Первобытная родовая община. Первобытнообщинный строй и родовая община
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое родовая община? Первобытная родовая община


ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И РОДОВАЯ ОБЩИНА

С приходом ледника, исчез теплый климат, не стало теплолюбивых растений, прежние звери вымерли или ушли на юг. Их сменили северные олени, песцы, пещерные медведи и гигантские мамонты, покрытые шерстью. У края ледника возникла тундра, южнее простерлись холодные степи, местами выросли сосновые и березовые леса. С ледника дули холодные и сухие ветры. Для человека настало время тяжелых испытанийМамонт.

Чтобы выжить и вырастить детей, ему надо было теперь напрячь все свои силы в борьбе с суровой природой. И человек не только выжил, но и развился дальше благодаря труду. Борьба с трудностями закалила и развила его. Раньше, в теплое время, можно было почти не заботиться об одежде - теперь человек научился ее изготовлять. Люди улучшили и умножили каменные орудия. Каменным скребком они очищали шкуру животного, каменным ножом кроили мех, из кости выделывали иглы, нитками, ссученными из сухожилий, сшивали одежду. Существовать без одежды было нельзя. Люди поселялись в пещерах - жить вне жилища стало невозможно.

Огонь - вот что было особенно важно! Без огня - гибель от холода. И человек научился быстрее добывать и лучше хранить огонь, умело пользоваться им. Горящий очаг стал центром жизни человеческой общины. Соединенными силами люди стали охотиться на крупных зверей, например устраивали облаву на мамонта. Он давал им запас пищи на много дней. Они сообща выгоняли из пещеры огромного медведя и занимали ее йод жилье.

Большое значение огня для людей отразилось в древних преданиях. Вы помните древнегреческий миф о Прометее, похитившем для людей огонь с неба? Там говорится, что боги приковали Прометея за это к горам Кавказа.

На земле нашей страны самые древние стоянки людей с грубо оббитыми каменными орудиями найдены в Армении, Абхазии, Туркмении, Киргизии и других местах на юге.Каменные орудия древних людей

2. Родовая община

Постепенно небольшие первобытные общины стали перерастать в более многочисленный и лучше устроенный коллектив - род. Родом жить было легче, можно было добыть больше пищи, одежды, построить большое жилье. Родовые общины объединяли охотников и рыболовов. Общая хозяйственная жизнь укреплялась родственной связью.

Родовой строй развивался многие тысячи лет. Роды объединялись в племена.

Укрепившись в родовом строе, люди нашей страны освоили земледелие. Землю рыхлили ветвистым суком или каменным орудием, бросали в нее зерно, собирали урожай. Чтобы приготовить пищу, зерна растирали на каменной зернотерке. Земледелие явилось огромным завоеванием людей, сильно продвинуло их вперед. Ведь зерно можно было долго хранить, питаться им зимой.

Земледелие было сначала женским занятием. Стало развиваться и скотоводство, которым больше занимались мужчины.

Важным событием было изобретение лука и стрел - совсем иначе пошла охота на зверей.

В это время в природе уже произошли изменения. Постепенно ледник начал отступать к северу. Широкие потоки талой воды понеслись к южным морям. Стало теплее. Северные животные уходили за ледником, растительность повеселела, появилось больше трав и деревьев. Для жизни человека освободились огромные пространства, ранее покрытые льдом.

Развитие человека теперь сильно продвинулось вперед.

Люди научились гладко обтачивать камень песком, поверхность орудия - каменные ножи, топоры, скребки стали удобнее, острее. Научились сверлить в камне отверстия - это дало возможность насаживать каменные орудия на деревянные палки. Стало легче обрабатывать дерево. Люди научились выделывать глиняную посуду, ткать ткани, плести рыболовные сети.

3. Древнейшие земледельческие селения.

Самые ранние земледельческие селения людей в нашей стране ученые раскопали на Украине в селе ТрипольеТрипольское жилище, в Туркмении близ Ашхабада, в Армении около Еревана. Во время пахоты около села Триполье украинские крестьяне не раз находили древние раскрашенные черепки.

Начались раскопки. Археологи открыли огромное древнейшее селение, где люди жили пять тысяч лет тому назад. В центре селения находилась круглая площадь, по кругу стояли одинаковые глинобитные дома, когда-то крытые соломой. В поселке жило несколько тысяч человек,- наверно, целое племя. Был один большой дом - может быть, для целой общины. Жители Триполья были земледельцами. В домах нашли земледельческие орудия и каменные зернотерки, красивые глиняные сосуды с цветным рисунком для хранения зерна и молока. В некоторых сосудах лежат зерна пшеницы, ячменя, проса. Нашли много костей домашних животных - овец, коз, свиней, большерогих коров особой породы. Почти в каждом доме находились глиняные фигуркиТрипольские глиняные сосуды

, изображающие богиню плодородия земли.

Около Ашхабада открыли древнейшее поселение Анау, где жили люди тоже пять тысяч лет тому назад. Они также знали земледелие и скотоводство. Чтобы получать урожаи в жарком климате, они провели искусственные каналы и оросили поля. Видно, что они уже умели обрабатывать металл и строить кирпичные дома.

4. Производство металлов.

В последние тысячелетия до нашей эры люди нашей страны научились использовать металлы, металлов.

Древнейшие следы обработки металла найдены на Урале, в Закавказье, Средней Азии, на Алтае, на Дальнем Востоке и в других местах. Сначала обрабатывали самородную медь, иногда золото. Изделия из меди были слишком мягкими - позже к меди стали добавлять олово и получили бронзу. Но подлинный век металла наступил тогда, когда люди научились ковать и плавить железо. Это произвело настоящую революцию в технике. Появился железный наконечник у сохи - быстрее и легче пошла обработка земли. Железным топором можно было срубить дерево куда быстрее, чем каменным. Железный нож вошел в повседневное хозяйство. Металлическая посуда облегчила приготовление пищи.

С металлами появилось и новое оружие: железные мечи, кинжалы, железные наконечники для стрел. Стали выделывать металлические щиты, латы и кольчуги.

  • -> РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ >

hist-world.com

Родовая община.

Количество просмотров публикации Родовая община. - 582

Условия жизни первобытных людей.

Люди эпохи палеолита

Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона.

От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненужнолго разрастались травы и зелœенели кусты.

Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелœетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.

Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин ʼʼчеловеческое стадоʼʼ сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всœеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

При этом существует и другое мнение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли ʼʼпервобытным коммунизмомʼʼ. Стоит сказать, что для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всœего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов.

Изучение посœелœений позднего палеолита͵ данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всœех ее взрослых членов (народном собрании).

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всœех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось всœе больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Далее сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счёт родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. Сегодня высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всœех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.

referatwork.ru

Что такое родовая община?

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общинойКогда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Содержание статьи

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что такое родовая община?

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Родовая община «Кушеват» и древний берестяной бизнес.

Источник

slavicnews.ru

определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что такое родовая община?

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Родовая община "Кушеват" и древний берестяной бизнес.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Понятие родовой общины

Самые ранние формы объединения предков современного человёка архоантропов и палеоантропов были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные "семьи", но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской, олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны лишь с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни. Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века): грубо обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные "крючки" для рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей первобытных людей, появляется первобытная родовая община, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека. Прежние "дородовые" объединения не были устойчивыми, не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развития не только инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи их последующим поколениям.

Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без объединения рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека. Кровно-родственная организация соответствовала и потребности здорового физического развития человека, поскольку кровосмешение не давало здорового потомства. Установление экзогамии (брачных отношений только между представителями разных родов) явилось поэтому одной из важнейших закономерностей эволюции человечества. Большое значение имел род как устойчивая форма общежития и для развития первобытного производства, его материальной культуры. Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство родового строя было добывающим, то есть получающим готовый продукт от дикой природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины, зачастую при максимальном напряжении объединенных усилий. Все члены родовой общины, не исключая и подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей, собирательством плодов, составлял общую собственность общины и делился среди членов рода поровну, с учетом заслуг каждого охотника, добытчика первобытного хозяйства.

Однако прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило. Возникший кровно-родственный принцип объединения первобытной общины был в те времена единственно возможной, естественной формой связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный, доход, нежели охота мужчин, не всегда удачная. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков современных народов строился на основе матриархата. Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в Древнем Египте, Иудее, Индии, у скифов и восточных славян). Другой закономерностью является и тот факт, что родовая община сохраняла свою роль не только в глубокой древности, но и на последующих ступенях развития цивилизации в период становления раннефеодальных государств у древних германцев. англосаксов, славянских народов, а также в период развития раннеклассовых государств Месоамерики в первом тысячелетии н.э. Таким образом, род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.

Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины.порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью.родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича.

Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление (лат. poteslas власть), но еще не политическая власть. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых -проистекали обычаи-рода. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода. На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними.

В обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных.обществах. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчленный) характер первоначальных императивов. В современной исторической пауке к этнографии нормы первобытного общества получили название "мононорм", специфичных для этого периода истории человечества. На поздних стадиях существования родового строя начался процесс отпочкования новых родовых общин от первоначальных, происходило деление крупных родов на мелкие роды или большие семьи. Связи между ними сохранялись в. виде более крупных образований братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпало с началом разложения первобытно-общинного строя. Тем не менее племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды. Организация племенной власти основывалась на началах родоплеменной демократии: племенной совет, состоявший из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени, и военного вождя племени. Все они избирались соплеменниками. Деятельность племенных органов содействовала расширению связей между родами и братствами, урегулированию межродовых конфликтов, отношений с другими племенами. Основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые отношения продолжали оставаться в ведении органов родовой общины. По мере развития производительных сил центр тяжести власти перемещался к племенным органам, сфера регулирования дел племенными нормами постепенно расширялась.



biofile.ru

4. Возникновение родовой общины — bibliotekar.kz

 4. Возникновение родовой общины

Совместная охота, борьба с хищниками, общее использование огня сплачивали людей.

Постепенно первобытная община превратилась в постоянный, устойчивый коллектив родственников – родовую общину. Произошло это примерно ко времени появления «человека разумного».

Члены родовой общины были связаны общим происхождением по материнской линии, то есть это был материнский род. Женщины играли главную роль в хозяйственной жизни рода: заботились о детях, поддерживали огонь, занимались собирательством, приготовлением пищи, шили одежду. Мужчины копали ловушки для заманивания зверей, охотились.

В каждом роду было несколько десятков человек – сородичей. Жили они в одном поселении или пещере.

Родовая община.

 

Каждая родовая община имела свою территорию. Все члены родовой общины имели равные права. Общими для всех были земля, жилища, орудия труда. Все имели право охотиться в лесу, ловить рыбу, пасти скот на общем выгоне. Все работы внутри общины делались сообща. Имуществом, принадлежавшим отдельному члену общины, например, копьем, топором, мог воспользоваться любой сородич.

Вопросы жизни и деятельности внутри рода решались на общем собрании. На общее собрание приходили все взрослые – мужчины и женщины. Каждый мог высказаться. На общем собрании избирались старейшины. Это были самые умные, смелые, уважаемые люди, пользовавшиеся доверием всех членов рода. Старейшины решали спорные вопросы, распределяли места для охоты и выпаса скота. Род защищал интересы каждого человека – члена родовой общины.

Часто несколько родов объединялись между собой, чтобы совместно решать хозяйственные вопросы. Во главе таких родовых объединений стояли избранные вожди.

 

1. Где были найдены памятники позднего палеолита на территории Казахстана?

2. Что вы знаете о стоянках эпохи палеолита в Казахстане?

3. Согласны ли вы с утверждением "Труд создал человека"? Почему?

4. Что такое род?

5. Дома запишите в тетрадь пословицы и поговорки о труде.

 

1. Период позднего палеолита охватывает время

A) 40-12 тыс. лет до н. э.

B) 2,6 млн. - 40 тыс. лет до н. э.

C) 10 тыс. - 6 тыс. лет до н. э.

D) 6 тыс. - 3 тыс. лет до н. э.

E) 3 тыс. - 1 тыс. лет до н. э.

2. После неандертальцев формируется

A) "человек разумный"

B) "человек умелый"

C) "человек пещерный"

D) "человек прямоходящий"

E) "человек-охотник"

3. Постоянный, устойчивый коллектив родственников - это

A) группа людей

B) родовая община

C) семья

D) материнская община

 

Изменение климата привело к резкому изменению облика земли, зимнее время значительно удлинилось. Многие животные, привыкшие к теплому климату, погибли в ледниковое время. Почему первобытные люди выжили в ледниковый период? Как они спаслись от холода? Подумайте, что помогло им в этом.

bibliotekar.kz

Курс: История древнего мира - Родовая община

Страница 14 из 43

Родовая община

Община - форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская). Община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистических обществ. Община обладала полным или частичным самоуправлением. В России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861-го - собственником земли). В ходе столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. Общинами назывались также другие социальные общности: религиозные, профессиональные, земляческие.

Однако данные этнографии свидетельствуют о том, что материнский род в одних конкретных условиях мог смениться отцовским задолго до начала становления частной собственности (австралийцы), а в других - продолжать существовать вплоть до возникновения классов и государства, (минангкабау о-ва Суматры, наси провинции Юньнань в КНР, ашанти Западной Африки). В процессе развития производительных сил род постепенно утрачивает многие свои первоначальные функции, в том числе экономические, и перестаёт быть основой общины. Он ещё долгое время мог продолжать существовать, но уже главным образом в качестве института, регулирующего брачные отношения, обеспечивающего защиту своих членов, соблюдение традиций, культа, ритуалов и т.п. В таком качестве он встречается и в классовом обществе (древние греки, римляне). На позднем этапе первобытного строя главной экономической единицей становится община, чаще всего состоявшая из представителей многих родов. Это обстоятельство легло в основу периодизации, в которой в качестве главных этапов первобытного строя выделяются эпоха первобытной родовой общины и эпоха первобытной соседской общины.

Согласно другой точке зрения, основной единицей первобытного строя на всех этапах его развития была первобытная община, всегда состоявшая из парных семей. Община и семья - определяющие и универсальные ячейки первобытного строя. Род никогда не имел экономических функций, его роль сводилась преимущественно к регулированию брака. По вопросу о времени возникновения первобытной общины среди сторонников этой точки зрения нет единства. Одни считают, что она возникла на грани раннего и позднего палеолита, другие относят её появление к более раннему времени, нередко выступая при этом против понятия «первобытное человеческое стадо». Имеются разногласия между ними и по вопросу о времени возникновения рода.

Не следует, однако, переоценивать расхождения во взглядах между сторонниками «родовой» и «общинной» теорий. Если оставить в стороне крайние точки зрения - противопоставление рода и общины друг другу, то большинство исследователей в общем сходятся на том, что в эпоху расцвета первобытного строя обе эти организации в основном совпадали.

madrace.ru


Смотрите также