Первобытная эпоха возникновение цивилизаций. Первобытное состояние человечества и предпосылки возникновения древних цивилизаций
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации. Первобытная эпоха возникновение цивилизаций


Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

 

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

 



infopedia.su

Этапы развития первобытной цивилизации

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Каменный век. Палеолит (1 млн. ― 13 тыс. лет назад)

Период раннего палеолита 1 млн. — 150 тыс. лет до н.э. (от греч. «палео» ― «древний» и «литос» ― «камень»). Основной тип человека: «питекантроп», «синантроп». Люди ашелльской культуры в основном пользовались дарами природы и пожирали себе подобных. Однако умели изготавливать каменное универсальное орудие ― обоюдоострое рубило, 300–200 тыс. лет назад научились пользоваться огнем (многометровый слой золы в кострище в пещере Чжоукоудянь; кострища возрастом более 1 млн. лет назад обнаружены в Африке). Основной тип социальной организации ― первобытное стадо ― непостоянные небольшие сообщества первобытных людей, организованные с целью добывания пищи. Господство потребляющих форм хозяйствования: собирательство, охота и рыболовство.

Период среднего палеолита 150—40 тыс. лет до н.э.В результатенаступления ледниковогопериода 100 тыс. лет назад резкого ухудшились природные условия на территории России, Центральной и Западной Европы. Важнейшим условием выживания стало умение пользоваться огнем (для обогрева жилища, приготовления пищи и защиты от хищников). Исследования археологов позволили проследить усовершенствование орудий труда и охоты из кости и заточенного камня ― обоюдоострые рубила, отщепы для разделки туш, деревянные копья с каменными наконечниками, скребки. Преимущественно питались мясом за счет охоты и каннибализма.

Основной тип социальной организации ― матриархальный род, что было обусловлено более важной ролью в сохранении рода женщин. Женщины давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами.

Характерно появление первых мистических/религиозных верований (похороны мертвецов и украшение могил цветами). В период контактов с сапиенсами возникли зачатки искусства (ожерелье из когтей медведя, «флейта» из кости, «скульптура»).

В результате обострения борьбы за источники пропитания и неспособности приспособиться к новым условиям существования множество стад первобытных охотников-неандертальцев погибло.

Период позднего палеолита (40—13 тыс. лет до н.э.). Утверждение в Евразии и Африке человека кроманьонского типа (30—20 тыс. лет до н.э.). Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы.

Основной тип социальной организации ― родовая матриархальная община, характеризующаяся относительной оседлостью. Родовая община ― постоянный коллектив людей, связанных кровными узами, обладающих общим имуществом и ведущих примитивное совместное хозяйство; характерно уравнительное распределение материальных благ при наличии гендерной и возрастной стратификации общества, как единственных форм разделения труда. Род регулировал брачные, хозяйственные и религиозные отношения.

На данном этапе возникла языческая религия, которая проявлялась в 4-х формах: тотемизм (вера в происхождение рода от одного предка), анимизм (вера в наличие души), магия (колдовство) и фетишизм (убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу). Вера в благоприятные или неблагоприятные приметы ― фетиш,вызвала необходимость создания фигурок животных и амулетов, приносящих удачу владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший кровь врага или съевший его сердце, приобретает особую силу.

Произошел качественный скачок в культурном развитии: возникновение искусства (наскальная живопись), ускорение технического прогресса, усовершенствование приемов охоты (негативное последствие —вымирание крупных животных 10 тыс. лет назад).

Эпоха мезолита 13—8 тыс. лет до н.э. (от греч. «мезос» ― «средний» и «литос» ― «камень») характеризуется благоприятным изменением природных условий. Отступление ледников создает условия для заселения новых территорий. Численность населения Земли составляла 10 млн. человек.

Основной тип социальной организации ― родовая матриархальная община. Основные занятия человека: собирательство, охота, рыболовство, приручение животных (собака, свинья). Усложнение процесса изготовления и появление новых орудий труда: лук, долото, топор, ножи, копья, лодки и др.

Эпоху мезолита характеризует наступление нового этапа в познании мира, о чем свидетельствует развитие наскальной живописи, изготовление украшений (бус) и статуэток с изображением людей и животных. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в искусстве. Многие из них связаны с ритуалами и обрядами первобытной магии. Охоте, лечению больного, выбору пары предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита изготавливали ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось усложнению похоронного ритуала. В погребения клали украшения, орудия труда и запасы пищи, что доказывает наличие убеждения в существовании потустороннего мира жизни человека.

Укрепление веры в высшие силы, которые могли помогать или вредить, вызвало необходимость жертвоприношений в виде части добычи или человеческих жертвоприношений. Заметную роль в жизни первобытных племен начали играть жрецы (шаманы, колдуны),

Формирование ранней социальной стратификации первобытного общества: вожди (избирались самые сильные и опытные охотники), старейшины (наиболее опытные члены рода) и жрецы (обладали умением общаться с высшими силами, знатоки целебных трав).

Эпоха неолита 8—3 тыс. лет до н.э. (от греч. «неос» ― «новый» и «литос» ― «камень»). В 10 тыс. до н.э. человек идеально приспособился к условиям среды обитания, и как господствующий вид, утвердился на всех континентах земли. Однако совершенствование орудий охоты привело к массовому истреблению животных, что подрывало основы существования первобытных людей. Платой за прогрессстал голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции. Это был первый в истории кризис развития цивилизации, решение которого шло 2-мя путями:

1. Племена экваториальной зоны Африки, Южной Америки, островов Юго-Восточной Азии и Тихого океана, Австралии, Севера Европы как бы замерли в развитии и познании окружающего мира. Система запретов (табу), ограничивающая охоту и потребление пищи, предотвращала рост населения, препятствовала изменению образа жизни и развитию знаний. Это привело к сохранению мезолитического типа хозяйства и культуры.

2. На территории современных государств ― Египте, Иране, Ираке, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу ― где были благоприятные природные условия, произошел прорыв на качественно новый уровень развития. Люди перешли к осознанному преобразованию природной среды, что создало условия длянеолитической революции ― переходу от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности, от охоты к скотоводству (первая отрасль), от собирательства к земледелию. Неолитическая революция создала условия для возникновения первых аграрно-скотоводческих культур, в которых рост производительности труда способствовал увеличению количества продуктов в рационе питания.

Произошли существенные изменения в структуре общественных отношений. Углубилось общественное разделение труда.

І разделение труда ― из земледелия выделилось скотоводство;

ІІ разделение труда ― самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (ткачество, гончарство, изготовление лодок и колесных повозок, приводимых в движение лошадьми, волами и ослами). Усложнилась специализация труда между ремесленниками (одни поселения специализировались на оружии, другие ― ткачестве или изготовлении посуды).

ІІІ разделение труда ― возникновение избытков продукции стало основой развития торговли, выделение торговли из производственного цикла. Господствующей формой оставался натуральный обмен между племенами, расширение которого вызвало необходимость в едином эквиваленте стоимости товаров ― деньгах.

Постепенно в обществе зарождалось имущественное неравенство. Вожди, жрецы, умелые ремесленники стали накапливали имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Изменения были характерны в области гендерных ролей в обществе. Для раннего периода первобытной цивилизации (от палеолита до развитого неолита) характерно существование матриархата. Матриархат (лат. Mater ― мать і грец. άρχη ― власть) ― особая форма первобытного общества, в котором родовые группы создавались на основе родства по женской лини. В период раннего матриархата (палеолит и ранний неолит) основой равноправного положения полов в обществе было занятие женщин собирательством, мужчин ― охотой, примитивным рыболовством занимались представители обоих полов. Развитый матриархат характеризовался ведущим положением женщин в обществе, что определили новые отрасли хозяйствования ― мотыжное земледелие, развитое рыболовство и разведение домашнего скота.

Ячейкой матриархатного общества была материнская семья ― большая группа (200‒300 особ) близких родственников по женской линии, которые выступали хозяйственными единицами, коллективно владеющие родовой общинной землей. Во главе материнского рода стояла старшая женщина. Характерным явлением была полиандрия (многомужество).

В эпоху неолита люди продолжали жить большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Для избегания генетического вырождения мужчины и женщины из одного рода не могли вступать в брак друг с другом. Девушек отдавали замуж в другие рода, из них мужчины брали себе жен. Из рода в род переходили женщины, мужчины оставались постоянным ядром своей семьи. Степень родства стала учитываться по мужской линии. В некоторых племенах женщины выполняли функцию своеобразного товара, который одна семья продавала другой. При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, оставалось в ней.

megapredmet.ru

Первобытное состояние человечества и предпосылки возникновения древних цивилизаций

Первобытное состояние человечества и предпосылки возникновения древних цивилизаций.

 

Археология различает три основных века (эпохи, периода) в истории человечества:

                                каменный,

                                   бронзовый, 

                                         железный. 

Каменный — самый древнейший и длительный из них. В это время основные орудия труда и оружия человек изготавливал из камня, дерева, кости и рога. Лишь в самом конце каменного века древние обитатели южной части Евразийского континента впервые познакомились с медью, используя ее для изготовления украшений и отдельных предметов обихода. 

Длительный период каменного века принято делить на три стадии:

o — древний каменный век, или палеолит; 

o — средний каменный век, или мезолит; 

o — новый каменный век, или неолит.

ПАЛЕОЛИТ

Палеолит — наиболее продолжительный период. Начало его восходит к зарождению человеческого общества, как предполагается большинством современных ученых, в тропических областях Африки и Южной Азии, откуда люди впоследствии еще в глубокой древности постепенно распространились по всему миру.

Палеолит делится на три периода:

— нижний (или ранний), подразделяемый на эпохи дошелльскую, шелльскую и ашельскую; 

— средний, составляющий т.н. мустьерскую эпоху; 

— поздний (или верхний).

В областях прилегающих к Черному морю, как предполагают, основываясь на данных современной науки (археологии, геологии, палеоантропологии, палеонтологии), древнейшие люди появились в раннем палеолите, в шелльскую эпоху, примерно 700 тысяч лет тому назад. На территории Крыма обнаружены следы пребывания древних людей, где в многочисленных пещерах они могли найти великолепные убежища, — временные стоянки и базовые лагеря первобытных охотников, относящиеся к эпохе ашеля (300-100 тысяч лет тому назад) и мустье (100-40 тысяч лет тому назад). 

 Основные занятия людей в этот период собирательство и охота.

Во время позднего палеолита (40-15 тысяч лет тому назад), проживающие в Крыму люди, как свидетельствуют находки, научились сверлить кость, на кости и роге появляются первые гравировки. Тогда же происходит заселение Крыма кроманьонскими людьми (по названию пещеры Кро-Маньон во Франции, где были впервые обнаружены самые древние скелеты людей современного вида), которых считают непосредственными предками современного человека. Кроме собирательства и охоты, развивается также рыболовство.

МЕЗОЛИТ

XIII-V тысячелетие до н. э. — эпоха мезолита. Закончился ледниковый период, природная среда приобрела постепенно современный характер, ландшафт стал также близок к современному. Изменились условия жизни людей, на смену облавной пришла загонная не только лесная, но и степная охота. Это обусловило возникновение новых форм организации человеческого общества и появления принципиально новых орудий труда (например, лука и стрел). В этот период зарождается такой род деятельности, как ремесленничество, появляются зачатки земледелия и скотоводства. В Крыму в этот период господствуют кроманьонцы, люди близкие к современному типу. В это время происходит обособление одних групп от других, группирование родственных общин в одном регионе. Археологи прослеживают это явление, выделяя так называемые археологические культуры. Мезолитические памятники Крыма в горной и предгорной части полуострова объединяют в так называемую крымскую культуру.

НЕОЛИТ

Около VII тысяч лет тому назад в Причерноморье и в Крыму начинается эпоха неолита. На смену долгому периоду охоты, собирательства, рыболовства приходит земледелие и скотоводство. Стало развиваться гончарное производство, усложнился процесс и технологии изготовления орудий труда (освоено сверление, полирование, пиление) — это превратилось в самостоятельное занятие. Люди стали селиться поселками в составе одного или нескольких родов. В результате роста и объединения родовых организаций стали появляться более крупные объединения — племена. В этот период неолитические поселения распространились на всей территории Крыма, в том числе и в степной зоне, включая и Керченский полуостров. Неолитическая культура степной зоны Крыма развивалась в тесном контакте с приазовско-днепровской культурой, о чем свидетельствуют найденные археологами поселения и могильники.

ЭНЕОЛИТ

Между каменным веком и бронзовым выделяют медно-каменный век, или энеолит. Появляются первые изделия из металла: медные топоры, тесла, а также украшения из меди, золота и серебра, хотя основные орудия труда, по-прежнему, изготовлялись из камня, кости и рога. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате эволюции, усовершенствования орудий труда и приспособления к окружающим условиям жизни, человечество стало резко увеличивать свою численность, что привело к демографическому давлению. Для того чтобы прокормиться необходимо было расширить экологическую нишу путем фундаментальных открытий. Все это привело к рождению нового типа людей и началу войн за жизненное пространство.

Люди жили единым коллективом (чтобы выжить). Вождь мало чем отличался от своих сородичей. Самым тяжелым наказанием считалось изгнание из племени.

И вот,

матриархат сменился патриархатом

из собирательства — земледелие,

из охоты — скотоводство

______________________

уже не требовалось жить сообща!

 

Человечество от родовой общины переходит к соседской — произошло Великое Расселение Земледельцев .

Приблизительно в 3-2 тыс до н.э. часть человечества совершила гигантский прорыв: перешла от первобытности к цивилизации.

Причиной разложения первобытнообщинного строя явилось отделение ремесла от сельского хозяйства, что привело к коренным изменениям в общественной и экономической жизни людей.

Структура общества усложняется: появляются разные социальные слои, которые необходимо примерить между собой — все это приводит к образованию государства — системы органов управления и его подавления.

Появляется письменность, законы, религии, города — зарождаются первые (древние) цивилизации. Их особенностью является: отсутствие предшествующих цивилизационных традиций. Они сами их создают, преодолевая первобытность.

Дополнительная информация. 

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

Пещера Альтамира

Пещера Альтамира, Испания, 1879 год

Мария, дочка сеньора дон Марселино де Саутуолы, которой наскучило наблюдать за тем, как её отец раскапывал один из залов Альтамиры, отправилась путешествовать по подземелью.

— Папа! — воскликнула она внезапно, голос её глухо прозвучал в тишине. — Папа, смотри, быки! «Быки», замеченные дочерью Саутуолы в пещере, оказались древними бизонами. И правда, прямо на потолке резвились, паслись, неслись во весь опор бизоны. И тут же находились дикая лошадь и вепрь.

Впоследствии поколения исследователей, художников, просто любителей древностей и искусства будут восхищаться немеркнущими красками, удивительной точностью в передаче повадок животных, зрелостью рисунков. Впоследствии многочисленные тома будут написаны об одной только пещере Альтамира. Но это будет потом. А пока Саутуола, спустившийся в пещеру, как заворожённый, смотрел на невиданную картинную галерею.

borzilova.ru


Смотрите также