Род в первобытном обществе. Род и община в истории первобытного общества - основные типы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Родовая община. Род в первобытном обществе


Род и община в истории первобытного общества - основные типы

История первобытного общества берет начало в праобщинной эпохе – антропосоциогенезе. Начало праобщинной эпохи знаменует появление орудийной целевой деятельности и возникновением древних людей – архантропов. Тогда начинают образовываться некие подобия коллективов.Праобщинная эпоха преодолевает в человеке остатки животного состояния с помощью трудовой деятельности. В это же время человек определяет свои социальные связи и тем самым максимально приближается к биологическому состоянию человека современного.Ученые сегодня не могут точно указать конкретные хронологические и периодизационные границы предобщинной эпохи. Совсем недавно праобщинная эпоха считалась эпохой предчеловека, по причине отсутствия родового строя. Последние археологические находки доказали, что период праобщины уже был свидетелем возведения первых искусственных жилищ и становления первых социальных связей. Эпоха относится ко времени среднего палеолита.Последующая первобытная эпоха родовой общины началась с рода и родовой общины, которые служат начальными формами упорядоченных социальных групп. Именно здесь проявляются во всем значении главные признаки строя первобытной общины – уравнительность распределения, общность собственности, совместное производство и потребление. Господство этой формы строя ярко проявляется в периоде ранней родовой общины, и впоследствии присутствуют, но уже не доминируют в периоде поздней родовой общины. Предобщинная эпоха – период становления, эпоха родовой общины – период высшего развития с последующим распадом в следующей эпохе. Многие тысячелетия первобытное общество существовало в виде небольших отдельных коллективов. До неолитической эпохи группы не превышали количества в 20-30 человек. Археологически изыскания не всегда могут подробно рассказать о том, каким было внутреннее устройство этих групп и как именно строились взаимоотношения между членами маленькой общины. Все имеющиеся сведения на этот счет были даны этнологами, которые исследуют жизнь обществ, ведущих и сейчас образ жизни, подобный родовообщинному. Род – это главное начало всей первобытной общественной жизни. По утверждению знаменитого ученого этнолога Л.Г.Моргана под значением слова «род» подразумевается группа людей, которые приходятся друг другу близкими родственниками и ведут происхождение от общего предка. Предок этот может быть реальным или мифическим. Есть два возможных варианта устройства родовой общины – мужской и женский. Мужской род состоит из человек, объединенных родством по отцу, иными словами родословная ведется от отца к детям. Другой строй родовой общины подразумевает общее происхождение от матери к детям. В родовой общине существовало правило экзогамии – нельзя было вступать в брак с членами своего рода. Также члены рода должны помогать друг другу и соблюдать правило кровной мести за увечье или гибель одного из своих сородичей, причиненные кем-то из других родов. В родовой общине было принято соблюдать религиозный культ, часто – поклоняться общему предку. Этот же мифический, или реальный предок служит тотемом рода, или символом родового единства. Члены родовой общины часто называют себя именем тотема. Родовая община не допускает, чтобы все члены рода жили вместе, в одном коллективе. По обычаю юноши и девушки общины должны жениться и выходить замуж только за представителей других, неродственных им, общин. При этом если жених берет невесту в свою родовую общину, то в его родовой общине живут жены, которых мужчины привели из других родов, но их сестры и дочери впоследствии уходят в другие общины. Общины такого рода называются вирилокальными. Другие общины, уксорилокальные – отличаются тем, что жених приходит жить в общину невесты. В такой группе все юноши после свадьбы покидают родные общины и уходят жить в общины невест.Родовая община – это важное социальное явление, которое дало мощный стимул к дальнейшему социальному и трудовому развитию человека. Она поспособствовала упрочению межчеловеческих связей и послужила защитой для первобытных людей.Община представляла собой место, где все его члены вместе трудились и поровну распределяли плоды труда. Родовая община строго относилась к проведению религиозного культа – к нему не допускались чужаки и члены другого рода. Также огромная роль отводилась вопросу наследования статуса высшего члена родовой общины – вождя или старейшины.Родовая община дала начало современному институту общественной организации людей. Это не была семья в современном её понимании. Члены общины нуждались в общности труда – совместной охоте, расчистке лесов и земледелию при простейших инструментах. Поскольку общины обменивались невестами и женихами, то они старались поддерживать друг с другом дружеские отношения. Постепенно родовые общины роднились с большим количеством других и расширяли границы взаимной поддержки и сотрудничества.

Похожие новости

Комментарии (0)

ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости. не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Навигация

Рекомендуем ознакомится: http://www.istmira.com

worldunique.ru

ДЛЯ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ БЫЛО ХАРАКТЕРНО ПЕРВОБЫТНЫЙ КОЛЛЕКТИВИЗМ: В первобытном обществе

В силу этого хозяйство первобытной общины носило самодовлеющий, натуральный характер. Разделение труда между людьми, носившее ранее натуральную форму, выходит за рамки первобытной общины, рода и племени. Здесь господствовало так называемое уравнительное распределение произведённого в процессе производства необходимого продукта.

Первобытнообщинный строй (общиннородовой, первобытно-коммунистический) — первая в истории человеческого общества общественно-экономическая формация. Возникновение человека явилось важнейшим поворотным пунктом в развитии жизни на Земле. Вместе с человеком возникает и формируется человеческое общество.

3. Производительные силы и производственные отношения первобытного общества

Для того чтобы появился человек в общественном смысле слова, необходимо было новое условие и новый решающий фактор этого появления. В процессе развития и совершенствования трудовой деятельности совершенствовался и сам человек — главная производительная сила возникшего общества. Характеризуя в целом производительные силы первобытного общества, следует прежде всего отметить, что развиты они были крайне слабо, орудия труда носили примитивный характер.

Переход к неолиту ознаменовал настоящую своеобразную революцию в первобытном обществе. Первобытный человек, вооружённый примитивными орудиями труда, не был в состоянии добывать средства к жизни в одиночку. Характеризуя собственность на средства производства в первобытном обществе, основоположники марксизма указывали, что первоначально это была прежде всего движимая собственность. В процессе практической деятельности людьми родового общества было накоплено немало знаний об окружающем мире и о себе, в которых, однако, было много неверного, иллюзорного.

1.3. Разложение первобытно-общинного строя

В родовом обществе существовала родовая мораль. Обусловленные низким уровнем развития производительных сил первобытнокоммунистические отношения были крайне ограниченными и замкнутыми в пределах рода как отдельного производственного коллектива. Соответственно такой же характер носила и родовая мораль. Процесс разложения родового строя и превращения его в классовое нашёл отражение в общественном сознании.

Эпоха существования первобытного стада, или дородового строя, соответствовала с точки зрения состояния и характера развития орудий производства древнему палеолиту. При родовом строе основную ячейку общества составляет род, объединяющий группу людей, связанных кровным родством. Родовой строй складывался в условиях перехода от древнего палеолита к позднему палеолиту. Коллективный труд первобытных людей и коллективная общинная собственность на средства производства обусловливали наличие общности и единства экономических интересов членов первобытной общины.

Поскольку труд, осуществлявшийся в процессе первобытнообщинного производства, был малопроизводительным, он не создавал никакого излишка сверх самого необходимого для жизни количества продукта. Необходимый продукт потреблялся целиком внутри общины. В первобытном обществе оно являлось единственно возможной формой распределения. Но и в этом случае господствующим оставалось уравнительное распределение. Каждая община жила только за счёт того, что сама добывала.

Первобытное общество не знало ещё деления на классы. Все члены каждой общины находились в одинаковом отношении к средствам производства, а потому и к продуктам производства. Однако отсутствие социальных антагонизмов не означало отсутствия противоречий в экономическом развитии первобытного общества.

Появление прибавочного продукта, знаменовавшее собой новый этап в развитии производства, оказало огромное воздействие на всё экономическое развитие общества. Первоначально этот обмен происходил не между отдельными лицами, а между общинами в местах соприкосновения одной общины с другой или одного племени с другим. Так возникают и складываются товарно-денежные отношения, превратившиеся в один из важнейших факторов разложения первобытнообщинного общества.

Лица, занимавшие в родовой общине должности старейшин, военных вождей, жрецов, начинают постепенно использовать своё положение в целях личного обогащения. Процесс образования сельской или соседской общины был в то же время процессом разложения и окончательного распада родовой общины и перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. Характерной особенностью сельской или соседской общины являлась её двойственность, вытекавшая из сочетания элементов коллективной и частной собственности.

Первичным коллективом, объединяющим первобытных людей на основе их общего коллективного труда, осуществляемого в целях получения продуктов, необходимых для существования, являлась первобытная община. Низкий уровень развития производительных сил и общинная собственность на средства производства и производимые продукты предопределяли и специфический характер распределения в первобытном обществе.

Популярное:

  • Масло касторовоеМасло касторовое С касторовым маслом все мы знакомы с самого детства. Держать состав на ресницах можно также всю ночь и смыть лишь утром перед нанесением косметики. Но касторовое масло и здесь […]
  • Влияние возраста виновного на квалификацию преступленияВлияние возраста виновного на квалификацию преступления В ч. 2 ст. 20 УК РФ исчерпывающе перечислены составы преступлений, за которые ответственность наступает с 14-летнего возраста. Другим критерием является форма вины: лица в […]
  • Оби-Ван Кеноби
    Оби-Ван Кеноби Оби-Ван Кеноби и Квай-Гон Джин атакованы дроидами разрушителями. Во время конфликта с Ксанатосом Квай-Гон увидел наконец истинный потенциал молодого Оби-Вана и взял его в […]

kalavalapi.ru

Воспитание в первобытном обществе, Период первоначального стада, Период родовой общины (примерно 40-7 тысяч лет назад)

Характеризуется признаками, которые начинают логику развития соответствующих доаграрному варианта общества характеристик системы воспитания: 1)"средний'' продукт системы воспитания - член племени, 2) форма воспитания - стайная, общинная, 3) характер обучения - естественный; 4) основа культуры обучения - пример, 5) основные методы обучения и воспитания - природные, 6) наука - лидер (срок наука здесь вжи то в международном значении"Sciences"- (не-субьектизовани знания, достойны доверия и полученные в результате измерений и исследований) - материаловедение; 7) основа идей - фантазии, мифы, 8) объект доверия - мы фи, 9) воспитательные идеалы периода распада первобытного строя - идеалы общинника, вожди, жрецыа, вождя, жерця.

Первобытный человек прошла несколько этапов своего становления. Первобытнообщинный строй условно делят на следующие три периода: 1) первобытное стадо, 2) родовая община, 3) период распада первобытного строя. В каждом из них х воспитания подрастающего человека имело свои особенноститі.

Период первоначального стада

От древнейших времен до 200 тыс. лет назад) - период завершения процесса биологической становления человека. Процесс добывания средств существования сводился в основном к охоте на крупных зверей и рыбачат льства организованных форм воспитания на этом этапе не существовало. Опыт взрослых перенимали путем наблюдения и подражания, принимая на уровне с ними участие в охоте, рыболовстве, сборе плодов, бу стройки жилья, изготовлении примитивных орудий труда. Однако уже в это время возникают элементы обучения - старшие передают младшим те абсолютные истины, которые достались от предыдущих поколений и стосува лись сохранения обычаев, правил нехитрой житейской мудрости, в частности, и сохранение здоровья, гигиены, половых отношенияхунків.

Период родовой общины (примерно 40-7 тысяч лет назад)

Человеческие стада превращаются в коллективы родственников - роды. В родовой общине семья делилась на три возрастные группы: 1) дети и подростки, принадлежащие всей первобытной общине, 2) полноценные взрослые участники пра аци, 3) старики, которые не имели достаточных сил для физического труда, но приносили пользу тем, что кормили и ухаживали детей. Это был период раннего матриархата, который до 20 тыс. лет до н.э. Перей шов до позднего матриархата. В настоящее время ребята в возрасте до 10-12 лет воспитывались вместе на половине своих матерей. В период полового созревания девочки-подростки переходили в состояние женщин, а ребята - в состояние холостяков и вдовцов. С этого времени ребят готовили к мужским занятиям, а девочек - к уборке растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, ухода за маленькими детьми, вы изготовлению одежды. Переход юношей в группу взрослых был связан с так называемыми инициациями - специальными ритуалами"посвящения", то есть испытания, во время которого проверялась готовность молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость и стойкостьобрість і стійкість.

В период перехода к позднего матриархата, в связи с изготовлением сложных орудий труда и зачатками земледелия немощные пожилые люди выполняют социально важную роль - готовят детей к жизни, с обращая особое внимание на выполнение таких законов человеческого общежития, как табу и толиону. Табу (с авайськои - запрет недозволенного) означает своеобразный оберег от зла ??Под понятием толион понимал ся закон кровной местити.

В это время появляются первые в истории воспитательные заведения отдельно для мальчиков и для девочек -"дома молодежи", в которых подростков приучали к выполнению праздничных ритуалов, религиозных обрядов; учили игр рам, танцам, пению, преимущественно имели магическое значение; знакомили преданию, историей рода и племени. К установок и воспитания привлекали мудрых старцев и опытных родственниц - первых в ис тории человечества воспитателивихователів.

Впоследствии развитие производительных сил предопределяет новую организацию родового общества - патриархат. Родовая община постепенно переходит от мотижного к плужного земледелия, от разведения домашних животных - - к скотоводству. Это предопределяет новый разделение труда между мужчинами и женщинами, что и определяет руководящую роль в обществе человекка.

Ведущее по своей роли трудовое воспитание в это время дополняется знакомством с религиозными культами, которые помогают сформировать представление не только о земной жизни, но и о душе. Когда в земледельческих ку уль"страна мертвых"находилась под землей, то на этапе земледельческих культов ее «переносят» на небоеносять" на небо.

Постепенно воспитания выделяется как особая форма общественной деятельности, которая широко использует первые в истории человечества его организационные формы; традиции, обычаи, ритуалы, обряды, детские игры. Сми истову основу дополняет устное народное творчество: мифы, легенды, предания, песни, сказки, пословицы, загадкии.

Завершается период развитого патриархата особенно важным для развития культуры явлением - возникновением так называемого узелкового, или предметного, письма - своеобразного объединения разных знаков, за доп мощью которых передавались необходимые знания и навыки.

uchebnikirus.com


Смотрите также