Возникновение земледелия и скотоводства. Первобытное земледелие и скотоводство
Возникновение земледелия и скотоводства
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ
Возникновение земледелия и скотоводства
Проверка домашнего задания:
1. Долгое время ученые не знали о том, что первобытные люди умели рисовать. Расскажите, как была открыта пещерная живопись.
2. Опишите по рисункам учебника (с. 18—19) изображения, созданные первобытными художниками. Какую роль играли животные в жизни людей? Почему первобытные люди создавали фигурки женщин?
3. Как ученые узнали, что у первобытных людей возникла вера в колдовство? Ответить на вопрос помогут резные изображения зверей (с. 17).
4. Опишите по рисунку (с. 17) раскопанную древнюю могилу. Что можно узнать в результате раскопок древних могил?
5. Как представляли себе «страну мертвых» первобытные люди?
6. Расскажите о вере в оборотней. Кого так называют?
План:
1. Мотыжное земледелие.
2. Скотоводство.
3. Обработка глины и ткачество.
4. Племя.
Новые понятия: Зернотерка, керамика, старейшина.
Изучение нового материала:
1. Возникновение скотоводства и земледелия.
Представьте себе, поселок где-нибудь в жаркой южной стране приблизительно 10 тыс. лет назад. Поселок состоит из нескольких хижин, он окружен насыпью из земли и камней, служащей защитой от дикий зверей.
В поселке живет родовая община. Мужчины, вооруженные копьями,
луками и стрелами, охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Бывает, что охотникам удается ранить бегущее животное и они начинают преследовать его. Охотники замечают, что вместе с ними за раненым зверем гонятся дикие собаки. Они первыми настигают обессилевшее животное и вгрызаются в него. Подбежавшие охотники прогоняют собак, добивают зверя и прямо на месте разделывают его тушу. Выброшенные внутренности пожирают собаки, а тушу охотники несут в поселок.
Дикие собаки подбегали и к самому поселку, рылись в отбросах,
громким лаем предупреждали людей о приближении других животных.
Постепенно люди и собаки привыкли друг к другу. Дети играли со щенками уже в самом поселке. Собака стала первым прирученным и домашним животным. Какую пользу первобытным людям приносила собака?
Обобщая ответы, учитель говорит: Собака охраняла поселок, была
надежным сторожем. Мужчины стали брать собаку с собой на охоту. Собаки с их прекрасным нюхом выслеживали добычу, приводили охотников к звериному логову.
Допустим, охотникам удалось с помощью собак найти логово дикой свиньи — кабана. Они убили кабана, а в логове нашли маленьких поросят. Зарезать их нет смысла: мяса у людей и так много. Поэтому кабанят мужчины приносили в поселок, помещали в окруженное загородкой место, кормили их. Так же первобытные охотники поступали с козлятами, ягнятами, телятами. С молодняком играли дети. Животные увеличивались в размерах, нагуливали мясо и жир, становились ручными, Первобытным людям удалось приручить и одомашнить овец, коз, свиней, крупный рогатый скот. Возникло новое важное занятие — скотоводство.
От какого более древнего занятия и как произошло скотоводство?
Какое занятие надежнее: охота или скотоводство?
Чем надежнее (т. е. лучше обеспечивает пищей)?
Обоснуйте вашу мысль. Учитель объясняет, что охота не всегда была удачной: бывало и так, что много дней людям не удавалось убить зверя — им угрожал голод. А занятие скотоводством позволяло всегда иметь в поселке готовые запасы пищи.
В то время когда мужчины уходили на охоту, женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, ухаживали за малолетками, а также занимались собирательством. Наряду с ягодами, грибами, съедобными кореньями они искали заросли дикой пшеницы и ячменя. Колосья срезали жатвенным ножом — серпом (рассматривается рисунок, с. 20). Серп делался не из металла, которого люди еще не знали, а из кости: ее расщепляли и вставляли в расщеп маленькие кусочки острых камешков.
Принеся колосья в поселок, женщины разминали их в руках, с тем, чтобы получить спелые зерна. Затем эти зерна вместе с шелухой подбрасывали вверх на продуваемом ветром месте: легкую шелуху уносило прочь, а тяжелые зерна падали вниз. После чего женщины дробили и растирали зерна между двумя плоскими камнями — получалась мука. Ее замешивали с водой, делали тесто и выпекали из него на угольях очага лепешки.
Видимо, женщины первыми и заметили, что в тех местах, где они растирали зерна, вырастали на следующий год зеленые колосья. Отчего это происходило? Долгие годы женщины не задумывались над этим, но однажды поняли: зерно, брошенное в землю, прорастает и дает колос. Так был открыт еще один способ добывания пищи — возникло земледелие.
? От какого более древнего занятия и как возникло земледелие?
Какое из двух занятий — собирательство или земледелие — надежнее обеспечивает людей пищей? Докажите свою мысль.
Учитель делает важный вывод: сотни тысяч лет люди, подобно
животным, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только
с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Земледелие и скотоводство возникли примерно в одно время — около 10 тыс. лет.
Земледелие не возникло одновременно во всех странах.
2. Особенности первобытного земледелия.
Рассмотрите рисунки, с. 20.
1. К а м е н н ы й т о п о р.
Готовых полей в те далекие времена почти не было. Поэтому родичам-мужчинам приходилось каменными топорами расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Это было тяжелое занятие! Вырубленные растения сохли, после чего их сжигали — на земле оставалась зола, она была хорошим удобрением.
2. М о т ы г а.
Перед посевом нужно было разрыхлить землю. Для этой цели первобытные люди создали новое орудие — мотыгу. Она делалась целиком из дерева (палка с сучком) или же была составной — из дерева с наконечником из камня или рога. Рыхлением земли обычно занимались женщины.
3. Д р е в н е й ш и й с е р п (о нем уже шла речь на уроке) использовался для жатвы.
В заключение можно подчеркнуть, что в те далекие времена земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями в хозяйстве первобытных людей. По-прежнему главными способами добывания мяса, зерна и овощей, шкур животных, кожи и рога были охота и собирательство.
3. Глиняная посуда и одежда из ткани.
Прочитать (§ 4, п. 3). Дополняя текст учебника, учитель может рассказать, как изготавливались сосуд. Рассмотрите рисунок «Ручное изготовление глиняного сосуда», с. 24). Из глины делались жгуты толщиной
—4 см, которые укладывались по спирали и при наложении сдавливались так, что превращались в ленту, затем мастер приделывал донышко: в результате получался грубый глиняный сосуд, который обжигали на огне. В таком сосуде можно хранить воду и молоко, варить похлебку.
Очень давно первобытные люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев (например, ивы) и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скручивать нити из шерсти овец и волокон дикорастущего льна. Изготовление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей — так возникло ткачество (рассматривается рисунок «Древний ткацкий станок», с. 21). С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, сшитых жилами животных, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей: в ней не жарко летом, ее легко выстирать.
4. Родовые общины и племя.
Первобытные земледельцы жили родовыми общинами. Рассмотрите рисунок «Родовая община», с. 13).
В центре рисунка изображен родовой старейшина. Это был пожилой,
но еще полный сил мужчина. Он лучше других разбирался в окружающей природе, в животных и растениях. Сородичи доверили ему руководить общиной, Обычно он разрабатывал план охоты, в случае необходимости принимал решение о перекочевке, выбирал место для новой стоянки, разрешал споры между сородичами. К нему шли за советом... Представим себе, что к нему подошла группа охотников: «Скажи, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближний рядом с поселком или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес — в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники так и поступают и вскоре убеждаются, что старейшина был прав.
Подбегают к старейшине мальчики вашего возраста, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба... сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну ясно: зубцы на нем совсем затупились — вот рыба и сорвалась. Но не горюйте. Идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»
Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный, — объясняет старейшина. — Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него разболятся животы».
Остановился рядом со старейшиной юноша и говорит: «Я стал взрослым и хочу жениться. Дай мне совет...» — «В нашей общине много красивых девушек. — отвечает старейшина, — все они тебе как сестры, а на сестрах, сам знаешь, не женятся. Разве ты забыл, что юноши из соседней общины вбирают себе невест в нашем поселке, а наши юноши — в их поселке? Там я найду тебе невесту».
Однако старейшина не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину.
В соответствии с учебником учитель говорит, что несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя, Племенем управлял совет старейшин.
С верованиями земледельцев (§ 4, п. 5) учащиеся могут познакомиться дома по учебнику.
По ходу урока делаются записи в тетрадь:
Земледелие и скотоводство возникло около 10 тыс. лет назад
Домашнее задание: § 4. Вопросы и задания к § 4
4
multiurok.ru
Open Library - открытая библиотека учебной информации
Производство Краткая характеристика хозяйственной деятельности в условиях первобытнообщинного строя. Образование рода. Возникновение скотоводства и земледелия
просмотров - 29
Первобытнообщинный строй, через который прошли все народы мира, охватывает огромный исторический период: отсчет его истории начался сотни тысяч лет назад.
Основой производственных отношений первобытнообщинного строя была коллективная, общинная собственность на орудия и средства производства, обусловленная крайне низким уровнем развития производительных сил. Труд первобытного человека еще не мог создать прибавочного продукта͵ ᴛ.ᴇ. излишка средств к существованию сверх их крайне важного жизненного минимума. В этих условиях распределение продуктов могло быть лишь уравнительным, что, в свою очередь, не создавало объективных условий для имущественного неравенства, эксплуатации человека человеком, образования классов и формирования государства. Для первобытного общества было характерно медленное развитие производительных сил.
Ведя стадных, полукочевой образ жизни, первобытные люди питались растениями, плодами, кореньями, мелкими животными, сообща охотились на крупных животных. Собирательство и охота были самыми первыми, древними отраслями хозяйственной деятельности человека. Для присвоения даже готовых продуктов природы члены первобытных стад использовали примитивные орудия труда, сделанные из камня. Сначала это были грубые каменные ручные рубила, затем появились более специализированные каменные орудия — топоры, ножи, молотки, скребла, остроконечники. Люди научились использовать и кость — для изготовления мелких заостренных орудий труда, преимущественно костяных игл.
Одним из первых переломных моментов в развитии хозяйственной деятельности людей периода первобытного стада явилось овладение огнем посредством трения. Ф. Энгельс, изучавший материальную культуру первобытнообщинного строя, подчеркивал, что по своему всемирно-историческому значению, освобождающему человечество действию добывание огня человеком было выше изобретения паровой машины, так как оно впервые дало людям господство над определенной силой природы и тем самым окончательно вырвали их из мира животных.
Примечателен тот факт, что открытие способа добывания и использования огня произошло в суровый ледниковый период. Около 100 тыс. лет до н.э. в северных частях Европы и Азии вследствие резкого похолодания образовался громадный ледниковый покров, существенно осложнивший жизнь первобытных людей. Наступление ледников заставило человека максимально мобилизовать свои силы в борьбе за существование. Когда ледник стал постепенно отступать к северу (40-50 тыс. лет до н.э.), во всех областях первобытной материальной культуры выявились заметные сдвиги. Произошло дальнейшее усовершенствование каменных (кремниевых) орудий, а набор их стал разнообразнее. Появилось так называемое составное орудие, рабочая часть которого делалась из камня и кости и насаживалась на деревянную рукоятку. Оно было более удобным в употреблении, более производительным.
Достижения первобытных людей в изготовлении орудий труда привели к тому, что на первый план стала все больше выдвигаться охота͵ оттесняя назад собирательство. Предметами охоты были такие крупные животные, как мамонт, пещерный медведь, бык, северный олень. В местах, богатых охотой, люди создавали более или менее постоянные поселения, строили жилища из жердей, костей и шкур животных или укрывались в естественных пещерах.
После окончания ледникового периода природная среда стала более благоприятной для жизни человека. Наступил (примерно от XIII до IV тысячелетия до н.э.) период так называемого мезолита — среднего каменного века.
В эпоху мезолита произошло еще одно крупнейшее событие в жизни первобытного человека — были изготовлены лук и стрелы. Дальность полета стрелы была намного больше длины броска копья или другого метательного оружия. Благодаря этому лук и стрелы получили широкое распространение, а охота стала вестись не только ан зверей, но и на птиц, обеспечивая людей постоянной пищей. Наряду с охотой стало развиваться и рыболовство с использованием гарпунов, сетей и остроᴦ.
Возрастающее разнообразие хозяйственной деятельности и совершенствование орудий труда в первобытном обществе обусловили возрождение половозрастного разделения труда. Молодые мужчины стали преимущественно заниматься охотой, старики — изготовление орудий труда, женщины — собирательством и ведением коллективного домашнего хозяйства. Вместе с тем возникла объективная крайне важность укрепления связей между членами первобытного общества. Нужна была ,в связи с развитием хозяйства, более устойчивая и прочная общественная организация. Такого рода организацией и стала первобытная кровнородственная община.
В составе рода было обычно несколько десятков или сотен людей. Несколько родов составляли племя. В родовых общинах не было частной собственности, труд был совместным, а распределение продуктов — уравнительным. Первоначально господствующее положение в родовой первобытной общине занимала женщина (матриархат), которая являлась продолжателем рода и играла доминирующую роль в добывании и производстве средств существования. Родовая материнская община существовала вплоть до неолитической эпохи, ставшей завершающим этапом каменного века.
Важнейшим событием в эпоху неолита был переход от хозяйства, основанного на присвоении продуктов природы, к активному воздействию на природу, к производству питания. Именно в эту эпоху и возникли такие огромного значения отрасли хозяйства, как скотоводства и земледелие.
Первобытное скотоводство появилось на основе охоты. Охотники не всегда убивали пойманных диких молодых животных (поросят, козлят и т.д.), а держали их за оградой. Началось приручение животных, их разведение под контролем человека.
Первобытное земледелие возникло из собирательства. Нерегулярное и неорганизованное собирание плодов диких растений и съедобных корней стало сменяться посевами зерен в землю. Это намного увеличило количество получаемого человеком продовольствия. Первым земледельческим орудием, применявшимся в первобытном хозяйстве, была простая купальная палка. Постепенно она была заменена мотыгой — более совершенным и уже специализированным земледельческим орудием. Мотыжное земледелие было весьма трудоемким занятием и давало невысокие урожаи, но все же лучше обеспечивало членов рода пищей. Усилиями первобытных земледельцев был создан и деревянный серп с кремневой насадкой. К первым окультивированным продовольственным растениям на земле относятся ячмень, пшеница, просо, рис, гаолян, бобы, перец, кукуруза, тыква.
Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию впервые совершили племена, жившие в долинах рек Тигр, Евфрат, Нил, Ганг, Янцыцзян, в Передней Азии, в южной части Средней Азии, в Центральной и Южной Америке. Скотоводство и земледелие в своей совокупности составили сельское хозяйство — главную отрасль первобытного хозяйства. В ходе дальнейшего развития сельского хозяйства одни племена, исходя из особенностей среды обитания, стали специализироваться на скотоводстве, другие — на земледелии. Так произошло первое крупные общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия.
oplib.ru
Как зародились земледелие и скотоводство
После таяния ледников и изменения климата первобытные люди стали пользоваться тем, что дает природа – они стали собирать плоды.
В некоторых районах Азии собирали пшеницу, рис, ячмень, в Америке обращали внимание на кукурузу, томаты и картофель, а на островах Тихого океана встречались таро или ямс.
Как зарождалось и распространялось земледелие
Особенно людям понравились злаки. Все дело в том, что зерна хорошо насыщали, а если их раздробить и добавить немного воды, то получалось что-то вроде каши. А если растереть между камнями и потом положить на раскаленный от огня камень, то получится лепешка. Эти первые рецепты приготовления примитивного хлеба добывались людьми в результате простого наблюдения и опытов.
Как оказалось, зерна можно было еще и запасать, а это очень важно, так как с охоты не всегда возвращались с добычей, а плоды собирались только в определенные сезоны. К тому же, хранить мясо или фрукты было трудно, а вот зерно лежало долго. Таким образом, люди могли себя подстраховать от голода во время холодных сезонов и неудачной охоты.
Люди приходили целыми общинами на поля, где росли дикие злаки, собирали зерна с колосьев или срезали стебли жатвенными ножами.
Жатвенный нож представлял собой острую каменную пластинку на деревянной основе. Это был прототип серпа.
Эксперименты и наблюдения подсказали людям, что можно не только собирать дикие злаки, но и самим садить урожаи прямо возле дома, не полагаясь больше на удачу от природы, ведь зерна могли поклевать птицы или посевы могли быть уничтожены животными, возле дома же посевы уже были под своеобразной защитой человека.
Чтобы посадить ту же пшеницу, достаточно было разрыхлить землю, выкопать корни и всыпать зерна. Это было начало земледелия.
На территории Палестины как раз были обнаружены следы сбора диких злаков. Находка относится к X—IX тыс. до н. э. Охотники и рыболовы уже давно не кочевали, предпочитая вести оседлый образ жизни. Основными поселениями все еще служили пещеры и своеобразные круглые дома, которые строились немного углубленно в земле, при этом стены обтирали глиной, а полы укладывали плиткой из камня.
О разведении скота можно говорить также – все достигалось путем экспериментов и наблюдений.
По мнению ученых, первым приученным животным была собака. Именно она помогала в защите от хищников, врагов, во время охоты.
Что касается скота, то в Азии смогли приучить диких предков коз, овец, свиней, а в Америке это были ламы.
Оседлый образ жизни позволил людям строить загоны для скота и ждать, пока потомство коз или свиней подрастет. С овцами и козами получалось очень просто, эти животные сами шли за человеком, который их кормил.
Шкуры и мясо уже не были на повестке дня острой необходимостью, теперь нужно было учиться не столько охоте, сколько скотоводству. Так появились первые пастухи.
Люди уже к этому времени использовали шкуру для согрева и одежды, но теперь из шерсти скота можно было прясть ткани и нити, а значит, шить одежду.
На каком-то этапе люди научились использовать и молоко животных, позже экспериментально научившись также делать творог и сыр.
Ученые назвали этот период неолитической революцией, период, когда оседлый спокойный образ жизни позволил людям вести земледелие и скотоводство.
Неолитическая революция не случилась за один день, на нее были потрачены тысячи лет. Как известно, темпы развития были очень медленными (первобытный мир).
Земледелие и скотоводство сначала развивалось на Ближнем Востоке в VIII—VII тыс. до н. э. (Западный Иран, Северный Ирак, Сирия, Турция, Палестина), а потом распространилось и по остальным территориям.
Источник: Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история
istoria-mira.ru
Возникновение земледелия и скотоводства
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ
Возникновение земледелия и скотоводства
Проверка домашнего задания:
1. Долгое время ученые не знали о том, что первобытные люди умели рисовать. Расскажите, как была открыта пещерная живопись.
2. Опишите по рисункам учебника (с. 18—19) изображения, созданные первобытными художниками. Какую роль играли животные в жизни людей? Почему первобытные люди создавали фигурки женщин?
3. Как ученые узнали, что у первобытных людей возникла вера в колдовство? Ответить на вопрос помогут резные изображения зверей (с. 17).
4. Опишите по рисунку (с. 17) раскопанную древнюю могилу. Что можно узнать в результате раскопок древних могил?
5. Как представляли себе «страну мертвых» первобытные люди?
6. Расскажите о вере в оборотней. Кого так называют?
План:
1. Мотыжное земледелие.
2. Скотоводство.
3. Обработка глины и ткачество.
4. Племя.
Новые понятия: Зернотерка, керамика, старейшина.
Изучение нового материала:
1. Возникновение скотоводства и земледелия.
Представьте себе, поселок где-нибудь в жаркой южной стране приблизительно 10 тыс. лет назад. Поселок состоит из нескольких хижин, он окружен насыпью из земли и камней, служащей защитой от дикий зверей.
В поселке живет родовая община. Мужчины, вооруженные копьями,
луками и стрелами, охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Бывает, что охотникам удается ранить бегущее животное и они начинают преследовать его. Охотники замечают, что вместе с ними за раненым зверем гонятся дикие собаки. Они первыми настигают обессилевшее животное и вгрызаются в него. Подбежавшие охотники прогоняют собак, добивают зверя и прямо на месте разделывают его тушу. Выброшенные внутренности пожирают собаки, а тушу охотники несут в поселок.
Дикие собаки подбегали и к самому поселку, рылись в отбросах,
громким лаем предупреждали людей о приближении других животных.
Постепенно люди и собаки привыкли друг к другу. Дети играли со щенками уже в самом поселке. Собака стала первым прирученным и домашним животным. Какую пользу первобытным людям приносила собака?
Обобщая ответы, учитель говорит: Собака охраняла поселок, была
надежным сторожем. Мужчины стали брать собаку с собой на охоту. Собаки с их прекрасным нюхом выслеживали добычу, приводили охотников к звериному логову.
Допустим, охотникам удалось с помощью собак найти логово дикой свиньи — кабана. Они убили кабана, а в логове нашли маленьких поросят. Зарезать их нет смысла: мяса у людей и так много. Поэтому кабанят мужчины приносили в поселок, помещали в окруженное загородкой место, кормили их. Так же первобытные охотники поступали с козлятами, ягнятами, телятами. С молодняком играли дети. Животные увеличивались в размерах, нагуливали мясо и жир, становились ручными, Первобытным людям удалось приручить и одомашнить овец, коз, свиней, крупный рогатый скот. Возникло новое важное занятие — скотоводство.
От какого более древнего занятия и как произошло скотоводство?
Какое занятие надежнее: охота или скотоводство?
Чем надежнее (т. е. лучше обеспечивает пищей)?
Обоснуйте вашу мысль. Учитель объясняет, что охота не всегда была удачной: бывало и так, что много дней людям не удавалось убить зверя — им угрожал голод. А занятие скотоводством позволяло всегда иметь в поселке готовые запасы пищи.
В то время когда мужчины уходили на охоту, женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, ухаживали за малолетками, а также занимались собирательством. Наряду с ягодами, грибами, съедобными кореньями они искали заросли дикой пшеницы и ячменя. Колосья срезали жатвенным ножом — серпом (рассматривается рисунок, с. 20). Серп делался не из металла, которого люди еще не знали, а из кости: ее расщепляли и вставляли в расщеп маленькие кусочки острых камешков.
Принеся колосья в поселок, женщины разминали их в руках, с тем, чтобы получить спелые зерна. Затем эти зерна вместе с шелухой подбрасывали вверх на продуваемом ветром месте: легкую шелуху уносило прочь, а тяжелые зерна падали вниз. После чего женщины дробили и растирали зерна между двумя плоскими камнями — получалась мука. Ее замешивали с водой, делали тесто и выпекали из него на угольях очага лепешки.
Видимо, женщины первыми и заметили, что в тех местах, где они растирали зерна, вырастали на следующий год зеленые колосья. Отчего это происходило? Долгие годы женщины не задумывались над этим, но однажды поняли: зерно, брошенное в землю, прорастает и дает колос. Так был открыт еще один способ добывания пищи — возникло земледелие.
? От какого более древнего занятия и как возникло земледелие?
Какое из двух занятий — собирательство или земледелие — надежнее обеспечивает людей пищей? Докажите свою мысль.
Учитель делает важный вывод: сотни тысяч лет люди, подобно
животным, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только
с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Земледелие и скотоводство возникли примерно в одно время — около 10 тыс. лет.
Земледелие не возникло одновременно во всех странах.
2. Особенности первобытного земледелия.
Рассмотрите рисунки, с. 20.
1. К а м е н н ы й т о п о р.
Готовых полей в те далекие времена почти не было. Поэтому родичам-мужчинам приходилось каменными топорами расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Это было тяжелое занятие! Вырубленные растения сохли, после чего их сжигали — на земле оставалась зола, она была хорошим удобрением.
2. М о т ы г а.
Перед посевом нужно было разрыхлить землю. Для этой цели первобытные люди создали новое орудие — мотыгу. Она делалась целиком из дерева (палка с сучком) или же была составной — из дерева с наконечником из камня или рога. Рыхлением земли обычно занимались женщины.
3. Д р е в н е й ш и й с е р п (о нем уже шла речь на уроке) использовался для жатвы.
В заключение можно подчеркнуть, что в те далекие времена земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями в хозяйстве первобытных людей. По-прежнему главными способами добывания мяса, зерна и овощей, шкур животных, кожи и рога были охота и собирательство.
3. Глиняная посуда и одежда из ткани.
Прочитать (§ 4, п. 3). Дополняя текст учебника, учитель может рассказать, как изготавливались сосуд. Рассмотрите рисунок «Ручное изготовление глиняного сосуда», с. 24). Из глины делались жгуты толщиной
—4 см, которые укладывались по спирали и при наложении сдавливались так, что превращались в ленту, затем мастер приделывал донышко: в результате получался грубый глиняный сосуд, который обжигали на огне. В таком сосуде можно хранить воду и молоко, варить похлебку.
Очень давно первобытные люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев (например, ивы) и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скручивать нити из шерсти овец и волокон дикорастущего льна. Изготовление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей — так возникло ткачество (рассматривается рисунок «Древний ткацкий станок», с. 21). С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, сшитых жилами животных, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей: в ней не жарко летом, ее легко выстирать.
4. Родовые общины и племя.
Первобытные земледельцы жили родовыми общинами. Рассмотрите рисунок «Родовая община», с. 13).
В центре рисунка изображен родовой старейшина. Это был пожилой,
но еще полный сил мужчина. Он лучше других разбирался в окружающей природе, в животных и растениях. Сородичи доверили ему руководить общиной, Обычно он разрабатывал план охоты, в случае необходимости принимал решение о перекочевке, выбирал место для новой стоянки, разрешал споры между сородичами. К нему шли за советом... Представим себе, что к нему подошла группа охотников: «Скажи, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближний рядом с поселком или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес — в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники так и поступают и вскоре убеждаются, что старейшина был прав.
Подбегают к старейшине мальчики вашего возраста, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба... сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну ясно: зубцы на нем совсем затупились — вот рыба и сорвалась. Но не горюйте. Идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»
Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный, — объясняет старейшина. — Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него разболятся животы».
Остановился рядом со старейшиной юноша и говорит: «Я стал взрослым и хочу жениться. Дай мне совет...» — «В нашей общине много красивых девушек. — отвечает старейшина, — все они тебе как сестры, а на сестрах, сам знаешь, не женятся. Разве ты забыл, что юноши из соседней общины вбирают себе невест в нашем поселке, а наши юноши — в их поселке? Там я найду тебе невесту».
Однако старейшина не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину.
В соответствии с учебником учитель говорит, что несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя, Племенем управлял совет старейшин.
С верованиями земледельцев (§ 4, п. 5) учащиеся могут познакомиться дома по учебнику.
По ходу урока делаются записи в тетрадь:
Земледелие и скотоводство возникло около 10 тыс. лет назад