Первобытная религия. Первобытные религии и их особенности. Возникновение первобытных религий
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная религия. Появление религиозных верований. Первобытная религия


1.2.3. Первобытная религия: функции и формы

Наряду с искусством в эпоху верхнего палеолита возникает другая важная форма общественного сознания – религия. Религия также возникла из практических потребностей и помогала человеку приспособиться к окружающей среде.

Религия как понятие. Термин Religio (лат.) означает связь человека с высшей силой, с Богом. Обычно религию определяют как веру в Бога, а Бога как «сверхъестественное существо». Именно это определение содержит современная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»: «Бог – сверхъестественное существо в религиозных верованиях. Вера в Бога – основа всякой религии».

Однако такое определение не охватывают все виды религии и прежде всего религию людей первобытного общества. Дело в том, что для первобытного человека не существовало ничего «вне» или «над» природой. Поэтому если определять религию как веру в сверхъестественные т. е. надприродные (supernatural) силы, то следует сделать вывод о том, что в первобытном обществе вообще не было религии.

Известный английский этнолог Джеймс Фрезер (1854–1941), автор книги «Золотая ветвь» дал более общее определение религии: «религия есть умиротворение сил, которые стоят выше человека и которые, как принято считать, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни».

В этом определении автор не использует понятие Бога как сверхъестественной силы и определяет суть религии как веру в то, что в мире существуют силы, стоящие выше человека и способные влиять на его судьбу в зависимости от поведения самого человека. С этими силами можно вступить в контакт и определенным поведением расположить их к себе. Умиротворение и почитание этих сил составляет суть религии и приводит к складыванию определенного культа – системы обрядов.

Функции религии. Вера в высшие силы появилась прежде всего потому, что она помогала преодолеть страх перед непонятными, но грозными явлениями окружающей природы. Непонятное всегда вызывает страх. Любое приемлемое объяснение помогает преодолеть или ослабить этот страх. Религия давала необходимое объяснение и тем самым помогала человеку приспособиться к окружающему миру. Она также открывала человеку возможность вступить в контакт с грозными силами и расположить их к себе при помощи специальных обрядов. Эту функцию религии называют компенсаторной, так как она восполняет бессилие людей перед объективными условиями их существования. Для первобытной религии эта функция являлась главной.

Постепенно все более важную роль играла мировоззренческая функция: религия объясняла человеку весь окружающий мир и отвечала на все сложные вопросы бытия: о жизни и смерти человека, его роли в мире и т. п.

Затем складывается регулятивная функция религии: с помощью религиозных идей и установок осуществляется управление поведением людей: налагаются разного рода запреты (табу), предписываются определенные действия.

Происхождение религии. Первобытный человек чувствовал себя частью, но не «царем» природы, стоящим выше других существ. Поэтому он приписывал явлениям природы те черты, которыми обладал сам. Так, он наделял способностью к пониманию и сознательному действию животных и ряд других природных явлений в окружающем мире. Эти способности человек связывал с представлением о «душе», «духах». Английский этнограф Э. Тейлор, автор знаменитой книги «Первобытная культура», определил веру первобытных людей в существование души и духов в природе как «анимизм» (anima – душа). По его мнению, понятие «душа» возникло у человека из необходимости дать ответ на вопросы:

– что отличает живое тело от мертвого?

– чем являются образы людей, которые он видел во сне?

Ответом стали представления о душе как некем бестелесном начале, которое давало телу жизнь и которое могло приходить во сне в виде «маленького двойника» человека. Осознав наличие души у себя, человек наделил душой (духами) окружавшие его явления природы. Человек общался с явлениями природы в зависимости от соотношения сил: одни силы человек почитал, с другими готов был соперничать, третьих рассматривал как подчиненных ему.

Из такого различного отношения и родились две формы общественного создания: магия и религия.

Магия основана на вере в то, что человек определенной системой действий и обрядов способен подчинить или использовать силы природы. Так, после охоты, человек совершает обряды, чтобы отвести от себя гнев «духа» зверя, убитого на охоте. При этом охотник верит, во-первых, в то, что зверь обладает душой и способен вступить в контакт с человеком в ходе магических обрядов, а во-вторых, в то, что охотник способен путем обрядов подчинить себе ситуацию, обернуть ее в свою пользу. Этнографы в XIX – XX вв. смогли зафиксировать у многих народов веру в производственную, демографическую, охранительную и деструктивную (порча) магии. Исторический материал показывает, что корни таких видов магии уходят в далекое прошлое.

Магию роднит с религией вера в одушевленность явлений природы и в возможность взаимодействия с ними, но отличает отношение к ним.

Как уже отмечалось, для религии характерно обращение к силам, которые стоят выше человека и, безусловно, признаются им таковыми. И человек стремится не подчинить себе, а умиротворить вышестоящие силы. В первобытном обществе и у отсталых народов границы между магией и религией относительны и порой трудноразличимы. Тем не менее, общий критерий отличия можно сформулировать: если анимизм проявляет себя как форма умиротворения и почитания духов природы, он является религией; если речь идет о подчинении духов природы, анимизм проявляет себя как магия.

Стремление усилить эмоциональное воздействие наиболее важных обрядов вело к их усложнению и к появлению специально подготовленных лиц – колдунов (шаманов). Первоначально колдуны были отправителями только магических обрядов. Однако тогда, когда проявляется принцип почитания некой высшей силы, колдуны превращаются в служителей религиозного культа.

Формы первобытных верований. Этнографический материал показывает, что религиозные верования редко существуют в чистой форме анимизма – просто как вера в духов. Как правило, анимизм сосуществует и переплетается с целым рядом других форм верований, которые могут выступать то как элементы религии, то как элементы магии.

Фетишизм. Одной из таких форм является фетишизм – вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso – «амулет»). Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт), и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма.

Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего – животным, реже – растением, другим предметом), который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют «тотемом». Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает «его род».

Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов.

Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований.

Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм – форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман–медиум, находящийся в особом состоянии (транса).

Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными.

От духа к Богу. Очень сложным является вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма – веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли.

studfiles.net

Первобытная религия. Всемирная история. Том 1. Каменный век

Первобытная религия

Памятники первобытного искусства подробно рассказывают о верованиях древнего человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, относятся зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства было обусловлено значением охоты, которая являлась главным источником существования древних людей этого периода, той огромной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Необходимо заметить, что звери с самого начала заняли очень важное место и в сознании первобытного человека, и в его религии.

Древний человек переносил на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин и этот звериный мир мыслил как бы в виде второй, вполне равноправной половины своей собственной общины. Так появился тотемизм, т. е. представления о том, что все члены данного рода происходят от определенного животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью.

Следует отметить, что само слово тотем заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племен — алгонкинов, у которых оно значит «его род».

Согласно тотемическим представлениям, звери и люди имели общих предков. Звери, как только им захочется, могли снять свою шкуру и превратиться в людей. Давая людям по собственной воле свое мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости, не выбрасывали и, кроме того, выполняли необходимые обряды, то звери снова оживали, таким образом обеспечивая обилие пищи и благополучие первобытной общины.

Первые проявления такого культа зверя были, обнаружены в Тешик-Таше и в альпийских пещерах в конце мустьерского периода. О его развитии ярко свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего палеолита, предметом которого почти всегда являются образы зверей: носорогов, мамонтов, лошадей, быков, оленей, хищников, вроде медведя и пещерного льва.

Естественно, на первом месте стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Чтобы понять смысл этих пещерных рисунков, немаловажно знать и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли.

Рисунки, как правило, расположены на значительном расстоянии от входа. Например, в Нио во Франции — на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеру, в глубине, где были сырость и вечная темнота, конечно же, была невозможна. Для того, чтобы попасть в самые замечательные хранилища древнего искусства, и теперь еще иногда приходится пробираться в темную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто и ползком, а то и переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озера.

Огромный интерес для науки представляют находки в глубине пещеры Монтеспан во Франции, где были обнаружены лепные фигуры животных, в том числе медведя, вокруг которых на глинистом полу уцелели покрытые сталагмитовой коркой отпечатки босых человеческих ног. Голова у изображения медведя отсутствовала, а на ее месте находилось только довольно глубокое отверстие. Между лапами лежал череп медвежонка, видимо, прикрепленный прежде к глиняной фигуре с помощью деревянного стержня, вставленного в отверстие.

Очень похожей оказалась и картина, которая открылась перед исследователями, что впервые проникли в глубину пещеры Тюк д’Одюбер во Франции в 1912 г. В ней были обнаружены две выполненные из глины фигуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног — местами всей ступни, а местами одних только пяток. Скорее всего, это были следы первобытных охотников, которые исполняли какой-то обрядовый танец вокруг бизоньих фигур с целью заворожить и околдовать живых, настоящих бизонов и сделать их легкой добычей на охоте.

Какие мысли и чувства овладевали первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, хорошо показывают их рисунки. На них изображены бизоны с вонзенными в них дротиками или гарпунами, раненые звери, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льется кровь.

На фигурках мамонтов можно обнаружить схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, по мнению некоторых исследователей, для ловли этих гигантов ледникового времени.

В пещере Ласко найдены изображения фигурок зверей, в которых торчат по 7 и по 12 дротиков. Рядом с животными нарисованы условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей, а также сетей.

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное наложение одних рисунков на другие, их многочисленность, которая показывает, что изображения животных делались, скорее всего, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного конкретного обряда.

Особенно ярко это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, видимо, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки как бы «жили» только один раз, делались только для одного определенного момента.

Многие ученые считают, что с охотничьими колдовскими обрядами связаны были и женские статуэтки, созданные во время верхнего палеолита.

Значение этих статуэток определялось представлениями древних охотников, которые верили в своего рода разделение труда между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством обязаны были «привлекать» животных под удары копий охотников.

Кстати, роды того времени чаще всего тоже носили имена животных, поскольку одним из основных занятий людей того периода являлась охота. В основе выбора тотемного животного лежали такие материальные причины, как обилие того или другого зверя в местности. Например, в Австралии людьми кенгуру называли те группы, на территории которых было много кенгуру, в то время как на территории соседей их не было.

Тотемное животное почиталось. На ранней стадии тотемизма нельзя было убивать и есть мясо тотема. Священное животное убивали и съедали только во время обрядовых церемоний. Так стали возникать табу, развившиеся в религиозную систему запретов и ограничений. Многие из их известны и сегодня. Например, христианам нельзя употреблять в пищу продукты животного происхождения в постные дни.

В дальнейшем остается запрет только на употребление в пищу отдельных органов животного-тотема. Например, сердца, печени и т. д. Табу регламентировали хозяйственную, социальную и культурную жизнь родовой общины. Табу был формой, в которую облекался долг. Тотемные группы заботились о размножении животных-тотемов, прибегая к запретам их массового истребления. В их честь устраивались празднества, на которых люди подражали тотему, переодевались в шкуру тотемного животного.

Об одной из форм первобытной религии говорит и понятие «фетишизм», введенное в научную литературу в XVIII в. французским ученым Ш. де Броссом.

Фетишизм — это поклонение неодушевленным материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Поэтому отдельные предметы первобытные люди носили с собой, считая, что эти предметы оберегают их от бед.

С вышеназванными религиозными представлениями была связана магия — вера в способность человека воздействовать сверхъестественным путем — с помощью отдельных слов или действий — на окружающий мир. Первобытные люди считали, что таким образом можно воздействовать на животных, на явления природы, а также на воображаемый мир духов.

Магические действия применялись в различных целях.

Особенно широко была распространена промысловая магия, засвидетельствованная позднепалеолитическими рисунками животных, пронзенных копьями, с подтеками крови. Подобные изображения должны были способствовать удаче на охоте.

Часто магия использовалась для охраны — охранительная, для лечения недугов — лечебная.

Рано развилась вредоносная магия и др.

Древнейшие магические действия носили коллективный характер и воспроизводили производственный процесс. В дальнейшем они монополизировались шаманом, жрецом и становились более утонченным средством воздействия на сверхъестественный мир.

Постоянно сталкиваясь с непонятными явлениями, приписывая их духам, человек старался жить с ними в ладу, задобрить их и склонить на свою сторону.

Приступая к еде, люди кормили духов, по их представлениям, имевших те же желания, что и они сами. Пищу оставляли в определенном месте, а позднее в миске или тарелке. Оставленная пища называлась жертвой, а ее приношение духам — жертвоприношением. Человек приносил в жертву то, что ел сам.

Нужно отметить и то, что первобытный человек неодинаково относился к духам. Одних он боялся, других нет.

Первобытному человеку таинственной казалось даже сила собственного слова, которое иногда радовало его, а иногда неводило ужас.

С развитием земледелия и скотоводства зародились культы природы. Страх людей перед грозной силой природы вызывал желание как-то повлиять на ее характер, умилостивить ее. Люди стали поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Позднее в соседской общине развились культы плодородия, широко известью в образах умирающих и воскресших духов.

Усиление роли вождя племени в период военной демократии привело к развитию культа вождя.

Впоследствии культы вождей и различных сил природы превратились в культы богов у каждого парода. Так возник политеизм (греч. poly — много, theos — бог).

Культы богов отправлялись особыми людьми — жрецами. Иерархию жрецов часто возглавлял вождь. Зачастую жрецы, соперничали со светской властью, выдвигали главного жреца из своей среды.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Первобытная религия. Появление религиозных верований | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Древний человек не мог сразу познать окружающий мир, понять явления природы. Ему казалось, что в мире властвуют враждебные силы, он был беспо­мощен перед явлениями природы и боялся их. Поэтому первобытные люди стремились задобрить грозные силы природы, сделать их своими помощниками.

Вот почему они стали приносить жертвы ветру, гро­му, солнцу, дождю, молниям, исполняли торжествен­ные ритуалы в их честь. Люди почитали животных, которых затем съедали, так как считали, что таким об­разом они могут породниться. Так возник тотемизм — вера в кровные связи человека с животными. Кроме этого, ещё одной древнейшей формой религии был анимизм — вера в бессмертие души, в существование невидимых духов, населяющих всё вокруг. Одновре­менно складывается фетишизм — вера в сверхъестес­твенные свойства некоторых «священных» вещей и, наконец, магия — вера в способность человека влиять на сверхъестественные силы, колдовство.

Явления природы — ветер, молнию, гром, дождь — первобытные люди представляли в виде животных или полуживотных-полулюдей. Их изображения учё­ные находят высеченными на скалах или вытесанны­ми из камня. Наверное, существовали и деревянные изображения богов — идолы, но они не сохранились.

Ритуалы, посвящённые богам, исполняли особые лю­ди — жрецы, которые приносили жертвы, посвящая их богам. Быть жрецом было очень выгодно, их боя­лись и почитали. Кроме того, это обеспечивало вли­яние и достаток. Так в первобытном обществе времён палеолита возникает религия — вера людей в сущест­вование сверхъестественных сил. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Языческий религиозный обряд

Ритуал — совокупность обрядов, сопровождающих религиозную службу и представляющих её внешнее оформление.

Идол (у язычников) — статуя, изображающая бога.

Жрец — человек, осуществлявший богослужение, жертвоприношение в языческих религиях.

Религия — взгляды и представления, в основе которых лежит вера в существование богов, духов, душ, в их господство над миром.

На этой странице материал по темам:
  • Сообщение о религиозных верований первобытных людей

  • Искусство и религия первобытных людей кратко

  • Возникновение религиозных верований у древних людей кратко

  • История первобытной религии кратко

  • Первобытные религии лекции

Вопросы по этому материалу:
  • Почему возникает религия?

worldofschool.ru

Первобытные религии и их особенности. Возникновение первобытных религий

Духовное развитие 28 ноября 2015

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Какая религия является наиболее древней?

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие – при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

первобытные религии и их особенностиНельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. Африканские племена, в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их первобытные люди пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

первобытные формы религии краткоОднако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что древний человек вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Видео по теме

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

первобытные религииИтак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

виды религий первобытного человекаНередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Потомками фетишизма можно считать любую современную религию, так как везде присутствуют те или иные предметы, помогающие наладить связь с Богом. Это иконы, кресты, полумесяцы, святые мощи, амулеты и так далее.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

первобытные религии являютсяНесмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

первобытные религии и мифыОсобенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах - все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего – добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

возникновение первобытных религийЭлементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий – земледелия, пророк Илья – дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги - все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Самосвалы Howo и их особенностиАвтомобили Самосвалы Howo и их особенности

Техника, произведенная в Китае, становится все более популярной у потребителей. Это достигается сочетанием низкой стоимости и неплохих технических характеристик. Так, самосвалы Howo показали себя как производительные,...

Самосвалы ГАЗ и их особенностиАвтомобили Самосвалы ГАЗ и их особенности

Самосвалы ГАЗ в России пользуются большой популярностью. Их используют в сельском хозяйстве, строительных и коммунальных сферах. Благодаря небольшим размерам они обладают хорошей маневренностью и динамичностью. Эти ха...

Фуры Автомобили Фуры "Вольво" и их особенности

Шведская компания Volvo Trucks Corporation является мировым лидеров по производству тяжелых грузовиков. Фуры «Вольво» отличаются от своих аналогов надежностью и высоким качеством. Первые грузовики компании...

Виды стекол и их особенностиАвтомобили Виды стекол и их особенности

Автомобильное стекло – это не только красивый элемент дизайна, но и эффективный защитник, обеспечивающий безопасность поездки. Такое устройство защищает нас от ветра, дождя и прочих неблагоприятных воздействий п...

Про зимние шины Dunlop SP Winter Ice 01 и их особенностиАвтомобили Про зимние шины Dunlop SP Winter Ice 01 и их особенности

Новая разработка японского предприятия корпорации Dunlop представляет собой шипованную шину, предназначенную для зимнего периода эксплуатации на легковых автомобилях и внедорожниках. Dunlop SP Winter Ice 01 выделяется...

Наращивание ресниц «Лавли». Ресницы «Лавли» и их особенностиБизнес Наращивание ресниц «Лавли». Ресницы «Лавли» и их особенности

Тысячи женщин с облегчение вздохнули, узнав о процедуре наращивания ресниц. Преимуществ у нее много: экономия времени по утрам, никакой осыпавшейся туши днем и темных кругов под глазами во время демакияжа. Добавить к ...

Виды сварок и их особенностиБизнес Виды сварок и их особенности

Неразъёмное соединение деталей из металла – это и есть процесс сварки сам по себе. При этом сам металл стараются нагреть до температуры, которая оптимально подходит для того или иного процесса....

Курицы-несушки: породы и их особенностиБизнес Курицы-несушки: породы и их особенности

Отличительными чертами кур яичных пород можно назвать небольшой вес, густое оперение ...

Стили руководства в менеджменте и их особенностиБизнес Стили руководства в менеджменте и их особенности

С раннего возраста человек знает, что такое управление. Сначала мы сталкиваемся с управлением, например, детским велосипедом, затем - автомобилем, потом с управлением оборудованием и так далее, по нарастающей. Оно вст...

Виды контроля и их особенности при реализацииБизнес Виды контроля и их особенности при реализации

 Любая организация или предприятие состоит из людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности и осуществляют развитие компании. Должностная иерархия организации подразумевает наличие в ней звена...

monateka.com

Первобытная религия: функции и формы

 

Наряду с искусством в эпоху верхнего палеолита возникает другая важная форма общественного сознания – религия. Религия также возникла из практических потребностей и помогала человеку приспособиться к окружающей среде.

Религия как понятие. Термин Religio (лат.) означает связь человека с высшей силой, с Богом. Обычно религию определяют как веру в Бога, а Бога как «сверхъестественное существо». Именно это определение содержит современная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»: «Бог – сверхъестественное существо в религиозных верованиях. Вера в Бога – основа всякой религии».

Однако такое определение не охватывают все виды религии и прежде всего религию людей первобытного общества. Дело в том, что для первобытного человека не существовало ничего «вне» или «над» природой. Поэтому если определять религию как веру в сверхъестественные т. е. надприродные (supernatural) силы, то следует сделать вывод о том, что в первобытном обществе вообще не было религии.

Известный английский этнолог Джеймс Фрезер (1854–1941), автор книги «Золотая ветвь» дал более общее определение религии: «религия есть умиротворение сил, которые стоят выше человека и которые, как принято считать, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни».

В этом определении автор не использует понятие Бога как сверхъестественной силы и определяет суть религии как веру в то, что в мире существуют силы, стоящие выше человека и способные влиять на его судьбу в зависимости от поведения самого человека. С этими силами можно вступить в контакт и определенным поведением расположить их к себе. Умиротворение и почитаниеэтих сил составляет суть религии и приводит к складыванию определенного культа – системы обрядов.

Функции религии. Вера в высшие силы появилась прежде всего потому, что она помогала преодолеть страх перед непонятными, но грозными явлениями окружающей природы. Непонятное всегда вызывает страх. Любое приемлемое объяснение помогает преодолеть или ослабить этот страх. Религия давала необходимое объяснение и тем самым помогала человеку приспособиться к окружающему миру. Она также открывала человеку возможность вступить в контакт с грозными силами и расположить их к себе при помощи специальных обрядов. Эту функцию религии называют компенсаторной, так как она восполняет бессилие людей перед объективными условиями их существования. Для первобытной религии эта функция являлась главной.

Постепенно все более важную роль играла мировоззренческая функция: религия объясняла человеку весь окружающий мир и отвечала на все сложные вопросы бытия: о жизни и смерти человека, его роли в мире и т. п.

Затем складывается регулятивная функция религии: с помощью религиозных идей и установок осуществляется управление поведением людей: налагаются разного рода запреты (табу), предписываются определенные действия.

Происхождение религии. Первобытный человек чувствовал себя частью, но не «царем» природы, стоящим выше других существ. Поэтому он приписывал явлениям природы те черты, которыми обладал сам. Так, он наделял способностью к пониманию и сознательному действию животных и ряд другихприродных явлений в окружающем мире. Эти способности человек связывал с представлением о «душе», «духах». Английский этнограф Э. Тейлор, автор знаменитой книги «Первобытная культура», определил веру первобытных людей в существование души и духов в природе как «анимизм» (anima – душа). По его мнению, понятие «душа» возникло у человека из необходимости дать ответ на вопросы:

– что отличает живое тело от мертвого?

– чем являются образы людей, которые он видел во сне?

Ответом стали представления о душе как некем бестелесном начале, которое давало телу жизнь и которое могло приходить во сне в виде «маленького двойника» человека. Осознав наличие души у себя, человек наделил душой (духами) окружавшие его явления природы. Человек общался с явлениями природы в зависимости от соотношения сил: одни силы человек почитал, с другими готов был соперничать, третьих рассматривал как подчиненных ему.

Из такого различного отношения и родились две формы общественного создания: магия и религия.

Магия основана на вере в то, что человек определенной системой действий и обрядов способен подчинить или использовать силы природы. Так, после охоты, человек совершает обряды, чтобы отвести от себя гнев «духа» зверя, убитого на охоте. При этом охотник верит, во-первых, в то, что зверь обладает душой и способен вступить в контакт с человеком в ходе магических обрядов, а во-вторых, в то, что охотник способен путем обрядов подчинить себе ситуацию, обернуть ее в свою пользу. Этнографы в XIX – XX вв. смогли зафиксировать у многих народов веру в производственную, демографическую, охранительную и деструктивную (порча) магии. Исторический материал показывает, что корни таких видов магии уходят в далекое прошлое.

Магию роднит с религией вера в одушевленность явлений природы и в возможность взаимодействия с ними, но отличает отношение к ним.

Как уже отмечалось, для религии характерно обращение к силам, которые стоят выше человека и, безусловно, признаются им таковыми. И человек стремится не подчинить себе, а умиротворить вышестоящие силы. В первобытном обществе и у отсталых народов границы между магией и религией относительны и порой трудноразличимы. Тем не менее, общий критерий отличия можно сформулировать: если анимизм проявляет себя как форма умиротворения и почитаниядухов природы, он является религией; если речь идет о подчинении духов природы, анимизм проявляет себя как магия.

Стремление усилить эмоциональное воздействие наиболее важных обрядов вело к их усложнению и к появлению специально подготовленных лиц – колдунов (шаманов). Первоначально колдуны были отправителями только магических обрядов. Однако тогда, когда проявляется принцип почитания некой высшей силы, колдуны превращаются в служителей религиозного культа.

Формы первобытных верований. Этнографический материал показывает, что религиозные верования редко существуют в чистой форме анимизма – просто как вера в духов. Как правило, анимизм сосуществует и переплетается с целым рядом других форм верований, которые могут выступать то как элементы религии, то как элементы магии.

Фетишизм.Одной из таких форм является фетишизм – вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso – «амулет»). Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт), и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма.

Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего – животным, реже – растением, другим предметом), который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют «тотемом». Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает «его род».

Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов.

Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований.

Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм – форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман–медиум, находящийся в особом состоянии (транса).

Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными.

От духа к Богу.Очень сложнымявляется вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма – веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли.

Мифология

 

Наряду с религией и искусством в первобытном обществе происходит становление еще одной формы общественного сознания – мифологии. Мифы – ведущая форма словесного, речевоговыражения мировоззрения первобытного человека. Миф в переводе с греческого означает «предание», т. е. знания, переданные предками. В мифах в яркой образной форме закреплялось и передавалось новым поколениям накопленное знание. Мифы не просто рассказывали о прошлом, а объясняли существующий порядок вещей и утверждали его, ссылаясь на авторитет предков. Поскольку темп развития истории был крайне низок и на протяжении многих поколений жизнь людей оставалась в основных чертах неизменной, то опыт предков представлялся бесспорной истиной и примером для подражания. Миф мог давать очень наивное с нашей точки зрения объяснение окружающего мира, но оно практически «работало» и было достаточным для первобытного человека. Мифы тесно связаны с магией и религией, поскольку именно в мифах получали объяснения магические и религиозные обряды. Однако мифология по своему содержанию шире, чем религия. В мифах отражались не только представления религиозного характера, но и бытовой опыт людей.

О мифологии первобытного общества дают представление мифы наиболее отсталых народов современного мира, например аборигенов Австралии. Мифы австралийских аборигенов тесно связаны со всеми важными сторонами жизни рода. Они объясняют обряды, охотничьи ритуалы. Миф в ходе обряда взаимодействует с песней и танцем. Все они посвящены одной теме и цели.

Эта тесная связь, нерасчлененность различных аспектов общественного сознания (искусства, религии, мифологии) – характерная черта культуры первобытного человека. В науке данная черта называется синкретизмом(от греческого synkretismos – соединение). По мере развития культуры будет идти процесс обособления разных форм общественного создания.

 

Род, семья, племя

По своим биологическим качествам человек не мог выжить в одиночку или в рамках очень малой группы. Самой ранней формой социальной организации людей было то, что антропологи назвали «первобытном стаде», для которого характерны беспорядочные половые связи – промискуитет.

Постепенно эта форма социальной жизни сменилась первобытной общиной.Характерная особенность последней – экзогамия,т. е. запрет на браки между близкими родственниками, а затем и на браки внутри одного рода, ибо они вели к ослаблению потомства и вымиранию. Экзогамия способствовала формированию парной семьи, поскольку женщин отвоевывали или обменивали и поэтому закрепляли за определенными мужчинами. Формирование парной семьи способствовало воспитанию детей. Но не семья, а родоставалсяосновной социальной и производственной единицей у охотников и собирателей, поскольку, как уже отмечалось, семья не могла выжить в одиночку. Потребности выживания диктовали две основные черты родового строя: совместное производство и совместное потребление.

Все члены общины выполняли определенную работу в соответствии с возрастом, полом, личными способностями и вносили разный вклад в общее дело. Однако потребление добытой пищи носило совместный и во многом уравнительныйхарактер. Причина проста: род мог выжить, если каждый делился со всеми своей добычей. В то же время уравнительность не была абсолютной. Удачливый охотник всегда имел право на лучшие куски мяса, копье и т. п. Следовательно, можно говорить о том, что в общине сочетались два принципа распределения: уравнительный и по труду, по заслугам.

Родовой коллектив имел своего лидера – вождя.Вождем человек становился в силу своих личных качеств. В науке это называется меритократией– правлением в силу достоинств. На каком-то этапе роль вождя закреплялась и в религиозных представлениях. Этому способствовало то, что вождь часто исполнял важные религиозные и магические обряды. Считалось, что вождь связан с особой силой и находится под ее покровительством.

Вождь опирался на совет и авторитет наиболее опытных мужчин. Важные вопросы решались всеми мужчинами рода, возможно, и женщинами тоже. Матриархат как стадия господства женщин в семье или роде не зафиксирован. У охотников и собирателей роль мужчины как главного добытчика и защитника была бесспорна.

Не менее важную роль в регулировании жизни общины играли обычаи, устоявшиеся традиции – результат совокупного опыта. Их власть была большей, чем власть вождя, который опирался на обычаи и следил за тем, чтобы они исполнялись. Не следует идеализировать и общинную демократию. Она проявлялась в относительном равенстве прав мужчин при решении важных вопросов, в частности при выборе вождя, но далее власть вождя могла быть достаточно авторитарной, и контроль снизу включался лишь в случае грубых ошибок вождя, которые угрожали самому существованию общины.

Тенденции развития рода. Размеры первобытного трудового коллектива были обусловлены конкретными потребностями в объединении усилий членов рода в их хозяйственной деятельности. Для охотников оптимальной численностью общины было 30–50 человек. Как только род выходил за этот оптимум, он распадался на два, и они, как правило, не теряли между собой связи. Так возникала новая более широкая форма социальной организации людей – союз нескольких родов, который принято обозначать термином племя.

Племя выполняет две основные функции. Во-первых, внутри племени заключаются браки, поскольку род был экзогамен. Во-вторых, племенной союз мог играть важную роль для совместной защиты территории от чужаков. Там, где эта проблема актуальна, росла роль межобщинных связей и вождя племени: военная опасность требовала концентрации власти.

Другой тенденцией развития рода было укрепление роли семьи. По мере роста производительности труда возникали условия для превращения семьи в основную производственную ячейку, поскольку семья могла себя обеспечить всем необходимым. Можно говорить о закономерности: чем выше степень развития производительных сил, тем больше степень обособления семей внутри рода. Иными словами, степень коллективизма определялась объективными потребностями выживания людей. Охотники и собиратели не вышли за пределы родового строя. Род был главной социальной ячейкой на этой стадии развития общества. Он сохранял свое значение в течение долгого времени. И в настоящее время в мире много народов, у которых крепки родовые связи.

Первобытное общество завершило свое существование в результате неолитической или аграрной революции: переходу от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Этот переход коренным образом изменил образ жизни людей. Охота и собирательство объективно разобщали людей, которые были вынуждены жить небольшими группами и постоянно передвигаться по большим территориям. Земледелие и скотоводство давали возможность людям перейти к оседлому образу жизни. Они давали более широкие возможности для питания большего числа людей на меньшей территории. Человек стал жить крупными поселениями, а это стимулировало прогресс: опыт и достижения отдельных людей быстро становились достоянием многих. Так создавались предпосылки для возникновения древнейших цивилизаций.

 

pdnr.ru

Религия первобытного общества

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра философии

ДОКЛАД

на тему:

Религия первобытного общества

Выполнил: Гусев А. О.

НОВОСИБИРСК 2001

Содержание:

1. Начало религии……………………………………………….……………3
2. Культ Богини-матери……………………………………….……………..4
3. Фетишизм………………………………………………….………..……...5
4. Тотемизм………………………………………………….…..……………6
5. Культ животных……………………………………………..…………….7
6. Анимизм………………………………………………...………………….7

Начало религии.

Эдуард Тейлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий? В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано огромное количество мифов самых различных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племён.

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30 – 40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый – это археологические находки, и среди них – немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй – это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад. Хотя иногда их называют «дикими», но человек конца ХХ столетия, окружённый могучими техническими приспособлениями, порой завидует «дикарю», беззаботно пляшущему вокруг костра и даже не подозревающему об экологической катастрофе, генетических болезнях, энергетических кризисах или угрозе атомной войны – всех этих «прелестях» цивилизации.

Во всяком случае, именно у народов по сей день сохраняющих в целом примитивный уклад жизни логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших пращуров. Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

В глубокой древности человек и не думал отдалять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на окружающий его мир. Так родилась вера в то, что природа – живая. Камни, деревья, реки, облака – всё это живые существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и не доступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

Люди наблюдали, как из земли появляются ростки, крепли, становились деревьями, - значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными рыбами и птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный человек древнейших времён, просто не мог не ощутить не зримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини – Матери.

Культ Богини-матери

Зарождение одного из древнейших религиозных культов отделяют от нас десятки тысяч лет. Неудивительно, что известно о нём немногое, а то, чем располагают учёные, может послужить основой лишь более или менее достоверных гипотез.

У народов, сохранивших пережитки отдалённых неолитических времён, практически повсеместно встречается культ всеобщей Матери.

У Маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски – Бугады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно – матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томам подобно эвенкийской Бугады Энинитын.

В Индии она известна под именами Шакти и пракрити. В одном древнем индийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на одной печати из Хараппы можно рассмотреть изображение женщины, из лона которой поднимается растение.

В Передней Азии и Африке Великая Богиня-Мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. «Та, которая рождает плоды земли», - египетская Исида, малоазиатская Кибела, скорбь которой несёт умирание растительности, её двойник в Элладе – Деметра, карфагенская Танит, сидонская астарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, - всё это лишь перевоплощения древней Матери Мира. В языческой Руси слова «Мать-земля» имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу «Хозяина неба».

Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погружённое в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни птицы в дни весеннего ухаживания. По её мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Её радость – это радость всего живущего; её глаза смотрят на нас с небесной лазури, её рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в дуновении весеннего ветерка.

Все женские божественные лики – разновидность единой богини, и эта богиня – женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют.

Богиня-Мать – всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры – это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.

Фетишизм

Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром темнокожих туземцев. Попытка обратить их в «истинную веру» не удались, поскольку местное население имело свою веру, и португальцам по неволе пришлось заняться её изучением. Чем дальше продвигались они в глубь африканского континента, тем более поражались распространённому у местных племён обычаю поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами. В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известным всем народам нашей планеты.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела различных животных. Позднее появились изготовленные из камня, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае их заменяли. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

До наших дней дошло множество фетишей амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца.

Фетишем иногда становилось часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть просто рисунком или татуировкой на теле.

Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы – человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например в Китае.

Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алелы енисейских кетов. Алел – деревянная кукла с большой головой, руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми и скотиной – оленями, собаками. Алелы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По представлениям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.

Тотемизм

Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом .

Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог изображаться любым символом, словом или звуком.

Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть более «специализированные» тотемы. Например, все мужчины одного рода считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.

Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собак, ящерица, ворон, летучая мышь.

mirznanii.com

Первобытная религия - функции, формы

Наряду с искусством в эпоху верхнего палеолита возникает другая важная форма общественного сознания – религия. Религия также возникла из практических потребностей и помогала человеку приспособиться к окружающей среде.

Религия как понятие

Термин Religio (лат.) означает связь человека с высшей силой, с Богом. Обычно религию определяют как веру в Бога, а Бога как «сверхъестественное существо». Именно это определение содержит современная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»: «Бог – сверхъестественное существо в религиозных верованиях. Вера в Бога – основа всякой религии».

Однако такое определение не охватывают все виды религии и прежде всего религию людей первобытного общества. Дело в том, что для первобытного человека не существовало ничего «вне» или «над» природой. Поэтому если определять религию как веру в сверхъестественные  т. е. надприродные (supernatural) силы, то следует сделать вывод о том, что в первобытном обществе вообще не было религии.

Известный английский этнолог  Джеймс Фрезер (1854–1941), автор книги «Золотая ветвь» дал более общее определение религии: «религия есть умиротворение сил, которые стоят выше человека и которые, как принято считать, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни».

В этом определении автор не использует понятие Бога как сверхъестественной силы и определяет суть религии как веру в то, что в мире существуют силы, стоящие выше человека и способные влиять на его судьбу в зависимости от поведения самого человека. С этими силами можно вступить в контакт и определенным поведением расположить их к себе. Умиротворение и почитание этих сил составляет суть религии и приводит к складыванию определенного культа – системы обрядов.

Функции религии

Вера в высшие силы появилась прежде всего потому, что она помогала преодолеть страх перед непонятными, но грозными явлениями окружающей природы. Непонятное всегда вызывает страх. Любое приемлемое объяснение помогает преодолеть или ослабить этот страх. Религия давала необходимое объяснение и тем самым помогала человеку приспособиться к окружающему миру. Она также открывала человеку возможность вступить в контакт с грозными силами и расположить их к себе при помощи специальных обрядов. Эту функцию религии называют компенсаторной, так как она восполняет бессилие людей перед объективными условиями их существования. Для первобытной религии эта функция являлась главной. 

Постепенно все более важную роль играла мировоззренческая функция: религия объясняла человеку весь окружающий мир и отвечала на все сложные вопросы бытия: о жизни и смерти человека, его роли в мире и т. п.

Затем складывается регулятивная функция религии: с помощью религиозных идей и установок осуществляется управление поведением людей: налагаются разного рода запреты (табу), предписываются определенные действия.

Происхождение религии

Первобытный человек чувствовал себя частью, но не «царем» природы, стоящим выше других существ. Поэтому он приписывал явлениям природы те черты, которыми обладал сам. Так, он наделял способностью к пониманию и сознательному действию животных и ряд других природных явлений в окружающем мире. Эти способности человек связывал с представлением о «душе», «духах». Английский этнограф Э.Тейлор, автор знаменитой книги «Первобытная культура», определил веру первобытных людей в существование души и духов в природе как «анимизм» (anima – душа). По его мнению, понятие «душа» возникло у человека из необходимости дать ответ на вопросы:

– что отличает живое тело от мертвого?

– чем являются образы людей, которые он видел во сне?

Ответом стали представления о душе как некем бестелесном начале, которое давало телу жизнь и которое могло приходить во сне в виде «маленького двойника» человека. Осознав наличие души у себя, человек наделил душой (духами) окружавшие его явления природы. Человек общался с явлениями природы в зависимости от соотношения сил: одни силы человек почитал, с другими готов был соперничать, третьих рассматривал как подчиненных ему.

Из такого различного отношения и родились две формы общественного создания: магия и религия.

Магия основана на вере в то, что человек определенной системой действий и обрядов способен подчинить или использовать силы природы. Так, после охоты, человек совершает обряды, чтобы отвести от себя гнев «духа» зверя, убитого на охоте. При этом охотник верит, во-первых, в то, что зверь обладает душой и способен вступить в контакт с человеком в ходе магических обрядов, а во-вторых, в то, что охотник способен путем обрядов подчинить себе ситуацию, обернуть ее в свою пользу. Этнографы в XIX – XX вв. смогли зафиксировать у многих народов веру в производственную, демографическую, охранительную и деструктивную (порча) магии. Исторический материал показывает, что корни таких видов магии уходят в далекое прошлое.

Магию роднит с религией вера в одушевленность явлений природы и в возможность взаимодействия с ними, но отличает отношение к ним.

Как уже отмечалось, для религии характерно обращение к силам, которые стоят выше человека и, безусловно, признаются им таковыми. И человек стремится не подчинить себе, а умиротворить вышестоящие силы. В первобытном обществе и у отсталых народов границы между магией и религией относительны и порой трудноразличимы. Тем не менее, общий критерий отличия можно сформулировать: если анимизм проявляет себя как форма умиротворения и почитания духов природы, он является религией; если речь идет о подчинении духов природы, анимизм проявляет себя как магия.

Стремление усилить эмоциональное воздействие наиболее важных обрядов вело к их усложнению и к появлению специально подготовленных лиц – колдунов (шаманов). Первоначально колдуны были отправителями только магических обрядов. Однако тогда, когда проявляется принцип почитания некой высшей силы, колдуны превращаются в служителей религиозного культа.

Формы первобытных верований

Этнографический материал показывает, что религиозные верования редко существуют в чистой форме анимизма – просто как вера в духов. Как правило, анимизм сосуществует и переплетается с целым рядом других форм верований, которые могут выступать то как элементы религии, то как элементы магии.

Фетишизм. Одной из таких форм является фетишизм – вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso – «амулет»). Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт), и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма.

Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего – животным, реже – растением, другим предметом), который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют «тотемом». Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает «его род».

Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов.

Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований.

Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм – форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман–медиум, находящийся в особом состоянии (транса).

Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными.

От духа к Богу. Очень сложным является вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма – веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли.

Мифология

Наряду с религией и искусством в первобытном обществе происходит становление еще одной формы общественного сознания – мифологии. Мифы – ведущая форма словесного, речевого выражения мировоззрения первобытного человека. Миф в переводе с греческого означает «предание», т. е. знания, переданные предками. В мифах в яркой образной форме закреплялось и передавалось новым поколениям накопленное знание. Мифы не просто рассказывали о прошлом, а объясняли существующий порядок вещей и утверждали его, ссылаясь на авторитет предков. Поскольку темп развития истории был крайне низок и на протяжении многих поколений жизнь людей оставалась в основных чертах неизменной, то опыт предков представлялся бесспорной истиной и примером для подражания. Миф мог давать очень наивное с нашей точки зрения объяснение окружающего мира, но оно практически «работало» и было достаточным для первобытного человека. Мифы тесно связаны с магией и религией, поскольку именно в мифах получали объяснения магические и религиозные обряды. Однако мифология по своему содержанию шире, чем религия. В мифах отражались не только представления религиозного характера, но и бытовой опыт людей.

О мифологии первобытного общества дают представление мифы наиболее отсталых народов современного мира, например аборигенов Австралии. Мифы австралийских аборигенов тесно связаны со всеми важными сторонами жизни рода. Они объясняют обряды, охотничьи ритуалы. Миф в ходе обряда взаимодействует с песней и танцем. Все они посвящены одной теме и цели.

Эта тесная связь, нерасчлененность различных аспектов общественного сознания (искусства, религии, мифологии) – характерная черта культуры первобытного человека. В науке данная черта называется синкретизмом (от греческого synkretismos – соединение). По мере развития культуры будет идти процесс обособления разных форм общественного создания.

            Род, семья, племя

По своим биологическим качествам человек не мог выжить в одиночку или в рамках очень малой группы. Самой ранней формой социальной организации людей было то, что антропологи назвали «первобытном стаде», для которого характерны беспорядочные половые связи – промискуитет.

Постепенно эта форма социальной жизни сменилась первобытной общиной. Характерная особенность последней – экзогамия, т. е. запрет на браки между близкими родственниками, а затем и на браки внутри одного рода, ибо они вели к ослаблению потомства и вымиранию. Экзогамия способствовала формированию парной семьи, поскольку женщин отвоевывали или обменивали и поэтому закрепляли за определенными мужчинами. Формирование парной семьи способствовало воспитанию детей. Но не семья, а род оставался основной социальной и производственной единицей у охотников и собирателей, поскольку, как уже отмечалось, семья не могла выжить в одиночку. Потребности выживания диктовали две основные черты родового строя: совместное производство и совместное потребление.

Все члены общины выполняли определенную работу в соответствии с возрастом, полом, личными способностями и вносили разный вклад в общее дело. Однако потребление добытой пищи носило совместный и во многом уравнительный характер. Причина проста: род мог выжить, если каждый делился со всеми своей добычей. В то же время уравнительность не была абсолютной. Удачливый охотник всегда имел право на лучшие куски мяса, копье и т. п. Следовательно, можно говорить о том, что в общине сочетались два принципа распределения: уравнительный и по труду, по заслугам.

Родовой коллектив имел своего лидера – вождя. Вождем человек становился в силу своих личных качеств. В науке это называется меритократией – правлением в силу достоинств. На каком-то этапе роль вождя закреплялась и в религиозных представлениях. Этому способствовало то, что вождь часто исполнял важные религиозные и магические обряды. Считалось, что вождь связан с особой силой и находится под ее покровительством.

Вождь опирался на совет и авторитет наиболее опытных мужчин. Важные вопросы решались всеми мужчинами рода, возможно, и женщинами тоже. Матриархат как стадия господства женщин в семье или роде не зафиксирован. У охотников и собирателей роль мужчины как главного добытчика и защитника была бесспорна.

Не менее важную роль в регулировании жизни общины играли обычаи, устоявшиеся традиции – результат совокупного опыта. Их власть была большей, чем власть вождя, который опирался на обычаи и следил за тем, чтобы они исполнялись. Не следует идеализировать и общинную демократию. Она проявлялась в относительном равенстве прав мужчин при решении важных вопросов, в частности при выборе вождя, но далее власть вождя могла быть достаточно авторитарной, и контроль снизу включался лишь в случае грубых ошибок вождя, которые угрожали самому существованию общины.

Тенденции развития рода. Размеры первобытного трудового коллектива были обусловлены конкретными потребностями в объединении усилий членов рода в их хозяйственной деятельности. Для охотников оптимальной численностью общины было 30–50 человек. Как только род выходил за этот оптимум, он распадался на два, и они, как правило, не теряли между собой связи. Так возникала новая более широкая форма социальной организации людей – союз нескольких родов, который принято обозначать термином племя.

Племя выполняет две основные функции. Во-первых, внутри племени заключаются браки, поскольку род был экзогамен. Во-вторых, племенной союз мог играть важную роль для совместной защиты территории от чужаков. Там, где эта проблема актуальна, росла роль межобщинных связей и вождя племени: военная опасность требовала концентрации власти.

Другой тенденцией развития рода было укрепление роли семьи. По мере роста производительности труда возникали условия для превращения семьи в основную производственную ячейку, поскольку семья могла себя обеспечить всем необходимым. Можно говорить о закономерности: чем выше степень развития производительных сил, тем больше степень обособления семей внутри рода. Иными словами, степень коллективизма определялась объективными потребностями выживания людей. Охотники и собиратели не вышли за пределы родового строя. Род был главной социальной ячейкой на этой стадии развития общества. Он сохранял свое значение в течение долгого времени. И в настоящее время в мире много народов, у которых крепки родовые связи.

Первобытное общество завершило свое существование в результате неолитической или аграрной революции: переходу от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Этот переход коренным образом изменил образ жизни людей. Охота и собирательство объективно разобщали людей, которые были вынуждены жить небольшими группами и постоянно передвигаться по большим территориям. Земледелие и скотоводство давали возможность людям перейти к оседлому образу жизни. Они давали более широкие возможности для питания большего числа людей на меньшей территории. Человек стал жить крупными поселениями, а это стимулировало прогресс: опыт и достижения отдельных людей быстро становились достоянием многих. Так создавались предпосылки для возникновения древнейших цивилизаций.



biofile.ru


Смотрите также