Смотреть что такое "первобытное состояние" в других словарях:
Первобытное общество — архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. Социализация детей в П.о. была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.… … Педагогический терминологический словарь
ПЕРВОБЫТНЫЙ — ПЕРВОБЫТНЫЙ, первобытная, первобытное. 1. Относящийся к доисторической эпохе, к древнейшим периодам человеческой культуры (научн.). Первобытное общество. Первобытный коммунизм. Первобытный человек. Первобытные времена. || Находящийся на низших… … Толковый словарь Ушакова
Цивилизация — (от латинского слова civis, гражданин , прилаг. civilis, гражданский, общественный откуда Ц. = гражданственность ) состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом, и которое характеризуется удалением от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
первый — В первинку кому чему с инф. (разг.) в первый раз, впервые (приходится что н. делать, испытывать; чаще с отриц.). Мне не в первинку дрова колоть. Первобытное состояние (шутл.) прежнее, бывшее состояние. Вернуть кого н. в первобытное… … Фразеологический словарь русского языка
Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия
ХАОС — (греч. chaos) в греч. мифологии зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все существующее; совершенно бесформенное, беспорядочное, неопределенное состояние вещей; в греч. космологии то первобытное состояние, из которого… … Философская энциклопедия
католичество — Христианская Церковь с самых первых времен своего существования разделилась на две половины: Восточную и Западную. Между этими частями Вселенской Церкви сначала было полное единение, и весь христианский мир был объединен единством… … Справочник по ересям, сектам и расколам
Общность жён — Общность жён философский принцип многих философов от античности до наших дней. Содержание 1 Общность жён в Древнем мире 2 Общность жён в Средние века … Википедия
Общность жен — Общность жён философский принцип многих философов от античности до наших дней. Содержание 1 Общность жён в Древнем мире 2 Общность жён в Средние века 3 … Википедия
Россия. История: Малороссия — Историография. Интерес к изучению малорусской истории стал пробуждаться среди малороссов во второй половине XVIII века. Попытки изложения малорусской истории были, впрочем, и раньше, но они носили только летописный характер. Таковы летописи… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей, Джон Леббок. В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена,… Подробнее Купить за 651 грн (только Украина)
Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей, Дж. Леббок. В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена,… Подробнее Купить за 648 руб
Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей, Джон Леббок. В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена,… Подробнее Купить за 608 руб
Другие книги по запросу «первобытное состояние» >>
universal_ru_en.academic.ru
первобытное состояние — с английского на русский
См. также в других словарях:
Первобытное общество — архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. Социализация детей в П.о. была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.… … Педагогический терминологический словарь
ПЕРВОБЫТНЫЙ — ПЕРВОБЫТНЫЙ, первобытная, первобытное. 1. Относящийся к доисторической эпохе, к древнейшим периодам человеческой культуры (научн.). Первобытное общество. Первобытный коммунизм. Первобытный человек. Первобытные времена. || Находящийся на низших… … Толковый словарь Ушакова
Цивилизация — (от латинского слова civis, гражданин , прилаг. civilis, гражданский, общественный откуда Ц. = гражданственность ) состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом, и которое характеризуется удалением от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
первый — В первинку кому чему с инф. (разг.) в первый раз, впервые (приходится что н. делать, испытывать; чаще с отриц.). Мне не в первинку дрова колоть. Первобытное состояние (шутл.) прежнее, бывшее состояние. Вернуть кого н. в первобытное… … Фразеологический словарь русского языка
Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия
ХАОС — (греч. chaos) в греч. мифологии зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все существующее; совершенно бесформенное, беспорядочное, неопределенное состояние вещей; в греч. космологии то первобытное состояние, из которого… … Философская энциклопедия
католичество — Христианская Церковь с самых первых времен своего существования разделилась на две половины: Восточную и Западную. Между этими частями Вселенской Церкви сначала было полное единение, и весь христианский мир был объединен единством… … Справочник по ересям, сектам и расколам
Общность жён — Общность жён философский принцип многих философов от античности до наших дней. Содержание 1 Общность жён в Древнем мире 2 Общность жён в Средние века … Википедия
Общность жен — Общность жён философский принцип многих философов от античности до наших дней. Содержание 1 Общность жён в Древнем мире 2 Общность жён в Средние века 3 … Википедия
Россия. История: Малороссия — Историография. Интерес к изучению малорусской истории стал пробуждаться среди малороссов во второй половине XVIII века. Попытки изложения малорусской истории были, впрочем, и раньше, но они носили только летописный характер. Таковы летописи… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей, Джон Леббок. В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена,… Подробнее Купить за 651 грн (только Украина)
Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей, Дж. Леббок. В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена,… Подробнее Купить за 648 руб
Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей, Джон Леббок. В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена,… Подробнее Купить за 608 руб
Другие книги по запросу «первобытное состояние» >>
translate.academic.ru
Первобытное состояние человека
Профессор А. Деликостопулос
Согласно Священному Писанию, человек создан Богом «по образу и подобию» Его (Быт. 1, 26-27). Этот образ и подобие заключается в соответствии духовных свойств человека со свойствами, которые, правда, в бесконечной степени, имеет Бог. Бог имеет ум, и человек одарен умом. Бог любит добро и отвращается от зла. И человек ощущает врожденное стремление принимать добро и избегать зла. Бог является владыкой всего мира, и человек – господин земли. Бог есть дух, и человек создан с бессмертной душой. Бог имеет бесконечную и абсолютную свободу, и человек создан свободным.
Все духовные свойства человека доказывают, что он создан премудрым Богом по Его образу. Этот «образ» Божий, человек, создан святым, чистым, справедливым и невинным. Если бы человек захотел, Он смог бы сохранить себя чистым от всякого греха, от которого отвращается святой Бог. Но человек, созданный свободным, согрешил преступлением заповеди Божией.
Первобытным состоянием человека называется духовное и нравственное состояние первого человека до преслушания заповеди Божией и падения в грех. Бог даровал человеку высшие привилегии и права на земле над всеми существами, которые имеет Бог над всей тварью. Он поставил человека господином, царем, владыкой и правителем на земле.
«По образу и подобию». Таково первобытное состояние человека. Выражение «по образу» выражает то, что вложил Бог в человека. Выражение «по подобию» выражает будущее и означает то, к чему Бог стремится, и что человек может достичь на основе «по образу». «По подобию» определяет назначение человека, которое осуществляется на основе духовных качеств, содержащихся в выражении «по образу».
Бог – бесконечный и абсолютный дух. Он дал человеку дух, душу, духовные и нравственные качества и дарования. Выражение «по образу» показывает суверенитет и самовластие, свободу и власть человека совершать добро, означает естественную наклонность и предпочтение человека избрать добродетель и святость. Выражение «по образу» содержало в потенции «по подобию», а выражение «по подобию» показывает «по образу» в действии.
Выражение «по подобию» составляет назначение человека и направлено на достижение добродетели и святости, чтобы стать праведным и святым как Бог и затем уподобляться Богу участием в вечной славе и блаженстве. В мире, в котором мы живем, имеется блаженство, но в весьма малой степени. В Царстве Божием на небе оно достигнет совершенства. Таким образом, «праведники воссияют как солнце в Царстве Отца своего» (Мф. 13,43).
Состояние «по образу» сохранилось и после падения первозданных. У них сохранились стремление к божественному и ощущение добра. Первобытный человек находился в совершенной гармонии с природой, с самим собой и с Богом. Однако, для укрепления нравственных способностей человека в раю нужна была и Божественная благодать как связующее звено бесконечного с ограниченным человеком. Первобытный человек был прямодушным и незлобивым, как свидетельствует состояние «по образу». Он должен был благодаря нравственности и подвигу совершенствоваться на пути святости и справедливости. Отцы учат, что искупление «во Христе» – это возвращение к первозданной справедливости и воссоздание образа Божия в Адаме. Другими словами, духовная жизнь «во Христе» и восстановление – это конечный пункт, которого должен достичь и человек до падения, подвергаясь нравственному испытанию в совершенной нравственной свободе (1 Кор. 15, 45-49). Следует отметить, что самовластность человека составляет основу и отправной пункт уподобления Богу.
Источник: Деликостопулос А., проф. Вера Православная. Православная догматика для современного человека / Пер. с греч. проф. Б. Нелюбов – Левкосия: Издание Кипрской Церкви. С. 80-82.
www.stsl.ru
Азбука Спасения - Первобытное состояние
Бог Отец, когда благоволил возобновить все во Христе и воссоздать сотворенное в первобытное состояние, послал к нам с неба Единородного, руку десную Свою...
Святитель Кирилл Александрийский
Святой Макарий Великий
Светлое первобытное состояние
Последняя цель и верховное благо человека в Богообщении. Бог благоволит почивать в нем и человек нигде не находит покоя, как только в Боге. В таком сродстве состоит человек с Богом по первоначальному назначению в творении.
Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой. Бог сотворил разных тварей, сотворил небо и землю, солнце, луну, воду, деревья плодоносные, всяких животных. Но, ни в одной из этих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его, однако же, не утвердил Он в них престола, не установил с ними общения, благоволил же о едином человеке, с ним вступил в общение и в нем почивает. Видишь ли в этом сродство Бога с человеком и человека с Богом?
Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокаиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол говорит: Егоже дом мы есмы (Евр. 3:6).
Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценней всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, т.е. служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: сотворим по образу и подобию Нашему (Быт. 1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу. Написано: Ангельские ополчения окрест боящихся Его (Псал. 33:8).
Посему душа смысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку.
Как богатая девица, сговоренная замуж, какие бы ни получала подарки до брака, не успокаивается тем, пока не совершится брачный союз, так и душа ничем не успокаивается, пока не достигнет совершенного общения с Господом. Или как младенец, когда голоден, ни во что вменяет и жемчуг, и дорогие одежды, все же внимание обращает на питательные сосцы, чтобы вкусить молока, так рассуждай и о душе (то есть, что все минуя, ищет она вкусить Бога – и тогда только покойною становится).
Имея такое назначение, человек был приспособлен к нему в самом сотворении. В творении он был поставлен у цели.
Душа – дело великое и чудное. При её создании такой сотворил ее Бог, что и в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа.
Он вложил в нее разумение, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, сделал ее удободвижной, легкокрылой, неутомимой, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение и мыслью служить Ему, когда хочет Дух. Одним словом, создал ее такой, чтоб сделаться ей невестой и сообщницей Его, чтоб и Ему быть в единении с ней, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: прилепляяйся Господеви един дух есть с Господом (1 Кор. 6:17).
Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага, так и Господь в доме Своем – душе и теле – собирает и полагает небесное богатство Духа.
Вследствие этого первозданные были в Боге и обладали великими преимуществами и благами.
До преступления они были облечены Божьей славой... Адам, пока держался заповеди, был другом Божьим – и с Богом пребывал в раю.
В Адаме пребывало Слово, и имел он в себе Духа Божья.
Ум первоначально чистый, пребывая в чине своем, созерцал Владыку своего, и Адам, пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал, покрываемый божественной славой.
Само пребывавшее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением блаженства, и наследием, и учением. И со вне пребывала на первозданных слава, так что они не видели наготы своей.
Человек был в чести и чистоте, был владыкой всего, начиная от неба, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или от порока – Божьим был подобием.
Но это обилие благодати не имело ничего приневоливающего. Человек был свободен быть с Богом и благодатью или отделиться от них. Он отделился и пал, как пали и духи.
Все разумные сущности, разумею Ангелов, души и демонов, Создатель сотворил чистыми и весьма простыми. А что некоторые из них совратились в зло, это произошло с ними от самопроизвола: потому что по собственной своей воле уклонились они от достодолжного помысла.
Видимые твари связаны каким-то неподвижным естеством, не могут они выйти из того состояния, в каком созданы, и не имеют воли. А ты создан по образу и подобию Божью. Как Бог свободен и творит что хочет, так свободен и ты. По природе ты удобоизменчив.
Природа наша удобоприемлема и для добра, и для зла, и для Божьей благодати, и для противоположной силы. Она не может быть приневоливаема.
Так и Адам по собственной своей воле преступил заповедь и послушал лукавого.
Великое богатство и великое наследие было ему уготовано. Но как скоро возымел худые помыслы и мысли, погиб он для Бога.
Святитель Григорий Нисский
Воскресение есть восстановление в первобытное состояние
Душа первоначально была тем, чем снова окажется впоследствии по очищении, и тело, созданное Божиими руками, сотворено тем, чем в надлежащие времена покажет его Воскресение. Ибо, каким всегда будешь видеть его по Воскресении, таким, конечно, сотворено и первоначально, потому что Воскресение есть не иное что, как, без сомнения, восстановление в первобытное состояние.
Авва Исайя
Возвратить нас в первобытное состояние
Братие! я не хочу оставить вас в неведении о том, что Бог вначале сотворил небо и землю, все видимое и невидимое, потом сотворил человека по образу Своему и по подобию, и, поставив его царем над всею тварью, поместил его в раю с чувствами непорочными и сообразными с его естеством. Но после того, как человек послушался обольстителя, все чувства его превратились в противоестественное состояние, тогда и сам изринут был от своей славы. Господь же наш, движимый великою любовью, явил милость Свою роду человеческому. «Слово стало плотию» (Иоан.1:14), то есть сделалось совершенным человеком, подобным нам во всем, кроме греха, чтобы посредством святого тела Своего возвратить нас в первобытное естественное состояние. Являя человеку Свое милосердие, Бог возводит его опять в рай, сообщив такую силу желающим следовать стопам Его и повиноваться данным от него заповедям, что они бывают сильны побеждать тех, которые изринули нас из нашей славы. Он предал нам святое учение о Богопочтении и закон чистый, по коему человек мог бы возвратиться в то естественное состояние, в котором первоначально сотворен был Богом.
Желающий возвратиться туда, отсекает все свои плотские хотения
Итак, желающий возвратиться туда, отсекает все свои плотские хотения, дабы возвести ум в прежнее состояние. Есть вожделение (желание, свойственное нашему естеству, без которого любовь к Богу невозможна. По сему Даниил назван «муж желаний» (Дан.9:23). Это вожделение враг превратил в страстные похотения, чтобы мы вожделевали всяких нечистот. Есть в уме ревность, свойственная естеству, без которой невозможно преуспеяние в деле Божием. Посему и Апостол сказал: «ревнуйте о дарах больших» (1Кор.12:31). Но и сия Божественная ревность уклонилась от своего естественного направления в такое, что мы стали восставать от ревности друг против друга, завидовать и лгать.
Святитель Кирилл Александрийский
Бог Отец благоволил воссоздать сотворенное в первобытное состояние
Итак, то, что жезл выпал из руки. Моисея, может означать, что сотворенный по образу Божию был вначале райским растением и находился в славе царствия и в руке Создателя, а потом ниспал на землю, потому что избрал помышление о плотском и, вследствие до крайности дошедшей жестокости, был пред очами Божества как бы змием. Но Моисей получил повеление протянуть руку и взять змия за хвост, и он тотчас превратился в то, чем был прежде, и был уже не змием, а опять жезлом и райским растением. И Бог Отец, когда благоволил возобновить все во Христе и воссоздать сотворенное в первобытное состояние, послал к нам с неба Единородного, руку десную Свою, поистине создательницу и спасительницу всего, по Писанию: «десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя» (Пс.117:15-16). Тогда-то Он подъял лежавший на земле род человеческий и, освободивши нас от звероподобной жестокости, состоящей в порочности и грехах, чрез освящение вознес к царственной чести и кротости, свойственной добродетели. А древнее жилище, предназначенное верующим, Он даровал сначала и прежде всех висящему вместе с Ним разбойнику: «истинно говорю тебе, сказал Он, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
www.azbukaspaseniya.com
первобытное состояние - это... Что такое первобытное состояние?
Смотреть что такое "первобытное состояние" в других словарях:
Первобытное общество — архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. Социализация детей в П.о. была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.… … Педагогический терминологический словарь
ПЕРВОБЫТНЫЙ — ПЕРВОБЫТНЫЙ, первобытная, первобытное. 1. Относящийся к доисторической эпохе, к древнейшим периодам человеческой культуры (научн.). Первобытное общество. Первобытный коммунизм. Первобытный человек. Первобытные времена. || Находящийся на низших… … Толковый словарь Ушакова
Цивилизация — (от латинского слова civis, гражданин , прилаг. civilis, гражданский, общественный откуда Ц. = гражданственность ) состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом, и которое характеризуется удалением от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
первый — В первинку кому чему с инф. (разг.) в первый раз, впервые (приходится что н. делать, испытывать; чаще с отриц.). Мне не в первинку дрова колоть. Первобытное состояние (шутл.) прежнее, бывшее состояние. Вернуть кого н. в первобытное… … Фразеологический словарь русского языка
Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия
ХАОС — (греч. chaos) в греч. мифологии зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все существующее; совершенно бесформенное, беспорядочное, неопределенное состояние вещей; в греч. космологии то первобытное состояние, из которого… … Философская энциклопедия
католичество — Христианская Церковь с самых первых времен своего существования разделилась на две половины: Восточную и Западную. Между этими частями Вселенской Церкви сначала было полное единение, и весь христианский мир был объединен единством… … Справочник по ересям, сектам и расколам
Общность жён — Общность жён философский принцип многих философов от античности до наших дней. Содержание 1 Общность жён в Древнем мире 2 Общность жён в Средние века … Википедия
Общность жен — Общность жён философский принцип многих философов от античности до наших дней. Содержание 1 Общность жён в Древнем мире 2 Общность жён в Средние века 3 … Википедия
Россия. История: Малороссия — Историография. Интерес к изучению малорусской истории стал пробуждаться среди малороссов во второй половине XVIII века. Попытки изложения малорусской истории были, впрочем, и раньше, но они носили только летописный характер. Таковы летописи… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей, Джон Леббок. В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена,… Подробнее Купить за 651 грн (только Украина)
Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей, Дж. Леббок. В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена,… Подробнее Купить за 648 руб
Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей, Джон Леббок. В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена,… Подробнее Купить за 608 руб
Другие книги по запросу «первобытное состояние» >>
universal_ru_de.academic.ru
Азбука Спасения - Первобытное состояние
Бог Отец, когда благоволил возобновить все во Христе и воссоздать сотворенное в первобытное состояние, послал к нам с неба Единородного, руку десную Свою...
Святитель Кирилл Александрийский
Святой Макарий Великий
Светлое первобытное состояние
Последняя цель и верховное благо человека в Богообщении. Бог благоволит почивать в нем и человек нигде не находит покоя, как только в Боге. В таком сродстве состоит человек с Богом по первоначальному назначению в творении.
Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой. Бог сотворил разных тварей, сотворил небо и землю, солнце, луну, воду, деревья плодоносные, всяких животных. Но, ни в одной из этих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его, однако же, не утвердил Он в них престола, не установил с ними общения, благоволил же о едином человеке, с ним вступил в общение и в нем почивает. Видишь ли в этом сродство Бога с человеком и человека с Богом?
Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокаиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол говорит: Егоже дом мы есмы (Евр. 3:6).
Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценней всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, т.е. служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: сотворим по образу и подобию Нашему (Быт. 1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу. Написано: Ангельские ополчения окрест боящихся Его (Псал. 33:8).
Посему душа смысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку.
Как богатая девица, сговоренная замуж, какие бы ни получала подарки до брака, не успокаивается тем, пока не совершится брачный союз, так и душа ничем не успокаивается, пока не достигнет совершенного общения с Господом. Или как младенец, когда голоден, ни во что вменяет и жемчуг, и дорогие одежды, все же внимание обращает на питательные сосцы, чтобы вкусить молока, так рассуждай и о душе (то есть, что все минуя, ищет она вкусить Бога – и тогда только покойною становится).
Имея такое назначение, человек был приспособлен к нему в самом сотворении. В творении он был поставлен у цели.
Душа – дело великое и чудное. При её создании такой сотворил ее Бог, что и в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа.
Он вложил в нее разумение, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, сделал ее удободвижной, легкокрылой, неутомимой, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение и мыслью служить Ему, когда хочет Дух. Одним словом, создал ее такой, чтоб сделаться ей невестой и сообщницей Его, чтоб и Ему быть в единении с ней, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: прилепляяйся Господеви един дух есть с Господом (1 Кор. 6:17).
Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага, так и Господь в доме Своем – душе и теле – собирает и полагает небесное богатство Духа.
Вследствие этого первозданные были в Боге и обладали великими преимуществами и благами.
До преступления они были облечены Божьей славой... Адам, пока держался заповеди, был другом Божьим – и с Богом пребывал в раю.
В Адаме пребывало Слово, и имел он в себе Духа Божья.
Ум первоначально чистый, пребывая в чине своем, созерцал Владыку своего, и Адам, пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал, покрываемый божественной славой.
Само пребывавшее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением блаженства, и наследием, и учением. И со вне пребывала на первозданных слава, так что они не видели наготы своей.
Человек был в чести и чистоте, был владыкой всего, начиная от неба, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или от порока – Божьим был подобием.
Но это обилие благодати не имело ничего приневоливающего. Человек был свободен быть с Богом и благодатью или отделиться от них. Он отделился и пал, как пали и духи.
Все разумные сущности, разумею Ангелов, души и демонов, Создатель сотворил чистыми и весьма простыми. А что некоторые из них совратились в зло, это произошло с ними от самопроизвола: потому что по собственной своей воле уклонились они от достодолжного помысла.
Видимые твари связаны каким-то неподвижным естеством, не могут они выйти из того состояния, в каком созданы, и не имеют воли. А ты создан по образу и подобию Божью. Как Бог свободен и творит что хочет, так свободен и ты. По природе ты удобоизменчив.
Природа наша удобоприемлема и для добра, и для зла, и для Божьей благодати, и для противоположной силы. Она не может быть приневоливаема.
Так и Адам по собственной своей воле преступил заповедь и послушал лукавого.
Великое богатство и великое наследие было ему уготовано. Но как скоро возымел худые помыслы и мысли, погиб он для Бога.
Святитель Григорий Нисский
Воскресение есть восстановление в первобытное состояние
Душа первоначально была тем, чем снова окажется впоследствии по очищении, и тело, созданное Божиими руками, сотворено тем, чем в надлежащие времена покажет его Воскресение. Ибо, каким всегда будешь видеть его по Воскресении, таким, конечно, сотворено и первоначально, потому что Воскресение есть не иное что, как, без сомнения, восстановление в первобытное состояние.
Авва Исайя
Возвратить нас в первобытное состояние
Братие! я не хочу оставить вас в неведении о том, что Бог вначале сотворил небо и землю, все видимое и невидимое, потом сотворил человека по образу Своему и по подобию, и, поставив его царем над всею тварью, поместил его в раю с чувствами непорочными и сообразными с его естеством. Но после того, как человек послушался обольстителя, все чувства его превратились в противоестественное состояние, тогда и сам изринут был от своей славы. Господь же наш, движимый великою любовью, явил милость Свою роду человеческому. «Слово стало плотию» (Иоан.1:14), то есть сделалось совершенным человеком, подобным нам во всем, кроме греха, чтобы посредством святого тела Своего возвратить нас в первобытное естественное состояние. Являя человеку Свое милосердие, Бог возводит его опять в рай, сообщив такую силу желающим следовать стопам Его и повиноваться данным от него заповедям, что они бывают сильны побеждать тех, которые изринули нас из нашей славы. Он предал нам святое учение о Богопочтении и закон чистый, по коему человек мог бы возвратиться в то естественное состояние, в котором первоначально сотворен был Богом.
Желающий возвратиться туда, отсекает все свои плотские хотения
Итак, желающий возвратиться туда, отсекает все свои плотские хотения, дабы возвести ум в прежнее состояние. Есть вожделение (желание, свойственное нашему естеству, без которого любовь к Богу невозможна. По сему Даниил назван «муж желаний» (Дан.9:23). Это вожделение враг превратил в страстные похотения, чтобы мы вожделевали всяких нечистот. Есть в уме ревность, свойственная естеству, без которой невозможно преуспеяние в деле Божием. Посему и Апостол сказал: «ревнуйте о дарах больших» (1Кор.12:31). Но и сия Божественная ревность уклонилась от своего естественного направления в такое, что мы стали восставать от ревности друг против друга, завидовать и лгать.
Святитель Кирилл Александрийский
Бог Отец благоволил воссоздать сотворенное в первобытное состояние
Итак, то, что жезл выпал из руки. Моисея, может означать, что сотворенный по образу Божию был вначале райским растением и находился в славе царствия и в руке Создателя, а потом ниспал на землю, потому что избрал помышление о плотском и, вследствие до крайности дошедшей жестокости, был пред очами Божества как бы змием. Но Моисей получил повеление протянуть руку и взять змия за хвост, и он тотчас превратился в то, чем был прежде, и был уже не змием, а опять жезлом и райским растением. И Бог Отец, когда благоволил возобновить все во Христе и воссоздать сотворенное в первобытное состояние, послал к нам с неба Единородного, руку десную Свою, поистине создательницу и спасительницу всего, по Писанию: «десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя» (Пс.117:15-16). Тогда-то Он подъял лежавший на земле род человеческий и, освободивши нас от звероподобной жестокости, состоящей в порочности и грехах, чрез освящение вознес к царственной чести и кротости, свойственной добродетели. А древнее жилище, предназначенное верующим, Он даровал сначала и прежде всех висящему вместе с Ним разбойнику: «истинно говорю тебе, сказал Он, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
azbukaspaseniya.ru
Ящик пандоры – Первобытное состояние.
Лет 10 назад один умный человек мне сказал: ты знаешь, я пришел к выводу, что наше телевидение— это проводимая государством политика по оглуплению народа, превращению его в быдло. «Не может быть! — вскричала я.— Это ведь диктат рынка, таковы потребности населения!» Сейчас мне кажется, что этот умный человек был прав, потому что, лишив человека воспитания (чувств и разума), сделать из него быдло можно очень быстро. Зачем это нужно? Быдлом проще управлять, ему не надо ничего объяснять, его лишь надо восхищать торжественными выходами и колокольным звоном.
А технологии его создания известны.
Был в XIX веке такой историк Афанасий Прокофьевич Щапов, сын пономаря и выпускник Казанской духовной академии. Этот Щапов успел и посидеть за свои прогрессивные взгляды, и в ссылке побывать, и помереть в жестокой нищете 44 лет от роду. Преподавать ему запретили, потому что взгляды его были довольно прогрессивные, а направление ума — критическое.
Кстати, в 1886 году, спустя 10 лет после его смерти, власти города Иркутска, где он помер чуть ли не голодной смертью (пишут, что ходил по знакомым, просил пообедать), спохватились, разыскали могилку и установили над ней мраморный памятник с надписью «Родина— писателю». Очень так по-русски.
В 1870 году вышла его книжка «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа», в каковой Афанасий Прокофьевич занудно и подробно рассказывает о том, как российские власти веками, мягко говоря, не способствовали, а если уж начистоту— то прямо и душили все возможности для развития массового образования, а с ними— мышления, способности к анализу любого рода— научного или социального. Очень поучительное чтение, заставляющее, как это бывает с хорошими книжками, проводить аналогии.
«В умственной истории русского народа много веков не было мыслящего класса. В России никогда не было своих самостоятельных философов и философских школ, вроде европейских средневековых схоластиков, номиналистов и реалистов, и тем более не было Декартов, Бэконов, Локков, Кантов, Гегелей, Фихте и Шеллингов и т.п.»,— пишет Щапов и объясняет почему.
Русский народ, как, наверное, и прочие земледельческие народы, познавал природу эмпирически, Щапов говорит — сенсуально, то есть не умом, а чувствами. Чувства и память, а не рациональное мышление. Грамота, образование не приветствовались ни в каких классах, включая высшие.
Возможности изучать науки тоже не было, а у тех, у кого они были, не было желания: в обществе это не приветствовалось, напротив. Вплоть до Петра Великого, продолжает Щапов, в России вовсе не было интеллектуального класса.
Отчего же так произошло?
Оттого, что в свое время российские власти взяли курс на создание тихого, благонравного, интеллектуально неразвитого населения. Поскольку своего мыслящего класса в России не было, пишет Щапов, за образец была взята византийская система образования.
«Восточно-византийская доктрина имела своей задачей, как известно, не интеллектуальное, не научно-мыслительное развитие русского народа, а одно нравственно-религиозное воспитание. Поэтому в программу ее не входило ни возбуждение всеобщей самодеятельности мышления, разума, ни распространение таких способов развития мыслительных способностей народа, как классическая литература и наука.
Отсюда проистекали две характеристические особенности умственной жизни древней Руси, отразившиеся и в умонастроении новой России:
1) совершенное преобладание восточно-византийского теологического начала над классико-космологическим,
2) совершенное преобладание веры и нравственного начала над разумом и мыслью».
Далее Щапов рассказывает, что в те времена Византия совершенно забыла идеи античных философов и ученых, погрузившись в теологию, что и переняли русские с большим удовольствием. Так и пошло.
Литературу издавали преимущественно богословскую. Так, за пять лет с 1801 по 1806 год по богословию в России издали 213 сочинений, а по естественным наукам— только 33, по математике— 32, по медицине— 52. Народного образования практически не было, а где и было— оно отдавалось на откуп духовенству. Крестьяне не могли учиться даже своим крестьянским, земледельческим наукам: не было ни книг, ни преподавателей, а безграмотность среди крестьян была нормой.
В XVIII веке архангельский писатель Крестинин писал, что холмогорцы регулярно для торговли посещают Норвегию и что же?
«Каждый норвежский поселянин знает грамоту своего языка, а многие знают и арифметику, напротив того, в двинском народе в двух уездах, архангелогородском и холмогорском, где находится 25 924 души мужского пола, считается грамотных людей только 1842 человека.
Норвежский поселянин упражняется на земле и на воде в своих промыслах с основательным знанием о сем деле, и увеличивать может оное из книг о сельской экономии; напротив того, в обоих обозначенных уездах двинского народу между земледельцами, на полях и пожнях работающими по преданию своих дедов и отцов, не возможно сыскать в нынешнее время ни одной книги из преизрядных наставлений о сельских трудах.
Норвежские из поселян кормщики ластовых яхт не все навигаторы по науке, но все— грамотные люди и имеют нужные в морском пути пособия— печатные карты и проспекты мысов Норвежских берегов: напротив того, наши беломорские, мурманские, шпицбергенские и новоземельские кормщики из поселян почти все безграмотные люди, равными пособиями не пользуются и пользоваться не могут, а потому повержены бывают большим несчастиям и потере жизни своей на море».
В том же XVIII веке помещик Рычков писал, что «у нас существуют огромные деревни, в которых нет ни одного человека, умеющего читать и писать. В этом отношении нас превосходят все европейские народы».
Щапов пишет о бездушной, беспечной общественной мысли, которая преступно равнодушна к социальным вопросам современности и о том, что правительственная народообразовательная опека, полтора столетия заботившаяся об умственном образовании русского общества, не воспитала в нем интеллектуальных способностей и «стремительности к самостоятельной рациональной инициативе в тех или других вопросах умственной жизни России».
Господи ты боже мой, отчего же так?
Цитируем: «Главные причины этого грустного факта заключались, по нашему мнению, в том, что правительственная система опеки имела существенной своей задачей не свободное развитие русской мысли, а согласное с видами и намерениями правительства направление и регулирование ее …».
Говоря современным языком, население зомбировали в духе «православие, самодержавие, народность».
Как это делалось? Очень просто. В царствование Александра I были переведены и изданы в России некоторые иностранные труды по политической экономии. Однако же после 1815 года в преподавании этой науки следовало проводить, прошу прощения, библейские идеи:
«Преподаватель политической экономии поставит себе в непреложную обязанность делать своим слушателям напоминание, что все наше имущество… содержит в себе только условную цену, именно, в качестве средства к достижению высших благ, дабы тем предупредить пагубное влияние любостяжания и суетную расточительность…
Преподаватель не только должен оставлять в стороне рассуждения, до политики касающиеся, но должен проходить молчанием и все другие предметы, … как, например, распоряжения, относящиеся к торговле или ремеслам, разные привилегии, а вместо сего… найдет он соприкосновенность между богатствами мира сего и сокровищами вечности, между имуществом плоти и духа нашего».
Преподавателю анатомии следовало «возносить умы слушателей ко всеблагому творцу, познаваемому здесь во всем его беспредельном величии». И так далее, и тому подобное.
Даже в математике велено было усматривать связь с высшими силами. Профессор казанского университета Никольский говорил: «В математике содержатся превосходные подобия священных истин. Например, как числа без единицы быть не может, так и вселенная, яко множество, без единого владыки существовать не может. В геометрии треугольник есть первый самый простейший вид. Святая церковь издревле уподобляет треугольник символом Господа, яко верховного геометра». В общем, бред сивой кобылы.
Еще удивительно, как при таком раскладе некоторые русские люди умудрялись-таки получить приличное образование и развить в себе способность к рациональному мышлению, чего правительство очень и очень опасалось— и бессовестно препятствовало образованию людей из народа, всячески затрудняя им возможность получить оное.
В 1827 году детям низших сословий был запрещен доступ в университеты, дабы «каждый…не стремился через меру возвыситься над тем [состоянием], в коем, по обыкновенному течению дел, ему суждено оставаться».
В общем, как в анекдоте: «Иван Иваныч! Какой тебе Бетховен, слушай „Валенки“»!
Министр народного просвещения Уваров в 1845 году писал в докладе:
«Имея в виду, что в высших и средних учебных заведениях замечается очевидно умножающийся прилив молодых людей, отчасти рожденных в низших слоях общества, для которых высшее образование бесполезно, составляя роскошь для них и выводя их из круга первобытного состояния, без выгоды для них и для государства, я нахожу необходимым… для удержания стремления юношества к образованию… возвысить сбор платы с учащихся в высших и средних учебных заведениях».
И возвысили — с 5 постепенно дойдя до 50 рублей. Редкая сволочь был этот министр так называемого народного просвещения. Сколько умов погубил, должно быть, сколько талантов спилось, сколько светлых русских голов осталось «в первобытном состоянии».
Тот же министр, ничуть не стесняясь, объяснял, чем ему так не угодили образованные из низших сословий: развитие мыслительных способностей низших классов вредно, потому что люди из этих сословий, «выведенные посредством университетов из природного их состояния, не имея по большей части никакой недвижимой собственности, но слишком много мечтая о своих способностях, гораздо чаще делаются людьми беспокойными и недовольными настоящим порядком вещей».
Портрет Сергея Уварова работы В. А. Голике, 1833
Вообще, конечно, это смешно. Министр просвещения, по тем временам, должно быть, более-менее образованный человек, сам понимает, что образование позволяет увидеть существующий порядок вещей во всей его красе.
Всё они видели, всё они понимали— как видят и понимают современные «элиты»— и так же цинично делали всё, чтобы темное быдло не превратилось в думающих людей и не мешало бы им обделывать свои темные делишки. Чего тут непонятного?
А вот Щапову это как-то было непонятно, и он, наивный человек, даже написал Александру II письмо.
«Просвещение,— писал Щапов,— по естественному праву должно быть неотъемлемым достоянием каждого человека в обществе, как и ум— неотъемлемая принадлежность каждого человека. Училища должны быть также в каждом селе, как и церкви и хлебные магазины и мирские избы. А у нас просвещение и училища составляют какую-то кастальную монополию городских корпораций, самых малочисленных привилегированных сословных каст.
Огромное большинство народа доселе лишено было не только средств, но большею частью даже и самих прав на просвещение. Из 70 миллионов жителей России умеющих читать едва ли наберется больше 4 миллионов. Просвещение преимущественно сосредоточено в городах. Но и в городах, в 5 с половиной миллионов жителей, гораздо больше половины еще не знают грамоту; а в селах и миллиона, кажется, не насчитается грамотных.
Между тем сколько дарований, чувствующих все благо просвещения, гибнет в глуши сел и деревень, особенно в отдаленных провинциях. В Сибири я встречал между крестьянскими парнями и девицами, в глуши залесных деревень, замечательные примеры даровитости. И по собственному опыту и по наблюдению других знаю, что дети крестьян и вообще рабочего класса, если попадали в училище, то по большей части оказывались полновеснее головой и дальнее по занятиям многих папеньких и маменьких сынков».
Александр II, как мы знаем, Щапова не послушал и даже сгноил, вернув его, бывшего блестящего петербургского профессора, в первобытное состояние, в дровяной сарайчик, где он и доживал свою короткую жизнь.
А недовольные— и очень недовольные— существующим порядком вещей таки появились, в чем император имел несчастье лично убедиться через 20 лет после щаповского письма, 1 марта 1881 года, на набережной Екатерининского канала.