное здание xpaма по всему периметру,
то такой храм назывался периптер, что означает «оперенный». Это самый распространенный классический тип греческого храма.

5.Храм с двойным рядом колонн назывался диптер.

6. Был и круглый в плане храм - моноптер, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей

fil.na5bal.ru


Смотрите также