Патриархат в первобытном обществе. Матриархат и патриархат в первобытной культуре
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Причины перехода от матриархата к патриархату. Патриархат в первобытном обществе


Битяев В. В — копия / 33

33. Становление патриархальной семьи

ПАТРИАРХА́Т

(от греч. πατήρ – отец и ἀρχή – начало, власть) – совокупность экономич., обществ. и идеологич. отношений, характеризующихся преобладающей ролью мужчины в семье и обществе. П. возникает в период разложения первобытнообщинного строя; те или иные его элементы в трансформированной форме длительное время сохраняются в классовом обществе. Нек-рые исследователи считают П. универсальным этапом в истории родового общества. (М. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, М., 1953). По мнению других, П. является наиболее распространенной, но не универсальной формой разложения первобытнообщинного строя, т.к. переход к классовому обществу может совершаться и через поздний, развитый матриархат (С. П. Толстов, Древний Хорезм, М., 1948; А. И. Першиц, Развитие форм собственности в первобытном обществе, как основа периодизации его истории, "Сов. этнография", 1955,. No 4). В этом случае такие элементы П., как господство мужчины в семье, счет родства по мужской линии и т.д., возникают лишь на рубеже классового общества или в начальный период его развития. Археологически П. охватывает период от конца неолита до раннежелезного века.

В историографии первобытной истории большое значение получил вопрос об историч. соотношении П. и матриархата. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеч. общество изначально было патриархальным. При этом с античности и до сих пор примат П. над матриархатом всегда трактовался сторонниками патриархальной теории как доказательство извечности частной собственности и др. элементов и черт классового общества, моногамной семьи, неравноправия полов.

Позднее эта т.н. патриархальная теория развивалась Фомой Аквинским ("De regimine principum", P., 1509), Ж. Боденом ("Le six livres de la république", P., 1576), P. Филмером ("Patriarcha, or the natural power of kings", L., 1680) и др. Эти авторы выводили из изначального П. происхождение гос-ва и теорию "божеств. права королей".

В 19 в. англ. историк права Г. Мэн связал П. с родом. По его мнению, развитие идет от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875). Другими наиболее известными представителями патриархально-родовой теории в 19 в. были Фюстель де Куланж ("La cité antique. Étude sur la culte le droit, les institutions de la Grèce et de Rome", P., 1864), A. Пикте ("Les origines indo-européennes ou les Aryas primitifs...", v. 1–2, P., 1859–63), Э. Тайлор ("Primitive society", в журн. "Contemporary Review", 1873, v. 21–22), Пешель ("Völkerkunde", Lpz., 1874). В 1877 вышла книга Л. Г. Моргана "Древнее общество" (рус. пер. 1900), в к-рой показывается, что патриархально-родовой строй не был изначальным, а закономерно следовал за периодом господства материнского рода. Однако Морган недооценивал значение перехода от материнского рода к отцовскому, видя в нем гл. обр. изменение счета родства, вызываемое развитием индивидуальной собственности и моногамной семьи.

В конце 19 в. и в нач. 20 в. подавляющее большинство бурж. этнографов, стремясь опровергнуть идеи об изначальности и универсальности матриархата, развивали теории о двух путях первоначального развития человечества (матриархальном и патриархальном) или пытались доказать, что патриархат предшествует матриархату. Наиболее известными представителями этих течений являются К. Н. Старке ("Первобытная семья, ее возникновение и развитие", пер. с франц., СПБ, 1901), Э. Вестермарк ("The history of human marriage", Helsingfors, 1889), В. Шмидт и В. Копперс ("Gesellschaft und Wirtschaft der Völker", Regensburg, 1924), Р. Лоуи ("Primitive society", Ν. Υ., 1920). Подобные взгляды до сих пор господствуют в бурж. этнографич. лит-ре (J. Steward, Theory of culture change; the methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955). Марксистская теория П. была сформулирована Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва"). Согласно ей, переход от матриархата к П. совершается в результате развития производит. сил и увеличения производительности труда в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Меняется характер разделения труда. Труд женщины ограничивается работой по дому. Осн. участником обществ. произ-ва становится мужчина. Соответственно меняются и социальные отношения: материнское право "меняется отцовским, парный брак – моногамией, "а это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду" (Энгельс Φ., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 162). Род теряет хоз. единство, осн. экономич. ячейкой становится большая семья. Растет имуществ. дифференциация, возникает патриархальное рабство, зарождается деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Однако, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.

Необходимость исторического опыта семейных отношений и семейного взаимодействия наиболее важен, так как он позволяет судить о том какие существую типологические и функциональные особенности семьи.

О том, насколько важна семья в жизни каждого человека, говорили еще древние мыслители. Древнегреческий философ Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться до 35 лет. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, преступление. Главным назначением семьи Платон считал рождение здоровых детей (граждан). Поэтому он приводил конкретные рекомендации относительно того, как обеспечить здоровое потомство.

Патриархальность семейного взаимодействия была свойственна семьям, где основным кормильцем выступал муж (отец), который занимался хозяйством, охотой.

Женщина же выступала в роли хранительницы домашнего очага и занималась убранством в доме, готовила пищу и воспитывала детей.

Данное разграничение полномочий семейного взаимодействия не давало права голоса женщины; она не могла перечить мужу и во всем должна была слушаться его и выполнять просьбы.

Со временем патриархальность семейного взаимодействия потеряла историческую обоснованность, на смену ей пришла нуклеарная семья, а затем с течением времени и семейные взаимодействия претерпели трансформацию, которая была обусловлена современным видом производственно-трудовой деятельности, и современными тенденциями развития психологических знаний.

Глава 2. Взаимодействия в патриархальной семье

2.1. Типологическая дифференциация семьи

Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы.

Несмотря на то, что семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой, знания о ней у большинства людей ограничиваются лишь разделением семей на хорошие (благополучные) и плохие (неблагополучные). Однако для того, чтобы лучше ориентироваться в решении многих семейных проблем, такого, явно поверхностного, представления о разновидностях (типах) семьи, конечно, недостаточно. Наличие системы знаний о видах, формах, типах семей и особенностях отношений внутри каждой модели брачного союза позволяет более «профессионально» взглянуть на собственную семью, внимательнее относиться к возникающим в ней проблемам. Кроме того, различные типы семьи по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Использование многообразных типологий помогает получить более полную, многоцветную картину важнейших характеристик семьи в социальном и научном плане: брачности, разводимости, рождаемости, влияния семьи на воспитание детей и т. п.

К тому же в определенной форме семейно-брачного союза возможно появление сходных (типичных) проблем, предположительное знание которых может оказаться существенным подспорьем в организации необходимой социальной или психологической помощи такой семье.

На сегодняшний день ученым пока не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. В списке различных форм современных семей насчитывается более сорока их разновидностей. В работе дается семейная классификация с учетом тех моделей, которые являются общими для большинства культур и при этом широко представлены в современной российской действительности. В качестве основания для предлагаемой типологии взяты существенные критерии, позволяющие выделить ту или иную форму семейной организации с учетом ее структуры, динамики и выполняемых функций. Вместе с тем в книгу включены и некоторые авторские типологии, так как описываемые в них формы семейных союзов не встречаются в других классификациях.

Как известно, нет семьи вообще. Есть семьи конкретные: городские и сельские, молодые и пожилые; семьи, принадлежащие к различным образовательным и социальным группам, и т. д. Важность выделения определенных типов семей объясняется также тем, что, несмотря на общность внутренних отношений, в них имеется своя специфика, обусловленная национальными, культурными, религиозными, возрастными, профессиональными и другими различиями.

Чем больше таких групп удается выделить, тем более обстоятельно и научно обоснованно исследуется семья, что, в свою очередь, позволяет людям избегать многих ошибок в построении своей семейной жизни, делать ее психологически комфортной и более счастливой.

Каждое общество предъявляет разные требования к характеру отношений между супругами, к способам проявления заботы о нетрудоспособных членах семьи, к участию людей в труде, к организации быта, обеспечению безопасности членов семьи, проведению досуга и т. д. В зависимости от того, соблюдаются или не соблюдаются семьей эти требования, семейный союз отличается определенными особенностями, что, естественно, сказывается на семейной атмосфере в целом и психологическом благополучии каждого члена семьи. [10, С.120]

2.2. Патриархальность семейного взаимодействия

Первоосновой современной моногамии (единобрачия) является патриархальная семья, которая характеризуется главенствующим положением мужчины в семейных отношениях.

Первоначально патриархальная семья была довольно многочисленной: она включала в себя родственников и потомков одного отца с их женами, детьми и родственниками, рабов, в том числе и наложниц. Латинское слово «фамилия» в древние времена означало совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Такая семья иногда насчитывала сотни человек. В различных модификациях патриархальная семья существовала у разных народов. На Руси она имела форму возглавляемой мужчиной большой семьи, состоящей из нескольких поколений ближайших родственников, которые жили под одной крышей и вели совместное хозяйство.

Патриархат в семье был исторической необходимостью, благодаря которой вообще возможно было говорить о существовании семьи, как сложной социальной структуры, имеющей определенные функции, принципы и специфику развития.

Патриархальность семьи основывалась на том, что основные функции жизнедеятельности семьи перекладывались на мужа (отца), который выступал как добытчик, как кормилец своего рода. Его должны были слушаться, подчиняться. Дети просили разрешения и милости за провинности у отца и не могли его ослушаться.

Женщина в данный исторический период развития семейных отношений воспринималась как хранительница домашнего очага, и не имела права выполнять тяжелые физические работы. На ее плечи было возложено воспитание детей, а их как правило было не меньше трех-пяти.

Данный тип семейного взаимодействия предполагает наличие четко выстроенных функций и разграничения полномочий и семейных ролей. Изучением патриархальности семейного взаимодействия занимались многие психологи, философы, историки и т.д. как зарубежом, так и в России.

Исторические изменения настолько сильно перевернули структурно-функциональные особенности семейного взаимодействия, и патриархальность семьи снизилась, а затем необходимость в ней исчезла совсем.

В период становления капиталистического способа производства на смену традиционной патриархальной пришла нуклеарная семья (от латинского «нуклеус» — ядро). Впервые название «нуклеарная» применительно к семье ввел в научный обиход американский социолог Ж.П. Мурдок в 1949 году. Такого рода семья состоит только из самых необходимых для ее образования членов — мужа и жены; она может быть как бездетной, так и включать сколько угодно детей.[13, С.70]

Изучению семьи и семейных взаимоотношений посвящены многие труды психологов, социологов, философов, историков, которые на протяжении цивилизационного развития человечества пытались проследить развитие и становление семьи.

Одним из таких исследований и было изучение взаимодействия в патриархальной семье.

По мнению историков, первоначально патриархальная семья была довольно многочисленной: она включала в себя родственников и потомков одного отца с их женами, детьми и родственниками, рабов, в том числе и наложниц.

Латинское слово «фамилия» в древние времена означало совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Такая семья иногда насчитывала сотни человек. В различных модификациях патриархальная семья существовала у разных народов.

На Руси она имела форму возглавляемой мужчиной большой семьи, состоящей из нескольких поколений ближайших родственников, которые жили под одной крышей и вели совместное хозяйство.

Современные тенденции и темпы развития производства, средства труда и т.д. в настоящее время вычеркнули патриархальность из семейного взаимодействия, но несмотря на это она в некоторых проявлениях существует и в современных семейных отношениях, но уже не имеет ярко выраженного характера, актуальности и исторически-обусловленной необходимости.

studfiles.net

Причины перехода от матриархата к патриархату

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

· усложнение трудовых навыков и орудий труда земледельца, скотовода и ремесленника, требующих выполнение сложной, тяжелой работы.

· появление собственности и имущества;

· накопление знаний, трудовых и профессиональных навыков, традиций передаваемых по наследству членам своей семьи;

· сокращение смертности среди мужчин, что повлияло на выравнивание численности мужчин и женщин;

· изменение жизненного уклада, возникновение новой ячейки организации общества― семьи.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы закрепляли нормы патриархата. Патриархат (patriarchy) –– система иерархического господства мужчин над женщинами, материальной основой которого выступает контроль мужчин над рабочей силой, продуктами труда и репродуктивными качествами женщин (и детей). В основе патриархата лежит андроцентричный общественный дискурс –– способ мышления, при котором мужчины рассматриваются в качестве мирила культурных ценностей и норм. В некоторых племенах допускалась полигамия (многоженство).

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя, во главе которого стоял вождь. С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, создавая новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования и поддерживающие тесные связи друг с другом, образовывали союзы племен. Удалившиеся на большое расстояние от исходной территории племена (прежде всего скотоводы) нередко теряли связи с очагом происхождения. В процессе развития языка появлялись новые позаимствованные слова, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности и контактами с соседями.

Энеолит (4-3 тыс. до н.э.)

Новый этапв развитии земледельческих и пастушеских племен начался с переходом к освоению металлов. Из самородков легкоплавких металлов (меди, олова и свинца), которые лучше и быстрее поддавались обработке, ремесленники научились изготавливать более производительные орудия труда, оружие и украшения. Однако доступных запасов металла было мало, а навыки обработки были примитивными, поэтому каменные орудияиспользовались еще долгий период. Новый этап в истории человечества, начавшийся с освоения металла, называют энеолитом (меднокаменным веком).

В период энеолита начался переход от мотыжного к ранним формам пахотного земледелия. Широко стала использоваться тягловая сила крупного рогатого скота и лошади. Он ознаменовался появлением территориальной общины и первых государств.

Характерные черты первобытной цивилизации.

Экономическая сфера: Социальная сфера:
· низкий уровень производительных сил · родовая или соседская община
· полная зависимость от природы · общинная собственность
· уравнительное распределение
· кочевой образ жизни
  · естественный отбор
· каннибализм
Политическая сфера: Идеологическая сфера:
· отсутствие государства, классов и эксплуатации · Язычество

Вопросы для самоконтроля знаний:

  1. Определите хронологические рамки первобытного общества.
  2. Раскройте стадии антропогенеза современного человека. Какую гипотезу о происхождении человека Вы считаете наиболее верной? Ответ обоснуйте.
  3. По Вашему мнению, какие важнейшие изобретения и открытия древних людей стали шагами человека к цивилизации?
  4. Какие черты характерны для культуры первобытного общества?
  5. Охарактеризуйте духовный мир первобытного человека.
  6. Назовите особенности мифологического мировосприятия древнего человека.
  7. Какие формы верований характерны для первобытной эпохи. В чем заключаются их специфика?
  8. Проанализируйте особенности периодов матриархата и патриархата в развитии первобытного общества. По Вашему мнению, какие причины стали основанием для создания культа женщины.
  9. Что характеризует культуру собирательства и охоты?
  10. Раскройте сущность неолитической революции.
  11. Что характерно для культуры раннего земледелия?
  12. Какие достопримечательности мегалитической архитектуры существуют сегодня?
  13. Какие черты определяют первобытные формы искусства?

megapredmet.ru

ПАТРИАРХАТ

(от греч. πατήρ – отец и ἀρχή – начало, власть) – совокупность экономич., обществ. и идеологич. отношений, характеризующихся преобладающей ролью мужчины в семье и обществе. П. возникает в период разложения первобытнообщинного строя; те или иные его элементы в трансформированной форме длительное время сохраняются в классовом обществе. Нек-рые исследователи считают П. универсальным этапом в истории родового общества. (М. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, М., 1953). По мнению других, П. является наиболее распространенной, но не универсальной формой разложения первобытнообщинного строя, т.к. переход к классовому обществу может совершаться и через поздний, развитый матриархат (С. П. Толстов, Древний Хорезм, М., 1948; А. И. Першиц, Развитие форм собственности в первобытном обществе, как основа периодизации его истории, "Сов. этнография", 1955,. No 4). В этом случае такие элементы П., как господство мужчины в семье, счет родства по мужской линии и т.д., возникают лишь на рубеже классового общества или в начальный период его развития. Археологически П. охватывает период от конца неолита до раннежелезного века.

В историографии первобытной истории большое значение получил вопрос об историч. соотношении П. и матриархата. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеч. общество изначально было патриархальным. При этом с античности и до сих пор примат П. над матриархатом всегда трактовался сторонниками патриархальной теории как доказательство извечности частной собственности и др. элементов и черт классового общества, моногамной семьи, неравноправия полов.

Позднее эта т.н. патриархальная теория развивалась Фомой Аквинским ("De regimine principum", P., 1509), Ж. Боденом ("Le six livres de la république", P., 1576), P. Филмером ("Patriarcha, or the natural power of kings", L., 1680) и др. Эти авторы выводили из изначального П. происхождение гос-ва и теорию "божеств. права королей".

В 19 в. англ. историк права Г. Мэн связал П. с родом. По его мнению, развитие идет от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875). Другими наиболее известными представителями патриархально-родовой теории в 19 в. были Фюстель де Куланж ("La cité antique. Étude sur la culte le droit, les institutions de la Grèce et de Rome", P., 1864), A. Пикте ("Les origines indo-européennes ou les Aryas primitifs...", v. 1–2, P., 1859–63), Э. Тайлор ("Primitive society", в журн. "Contemporary Review", 1873, v. 21–22), Пешель ("Völkerkunde", Lpz., 1874). В 1877 вышла книга Л. Г. Моргана "Древнее общество" (рус. пер. 1900), в к-рой показывается, что патриархально-родовой строй не был изначальным, а закономерно следовал за периодом господства материнского рода. Однако Морган недооценивал значение перехода от материнского рода к отцовскому, видя в нем гл. обр. изменение счета родства, вызываемое развитием индивидуальной собственности и моногамной семьи.

В конце 19 в. и в нач. 20 в. подавляющее большинство бурж. этнографов, стремясь опровергнуть идеи об изначальности и универсальности матриархата, развивали теории о двух путях первоначального развития человечества (матриархальном и патриархальном) или пытались доказать, что патриархат предшествует матриархату. Наиболее известными представителями этих течений являются К. Н. Старке ("Первобытная семья, ее возникновение и развитие", пер. с франц., СПБ, 1901), Э. Вестермарк ("The history of human marriage", Helsingfors, 1889), В. Шмидт и В. Копперс ("Gesellschaft und Wirtschaft der Völker", Regensburg, 1924), Р. Лоуи ("Primitive society", Ν. Υ., 1920). Подобные взгляды до сих пор господствуют в бурж. этнографич. лит-ре (J. Steward, Theory of culture change; the methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955). Марксистская теория П. была сформулирована Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва"). Согласно ей, переход от матриархата к П. совершается в результате развития производит. сил и увеличения производительности труда в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Меняется характер разделения труда. Труд женщины ограничивается работой по дому. Осн. участником обществ. произ-ва становится мужчина. Соответственно меняются и социальные отношения: материнское право "меняется отцовским, парный брак – моногамией, "а это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду" (Энгельс Φ., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 162). Род теряет хоз. единство, осн. экономич. ячейкой становится большая семья. Растет имуществ. дифференциация, возникает патриархальное рабство, зарождается деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древние общества", Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М.–Л.], 1941; Ковалевский М., Первобытное право, вып. 1, М., 1886; Ольдерогге Д. Α., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; Косвен М. О., Переход от матриархата к патриархату, в сб.: Родовое общество. Этнографич. материалы и исследования, М., 1951.

Л. Файнберг. Москва.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Матриархат и патриархат в первобытной культуре — реферат

______________________________

_______________________________

________________________

 

 

Реферат по культурологи

Матриархат и  патриархат в первобытной культуре

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

                                        Выполнил (а):

                                                                      Студент

                                                                           Проверила: 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Матриархат…………………………………………………………….……......5

1.1 Понятие «матриархата»  и теория возникновения………..…………..…..…5

1.2 Матриархальные общества……..…………………………………………….8

1.3 Матриархат в истории  и мифологии……………..………………………….9

2. Патриархат….…………..…………………………………………..................13

2.1 Понятие «патриархат  и теория его возникновения………………..……....13

2.2 Патриархальная семья…………..…………………………………...............14

2.3 Патриархат в библии  и мифологии…..……...……………………………...15

3. Эндогамия и экзогамия……………….…………………………...................18

Заключение…...……………………………………………………………….….24

Список используемой литературы……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

Человечество прошло в  своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличался определенным уровнем и характером общественных отношений: культурных, экономических, религиозных. Самым крупным и  наиболее длительным этапом в жизни  человеческого общества было время, когда не существовало государства  и права в современном смысле слова. Этот период охватывает первое тысячелетие от появления человека на земле, до возникновения классовых  обществ и государств. В науке  за ним закреплено название первобытного общества.

Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа существует около 40 тысяч лет. В этот период человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали в первой клеточкой человеческой самоорганизации – общине, или ее еще называют первобытно-родовой общиной - род, племя, их объединения.  Для этого периода характерны коллективный труд и простейшая кооперация, основывавшаяся не на разделении труда, а на объединении усилий коллектива людей при добывании средств к существованию. В этих условиях труд отдельной личности выступал как общественный, имея целью не удовлетворение потребностей отдельных членов общины, а в обеспечении условий существования общины в целом, поэтому традиционным было уравнительное распределение продукции. Скудость добываемых средств не позволяла образоваться излишкам, следовательно, отсутствовали материальные условия для эксплуатации человека человеком. Впоследствии возник коллектив более высокого уровня – род, представший собой хозяйственное, общественное и идеологическое объединение кровных родственников, ведущих свое происхождение от одного общего предка.

Цель работы: понять основные особенности  патриархата и матриархата, а так же затронуть виды брачных отношений.

Актуальность данной темы растет с каждым днем, так как между женским и мужским полом шла, идет и будет идти гласная и негласная борьба за право главенствовать или диктовать свои условия. Поэтому, чтобы ближе познакомиться с данной проблемой, я выбрала именно эту тему.

3

Выполняя данную работу, поставила перед собой несколько  задач:

1) Раскрыть понятия матриархат и патриархат.

2) Выявить, какие же  предпосылки повлияли на появление  данных форм общественного устройства.

3) Узнать, как выглядел патриархальный и матриархальный строй.

4)Раскрыть понятия эндогамия и экзогамия.

5) Познакомиться с гипотезами  о переходе от одних брачных  отношений к другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 Глава 1:Матриархат

    1. Понятие «матриархат» и теория возникновения.

 

Слово матриархат происходит от латинского слова matris –мать и  греческого arche – начало, власть, то есть буквально можно перевести как «женовластие».

В словарях даются такие  определения:

   1)Матриархат – это такая форма общества, в котором лидирующую роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%82]

   2)Матриархат – это одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу.[http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/107295/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%82]

   3)Матриархат – это форма правительства, сформированного исключительно из женщин, или в котором доминируют женщины.

[ http://www.forum-volgograd.ru/showthread.php?t=247522]

  Все источники по данной теме, с которыми я столкнулась, утверждают, что на данный момент никаких документальных свидетельств о жизни матриархата нет – государство и письменность создавались везде под властью мужчин. Поэтому вокруг матриархата ходит много домыслов и фантазий, так же как и недопониманий и недомолвок. Любые факты для рассуждения являются косвенными, а любые обряды, предположительно оставшиеся от матриархата, – описаны уже в патриархальном обществе. И вообще все исторические события не могут быть абсолютно достоверными, потому что с течением времени они подвластны изменениям под влияниями различных человеческих мнений, культурных ценностей и многих других факторов. 

   Теория матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине  XIX века, как оппозицию патриархальной теории общественного устройства, доминирующего в

5

европейской науке со времен Платона  и Аристотеля. Первым период женского господства выделил швейцарский  ученый Иоганн Якоб Бахофен в своей  книге «Материнское право», написанной в 1861году, основываясь на материалах античной мифологии. Ученый показал, что  в древнейшей истории человечества первоначально существовал материнский  счет и наследование по материнской  линии. Бахофен назвал такое социальное устройство гинекократией. Продолжил теорию швейцарского ученого американский антрополог Льюис Генри Морган в своей книге «Древнее общество»,написанной в 1877году. Опираясь преимущественно на данные этнологии, он выдвинул тезис о коллективном роде как форме организации первобытного общества и материнском роде как его начале.  

Создание теории матриархата как  порядка, предшествовавшего патриархату, имело для XIX века большое значение, поскольку подрывало идею патриархата, лежавшую в основе европейского общественного  устройства. Фридрих Энгельс высоко ценил обе работы и в своем классическом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанном в 1884году, развил концепцию первобытного коллективизма в моргановском ключе. Все три книги основывались на данных этнологии и антропологии, а к концу XIX века их накопилось еще больше, и внимание к положению женщины в первобытном обществе усиливалось. Однако солидных доказательств существования власти женщин над мужчинами ни этнология, ни археология, ни антропология так и не представили.

В советской литературе существование  матриархата долгое время не ставилось  под сомнение: до сих пор в большинстве  учебников и даже академических  пособиях можно встретить несколько  ироническое описание «господства  женщин». Но в западной антропологии уже в 50-е годы появилась аргументированная  критика «матриархата» в представлении  Бахофена-Моргана-Энгельса, а к 70-м  годам большинство антропологов пришли к выводу о том, что матриархат – это миф, созданный на базе интерпретации  греческой мифологии.  

Однако в любом случае, в противовес ученым, отрицавшим матриархальный строй, есть ученые, выступающие за право  его существования, приводя аргументы, основывающиеся на нескольких видах  доказательств:

 1)данные, в которых женщина обеспечивала основные средства к существованию;

 2)данные об обществах, в которых наличествует матрилинейная система наследования;

3)древние мифы о правлении  женщин

6

Все западные специалисты согласны с тем, что существуют общества, в  которых женщины достигли огромного  социального признания и власти. Однако никто и никогда не описал общества, где за женщинами была бы публично признана власть и авторитет, превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин, так как  структура  матриархального общества вообще не подразумевает строгой  иерархии и подчинения, кроме коллективного контроля. Поэтому неправильно вообще считать матриархат общественным строем, где все мужчины находились под властью всех женщин.

Противники теории существования  матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса  все-таки нередко наблюдается на начальном этапе развития культуры земледелия. При этом, они, однако, считают, что неправомерно идентифицировать такой рост со становлением матриархата.

По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства – типично  женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением  роли земледелия в хозяйственной  жизни людей увеличилась и  роль женщин  в обществе. Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала. Однако данные утверждения вступают в противоречие с недавними археологическими находками  на юге России, Украине и южной  Сибири, которые подтверждают высокую  роль женщин с жизни древних скотоводческих племен. 

По представлениям некоторых эволюционистов, матриархат был тесно связан с  культом плодородия – древние  люди ассоциировали «мать землю, взращивающую брошенное в нее  семя» с женщиной, беременеющей после  полового акта.

Получив власть над материальными  ресурсами - злаками, зерном, плодами, женщины  стремились закрепить свою власть и  в духовной сфере. Из обрядов требовалось  исключить всякое упоминание о мужчине, как о плодоносной, продуктивной силе. Рожать и плодоносить - привилегия исключительно женская. И при  матриархате происходило затушевывание, уход в тень первоначальных ритуалов плодородия, изображавших соитие мужчины  и женщины, неба и земли. Дождь  – небесное семя – необходимо было заменить на другую жидкость, не так  прямо указывавшую на необходимость  наличия мужчины для зачатия. И такой жидкостью стала кровь. Матриархат, религия и строй жизни, прославлявший материнство, считается  одной из самых кровавых эпох в  истории человечества. Именно с матриархата  пошли традиции кровавых жертвоприношений (поначалу это были приношения матери-земле), обычаи при строительстве города приносить в жертву живое 

7

существо (обязательно мужского пола), коррида - ритуальные игры с обязательным убийством животного (самца) и пролитием его крови. В основе религиозных представлений того времени была вера в «богиню-мать – прародительницу рода».[ http://www.owl.ru/gender/109.htm]

    1. Матриархальные общества

Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и  авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы  семейства берет на себя дядя по материнской линии). Иногда в качестве признаков матрилинейных обществ  рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия. Неоспоримым  признаком матриархата также  является материнское право (неоспоримое  право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака — дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, при котором имуществом семьи распоряжаются женщины, и передается оно только по женской линии. Мужчина, с которым женщина состоит в длительных отношениях, не имеет право распоряжаться собственностью женщины и ее семьи.

Основой типичного матриархального  общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200—300 человек близких родственников  по женской линии. Ее возглавляет  старшая женщина, иногда ее брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и ее детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский  род, который коллективно владеет  общинной землей. Прочее же имущество  является собственностью женщин, и  передается от матери к дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать  браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский  род состоял в тесных связях с  другим родом, с кем обменивался  женихами и невестами, обмен иногда перерастает в фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).

Есть и другой вариант матриархального  порядка: племя делится на две  половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина существует автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. Родство так же ведется  по женской линии. Пересечения обоих половин племени происходит только на период брачных обрядов для зачатия детей. На другие сферы жизни друг друга обе половины племени не влияют.

В матриархальных обществах, где религиозную  картину мира формирует язычество, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие  во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать. Примером может служить одно из

8

древнейших направлений индуизма – шактизм, или культ богини Астарты  в древней Месопотамии. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский  пантеон богов заменяется на мужской  пантеон. Матриархальные социумы повсеместно  встречались в разное время в  разных частях света, у различных  народов, населяющих Азию, Африку, Европу, Северную и Южную Америку Например, подтверждают существование матриархального  общества археологические раскопки на острове Суматра (Индонезия), в  контексте изучение истории народа Минангкабау. Минангкабау — один из самых развитых народов мира, сочетающий традиции материнско-родового строя (матриархат) с мусульманской религией. Минангкабау широко представлены в высших политических, экономических и культурных кругах Индонезии, что опровергает распространенное заблуждение о том, что матриархальные общества — это общества, отстающие во всех сферах культурного и экономического развития. [http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%F0%E8%E0%F0%F5%E0%F2]

1.3 Матриархат в истории и  мифологии

К наиболее древним литературным источникам, свидетельствующим о существовании  матриархальных обществ, можно отнести  древнегреческие мифы об амазонках. До недавнего времени считалось, что мифы об амазонках, как об обществе воинственных женщин, живущих без  мужей, воспитывавших дочерей в  воинском духе, подчиняющихся строгой  иерархии и дисциплине, являются выдумкой античных авторов. Однако последние  раскопки на юге России подтвердили  гипотезу, что миф об амазонках  мог быть основан на исторических фактах: были найдены курганные захоронения  знатных женщин, в могилу которых  было положено драгоценное оружие, мечи, луки и стрелы. Это свидетельствовало  о том, что женщины при жизни  занимались военным ремеслом.

yaneuch.ru

ПАТРИАРХАТ - это... Что такое ПАТРИАРХАТ?

(от греч. πατήρ – отец и ἀρχή – начало, власть) – совокупность экономич., обществ. и идеологич. отношений, характеризующихся преобладающей ролью мужчины в семье и обществе. П. возникает в период разложения первобытнообщинного строя; те или иные его элементы в трансформированной форме длительное время сохраняются в классовом обществе. Нек-рые исследователи считают П. универсальным этапом в истории родового общества. (М. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, М., 1953). По мнению других, П. является наиболее распространенной, но не универсальной формой разложения первобытнообщинного строя, т.к. переход к классовому обществу может совершаться и через поздний, развитый матриархат (С. П. Толстов, Древний Хорезм, М., 1948; А. И. Першиц, Развитие форм собственности в первобытном обществе, как основа периодизации его истории, "Сов. этнография", 1955,. No 4). В этом случае такие элементы П., как господство мужчины в семье, счет родства по мужской линии и т.д., возникают лишь на рубеже классового общества или в начальный период его развития. Археологически П. охватывает период от конца неолита до раннежелезного века. В историографии первобытной истории большое значение получил вопрос об историч. соотношении П. и матриархата. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеч. общество изначально было патриархальным. При этом с античности и до сих пор примат П. над матриархатом всегда трактовался сторонниками патриархальной теории как доказательство извечности частной собственности и др. элементов и черт классового общества, моногамной семьи, неравноправия полов. Позднее эта т.н. патриархальная теория развивалась Фомой Аквинским ("De regimine principum", P., 1509), Ж. Боденом ("Le six livres de la république", P., 1576), P. Филмером ("Patriarcha, or the natural power of kings", L., 1680) и др. Эти авторы выводили из изначального П. происхождение гос-ва и теорию "божеств. права королей". В 19 в. англ. историк права Г. Мэн связал П. с родом. По его мнению, развитие идет от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875). Другими наиболее известными представителями патриархально-родовой теории в 19 в. были Фюстель де Куланж ("La cité antique. Étude sur la culte le droit, les institutions de la Grèce et de Rome", P., 1864), A. Пикте ("Les origines indo-européennes ou les Aryas primitifs...", v. 1–2, P., 1859–63), Э. Тайлор ("Primitive society", в журн. "Contemporary Review", 1873, v. 21–22), Пешель ("Völkerkunde", Lpz., 1874). В 1877 вышла книга Л. Г. Моргана "Древнее общество" (рус. пер. 1900), в к-рой показывается, что патриархально-родовой строй не был изначальным, а закономерно следовал за периодом господства материнского рода. Однако Морган недооценивал значение перехода от материнского рода к отцовскому, видя в нем гл. обр. изменение счета родства, вызываемое развитием индивидуальной собственности и моногамной семьи. В конце 19 в. и в нач. 20 в. подавляющее большинство бурж. этнографов, стремясь опровергнуть идеи об изначальности и универсальности матриархата, развивали теории о двух путях первоначального развития человечества (матриархальном и патриархальном) или пытались доказать, что патриархат предшествует матриархату. Наиболее известными представителями этих течений являются К. Н. Старке ("Первобытная семья, ее возникновение и развитие", пер. с франц., СПБ, 1901), Э. Вестермарк ("The history of human marriage", Helsingfors, 1889), В. Шмидт и В. Копперс ("Gesellschaft und Wirtschaft der Völker", Regensburg, 1924), Р. Лоуи ("Primitive society", Ν. Υ., 1920). Подобные взгляды до сих пор господствуют в бурж. этнографич. лит-ре (J. Steward, Theory of culture change; the methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955). Марксистская теория П. была сформулирована Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва"). Согласно ей, переход от матриархата к П. совершается в результате развития производит. сил и увеличения производительности труда в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Меняется характер разделения труда. Труд женщины ограничивается работой по дому. Осн. участником обществ. произ-ва становится мужчина. Соответственно меняются и социальные отношения: материнское право "меняется отцовским, парный брак – моногамией, "а это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду" (Энгельс Φ., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 162). Род теряет хоз. единство, осн. экономич. ячейкой становится большая семья. Растет имуществ. дифференциация, возникает патриархальное рабство, зарождается деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древние общества", Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М.–Л.], 1941; Ковалевский М., Первобытное право, вып. 1, М., 1886; Ольдерогге Д. Α., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; Косвен М. О., Переход от матриархата к патриархату, в сб.: Родовое общество. Этнографич. материалы и исследования, М., 1951.

Л. Файнберг. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

Битяев В. В — копия / 27

27. проблемы матриархата.

МАТРИАРХАТ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРУЮ ПРОБЛЕМУ

X.М. Думанов, А.И. Першиц

Буквальное значение слова "матриархат" -власть матерей, его общепринятое понимание -женовластие. В школе нас учат, что в древнейшей истории человечества женовластие (матриархат) предшествовало мужевластию (патриархату). Много говорится о матриархате и в специальной историко-этнологической литературе. Беда только, что говорится по-разному. Одни авторы утверждают, что матриархат был, другие - что его не было; иные пишут, что было нечто вроде матриархата, и только немногие пытаются выяснить, что же именно было. Сравнительно недавно к этому хору историков присоединились представители других специальностей. Создатель концепции стабильности женского и подвижности мужского пола на разных уровнях организации живого В.А. Геодакян сделал вывод о том, что матриархат не только существовал в прошлом, но и снова наступит в будущем [1]. О грядущем возвращении к матриархату пишут и некоторые феминистки [2]. Видимо, пришла пора попытаться понять, где здесь иллюзии, а где историческая реальность.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Многие науковеды считают, что научное знание впервые возникло в Древней Греции. Если это так, то уже вместе с наукой родилась первая концепция, связывающая устройство общества с положением полов. Это была патриархальная теория, намеченная уже Платоном, но особенно четко сформулированная Аристотелем. Изначальным видом человеческого общежития, учил этот корифей античной мысли, была патриархальная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения - государства (Aristotel, Politica 1-111). Тем самым была выдвинута идея некой органичной триады -патриархальной семьи, классового общества, государства как вечных и неизменных устоев человеческого общежития. И хотя уже задолго до этого имелось много сообщений о народах, которые ведут происхождение по материнской линии и почитают женщин, идея Аристотеля, вошедшая в доктрину христианской церкви, определила абсолютное господство патриархальной теории не только в древности, но и в средние века и отчасти в новое время.

Положение стало меняться только с середины XIX в., когда естественно-научный эволюционизм, одержав блестящие победы в астрономии, геологии, физике, химии, биологии, начал проникать в науку о человеке и его культуре. Утвердившаяся здесь идея развития позволила обобщить и осмыслить разрозненные факты, противоречившие патриархальной теории. Особенно большую роль в этом отношении сыграли два труда: "Материнское право" (1861) швейцарца И.Я. Бахофена и "Древнее общество" (1877) американца Л.Г. Моргана. Первый из них, основываясь главным образом на материалах античной мифологии, показывал, что в древнейшей истории человечества патриархальным порядкам предшествовали материнский счет родства и наследование по материнской линии. Второй, опираясь преимущественно на данные этнологии, выдвинул тезис о коллективистском роде как форме организации первобытного общества и материнском роде как его начальной, допатриархальной стадии. Оба сделали вывод, что господству мужчин предшествовало господство женщин, патриархату - матриархат.

Создание в противовес патриархальной теории концепции матриархата как порядка, предшествовавшего патриархату, имело для того времени большое значение. Учение о первобытном коллективизме и его наиболее полном воплощении - матриархате - подрывало идею органичной патриархальной триады, а тем самым и незыблемость существовавшего общественного строя. Поэтому естественно, что Ф. Энгельс высоко оценил заслуги И.Я. Бахофена и в особенности Л.Г. Моргана и в своей книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" не только развил концепцию первобытного коллективизма, но и воспроизвел его более частную матриархальную трактовку. И так же понятно, что в дальнейшем матриархальные сюжеты привлекли к себе заметное внимание, отразившись в обширной исследовательской литературе [3,4].

Между тем, как всегда, продолжали накапливаться факты. Они подтвердили созданную Морганом и развитую Энгельсом теорию первобытного коллективизма. Они позволили выдвинуть определенную аргументацию в пользу исторического приоритета материнского рода по отношению к роду отцовскому, патриархальному. Они заставили навсегда похоронить - и не только у нас, но и в исторически ориентированной западной литературе - просуществовавшую два с лишним тысячелетия патриархальную теорию. Не подтвердили они только одного - концепции матриархата в прямом значении этого слова, то есть первоначального господства женщины в семье и обществе.

В результате уже с 1950-х годов в отечественной историко-этнологической литературе появилось робкое, но по тем временам достаточно опасное возражение против отождествления материнско-родовой организации с матриархатом [5]. Но оно осталось гласом вопиющего в пустыне. Одни не хотели его замечать, опасаясь расхождения с официальной доктриной: ведь исторический приоритет матриархата был канонизирован не только Энгельсом, но и Лениным в "Лекции о государстве" и Сталиным в гл. 4 "Краткого курса". Другие не всегда читали центральные журналы. Вот только один пример из области кавказоведения. Матриархальную догму продолжали развивать адыговеды Е.С. Зевакин и Э.Л. Коджесау, осетиноведы В.И. Абаев, А.X. Магометов, Б.А. Калоев, А.Х. Чочиев, армяноведы С.Д. Лисициан, Э.Т. Карапетян, А.Е. Тер-Саркисянц, абхазовед Ш.Х. Салакая и другие.

Как же обстоит дело в действительности? Чтобы понять это, обратимся к современным данным этнологической реконструкции истории первобытного общества.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В ПЕРВОБЫТНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Теория первобытного коллективизма занимает особое место в понимании природы первобытнообщинного строя. Это принципиально важная концепция, а также один из немногих основных вопросов характеристики первобытного общест-

ва, в решении которых при всех расхождениях во взглядах в настоящее время преобладает единство мнений между серьезными учеными самых различных методологических ориентаций. Такое единодушие отразилось даже в сходстве терминологии. В отечественной литературе древнейший этап истории человечества называют первобытнообщинным, общинно-родовым или доклассовым, в литературе Запада - эгалитарным (от лат. egalis), то есть обществом равных.

Основными социальными структурами первобытности были род и первобытная община. Род -это коллектив людей, считавших себя связанными родством по одной, материнской или отцовской линии и консолидированных запретом внутриро-довых браков (родовой экзогамией). Первобытная община - это продолжающая жить вместе, локализованная часть рода с пришедшими к ней по браку мужьями или женами сородичей. Чаще всего большая часть общины являлась членами одного рода, почему род и община в эпоху классической первобытности в основном совпадали друг с другом и были тесно между собой связаны.

Эта взаимосвязь имела не только социально-бытовой, но и экономический характер. В ранне-первобытном обществе вся земля - охотничьи, собирательские и рыболовные угодья - обычно считалась собственностью рода, но находилась в фактическом распоряжении общины. Причем не какой-нибудь одной части членов рода или общины, а всех сородичей или общинников - безразлично мужчин или женщин. В общественном производстве также в равной мере участвовали оба пола, хотя в силу естественно сложившегося разделения труда между полами охота и рыболовство считались мужским занятием, собирательство - женским. При этом распределение общественного продукта могло быть только уравнительным, или равнообеспечивающим. Если бы вдруг мужчины отказались делиться с женщинами, скажем, охотничьей добычей, то и женщины отказались бы делиться с мужчинами продуктами собирательства. А между тем и то и другое было в одинаковой степени жизненно важно для ранне-первобытных коллективов. При относительно низком уровне развития производительных сил, в условиях нередко экстремальных ситуаций эти коллективы не выжили бы без равнообеспечива-ющего распределения жизненных средств между своими членами. Это касалось тех, кто участвовал или не участвовал в различных хозяйственных предприятиях, здоровых и больных, взрослых и детей, мужчин и женщин. Таким образом, сама специфика социально-экономических, производственных отношений в раннепервобытном обществе предопределяла экономическое равенство всех членов родов и общин, в том числе и представителей разных полов.

В позднепервобытном обществе человечество на магистральном пути развития стало переходить от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству. В других областях ойкумены, малопригодных для новых отраслей хозяйства, присваивающая экономика сохранилась, но стала более специализированной и высокоразвитой. Возросшие производительные силы сделали возможной некоторую парцелляцию отношения к условиям производства, самой хозяйственной деятельности и распределения. В составе общинно-родовых коллективов стали все больше обособляться отдельные семьи. Они получали в пользование участки родовой земли, владели собственным скотом, самостоятельно производили многие хозяйственные операции. Общественный продукт теперь все чаще распределялся между ними не уравнительно, а по затраченному труду.

Но и теперь ни мужчины, ни женщины не стали единоличными собственниками остававшихся общинно-родовыми условий производства и не отстранили противоположный пол от участия в общественно полезном труде. В примитивном земледелии одни операции, преимущественно требовавшие физической силы, производились мужчинами, другие, преимущественно наиболее трудоемкие, - женщинами. В высокоспециализи-рованном присваивающем хозяйстве по-прежнему сохраняли свою роль как мужские охота и рыболовство, так и женское собирательство. Большие возможности для выдвижения на передний план мужского труда предоставляло скотоводство, и в прошлом считалось, что с возникновением пастушества как первого крупного общественного разделения труда женщина была отстранена от участия в общественно полезном производстве. Но в свете современных данных раннее скотоводство еще повсеместно сочеталось с земледелием и, стало быть, не создавало условий для общего вытеснения женского труда мужским. Словом, и в поздне-первобытном обществе вплоть до эпохи его распада нормой оставалось равное участие мужчины и женщины в экономической жизни коллектива. Это обстоятельство уже давно привлекло к себе внимание этнологов, в том числе и сторонников матриархальной теории, которые, однако, не сделали из него надлежащих теоретических выводов [6].

Принципиальному экономическому равенству членов первобытных коллективов не мешало то, что они отнюдь не были единообразной недифференцированной массой. Свойственное первобытному обществу разделение труда между полами было выражено куда резче, чем когда-либо в последующей истории человечества, и сопровождалось своего рода обособлением полов в хозяйственной деятельности, общественной жизни и идеологии. У многих охотничье-собирательских пле-

мен даже не разрешалось, чтобы женщина дотрагивалась до мужских орудий труда, а мужчина - до женских. То же позднее сохранилось на стадии раннего земледельческого и скотоводческого хозяйства. Так, например, у индийского племени тода женщины не должны были подходить к домашнему скоту и даже ходить по тропинкам, ведущим к доильням. В ряде первобытных обществ обычным явлением была бытовая изоляция полов. Мужчины и женщины нередко и жили раздельно. Мужчины имели свои обряды, религиозно-магические культы, иногда даже тайные языки, женщины - свои. Существовали специфически мужские и специфически женские обязанности и привилегии. На основе жесткого межполового разделения труда и связанного с ним общего обособления мужчин и женщин возникали их разные социально-бытовые статусы, но это не были неравные, иерархизованные статусы, ведшие к господству одного пола над другим.

Существуют ли вообще какие-нибудь доводы в пользу экономического доминирования женщины в первобытном обществе? Многие сторонники матриархальной теории, хорошо понимая определяющее значение экономики, старались такие доводы найти. Говорилось об относительно большем значении женского собирательства по сравнению с мужскими охотой и рыболовством, о большей надежности результатов собиратель-ского хозяйства по сравнению с результатами хозяйства охотничье-рыболовческого и т.п. Но собирательство имеет преимущественное значение только у племен некоторых областей южного полушария, составляя здесь большую часть получаемого в хозяйстве продукта [7,8], и к тому же даже у этих племен отнюдь не выявлено господство женщин. Другой распространенный довод - большое значение женского труда в домашнем хозяйстве, заготовке впрок таких продуктов мужской хозяйственной деятельности, как охота и рыболовство. Однако этот аргумент не может рассматриваться как достаточно весомый. Чтобы запасти впрок мясо или рыбу, надо их сначала получить, а добыча была делом мужчины.

ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ПОЗДНИЙ МАТРИАРХАТ

Если первобытное общество было обществом равных, то в эпоху его разложения стали возникать отношения общественного неравенства и, соответственно, господства и подчинения. Разумеется, социальная дифференциация - это совсем не то же самое, что неравенство в положении полов. Но одно может питать и стимулировать другое. Не создавались ли в процессе разложения первобытного общества такие ситуации, при которых делался возможным матриархат или хотя бы подобие этого порядка? Некоторые отечественные исследователи, лишь с оговорками пользующиеся термином "матриархат" для классического первобытного общества, применительно ко времени его разложения пишут о развитом, или позднем матриархате.

Основанием для этого послужило существование некоторого количества своеобразных обществ, которые всегда фигурируют в качестве образца "позднематриархальных". К их числу принадлежат материнско-родовые общества меланезийцев Тробрианских островов и микронезийцев острова Трук в Океании, малайцев-минангкабау Суматры, наси Южного Китая, гаро и кхаси, а также каст наяров и тийяров в Индии, ашанти, яо и ряда других народов Тропической Африки, ирокезов, тлинкитов и индейцев пуэбло в Северной Америке. Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующие. Свыше половины их (по подсчетам некоторых американских этнологов, 56%) занимаются преимущественно мотыжным земледелием, то есть у них не получило сколько-нибудь значительного распространения разведение крупного рогатого скота, применяемого в плужном земледелии. В связи с этим давно уже существует взгляд, что сохранение такими обществами материнско-родовой организации или ее очень заметных остатков объясняется отсутствием или неразвитостью скотоводства и ведущей ролью женского труда в мотыжном земледелии - этом своего рода огородничестве. В частности, обращено внимание на то, что в Тропической Африке такие общества в основном сосредоточены в областях, где из-за мухи цеце нельзя держать погибающий от ее укусов крупный рогатый скот. Но этот взгляд не общепринят и, видимо, слишком категоричен. Ведь материнско-родовые общества зафиксированы также в условиях высокоспециализированного рыболовческо-охотничьего хозяйства (например, у тлинкитов) и плужного земледелия (скажем, у минангкабау или наяров).

Для тех из этих обществ, у которых наиболее выражены материнско-родовые порядки (трукез-цы, минангкабау, часть кхаси, ашанти, яо, ирокезы), характерна не столько собственно семья, сколько "материнская семья" для многих других -сильнейшие ее остатки. У них сохранялась не только матрилинейность, но и матрилокальность или авункулокальность (брачное поселение в группе брата матери), нередко даже дислокаль-ность (проживание каждого из супругов в своей группе с эпизодическими брачными встречами) или амбиолокальность (попеременное проживание супругов в той или другой группе). Очень крепки были экономические и бытовые связи человека с братом его матери: с ним часто вели общее хозяйство и еще чаще ему наследовали, к нему обращались за помощью, советом и т.п. Общие экономические интересы супругов были слабы, слаба была и связь детей с отцом, а нередко она практически отсутствовала совсем. Ясно, однако, что факт выраженных "материнско-семейных" отношений или их сильнейших остатков сам по себе ничего не объясняет. Напротив, он требует объяснения в такой же мере, как и весь комплекс сохраняющихся при данном варианте развития ярких материнско-родовых явлений и черт.

В этнологии пока нет удовлетворительного и общепринятого объяснения причин этого варианта развития. Может быть, единой причины нет вообще, а в разных случаях свою роль играли специфические сочетания направлений хозяйственной деятельности, особенностей разделения труда между полами и другие пока еще не вполне ясные факторы. Уже говорилось, что часто, хотя и не всегда, "позднематриархальные" общества были мотыжноземледельческими, или огородническими. Обращено внимание также на то, что в каких-то случаях особой сохранности материнско-родовых черт способствовали условия относительной изоляции в своего рода пустынных или горных экологических нишах, как это было, например, у туарегов Сахары [15]. Этнолог и археолог С.П. Толстов считал, что сохранение материнско-родовой организации вплоть до возникновения классов и государства вообще является нормальным путем развития первобытного общества, а патриархальная организация при всей своей распространенности развивалась лишь там, где переход к цивилизации протекал особо медленными темпами [16].

Имеются факты, заставляющие в определенной мере учитывать и эту точку зрения. В ряде древневосточных, античных и средневековых государств выявлены заметные остатки материнско-родовых порядков. Так, например, в древнем Египте сохранялся и даже преобладал над отцовским материнский счет родства, и в жизни человека очень большую роль играли его дядя или дед по материнской линии. Материнский порядок родства и наследования еще только вытеснялся отцовским, и поэтому египетские фараоны женились на своих сестрах и дочерях, чтобы их дети были им одновременно племянниками или внучатыми племянниками по материнской линии. В Хеттском царстве престол первое время передавался по женской линии. В раннеклассовом обществе этрусков сохранялась материнская филиация. В ахейской Греции, как показывают некоторые мифы, материнское родство значило больше отцовского. В Тропической Африке в государстве Конго престол первоначально передавался от материнского дяди к племяннику, в государствах Лунда и Буганда цари женились на своих сестрах. В этих же и других африканских царствах жены или матери царей считались их соправительницами, в связи с чем в государстве Иоруба даже возник обычай ритуального умерщвления матери царя. В южноамериканских государствах инков и муисков правители также женились на своих сестрах.

Однако для нас в данном случае важно другое. Сопровождались ли на этом пути развития материнско-родовые порядки или их пережитки матриархатом как господством женщин? Ни в коей мере. Особенность данного варианта в отличие от варианта патриархального в том, что женщина оставалась полноправной, уважаемой, часто влиятельной, но не больше. И это хорошо видно на примере даже наиболее ярких из "позднематри-архальных" обществ.

У микронезийцев острова Трук во главе родовых групп стояли мужчины, и им же принадлежали все другие социально значимые роли. То же было у минангкабау, кхаси, яо и ашанти, хотя у последних домохозяйства - "материнские семьи", по некоторым сведениям, могли возглавляться как мужчинами, так и женщинами. Имеются сообщения, что женщины могли возглавлять такие же домохозяйства - "овачиры" у ирокезов, но по другой версии они должны были делить власть со своими старшими братьями. Какие сообщения об ашанти и ирокезах больше соответствуют истине, теперь установить трудно, и намного важнее то, что даже реальное главенство женщины в низовой ячейке общества вообще мало о чем говорит. Как и во всех других материнско-родовых обществах, в обществах "позднематриархальных" вождями всегда избирались мужчины, и у ашанти или ирокезов дело в этом отношении обстояло так же, как и у остальных племен. О том, что главенство женщины в низовой ячейке общества малопоказательно, свидетельствует и другое обстоятельство. Известно, что даже в условиях выраженного патриархата, например, у кавказских горцев, болыпесемейные хозяйства по смерти старшего мужчины нередко возглавлялись его вдовой - матерью семейства [17]. И патриархат от этого не переставал быть патриархатом. Поэтому интереснее сообщения о том, что в африканском царстве Бушонго верховным главой государства считался не царь, а его мать. Однако эта ситуация уникальна, и если даже она существовала в действительности, мы сталкиваемся здесь с исключением, не меняющим правила.

Таким образом, и так называемый поздний матриархат не был временем господства женщин, матриархатом в собственном смысле этого слова.

studfiles.net

ПАТРИАРХАТ - это... Что такое ПАТРИАРХАТ?

(от. греч. patnr - отец и arxn - власть, букв. - отцевластие) - наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений времени их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществе и семье.

Согласно одной из точек зрения (М. О. Косвен), П. является универсальным этапом в истории родового общества. По другой теории (А. М. Золотарев, С. П. Толстов), П. был лишь одной из форм распада первобытнообщинных отношений и поэтому не может выделяться как отдельный этап периодизации. Но обе стороны согласны с тем, что ранее или позднее, при переходе от первобытнообщинного строя к классовому, или уже в последнем, всегда складываются отцовско-правовые отношения и в этом смысле П. универсален. В истории первобытного общества П. следует за матриархатом. Переход к П. совершается в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех формах х-ва: земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы осн. произ-ва и ограничение ее труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), делокализация рода и утеря им хоз. единства при сохранении идеологич. общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальность) и образование больших патриархальных семей, иными словами - смена материнско-родовых отношений патриархаль- ными. В своем дальнейшем развитии П. приводит к росту имуществ. дифференциации, возникновению патриарх. рабства и зарождению деления общества на классы.

Вышеизложенная теория П., принятая в сов. науке, была создана Ф. Энгельсом. До этого вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Уже в антич. время Платоном и Аристотелем развивалась мысль о изначальной патриархальности человеческого общества. В ср. века идеи изначального П. придерживались Фома Аквинский, Ж. Бодэн, Р. Филмер и др., к-рым эта, т. н. патриархальная, теория служила для обоснования "божественного права" королей. В 19 в. одним из видных сторонников изначального П. был англ. историк права Г. Мэн, полагавший, что человеческое общество развивается от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган на большом фактич. материале опроверг гипотезу об изначальности патриархально-родового строя, показав, что он не предшествует, а следует за эпохой матриархата. В бурж. науке до сих пор не прекращаются попытки доказать примат П. над матриархатом или, по крайней мере, их равноправие как двух путей первонач. развития человеческого общества. Изначальность П. бурж. этнографы рассматривают как доказательство извечности частной собственности, монотеистич. религии и др. черт, присущих капиталистич. обществу (см. Патриархальная теория). Наиболее видными противниками марксистской теории П. были в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Старке и Э. Вестермарк, позднее - В. Шмидт, П. Шебеста, Р. Лоуи, Дж. Мёрдок и др.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Переход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Морган Л. Г., Древнее общество..., Л., 1934; Ольдерогге Д. A., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, Тр. Ин-та антропологии, археологии и этнографии, т. 4, М.-Л., 1936; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948.

Л. А. Файнберг. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

dic.academic.ru


Смотрите также