У всех первобытных народов было очень распространено поклонение духам умерших предков. Нужно было позаботиться о том, чтобы дух умершего имел все необходимое для своего существования, а прежде всего, конечно, пищу.
Забота живых об умерших начинается, конечно, со времени смерти человека. Прежде всего, нужно было позаботиться о погребении умершего. Могила должна быть домом для покойника. Этот дом нужно было устроить так, чтобы покойник имел в нем полное хозяйство.
Поэтому в могилу клали все, что считалось необходимым: различного рода посуду, оружие, украшения, вообще все, чем пользовался покойник при жизни. Нередко с умершими погребали также рабов, которые должны были ему прислуживать, и лошадей. У некоторых народов было в обычае, чтобы и жена умершего следовала за своим мужем в могилу.
Так как труп вскоре после смерти начинал портиться, разлагаться, то некоторые народы старались сохранить труп от гниения различными способами. Такою заботою о трупах особенно отличались древние египтяне, которые научились так хорошо приготовлять тела умерших, что некоторые из них сохранились даже до нашего времени.
При раскопках древних могил постоянно находят во множестве всевозможную утварь рядом с остатками человеческих костей. Это и показывает, что первобытные люди верили в то, что дух человека и после смерти нуждается во всем необходимом для живых. Они верили также, что умерший может им причинить какой-нибудь вред, если они о нем не заботятся. Что первобытный человек действительно боялся трупов, это видно из многих подробностей погребения. В некоторых местностях существует, например, обычай выносить покойника из дома не через дверь, а через разобранную стену. После выноса покойника стену снова заделывают. Это делается для того, чтобы умерший потом не нашел входа в дом. Самое место погребения часто выбирается где-нибудь вдали от жилья, иногда за рекою или за горою, чтобы покойнику труднее было добраться до своих родных.
Но забота о покойнике не ограничивается погребением. Родственники должны приносить ему от времени до времени пищу и питье. Эти припасы клались на могилу, а жидкости выливались на нее. Иногда по определенным дням духи умерших родственников приглашались в дом принять участие в общем обеде. Первобытные люди воображали, что духи предков действительно приходят к ним и едят и пьют вместе с ними. Подобные обычаи и до сих пор существуют в некоторых местах России. Поминки покойника, которые в древности назывались тризной, сохранились у нас повсеместно. Это тоже угощение духа умершего, и для этого угощения приготовляются обыкновенно особые старинные кушанья, например, блины, гороховый кисель.
Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества.
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника | ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 34Следующая ⇒ Проблемы возникновения человека. Взгляды ученых. Периодизация истории первобытного общества. Возникновение искусства и первых верований. Духовный мир первобытного человека: мантика и магия. Искусство живописи эпохи неолита и другие искусства. Система мироздания в представления первобытных людей.
Жизнь первобытного человека не ограничивалась только производственной и материальной сферой, но включала и сферу духовную. Более того, духовная жизнь людей каменного века эволюционировала и имела свои особенности, духовная культура была неотъемлемой частью жизни первобытного человека. «Периодизация первобытного общества представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему».* Проблемы у археологов, этнографов, антропологов начинаются с вопроса: кого считать первым, самым древним человеком? Какие останки относятся именно к человеку, а какие еще принадлежат животному — человекообразной обезьяне? Что принимать за критерий человека — воспроизведенный антропологами вес и объем мозга или внешность и походку человека; а может быть — умение трудиться, признаком которого служат найденные рядом с останками орудия и продукты труда? Ответ ученых: и то, и другое, и третье следует учитывать. Определение времени, к которому принадлежат останки, зависит от уровня развития нашей техники. Еще в 70-е гг. XX в. ученые утверждали, что самый древний человек жил 1 млн. лет назад. Сегодня — на рубеже XXI в. — радиологический метод определяет, что самые древние останки принадлежат человеку, жившему 4,5 млн. лет назад.**
*Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1968.
**Архипов А.В. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ. СПб., 1999. С. 19.
Памятники нижнего (раннего) палеолита.
Периодизацию первобытной культуры все же можно представить соответственно археологической, основанной на различиях в материалах технике изготовления орудий труда.
1. Палеолит (древнекаменный век, 40-10 тыс. лет до н. э.).
2. Мезолит (среднекаменный век, 12—8 тыс. лет до н. э.).
3. Неолит (новокаменный век, 8—3 тыс.лет до н. э.).
Эпоха бронзы (3-2 тыс. лет до н. э.) и эпоха железа (1 тыс. лет до н. э.) соответствуют уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.
К особенностям первобытной культуры человечества относится синкретизм (единство) культуры древних людей. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни. Не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Росписи, рисунки, орнамент, каменные орудия труда, верования древних людей обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления, независимо от того, где они были выполнены: во Франции или в Сахаре, в доколумбовой Америке или Норвегии, Австралии или на Урале. Выдвигаются несколько причин этого сходства, но в современной науке вопрос о сходстве древних культур остается открытым и не имеет однозначного решения.
Останки древнего человека, жившего около 4,5 млн. лет тому назад, были обнаружены археологами в XX в. «Первого» человека назвали австралопитеком (южной обезьяной). У этого человека был небольшой объем мозга и массивные челюсти, но он уже был прямоходящим и умел изготавливать самые примитивные орудия труда, поэтому его назвали «хомохабилис» («человек умелый»).
Около 1 млн. лет назад появляется еще один вид «человека умелого» — питекантроп (обезьяночеловек), местом обитания которого была восточная Африка. Внешне он напоминал австралопитека, но объем мозга у него приближался к современному. Питекантроп изготавливал орудия более сложной формы из камня: резцы, рубила, скребки.
Основные области распространения культур верхнего (позднего) палеолита.
Примерно 250 тыс. лет назад в результате эволюции появился неандерталец, которого в науке назвали «хомо сапиенс неандерталенсис» («человек разумный неандертальский»). От современного человека его отличали только низкий лоб и скошенный подбородок. Неандерталец умел искусственно добывать огонь, поэтому смог приспособиться к условиям жизни ледникового периода (начался около 1 млн. лет тому назад). Неандертальцы заселили юг Европы, Азии и Африку вплоть до Западной Сахары. Они усовершенствовали орудия труда, носили шкуры животных, сооружали жилища, хоронили своих сородичей и совершали простые обряды.
Оленей загоняют на цепь охотников, вооруженных луками. Рисунок из пещеры Лос Кабальос ( Испания). Верхний пелеолит.
Около 40—35 тыс. лет до н. э. с началом последнего периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец (« хомо сапиенс » — «человек дважды разумный»). Он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. По «ледяным мосткам» кроманьонцы перебрались в Австралию и Америку. Биологическое формирование человека завершилось: по своей физической конституции кроманьонец был подобен современному человеку, он владел речью и выделывал около 150 каменных и 20 костяных орудий труда и охоты.
Возникновение искусства и первых верований древних людей относятся к 40—33 тыс. лет до н. э. Во многих регионах мира сохранилась пещерная живопись эпохи палеолита. Это поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных. Создание «второй природы» — это результат освоения окружающего мира. За изображениями животных стоят какие-то предания и обряды, о которых можно только догадываться, но которые явно были связаны с поисками выражения гармонии природы.
Олени. Нолихромная живопись из пещеры Фон де Гом (Франция). Палеолит
Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом. Особой силой наделялись фетиши природного происхождения: «Люди отгоняли черта магическими камнями. Это были просто куски горных пород с дырой. Но такое отверстие должно быть естественным, а не просверленным рукой человека».*По всей вероятности, такой уровень верований существовал у людей каменного века.
*Ружечка Б., Диттлер К. О чем рассказывают окаменелости. М., 1964. С. 20.
К древним формам религии относятся:
1.Анимизм (лат.anima—душа) — одушевление сил и явлений природы, окружающего мира.
2.Тотемизм (индейск. totem — его род) — вера в таинственную связь между человеческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровителями данного рода.
3. Фетишизм — наделение магической силой неодушевленных предметов.
Амулеты придавали энергетическую силу и душевную уверенность людям в эпоху неолита, и сегодня они помогают людям, дают духовную силу. Древние верили, что природные стихии огня, воздуха, земли и воды населены духами. Обыкновенный человек не может их видеть, так как его чувства слишком грубы и неразвиты, но те, кого называли жрецами, шаманами, колдунами, владели методами общения с духами. Древние греки называли духов стихий демонами (греч. daimon — дух, божество). Духами земли назывались у разных народов сатиры, паны, гномы, эльфы, лешие, а духами воды считали нимф, ундин, русалок, водяных. Духи огня — саламандры, а духи воздуха — сильфы, сильфиды и феи.
Древние культуры населены образами духов природы. Фольклор и мифы, сказки и легенды всех народов полны сюжетов, героями которых являются гномы, эльфы, лешие, русалки, феи. Духи природы подразделялись на благих и не благих, вредных и полезных, но почитались одинаково. Дух для первобытного человека — это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого.
Очень важную роль в верованиях древних людей играет культ мертвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60—40 тыс. лет назад. Способ захоронения один и тот же. Хоронили умершего в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, присыпав красной охрой, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о пожелании, чтобы человек не вернулся. Покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем. Отсюда возник обычай установки надгробий. Покойного пытались «обмануть», вынося не через дверь, а через прорубленное отверстие в стене, которое потом заделывалось. Умершего снабжали всем необходимым (пищей, одеждой, оружием, слугами, лошадьми). Страх перед умершим был сильнее, чем любовь к нему, тем более что любили умершего его родные и близкие, а культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мертвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми. Духи мертвых могли навредить или помочь, поэтому их боялись, но ждали от них и помощи. Главное — о них помнили и с ними продолжали общаться.
Ученые по-разному относятся к существованию души вообще, а тем более к вере ее существования после жизни. Так, известный английский этнограф и историк XIX в. Э. Б. Тайлор (1832-1917), глубокий исследователь первобытной культуры, считает: «Отлетание души умершего человека из мира живых, ее странствие в далекую страну мертвых и жизнь, ожидающая ее в новом жилище, составляют предметы, о которых примитивные общества имеют по большей части весьма определенные учения. Когда эти верования попадают в руки современного этнографа, он смотрит на них как на мифы — часто в высокой степени ясные и разумные по своему началу, твердые и правильные по своему построению, но все-таки мифы».*
* Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.278.
Женские глиняные статуэтки. Трипольская культура.
Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.
Мантика говорит о том, что первобытные люди знали и понимали: в многочисленных случайностях скрывается всеобщая необходимость, которая позволяет предвидеть события. Есть законы природы, и им подчиняется человек. Знание их может предсказать судьбу. Если мантика — это всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее, то магия — это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек — колдун, шаман или жрец. Эти люди вырабатывали магические формулы, ритмически сложенные словосочетания-заговоры, настрои. Они знали силу звука, слова, могли приводить настрой человеческой души в резонанс с ритмами природы.
Нужно отметить, что изображения людей в искусстве палеолита почти не встречаются, за исключением большого количества женских фигур из камня, кости и глины. По всей вероятности, человек этого времени еще не осознавал своего индивидуального «я», не выделял себя из природы и коллектива, считая себя их частью, рассматривал себя в единстве и зависимости от создательницы всего — Природы, женского созидательного начала.
В конце XI тыс. до н. э. началось отступление ледников, началась современная геологическая эпоха. Вслед за ледниками на север с юга Африки, Азии двинулись древние люди. Крупные животные в результате похолодания вымерли, охотиться на мелкую дичь, несмотря на изобретение лука и стрел, стало труднее. Видимо, поэтому человек вынужден был искать новые формы хозяйствования. Сначала он кроме охоты стал заниматься рыболовством и собирательством, а затем перешел к земледелию и скотоводству.
Эпоху с VIII тыс. до н. э. в науке называют «неолитической революцией», которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит, к оседлой жизни, но и возникновением и зарождением ремесел (ткачества и керамики). Новые формы хозяйствования, возникшие на теперешнем Ближнем Востоке, распространились в Индию, Южную
Сбор и обработка дикого риса.
Приозерные индейцы Северной Америки.
Деревянная
погребальная
камера
под курганной
насыпью.
Унетицкая
культура
(Центральная
Европа).
Эпоха бронзы.
Комплекс археологических аходок на поселении Джейтун. Месопатамия. Неолит.
.
|
Европу, Среднюю Азию, Дальний Восток, Северную Африку, Америку. Переход к оседлой жизни изменил количество совместно проживающих людей. Небольшую общину из нескольких семей возглавлял старейшина, а во время военных действий — молодой вождь. В материальном отношении люди этих общин были равны. Племена, состоящие из родов, собирались для решения хозяйственных задач, военных действий и на общие праздники.
Продолжалось дальнейшее духовное освоение мира, в котором важную роль играли искусство и верования. Искусство эпохи неолита говорит о развитии абстрактного мышления у древних художников, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и росписи Испании, Сахары, Скандинавии, Сибири. Животные и люди на них представлены схематично, односложно, но достоинством этих росписей является их сюжетность. Древний художник стремится рассказать об охоте, войне, праздниках, ритуалах. Люди объединены общим действом, композиции динамичны. Но сами фигуры людей — это скорее их знаки, схемы. Схематизм можно объяснить стремлением художников неолита рассказать о событиях и оставить о них сообщение. Чтобы рассказать, не нужно соблюдать большую точность изображения, достаточно показать предметы, животных, людей в общих чертах.
О развитии абстрактного мышления, об умении обобщать говорят и орнаменты эпохи неолита. Наблюдая окружающий мир, древние не могли не заметить, что многие предметы имеют устойчивую форму, что можно в орнаменте изобразить довольно сложные и отвлеченные понятия, которые не передаются в конкретной форме: воду обозначить волнистой линией, небо — кругом, землю — квадратом, четыре стороны света — крестом и т. д. Одновременно орнамент выполнял свое прямое предназначение — служил украшением.
Пиктографическая записи о событиях охотничьей экспедиции. Северная Азия.
В первобытной культуре можно говорить об искусстве добывания огня, об искусстве приготовления пищи, об оформлении домашнего очага, гончарном деле и ткацком искусстве. Оружейное искусство включает создание копья, палицы, пики, метательного оружия, лука. Эпоха каменного века заканчивается с началом обработки металлов, получивших широкое применение с середины IV тыс. до н. э. Начало эпохи бронзы — время возникновения первых цивилизаций и государственных образований по долинам крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхэ и Янцзы.
Человек стремился понять красоту, гармонию окружающего его мира и благоустроить неприютный, а подчас и враждебный ему мир: он строил крепости, рыл каналы, возводил плотины, создавал гигантские статуи и многометровые барельефы. Он стремился украсить дом, посуду, орудия труда, одежду и себя. Музыка тоже украшала жизнь первобытного человека и помогала ему в охоте, религии и обыденной жизни.
Как и все другие искусства, музыка изначально вплетена и в отражение мира человеком, и в его психику, формируемую всей совокупностью отношений человека к природе. Она представляет явления, которые подчинены ритму. Весь мир для первобытного человека особенно ощутимо наполнен звуками. Соединение звуков и подчинение их ритму порождает музыкальную гармонию или дисгармонию. Есть музыка дождя, ветра, солнечная музыка, музыка моря, музыка леса. Она создает настроение человека, влияет на состояние его души, может вызвать радость и слезы восторга или страх и отчаяние. Это происходит как раз потому, что душа как явление природы подчинена ритму. Музыка оказывается духовной, если психика человека чувствует хороший настрой. Именно гармония звука создает его, и напротив, дисгармония способствует расстраиванию.
Музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека. Несомненно, на возникновение музыки повлияла охота, в основном опыт наблюдения за животными, их движениями и привычками. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения, не менее важной была с самого начала задача подражания звукам, издаваемым животными. Другие силы природы тоже были живыми для первобытного человека. Их следовало укротить и умилостивить.
С первобытных времен люди обращались к вещам, надеясь договориться с богами. Своя музыка есть у всех предметов, у каждого времени дня, каждого состояния человека. Когда первобытный человек пытался понять вещи, растения, животных, силы природы, то прислушивался к их голосам и разгадывал их таинственные знаки. Здесь, в музыке, — корни первобытной магии имени и слова, вообще звука. Музыкальные инструменты начинаются с погремушки и барабана, затем появляются и другие: флейта, свирель, струнные инструменты.
Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определенным делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи — формирования единого мироотношения.
В первобытной культуре была стройная система мироздания. Религия не выделялась в особую форму духовной культуры человека. Она была его жизнью и неразрывно связана с другими формами сознания и, прежде всего с мифами (от греч. «сказание») — коллективной памятью человечества, в которой дается эмоционально-образная картина мира. Мифы бережно передавались устно из поколения в поколение, и благодаря им можно восстановить мировоззрение древних людей. Силы природы представляли в мифах многочисленные боги. Каждый бог имел свое имя, функцию, характер, для каждого был разработан ритуал, создан текст молитв.
Смутные воспоминания о животных — первопредках прежних верований — сказались в религии эпохи бронзы в том, что боги имеют зооморфный или антропозооморфный облик. Первобытной культуре характерен политеизм. Люди были каждодневно связаны с магией, обрядами, праздниками, молитвами и заклинаниями. Религия была призвана оградить человека от нежелательного воздействия таинственных сил природы, она была прочной основой бытия, поэтому бережно сохранялась и передавалась, оставаясь в целом неизменной на протяжении тысячелетий, и дошла до наших дней в виде обрядов и поверий, традиций.
Стройная система мироздания, представленная в древних религиях, воплощается в образе Мирового дерева, выступавшего символом единства мира — неба земли, иногда неба, земли и хтонического (подземного) мира. Два или три уровня мира управлялись верховными божествами неба, земли и подземного мира. Мировое дерево являлось воплощением Великой богини, образ которой появился уже в палеолите, но окончательно сложился в эпоху неолита. Очень часто на древних рисунках на вершине Мирового дерева изображался знак неба или солнца — круг или крест. Вероятно, отсюда ведет свое начало обычай зажигать на новогодней елке звезду или шар.
Мировое дерево. Нанайцы. Сибирь
У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись: дуб, ясень, ольха, пальма, фикус, ель, лавр. На Руси таким деревом была береза. Весной девушки приносили ей дары, наряжали ее в женскую одежду, а себя украшали березовыми ветвями и водили вокруг березы хоровод. Иногда Мировое дерево представляла ветка или пучок веток. В Индии и России долго сохранялся обычай при первом выгоне скота ударять по нему веткой. На Руси березовыми ветками хлестали людей для придания им здоровья, а порка березовыми прутьями означала малую дань Великой богине.
Ацтекский вариант мирового дерева. Лист из ацтекского календаря.
Из древних времен сохранился обычаи установки в центре жилища деревянной колонны, украшенной орнаментом (древняя Германия, доколумбовская Америка). У некоторых народов эта опорная колонна называлась «мать-столб» (в Иудее, Грузии, Японии, у эвенков), так как Мировое дерево мыслилось центром мироздания, его опорой.
Во всех первых религиях встречаются изображения богини-женщины как созидательницы, прародительницы рода. К эпохе палеолита относится скульптура «Виллендорфская Венера», а также изображение женщины с рогом бизона на барельефе. Большое количество женских фигур из камня, кости, глины в эпоху палеолита — единственно возможное изображение человека — говорит о том, что она особым образом почиталась и была определенным символом созидания, плодородия, рождения нового — символом первобытной культуры.
Заключая повествование об основных характерных чертах первобытной культуры, следует отметить, что она устанавливает связь между тем, что думали и делали нецивилизованные древние люди, и тем, что думают наши современники. Напрашивается вывод о том, что в определенной мере представления и поступки современных людей являются продуктом знаний, которые возникли на ранних стадиях развития культуры.
|
Реферат на тему Первобытные формы религии. Миф
е природные условия и
животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения,
которые в этом качестве больше нигде не встречаются.
Тотемизм — это религия ранне-родового общества, где кровнородственные
связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек
усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными
отношениями, Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и
собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.
По мере исторического развития большинство народов утратило
тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную
живучесть, например у австралийских аборигенов. Австралию вообще называют
классической страной тотемизма. В обрядах австралийских племён огромную
роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные
пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем.
По представлениям аборигенов, чуринги хранят магическую силу предка-тотема.
Они обеспечивают размножение зверей, могут быть источником души
новорождённых детей или вместилищем душ предков.
Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна,
что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал.
Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар.
В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в
колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим
тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков
древние обряды. «Наша племенная земля — наша мать, — говорят аборигены. — В
ней наши сновидения, наши тотемы».
Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у
индийских племён, живущих изолированно в горных и лесных районах и не
приобщенных к индуизму, сохраняется деление на роды, носящие названия
растений и животных.
Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях
коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицило-почтли —
колибри — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль (Змей, покрытый
зелёными перьями) — одно из главных божеств индейцев, творец мира,
создатель человека, владыка стихий.
В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы
о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и
растения (например, миф о Нарциссе).
Люди верили, что они неразрывно связанны со своим тотемом. По их
представлению, тотемное животное, если оно того захочет, может превратится
в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема.
Животное, которое считалось тотемом -- было священно -- его запрещалось
убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать, но голову,
печень и сердце есть запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него
прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма
встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте,
например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С
глубокой древности и по сей день в Индии священными животными считают
тигров, обезьян, коров.
Магия.
Другой формой первобытной религии была магия или колдовство. Это была вера
в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными
«чудодейственными» приемами и заклинаниями. В пещере Монтеспан, открытой в
1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без
головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы дротиков.
Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног.
Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д'Одюбер (Франция). Там
обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же
уцелели отпечатки босых ног.
Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали
магические танцы и заклинания, чтобы околдовать животное. Они верили, что
околдованное животное само позволит убить себя. Такие же магические обряды
совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на
бизонов в течении нескольких дней они использовали магические пляски --
«танец бизона. Участники танца, держа в руках оружие, надевали на себя
бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту Время от времени одни из
танцоров делали вид, что падают, тогда другие пускали в его сторону стрелы
и бросали копья. Когда таким образом «поражали» бизона, все окружали его и,
размахивая ножами, делали вид, будто снимают с него шкуру и расчленяют
тушу.
«Пусть живой зверь будет также пронзен копьем, как пронзено это его
изображение или череп» -- такова сущность первобытной магии.
Анимизм.
Постепенно развивалась новая форма религии -- культ природы Суеверный страх
человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее.
Человек стал поклонятся солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в
своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений
называется анимизмом (от лат. Слова -- «анимус» -- дух). Сон, обморок,
смерть первобытные люди объясняли уходом духа. (души) из тела. С анимизмом
связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения:
вместе с покойником в могилу клали его личные вещи -- украшения, оружие и
запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были
служить покойнику в его загробную жизни.
Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мас
д'Азиль в предгорьях Пиренеев . Они обнаружили большое количество
обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской.
Рисунки были не сложны, но разнообразны. Эти комбинации точек, овалов,
черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и.т.д Некоторые рисунки
напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.
Едва ли археологи смогли бы разгадать тайну галек, если бы не нашли
сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского племени арунта,
стоявшего на весьма низкой ступени развития. Арунта имели склады
раскрашенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что
после смерти человека душа его переселяется чурунгу. Каждый арунта имел
свою чурунгу, вместилище души его предка, свойства которого он унаследовал.
Чуринги живых и мертвых хранились в пещерах с замурованным входом,
известных только старикам, которые с особым вниманием относились к
чурунгам.. Время от времени они пересчитывали чурунги, натирали их красной
охрой -- цветом жизни, словом, относились к ним как к реликвиям.
Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с
одушевлением всей природы. Постепенно развивались религиозные представления
о духах земли, солнца грома, молнии, растительности. Позже на этой почве
возник миф об умирающих и воскресающих богах.
Поклонение духам не только в древности, но и в наше время является
важным элементом верований разных народов. Например, многие племена
Центральной Индии верят в многочисленных духов, которые населяют джунгли,
горы, водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые и злые. Им приносятся
многочисленные жертвы, проводятся ритуалы и церемонии, чтобы их
умилостивить.
У жителей Андаманских островов распространена вера в духов,
олицетворяющих различные силы и явления природы (ветры, морские течения,
месяц, солнце). Чаще всего эти духи представляются андаманцам злыми и
опасными, они олицетворяют враждебные человеку силы природы. Так, дух леса
Эрем-чаугала ранит или убивает невидимыми стрелами; злой дух моря Джу-ру-
вин поражает внезапной болезнью и поедает утопленников; духи Чол убивают
невидимыми копьями во время дневного зноя (по-видимому, имеется в виду
солнечный удар). Из сонма духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий
разрушительный муссон. Он насылает на людей бурю, если те не соблюдают
некоторые запреты, особенно связанные с пищей.
С разложением первобытной общины, возникновение классов и рабовладельческих
государств появились новые формы религиозных представлений. Среди духов и
божеств люди стали выделять главных, которым подчиняются другие. Возникли
мифы о родственной связи царей с богами. В господствующих слоях общества
появились профессиональные жрецы, служители культа, которые использовали
религию в интересах эксплуататоров.
Миф.
Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь
проявлялась в "личностях" - в человеке, звере и растении, в каждом явлении,
с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной поляне,
в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти
явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий своей волей,
"личностными" качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не
только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и
сопутствующие мысли и объяснения.
Итак, человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно
переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в
него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие
обретает индивидуальн | | скачать работу | Первобытные формы религии. Миф |