Первобытное искусство современное искусство. Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира. Первобытное искусство современное искусство


Современное первобытное искусство

Шанс, представившийся в ХХ веке наивным художникам, – наибольший за всю историю культуры

Шанс, представившийся в ХХ веке наивным художникам, – наибольший за всю историю культуры

Открывшаяся неприметно для публики перед Новым годом выставка работ трёх выдающихся наивных художников Псковского края продлится в стенах объединённого музея-заповедника (ул. Некрасова, 7) только до 12 февраля. По одному из интереснейших парадоксов современности, она привлекает внимание к центральным проблемам искусствоведения: помогает понять стилевую эволюцию всего мирового искусства.

Громов К. М. Портерт председателя колхоза. двд., м.
Сам термин «наивное искусство» содержит «пучок» внутренних противоречий. Этот, по сути, оксюморон [ 1 ] нуждается в прояснении. Казалось бы, если «наивное», то уж никак не искусство. Искусство – это по определению глубокая искушённость в профессии, в технике; наивность в этих областях, делает (с одной стороны) искусство невозможным.

С другой же стороны, подлинное искусство всегда наивно: оно предполагает всякий раз некоторое раскрытие художником мира и человека заново. Такой процесс всегда требует от художника максимальной открытости восприятия и, значит, в известной мере, некоторой вечной детскости. Именно это определяющее непререкаемое требование, предъявляемое Искусством своим служителям, так роднит его – неформально и глубоко – с базовыми духовными ценностями христианства. Иными словами, чистота души – всегда качество подлинного художника (несмотря ни на какую «искушённость»).

Большое и подлинное искусство – всегда немного «авангард», т. е. первое продвижение в некую неведомую и не освоенную ещё область. Какой-нибудь средний автор, прошедший академическую выучку, усвоивший один или несколько технологических приёмов и воспроизводящий их долгое время (иногда всю жизнь), конечно, не является «наивным». Он фабрикует предметы, по внешним признакам соответствующие произведениям искусства – предположим, написанные красками на «куске старого холста». Но в работах его нет удивлённого открытия, прозрения. И художник ли он – это большой (отрицательно разрешаемый) вопрос.

А «на другой стороне» самых главных вопросов о том, что же такое искусство и кто является художником, мы всё чаще встречаем вдохновенного самоучку. Он полностью неграмотен с точки зрения академического образования и профессиональной, объективно выработанной человечеством за пять столетий техники. И вот на голом самочинном порыве – на непреодолимом желании писать красками из любви и восхищения красотой Божьего мира – он создаёт нечто совершенно новое, оригинальное и уж только в силу этого прекрасное, достойное внимания. Но, опять же, прекрасное это не является искусством с точки зрения терминологической точности. Уместнее называть его «наивным творчеством».

Николай Александрович Комолов (1925–1983), сельский электрик из деревни Звенковичи Псковского района, ветеран Великой Отечественной войны, не учился быть художником нигде и никогда (да и вообще не очень был грамотен). Помимо живописных работ он оставил небольшое количество необыкновенно трогательных писем к родственникам и знакомым. В текстах этих, излагающих соображения и об искусстве тоже, раскрывается самобытная личность – обаяния и наивности безмерных.

На картине Комолова, посвящённой освобождению Пскова от немцев в 1944 г., центральная фигура бойца Красной армии с огромной правой дланью, нависшей над поверженным врагом, изображена по канонам чуть ли не древнеегипетского искусства. Части этой фигуры даны в разных масштабах и поворотах. Гипертрофированная величина высветляет здесь главное, привлекает к нему внимание. Картина вдруг начинает жить: изображение словно движется; рука красноармейца вытягивается, как в компьютерной анимации.

Комолов Н. А. Деревня Ершово, 1944 год. 1982. х. м.
Но и величавая статика монументального портрета была Н. А. Комолову в большой мере подвластна. Изображение девочки с бантом и плюшевым медведем свидетельствует об этом. Именно в портретных работах подчас подходит художник к явной аналогии с монументальным искусством Мексики ХХ века.

Наибольшую, быть может, опасность для наивного творчества, для его эстетического восприятия и научного осознания в качестве самоценного явления, представляет некоторая близость, «соседство» с антиискусством китча.

Да, и в наивном искусстве часто присутствует оттенок некоторой народной (массовой) «пошлости» и как бы дурного вкуса: изображения «плавных» лебедей на озере и всевозможные «косули у ручья». Но на самом деле аналогия между наивным творчеством и китчевой пошлостью поверхностна: между ними пролегает непереходимый рубеж. Китч по определению не наивен, напротив – циничен. Он заведомо фабрикует не произведения искусства, но некоторый, рассчитанный на массовый спрос товар. И потакание низкому вкусу для китча – осознанный приём повышения спроса на его поделки.

Напротив, наивный художник, даже погрешающий против вкуса, субъективно уверен в просветлённой высоте им создаваемого (здесь то и проявляется его наивность). Грязь пошлости не пристаёт к искреннему творчеству.

К примеру, в работах Константина Михайловича Громова (1917–2001) - который был многие десятилетия музейным сотрудником в Себеже и по причине очень слабого зрения даже не воевал, но картин не писать не мог – мы нередко встречаем борющихся лосей с ветвистыми рогами. Мотив, казалось бы, вполне китчевый. Но лоси Громова столь монументальны и непосредственно, как впервые, увидены, что напрямую заставляют вспомнить пещерные росписи Фон де Гом и Альтамиры [ 2 ].

Несомненно, самым наивным (если уместно сопоставление по этому признаку) из трёх представленных на выставке авторов является Таисия Александровна Швецова (р. 1937 г.) - учитель русского языка и литературы из Пскова, внезапно обратившаяся к творчеству кистью и красками не столь давно, около 10 лет назад.

С точки зрения владения традиционным рисунком и основами живописи творчество Т. Швецовой, её внутренний мир являются наиболее «чистым листом». Ей далеко до по-своему изощрённого рисовальщика и колориста К. М. Громова, до стихийного мастера портретных композиций Н. А. Комолова. Но именно абсолютное, казалось бы, неумение и позволяет Т. Швецовой выразить сокровенный, подспудный мир своей и общечеловеческой души с неподражаемой непосредственностью, стихийной силой и полнотой. Очень часто автор достигает некоторого визионерского прорыва в подсознание и в коллективное бессознательное.

Воплощаемые Т. Швецовой спонтанно и просто пластические сущности – это, несомненно, архетипы, о которых трактует аналитическая психология ХХ века. Это в не меньшей степени и те духовные сущности (бесплотные существа – ангелы, демоны, люди в их посмертьи), о которых говорит Церковь и философская теология.

Швецова Т. А. Мария и Дионисий. 2001-2002. карт., м.
Мы помним, что духи эти были главным «объектом» «изобразительного» искусства первобытной эпохи. В ХХ веке они – по-иному и вновь – открылись кубизму, абстракционизму, изменённому состоянию сознания творцов рок-культуры в годы «LSD-революции».

Таисия Швецова – преподаватель, образованный и начитанный человек. Мир русской литературы для неё безмерно важен и дорог. Она стремится многословно и подробно изъяснить свои художнические работы, даёт им названия, а изображённым фигурам – имена. Любимыми героями являются великие русские поэты – А. А. Блок, Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова. Но всё это – в ясной, «дневной» области сознания. Суть же художественного феномена, создаваемого Т. Швецовой, вся его ценность и неповторимость, состоит как раз в том, что он полностью лежит в области подсознательного (и даже «досознательного»).

Я позволю себе назвать наивное творчество Т. Швецовой и некоторых иных близких ей, в чём-то подобных авторов (бесконечно интересное, актуальное) «современным первобытным искусством». И важно понять, что в определении этом нет ни грана уничижения. В нём только восторг перед непостижимой загадкой – пред внезапным свободным прорывом в глубочайшие пласты психики, перед зримо явленным единством человечества и искусства во все десятки тысяч лет их бытия.

Помимо ярко монументальных композиций, перекликающихся с шаманским образами Центральной Африки и Древней Америки, Т. Швецова нередко стремится воплотить лики Христа, Богородицы, святых представителей небесной Церкви. И это ей, смею сказать, подчас удаётся.

Наивные художники – любители-дилетанты – были всегда и во всех странах. Однако в эпохи расцвета академического искусства (Возрождение, Барокко, Классицизм XVIII–XIX вв.) они не могли быть восприняты культурным, эстетическим сознанием общества сколько-нибудь всерьёз. В пору развитого, цветущего, конкретного и отчётливо выраженного стиля, который сам остаётся открытием, ещё коренясь в будущем, самодеятельным поискам нет места на авансцене культуры – они слишком малы, не интересны и не нужны.

Но по-иному складывается судьба наивных авторов в переломные десятилетия «безвременья», когда устоявшиеся стилевые, эстетические системы «размягчаются» (либо распадаются вовсе), когда в художественном сознании общества всё приходит в движение и стремится к каким-то непредсказуемым переменам. В такие периоды вдохновенные поиски безграмотных (с точки зрения профессионалов), но талантливых дилетантов могут неожиданно возыметь некоторую объективную значимость и важность. Подчас именно они становятся открытием, общим «расширением горизонта».

Нынешний кризис мирового искусства, в полосу которого мир вошёл во второй половине XIX века (и окончательно – в последней трети века ХХ-го) – самый крупный с эпохи Проторенессанса (а, возможно, и с первобытного времени, когда искусство, выстраиваемое на принципе изобразительности, лишь вступало в свою историю).

Соответственно, шанс, представившийся в ХХ века наивным художникам, – наибольший за всю историю культуры. Именно теперь они могут быть восприняты общественным сознанием всерьёз (и в этом плане – вровень) с действительными ХУДОЖНИКАМИ, в судьбе и творчестве которых академический профессионализм и наивная открытость восприятия являются непротиворечиво, как органичный и всегда новый синтез.

Юлий СЕЛИВЕРСТОВ, искусствовед

 

1 Оксюморон - [греч. - «острая глупость»] - термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.

2 Фон-де-Гом (фр. Font-de-Gaume) — пещера во Франции (деп. Дордонь) с настенными изображениями животных эпохи позднего палеолита. Альтамира — пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна дель Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера.

gubernia.pskovregion.org

Можно ли сравнить современное и первобытное искусство?

В той или иной форме искусство характерно для всех народов, независимо от уровня развития материальной культуры. Ведь искусство выражает внутренний мир человека. Поэтому, существует так много форм и видов искусства. Каждый человек стремится выразить себя, стать более заметным. И творческие люди делают это посредством искусства. Поэтому, искусство существовало и в первобытные времена.

Сравнение современного и первобытного искусства

Говоря о сравнении, необходимо понимать, что искусство является способом самовыражения человека. Поэтому, первобытное искусство и современное имеют один корень. Это сам человек и его внутренний мир. Вместе с тем, необходимо указать на несколько принципиальных отличий искусства в первобытные времена и в нынешнее время:

  • современное искусство имеет более абстрактные формы. Оно несколько удалено от реальности. Творческие люди предпочитают чистое самовыражение без оглядки на реальность. Поэтому, сейчас существует много спорных направлений в искусстве;
  • первобытное искусство было более конкретным. Оно имело вполне практические цели. Ведь людям важнее всего было найти пищу и выжить, на не найти наиболее яркий способ выразить свой внутренний мир;
  • первобытные люди были ограничены в средствах выражения себя. У них имелись только камни и красители, добытые из сока растений. Поэтому, они не могли создавать сложные произведения искусства;
  • самым первым видом искусства была живопись. Широко известны наскальные рисунки в Испании в Франции. Современное искусство включает не только живопись, но и скульптуру, музыку и другие направления.

Таким образом, сравнивать современное и первобытное искусство, можно. Но искусство в разное время имело разные цели и формы выражения.

Зачем нужно было искусство в древние времена

Потребность в искусстве изначально была связана с практической магией. Древние люди практиковали ритуалы, направленные на обеспечение удачной охоты. Они рисовали на стене пещеры изображения животных. Причем старались, чтобы изображения были реалистичными. Затем, в них бросали копья, имитируя охоту. Таким образом, они привлекали удачу на охоте.

vashurok.ru

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира

Искусство и развлечения 30 декабря 2014

Не секрет, что искусство наших дней нередко вызывает у простых обывателей, не особенно хорошо знакомых с искусствоведением, изрядное недоумение и даже негодование. Конечно, если сравнить современные полотна с Рафаэлем или Айвазовским, разница будет очевидна, а скульптура сегодняшнего дня имеет крайне мало общего с античной.

Тем не менее, современное искусство имеет целый ряд своих особенностей, и даже достоинств, которые просто нужно понять.

Культура современности

Если обратить более пристальное внимание на культурный процесс наших дней, можно заметить, что он в существенной мере отличается от того, что мы привыкли видеть. Если полотна и скульптуры выставок ведущих мировых музеев самобытны и прекрасны сами по себе, то почти все современное искусство требует некоего пояснения, дополнения.

можно ли сравнивать современное и первобытное искусство

В данном случае имеется в виду тот факт, что практически любое произведение современности требует представления, объяснения концепта, базового принципа, лежащего в основе. Это искусство перформативное в первую очередь.

Искусство и человек сегодняшнего дня

Прежде чем приступать к сравнительной характеристике, следует определить, каково же отношение сегодняшнего человека к различным видам искусства. Не секрет, что для большей части населения классическое искусство стало уже своего рода признаком хорошего тона. В данном случае имеется в виду, что способность отличить работы Рубенса от работ Брейгеля необходима человечеству не для наслаждения, а для причисления себя к определенному классу, как бы странно это ни звучало.

Искусство в жизни современного человека стало выполнять функцию маркера культурности, избранности и элитарности. Разумеется, в данном случае нельзя говорить об абсолютном количестве, но в большинстве своем отношение к культурному наследию именно таково.

Что же касается искусства современного, то в данном случае люди разбиваются на два лагеря: на категорических противников такого рода творчества и сторонников, у которых оно вызывает восхищение. Новейшее искусство в жизни современного человека чаще становится непонятным, нежели восторгающим.

Как уже говорилось, последние произведения, относящиеся к искусству, требуют описания. Попробуем разобраться, в чем же особенность творчества современности.

Видео по теме

Секреты современного искусства

Если обратить более пристальное внимание на произведения современности, можно без труда обнаружить некоторые закономерности. К примеру тот факт, что сегодняшние творения в основном минималистичны и даже несколько небрежны. Иногда создается такое впечатление, будто художник или скульптор практически не прилагал к этому усилий. Также творчество современных авторов определенно тяготеет к простоте и даже примитивизму.

искусство в жизни современного человека

Человеку, более или менее знакомому с культурным процессом, определенно это нечто напомнит, а именно искусство первобытного человека (если, конечно, это можно назвать искусством в полной мере). Однако об этом позже.

Прежде чем узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство, следует расставить все точки над "i" в вопросе намеренной примитивизации. Следует задаться всего одним вопросом: "Для чего это, собственно, нужно?"

А необходимо это для того, чтобы в конкретный образ можно было вложить как можно больше смыслов. Если в классической эстетике объект несет в себе всего один концепт, под который непосредственно и выполнен, то современное и первобытное искусство работают иначе. Вспомнить только знаменитый «Черный квадрат» Малевича – сколько интерпретаций данного явления существует?

Чем проще образ, тем вероятнее наполнение его многочисленными смыслами. А теперь обратимся к искусству наших далеких-далеких предков, чтобы узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство.

Особенности творчества первобытного

Прежде всего, следует отметить, что то, что благодаря стараниям археологов дошло до наших дней, не является в полной мере искусством. Различные наскальные рисунки, посуда, украшения и так далее – не представляли изначально совершенно никакой ценности. У них была совершенно иного порядка значимость, а именно сакральная. Все искусство первобытного мира было устремлено не к красоте, но к таинству, единению с природой, возможностью ее победить.

современное и первобытное искусство

Конечно, именно это дало толчок развитию эстетизма в жизни человечества. Тем не менее, если перечислить виды первобытного искусства, его практическая ценность становится более очевидной.

Чем было искусство первобытных людей

Прежде всего, это, конечно, изображения животных. Конечно, первобытный человек не изображал мамонтов или тигров для того, чтобы запечатлеть великолепие природы и грацию этих замечательных животных. Все дело в том, что путем изображения (или моделирования, которое четко описывает гипотеза макетов) первобытный человек в некотором роде надеялся отобрать у животного, на которое охотился, его силу. С другой стороны, те же самые действия связаны еще и с зачатками тотемизма – верования, согласно которому в основе рода стоит то или иное животное, однако, конкретно это значение изображение животных получило значительно позже.

виды первобытного искусства

Что касается найденных в процессе раскопок черепков посуды, а в особенности украшенной различными орнаментами, в данном случае речь тоже идет именно о сакральном, магическом значении изображаемых вещей. О простом украшательстве в данном случае речь не шла.

Более же поздние варианты тоже могли означать принадлежность предметов к конкретному роду или территории, на которой те были сделаны.

Сходства с современностью

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Ответ – да. Можно. Сравнивать, по сути, можно все что угодно, а тем более те явления, которые действительно имеют определенные точки пересечения.

Прежде всего, это, конечно, примитивность и минимализм в исполнении. Как ни крути, почти все современное искусство именно таково, что и дает предпосылки для сравнения.

Кроме того, как уже говорилось ранее, оно концептуально по сути своей и без внедрения в контекст, без его пояснения утрачивает свою ценность.

современное искусство

Наконец, следует отметить, что, конечно, творцы сегодняшнего дня, безусловно, опираются на опыт далеких предков, во многом подражают им. Более того, достаточно много произведений искусства, начиная с такого направления как абстракционизм, обращены и базированы именно на искусстве первобытном.

Кардинальные различия

Итак, после того как мы выяснили, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство на основании их общих черт, обратим внимание на заметные различия.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что искусство человека, существовавшего на заре времен, имело совершенно конкретную направленность и не допускало никаких других трактовок, не имело иных значений в то время как искусство современное подчинено полностью воле смотрящего и поясняющего.

Кроме того, первобытное искусство было направлено на принесение практической пользы в то время, как сегодняшние творения существуют ради себя самих или выражения какой-либо идеи. Это искусство говорящее, перформативное, эпатажное.

искусство первобытного мира

Таким образом, мы можем говорить о том, что между первобытным и современным искусством определенно есть некоторые сходства, однако есть и не менее значительные отличия.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Моторное масло: можно ли смешивать полусинтетику и синтетикуАвтомобили Моторное масло: можно ли смешивать полусинтетику и синтетику

Моторные смазочные материалы в зависимости от химического состава делятся на минеральные, синтетические и полусинтетические.Виды смазочных материалов для двигателей автомобилей

Можно ли закалить стекло, и чем данное изделие характеризуется?Бизнес Можно ли закалить стекло, и чем данное изделие характеризуется?

В последнее время замечается неуклонная популярность применения стеклянных изделий в дизайне помещений, в том числе и при наружном остеклении. Нынешние технологии производства позволяют получить чистое стекло абсолютн...

Можно ли собакам молоко и другие молочные продукты?Дом и семья Можно ли собакам молоко и другие молочные продукты?

Новоиспеченные владельцы животных часто интересуются, чем кормить собаку в домашних условиях. В частности это касается молочных продуктов. Казалось бы, нет смысла давать плотоядным животным подобного рода пищу, но все...

Можно ли изменить судьбу и как это сделать?Духовное развитие Можно ли изменить судьбу и как это сделать?

Для того чтобы понять, можно ли изменить судьбу, нужно выяснить, а что именно имеется в виду. О чем идет речь? Что такое судьба? Этим термином обычно называют предназначение (высшее) человека и те события, которых он ...

До какой температуры можно нагревать мед: советы и рекомендации. Можно ли нагревать мед и теряет ли он полезные свойстваЕда и напитки До какой температуры можно нагревать мед: советы и рекомендации. Можно ли нагревать мед и теряет ли он полезные свойства

Мед представляет собой натуральный продукт, который добывают пчелы из цветочного нектара. Отличается вещество чрезвычайно богатым химическим составом. На 95% пчелиный мед состоит из углеводов, которые превосходно усва...

Можно ли жарить грузди и как это правильно делать, чтобы они не горчили?Еда и напитки Можно ли жарить грузди и как это правильно делать, чтобы они не горчили?

Жареные грибы - это довольно сытное и вкусное блюдо, которое иногда (например, во вр...

Можно ли замораживать лисички и как это правильно сделать?Еда и напитки Можно ли замораживать лисички и как это правильно сделать?

Пожалуй, самым вкусным видом грибов являются лисички. Истинные ценители блюд с содержанием этого растительного компонента по достоинству могут оценить потрясающий вкус и аромат лесных грибов. Из них готовят супы, их д...

Можно ли принимать антибиотик и противовирусное одновременно? Совместимость лекарствЗдоровье Можно ли принимать антибиотик и противовирусное одновременно? Совместимость лекарств

В современном мире практически не осталось таких болезней, которые нельзя было бы излечить. Что же говорить о банальной простуде? Вирусные инфекции той или иной степени лечат антибиотиками или противовирусными препара...

При поносе бананы можно ли употреблять? Количество и особенности употребленияЗдоровье При поносе бананы можно ли употреблять? Количество и особенности употребления

При возникновении диареи каждый человек задается вопросом, что можно кушать, а что нельзя. В такой ситуации следует придерживаться строгой диеты.Что можно есть?При расстройстве кишечника необходимо пит...

Препарат Здоровье Препарат "Тирозол": инструкция по применению, цена, аналоги и отзывы о лекарстве. Можно ли смешивать "Тирозол" и алкоголь?

Для чего предназначается препарат «Тирозол»? Инструкция по применению этого медикамента, его побочные эффекты и показания будут подробно представлены в данной статье. Кроме того, мы расскажем вам о том, ес...

monateka.com

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира

Не секрет, что искусство наших дней нередко вызывает у простых обывателей, не особенно хорошо знакомых с искусствоведением, изрядное недоумение и даже негодование. Конечно, если сравнить современные полотна с Рафаэлем или Айвазовским, разница будет очевидна, а скульптура сегодняшнего дня имеет крайне мало общего с античной.

Тем не менее, современное искусство имеет целый ряд своих особенностей, и даже достоинств, которые просто нужно понять.

Культура современности

Если обратить более пристальное внимание на культурный процесс наших дней, можно заметить, что он в существенной мере отличается от того, что мы привыкли видеть. Если полотна и скульптуры выставок ведущих мировых музеев самобытны и прекрасны сами по себе, то почти все современное искусство требует некоего пояснения, дополнения.

можно ли сравнивать современное и первобытное искусство

В данном случае имеется в виду тот факт, что практически любое произведение современности требует представления, объяснения концепта, базового принципа, лежащего в основе. Это искусство перформативное в первую очередь.

Искусство и человек сегодняшнего дня

Прежде чем приступать к сравнительной характеристике, следует определить, каково же отношение сегодняшнего человека к различным видам искусства. Не секрет, что для большей части населения классическое искусство стало уже своего рода признаком хорошего тона. В данном случае имеется в виду, что способность отличить работы Рубенса от работ Брейгеля необходима человечеству не для наслаждения, а для причисления себя к определенному классу, как бы странно это ни звучало.

Искусство в жизни современного человека стало выполнять функцию маркера культурности, избранности и элитарности. Разумеется, в данном случае нельзя говорить об абсолютном количестве, но в большинстве своем отношение к культурному наследию именно таково.

Что же касается искусства современного, то в данном случае люди разбиваются на два лагеря: на категорических противников такого рода творчества и сторонников, у которых оно вызывает восхищение. Новейшее искусство в жизни современного человека чаще становится непонятным, нежели восторгающим.

Как уже говорилось, последние произведения, относящиеся к искусству, требуют описания. Попробуем разобраться, в чем же особенность творчества современности.

Секреты современного искусства

Если обратить более пристальное внимание на произведения современности, можно без труда обнаружить некоторые закономерности. К примеру тот факт, что сегодняшние творения в основном минималистичны и даже несколько небрежны. Иногда создается такое впечатление, будто художник или скульптор практически не прилагал к этому усилий. Также творчество современных авторов определенно тяготеет к простоте и даже примитивизму.

искусство в жизни современного человека

Человеку, более или менее знакомому с культурным процессом, определенно это нечто напомнит, а именно искусство первобытного человека (если, конечно, это можно назвать искусством в полной мере). Однако об этом позже.

Прежде чем узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство, следует расставить все точки над "i" в вопросе намеренной примитивизации. Следует задаться всего одним вопросом: "Для чего это, собственно, нужно?"

А необходимо это для того, чтобы в конкретный образ можно было вложить как можно больше смыслов. Если в классической эстетике объект несет в себе всего один концепт, под который непосредственно и выполнен, то современное и первобытное искусство работают иначе. Вспомнить только знаменитый «Черный квадрат» Малевича – сколько интерпретаций данного явления существует?

Чем проще образ, тем вероятнее наполнение его многочисленными смыслами. А теперь обратимся к искусству наших далеких-далеких предков, чтобы узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство.

Особенности творчества первобытного

Прежде всего, следует отметить, что то, что благодаря стараниям археологов дошло до наших дней, не является в полной мере искусством. Различные наскальные рисунки, посуда, украшения и так далее – не представляли изначально совершенно никакой ценности. У них была совершенно иного порядка значимость, а именно сакральная. Все искусство первобытного мира было устремлено не к красоте, но к таинству, единению с природой, возможностью ее победить.

современное и первобытное искусство

Конечно, именно это дало толчок развитию эстетизма в жизни человечества. Тем не менее, если перечислить виды первобытного искусства, его практическая ценность становится более очевидной.

Прежде всего, это, конечно, изображения животных. Конечно, первобытный человек не изображал мамонтов или тигров для того, чтобы запечатлеть великолепие природы и грацию этих замечательных животных. Все дело в том, что путем изображения (или моделирования, которое четко описывает гипотеза макетов) первобытный человек в некотором роде надеялся отобрать у животного, на которое охотился, его силу. С другой стороны, те же самые действия связаны еще и с зачатками тотемизма – верования, согласно которому в основе рода стоит то или иное животное, однако, конкретно это значение изображение животных получило значительно позже.

виды первобытного искусства

Что касается найденных в процессе раскопок черепков посуды, а в особенности украшенной различными орнаментами, в данном случае речь тоже идет именно о сакральном, магическом значении изображаемых вещей. О простом украшательстве в данном случае речь не шла.

Более же поздние варианты тоже могли означать принадлежность предметов к конкретному роду или территории, на которой те были сделаны.

Сходства с современностью

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Ответ – да. Можно. Сравнивать, по сути, можно все что угодно, а тем более те явления, которые действительно имеют определенные точки пересечения.

Прежде всего, это, конечно, примитивность и минимализм в исполнении. Как ни крути, почти все современное искусство именно таково, что и дает предпосылки для сравнения.

Кроме того, как уже говорилось ранее, оно концептуально по сути своей и без внедрения в контекст, без его пояснения утрачивает свою ценность.

современное искусство

Наконец, следует отметить, что, конечно, творцы сегодняшнего дня, безусловно, опираются на опыт далеких предков, во многом подражают им. Более того, достаточно много произведений искусства, начиная с такого направления как абстракционизм, обращены и базированы именно на искусстве первобытном.

Кардинальные различия

Итак, после того как мы выяснили, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство на основании их общих черт, обратим внимание на заметные различия.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что искусство человека, существовавшего на заре времен, имело совершенно конкретную направленность и не допускало никаких других трактовок, не имело иных значений в то время как искусство современное подчинено полностью воле смотрящего и поясняющего.

Кроме того, первобытное искусство было направлено на принесение практической пользы в то время, как сегодняшние творения существуют ради себя самих или выражения какой-либо идеи. Это искусство говорящее, перформативное, эпатажное.

искусство первобытного мира

Таким образом, мы можем говорить о том, что между первобытным и современным искусством определенно есть некоторые сходства, однако есть и не менее значительные отличия.

загрузка...

allwomanday.ru

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира

Не секрет, что искусство наших дней нередко вызывает у простых обывателей, не особенно хорошо знакомых с искусствоведением, изрядное недоумение и даже негодование. Конечно, если сравнить современные полотна с Рафаэлем или Айвазовским, разница будет очевидна, а скульптура сегодняшнего дня имеет крайне мало общего с античной.

Тем не менее, современное искусство имеет целый ряд своих особенностей, и даже достоинств, которые просто нужно понять.

Культура современности

Если обратить более пристальное внимание на культурный процесс наших дней, можно заметить, что он в существенной мере отличается от того, что мы привыкли видеть. Если полотна и скульптуры выставок ведущих мировых музеев самобытны и прекрасны сами по себе, то почти все современное искусство требует некоего пояснения, дополнения.

можно ли сравнивать современное и первобытное искусство

В данном случае имеется в виду тот факт, что практически любое произведение современности требует представления, объяснения концепта, базового принципа, лежащего в основе. Это искусство перформативное в первую очередь.

Искусство и человек сегодняшнего дня

Прежде чем приступать к сравнительной характеристике, следует определить, каково же отношение сегодняшнего человека к различным видам искусства. Не секрет, что для большей части населения классическое искусство стало уже своего рода признаком хорошего тона. В данном случае имеется в виду, что способность отличить работы Рубенса от работ Брейгеля необходима человечеству не для наслаждения, а для причисления себя к определенному классу, как бы странно это ни звучало.

Искусство в жизни современного человека стало выполнять функцию маркера культурности, избранности и элитарности. Разумеется, в данном случае нельзя говорить об абсолютном количестве, но в большинстве своем отношение к культурному наследию именно таково.

Что же касается искусства современного, то в данном случае люди разбиваются на два лагеря: на категорических противников такого рода творчества и сторонников, у которых оно вызывает восхищение. Новейшее искусство в жизни современного человека чаще становится непонятным, нежели восторгающим.

Как уже говорилось, последние произведения, относящиеся к искусству, требуют описания. Попробуем разобраться, в чем же особенность творчества современности.

Секреты современного искусства

Если обратить более пристальное внимание на произведения современности, можно без труда обнаружить некоторые закономерности. К примеру тот факт, что сегодняшние творения в основном минималистичны и даже несколько небрежны. Иногда создается такое впечатление, будто художник или скульптор практически не прилагал к этому усилий. Также творчество современных авторов определенно тяготеет к простоте и даже примитивизму.

искусство в жизни современного человека

Человеку, более или менее знакомому с культурным процессом, определенно это нечто напомнит, а именно искусство первобытного человека (если, конечно, это можно назвать искусством в полной мере). Однако об этом позже.

Прежде чем узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство, следует расставить все точки над "i" в вопросе намеренной примитивизации. Следует задаться всего одним вопросом: "Для чего это, собственно, нужно?"

А необходимо это для того, чтобы в конкретный образ можно было вложить как можно больше смыслов. Если в классической эстетике объект несет в себе всего один концепт, под который непосредственно и выполнен, то современное и первобытное искусство работают иначе. Вспомнить только знаменитый «Черный квадрат» Малевича – сколько интерпретаций данного явления существует?

Чем проще образ, тем вероятнее наполнение его многочисленными смыслами. А теперь обратимся к искусству наших далеких-далеких предков, чтобы узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство.

Особенности творчества первобытного

Прежде всего, следует отметить, что то, что благодаря стараниям археологов дошло до наших дней, не является в полной мере искусством. Различные наскальные рисунки, посуда, украшения и так далее – не представляли изначально совершенно никакой ценности. У них была совершенно иного порядка значимость, а именно сакральная. Все искусство первобытного мира было устремлено не к красоте, но к таинству, единению с природой, возможностью ее победить.

современное и первобытное искусство

Конечно, именно это дало толчок развитию эстетизма в жизни человечества. Тем не менее, если перечислить виды первобытного искусства, его практическая ценность становится более очевидной.

Прежде всего, это, конечно, изображения животных. Конечно, первобытный человек не изображал мамонтов или тигров для того, чтобы запечатлеть великолепие природы и грацию этих замечательных животных. Все дело в том, что путем изображения (или моделирования, которое четко описывает гипотеза макетов) первобытный человек в некотором роде надеялся отобрать у животного, на которое охотился, его силу. С другой стороны, те же самые действия связаны еще и с зачатками тотемизма – верования, согласно которому в основе рода стоит то или иное животное, однако, конкретно это значение изображение животных получило значительно позже.

виды первобытного искусства

Что касается найденных в процессе раскопок черепков посуды, а в особенности украшенной различными орнаментами, в данном случае речь тоже идет именно о сакральном, магическом значении изображаемых вещей. О простом украшательстве в данном случае речь не шла.

Более же поздние варианты тоже могли означать принадлежность предметов к конкретному роду или территории, на которой те были сделаны.

Сходства с современностью

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Ответ – да. Можно. Сравнивать, по сути, можно все что угодно, а тем более те явления, которые действительно имеют определенные точки пересечения.

Прежде всего, это, конечно, примитивность и минимализм в исполнении. Как ни крути, почти все современное искусство именно таково, что и дает предпосылки для сравнения.

Кроме того, как уже говорилось ранее, оно концептуально по сути своей и без внедрения в контекст, без его пояснения утрачивает свою ценность.

современное искусство

Наконец, следует отметить, что, конечно, творцы сегодняшнего дня, безусловно, опираются на опыт далеких предков, во многом подражают им. Более того, достаточно много произведений искусства, начиная с такого направления как абстракционизм, обращены и базированы именно на искусстве первобытном.

Кардинальные различия

Итак, после того как мы выяснили, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство на основании их общих черт, обратим внимание на заметные различия.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что искусство человека, существовавшего на заре времен, имело совершенно конкретную направленность и не допускало никаких других трактовок, не имело иных значений в то время как искусство современное подчинено полностью воле смотрящего и поясняющего.

Кроме того, первобытное искусство было направлено на принесение практической пользы в то время, как сегодняшние творения существуют ради себя самих или выражения какой-либо идеи. Это искусство говорящее, перформативное, эпатажное.

искусство первобытного мира

Таким образом, мы можем говорить о том, что между первобытным и современным искусством определенно есть некоторые сходства, однако есть и не менее значительные отличия.

загрузка...

fjord12.ru

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира

Не секрет, что искусство наших дней нередко вызывает у простых обывателей, не особенно хорошо знакомых с искусствоведением, изрядное недоумение и даже негодование. Конечно, если сравнить современные полотна с Рафаэлем или Айвазовским, разница будет очевидна, а скульптура сегодняшнего дня имеет крайне мало общего с античной.

Тем не менее, современное искусство имеет целый ряд своих особенностей, и даже достоинств, которые просто нужно понять.

Культура современности

Если обратить более пристальное внимание на культурный процесс наших дней, можно заметить, что он в существенной мере отличается от того, что мы привыкли видеть. Если полотна и скульптуры выставок ведущих мировых музеев самобытны и прекрасны сами по себе, то почти все современное искусство требует некоего пояснения, дополнения.

можно ли сравнивать современное и первобытное искусство

В данном случае имеется в виду тот факт, что практически любое произведение современности требует представления, объяснения концепта, базового принципа, лежащего в основе. Это искусство перформативное в первую очередь.

Искусство и человек сегодняшнего дня

Прежде чем приступать к сравнительной характеристике, следует определить, каково же отношение сегодняшнего человека к различным видам искусства. Не секрет, что для большей части населения классическое искусство стало уже своего рода признаком хорошего тона. В данном случае имеется в виду, что способность отличить работы Рубенса от работ Брейгеля необходима человечеству не для наслаждения, а для причисления себя к определенному классу, как бы странно это ни звучало.

Искусство в жизни современного человека стало выполнять функцию маркера культурности, избранности и элитарности. Разумеется, в данном случае нельзя говорить об абсолютном количестве, но в большинстве своем отношение к культурному наследию именно таково.

Что же касается искусства современного, то в данном случае люди разбиваются на два лагеря: на категорических противников такого рода творчества и сторонников, у которых оно вызывает восхищение. Новейшее искусство в жизни современного человека чаще становится непонятным, нежели восторгающим.

Как уже говорилось, последние произведения, относящиеся к искусству, требуют описания. Попробуем разобраться, в чем же особенность творчества современности.

Секреты современного искусства

Если обратить более пристальное внимание на произведения современности, можно без труда обнаружить некоторые закономерности. К примеру тот факт, что сегодняшние творения в основном минималистичны и даже несколько небрежны. Иногда создается такое впечатление, будто художник или скульптор практически не прилагал к этому усилий. Также творчество современных авторов определенно тяготеет к простоте и даже примитивизму.

искусство в жизни современного человека

Человеку, более или менее знакомому с культурным процессом, определенно это нечто напомнит, а именно искусство первобытного человека (если, конечно, это можно назвать искусством в полной мере). Однако об этом позже.

Прежде чем узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство, следует расставить все точки над "i" в вопросе намеренной примитивизации. Следует задаться всего одним вопросом: "Для чего это, собственно, нужно?"

А необходимо это для того, чтобы в конкретный образ можно было вложить как можно больше смыслов. Если в классической эстетике объект несет в себе всего один концепт, под который непосредственно и выполнен, то современное и первобытное искусство работают иначе. Вспомнить только знаменитый «Черный квадрат» Малевича – сколько интерпретаций данного явления существует?

Чем проще образ, тем вероятнее наполнение его многочисленными смыслами. А теперь обратимся к искусству наших далеких-далеких предков, чтобы узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство.

Особенности творчества первобытного

Прежде всего, следует отметить, что то, что благодаря стараниям археологов дошло до наших дней, не является в полной мере искусством. Различные наскальные рисунки, посуда, украшения и так далее – не представляли изначально совершенно никакой ценности. У них была совершенно иного порядка значимость, а именно сакральная. Все искусство первобытного мира было устремлено не к красоте, но к таинству, единению с природой, возможностью ее победить.

современное и первобытное искусство

Конечно, именно это дало толчок развитию эстетизма в жизни человечества. Тем не менее, если перечислить виды первобытного искусства, его практическая ценность становится более очевидной.

Прежде всего, это, конечно, изображения животных. Конечно, первобытный человек не изображал мамонтов или тигров для того, чтобы запечатлеть великолепие природы и грацию этих замечательных животных. Все дело в том, что путем изображения (или моделирования, которое четко описывает гипотеза макетов) первобытный человек в некотором роде надеялся отобрать у животного, на которое охотился, его силу. С другой стороны, те же самые действия связаны еще и с зачатками тотемизма – верования, согласно которому в основе рода стоит то или иное животное, однако, конкретно это значение изображение животных получило значительно позже.

виды первобытного искусства

Что касается найденных в процессе раскопок черепков посуды, а в особенности украшенной различными орнаментами, в данном случае речь тоже идет именно о сакральном, магическом значении изображаемых вещей. О простом украшательстве в данном случае речь не шла.

Более же поздние варианты тоже могли означать принадлежность предметов к конкретному роду или территории, на которой те были сделаны.

Сходства с современностью

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Ответ – да. Можно. Сравнивать, по сути, можно все что угодно, а тем более те явления, которые действительно имеют определенные точки пересечения.

Прежде всего, это, конечно, примитивность и минимализм в исполнении. Как ни крути, почти все современное искусство именно таково, что и дает предпосылки для сравнения.

Кроме того, как уже говорилось ранее, оно концептуально по сути своей и без внедрения в контекст, без его пояснения утрачивает свою ценность.

современное искусство

Наконец, следует отметить, что, конечно, творцы сегодняшнего дня, безусловно, опираются на опыт далеких предков, во многом подражают им. Более того, достаточно много произведений искусства, начиная с такого направления как абстракционизм, обращены и базированы именно на искусстве первобытном.

Кардинальные различия

Итак, после того как мы выяснили, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство на основании их общих черт, обратим внимание на заметные различия.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что искусство человека, существовавшего на заре времен, имело совершенно конкретную направленность и не допускало никаких других трактовок, не имело иных значений в то время как искусство современное подчинено полностью воле смотрящего и поясняющего.

Кроме того, первобытное искусство было направлено на принесение практической пользы в то время, как сегодняшние творения существуют ради себя самих или выражения какой-либо идеи. Это искусство говорящее, перформативное, эпатажное.

искусство первобытного мира

Таким образом, мы можем говорить о том, что между первобытным и современным искусством определенно есть некоторые сходства, однако есть и не менее значительные отличия.

загрузка...

4responsible.ru

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира

Не секрет, что искусство наших дней нередко вызывает у простых обывателей, не особенно хорошо знакомых с искусствоведением, изрядное недоумение и даже негодование. Конечно, если сравнить современные полотна с Рафаэлем или Айвазовским, разница будет очевидна, а скульптура сегодняшнего дня имеет крайне мало общего с античной.

Тем не менее, современное искусство имеет целый ряд своих особенностей, и даже достоинств, которые просто нужно понять.

Культура современности

Если обратить более пристальное внимание на культурный процесс наших дней, можно заметить, что он в существенной мере отличается от того, что мы привыкли видеть. Если полотна и скульптуры выставок ведущих мировых музеев самобытны и прекрасны сами по себе, то почти все современное искусство требует некоего пояснения, дополнения.

можно ли сравнивать современное и первобытное искусство

В данном случае имеется в виду тот факт, что практически любое произведение современности требует представления, объяснения концепта, базового принципа, лежащего в основе. Это искусство перформативное в первую очередь.

Искусство и человек сегодняшнего дня

Прежде чем приступать к сравнительной характеристике, следует определить, каково же отношение сегодняшнего человека к различным видам искусства. Не секрет, что для большей части населения классическое искусство стало уже своего рода признаком хорошего тона. В данном случае имеется в виду, что способность отличить работы Рубенса от работ Брейгеля необходима человечеству не для наслаждения, а для причисления себя к определенному классу, как бы странно это ни звучало.

Искусство в жизни современного человека стало выполнять функцию маркера культурности, избранности и элитарности. Разумеется, в данном случае нельзя говорить об абсолютном количестве, но в большинстве своем отношение к культурному наследию именно таково.

Что же касается искусства современного, то в данном случае люди разбиваются на два лагеря: на категорических противников такого рода творчества и сторонников, у которых оно вызывает восхищение. Новейшее искусство в жизни современного человека чаще становится непонятным, нежели восторгающим.

Как уже говорилось, последние произведения, относящиеся к искусству, требуют описания. Попробуем разобраться, в чем же особенность творчества современности.

Секреты современного искусства

Если обратить более пристальное внимание на произведения современности, можно без труда обнаружить некоторые закономерности. К примеру тот факт, что сегодняшние творения в основном минималистичны и даже несколько небрежны. Иногда создается такое впечатление, будто художник или скульптор практически не прилагал к этому усилий. Также творчество современных авторов определенно тяготеет к простоте и даже примитивизму.

искусство в жизни современного человека

Человеку, более или менее знакомому с культурным процессом, определенно это нечто напомнит, а именно искусство первобытного человека (если, конечно, это можно назвать искусством в полной мере). Однако об этом позже.

Прежде чем узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство, следует расставить все точки над "i" в вопросе намеренной примитивизации. Следует задаться всего одним вопросом: "Для чего это, собственно, нужно?"

А необходимо это для того, чтобы в конкретный образ можно было вложить как можно больше смыслов. Если в классической эстетике объект несет в себе всего один концепт, под который непосредственно и выполнен, то современное и первобытное искусство работают иначе. Вспомнить только знаменитый «Черный квадрат» Малевича – сколько интерпретаций данного явления существует?

Чем проще образ, тем вероятнее наполнение его многочисленными смыслами. А теперь обратимся к искусству наших далеких-далеких предков, чтобы узнать, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство.

Особенности творчества первобытного

Прежде всего, следует отметить, что то, что благодаря стараниям археологов дошло до наших дней, не является в полной мере искусством. Различные наскальные рисунки, посуда, украшения и так далее – не представляли изначально совершенно никакой ценности. У них была совершенно иного порядка значимость, а именно сакральная. Все искусство первобытного мира было устремлено не к красоте, но к таинству, единению с природой, возможностью ее победить.

современное и первобытное искусство

Конечно, именно это дало толчок развитию эстетизма в жизни человечества. Тем не менее, если перечислить виды первобытного искусства, его практическая ценность становится более очевидной.

Прежде всего, это, конечно, изображения животных. Конечно, первобытный человек не изображал мамонтов или тигров для того, чтобы запечатлеть великолепие природы и грацию этих замечательных животных. Все дело в том, что путем изображения (или моделирования, которое четко описывает гипотеза макетов) первобытный человек в некотором роде надеялся отобрать у животного, на которое охотился, его силу. С другой стороны, те же самые действия связаны еще и с зачатками тотемизма – верования, согласно которому в основе рода стоит то или иное животное, однако, конкретно это значение изображение животных получило значительно позже.

виды первобытного искусства

Что касается найденных в процессе раскопок черепков посуды, а в особенности украшенной различными орнаментами, в данном случае речь тоже идет именно о сакральном, магическом значении изображаемых вещей. О простом украшательстве в данном случае речь не шла.

Более же поздние варианты тоже могли означать принадлежность предметов к конкретному роду или территории, на которой те были сделаны.

Сходства с современностью

Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Ответ – да. Можно. Сравнивать, по сути, можно все что угодно, а тем более те явления, которые действительно имеют определенные точки пересечения.

Прежде всего, это, конечно, примитивность и минимализм в исполнении. Как ни крути, почти все современное искусство именно таково, что и дает предпосылки для сравнения.

Кроме того, как уже говорилось ранее, оно концептуально по сути своей и без внедрения в контекст, без его пояснения утрачивает свою ценность.

современное искусство

Наконец, следует отметить, что, конечно, творцы сегодняшнего дня, безусловно, опираются на опыт далеких предков, во многом подражают им. Более того, достаточно много произведений искусства, начиная с такого направления как абстракционизм, обращены и базированы именно на искусстве первобытном.

Кардинальные различия

Итак, после того как мы выяснили, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство на основании их общих черт, обратим внимание на заметные различия.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что искусство человека, существовавшего на заре времен, имело совершенно конкретную направленность и не допускало никаких других трактовок, не имело иных значений в то время как искусство современное подчинено полностью воле смотрящего и поясняющего.

Кроме того, первобытное искусство было направлено на принесение практической пользы в то время, как сегодняшние творения существуют ради себя самих или выражения какой-либо идеи. Это искусство говорящее, перформативное, эпатажное.

искусство первобытного мира

Таким образом, мы можем говорить о том, что между первобытным и современным искусством определенно есть некоторые сходства, однако есть и не менее значительные отличия.

загрузка...

worldfb.ru


Смотрите также