Культура первобытного общинного строя. 32. . Развитие полезных знаний и духовная культура эпохи разложения первобытно-общинного строя.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Формирование строительной культуры первобытно-общинного строя. Жилища, культовые постройки. Культура первобытного общинного строя


32. . Развитие полезных знаний и духовная культура эпохи разложения первобытно-общинного строя.

В эволюции духовной культуры произошли качественны сдвиги, нашедшие своё выражение в начавшимся разделении умственного и физического труда и в утверждение принципиально новой формы накопления и передачи информации - письменности.

Развитие земледелия требовала точного определения начала полевых работ, что вело к пересмотру астрономических и календарных знаний.

Развитее скотоводство требовала подсчета поголовий скота, подсчета мерил стоимости. Это привело к появлению числовых разрядов и систем счисления, в основание которых были положены разные, но почти всегда связанные со счетом на пальцах принципы. Развитию математики и механики способствовали строительство укреплений, культовых комплексов, постройка усовершенствованных сухопутных и транспортных средств. С возникновение выплавки рудных металлов зародилось металловедение. Были расширены биологические знания о культурных растения домашних животных и о самих людях. Рост населения увеличил опасность заразных заболеваний, что привело к усовершенствованию медицины. Важным разделом исторических знаний стала такая их своеобразная отрасль как генеологистика – собрание родословий. В силу возникновения формального обучения в школах, получила значения педагогика, с зарождением государства и права стали возникать правовые знания.

В эпоху классообразования появились новые виды искусства, а искусство в целом стало разделяться на элитарное и простонародное. Возникла монументальная архитектура (появились храмы, усыпальницы), монументальная структура (надгробные статуи). Расцвет прикладного искусства сопровождался выделение ремесла. Это были ювелирные изделия , оружия, домашняя утварь и т. п. Получили распространение художественное литье, золочение металлических изделий, применение эмалей и т. д. Устное творчество характеризуется рождением таких новых жанров как героических эпос, панегирик, волшебная сказка. Героически эпос уходит корнями в первобытную мифологию, отражает обстановку нескончаемых войн, культ воинской доблести и славы (сказания о Гильгамеше) . Панегирик - один из жанров прославления, восславлявший богов, вождей, великих воинов и т. п. Волшебная сказка – повествование о простом обездоленном человек, которому преодолеть трудности помогают волшебные силы, на долю простого народа оставались попытка самоотверждения мечта о восстановление социальной справедливости.

Таким образом, если в героическом эпосе преобладает аристократическая оценка процессов эпохи классообразования, то в волшебной сказке ей противостоит народная оценка этих процессов .

Процессы превращения первобытного общества в классовое получали отражение в адекватных им формах религиозных представлении и культов. Развивалась вера в личных покровителей (нагуализм). С переходом к патриархату возникли представления о семейных патронимических и родовых предках – покровителях, ставших объектом почитания. Особенно специфичны для эпохи классообразования куль духов мужских или тайных союзов и культ племенных вождей.

Как и сама эпоха классообразования, свойственные ей религиозные представления и культы были эклектичны. Постепенно возникала иерархия объектов культа, поклонение могущественным божествам – политеизм. С развитием и усложнением культа выделялась особая категория его служителей – жрецов ( им приписывались культовые способности, чудесные качества, тайные знания). В связи с этим получило развитие особая форма религии – шаманизм, состоящая в выделение определённых лиц - шаманов, которые имели способность в непосредственное общение с духами.

В эпоху классообразования религия впервые стала особым миропониманием, но т средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы.

Происходило выделение из трудовой деятельности умственного труда. Начало этому было положено выделением организаторско -управленческой, жреческой и полководческой деятельности. Процесс разделения физического и умственного труда шёл, всё дальше захватывая новые прфессионалезирующиеся области духовной жизни. Профессиональными интеллигентами становились выдающиеся сказители, танцоры, знатоки обычаев, родословий, знахари и т. д. Несмотря на ценностные ориентации древнейшей интеллигенции сам факт выделения профессионального умственного труда, как и другие виды специализации, в огромной степени способствовала развитию и обогащению духовной культуры.

Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человечества было изобретения средства графического закрепления речевой информации – письменности. Возникновение упорядоченной письменности происходило путём постепенного превращения пиктографической в идеографию или логографию. Позднее из идеографии возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности. Возникновение упорядоченной письменности со времени Моргана рассматривается как критерий перехода от первобытности к цивилизации. В отличие от общедоступной примитивной пиктографии крайне сложная идеография требовала длительного специального обучения и была не доступна широким слоям населения. Жрецы – хранители идеографии на первых порах держали её в строгой тайне. Многие исследователи считают, что первоначально идеография возникла в одном месте, скорее всего в Шумере, откуда распространилась в другие очаги цивилизации. В некоторых очагах древности упорядоченная письменность самостоятельно возникла вмести со складыванием здесь классов и государства, в других центрах она заимствовалась вступавшими на этот порог народами у соседей.

studfiles.net

1. Формирование строительной культуры первобытно-общинного строя. Жилища, культовые постройки

1. Формирование строительной культуры первобытно-общинного строя. Жилища, культовые постройки.

Начало строительной деятельности отно¬сится к эпохе палеолита и связано с первым опытом человека по сооружению жилища с помощью примитивных каменных орудий. В районах, где было дерево, обычно сооружались .землянки, перекрытые прутьями и ветками, а также отдельно стоящие шалаши двускатной или конической формы.

Зарождение архитектуры, по-видимому, следует отнести к эпохе позднего палеолита, когда строительство из чисто технической деятельности, решающей утилитарные задачи, постепенно начало превращаться в деятель¬ность более сложного порядка, направленную на удовлетворение примитивных духовных потребностей людей. Со временем позд¬него палеолита было связано и возникновение совершенно новой сферы человеческой дея¬тельности — изобразительного искусства.

В период неолита появляются более совер¬шенные орудия труда из камня, значительно повышаются материальные возможности чело¬века. Как отметил Ф. Энгельс, «огонь и ка¬менный топор обычно дают также возмож¬ность уже делать лодки из цельного дерева, а местами изготовлять бревна и доски для по¬стройки жилища». В этот период жилище из дерева приобрело вид сравнительно крупного прямоугольного по форме здания, стены кото¬рого представляли собой плетень из прутьев по столбам-бревнам. Большие дома длиной до 30 м и площадью 150 м2 располагались двумя кон-центрическими кругами: по внешнему кругу диаметром 170 м размещались большие дома, по внутреннему — малые. Это поселение — один из ранних примеров регулярной органи¬зации жилого комплекса с учетом особенно¬стей жизни общины и оборонительных функ¬ций.Наиболее развитый тип построек неолити¬ческого периода — здания, опирающиеся на деревянные сваи, которые возводились обычно над реками и озерами в заболоченной местно¬сти. Распространение такого типа поселений объясняется оборонительными соображениями, а также удобством промысла в водоемах рыбы. Свайные постройки встречаются в Централь¬ной Европе. В свайном поселении на р. Модлоне в Вологодской области (IIтыс. до н. э.) ряд до¬мов поставлен на бревенчатый настил, под¬держиваемый сваями посредством прогонов. Стены возведены из вертикально поставлен¬ных жердей, переплетенных прутьями. Сред¬ние жерди были выше других и имели на кон¬цах развилку, на которой укреплялся конько¬вый прогон пологой двускатной крыши. Кров¬ля устраивалась из бересты, прижатой камня¬ми, пол покрывался глиной.

2) Архитектура эпохи первобытно-общинного строя. Мегалические сооружения

В бронзовом веке металлические орудия позволили резко увеличить производитель¬ность труда. К этому времени получают широ¬кое распространение зародившиеся еще в эпо¬ху позднего неолита мегалитические сооруже¬ния— постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных опор. Назначение этих со¬оружений было связано главным образом с религией, погребальными обрядами и памятны¬ми событиями. Среди мегалитических сооруже¬ний, сохранившихся в различных местах зем-ного шара, в том числе и на территории СССР, выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи (рис. 1).

Менгиры — вертикальнопоставленныекамни, достигающие иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники или мо¬нументы, ставившиеся в одиночку или группа¬ми. Иногда менгиры встречаются в сочетании с дольменами — сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих гори¬зонтальную каменную плиту.

Дольмены слу¬жили чаше всего погребальными камерами и одновременно надгробными памятниками.Менгиры порою достигали 20 м высоты и 300 т веса. Дольмены первоначально были не-больших размеров — около 2 м в длину и око¬ло 1,5 м в высоту, но в последующем им при¬давали большие размеры и иногда устраивали к ним подход в виде каменной галереи.

Самый сложный тип мегалитических соору¬жений — кромлех.

Кромлехе Стонхендже(Англия)—круг диаметром 30 м из вертикально поставленныхкамней, перекрытых горизонтальными плита¬ми. Внутри — два кольца небольших камней, а между ними — попарно поставленные высокие блоки с плитами, организующие центр прост¬ранства. Здесь уже проявился четкий компо¬зиционный замысел с симметрией, ритмом и соподчиненностью элементов.Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности — курганы, — распро-страненный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые сруб¬ные дома. При возведении кургана сначала в яме сооружался мощный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась вторая камера для погребения. Перекрывались каме¬ры накатами бревен с покрытием их берестой. Засыпка землей образовывала курганный холм, часто значительной высоты. Примером срубного кургана может служить Пазырыкский курган в горном Алтае.

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития пер¬вобытного общества появился новый тип архи¬тектурных сооружений — каменные и деревян¬ные крепости.

Характерны так называемые циклопиче¬ские крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных кам¬нем, но изобилующих лесами, распространи¬лись поселения — «городища», укрепленные бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами. Первоначально крепости имели одну оборонительную стену, позже внутри крепости могла возводиться вторая стена вокруг цита¬дели— местопребывания вождя общины и ро¬довой знати.

Вопрос №3. Архитектура Древнего Египта. Стоечно-балочная система и еги-петский ордер.

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) пло-дородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фа-раона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях.

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляю-щее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы

Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получа-ла различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художествен-ного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений.

Эта система получила условное название ордера, включающего конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение - капитель, а в нижней - базу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.

В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в фор-ме опор - столбов и колонн. Для раннего периода характерны опоры геометрически пра-вильной формы, позднее (Новое царство) получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира.

Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - это лишенная мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался рельефами. В отдельных случаях перед столбами ставились скульптурные изображения.

Следующий этап в развитии ордера (Среднее царство) знаменует тенденцию к пре-одолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Полу-чают широкое развитие колонны в виде граненого цилиндра с 8 и 16 гранями или вре-занными в тело ее ствола желобами - каннелюрами.

Иногда ствол колонны равномерно утоньшался от основания кверху. Высота ко-лонн обычно в 5-5, 5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны име-ли капитель в виде квадратной плиты - абаки. При сохранении геометрической регуляр-ности форм египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью.

Ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира, в период Нового царства и более позднее время стал ведущим в храмовых постройках. Развились не-сколько типов колонн, но в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип - стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких рас-пространенных в Египте растений, как папирус, лотос и пальма.

Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из "пучка стеблей", т. е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заостренных ребер (следуя угловатому сечению - стебля папируса). По го-ризонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объемными "жгутами", как бы стягивающими "связки стеблей". Капитель воспроизводила форму закрытого бу-тона или раскрывшейся чашечки цветка.

В отличие от более ранних видов ордера, стилизованный ордер Нового царства имеет декоративно-изобразительную основу композиций. Отображение в камне расти-тельных форм во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной сис-темы (сужение колонн книзу, сосредоточение усилий в сравнительно малой по сечению абаке, декоративная трактовка капителей, лишенных функций нагруженных частей сис-темы и т. п.). Обусловленное идейно-художественными задачами стремление к монумен-тализации форм было ведущей чертой разработки ордера.

Вопрос №4. Архитектура Древнего Египта. Здания и архитектурные ансамб-ли.

Простейшим монументальным погребальным сооружением была мастаба, по фор-ме близкая к усеченной пирамиде и состоявшая из двух частей: надземной, где распола-гались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступен-чатой пирамиды. Сооружением этого типа является пирамида Джосера в Саккара (около 2780г. до н. э.), высота ее равна 60 м, а основание 109,2X121 м.

Крупнейшим комплексом погребальных сооружений Древнего царства был некро-поль в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеоп-са, Хефрена и Микерина (около 2900—2700 гг. до н. э.)

Самая большая из них — пирамида Хеопса была высотой около 147 м со стороной квадрата основания — 233 м. Всего на 8 м ниже ее была пирамида Хефрена и значитель-но ниже (почти вдвое)— пирамида Микерина. Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочис-ленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений.

Пирамида Хеопса — каменный массив, сложенный из крупных блоков желтого из-вестняка, с небольшим погребальным помещением, к которому подводит высокий на-клонный коридор, перекрытый блоками напуском. Пирамида была облицована белым камнем, ее основание — гранитом.

Гигантская пирамида, как бы бесконечно уходящая своими гранями в земную глубь, простота ее очертаний и статичность формы символизировали вечность и незыб-лемость могущества обожествленного носителя власти— фараона, чьим памятником и посмертным «жилищем» она служила.

В эпоху Среднего царства в связи с ослаблением политического значения власти фараонов сооружение крупных пирамид прекращается, зато получает развитие строи-тельство наземных и пещерных храмов и гробниц. Выдающийся образец этого перио-да—органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри.

Расцвет храмового строительства в эпоху Нового царства совпадает со временем, когда значительную роль в политической жизни страны стало играть могущественное фиванское жречество. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта — храм Амона (бога Солнца) в Карнаке (начало II тыс.— I в. до н. э.) и храм Амона в Луксоре (XV — середи-на XIII в. до н. э.)

Формирование типа храма шло на основе традиций заупокойных храмов эпохи Древнего и Среднего царств. Композиция эта подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств. Основными элементами храмового комплекса были подводящая к храму обрамленная с двух сторон статуями сфинксов монументальная аллея; массивная стена с порталом вхо-да — пилон, образующий фасад храма; окруженный изнутри колоннами двор — пери-стиль; закрытое помещение с рядами колонн — гипо-стильный зал, освещение которого обычно осуществлялось за счет перепада высот среднего и более низких боковых рядов колонн; сравнительно небольшое затемненное помещение святилища, вокруг которого располагались помещения для жрецов. Последовательное развитие симметричных про-странств по оси с возрастанием значения масс и постепенным затеснением пространства, подавление человека крупным масштабом форм и усиливающийся эффект таинственно-сти — важнейшие элементы психологического воздействия архитектуры, подготавли-вающего людей к совершению мистического ритуала.

Вопрос №5. Архитектура стран Передней Азии. Строительные приемы и кон-струкции.

Развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э. В последней трети III - первой половине II тыс. до н. э. в южной части Месопотамии-Двуречье образовались деспотии с обширным бюрократическим аппара-том. В значительной мере стерлись границы между культом и государственной властью, что сказалось на типе важнейших монументальных комплексов, в которых объединялись храмы и дворцы. Религиозно-административный центр обносился крепостными стенами, к которым примыкала территория города, также. укрепленная мощными стенами с вы-ступающими башнями и бастионами. Вследствие беспрерывных войн техника фортифи-кационных сооружений достигла высокого уровня как в Месопотамии, так и в других странах Передней Азии. Ведущая роль крепостного строительства во многом определила формы архитектуры в целом.

В древнейшей Месопотамии в связи с почти полным отсутствием местного камня и леса основным строительным материалом был кирпич-сырец, из которого возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. С древних времен известен и обожжен-ный кирпич, но применялся он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного материала широко использовался битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из глины, иногда с примесью золы и битума. Известковый раствор начинает применяться позднее, примерно с середины 1 тыс. до н. э.

Для значительного улучшения связи и прочности сырцовых стен часто использова-лись прокладки из тростника: через каждые 5-13 слоев кирпича укладывались пропитан-ные битумом плетни или тростниковые циновки. Помимо укрепления стен они предо-храняли конструкции от влаги и почвенных солей.

Дефицит дерева и отсутствие высокопрочных каменных пород в значительной ме-ре обусловили широкое развитие сводчатых конструкций, которые в Месопотамии, по-видимому, появились раньше, чем в других странах.

Развитая строительная техника Ассирии и Нового Вавилона основывалась на тра-дициях древней Месопотамии и на опыте соседних стран хеттов, урартов и других, близ-ких по условиям климата и наличию строительных материалов. От них ассирийцы нау-чились обработке и применению камня, который употребляли экономно, в основном для фундаментов и цоколей, вымосток и облицовок, но основным материалом оставался кирпич-сырец. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались би-тумом; применялись известь и гипс.

Широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная ор-наментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древней-шей Месопотамии.

www.userdocs.ru

1. Формирование строительной культуры первобытно-общинного строя. Жилища, культовые постройки

1. Формирование строительной культуры первобытно-общинного строя. Жилища, культовые постройки.

Начало строительной деятельности отно¬сится к эпохе палеолита и связано с первым опытом человека по сооружению жилища с помощью примитивных каменных орудий. В районах, где было дерево, обычно сооружались .землянки, перекрытые прутьями и ветками, а также отдельно стоящие шалаши двускатной или конической формы.

Зарождение архитектуры, по-видимому, следует отнести к эпохе позднего палеолита, когда строительство из чисто технической деятельности, решающей утилитарные задачи, постепенно начало превращаться в деятель¬ность более сложного порядка, направленную на удовлетворение примитивных духовных потребностей людей. Со временем позд¬него палеолита было связано и возникновение совершенно новой сферы человеческой дея¬тельности — изобразительного искусства.

В период неолита появляются более совер¬шенные орудия труда из камня, значительно повышаются материальные возможности чело¬века. Как отметил Ф. Энгельс, «огонь и ка¬менный топор обычно дают также возмож¬ность уже делать лодки из цельного дерева, а местами изготовлять бревна и доски для по¬стройки жилища». В этот период жилище из дерева приобрело вид сравнительно крупного прямоугольного по форме здания, стены кото¬рого представляли собой плетень из прутьев по столбам-бревнам. Большие дома длиной до 30 м и площадью 150 м2 располагались двумя кон-центрическими кругами: по внешнему кругу диаметром 170 м размещались большие дома, по внутреннему — малые. Это поселение — один из ранних примеров регулярной органи¬зации жилого комплекса с учетом особенно¬стей жизни общины и оборонительных функ¬ций.Наиболее развитый тип построек неолити¬ческого периода — здания, опирающиеся на деревянные сваи, которые возводились обычно над реками и озерами в заболоченной местно¬сти. Распространение такого типа поселений объясняется оборонительными соображениями, а также удобством промысла в водоемах рыбы. Свайные постройки встречаются в Централь¬ной Европе. В свайном поселении на р. Модлоне в Вологодской области (IIтыс. до н. э.) ряд до¬мов поставлен на бревенчатый настил, под¬держиваемый сваями посредством прогонов. Стены возведены из вертикально поставлен¬ных жердей, переплетенных прутьями. Сред¬ние жерди были выше других и имели на кон¬цах развилку, на которой укреплялся конько¬вый прогон пологой двускатной крыши. Кров¬ля устраивалась из бересты, прижатой камня¬ми, пол покрывался глиной.

2) Архитектура эпохи первобытно-общинного строя. Мегалические сооружения

В бронзовом веке металлические орудия позволили резко увеличить производитель¬ность труда. К этому времени получают широ¬кое распространение зародившиеся еще в эпо¬ху позднего неолита мегалитические сооруже¬ния— постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных опор. Назначение этих со¬оружений было связано главным образом с религией, погребальными обрядами и памятны¬ми событиями. Среди мегалитических сооруже¬ний, сохранившихся в различных местах зем-ного шара, в том числе и на территории СССР, выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи (рис. 1).

Менгиры — вертикальнопоставленныекамни, достигающие иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники или мо¬нументы, ставившиеся в одиночку или группа¬ми. Иногда менгиры встречаются в сочетании с дольменами — сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих гори¬зонтальную каменную плиту.

Дольмены слу¬жили чаше всего погребальными камерами и одновременно надгробными памятниками.Менгиры порою достигали 20 м высоты и 300 т веса. Дольмены первоначально были не-больших размеров — около 2 м в длину и око¬ло 1,5 м в высоту, но в последующем им при¬давали большие размеры и иногда устраивали к ним подход в виде каменной галереи.

Самый сложный тип мегалитических соору¬жений — кромлех.

Кромлехе Стонхендже(Англия)—круг диаметром 30 м из вертикально поставленныхкамней, перекрытых горизонтальными плита¬ми. Внутри — два кольца небольших камней, а между ними — попарно поставленные высокие блоки с плитами, организующие центр прост¬ранства. Здесь уже проявился четкий компо¬зиционный замысел с симметрией, ритмом и соподчиненностью элементов.Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности — курганы, — распро-страненный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые сруб¬ные дома. При возведении кургана сначала в яме сооружался мощный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась вторая камера для погребения. Перекрывались каме¬ры накатами бревен с покрытием их берестой. Засыпка землей образовывала курганный холм, часто значительной высоты. Примером срубного кургана может служить Пазырыкский курган в горном Алтае.

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития пер¬вобытного общества появился новый тип архи¬тектурных сооружений — каменные и деревян¬ные крепости.

Характерны так называемые циклопиче¬ские крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных кам¬нем, но изобилующих лесами, распространи¬лись поселения — «городища», укрепленные бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами. Первоначально крепости имели одну оборонительную стену, позже внутри крепости могла возводиться вторая стена вокруг цита¬дели— местопребывания вождя общины и ро¬довой знати.

Вопрос №3. Архитектура Древнего Египта. Стоечно-балочная система и еги-петский ордер.

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) пло-дородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фа-раона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях.

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляю-щее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы

Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получа-ла различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художествен-ного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений.

Эта система получила условное название ордера, включающего конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение - капитель, а в нижней - базу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.

В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в фор-ме опор - столбов и колонн. Для раннего периода характерны опоры геометрически пра-вильной формы, позднее (Новое царство) получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира.

Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - это лишенная мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался рельефами. В отдельных случаях перед столбами ставились скульптурные изображения.

Следующий этап в развитии ордера (Среднее царство) знаменует тенденцию к пре-одолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Полу-чают широкое развитие колонны в виде граненого цилиндра с 8 и 16 гранями или вре-занными в тело ее ствола желобами - каннелюрами.

Иногда ствол колонны равномерно утоньшался от основания кверху. Высота ко-лонн обычно в 5-5, 5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны име-ли капитель в виде квадратной плиты - абаки. При сохранении геометрической регуляр-ности форм египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью.

Ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира, в период Нового царства и более позднее время стал ведущим в храмовых постройках. Развились не-сколько типов колонн, но в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип - стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких рас-пространенных в Египте растений, как папирус, лотос и пальма.

Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из "пучка стеблей", т. е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заостренных ребер (следуя угловатому сечению - стебля папируса). По го-ризонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объемными "жгутами", как бы стягивающими "связки стеблей". Капитель воспроизводила форму закрытого бу-тона или раскрывшейся чашечки цветка.

В отличие от более ранних видов ордера, стилизованный ордер Нового царства имеет декоративно-изобразительную основу композиций. Отображение в камне расти-тельных форм во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной сис-темы (сужение колонн книзу, сосредоточение усилий в сравнительно малой по сечению абаке, декоративная трактовка капителей, лишенных функций нагруженных частей сис-темы и т. п.). Обусловленное идейно-художественными задачами стремление к монумен-тализации форм было ведущей чертой разработки ордера.

Вопрос №4. Архитектура Древнего Египта. Здания и архитектурные ансамб-ли.

Простейшим монументальным погребальным сооружением была мастаба, по фор-ме близкая к усеченной пирамиде и состоявшая из двух частей: надземной, где распола-гались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступен-чатой пирамиды. Сооружением этого типа является пирамида Джосера в Саккара (около 2780г. до н. э.), высота ее равна 60 м, а основание 109,2X121 м.

Крупнейшим комплексом погребальных сооружений Древнего царства был некро-поль в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеоп-са, Хефрена и Микерина (около 2900—2700 гг. до н. э.)

Самая большая из них — пирамида Хеопса была высотой около 147 м со стороной квадрата основания — 233 м. Всего на 8 м ниже ее была пирамида Хефрена и значитель-но ниже (почти вдвое)— пирамида Микерина. Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочис-ленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений.

Пирамида Хеопса — каменный массив, сложенный из крупных блоков желтого из-вестняка, с небольшим погребальным помещением, к которому подводит высокий на-клонный коридор, перекрытый блоками напуском. Пирамида была облицована белым камнем, ее основание — гранитом.

Гигантская пирамида, как бы бесконечно уходящая своими гранями в земную глубь, простота ее очертаний и статичность формы символизировали вечность и незыб-лемость могущества обожествленного носителя власти— фараона, чьим памятником и посмертным «жилищем» она служила.

В эпоху Среднего царства в связи с ослаблением политического значения власти фараонов сооружение крупных пирамид прекращается, зато получает развитие строи-тельство наземных и пещерных храмов и гробниц. Выдающийся образец этого перио-да—органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри.

Расцвет храмового строительства в эпоху Нового царства совпадает со временем, когда значительную роль в политической жизни страны стало играть могущественное фиванское жречество. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта — храм Амона (бога Солнца) в Карнаке (начало II тыс.— I в. до н. э.) и храм Амона в Луксоре (XV — середи-на XIII в. до н. э.)

Формирование типа храма шло на основе традиций заупокойных храмов эпохи Древнего и Среднего царств. Композиция эта подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств. Основными элементами храмового комплекса были подводящая к храму обрамленная с двух сторон статуями сфинксов монументальная аллея; массивная стена с порталом вхо-да — пилон, образующий фасад храма; окруженный изнутри колоннами двор — пери-стиль; закрытое помещение с рядами колонн — гипо-стильный зал, освещение которого обычно осуществлялось за счет перепада высот среднего и более низких боковых рядов колонн; сравнительно небольшое затемненное помещение святилища, вокруг которого располагались помещения для жрецов. Последовательное развитие симметричных про-странств по оси с возрастанием значения масс и постепенным затеснением пространства, подавление человека крупным масштабом форм и усиливающийся эффект таинственно-сти — важнейшие элементы психологического воздействия архитектуры, подготавли-вающего людей к совершению мистического ритуала.

Вопрос №5. Архитектура стран Передней Азии. Строительные приемы и кон-струкции.

Развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э. В последней трети III - первой половине II тыс. до н. э. в южной части Месопотамии-Двуречье образовались деспотии с обширным бюрократическим аппара-том. В значительной мере стерлись границы между культом и государственной властью, что сказалось на типе важнейших монументальных комплексов, в которых объединялись храмы и дворцы. Религиозно-административный центр обносился крепостными стенами, к которым примыкала территория города, также. укрепленная мощными стенами с вы-ступающими башнями и бастионами. Вследствие беспрерывных войн техника фортифи-кационных сооружений достигла высокого уровня как в Месопотамии, так и в других странах Передней Азии. Ведущая роль крепостного строительства во многом определила формы архитектуры в целом.

В древнейшей Месопотамии в связи с почти полным отсутствием местного камня и леса основным строительным материалом был кирпич-сырец, из которого возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. С древних времен известен и обожжен-ный кирпич, но применялся он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного материала широко использовался битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из глины, иногда с примесью золы и битума. Известковый раствор начинает применяться позднее, примерно с середины 1 тыс. до н. э.

Для значительного улучшения связи и прочности сырцовых стен часто использова-лись прокладки из тростника: через каждые 5-13 слоев кирпича укладывались пропитан-ные битумом плетни или тростниковые циновки. Помимо укрепления стен они предо-храняли конструкции от влаги и почвенных солей.

Дефицит дерева и отсутствие высокопрочных каменных пород в значительной ме-ре обусловили широкое развитие сводчатых конструкций, которые в Месопотамии, по-видимому, появились раньше, чем в других странах.

Развитая строительная техника Ассирии и Нового Вавилона основывалась на тра-дициях древней Месопотамии и на опыте соседних стран хеттов, урартов и других, близ-ких по условиям климата и наличию строительных материалов. От них ассирийцы нау-чились обработке и применению камня, который употребляли экономно, в основном для фундаментов и цоколей, вымосток и облицовок, но основным материалом оставался кирпич-сырец. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались би-тумом; применялись известь и гипс.

Широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная ор-наментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древней-шей Месопотамии.

zadocs.ru


Смотрите также