История первобытного общества лекции. Лекция: Тема 1. Введение в историю первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ТРЕТИЙ ВОПРОС - Лекции по истории первобытного общества. История первобытного общества лекции


Лекции по истории первобытного общества

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВ (ИПО)

ЛЕКТОР - СПИРИДОНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

Экзамен по билетам, билетов 24, в каждом по два вопроса. Коллоквиумов и семинаров нет, в течение семестра - две контрольных, кто обе напишет на пять, от одного вопроса в билете освобождается. Первая контрольная маленькая, на 15 минут. Вторая в конце ноября, много вопросов разного характера: определения, соотнести датировки и явления, дать характеристику одного из предков человека. Есть методичка (2005): есть краткие содержания каждой лекции , ее можно брать на экзамен, в конце есть вопросы для самоконтроля, из них будет составлена контрольная. По учебнику можно учить все темы кроме темы антропогенез - ее учить по лекциям. ТЕМА ОДИН. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1 ВОПРОС: ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.

2 ВОПРОС: ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

3 ВОПРОС: ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРОИОДИЗАЦИЯ

ЛИТЕРАТУРА:

ИСТОРИЯ ПЕРВОБТЫНОГО ОБЩЕСТВА: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ, М, 1983.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ИПО - древнейший и самый продолжительный, самый загадочный период в истории человечества. Этот период происходит физическое и общественное становление человечества. Два основных подхода к проблеме возникновения человека:

КРЕАЦИОННЫЙ (от лат креацио - создавать) подход. То есть создание человека внешними силами (богами, инопланетянами, кем угодно)

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ, сторонники которого выступают за естественных ход эволюции человечества, естественный характер человечества. Теории эволюции есть дарвинизм, который давно устарел.

лет назад происходит разделение обезьян на две секции: широконосых (Амеркиа) и узконосых (Африка, Азия). Около 22 млн. лет назад появляются первые человекообразные обезьяны - надсемейство гоминидов.

Мы на том занятии говорили о ранних гоминидах, о семействе австралопитеков, и рассматриваем род парантропов. Парантроп бойсеи - открыт в 1959 году объем мозга 530 см3, вес 35-40 кг.

И последний третий вид: парантроп робустус (от сл. массивный, крупный). Открыт он был в 1938 году на территории южной Африки Робертом Бруммом. И его раскопки проводились, чтобы подтвердить теорию Дарта, что австралопитеки были и отличались от обезьян. Он жил примерно 2,1-1,1 млн. лет назад. У него достаточно массивные челюсти, крупные коренные зубы, стреловидный гребень, объем мозга 530 см3. Вес 35-40 кг. Руки у него были приспособлены к точным операциям, и рядом с ним лежали кости животных, использовавшиеся для копания (он выкапывал корешки, москитов, мяса не ел). Рост его был 100-110 см. В целом, если сказать о парантропах, питались они растительной и жесткой пищей: корнеплоды, орехи - отсюда крупные коренные зубы. Возможно, использовали в пищу личинок, то, что выкапывали из земли. Мяса не ели.

Сейчас скажем в целом, что характерно для подсемейства австралопитековых

Мегадонция - крупные коренные зубы. При этом маленькие размеры клыков, уменьшение и исчезновение диастемы, приближение к параболической форме челюсти, половой диморфизм - самцы значительно крупнее самок;

Для большинства австралопитековых характерна всеядность (потребление растительной и животной пищи), средняя продолжительность жизни - 27 лет (один из семи доживал до 30 лет, не найдено пока ни одного, дожившего до 40 лет).

Вероятно, переход к жизни на открытых пространствах вел к постепенной утрате волосяного покрова - это было с улучшением системы теплоотдачи.

Существует много гипотез, пытающихся объяснить причины перехода к прямохождению, но ни одна не имеет абсолютных доказательств и не принимается абсолютно всеми учеными. Есть гипотезы о высвобождении рук для применения орудий труда, о необходимости обзора, о переноске детенышей, есть интересная новая теория - те, кто жил вблизи водоемов, постоянно заходили в воду, и такой полуводный образ жизни привел к прямохождению - можно было глубже зайти в воду. Возможно, все эти причины в той или иной степени сыграли свою роль, вряд ли одна причина была единственной. Единственное, что можно сказать, это то, что ортоградность (т.е. бипедия, прямохождение) возникает 7-6 млн. лет назад и прочно фиксируется в семействе гоминид. Оно освобождает руки и дает возможность использовать предметы в качестве орудий труда или защиты; прямохождение дает возможности для обзора, уменьшается риск теплового стресса, освоение прямохождения становится решающим приспособлением гоминид при переходе к жизни на открытых пространствах. Впрочем, у прямохождения есть и минусы: например, болезни позвоночника, сердца и сосудов, трудные роды у женщин.

Следующее, о чем мы скажем несколько слов, - это возможности трудовой деятельности у австралопитеков. Мнение ученых о том, могли ли они трудиться, менялось. Раймод Дарт высказал гипотезу о том, что австралопитеки создали остеодонтокератическую культуру - культуру костей, рогов и копыт. Правда, в 1980-е выяснилось, что те кости, которые Дарт считал обработанными австралопитеками, были обгрызены леопардами. В итоге, в 1980-е встала на первое место гипотеза, что у австралопитеков не было орудий труда.

В конце 1990-х выясняется, что парантроп рабустус все-таки использовал кости животных, а еще использовали камни для разделки туш. Только что это за камни: орудия или предметы труда? Предмет труда - это поднятый с земли камень, острая кость - то есть, предмет, который не требует дополнительной обработки, а исходно имеет нужные свойства. Те же шимпанзе при помощи палок добывают термитов. А вот по поводу орудий труда, т.е. орудий, подвергшихся обработке и в результате неё принявшей нужные свойства, сведений нет. Скорее всего, имели место подбор образцов, накопление опыта и использование природных орудий труда.

В конце скажем, что для австралопитековых подходит определение нашего ученого Якимова - стадо обезьян, берущих палки. В Африке больше всего находок было в восточной Африке, на втором месте - южная, совсем ничего не найдено вы Западной, и немного находок есть в северной.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Прежде чем говорить о конкретных находках, скажем об окаменелостях, которые относятся к человеческому роду. Границу между гоминидами и ранними HOMO определить сложно. Одни исследователи высказывали гипотезу об объеме мозга. Например, английский исследователь Уинфрид Ле Гро Кларк предложил провести границу между австралопитековыми и ранними Homo по объему мозга 700 см3. В 1960-70-е годы отечественные антропологи работали над проблемой, и Валерий Павлович Алексеев предложил следующие критерии, получившие название: «Гоминидная триада», то есть три признака границы

- Прямохождение

- Приспособленная к тонкому манипулированию кисть руки с противостоящим большим пальцем

- Объем мозга не менее 700-800 см3.

Причем, Алексеев писал, что все три признака должны быть одновременно. Сейчас исследователи пользуются данными критериями, но теперь к ним добавляют еще такой критерий, как строение челюстного аппарата - зубов и челюстей. То есть, параболическая форма челюсти, потеря мегадонции и ортогнатизм (прямые челюсти - потеря выступающих вперед челюстей). Развитие челюстного аппарата шло долго. Первые движения начинаются еще у австралопитеков, а более или менее человеческую форму челюсти приобретают около 2 млн. лет назад. Вообще, гоминидная триада использовалась до недавнего времени: в 2004 была найдена новая находка, которая из этого ряда выбилась, и «триаду» можно считать устаревшей.

biologrefs.ru

История Первобытного общества

05.09.2013

Скирда Валерий Владимирович консультації з 13:30 по 16:00

1 лекция

пропуск на екзамен — конспект з одної книги яку даватимуть в додатковій літературі

Модуль №1 - 20

Модуль №2 - 20

екзамен — 60

Історія ділиться на періоди

Історія первісного суспілства вивчає історію від перших людей до появлення Київської Русі. В деяких моментах вважається що залишились окремі групи людей в первісному розвитку. Предметом вивчення цеї історії є предмет вивчення людства до появлення людей.

Завдання

  • розглянути морфологічний розвиток людини

  • зародження і розвиток господарської діяльності і духовності (всебічно) діяльність людини

    Відмінність від інших розділів

    Немає багато прізвищ і імен. Дуже мало точних дат. Розвивається досить повільно. В 300 разів перевищує научний процес всих остальних епох. Досить часто з”являються нові знахідки і зміни думок.

Складнощі

Базується на данних багатьох дисциплін: антропологія етнографія археологія геологія.

Треба обробляти велику кількість інформації різними методами.

Весь прогрес базується на економічній основі. Основною причиною з”явлення держав є поява металургії.

Племя перехідний етап до народності. Народність в свою чергу переходить в народ (Народ тільки в Державі).

06.09.2013

2 Лекція

Археологія — вивчає історію за залишками історичних культур, стародавні поселення і могильники

Стратиграфічний метод — земна кора складається з кількох шарів послідній материк.

Історія первісного суспільства розподіляється на аполітійне і симполітійне суспільства АПС і СПС.

Що з археології можна дати в цей предмет?

Геологія може надати матеріали і прив”язати їх до певної періодичної шкали.

Палео-Кліматологія — важливо знати в яких умовах мешкали в той чи інший час.

Палеоботаніка, хімія.

Чим більше часу населення проживало на якійсь ділянці тим більше культурний шар

термінологічна проблема.

Культурний шар це шар землі який насичений залишками діяльності людини.

12.09.2013

3 Лекція

Назва виникає 1937 р коли Хоменко видав книжку “Первобытноеобщество”. Потім вийшла “Назва ВКПП” Сталіна. Де було написано що історія починається з книжки “Первобытноеобщество”

головне в цій науці періодизація і хронологія (абсолютна (встановлює дати) і відносна(встановлює межі)).

Археологічна географ — побудована (палеоліт(давній кам”яний вік), мезоліт(середній кам”яний), неоліт(новий кам”яний), енеоліт(міднокам”яний вік), бронзовий вік, Залізний вік). Оцінюють періоди по камінню. Камінь був основним матеріалом до знайдення заліза.

Палеоліт

Палеоліт - ( 3.5 млн років до н.е. по 10 тис років до н.е.) - загальне датування. Палеоліт розділяється ранній(нижній) палеоліт /з 3.5-1.5 млн років до н. е..-150 тис років до н.е./ , середній палеоліт(ускерська епоха) /150тис років до н.е.-40-35тис років до н.е./ і пізній(верхній) палеоліт. / 35тис років до н.е.-10 тис років до н.е./.

Ранній палеоліт — знаряддя праці — цілий оббитий камінь

Середній палеоліт — відбуваються зміни — виготовляють заготовку з каменю (нуклеус) були різної форми. Заготовка з якої можна виконувати одинаковізнаряддя праці.

Пізній палоліт — відбуваються зміни в технології виробництва збільшується кількість знаряддь. Людина сучасного фізичного типу.

Мезоліт

Мезоліт (10-7 тис років до н.е.) стає тепліше (відсупають льодовики), зміна флори і фауни. Людина змушена змінюватись. Полювання стає біль-менш індивідуальним. Перша нова зброя — лук. На нашій території з”являється рибальство (з відходом льодовика з”являється велика кількість озер і річок). Камінь — основний матеріал для знаряддь праці. Почали застосовувати дрібний камінь

Неоліт

Неоліт — новий кам”яни вік 7-3 тисячолітть до н.е. Неолітична революція. Появленння скотарства і землоробства. Людина досягла найвищого рівня в обробці камення (шлшіфування, розпилка і свердління). Використання граніту (тверде каміння).

Ененоліт

Енеоліт — 4-3 тиясоліття до н.е. Людство почало використовувати метали. Металургія відігравала важливу роль в господарстві. Основним металом була мідь використовували в основному на прекраси. Трипільска культура — не українці і не цивілізація не слов”яни.

Бронзовий вік — поява бронзи як сплаву (мідь і олово). Більш міцний метал. 2 тисячоліття до н.е.

Ранній залізний вік — 1 тисячоліття до н.е. Закінчується на початку нашої ери. (Кімерійці проживали в цей час на території України).

Залізний вік

Залізний продовжується до нашого дня

Переодизація людини (розширити в таблицю і добавити роки)

  • Австралопітеки

  • Людина Вміла

  • Пітекантроп (найдавніші люди)

  • Неандертальці (давні люди)

Кроманьйонці (людина розумна) один із різновидів що проживали на території Європи

Вид

Період

Роки

Австралопітеки

4 млн років - менше 1 млн років тому

Люди Вмілі

2,6 — 2,5 млн років тому

Пітекантропи

700-27 тис років тому

Неандертальці

140-24 тис років тому

Кроманьйонці

40-12 тис років тому

Геологічна періодизація

  • третинний період (1,8 млн років тому назад)

  • четвертинний період (2,588 млн років тому назад і продовжується по цей день)

Було 4 льодовикових періоди (Люнс Міндед Рис Юн). Встановити датування і поєднати в таблицю.

Пізньордовський-ранньосилурійський льодовиковий період

460-420 млн років назад

Пізньодевонський льодовиковий період

377-350 млн років назад

Кам”яно-вугільно-пермський льодовиковий період

350-230 млн років назад

Хронологічну таблицю зробити вдома

1.Праобщина (первісне стадо)

2.Первісна община (ділиться на 2 періоди)

3.Державотворення на территорії України.

13.09.2013

Розвиток історії первісного суспільства на різних історичних етапах

Греція 8ст до нашої ери Гесіод (поет) його поеми називаються “Труди і дні” (Гесіод вперше зробив спробу розділити історію на періоди (виділив 5 епох). Гесіод вважав що колись давно люди жили краще))

Його спроба розділити історію на періоди:

Демокріт (грецький філософ) раціонально підходив до життя людини і оточення. Був матеаріалістом. Вважав що в давнину люди жили в дикості.

Тин Лукрецій Кан (поет) писав на латині. “Про природу речей” . Перший зробив відносну хронологію яку після нього зробили лише в 19 віці. Поділив ісорію на 3 епохи (кам”яна, мідна, залізна).

1856 рік — перша знахідка неандертальця

Морган (американський учений) прожив певний чаз в племені Ерокезів і навіть був ними усиновлений.

19.09.2013

Лекція 4

Місце Людини в природі

Арістотель відзначив що людина є соціаьною твариною. Чому людина являється найвищим щаблем в природі — бо вона може виконувати функції бігу плавання плюс і т.д. (універсальна) розвиток мозку і життя в соціумі. На сьогоднішній день існує 4 види антропоморфних мавп: шимпанзе(на 96% співпадає ДНК), горили, гібони і орангутанги (в теорії відносності ми від них пішли).

Теорії походження лююдини

Поділяють на види

  • теологічна теорія (в усіх випдаках людину створив бог) не потребує доказів, бо є віра.

  • Космічна теорія (є вульгарна космічна теорія(людину завезли інопланетяни), вчення про біосферу (Цилковський) Гумільов продовжив вивчати.

  • Еволюційна теорія (пов”язана з космічною теорією) — теорія Дарвіна (переваги в тому що можливо знайдуть ще якийсь викопний вид). А ті що маємо зараз видно що мають одне коріння.

20.09.2013

Найдавніші витоки людей

Всі етапи були довготривалими:

  • евоюція найдавніших гаммінідів (найдавніші люди пітекантропи(на приклад)

  • формування давніх людей (неандертальці)

  • становлення людини сучасного фізичного типу

На сьогоднішній день найдавнішими вважають дріопітеки найдавніші знаходяться в південній африці і їх називають профконсули 20 мільйонів років тому — мавпи вели на пів земнй на пів деревний стиль життя. Їхні щелепи були пристосовані до грубої їжі.

Близкь 17 млн років тому з”являються їхні родичі на території Кавказу. 14 млн років тому з”являється рамопітек — знайшли на території Індії. Щелепи рамопітеків мали коротку зубну дугу, клики не виступали з основного ряду зубів. Подібних знайли в Туреччині Пакистані Греції Африці Угорщині Кенії.

Пращур антропоморфних мавп вважається з”явився 10 млн років тому. Та сьогодні важко сказати чи він дійсно є. Сучасний предок був більше схожий на шимпанзе зовнішнім виглядом і жив 8-6млн років тому.

Локомоція — прямоходіння.

Вважається що більшість перших пращурів ходили з допомогою верхніх кінцівок.

25.09.2013

Різкі кліматичні змін на прикінці ___ зменшується кількість лісів і збільшується кількість степів. Це змушує дріопітеків переходити на наземний спосіб життя.

Австролопітеки з”являються в кінці 6млн років тому. В 20-3- роках 20ст виявлені їхні перші рештки. Спочатку їх вивчали як просто високорозвинутих мавп. Поки в 1959 році Льюіс Імер Лікі і знахідки по всій территоріїх Африки і знахідка “Люсі” змусило вчених змінити свою думку. Австралопіеки були не такі вже й великі

На сьогоднішній день відомі знахідки понад 500 австролопітеків на території танзанії кенії і ефіопії.

Спадистий лоб і великі надбровні валики висунуто вперед обличчя, скошене підборіддя — примітивні риси

Мали параболічну форму нижньої щелепи нижні кінцівки довші чим верхні, - прогресивні риси

В середньому об”м мозку австоралопітеків 520 кубічних сантиметрів.

На сьогоднішній день поділяють їх на

  • ранні австаролопітеки (граційні)

    - африканський

    - афарський

    Їх зріст не перевищував 120 см і вага від 20-40 кг. На думку факівців вважається що вони були всеядними. І м”ясна їжа в раціоні переважала.

    Самі реальні (багаті) знахідки з 4.5-3млн років тому

  • пізні австролопітеки (масивні)

    Ці були вищі на зріст 160 см вага близько 70кг. З дебільшого в їжу вживали рослини. З 2.5-1.5 млн років тому на территорії Африки.

    Діяльність — вид суспільства праобщина (20-25 осіб). Переходили з одного коллективу до іншого. Вели бродячий спосіб життя в пошуках їжі. Могли полювати на дрібних тварин з палками і камінням. Вживали в їжу падаль.

    Деякі дослідники вважали що у австралопітеків була культура (використовували кістки великих тварин для праці). В пошуках їжі розселились на велику территорію.

Людина вміла (1960 році) Олувайська ущелина — перша знахідка. Від 2 до 1млн років. Більш розвинутий представник. Знайдена нижня щелепа що нажела жіночій особині 11-12 років. По близу всих цих кісток знайдені кістк и тварин і штучно створені знаряддя праці. Мали зріст 120 см вага 25-40 кг.. Об”єм головного мозку 645-680 см кубічних. Були як прогресивні так і навпакии

  • розширення фаланг пальців (розвиток руки) ходовий аппарат більш розвинутий — прогресивні риси

  • було ще силове охоплення предметів - примітивні риси

Судячи з назви вони відносяться до роду людей. Але не всі так вважають. Через те що вони більше схожі на австралопітека просто більш розвинутого типу. Але знаряддя праці які біля них знаходять (вироблені з гальки (камінь) — чоппери (оббитий одзин край) і чоппіни(оббиті два краї паралельно) (перші знаряддя праці)). Скоріш за все виготовляли дерев”яні списи (але знахідок нема). Ще для часу існування їх виділяють першу архологічну культуру (олдувайська культура 2.5-1.5 млн років тому). Залишались на рівні розвитку праобщин. Дехто вважає що вони почали робити штучні житла. В олдувайській ущелені типу знайшли фундамент чогось схожого на житло. 3-4 самця пару самок і 2-3 дітей — тодішні коллекиви (займались збиранням і полюванням разом). В цій же ущелині знайшли слона і знаряддя праці біля нього — що свідчить що вони його їли.

Всі члени коллективу повинні приносити якусь користь для коллективу. Перестають існувати на кінці існування культури

Найдавніші люди Хомо єректус пітенкатропи

Перші їх знахідки зроблені в 1891-1893 році на острові Ява. Були більш досконалі. Їх розвиток відбувався в досить холодних (важких) умовах. За часів пітекантропа з”являються перші люди на территорії європи. Перша в Греції. А в україні датується 1млн років тому. Але немає решток саміх архкантропів. В китаї Чжо Коу Янь по близу пекіна знайшли цікаву стоянку (печера обвалилась і кілька синатропів збереглось).

Архкантрпои (ашельска археологічна культура 1.5млн-150тис років тому) ділиться на ранній від 1.5млн-400тис а пізній 400 тис-150тис років. Льдовики були не досить потужними і клімат був доволі теплий. В європі мешкали південний гіпопотам саблезубий тигр, благородний олень.

Основні знаряддя праці — ашельське ручне рубило (досить велике знаряддя — камінь вагою в 3 кг з гострим краєм) — використвоували для розбивання кісток івикопування коріння , можна виготовляти списи.

Почали використовувати більше 60 видів знаряддь праці.

Займались як і їх попередники збиранням і полюванням (починають полювати на досить великих тварин). Їли багато м”яса термічно обробляючи - Почали використовувати вогонь.

В суспільному житті це досі праобщина яка відрізнялась в фізичному вигляді (2 метри росту яскравий приклад, прямо ходять).

Россійський антрополог Урисон — вважав що треба відносити похідним до людини той вид який починає використовувати знаряддя праці

але важливими факторами віднесення їх до прапредків повинні бути

розвиток рук

розвиток головного мозку

прямоходіння

і розвиток руки

досить складний момент де відбувся процесс грані переходу з тварини в людину і що потрібно було для цього преходу.

Голвним булло

  • сприяливі кліматичні умови

  • наявність видів для зміни

  • зміна з лісової в степову зону

Території Африки південносхідна Азія і південний сибір — де почався початковий етап переттворення тварини в людину

Поліцентристи — вважають що таких регіонів 2,3 а може й більше. Вважають що поки архантропи розвивались то синантропи мали якісь монголоїдні риси (наприклад передні плоскі різці).

Моноцентристи — вважають що лише один. (самий склонний бо там відомі всі типи знахідок прапредків і ще на цій территорії досі багато людиноподібних мавп (це Африка)

Досліджуючи ДНК теперішніх л.людей доведено що більшість має генетичне коріння з Африки.

Неандертальці (давні люди)

Як новий вид людини (появляється 150 тис років тому). Проіснували до 20 тис років. В археологічному відношенні їх зв”язують муст”єрською архелогічною культурою (від стоянки муст”єр) — середній плаеоліт. В 1658 році в долині річки Неандерталь не подалік міста Дюсельдорф (Німеччина) — знайдені залишки під час видобуття камнів.

Після того їх знаходили на території європи і азії (Шанідар на территорії Ірана, реконструкція в печері Кишин-Таш). Знаходили в Криму (перші знахідки в 20 роках 20 століття Бонче Смоловський — археолог. Один з перших пілотів літаків. Були проблеми з зором перейшов на археологію).

За антропологічною будловою найбільше наближені до людини сучасної людини, але на відміну були більш масивними (дуже сильними), менш повороткі. Були пристосовані до життя льодовикової епохи.

Зу усіх попередників вони перші виготовляли одяг із шкір тварин. Навчились видобувати вогонь. Почали пристосовувати для свого життя житло (печери, свої ще не будували — добудовували стіни).

Неандертальці як і попередники полювали і збирали (в полюванні появляється спеціалізації(полювали на певний вид тварин)) полювання стає продуктивніше бо вони так вивчають їхні звички. Ще їх наближаєх до нас духовний розвиток (неандертальці починають ховати своїх померлих (часто ховали в печері де мешкав померлий). З”являється релігія Вважається що у них був культ сонця. Поховання має певне спрямування (ховалися головою на захід або на схід). Відоме поховання квіткові (з верху неандертальця засипали квітами а потім зземлею. Давали в могилу кам”яні знаряддя праці. Об”єм мозку був досить великим 1250 кубічних см. Але є випадки знахідок з об”ємом мозку 2600 кубічних см.

30.09.2013

Ранні Неандертальці (Неандертальці Арінефдорського типу) 200 тис років тому.. Вважаються переходною ланкою до люей. І пізні (класичні або лашапельські) 80-35 тис років тому більш масивні.

Неандертальці були на сільки віддалені що вступати в статеві стосунки могли але потомства як такого не давали (бо їх нащадки потім потомства не мали). Всі вони відносяться до муськерської археологічної культури.

Неандертальці починають спеціалізувати полювання - залишається одним з основних промислів.

Появляється нуклеус(заготвка для вироблення знаряддь праці,(призматичні, сфероїдні)). Це свідчить про абстрактне бачення (розвиток мозку). Можна було отримувати стандартні знаряддя праці і в більшій кількості. І кожне з них виконувало якусь окрему операція в побуті.

Виділяють момент пеоглядів, що існувала община в Неандертальців. З”являються перші штучні житла. Причини: природні умови і через те що збільшувалась популяція а печер не вистачало, тому вони або добудовували печеру або змушені були будувати собі житло.

Одні дослідники вважають що неандертальці тупикова гіка від розвитку гомінідів і були приречені на вимирання

Вважається що праобщина складалась з 25-30 чоловік різного віку. Наявність біомаси — те що можна в полювати і з”їсти (харчові ресурси які можна використовувати). Щоб прогодувати одну людину з праобщини треба территорію в 25 кв км.

Мешканці праобщин залишались на территорії поки все не з”їли а потім переходдять на іншу территорію. Існування в праобщині залежало від загальної праці (всі працювали по можливостях). Чоловіки і незаміжні жінки ходили на полювання. Інші жінки і пдлітки займались збиральництвом. Якщо полювання вдале то вони мали харчі, але якщо полювання не вдале місяць і більше то основою харчування є збиральництво. Головний був досвід в цих видах здобутку ресурсів.

Завдання праобщини — здобуток їжі і продовження роду.

Полювання булоо більш важливим видом занятть. - передача досвіду, гуртування, логічне мислення, м”ясо сприяє мозковому розвитку і є більш ситним і калорійним, рештки від з”їденої тварини викорисовувались в побуті, коллектив ставав міцніше. Вся здобич більш менш рівномірно розкидалась в коллективі (в не залежності ходив на полювання чи ні). Праобщини досить часто голодували. Жінки не могли мати більше одної дитини 5 років.

Інфантицид — убивтсво народжених дітей.

Геронтоцид — убивство старих людей.

У праобщині невсі між собою були родичами. І в залежності від ситуації вони могли покинути общині і перейти в іншу.

03.10.2013

Виникненя і мислення мови

Спочатку з”являись певні звуки але щоб їх сказати перші люди повинні про них подумати. Але мислення і мова розвивались більш менш паралельно.

Впливало на цей розвиток — розвиток мозку, церобралізація у людино подібних мавп за дослідженням американців від 2 до 9 а в австролепітеків від 10 до 16, ще в австролопітекків зростали частини мозку що віповідали за мовно слухову і рухову діяльність (це свідчить що вони почали видавати більше звуків чим їхні предки), розвиваються і інші частини мозку “людські” (відповідають за соц діяльність(лобні частини мозку)), обсяг мозку від австролопітеків до сучасної людини зростає на 31%(“людські” частини) — від загальної ваги мозку.

Від австралопітеків йде поглиблення основних звивин і поялення вторинних. В деяких неандертальців осбсяг мозку був 1700 кубічних см.

Дослідники вважають що для розвитку мозку велике значення має трудова діяльність. З2вилось абстрактне мислення.

За зліпком мозку ми можемо встановити об”єм мозку і які частини були більш розвинуті. Звивини не порахувати.

Цим питанням займаються нейрохірурги, фізіологи,

Поява мови і її ровиток

Одні рахують що архантропи володіли зачатками мови а другі думають що вона появилась з появлнням людини сучасного фізичног типу.

Рахується що мова була потрібна для загінного полювання. Але і нацю тему є багато суперечок. Тому варто сказати що полювання відігравало просто важливу роль.

Досить важко пояснити чому з”явились мова. Мова — це мислення подане в звуковому діапазоні. Обгрунтування своєї думки словами.

Перші звуки які почали висловлювати наші попередники — А, І, У.

Вважається що першими появились слова вербоїдів (які вказували на дію). Поява перших реченнь була пов”язана з названням певних предметів і тварин на яких полювали. З часу існування арханропів вважається починаються виголошуватись звуки. А неандертальці почали виголошувати вербоїди.

Теорія Лібермана Креліла

Створили силіконову гортаннь неандертальця і довели що слова він не міг виговорювати.

Ще важливим фактором є підбородок до якого кріпляться связки.

І лише людина теперішнього фізичного типу змогла вільно розмовляти. Але ж мова пройшла певні етапи розвитку за часів наших предків.

Викликано мову в людей первісного типу не рахуючи фізіологічного типу це передача досвіду і загально соціальне життя в коллективі..

Мислення й мова пйшли паралельно в розвитку. Мова розвивалась ві звуків до вербоїдів, від слів до реченнь. Але вільно спілкуватись людина змогла лише в сучасна.

запитання на підготовку до модулю

З 1 по 45 запитання і ще 83-86 додаткові модуль або 7 або 10 (гоуватись на 7).

04.10.2013

Виникнення неантропа

25 років тому мало хто думав про час походження його. Від 45-30 тис років тому. Вважається що перші люди сучасного фіз типу виникли 100 тис років тому.

Не завжди неандертальці пов”язані з мускерською культурою.

Людина сучасног фіз типу з”явилась (знову росходяться думки вчених на політеїстичні і монотеїстичні)

Поліцентристська теорія

Має декілька етапів. Вперше такий погляд висловив німецький антрополог ____ Ще в 30 роках 20 століття він виділив 4 центри з”явлення такої люини

  • Східна Азія (Типу сінантроп перетворюється сінонеандертальця а потім в люд суч типу а той в свою чергу в монголоїда

  • півд східна азія (базувався на знахідці пітекантропа)

  • Південна Африка (на його думку ам склались капаноїди)

  • передня азія (брав за основу

Ще більше ценрів Американський дослідник Кун. 5 центрів

  • два центри в Африці (північ і центр Африки (південь-там де з”явились копаноїди центр — звідти пішли негроїди)

  • схіно азійський

  • передньоазійський

  • південно азійський

Учеий Тома (америк). Виділяє 3 центри

  • південно східний Азія (веддоаноїдний)

  • східний центр (сформувалис монголоїди)

  • Західний (європеоїдно негроїдний )

Російські дослідники називали себе децентристи (тому що виділяють два основних центри)

На сьогодні більш визнаною є моноцентристська теорія

Вперше дав більш менш обгрунтував Радянський учений Родінський . Але территорія була досить широкою. Відносив південносхідну африку центральну Азі.ю і південно сх Європу.

Більшість дослідників вважають що людинна сучасного фіз типу походить з південно східної африки.

Дослідили при вивченні ДНК.

Є така точка зору. Що всі люди пішли від двох пращурів.

studfiles.net

Лекция - Тема 1. Введение в историю первобытного общества

Предметом истории первобытного общества является огромный

период в истории человечества, начинающийся со времени выделения

человека из животного мира и заканчивающийся возникновением

ранних государств. В разделе «История первобытного общества» изу-

чается проблема возникновения человека, антропогенез, социогенез,

политогенез, а также материальная и духовная культура первобытных

народов. В современной зарубежной науке история первобытного об-

щества относится к «доистории», поскольку история для зарубежных

исследователей начинается с возникновением письма и ранних госу-

дарств. Этот период изучается на Западе не историками, а антрополо-

гами. Часть народов, не создавших свою письменность, причисляются

ими к «неисторическим». Яковец Ю.В. началом истории считает не-

олит и неолитическую революцию, когда, по его мнению, возникли

все элементы общества. В современном мире (особенно в западных

странах) укрепляются позиции «научного креационизма». Его пред-

ставители (Х. Яхья, Моррис, Тэйлор, Бергман и др.) утверждают, что

мир был создан не более 10 тыс. лет назад высшей силой, используют

при аргументации научные термины, приводят отдельные факты ко-

торые, как им кажется, опровергают эволюционную теорию.

Согласно последним научным данным, нижняя граница первобыт-

ного общества определяется временем 2 млн.600 тыс. лет, верхняя –

началом III тыс. до н.э (Азия и Сев. Африка), I тыс. до н.э. (Европа), I

тыс. н.э. (Америка). На этапе первобытного общества в основном

сформировался психологический тип человека и, практически полно-

стью, его биологические особенности. В это время были сделаны са-

мые замечательные открытия: колесо и колесный транспорт, корабль,

производящее хозяйство и прочее. Используют несколько периодиза-

ций, отличающиеся выбранным критерием: археологическая (измене-

ния в технологии), геологическая (геологические изменения на Земле),

антропологическая (биологическая эволюция человека), общая, или,

историческая (эволюция социальной организации).

www.ronl.ru

ТРЕТИЙ ВОПРОС - Лекции по истории первобытного общества

ТРЕТИЙ ВОПРОС. ЭКОНОМИКА И ХОЗЯЙСТВО. В период позднеродовой общины собственность окончательно разделилась на личную (движимое имущество - украшения, скот, орудия) и коллективную - землю. Изменяется и порядок наследования. Важную роль играет обмен. Это было связано, во-первых, с тем, что оседлость повысила изоляцию общин и ограничила доступ к природным ресурсам, а, во-вторых, с некоторым ростом производительности труда, который время от времени давал некоторый прибавочный продукт, пригодный для обмена. Система обмена отличалась многообразием:

Ко второй ступени относился межплеменной обмен, который приурочивался к межплеменным праздникам, имелся разнообразный рынок на границе племен, куда собирались представители племен и обменивались. Обменивались керамикой, оружием, орудиями труда, бытовыми предметами;

Дальний обмен, обмен между племенами, расположенными далеко друг от друга, и добираться из одного в другое нужно было по несколько недель, а то и месяцев. Обменивалось труднодоступное сырье, соль, охра, камень, пригодный для изготовления труда (темный кремень из среднего Поволжья, медная руда).

В результате развития обмена вырабатываются некие обменные эквиваленты, или обменные деньги, в их качестве могли фигурировать раковины, птичьи перья, шкурки зверей, керамика, но первобытные деньги - это не деньги. Хотя в неолитическом хозяйстве излишки производства появлялись чаще, но неравенства как такового тут нет. Избыточная продукция запасается не для улучшения собственного материального положения , а для устройства пиров и церемоний социально-престижного и церемониального характера. Иногда экономику этого периода так и называют престижной экономикой. Иногда даже доходило до того, что семья предпочитала сама перебиваться с хлеба на воду, но устроить праздник не хуже, чем у других. С другой стороны, накопление продуктов для устройства праздников гарантировало людям поддержку в голодное время.

На стадии позднеродовой общины приобретают определенное значение военные столкновения: это могли быть набеги карательного характера, достаточно короткие по времени, причиной которых могли быть частные ссоры. А иногда это быть длительные военные действия между племенами, основной имевшие кровную месть или причины ритуального характера. Во время инициаций юношам в определенный период полагалось устраивать набеги на соседей.

Первоначально имущества побежденных не захватывалось вообще. Позднее начинают присваивать движимое имущество. Но характерный момент: территорию чужого племени не захватывали, территорию побежденных к своей не присоединяли: считалось, что данная земля находится под защитой духов-предков убитых людей, они не дадут ту спокойно жить, будут мстить за убитых. Пленных иногда уводили, но впоследствии они работали вместе с победителями и становились полноправными членами общества.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Развитие земледелия и скотоводства привело к развитию новых знаний в области селекции: появляются новые разновидности с/х. культур, новые породы животных и т.п. В Меланезии на стадии позднеродовой общины было известно 52 сорта бананов, десять сортов ямса, 14 сортов хлебного дерева, ирокезы знали 11 сортов кукурузы. В Южной Америке довольно быстро произошло разделение на лам и альпаков. Развитие престижной экономики, обмена вело к развитию знаний в области арифметики, появляются способы подсчета урожая, требующего оперированием большими цифрами. Появляются бирки расчетные, кучки камней, узелки, по большому счету, слово калькуляция происходит от латинского «калькулюс» - счетный камень. Распределение земли между участками вело к развитию геометрии. Появляется умножение, деление. Развитие гончарства способствовало появлению первых знаний в области химии: как нужно правильно подобрать глину, правильно добавить к ней какие-либо вещества. Появляются первые географические карты, изображающие конкретные маршруты, а не территорию окрестностей. Зарождается письменность, хотя и примитивная, видимо, в форме пиктографии - рисунчатого письма. При помощи рисунков умудрялись писать целые хроники: самая известная - хроника североамериканского племени геловаров «Валам олум»: она состояла из 184 рисунков и повествовала об истории племени от зарождения до прихода европейцев. Появляется узелковое письмо у южноамериканских индейцев, а ирокезы писали с помощью вышивки из ракушек, бусинок, и появлялись послания - вампумы.

В изобразительном искусстве на первом месте условная манера письма. Для живописи характерна упрощенность, в большом количестве используются символические изображения: кружки, спирали, живопись приобретает сюжетный характер. Развивается декоративное направление в искусстве: орнамент на керамических сосудах, художественная роспись на тех же сосудах, резьба по кости, вышивка. Появляются музыкальные инструменты.

Развивается абстрактное мышление, усложняются религиозные верования.

Теория естественного происхождения институтов: частная собственность вырастает из личной, а государственная власть - из органов родового самоуправления. Все это идет медленно и естественным путем.

Марксистская теория: классовое общество возникло на основе увеличения производительности труда и появлении избыточного продукта.

Вряд ли можно говорить, что одна из теорий правильная или неправильная. В разных обществах играют роль разные факторы. Мы уже говорили, что даже экономика позднеродовой общины носит престижный характер - излишки появляются уже там. Теперь, с дальнейшим развитием с/х. и скотоводства, появление излишком увеличивается, и внутри общины идет перераспределение - или регистрибуция - избыточного продукта. Как правило, сначала это все поступает к руководителям (старейшинам, вождям), а потом идет на нужды всего коллектива, часть остается как страховой фонд, часть - остается на нужды малоимущим членам общества. Часть уходит на культовые цели. В итоге, при регистрибуции какая-то часть избыточного продукта оседает в руках тех, кто занимается перераспределением. Соответственно, это способствует появлению имущественного неравенства. Первоначально, реальное положение дел противоречит положениям коллективизма. Это противоречие пытались преодолеть: например, на севере Сибири до 18 века семья могла иметь стадо коров в сто голов, а избыток отбирался. Или, например, могли уничтожить богатство человека после смерти собственника. Был еще один вариант - сознательное перераспределение накопленных богатств самими владельцами. Самый известный метод - праздник потлач (Северная Америка). Его суть в том, что устроитель представлял на всеобщее обозрение накопленные богатства, а потом раздавал их пришедшим. Похожие праздники устраивались в Меланезии - на пире съедали все, что человек накопил за полгода. С одной стороны, поддерживались традиции коллективизма. С другой стороны, человек мог возместить потерянное на празднике соседей. С третей стороны, чем больше ты кормишь соседей, тем выше твои шансы занять пост вождя или старейшины. Постепенно все начинают складываться отношения частной собственности и богатства.

Долгое время складыванию частной собственности мешала коллективная собственность на землю. Земля принадлежит роду. Впрочем, старейшина может распределять участки земли, а с другой стороны, постепенно появляется частная собственность на другие, новые земли. Эта земля начинает становиться частой собственностью этой семьи, к ней род не имеет отношения. Рассмотренные выше явления способствовали появлению такого явления, как эксплуатация. Такому явлению способствовала тенденция превращения верхушки племени в нетрудовую часть населения. Первоначально это могло выступать в неофициальных формах: старейшина, например, просит помочь сородичей в обработке земли, потом это уже официально оформляется. Три основных вида первобытной эксплуатации:

Рабство. На первых порах, патриархальное рабство, домашнее. Для первобытного общества характерно непроизводительное употребление рабов: ни в с/х., ни в ремесле. Постепенно использование рабов в с/х. увеличивается, рабство становится наследственным, появляется покупное и долговое рабство.

Внутриобщинные формы эксплуатации - эксплуатация рядовых общинников, лично свободных, но зависимых по каким-то причинам. Ростовщичество - давать в долг, а потом требовать отработки. Формы аренды.

Данничество - дань, взимаемая племенем-победителем у племени побежденного.

Изначально присутствовали все формы эксплуатации, но потом одна из них становилась ведущей.

13.12. ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Мы уже говорили, что в конце позднеродовой общины появляются новые общественные структуры - родовые союзы племен (конфедерации). Причем, такое объединение могло представлять собой племенной союз, где все племена пользуются равными правами, а может иметь место вариант, ведущий к неравноправному племенному союзу. Такие неравноправные союзы могли складываться в результате завоевания, добровольного подчинения ослабевшего племени более мощному.

За счет традиционных органов племенного управления постепенно формируется особая политическая организация - государство (особая орган6изация общества, обхъединенная общими социально-культурными интересами, имеющая территорию, систему управления, безопасности и обладающая суверенитетом). Этот процесс традиционно принято называть политогенезом. Мы можем увидеть три пути политогенеза:

Наиболее частый военный путь. Связан он с тем, что вйона обретает все большее значение, и военный вождь постепенно начинает играть ведущую роль в племени. Если раньше военные вожди были должностью выборной, теперь военный вождь оттесняет на задний план совет старейшин. Появляются люди, которые занимаются только военным делом, и группируются они вокреуг самых удачливых военных вождей. Складывается система, когда во главе племени стоит военный вождь, который опирается на свою дружину, при этом сохраняется, но занимает низкоподчиненное положение совет старейшин, но сохраняется в несколько измененном виде народное собрание, в которое входят уже не все взрослые мужчины и женщины, а все свободные мужчины. Фактически, народное собран6ие приравнивается к народному ополчению. Такая система получила название военная (вождь - военный) демократия (сохраняется народное собрание и совет старейшин). В дальнейшем такая система могла перерасти в ограниченную монархию. Иногда военная демократия усиливалась. Положение вождя усиливалось, совет старейшин ослаблялся, и создавалась новая аристократия из военачальников, семей вождей, и такую систему называют военная иерархия. Власть целиком в руках вождя, и, в итоге, такая форма может перерасти в неограниченную монархию.

Второй путь - аристократический. Тут военный вождь и совет старейшин фактически находятся на одном уровне влияния, в итоге во главе складывающегося государства возникает родоплеменная аристократия. В дальнейшем такой вариант мог перерасти в аристократическую республику. Римская республика, например.

Третий путь самый древний, но тоже редкий - плутократический. Когда во главе государства оказываются наиболее богатые, которые регулярно устраивают потлачи, кормят своих сторонников. Такой вариант был в Меланезии, в Новой Гвинее, в Юго-Восточной Азии. В Меланезии во главе страны оказывались бигмены - богачи, которые делали праздники. Где-то бигменов было несколько, и должность не была наследственной. Такой вариант мог перерасти в олигархическую республику.

Обоснование происходящих в обществе перемен происходило с помощью сакрализации власти - верховный правитель воспринимался как сын, наместник бога в царстве. Также правитель мог выполнять функции верховного вождя и верховного жреца. Для окончательного становления государства необходимо было появление еще нескольких признаков. Во-первых, появление налогообложения. Во-вторых, складывание аппарата управления (стражники, тюремщики, палачи, чиновники). Переход к территориальному делению, складывание административной структуры. В-третьих, превращение первобытной соседской общины просто в соседскую. Ходя, еще остается определенный уровень самоуправления, но он четко подчинен иерархии. И, наконец, городская революция - появление складывания городских центров. Еще такие признаки, как развитие денежного обращения, ремесел.

Скажем еще, что политогенез протекал с разнойц скоростью в разныхт районах мира: Месопотамия, Египет - островки среди огромного мира.

ПЯТЫЙ ВОПРОС. В этот период значительные достижения были сделаны в области рациональных знаний. Например, в области астрономии проходят различные расчеты, появляются сначала лунные, потом солнечные календари. Это было связан с установлением производящего хозяйства. Продолжается развитие математики, математических знаний, появляются расчеты, основанные на больших числах (десятки тысяч). Для фиксации больших чисел используются шнуры с узелками, бирки. Счетные бирки позволяли фиксировать результаты вычислений. Начинает развиваться биология и медицина: известно, что в Древнем Китае, Египте, в Индии медийцина достигла высокого уровня, в ходу лекарственные растения, в керамической посуде готовят лекарственные отвары. Медицина получила набор хирургических инструментов. Если учесть, что военные столкновения участились, то еще на этом основывалась медицина. В не которых цивилизованных государствах сохранялась точка зрения, что дикие племена знают больше секретов медицины. Развитие торговых отношений расширяло горизонты географических знаний: появляются карты, вычерченные на коже. Жители маршалловых островов могли точно объяснить расстояние между островами, пути сообщения, площадь каждого острова. Создавались кокнретные торговые маршруты. Были проложены торговые пути: неаиболее известный - это путь из Италии в Центральную Европу. Он пролегает по 50-километровой равнине, и на скалах до сих пор встречаются изображения колесниц. Примерно с этого времени берет начало история, она переплеталась с мифологией: хроники начинались с сотворения мира, со сказаний о богах. Большую роль играла генеалогия вождей, родов. Продолжает развиваться искусство, идет расцвет декоративного искусство. Берет начало торефтика - художественный орнамент металла (чеканка, гравировка). Интересно, что в художественном твторчестве в это время проичходит деление на женские и мужскуие сферы. У чукчей, например, мужчины занимались изготовлением мелкой пластики, вырезанием из кости, ремеслом, а женщины - бисероплетением, ткачеством. Продолжает развиваться мифология, и из традиционных мифов появляются новые жанры (героический эпос, в котором боги могли принимать участие, но героями были люди или полубоги, и часть эпоса перемежалась с историческим событием; рассказывалось о создании государства, войны). Еще один новый жанр - сказка. Первыми появляются сказки о животных, волшебные сказки. Интересно, что в отличие от мифа, сказка могла от жиз6ни почти не отличаться. Сказка была предназначена для развлечения, а миф имел истинность и сокральность. Эпос теряет только сокральность. С этой эпохой связана история монументальной архитектуры. В частности, здесь можно назвать из самых простых мегалитических сооружений менгиры - отдельно стоящие высокие камни. Камент мог быть остатком сооружения, мог обозначать какое-то место.

Понятие эволюции ограничивается понятием поступательного развития вообще, которое происходит по неопределенным причинам. Например, Джон Мертер исходил из предпосылки, что многие явления общественной жизни не подчиняются воздействию познаваемых факторов: нельзя определить, почему данное общество развивается так, а не иначе.

Эволюционные процессы в обществе обуславливаются механизмом адаптации к окружающей среде, имеющей и биологическую, и культурную форму.

В настоящее время к неоэволюционной концепции используются две основные теории: идея универсальной эволюции (основоположник Дж. Стюард - нужно изучать общие изменения) и концепция многолинейной эволюции (множество примерно равноценных путей развития). Важной составляющей неоэволюционизма считается концепция модернизации: в современных обществах постепенно складываются черты, называемые модернизирующимися, которые дают им преимущества перед другими обществами: современная наука, демократические режимы, законы юридические.

И назовем последнюю школу - структурализм. Это направление признает первостепенную важность развития общеструктурных связей в обществе. Два отдельных направления - английский и французский структурализм.

В первом наиболее видный представитель - Эван Спричард, который считал, что для изучения общества необходимо изучение его социальной структуры, социальной структуры конкретной общности - рода, племени, фратрии.

Французский структурализм: его основоположником является Клод Леви-Стросс (1898-2009). Он занимался изучением структуры мифологии разных народов. Он является автором известных сочинений: «Структурная антропология», «Тотемизм сегодня». Он считал, что человек на всех стадиях своего развития обладает вполне логическим мышлением. Например, он ввел понятие в изучении мифологии: бинарные оппозиции. Двойственные оппозиции: любое понятие в человеческом мышлении возникает в паре (холодное/горячее), Эти позиции коррелируют друг с другом, обретают окраску. Например, понятия левый/правый обретают окраску - встать с левой ноги, пойти налево. Тоже: верх/низ в мифологии обретают разную окраску - мир богов и злых духов. Надо сказать, что в своем 3-томном труде «Мифология» он исследовал мифы 300 разных народов.

biologrefs.ru

ТРЕТИЙ ВОПРОС - Лекции по истории первобытного общества

ТРЕТИЙ ВОПРОС. ЭКОНОМИКА И ХОЗЯЙСТВО. В период позднеродовой общины собственность окончательно разделилась на личную (движимое имущество - украшения, скот, орудия) и коллективную - землю. Изменяется и порядок наследования. Важную роль играет обмен. Это было связано, во-первых, с тем, что оседлость повысила изоляцию общин и ограничила доступ к природным ресурсам, а, во-вторых, с некоторым ростом производительности труда, который время от времени давал некоторый прибавочный продукт, пригодный для обмена. Система обмена отличалась многообразием:

Ко второй ступени относился межплеменной обмен, который приурочивался к межплеменным праздникам, имелся разнообразный рынок на границе племен, куда собирались представители племен и обменивались. Обменивались керамикой, оружием, орудиями труда, бытовыми предметами;

Дальний обмен, обмен между племенами, расположенными далеко друг от друга, и добираться из одного в другое нужно было по несколько недель, а то и месяцев. Обменивалось труднодоступное сырье, соль, охра, камень, пригодный для изготовления труда (темный кремень из среднего Поволжья, медная руда).

В результате развития обмена вырабатываются некие обменные эквиваленты, или обменные деньги, в их качестве могли фигурировать раковины, птичьи перья, шкурки зверей, керамика, но первобытные деньги - это не деньги. Хотя в неолитическом хозяйстве излишки производства появлялись чаще, но неравенства как такового тут нет. Избыточная продукция запасается не для улучшения собственного материального положения , а для устройства пиров и церемоний социально-престижного и церемониального характера. Иногда экономику этого периода так и называют престижной экономикой. Иногда даже доходило до того, что семья предпочитала сама перебиваться с хлеба на воду, но устроить праздник не хуже, чем у других. С другой стороны, накопление продуктов для устройства праздников гарантировало людям поддержку в голодное время.

На стадии позднеродовой общины приобретают определенное значение военные столкновения: это могли быть набеги карательного характера, достаточно короткие по времени, причиной которых могли быть частные ссоры. А иногда это быть длительные военные действия между племенами, основной имевшие кровную месть или причины ритуального характера. Во время инициаций юношам в определенный период полагалось устраивать набеги на соседей.

Первоначально имущества побежденных не захватывалось вообще. Позднее начинают присваивать движимое имущество. Но характерный момент: территорию чужого племени не захватывали, территорию побежденных к своей не присоединяли: считалось, что данная земля находится под защитой духов-предков убитых людей, они не дадут ту спокойно жить, будут мстить за убитых. Пленных иногда уводили, но впоследствии они работали вместе с победителями и становились полноправными членами общества.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Развитие земледелия и скотоводства привело к развитию новых знаний в области селекции: появляются новые разновидности с/х. культур, новые породы животных и т.п. В Меланезии на стадии позднеродовой общины было известно 52 сорта бананов, десять сортов ямса, 14 сортов хлебного дерева, ирокезы знали 11 сортов кукурузы. В Южной Америке довольно быстро произошло разделение на лам и альпаков. Развитие престижной экономики, обмена вело к развитию знаний в области арифметики, появляются способы подсчета урожая, требующего оперированием большими цифрами. Появляются бирки расчетные, кучки камней, узелки, по большому счету, слово калькуляция происходит от латинского «калькулюс» - счетный камень. Распределение земли между участками вело к развитию геометрии. Появляется умножение, деление. Развитие гончарства способствовало появлению первых знаний в области химии: как нужно правильно подобрать глину, правильно добавить к ней какие-либо вещества. Появляются первые географические карты, изображающие конкретные маршруты, а не территорию окрестностей. Зарождается письменность, хотя и примитивная, видимо, в форме пиктографии - рисунчатого письма. При помощи рисунков умудрялись писать целые хроники: самая известная - хроника североамериканского племени геловаров «Валам олум»: она состояла из 184 рисунков и повествовала об истории племени от зарождения до прихода европейцев. Появляется узелковое письмо у южноамериканских индейцев, а ирокезы писали с помощью вышивки из ракушек, бусинок, и появлялись послания - вампумы.

В изобразительном искусстве на первом месте условная манера письма. Для живописи характерна упрощенность, в большом количестве используются символические изображения: кружки, спирали, живопись приобретает сюжетный характер. Развивается декоративное направление в искусстве: орнамент на керамических сосудах, художественная роспись на тех же сосудах, резьба по кости, вышивка. Появляются музыкальные инструменты.

Развивается абстрактное мышление, усложняются религиозные верования.

Теория естественного происхождения институтов: частная собственность вырастает из личной, а государственная власть - из органов родового самоуправления. Все это идет медленно и естественным путем.

Марксистская теория: классовое общество возникло на основе увеличения производительности труда и появлении избыточного продукта.

Вряд ли можно говорить, что одна из теорий правильная или неправильная. В разных обществах играют роль разные факторы. Мы уже говорили, что даже экономика позднеродовой общины носит престижный характер - излишки появляются уже там. Теперь, с дальнейшим развитием с/х. и скотоводства, появление излишком увеличивается, и внутри общины идет перераспределение - или регистрибуция - избыточного продукта. Как правило, сначала это все поступает к руководителям (старейшинам, вождям), а потом идет на нужды всего коллектива, часть остается как страховой фонд, часть - остается на нужды малоимущим членам общества. Часть уходит на культовые цели. В итоге, при регистрибуции какая-то часть избыточного продукта оседает в руках тех, кто занимается перераспределением. Соответственно, это способствует появлению имущественного неравенства. Первоначально, реальное положение дел противоречит положениям коллективизма. Это противоречие пытались преодолеть: например, на севере Сибири до 18 века семья могла иметь стадо коров в сто голов, а избыток отбирался. Или, например, могли уничтожить богатство человека после смерти собственника. Был еще один вариант - сознательное перераспределение накопленных богатств самими владельцами. Самый известный метод - праздник потлач (Северная Америка). Его суть в том, что устроитель представлял на всеобщее обозрение накопленные богатства, а потом раздавал их пришедшим. Похожие праздники устраивались в Меланезии - на пире съедали все, что человек накопил за полгода. С одной стороны, поддерживались традиции коллективизма. С другой стороны, человек мог возместить потерянное на празднике соседей. С третей стороны, чем больше ты кормишь соседей, тем выше твои шансы занять пост вождя или старейшины. Постепенно все начинают складываться отношения частной собственности и богатства.

Долгое время складыванию частной собственности мешала коллективная собственность на землю. Земля принадлежит роду. Впрочем, старейшина может распределять участки земли, а с другой стороны, постепенно появляется частная собственность на другие, новые земли. Эта земля начинает становиться частой собственностью этой семьи, к ней род не имеет отношения. Рассмотренные выше явления способствовали появлению такого явления, как эксплуатация. Такому явлению способствовала тенденция превращения верхушки племени в нетрудовую часть населения. Первоначально это могло выступать в неофициальных формах: старейшина, например, просит помочь сородичей в обработке земли, потом это уже официально оформляется. Три основных вида первобытной эксплуатации:

Рабство. На первых порах, патриархальное рабство, домашнее. Для первобытного общества характерно непроизводительное употребление рабов: ни в с/х., ни в ремесле. Постепенно использование рабов в с/х. увеличивается, рабство становится наследственным, появляется покупное и долговое рабство.

Внутриобщинные формы эксплуатации - эксплуатация рядовых общинников, лично свободных, но зависимых по каким-то причинам. Ростовщичество - давать в долг, а потом требовать отработки. Формы аренды.

Данничество - дань, взимаемая племенем-победителем у племени побежденного.

Изначально присутствовали все формы эксплуатации, но потом одна из них становилась ведущей.

13.12. ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Мы уже говорили, что в конце позднеродовой общины появляются новые общественные структуры - родовые союзы племен (конфедерации). Причем, такое объединение могло представлять собой племенной союз, где все племена пользуются равными правами, а может иметь место вариант, ведущий к неравноправному племенному союзу. Такие неравноправные союзы могли складываться в результате завоевания, добровольного подчинения ослабевшего племени более мощному.

За счет традиционных органов племенного управления постепенно формируется особая политическая организация - государство (особая орган6изация общества, обхъединенная общими социально-культурными интересами, имеющая территорию, систему управления, безопасности и обладающая суверенитетом). Этот процесс традиционно принято называть политогенезом. Мы можем увидеть три пути политогенеза:

Наиболее частый военный путь. Связан он с тем, что вйона обретает все большее значение, и военный вождь постепенно начинает играть ведущую роль в племени. Если раньше военные вожди были должностью выборной, теперь военный вождь оттесняет на задний план совет старейшин. Появляются люди, которые занимаются только военным делом, и группируются они вокреуг самых удачливых военных вождей. Складывается система, когда во главе племени стоит военный вождь, который опирается на свою дружину, при этом сохраняется, но занимает низкоподчиненное положение совет старейшин, но сохраняется в несколько измененном виде народное собрание, в которое входят уже не все взрослые мужчины и женщины, а все свободные мужчины. Фактически, народное собран6ие приравнивается к народному ополчению. Такая система получила название военная (вождь - военный) демократия (сохраняется народное собрание и совет старейшин). В дальнейшем такая система могла перерасти в ограниченную монархию. Иногда военная демократия усиливалась. Положение вождя усиливалось, совет старейшин ослаблялся, и создавалась новая аристократия из военачальников, семей вождей, и такую систему называют военная иерархия. Власть целиком в руках вождя, и, в итоге, такая форма может перерасти в неограниченную монархию.

Второй путь - аристократический. Тут военный вождь и совет старейшин фактически находятся на одном уровне влияния, в итоге во главе складывающегося государства возникает родоплеменная аристократия. В дальнейшем такой вариант мог перерасти в аристократическую республику. Римская республика, например.

Третий путь самый древний, но тоже редкий - плутократический. Когда во главе государства оказываются наиболее богатые, которые регулярно устраивают потлачи, кормят своих сторонников. Такой вариант был в Меланезии, в Новой Гвинее, в Юго-Восточной Азии. В Меланезии во главе страны оказывались бигмены - богачи, которые делали праздники. Где-то бигменов было несколько, и должность не была наследственной. Такой вариант мог перерасти в олигархическую республику.

Обоснование происходящих в обществе перемен происходило с помощью сакрализации власти - верховный правитель воспринимался как сын, наместник бога в царстве. Также правитель мог выполнять функции верховного вождя и верховного жреца. Для окончательного становления государства необходимо было появление еще нескольких признаков. Во-первых, появление налогообложения. Во-вторых, складывание аппарата управления (стражники, тюремщики, палачи, чиновники). Переход к территориальному делению, складывание административной структуры. В-третьих, превращение первобытной соседской общины просто в соседскую. Ходя, еще остается определенный уровень самоуправления, но он четко подчинен иерархии. И, наконец, городская революция - появление складывания городских центров. Еще такие признаки, как развитие денежного обращения, ремесел.

Скажем еще, что политогенез протекал с разнойц скоростью в разныхт районах мира: Месопотамия, Египет - островки среди огромного мира.

ПЯТЫЙ ВОПРОС. В этот период значительные достижения были сделаны в области рациональных знаний. Например, в области астрономии проходят различные расчеты, появляются сначала лунные, потом солнечные календари. Это было связан с установлением производящего хозяйства. Продолжается развитие математики, математических знаний, появляются расчеты, основанные на больших числах (десятки тысяч). Для фиксации больших чисел используются шнуры с узелками, бирки. Счетные бирки позволяли фиксировать результаты вычислений. Начинает развиваться биология и медицина: известно, что в Древнем Китае, Египте, в Индии медийцина достигла высокого уровня, в ходу лекарственные растения, в керамической посуде готовят лекарственные отвары. Медицина получила набор хирургических инструментов. Если учесть, что военные столкновения участились, то еще на этом основывалась медицина. В не которых цивилизованных государствах сохранялась точка зрения, что дикие племена знают больше секретов медицины. Развитие торговых отношений расширяло горизонты географических знаний: появляются карты, вычерченные на коже. Жители маршалловых островов могли точно объяснить расстояние между островами, пути сообщения, площадь каждого острова. Создавались кокнретные торговые маршруты. Были проложены торговые пути: неаиболее известный - это путь из Италии в Центральную Европу. Он пролегает по 50-километровой равнине, и на скалах до сих пор встречаются изображения колесниц. Примерно с этого времени берет начало история, она переплеталась с мифологией: хроники начинались с сотворения мира, со сказаний о богах. Большую роль играла генеалогия вождей, родов. Продолжает развиваться искусство, идет расцвет декоративного искусство. Берет начало торефтика - художественный орнамент металла (чеканка, гравировка). Интересно, что в художественном твторчестве в это время проичходит деление на женские и мужскуие сферы. У чукчей, например, мужчины занимались изготовлением мелкой пластики, вырезанием из кости, ремеслом, а женщины - бисероплетением, ткачеством. Продолжает развиваться мифология, и из традиционных мифов появляются новые жанры (героический эпос, в котором боги могли принимать участие, но героями были люди или полубоги, и часть эпоса перемежалась с историческим событием; рассказывалось о создании государства, войны). Еще один новый жанр - сказка. Первыми появляются сказки о животных, волшебные сказки. Интересно, что в отличие от мифа, сказка могла от жиз6ни почти не отличаться. Сказка была предназначена для развлечения, а миф имел истинность и сокральность. Эпос теряет только сокральность. С этой эпохой связана история монументальной архитектуры. В частности, здесь можно назвать из самых простых мегалитических сооружений менгиры - отдельно стоящие высокие камни. Камент мог быть остатком сооружения, мог обозначать какое-то место.

Понятие эволюции ограничивается понятием поступательного развития вообще, которое происходит по неопределенным причинам. Например, Джон Мертер исходил из предпосылки, что многие явления общественной жизни не подчиняются воздействию познаваемых факторов: нельзя определить, почему данное общество развивается так, а не иначе.

Эволюционные процессы в обществе обуславливаются механизмом адаптации к окружающей среде, имеющей и биологическую, и культурную форму.

В настоящее время к неоэволюционной концепции используются две основные теории: идея универсальной эволюции (основоположник Дж. Стюард - нужно изучать общие изменения) и концепция многолинейной эволюции (множество примерно равноценных путей развития). Важной составляющей неоэволюционизма считается концепция модернизации: в современных обществах постепенно складываются черты, называемые модернизирующимися, которые дают им преимущества перед другими обществами: современная наука, демократические режимы, законы юридические.

И назовем последнюю школу - структурализм. Это направление признает первостепенную важность развития общеструктурных связей в обществе. Два отдельных направления - английский и французский структурализм.

В первом наиболее видный представитель - Эван Спричард, который считал, что для изучения общества необходимо изучение его социальной структуры, социальной структуры конкретной общности - рода, племени, фратрии.

Французский структурализм: его основоположником является Клод Леви-Стросс (1898-2009). Он занимался изучением структуры мифологии разных народов. Он является автором известных сочинений: «Структурная антропология», «Тотемизм сегодня». Он считал, что человек на всех стадиях своего развития обладает вполне логическим мышлением. Например, он ввел понятие в изучении мифологии: бинарные оппозиции. Двойственные оппозиции: любое понятие в человеческом мышлении возникает в паре (холодное/горячее), Эти позиции коррелируют друг с другом, обретают окраску. Например, понятия левый/правый обретают окраску - встать с левой ноги, пойти налево. Тоже: верх/низ в мифологии обретают разную окраску - мир богов и злых духов. Надо сказать, что в своем 3-томном труде «Мифология» он исследовал мифы 300 разных народов.

biologrefs.ru

История первобытного общества.

Количество просмотров публикации История первобытного общества. - 32

1. Предмет и задание истории первобытного общества.

2. Знание о первобытном обществе в средние века.

3. Место разных наук в изучении истории первобытного общества.

4. Вопросы терминологии в истории первобытного общества.

5. Периодизация и хронология.

6. Место человека в природе.

7. Наиболее близкие родственника человека в животном мире.

8. Древние гоминиды.

9. Находки австралопитеков и их значение.

10. Находки человека разумного и их значение.

11. Находки питекантропов и их значение.

12. Находки синантропов и их значение.

13. Первые находки останков давних гоминидов в Европе (Энгис, Гибралтар).

14. Находки останков древнего гоминида в пещере Фельдгофер.

15. Находки останков человека прямо ходящего в Европе (Гейдельберська челюсть)

16. Быт и трудовая деятельность архантропов.

17. Теории о происхождении человечества.

18. Представление о далеком прошлом человечества первобытных племен и в рабовладельческом обществе.

19. Возникновение науки первобытной истории.

20. Развитие истории первобытного общества в конце 19-20 ст.

21. Развитие отечественной первобытной истории.

22. Проблема прародины человечества.

23. Расогенез.

24. Роль археологии в изучении истории первобытного общества.

25. Роль этнографии в изучении истории первобытного общества.

26. Природные условия мустьерской эпохи.

27. Хронологические группы неандертальцев.

28. Теория пресапиенса про неандертальцев.

29. Трудовая теория антропогинœеза.

30. Теория В.П. Якимова и В.П. Алексеева про генетическую связь неандертальцев с неантропом.

31. Значение новых исследований на молекулярном уровне для изучения вопроса антропогенезу.

32. В. Вернандский и его вклад в теорию антропогенеза.

33. Теория ʼʼНоева ковчегаʼʼ Хауелса.

34. Находки в пещерах Шанидар и Старосœелье и их значение.

35. Вопрос о религии у неандертальцев.

36. Новые находки древних останков неандертальцев и их значение.

37. Развитие мозга и мышления у предков современных людей.

38. Возникновение языка.

39. Возникновение идеологических представлений и искусства.

40. Теории о месте и время возникновения неоантропа (homo sapiens).

41. Характеристика человека современного физического типа.

42. Первобытное стадо (праобщина).

43. Возникновение первобытного общества.

44. Вопрос о времени и путьях заселœения Америки и Австралии.

45. Природные условия периода ранней первобытной общины.

46. Хозяйство и орудие труда во время ранней первобытной общины.

47. Социально-экономические отношения в ранней первобытной общинœе.

48. Семейно-брачные взаимоотношения в ранней первобытной общинœе.

49. Управление в ранней первобытной общинœе.

50. Рациональные знания в ранней первобытной общинœе.

51. Искусство периода ранней первобытной общины.

52. Религиозные верования во время ранней первобытной общины.

53. Посœелœения и жилища во время раннего первобытного общества.

54. Обрядные инициации и их значение в ранней первобытной общинœе.

55. Роль охоты в развитии праобщины.

56. Общие черты позднее-первобытной общины.

57. Первые большое разделœение труда и его значение.

58.Социально-экономические отношения в позднем первобытном обществе.

59. Семейно-брачные взаимоотношения во время позднего первобытного общества.

60. Древние центры возникновения земледелия.

61. Общинно-родовая структура позднего родового общества.

62. Организация власти и управление в позднем родовом обществе.

63. Духовная культура за время позднего родового общества.

64. Второе большое разделœение труда и его значение.

65. Обмен и его место в становлении политической власти.

66. Возникновение прибавочного продукта и частной собственности.

67. Зарождение эксплуатации и её формы.

68. Становление государства.

69. Военный путь институализации власти.

70. Возникновение классов и государства.

71. Особенности перехода от родоплеменного к классовому обществу.

72. Возникновение письменности.

73. Возникновение идеологических представлений.

74. Возникновение языковых семей.

75. Сельская (сосœедская, территориальная община) и её особенности.

76. Возникновение народностей.

77. Тайные общества в поздних родовых обществах и их функции.

78. Возникновение военных дружин и их значение в позднем родовом обществе.

79. Происхождение и развитие земледелия.

80. Происхождение и развитие скотоводства.

81. Шаманизм как форма религии.

82. Левират и сорорат как пережитки группового брака.

83. Анимизм как форма религии.

84. Фетишизм как форма религии.

85. Магия как форма религии.

86. Тотемизм как форма религии.

87. Причины и особенности перехода от матриархата к патриархату.

88. Роль и место религии в формировании государства.

89. Синполитейные общества и их судьба.

90. Проявление первобытности в классовых обществах.

referatwork.ru


Смотрите также