Первобытная община. Общественные отношения в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Первобытная община


Первобытная община - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Первобытная община

Cтраница 1

Первобытная община выделяют тр.  [1]

Первобытная община представляет естественно сложившийся коллектив. Она охватывает все стороны материальной и духовной жиани. Первобытная община как основная ячейка производства и главная производительная сила первобытного общества обеспечивает коллективизм в производстве, распределения, обмене и потреблении материальных благ, социальное равенство членов и воспроизводство общей собственности на условия жизнедеятельности. Для первобытной общины типичен непосредственно Общественный характер труда.  [2]

Маленькая первобытная община, каждый взрослый член которой умел делать почти все то же, что и все остальные, могла эффективно решать свои немудреные проблемы, управляя своими действиями коллективно и владея своими производительными силами как единый субъект. С переходом от охоты и собирательства к земледелию, скотоводству и ремеслам на смену первобытным общинам пришли многотысячные и даже многомиллионные народы, профессиональная специализация людей стала неуклонно ( и все более быстро) возрастать, а проблемы, решаемые ими, - столь же быстро усложняться.  [3]

В первобытной общине излишки мяса обмениваются на излишки зерна: скажем, баран на мешок зерна. Импульс обмена исходит, допустим, от скотовода.  [4]

В древнейших первобытных общинах речь могла идти в лучшем случае, о равноправии членов общины; женщины, рабы, чужестранцы, само собой разумеется, не входили в круг этих равноправных людей.  [5]

В древнейших первобытных общинах речь могла идти в лучшем случае о равноправии членов общины; женщины, рабы, чужестранцы, само собой разумеется, не входили в круг этих равноправных людей.  [6]

Читая истории первобытных общин, написанные буржуазными авторами, нужно быть настороже. Они не останавливаются даже перед подлогами. Например, сэр Генри Мейн, который был ревностным сотрудником английского правительства в деле насильственного разрушения индийских общин, лицемерно уверяет нас, что все благородные усилия правительства поддержать эти общины разби лись о стихийную силу экономических законов.  [7]

Например, в первобытной общине, когда производство товаров еще не возникло, труд каждого производителя был непосредственно-общественным трудом, ибо каждый производитель выполнял по назначению общины ту или иную полезную функцию в процессе материального производства.  [8]

Например, п первобытной общине, когда производство товаров еще не возникло, труд каждого производителя был непосредственно-общественным трудом, ибо каждый производитель выполнял по назначению общины ту или иную полезную функцию в процессе материального производства.  [9]

Прежде всего, все более ранние первобытные общины покоятся на кровном родстве своих членов; разрывая эту сильную, но узкую связь, земледельческая община оказывается более способной расширяться и выдерживать соприкосновение с чужими.  [10]

Известно, что в первобытной общине, где отсутствовал обмен товарами, отсутствовали и деньги. Да и в натуральном хозяйстве, где продукты производятся для собственного потребления, надобности в них нет. Это подтверждает тот факт, что деньги возникли на определенном этапе исторического развития, вместе с появлением товарного обмена. Только при обмене товара на товар появляется потребность в таком инструменте, который мог бы выражать стоимость всех других товаров и к которому их можно было бы приравнять. Таким инструментом является особый товар, имя которому - деньги. ДЕНЬГИ - это товар особого рода, стихийно выделившийся из массы других товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости.  [11]

Такие отношения господствовали в замкнутой первобытной общине, изготовлявшей все необходимое для себя. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Будучи собственниками земли, феодалы либо прямо присваивали труд крепостных, либо получали от них оброк продуктами или деньгами.  [12]

Первоначально обмен возник между первобытными общинами.  [13]

Возникло оно в период разложения первобытной общины, когда стала появляться частная собственность.  [14]

Обмен единичными продуктами общественного труда между первобытными общинами носил случайный характер. Развитие товарного обмена было связано с первым крупным общественным разделением труда - - между скотоводческими и земледельческими племенами.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Первобытная община - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Первобытная община

Cтраница 2

Такая повседневная борьба требует от каждого члена первобытной общины полного соотнесения своих действий с действиями других членов общины, полного подчинения требованиям коллектива. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. Поэтому все установления общественной жизни, социальные нормы основаны на вере, как доверии.  [16]

Обмен зародился с появлением общественного разделения труда, как только первобытная община разделилась на скотоводческие и земледельческие племена. Необходимость общественного разделения труда для обмена очевидна.  [17]

Основным экономическим законом первобытнообщинного строя был закон обеспечения членов первобытной общины жизненно необходимыми средствами существования путем коллективного труда, при помощи примитивных орудий, на основе совместной ( общинной) собствен - ности на средства производства.  [18]

СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА - социальная общность, принадлежащая к типу первобытных общин.  [19]

СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА - социальная общность, принадлежащая к типу первобытных общин.  [20]

Для раннего первобытного общества была характерна совместная собственность всех членов первобытной общины, вместе взятых, как на все предметы потребления, так и на средства производства. Эта общественная собственность проявлялась в том, что все члены раннепервобытной общины имели право на продукт, добытый любым из них, исключительно лишь в силу принадлежности к этому коллективу.  [21]

Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в куль-товрй деятельности играют либо женщины, либо мужчины.  [22]

Процесс такого разложения и преобразования естественно сложившихся структур составляет действительное социальное содержание перехода от традиционных обществ ( первобытной общины, рабовладельческого и феодального обществ) к современному, т.е. капиталистическому обществу, покоящемуся на овеществленных товарно-денежных отношениях как господствующих, обнаруживающих тенденцию проникать во все сферы межчеловеческих взаимоотношений, подчиняя их законам рыночной калькуляции.  [23]

Политическая экономия начинает с товара, с того момента, когда продукты обмениваются друг на друга отдельными людьми или первобытными общинами. Продукт, вступающий в обмен, является товаром. Но он является товаром только потому, что в этой вещи, в этом продукте, завязывается отношение между двумя лицами, или общинами, отношение между производителем и потребителем, которые здесь уже более не соединены в одном и том же лице. Здесь мы сразу имеем перед собой пример своеобразного явления, которое проходит через всю политическую экономию и порождает в головах буржуазных экономистов ужасную путаницу: политическая экономия имеет дело не с вещами, а с отношениями между людьми и в конечном счете между классами, но эти отношения всегда связаны с вещами и проявляются как вещи.  [24]

По мере перехода от парной семьи к патриархальной, а позднее - моногамной происходит укрепление сначала большой, а затем и малой семьи, относительное обособление ее собственности в рамках первобытной общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. Рост производительных сил, развитие общественного разделения труда и становление классового общества способствуют перерастанию первобытной общины в соседскую.  [25]

Если бы Россия была изолирована от мира, если бы она должна была сама, своими силами, добиться тех экономических завоеваний, которых Западная Европа добилась, лишь пройдя через длинный ряд эволюции - от первобытных общин до нынешнего ее состояния, то не было бы, по крайней мере в моих глазах, никакого сомнения в том, что с развитием русского общества общины были бы неизбежно осуждены на гибель. Но положение русской общины совершенно отлично от положения первобытных общин Запада. Россия - единственная страна в Европе, в которой общинное землевладение сохранилось в широком национальном масштабе, но в то же самое время Россия существует в современной исторической среде, она является современницей более высокой культуры, она связана с мировым рынком, на котором господствует капиталистическое производство.  [26]

Если мы рассматриваем товар с его различных сторон и к тому же товар в его вполне развитой форме, а не в том состоянии, когда он еще с трудом развивается в первобытной меновой торговле между двумя первобытными общинами, то он нам представляется с двух точек зрения: потребительной стоимости и меновой стоимости. И тут мы тотчас вступаем в область экономических споров. Кто хочет иметь яркий пример того, что немецкий диалектический метод на своей теперешней ступени развития по меньшей мере настолько же превосходит старый, пошло-болтливый метафизический метод, насколько железные дороги превосходят транспортные средства средневековья, тот пусть прочтет у Адама Смита или у какого-либо другого официального экономиста с именем, какие мучения причиняет этим господам меновая стоимость и потребительная стоимость, как трудно им четко отделить одну от другой и понять каждую в ее своеобразной определенности, а затем сопоставит все это с ясным, простым изложением данного вопроса у Маркса.  [27]

Утверждение, что социоисторические организмы только второго из двух выделенных типов базируются на территории, вызывал и вызывает возражения. Первобытные общины, долгое время являвшиеся единственными социально-историческими организмами, бесспорно, всегда были связаны с определенной территорией. В эпоху перехода от первобытного общества к классовому, т.е. в предклассовом обществе, возникли более сложные социоисторические организмы, состоявшие из нескольких общин. Одну из их разновидностей принято именовать племенем. Классическим примером последнего являются описанные Л.Г. Морганом племена ирокезов: сенека, каюга, опондага; могауки, оиейда.  [28]

Продукт как товар возникает в определенных исторических условиях. В первобытной общине продукт не становится товаром, ибо он не выходит на рынок, а служит для непосредственного потребления членов общины.  [29]

Различные способы произ-ва придают О. В первобытной общине обществ, характер труда проявляется непосредственно в форме совместного труда н присвоения.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Первобытная община - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Первобытная община

Cтраница 3

Возникновение сельского хозяйства, как и открытие огня, представляет собой значительное достижение в цивилизации человека. В первобытных общинах, основанных на сборе пищи или охоте, каждый был всецело поглощен добыванием средств к существованию. Изобилие бывало временным и непродолжительным. Несмотря на систематическую и эффективную организацию некоторых общин, живших сбором пищи, каждый взрослый член такой общины был вынужден постоянно трудиться. Лимитирующим фактором в развитии первобытных обществ становится наличие запасов пищи и возможность располагать ими.  [31]

Труд вообще и общественный труд ( труд на других) существуют на всех этапах развития общества. И в первобытной общине, и в патриархальной семье люди, расходуя свою энергию, так или иначе трудились друг на друга.  [32]

Первобытная коммуна ( ранняя первобытная община) первоначально полностью совпадала с материнским родом.  [33]

Первый - этап ранней первобытной общины ( или первобытной коммуны), к-рый характеризовался безраздельным господством коллективной собственности и уравнпт.  [34]

С разложением общины и развитием общественного разделения труда, с возникновением частной собственности появляются и развиваются товарно-денежные отношения, рынок, которые в течение тысячелетий совершенствуются и набирают силу. Человечество, двигаясь от первобытной общины к рабовладению, от него к феодализму, одновременно развивает товарно-денежные отношения, рынок. Последние, в свою очередь, стали основной причиной разложения феодализма, возникновения товарного хозяйства и основанного на нем капиталистического способа производства.  [35]

С развитием производительных сил и разложением первобытной общины возникает классовое рабовладельческое общество. В рабовладельческом обществе появляется философия как особая форма общественного сознания, которая отходит от мистического взгляда на мир; мистический же взгляд на мир и дальше продолжает существовать и развивается как религия. Философия поначалу целиком охватывает всю познавательную деятельность человечества. Несколько позже из философии выделяются другие естественные и общественные науки.  [36]

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что в реальной жизни и натуральное, и товарное хозяйства не были однотипными, раз и навсегда данными. Совершенно очевидно, что натуральное хозяйство первобытной общины весьма и весьма отличалось от натурального рабовладельческого или натурального феодального хозяйства.  [37]

Вообще возникновение частной собственности в ИСТОРИИ QTHiogbjie является результатом грябржя и насилия. Напротив, она существует уже в древней первобытной общине всех культурных народов, хотя и распространяется только на некоторые предметы. Уже внутри этой общины частная собственность развивается в форму товара, сначала в обмене с чужестранцами.  [38]

Вообще возникновение частной собственности в истории отнюдь не является результатом грабежа п насилия. Напротив, она существует уже в древней первобытной общине всех культурных народов, хотя и распространяется только на некоторые предметы. Уже внутри этой общины частная собственность развивается в форму товара, сначала в обмене с чужестранцами.  [39]

Вообще возникновение частной собственности в истории отнюдь не является результатом грабежа и насилия. Напротив, она существует уже в древней первобытной общине всех культурных народов, хотя и распространяется только на некоторые предметы. Уже внутри этой общины частная собственность развивается в форму товара, сначала в обмене с чужестранцами. Восточный деспотизм и господство сменявших друг друга завоевателей-кочевников в течение тысячелетий ничего не могли поделать с этими древними общинами; между тем постепенное разрушение их стихийно сложившейся домашней промышленности, вызываемое конкуренцией продуктов крупной промышленности, все больше и больше разлагает эти общины. Даже образование первобытной аристократии на почве общей собственности на землю - как это было у кельтов, германцев и в индийском Пенджабе - опирается вначале вовсе не на насилие, а на добровольное подчинение и привычку.  [40]

Если бы Россия была изолирована от мира, если бы она должна была сама, своими силами, добиться тех экономических завоеваний, которых Западная Европа добилась, лишь пройдя через длинный ряд эволюции - от первобытных общин до нынешнего ее состояния, то не было бы, по крайней мере в моих глазах, никакого сомнения в том, что с развитием русского общества общины были бы неизбежно осуждены на гибель. Но положение русской общины совершенно отлично от положения первобытных общин Запада. Россия - единственная страна в Европе, в которой общинное землевладение сохранилось в широком национальном масштабе, но в то же самое время Россия существует в современной исторической среде, она является современницей более высокой культуры, она связана с мировым рынком, на котором господствует капиталистическое производство.  [41]

Михайловский выдвигает два типа связей личность - общество или кооперации человеческой деятельности, предполагая, что сумма разнообразных форм этой деятельности л составляет социальную статику общества. Первый тип - исторически более ранний, охватывает первобытную общину и начальную эпоху варварства.  [42]

Маленькая первобытная община, каждый взрослый член которой умел делать почти все то же, что и все остальные, могла эффективно решать свои немудреные проблемы, управляя своими действиями коллективно и владея своими производительными силами как единый субъект. С переходом от охоты и собирательства к земледелию, скотоводству и ремеслам на смену первобытным общинам пришли многотысячные и даже многомиллионные народы, профессиональная специализация людей стала неуклонно ( и все более быстро) возрастать, а проблемы, решаемые ими, - столь же быстро усложняться.  [43]

Даже для той гипотетической культуры, которой этот тип человеческого характера обязан своей стабильностью - для миролюбивой первобытной общины, - такой первобытный человек имеет почти столько же и почти таких же явных недостатков в экономическом отношении, как и достоинств, что должно быть ясно любому человеку, чье понимание данного вопроса не оказывается предвзятым из-за рождаемой родственным сочувствием снисходительности. В лучшем случае это - хитрый, ни на что не годный парень. Недостатками этого предположительно первобытного типа характера являются безволие, беспомощность, отсутствие инициативы и изобретательности, а также уступчивое и ленивое добродушие вместе с живым, но не существенным чувством враждебности.  [44]

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена я потребления жизненных благ.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Глава 2 Первобытная община. Очень уж краткая история человечества с древнейших времен до наших дней и даже несколько дольше

Глава 2

Первобытная община

Отец Волк подождал, пока волчата подросли, и в одну из ночей, когда собиралась Стая, повел волчат, Маугли и Мать Волчицу на Скалу Совета.

Это была вершина холма, усеянная большими валунами, за которыми могла укрыться целая сотня волков. Акела, большой серый волк-одиночка, избранный вожаком всей Стаи за силу и ловкость, лежал на скале, растянувшись во весь рост. На Скале Совета почти никто не разговаривал.

Акела взывал: Закон вам известен. Смотрите же, о волки

Р. Киплинг

1

Очень жаль, что невозможно составить таблицу, где был бы точно обозначен год до нашей эры, когда человекообезьяна передала эстафету обезьяночеловеку, а тот, проблаженствовав положенное время на земле, в свою очередь уступил место человеку. И дело здесь не в капризах специалистов (хотя тут, как и везде, сколько голов — столько и умов), а в сложности процесса. Что ни возьми: не ясно, что считать началом, а что концом. Вспоминается Фамусов: «Ужасный век! Не знаешь что начать!»

Да, можно, конечно, сказать: не позже (не раньше?) чем 35–40 тысяч лет назад появился Человек, который тут же хвастливо, безо всяких на то оснований, назвал себя Разумным: гомо сапиенс (ах если бы!). Понятно, тут же найдутся оппоненты, которые попытаются «состарить» или «омолодить» Разумника на десяток-другой тысяч лет. С такими мелкими огорчениями еще можно смириться. Главное, одно за другим обнаруживаются захоронения почти человека (даже орудия при нем!) или еще не человека, но уже и не питекантропа. Или того хуже: уже не человекообезьяны, но еще не обезьяночеловека. И даты находок: миллион лет, два миллиона лет, три с половиной миллиона лет назад… Так откуда вести счет? С тридцати пяти тысяч или с трех с половиной миллионов?

Наверное, ни оттуда, ни отсюда. Потому что такой отсчет в принципе порочен. Это же не служебный формуляр: с такого-то года — титулярный советник, а с такого-то — уже коллежский. Видимо, необходимо то, чем и заняты специалисты. Изучать, каким орудием пользовался усопший, насколько искуснее оно обработано по сравнению с орудием усопшего за миллион лет до этого. И не появилось ли что-то качественно новое в этом деле. Ибо только по этим вехам (плюс изменения в самом организме) можно проследить конкретный путь от обезьяны к человеку.

Способ добычи пищи — вот та точка отсчета, с которой удобнее разглядывать прогресс наших предков.

Согласитесь, одно дело — найти съедобный корень, яблоко, орех, поймать зазевавшегося птенца, наконец, метко попасть камнем в будущий продукт питания. И совсем другое — загнать стадо животных на скалу, откуда им только падать и разбиваться на радость будущим едокам. Или загнать животное в замаскированную травой яму, где его легко добить камнями. Или… Этот перечень можно продолжать без конца.

Важная веха — научились использовать огонь. Сразу — и защита от хищников, и усиление средств нападения (тот же загон с факелами в руках). И жареное мясо гораздо легче желудком усваивается. А ведь следы использования огня найдены в слоях, гораздо более ранних, чем 35–40 тысяч лет назад. А палка с заостренным концом (будущее копье) — наверняка еще раньше. И даже такое сложное оружие, как лук и стрелы, — никак не позже десяти тысячелетий до нашей эры.

Использование орудий из камня образно называют каменным веком (в отличие от последовавших за ним бронзового и железного). Каменный век продолжался свыше двух миллионов лет. Из них почти все два миллиона ушли на использование готовых, найденных орудий — предметов подходящей формы («древний каменный век», палеолит). Лишь в десятом-пятом тысячелетии до н. э. люди научились грубо обтесывать орудия («средний каменный век», мезолит). И лишь в пятом-третьем тысячелетии до н. э. достигли в этом отношении высокой степени искусства («новый каменный век», неолит). Это стремительное ускорение темпов прогресса человека нам придется не раз отмечать в будущем, вплоть до нашего времени.

Заметим, что за эти тысячелетия (не говоря о миллионах лет) облик и климат земной поверхности неоднократно менялись. Там, где сегодня пустыни, — были непроходимые леса. На месте Берингова пролива и Ла-Манша — были перешейки: один соединял Чукотку с Аляской, а другой — Великобританию с континентом. Наступало потепление — и тайга надвигалась на тундру, лесостепь — на тайгу, степи покрывались болотами. Наступало похолодание — и с севера на юг начинали двигаться ледники. Они занимали пространство, покрытое прежде (и ныне) лесами. Последний такой ледниковый период закончился всего какой-нибудь десяток тысяч лет до нашей эры. И вот в этих условиях за несколько десятков тысячелетий человек освоил практически почти всю земную поверхность.

Родиной Человека Разумного большинство ученых считают север Африки — Ближний Восток (конечно же с иным климатом и с иной, более благоприятной для жизни человека, окружающей средой). Затем Человек освоил всю Африку, всю Евразию, через Берингов перешеек добрался до Америки, прошел ее всю, от Аляски до Огненной Земли, доплыл до Австралии и Новой Зеландии, а также до многих, казалось бы, недосягаемых океанских островов, вышел на побережье Ледовитого океана (вот только до Антарктиды не хватило сил дотянуться).

И все это сделала «первобытная община». Ее никак нельзя считать чем-то неизменным, однообразным. Это был такой же многообразный, меняющийся мир, как вся земная флора и фауна. Это было сообщество, с одной стороны, мало отличимое от стада человеко-обезьян, а с другой — мало отличимое от сельской общины будущих тысячелетий. В одном регионе — одни традиции, нравы, обычаи. В другом — другие. И все же было нечто, объединявшее это многообразие в единое, ясное всем понятие «первобытная община».

Вот на этом «нечто» мы и сосредоточим свое внимание в первую очередь.

2

Если бы в нашем распоряжении было столько же материалов о первобытной общине, сколько о цивилизациях Древнего мира, о ней написали бы нескончаемое количество книг — так много в ней было интересного. Сохранилось ли что-нибудь от первобытной общины до сегодняшнего дня? Даже самые отсталые из сохранившихся общин ушли далеко вперед по сравнению со своими предками десятитысячелетней давности. Не говоря уже о сотнях тысяч и миллионах лет. Поэтому ограничимся самым интересным — самым важным, что принесла в Древний мир первобытная община.

На первом месте, безусловно, овладение огнем. Это и искусство сохранения уже разожженного огня (советуем перечитать «Борьбу за огонь» Рони-Старшего — при всем романтизировании событий трагизм ситуации передан очень достоверно), это и добыча огня трением, ударом кремня о кремень. Выжить без огня даже в тропических лесах — проблема, а выжить без огня в ледниковый период — это за гранью фантастики. Без огня человек, если бы и выжил, был бы разве что на уровне чуть выше шимпанзе или гориллы.

Следующее достижение — из области архитектуры: пещера (или ее жалкое рукотворное усовершенствование). Если нет возможности укрыться на ночь на верхних ветвях тропического леса — лучше покончить с собой без лишних мучений, так как на земле ты — легкая добыча любого хищника. А в пещере… Во-первых, в нее не сунешься (костер чаще всего у входа). Во-вторых, в ней тепло, даже когда снаружи мороз. В-третьих, она — укрытие от дождя и снега. Словом, мой дом — моя крепость.

Третье место я отдал бы метательному охотничьему оружию. По той очевидной причине, что человек, мягко говоря, — не самый быстрый зверь на планете и без метательного оружия ему оставалось бы только собирать съедобное под ногами. А этого, как известно, не так уж и много. А вот копье догонит зазевавшуюся добычу и за полсотни шагов (сорок метров). Если же к древку копья приделать рычаг, оно полетит вдвое дальше. Можно сесть в засаду всего в метре от воды. Меткий бросок — и пронзена огромная рыбина. А можно вместо копья запустить бумеранг. И получишь либо оглушенную добычу, либо тот же бумеранг, вернувшийся к твоим ногам для следующего броска.

Но, конечно, никакому броску не сравниться в дальнобойности с луком. Сегодня трудно в это поверить, но стрела, выпущенная из лука первобытного человека, пробивала жертву насквозь на расстоянии до трехсот шагов (двести метров). То есть на том же расстоянии, на каком действовало оружие средневекового лучника всего несколько сот лет назад. Или гладкоствольное ружье времен Крымской войны 1853–1856 годов.

Вообще-то охотничий инструментарий первобытной общины не ограничивался копьем и луком со стрелами. Он был поистине бескрайним: от разных хитроумных капканов-ловушек до не менее хитроумных загонов, куда гнали на убой стадо животных, обезумевших от страха.

3

Особо хотелось бы остановиться на одной деликатной области, которая в первобытной общине спасала жизней больше, чем копье. Речь идет о воспроизводстве поколений.

Иногда кажется, что Господь переоценил умственные способности человека. Всему прочему животному миру он даровал инстинкт, который жестко загоняет половой акт в определенные временные рамки (например, в «период течки»), за пределами которых секс исчезает. А Человек, коль скоро он назвал себя Разумным, якобы сам определяет, когда инстинкту дремать, а когда — просыпаться. Произошла ошибка, которую пришлось исправлять очень долгое время и очень дорогой ценой: ценой утраты способности рожать у будущей матери или ценой ущербного потомства, которое в эпоху первобытной общины долго на этом свете не задерживалось.

Даже сегодня мало кто из нас понимает, что для получения здорового потомства нужна хорошая физическая и психическая подготовка, нужны девушки не моложе 16–18, а еще лучше — 18–20 лет. Только к этому возрасту организм будущей матери сформируется и окрепнет окончательно. Даже сегодня не все понимают, что вступление в половой контакт с несовершеннолетней девочкой может лишить ее способности рожать или во всяком случае рожать полноценных детей, что любое насилие вообще может гибельно сказаться на психике будущего человека. Наконец, что Господь не зря придумал двуполое размножение, которое намного эффективнее почкования: потому что чем больше разнятся хромосомы родителей, тем здоровее потомство. Вот почему ребенок от соития отца с дочерью или родных брата и сестры с большой вероятностью получится уродом или дебилом.

Какой же продолжительный трагический опыт пришлось пережить первобытному человеку, прежде чем он установил табу-запрет: не может мужчина из одного рода сойтись с женщиной из того же рода! Он должен выбрать женщину обязательно из другого рода. И желательно — «половозрелую». Социальная организация племени сложным образом меняется — оно делится на фратрии (братства, совокупности родов), одни из которых более предпочтительны для выбора женщины, другие менее…

При всем том отец ребенка — как иногда случается и сегодня — может быть разный. Мать в роду — всегда одна. Поэтому дети, даже подросшие, знают только одно «начальство». И если это «начальство» ведет себя соответственно — она хозяйка своего рода. Добытчик-мужчина (сын ли, сожитель ли — разницы нет) несет добычу именно ей, а уж она делит «по справедливости». Ученые назвали это матриархатом. Когда добычу станет делить не самый справедливый, а самый сильный, матриархат сменится патриархатом.

Матриархат — это не просто наивысший авторитет матери рода. Это — решение сложной проблемы, когда самка вместе с самцом перешла от движения на четвереньках к прямохождению, освободив руки для работы с орудиями. Женщине пришлось заплатить за это осложнением родов: они стали более тяжелыми, чем у животных, передвигающихся «на всех четырех», и более травматичными — как для матери, так и для ее потомства. Известны данные глобальной статистики за тысячелетний период: в среднем каждая четвертая женщина без медицинской помощи умирала от родов, каждая вторая лишалась способности рожать. Каждые двое из четырех новорожденных умирали в детстве и еще один — в подростковом возрасте. Это ведь «средние» цифры. Бывало и хуже. Но женщины нашли способ помочь самим себе. Невозможно представить себе ни кошек, ни собак, ни каких-либо других животных, которые вдруг взялись помогать рожающей самке. Наблюдая жизнь племен, оставшихся во многом в том же положении, что и тысячелетия назад, можно увидеть, как женщины суетятся вокруг роженицы под руководством самой авторитетной, самой опытной. Как умеют, они проделывают все то, что делается сейчас в роддоме (только, разумеется, без средств современной медицины).

Вот это и есть матриархат в действии. Есть основания полагать, что женщина играла руководящую роль не только в дележе добычи, воспроизводстве поколений и воспитании потомства.

4

Наш рассказ о первобытной общине будет неполным, если мы не вспомним о материальной и духовной культуре общины.

Община оставила очень много памятников материальной культуры, но и о духовной культуре мы знаем немало. Например, «скульптура малых форм», или наскальная живопись, ничем не уступающая множеству современных творений, — материальная это культура или духовная? Некоторые сцены явно изображают танцы (тоже очень похожие на современные). Танцев без музыки или хотя бы без ритма не бывает. Насчет музыки судить трудно, а по части ритмов можно быть уверенным: на современных рок-фестивалях члены первобытной общины чувствовали бы себя как дома.

Наконец, в первобытной общине мы наблюдаем первые зачатки верований, первые ростки религии, тесно связанные с первобытной мифологией. Да и как им не быть? Ведь должен же был как-то реагировать первобытный человек на явления природы — на Солнце, на фазы Луны, на молнию и гром, на снег и дождь, на сильный порыв ветра. И так далее. Все это надо было понять (по-своему). Объяснить (если ты авторитетнее). Соотнести с этим свое поведение.

Как примерно это происходило — лучше всего узнать из «Сказок» Р. Киплинга. Правда, написаны они для малых детей. Но, думается, по уму-разуму мы и есть та аудитория, которой адресованы сказки. Главное, понятно и доходчиво. Даже в довольно сложных вопросах. Например, откуда взялось наше племя? Ответ проще простого: жил-был орел (или любой другой тотем — «родоначальник» племени). О настоящем и будущем можно вопросов не задавать: так было и так будет всегда…

Сложнее с мертвыми. Куда они деваются? Сначала считали — никуда не деваются, просто крепко засыпают. Их надо положить неподалеку, спрятав понадежнее. Потом стали считать — уходят далеко-далеко и ведут там себя по-прежнему. Потом стали думать — уходят еще дальше, в «царство мертвых». Но это уходили не мертвые, а живые: из первобытных верований в современную религию.

Надо бы уяснить одно. Многое из сказанного выше продолжало существовать и в Древнем мире, и в эпоху Ренессанса, и в эпоху декаданса. Существует и по сию пору. И не только среди диких племен, но и среди нас — в смысле уровня духовной культуры. Мало того, существует в нас самих. В ком-то — что-то от обезьяночеловека. А в ком-то — и от человекообезьяны.

Вот почему история первобытной общины — это наша с вами история.

Ее последние страницы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Общественные отношения в первобытном обществе

Развитие семьи

Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выживания. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогли бы прокормиться. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом. Археологически первобытное стадо соответствует нижнему и среднему палеолиту.

Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называются промискуитетными. По мнению других ученых, в рамках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Стадо, как правило, состояло из нескольких гаремных семей.

Ранняя родовая община

Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась.

Для того чтобы окончательно избежать возможности кровосмешения (например, отец мог вступить в связь со своей дочерью), люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Совокупность брачных классов включала в себя обычно четыре или восемь классов. При такой системе

счет родства велся по материнской линии, и дети оставались в роду матери. Постепенно устанавливается все большее количество ограничений в групповом браке, вследствие которых он становился невозможным. В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.

Дуально-родовая организация двух родов легла в основу родовой общины. Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. Ведь в силу обычая экзогамии складывалась ситуация, когда часть сородичей уходила в другой род и включалась здесь в производственные отношения. В ранней родовой общине управление осуществлялось собранием всех взрослых сородичей, решавшим все основные вопросы. Руководители рода выбирались на собрании всего рода. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.

В ранней родовой общине все продукты, добытые членами общины, считались собственностью рода и распределялись между всеми ее членами. Это было необходимым условием выживания для древних обществ. В коллективной собственности общины находилась земля, большая часть орудий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использовать чужие орудия и вещи.

Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жизни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подростка к хозяйственной, общественной и идеологической жизни общины. Вот схема инициации, единая для всех народов: удаление посвящаемых из коллектива и их обучение; испытания инициируемых (голодом, унижениями, побоями, нанесением ран) и их ритуальная смерть; возвращение в коллектив в новом статусе. По завершению обряда инициации «посвященный» получал право на вступление в брачную жизнь.

Поздняя родовая община первобытного общества

Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовои общины сохранялась родовая собственность на землю. Однако повышение производительности труда постепенно приводило к тому, что появлялся регулярный избыточный продукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Престижная экономика возникла в условиях появления избыточного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами укреплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.

Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по материнской линии — так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае необходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно потеснили мужчин в материнской семье.

Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в обществе (хотя известны случаи существования «добавочных» жен или мужей). Появление избыточного продукта позволило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие.

Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фратрии — в племена. Фратрия — это первоначальный род, разделенный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени. В позднеродовои общине сохранялось экономическое и общественное равенство. Родом управлял совет, в который входили все члены племени и выбираемый родом старейшина. На время военных действий избирался военный вождь. В случае необходимости собирался совет племени, состоявший из старейшин родов племени и военных вождей. Главой племени избирался один из старейшин, обладавший не очень большой властью. Женщины входили в совет рода, а на ранних этапах развития позднеродовой общины могли становиться главами родов.

Появление соседской общины

Неолитическая революция способствовала радикальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличение производительности труда в благоприятных для земледелия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастерские. Позднее города появляются и в других местах. Численность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.

Поистине революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.

Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Во-первых, источники сырья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Во-вторых, по некоторым качествам каменные орудия труда превосходили медные и даже бронзовые.

Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обрабатывать. Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век.

Металлургическое производство требовало знаний, навыков, опыта. Для изготовления новых, сложных в изготовлении металлических орудий труда, требовался квалифицированный труд — труд ремесленников. Появились ремесленники-кузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение. Внедрение металлических орудий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. Так, после изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.

В энеолите был изобретен гончарный круг, что способствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткацкого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обмена богатствами из природной среды, этот обмен уже носил экономический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои изделия. Потребность в непрекращающемся обмене даже привела к развитию ряда общественных институтов, прежде всего института гостеприимства. Постепенно в обществах складываются средства обмена и мерила их стоимости.

В ходе этих изменений происходит замена матриархального (материнского) рода патриархальным. Она была обусловлена вытеснением женщины из важнейших сфер производства. На смену мотыжному земледелию приходит плужное, с плугом мог справиться только мужчина. Скотоводство, как и промысловая охота, также является типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети. Появляется большая патриархальная семья — семья из нескольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедрение железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархальная семья распадается на малые семьи.

Формирование прибавочного продукта и развитие обмена явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и экономически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Первобытная соседская община характеризовалась сочетанием отношений частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда и коллективной собственности на главное средство производства — землю. Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.

Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе развития, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.

Политогенез (образование государства)

Необходимо отметить, что существуют разные концепции происхождения государства. Марксисты полагают, что оно было создано как аппарат насилия и эксплуатации одного класса другим. Другая теория — «теория насилия», представители которой считают, что классы и государство возникли в результате войн и завоеваний, в ходе которых завоеватели создавали институт государства в целях удержания своего господства. Если рассмотреть проблему во всей ее сложности, то становится ясно, что война требовала мощных организационных структур, и являлась скорее следствием по-литогенеза, чем его причиной. Однако и марксистская схема тоже нуждается в коррекции, потому что стремление втиснуть все процессы непременно в одну схему наталкивается на сопротивление материала.

Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, которые могли отчуждаться от производителей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пищевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накопление богатств происходило, прежде всего, в семьях вождей, поскольку вожди обладали большими возможностями, участвуя в распределении продуктов.

Первоначально это имущество уничтожалось после смерти владельца или использовалось в обрядах, таких, например, как «потлач», когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Этими раздачами устроитель приобретал авторитет в обществе. Помимо этого, он становился участником ответных потлачей, на которых ему возвращалась часть раздаренного. Принцип дачи и отдачи, характерный для престижной экономики, ставил в неравные условия рядовых общинников и их богатых соседей. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач.

Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется — из среды общинников выделяется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следовательно, авторитетный вождь подчинял себе слабый соперников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникают первые надобщинные структуры, в рамках которых происходит отделение органов власти от родоплеменной организации. Таким образом, появляются первые протогосударственные образования.

Появление подобных образований сопровождалось ожесточенной борьбой между ними. Война постепенно становится одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и организация. Большую роль приобретают военные предводители. Вокруг них формируется дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая распределялась между всеми воинами.

Глава протогосударства одновременно становился и главным жрецом, поскольку власть предводителя в общине оставалась выборной. Приобретение функций жреца делало вождя носителем божественной благодати и посредником между людьми и сверхъестественными силами. Сакрализация правителя была важным шагом на пути его деперсонализации, превращению в своеобразный символ. Власть авторитета сменяется авторитетом власти.

Постепенно власть становилась пожизненной. После смерти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его семьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследственной в рамках его семьи. Так окончательно формируется протогосударство — политическая структура общества с социальным и имущественным неравенством, развитым разделением труда и обменом, возглавляемая правителем-жрецом, обладавшим наследственной властью.

С течением времени протогосударство расширяется посредством завоеваний, усложняет свою структуру и превращается в государство. Государство отличается от протогосударства большими размерами и наличием развитых институтов управления. Основные признаки государства — территориальное (а не племенно-родовое) разделение населения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства первобытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою самостоятельность.

Для государства характерен феномен урбанизации, включающий в себя увеличение количества городского населения, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог. Урбанизация — один основных признаков становления цивилизации.

Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упорядочить экономическую деятельность, записать законы, ритуалы, деяния правителей и многое другое. Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного цисьма, характерного для неразвитых обществ, для освоения иероглифической

письменности требовалось длительное обучение. Письменность являлась привилегией жрецов и знати и только с появлением буквенного письма стала общедоступной. Освоение письменности было важнейшим этапом в развитии культуры, поскольку письменность служит в качестве основного средства накопления и передачи знаний.

С появлением государства, письменности возникают первые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высокий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения.

Земледельческие и скотоводческие цивилизации. Земледельческое хозяйство наиболее интенсивно развивалось в речных долинах, особенно в странах, протянувшихся от Средиземноморья на западе до Китая на востоке. Развитие земледелия в конечном итоге привело к появлению древневосточных очагов цивилизации.

Скотоводство развивалось в степях и полупустынях Евразии и Африки, а также в горной местности, где скот летом содержали на горных пастбищах, а зимой в долинах. Термин «цивилизация» может использоваться в отношении скотоводческого общества с известными оговорками, поскольку скотоводство не обеспечивало такого развития экономики, как земледелие. Хозяйство, основанное на скотоводстве, давало менее стабильный прибавочный продукт. Также очень большую роль сыграл тот фактор, что для скотоводства требуются большие пространства, и концентрации населения в обществах такого типа, как правило, не происходит. Города у скотоводов гораздо меньше, чем в земледельческих цивилизациях, поэтому ни о какой масштабной урбанизации говорить нельзя.

С приручением лошади и изобретением колеса происходят значительные изменения в хозяйстве скотоводов — появляется кочевое скотоводство. Кочевники передвигались по степям и полупустыням на своих повозках, сопровождая стада животных. Возникновение кочевого хозяйства в степях Евразии следует отнести к концу 2 тыс. до н.э. Только с появлением кочевого скотоводства окончательно складывается скотоводческое хозяйство, не использующее земледелия (хотя многие кочевые общества занимались обработкой земли). У кочевников в условиях изолированного от земледелия хозяйства возникают исключительно протого-сударственные объединения, племенные протогосударства. В то время как в земледельческом обществе основной ячейкой становится соседская община, в скотоводческом обществе родовые отношения еще очень сильны и родовая община сохраняет свои позиции.

Для кочевых обществ характерна воинственность, поскольку их члены не имели надежных источников существования. Поэтому кочевники постоянно вторгались в области земледельцев и грабили их или подчиняли. Все мужское население кочевников обыкновенно участвовало в войне, а их конное войско было очень маневренным и могло проходить большие расстояния. Быстро появляясь и столь же быстро исчезая, кочевники в своих неожиданных набегах добивались значительных успехов. В случае подчинения земледельческих обществ кочевники, как правило, сами оседали на земле.

Но не следует преувеличивать факт противостояния оседлых и кочевых обществ и говорить о наличии постоянной войны между ними. Между земледельцами и скотоводами всегда существовали устойчивые экономические отношения, поскольку и те и другие нуждались в постоянном обмене продуктами своего труда.

Традиционное общество

Традиционное общество появляется одновременно с возникновением государства. Эта модель общественного развития является очень устойчивой и характерна для всех обществ, кроме европейского. В Европе сложилась другая модель, основанная на частной собственности. Основные принципы традиционного общества действовали вплоть до эпохи промышленного переворота, а во многих государствах существуют и в наше время.

Основная структурная ячейка традиционного общества — соседская община. В соседской общине преобладает земледелие с элементами скотоводства. Крестьяне-общинники обычно консервативны по образу жизни вследствие повторяющихся из года в год природно-климатических и хозяйственных циклов и однообразия жизни. В этой ситуации крестьяне требовали от государства, прежде всего, стабильности, которую могло обеспечить только сильное государство. Ослабление государства всегда сопровождалось смутами, произволом чиновников, нашествиями врагов, расстройством экономики, особенно бедственным в условиях ирригационного земледелия. Как следствие — неурожай, голод, эпидемии, резкое падение численности населения. Поэтому общество всегда предпочитало сильное государство, передавая ему большую часть своих полномочий.

В рамках традиционного общества государство является высшей ценностью. Оно, как правило, функционирует в условиях четкой иерархии. Во главе государства стоял правитель, пользующийся практически неограниченной властью и представляющий собой заместителя бога на земле, Ниже располагался мощный административный аппарат. Положение и авторитет человека в традиционном обществе определяется не его богатством, а, прежде всего, участием в государственном управлении, которое автоматически обеспечивает высокий престиж.

Культура первобытного общества. В ходе своего развития и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исключительно прикладной характер. Человек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его частью. Основные сферы деятельности определяли области знания древнего человека. Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10.000 слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, растения, явления природы.

 Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, трепанация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов.

Счет первобытных людей был примитивным, — считали обычно с помощью пальцев и разных предметов. Расстояния измеряли посредством частей тела (ладонь, локоть, палец), дней пути, полета стрелы. Время исчислили днями, месяцами, сезонами.

Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопровождается спорами исследователей. Среди ученых преобладает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эффективное средство познания и осмысления окружающего мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху нижнего палеолита. На поверхности каменных и костяных изделий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки.

В верхнем палеолите человек создает живопись, гравюру, скульптуру, использует музыку и танцы. В пещерах обнаружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне.

В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками. Появление статуэток связано, возможно, с культом праматери и установлением материнской родовой общины. Большую роль в жизни первобытных людей играли песни и танцы. В основе танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмованная речь.



biofile.ru

Первобытное общество — Юнциклопедия

Первобытное общество — начальная эпоха (формация) в истории человечества; именуется также эпохой первобытнообщинного строя. Это время, предшествовавшее возникновению классового общества и государственной власти, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобытной общины, в каменном веке, у охотников и собирателей диких растений, самыми прочными связями родства были связи между матерью и детьми, счет родства велся по материнской линии. Коллектив таких родственников, имевших общих предков — матерей, называется материнским родом, время его преобладания — материнско-родовым строем. Иногда для обозначения этого времени употребляется термин «матриархат» (от лат. mater — мать и греч. archē — власть), но он не вполне точен, так как власть в первобытной общине принадлежала всем ее взрослым членам.

Род в первобытном обществе был тесно связан с другими родами: он не только нуждался в их помощи, но и должен был регулировать отношения с ними, распределяя охотничьи угодья и т. п. Основными связями между отдельными родами были брачные связи: как правило, мужчины одного рода брали себе жен в другом роде — такие отношения называются экзогамией (от греч. exo — вовне и gámos — брак). Таким образом, первобытная община состояла из членов двух или нескольких родов — мужей и жен, их детей. Два или несколько родов, объединенных брачными связями, составляли племя; здесь господствовали обычаи эндогамии (от греч. éndon — внутри и gámos — брак) — жен можно было брать лишь внутри своего племени. Все важнейшие вопросы хозяйственной и общественной жизни решались коллективно на собрании всех взрослых членов племени. Поэтому первобытнообщинный строй называется также родо-племенным строем.

В ранней первобытной общине господствовало половозрастное разделение труда: женщины и помогавшие им дети занимались по преимуществу поиском съедобных растений (собирательство), мужчины — охотой. Эти занятия первобытной эпохи привели в конце каменного века — неолита — к открытию земледелия и скотоводства. Резко возросшие запасы пищи позволили отдельным родам, особенно у скотоводов, накапливать богатства (с тех пор во многих языках слова, обозначающие скот, значат также «богатство», «деньги»). Распределение накопленных богатств зависело от глав этих родов — патриархов. Мужчины в эпоху производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стали занимать господствующее положение в обществе: наступила эпоха патриархата (от греч. patēr — отец и archē — власть).

Новые хозяйственные связи и обмен продуктами земледелия и скотоводства упрочили отношения между отдельными племенами, что привело к формированию союзов племен и больших общностей, говоривших на родственных языках, — афразийцев на Ближнем Востоке, индоевропейцев в Причерноморье и др. Богатства (так называемый прибавочный продукт) скапливались в племенных центрах — будущих городах; главы старших («знатных») родов, составлявшие совет старейшин племени или союза племен, и выбираемый из их среды племенной вождь прежде всего имели доступ к этим богатствам. Племенное объединение, управляемое таким вождем, получило в современной науке название «вождество»; вождества были предшественниками первых государственных образований, их правители считались священными, власть вождя приближалась к царской власти.

Стремление завладеть имуществом, накопленным соседями, их землями и скотом приводило к постоянным войнам, выделению военных вождей и их войска — дружины. Выделение родо-племенной знати, сосредоточившей в своих руках богатства, созданные рядовыми общинниками, вождей и войска, а также освящающего их власть жречества знаменовало начало разложения первобытного равенства: на смену кровнородственным связям и отношениям равенства приходили иные общественные отношения, основанные на присвоении определенными социальными группами общественной собственности. Формируется классовое общество; в медной и бронзовом веках в странах Средиземноморья, Индии и Китае возникают первые государства, города, письменность.

Первобытное общество долго существовало на периферии древних и современных цивилизаций: до 20 в. сохранили первобытные традиции каменного века австралийцы-аборигены, бушмены Африки, некоторые индейские племена в джунглях Амазонки и др. У большинства народов, с которыми столкнулись европейцы после Великих географических открытий, — индейцев Северной Америки, банту Африки, полинезийцев и т. д. — уже существовали собственные вождества и складывалось классовое общество. Многочисленные исследования, проведенные этнографами у этих народов, наряду с данными археологии, позволяют восстановить историю первобытного общества, от которого не осталось письменных свидетельств.

yunc.org

Первобытное общество

Первобытное общество - длительный период в истории человечества : от возникновения человека разумного (около 2,5-2,8 млн. лет назад) и до возникновения цивилизации и государственности.

Период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований. У разных народов этот процесс происходил в разные исторические сроки, а некоторые народы живут в условиях первобытности до сегодняшнего дня. В современной науке принято различать собственно первобытную культуру, которая существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IV-начало III тыс. до н. э) и традиционную первобытную культуру.

1. Терминология

Синонимом "доисторического периода" является термин "праистории", который в отечественной литературе употребляется реже, чем аналогичные сроки в зарубежной литературе (англ. prehistory, нем. Urgeschichte).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи любой культуры, когда сама она еще не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин "протоистория" (англ. protohistory, нем. Vorgeschichte).

В марксизме использовался термин первобытнообщинный строй, который означал первую общественно-экономическую формацию. По мнению марксистов, все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средств производства, и способа получения доли общественного продукта, который они называли "первобытного коммунизма", был единым для всех. От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности, классов и государства. Марксистская теория развития первобытного общества изложена в работе Ф.Энгельса ?Происхождение семьи, частной собственности и государства".

2. Общая характеристика

Эпохе первобытности присущи следующие особенности:

  • происходил антропогенез - биологическая эволюция человека, завершившаяся, по мнению разных ученых от 40 до 100 тысяч лет назад, возникновением вида "Человек разумный" ( Homo sapiens), а также основных человеческих рас - далее глубоких эволюционных изменений в биологической природе человека уже не происходило;
  • наряду с антропогенезом разворачивается социогенеза - формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родоплеменной организации;

Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, стоит и составление культуры как специфической сферы человеческого общества. Причем для ранних этапов истории характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры у разных народов.

Специфической чертой первобытной культуры был ее синкретизм (нерозчлененисть), если нет формы сознания, ни виды деятельности, ни формы культуры не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности предусматривал и содержал в себе все остальные.

В первобытном обществе в главном занятии людей - охоте - были объединены:

  • социальные связи, которые выражаются в форме охоты (индивидуальная, коллективная),
  • религиозные представления - магические действия по обеспечению успеха, которые в свою очередь включали элементы художественной культуры: песни, танцы, живопись.

Именно вследствие такого синкретизма характеристика культуры первобытного общества предполагает целостное рассмотрение явлений его материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого деления.

3. Археологическая классификация

Лукреций Кар "О природе вещей" предложил в качестве критерия периодизации использовать смену орудий труда, т.е. изменение каменных орудий медными, а медных железными. Ж. Кондоросе (ХVIII ст.) Ввел деление истории первобытного общества по типам хозяйствования: охота и рыболовство, скотоводство, земледелие. А. Фергюссон (ХVIII ст.) Как критерий периодизации выдвинул степень освоения культуры: дикость, варварство, цивилизация.

Теории, которые так или иначе объясняют историю первобытного общества, появились ХIХ ст. Объяснением этому факту может служить открытие и целенаправленное и планомерное исследование реликтовых обществ. И. Бахофен развил идею о матриархат. В своем труде "Материнское право" ( 1861) он научно обосновал существование в истории человечества универсальной эпохи высокого положения женщины в общественной жизни, присущей всем без исключения народам в прошлом. Причину развития первобытного общества он видел в изменении религиозных представлений. В том же XIX в. началась классификация первобытных памятников материальной культуры, что привело к созданию научно обоснованной археологической периодизации, подтвердила гипотезу Лукреция Кара. Датский ученый Х. Томсен ввел понятие трех периодов: каменного, медного и железного. Французский ученый Г. Мортилье создал периодизацию палеолита (древний каменный век), а шведский ученый-археолог А. Монтелиус: неолита (новый каменный век), бронзового и раннего железного века.

Все системы периодизации по-своему совершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI-XVII вв., При этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В наше время [ Когда? ] считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекал у разных народов разными темпами. При этом культуры, существовавших одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с культурами бронзового века.

Найбільш розробленою є археологічна періодизація, в основі якої лежить зіставлення виготовлених людиною знарядь праці, їх матеріалів, форм жител, поховань і т. д. За цим принципом історія людства в основному поділяється на кам'яний вік, бронзовий вік і залізний вік. Найбільша заслуга у створенні сучасної археологічної класифікації належить французькому вченому Г. Мортільє і його співвітчизникові А. Брейлю. Нижче наводиться загальноприйнята в наш час [ Коли? ] археологічна періодизація основних етапів розвитку людства.

Епоха [1] Період у Европе Періодизація Характеристика Види людини
Стародавня кам'яна доба або палеоліт - найдавніший та найдовший період в історії людства. Назва походить від грецьких слів palaios - стародавній та lithos - камінь. 2,4 млн. - 10000 до н. е. Ранній палеоліт 2,4 млн. - 600000 до н. е. Время мисливців і збирачів. Поява кремнієвих знарядь праці, які поступово ускладнюються. Гоміниди, види: Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens pr?sapiens, Homo heidelbergensis, в середньому палеоліті Homo neanderthalensis і Homo sapiens sapiens.
Середньокам'яний вік або мезоліт 10000 - 5000 до н. е. Бере початок у кінці плейстоцена в Європі. Мисливці та збирачі виготовляють знаряддя праці з каменю й кісток, а також винайшли стріли та лук. Homo sapiens sapiens
Новокам'яна доба або неоліт 10000 - 2000 до н. е.
  • Раній неоліт
  • Середній неоліт
  • Піздній неоліт
Виникнення неоліта зв'язують з неолітичною революцієею. З'являється кераміка (близько 12000 лет), нові способи ведення господарства, землеробство, скотарство. Пізній неоліт нерідко переходить у наступний етап, мідний вік або енеоліт, без розриву в культурної спадкоємності. Останній характеризується другої виробничої революцією, найважливішою ознакою якої є поява металевих знарядь праці.

Homo sapiens sapiens

Бронзова доба 3500 - 800 до н. е. Рання історія Распространение металургії дозволяє отримувати та обробляти метали : золото, мідь, бронза. Перші письмові джерела в передній Азії і Егеїді. Homo sapiens sapiens
Залізний вік починаючи з 800 до н. е. Homo sapiens sapiens

Археологічна класифікація, розкриваючи послідовні етапи еволюції знарядь праці, встановлює і основні стадії в розвитку продуктивних сил суспільства, що є необхідною умовою для створення періодизації історії первісно-общинного ладу. Однак, вона не може бути визначальною при періодизації історії первісного суспільства, так як не можна судити за знаряддями праці про характер суспільних відносин людей.

3.1. Каменная сутки

Каменный век - период в истории человечества, во время которого орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и костей. Он делится на три периода:

  • палеолит - древний каменный век, который характеризуется использованием кремневых орудий труда, основные занятия - охота и собирательство.
  • мезолит - средний каменный век, который длился от 10 тыс. до 7 тыс. лет до н. е.
  • неолит - новый каменный век, характеризующийся появлением человека современного типа, использованием исключительно кремневых, каменных, костяных орудий труда, изготовленных с использованием техники сверление, пиление и шлифования; распространением керамики, ткачества. (Так называемая неолитическая революция). Длился от 6 до 4 тыс. лет до н. е., период перехода от рыболовства и охоты к земледелия и скотоводства.

3.2. Медный век

Медный век, или Энеолит - медно-каменный век, эпоха перехода от каменного к бронзовому веку.

3.3. Бронзовая эпоха

Пришел на замену энеолита (медной эпохе) - переходному периоду после каменного века. Характеризуется изготовлением и использованием бронзовых орудий труда и оружия, появлением кочевого скотоводства, поливного земледелия, письменности. Изменился железной временем в I тысячелетии до н. е.

3.4. Железный век

Железный век - исторический период, который характеризуется началом обработки железа и изготовлением из него оружия и орудий труда. Начинается с начала 1-го тыс. до н. н.э. и продолжается до настоящего времени.

4. Основные этапы

4.1. По Морганом Льюисом

Заслуга создания первой развернутой периодизации первобытной истории принадлежит Моргану Льюису. 1877 года Морган Льюис предложил периодизацию, критерием которой служит уровень развития производительных сил. Он разделил всю историю человечества на три периода: дикость; варварство; цивилизация (или классовое общество). Первые два периода - дикость и варварство относятся, по Моргану, к первобытно-общинного строя. Каждый период делится на низкую, среднюю и высшую ступени соответственно уровню материального производства. Период дикости относится ко времени, когда люди жили исключительно охотой и собирательством. Период варварства характеризуется появлением скотоводства и земледелия.

Фридрих Энгельс воссоздал ее в своем труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства", обобщил периодизацию Моргана и ввел деление на период присваивающего хозяйства и такого, что сам создает, производит. Энгельс вместе с тем подчеркивал, что она остается в силе лишь "до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения". [2]

В 40-е годы XX века советские ученые приступили к созданию новой периодизации истории первобытного общества в связи с тем, что схема Моргана устарела. А.И.Першиц за основу периодизации берет эволюцию форм собственности, Н. А. Бутинов - степень разделения труда в первобытном обществе. Большинство ученых в основу периодизации кладут развитие форм общественной организации первобытных людей. С. П. Толстов в 1946 предложил разделить первобытное общество на следующие периоды: первобытное стадо, первобытная община (материнский род), военная демократия. П. П. Ефименко различал периоды: первобытное стадо, первобытная община неандертальцев, первоначальная родовая община. По Н. А. косвен: 1) первобытное стадо, 2) родовой строй, который подразделяется на эпохи матриархат и патриархат, 3) период военной демократии.

4.2. Современная историография

В современной историографии принято такую ​​периодизацию:

  1. первобытное стадо;
  2. материнский род ( матриархат), расцвет которого является высшей точкой развития доклассового информации;
  3. патриархат, который может состоять из двух этапов:
    1. отцовский род,
    2. соседская община (эпоха разложения первобытнообщинного строя).

Особенность периода патриархата заключается в том, что отцовский род не является универсально-исторической общественной формой. Не все первобытные народы, достигшие классового общества, пережили этот этап. В тех случаях, когда соседская община непосредственно вырастает из материнского рода, понятие "патриархат" и "соседская община" совпадают. [3]

4.3. Первобытное стадо

Первобытное стадо - условное название человеческих обществ, в которых жили первобытные люди с момента выделения человека из мира животных и к формированию родовых общин ( поздний палеолит). Первобытное стадо - непостоянная сообщество, которое возникает и распадается в зависимости от внешних обстоятельств. Первых человеческих существ ученые назвали Homo habilis - человек умелый, потому что люди той эпохи научились обрабатывать камни и делать из него знаряддя праці (кам'яні рубила, скребачки, різці та ін.). У результаті цього розвинулася рука, людина почала пересуватися на двох кінцівках. Звідси й друга назва - Homo erectus - людина прямостояча.

Вижити поодинці в суворих умовах дикої природи було неможливо. Полювати, збирати їжу та відбиватися від хижих звірів значно легше колективом. Так виникає первісне людське стадо, що стало першою суспільною формою об'єднання людей. Від тваринного стада його відрізняло те, що члени стада допомагали один одному, споруджували сховища-житла, де переховувалися від холодів і негоди, виховували дітей та передавали їм життєвий досвід. Людина жила тепер у колективі, у якому для елементарного порозуміння необхідне спілкування. Археологічні знахідки свідчать про те, що провідним заняттям первісних людей було полювання на великих тварин. Вона більшою мірою, ніж збиральництво спонукала найдавніших людей удосконалювати знаряддя праці, сприяла згуртуванню первісного стада, в кінцевому рахунку перетворення в Homo sapiens. [4]

Отже, у первісної людини розвивається мозок, і виникає мова як засіб спілкування. Таку людину вчені називають неандертальцем (термін походить від назви долини Неандер біля Дюссельдорфа в Німеччині, де вперше знайдено залишки людей подібної будови). На території сучасної України знайдено кістки десятьох неандертальців, що жили 50-100 тис. років тому.

Киик-Коба - пещера в 25 км от Симферополь. В 1924-1926 pp. здесь найдены остатки палеолитической стоянки мустьерской эпохи. Это первая находка останков первобытного человека ( неандертальца) на территории Украина.

Около 100 тыс. лет назад, в позднем Плейстоцене, в жизни первобытных людей произошли значительные изменения. Произошло новое значительное похолодание климата, и "на Европу обрушился большой ледник ", т.е. развитие очередная холодная эпоха, которая сопровождалась значительным развитием покровных зеледенинь. Окружающий мир, к которому люди приспособились, изменился. Вместо слонов, гиппопотамов и тигров появились огромные мамути, пещерные медведи, северные олени и другие приспособлены к холодам животные. В это время людям пришлось учиться изготовлять одежду, разжигать костер, строить жилье. Заметно усовершенствовались каменные орудия труда: появились ножеподибни пластины, копья-дротики со специальными заостренными концами, изделия из костей и рога животных.

Наибольшим достижением дородового общества стало освоение огня.

Первобытное стадо было первым этапом в развитии человеческой цивилизации. Его важнейшие черты:

Переход от среднего палеолита до позднего сопровождался коренной перестройкой структуры древнейших человеческих общин: первобытное стадо трансформировалось в родоплеменной организации. Род (сначала материнский род, а позднее и отцовский род) был общиной - коллективом кровных родственников, между которыми категорически запрещались брачные отношения. Род жил и трудился вместе, имел общее имущество. Сложились различные социальные связи.

4.4. Матриархат

Матриархат - срок, употребляемый для обозначения материнского рода, первой универсальной стадии в истории человечества, которая наступает непосредственно за эпохой первобытного стада. Охватывает период от верхнего палеолита до развитого неолита. Характеризуется доминирующим положением женщины в обществе, матрилинейностью (по материнской линии) наследование имущества. Основной хозяйственный коллектив - материнская родовая община. Общество носит характер дуально-родовой организации, которая объединяет брачными отношениях два экзогамных матрилинейних рода. Брак носит форму группового, который со временем переходит в парный брак с раздельным (дислокальним) проживанием супругов. На поздних этапах развития матриархата переходит в парный брак с матрилокальним брачным поселением (распространенная в древности при матриархате форма брачного поселения, при которой человек переходит на жительство в родовую общину жены). Матрилокальнисть "- первая форма совместного проживания брачной пары.

4.5. Патриархат

Патриархат (от греч. πατήρ - отец и ἀρχή - начало, власть) - последний период первобытнообщинного строя, следующий за матриархатом, форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся ведущей ролью мужчины в общественном производстве (охота, рыболовство, скотоводство и другие важные для существования коллектива работы) и социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов). Патриархата присущи патрилокальность (приход женщин в семье родовых общин) и патрилинийнисть (родительский счет родства). Современная наука различает ранний патриархат, основанный на парной семьи, и поздний патриархат, в яеому осуществился переход от парной семьи к моногамии.

В период патриархата первобытное общество вступило в период разложения: укреплялась патриархальная семья, углублялась имущественное неравенство общинникив, появлялись богатые и бедные, возникала частная собственность, а с ней начали зарождаться классы. В некоторых странах уже в период энеолита возникают древнейшие рабовладельческие государства, но на большинстве территории сохранялся еще первобытнообщинный строй.

5. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, так политическая власть отсутствовала. Однако властные институты все же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкрепленным возможностью силового воздействия на тех, кто отказался подчиняться. Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и другие отношения между людьми) не было хаотичным, оно подчинялось определенным обычаям и традициях, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запрета совершать определенные действия) и другие правила поведения людей в определенных жизненных ситуациях. Эти нормы, как правило, исполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неизбежно приводило к смерти изгнанного). В науке вопрос о том, можно ли считать эти социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

6. Религиозные взгляды

Релігійні погляди людства почали виникати на відносно зрілому етапі його розвитку, коли набула розвитку здатність до абстрактного мислення. Людина була безсилою в боротьбі з невідомими і незрозумілими для неї силами навколишньої природи. Зароджуються релігійні вірування. Творчі здібності людини знайшли вихід у таких ранніх формах релігіі, як тотемізм, фетишизм і магія. У первісну добу вони ще не складали єдиної системи. Залежно від умов проживання, кліматичних, ландшафтних особливостей ареалу, де існувала первісна спільнота, тваринного і людського оточення, що час від часу зазнавали змін, змінювалися й притаманні людині релігійні уявлення. Значною мірою ці зміни були зумовлені й розвитком людського мислення.

7. Культура первісного суспільства

Походження культури безпосередньо пов'язане з походженням людства. Протягом тисячоліть відбувався вкрай повільний, але надзвичайно важливий для подальшої культурної еволюції процес обмеження біологічних інстинктів первісної людини, що був пов'язаний із формуванням норм поведінки, обов'язкових для кожного члена первісного стада. Поєднання матеріального й духовного факторів у житті первісного суспільства й стало початком зародження культури, як синкретичного явища, що невід'ємно пов'язує людські почуття, волю, інтелект з оточуючим природним середовищем. Поступово матеріальна культура первісного суспільства розвивалася й вдосконалювалася ( знаряддя праці: різці, голки, сокира, лук, стріли ), але найбільшого успіху людство досягло у сфері облаштування соціальних відносин, насамперед, приборканні тваринного начала в первісному стаді в цілому і в кожному з його членів зокрема.

См.. также

Примечания

  1. Використано матеріали зі статті в російській Вікіпедії
  2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 28.
  3. Ю. В. Кнышенко. История первобытного общества. Изв-во Ростовского университета,1973, с.56
  4. Ю. В. Кнышенко. История первобытного общества. Изв-во Ростовского университета,1973, с.148

Источники

  • К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в 3-х т. Т. 3//Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., "Политиздат", 1986 (рос.) - www.hrono.ru/libris/lib_e/engels_sem01.php
  • Советская историческая энциклопедия. - М., изд-во " Советская энциклопедия", 1966, с.182(рос.)
  • В. П. Алексеев. Становление человека. - М., Политиздат, 1984. (Рус.)
  • В. П. Алексеев, А. И. Першищ. История первобытного общества. - М., 2001 (рос.)
  • Ю. В. Бромлей, А. И. Першиц. Ф. Энгельс и проблемы первобытной истории.//Сб. "Проблемы этнограыии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса". - М., 1972 (рос.)
  • А. И. Першищ, А. Л. Монгайт, В. П. Алексеев. История первобытного общества. - М., Высшая школа, 1974 (рос.)
  • М. Иди. Недостающее звено. - М., изв-во "Мир", 1977 (рос.)
  • Григорьев Г. П. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens. - Л., 1968 (рос.)
  • Тит Лукреций Кар "О природе вещей", 925 - 1270 - lib.ru/POEEAST/LUKRECIJ/lukrecii1_1.txt(рос.)
  • Тайлор Е..Первобытная культура. - М.,1989

nado.znate.ru


Смотрите также