История первобытных людей 5 класс. Дидактические материалы по теме «Древнейшие люди» (раздел «Жизнь первобытных людей») , история Древнего мира , 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по истории древнего мира на тему "Жизнь первобытных людей"(5 класс). История первобытных людей 5 класс


Дидактические материалы по теме «Древнейшие люди» (раздел «Жизнь первобытных людей») , история Древнего мира , 5 класс

ФИ _______________________ ДАТА __________ Исторический диктант

1. Древнейший человек появился (когда) ………………………………………………………….

2. Древнейший человек появился (где) ………………………………….………………………..

3. Человек разумный появился (когда) ……………………………………………..………….….

4. Главное отличие древнейшего человека от животных ……………………….…....….

………………………………………………………………………………………………………..…………………..

5. Первые занятия древнейшего человека (2-3) …………………………………………..…..

……………………………………………………………………………………………………………….…………...

6. То, чем человек работает – это …………………………………………………………..………....

7. Охотиться на быстрых животных позволило изобретение …………….…………….…

8. Первый коллектив древнейших людей – это ……………………..…………………..…..…..

9. Коллектив людей, где все – родственники, это - …………………………………..……..….

10. Изучением истории древнейших людей занимаются учёные-……………….……..

ФИ _______________________ ДАТА __________ Исторический диктант

1. Древнейший человек появился (когда) ………………………………………………………….

2. Древнейший человек появился (где) ………………………………….………………………..

3. Человек разумный появился (когда) ……………………………………………..………….….

4. Главное отличие древнейшего человека от животных ……………………….…....….

………………………………………………………………………………………………………..…………………..

5. Первые занятия древнейшего человека (2-3) …………………………………………..…..

……………………………………………………………………………………………………………….…………...

6. То, чем человек работает – это …………………………………………………………..………....

7. Охотиться на быстрых животных позволило изобретение …………….…………….…

8. Первый коллектив древнейших людей – это ……………………..…………………..…..…..

9. Коллектив людей, где все – родственники, это - …………………………………..……..….

10. Изучением истории древнейших людей занимаются учёные-……………….……..

ФИ _______________________ ДАТА __________ Исторический диктант

1. Древнейший человек появился (когда) ………………………………………………………….

2. Древнейший человек появился (где) ………………………………….………………………..

3. Человек разумный появился (когда) ……………………………………………..………….….

4. Главное отличие древнейшего человека от животных ……………………….…....….

………………………………………………………………………………………………………..…………………..

5. Первые занятия древнейшего человека (2-3) …………………………………………..…..

……………………………………………………………………………………………………………….…………...

6. То, чем человек работает – это …………………………………………………………..………....

7. Охотиться на быстрых животных позволило изобретение …………….…………….…

8. Первый коллектив древнейших людей – это ……………………..…………………..…..…..

9. Коллектив людей, где все – родственники, это - …………………………………..……..….

10. Изучением истории древнейших людей занимаются учёные-……………….……..

ФИ _______________________ ДАТА __________ Исторический диктант

1. Древнейший человек появился (когда) ………………………………………………………….

2. Древнейший человек появился (где) ………………………………….………………………..

3. Человек разумный появился (когда) ……………………………………………..………….….

4. Главное отличие древнейшего человека от животных ……………………….…....….

………………………………………………………………………………………………………..…………………..

5. Первые занятия древнейшего человека (2-3) …………………………………………..…..

……………………………………………………………………………………………………………….…………...

6. То, чем человек работает – это …………………………………………………………..………....

7. Охотиться на быстрых животных позволило изобретение …………….…………….…

8. Первый коллектив древнейших людей – это ……………………..…………………..…..…..

9. Коллектив людей, где все – родственники, это - …………………………………..……..….

10. Изучением истории древнейших людей занимаются учёные-……………….……..

www.metod-kopilka.ru

Искусство первобытных людей - История

Искусство первобытных людей Учитель истории ГБОУ СОШ № 1852 Поливко Неля Александровна

Искусство первобытных людей

Учитель истории ГБОУ СОШ № 1852

Поливко Неля Александровна

План. Появление искусства. Каменная скульптура. Наскальная живопись. Истоки архитектуры.

План.

  • Появление искусства.
  • Каменная скульптура.
  • Наскальная живопись.
  • Истоки архитектуры.
Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя , возникло около 30-го тысячелетия до н. э. Искусство - творческое отражение действительности. Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности: Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности: Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности: 1. Каменная скульптура 2. Наскальная живопись

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя , возникло около 30-го тысячелетия до н. э.

Искусство - творческое отражение действительности.

Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

  • Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:
  • Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

1. Каменная скульптура

2. Наскальная живопись

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений,

из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. 2-е тыс. до н. э. Поклонение идолам являлось важной частью жизни древних людей. 4-е тыс. до н. э. Баконго, Конго.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

2-е тыс. до н. э. Поклонение идолам являлось важной частью жизни древних людей.

4-е тыс. до н. э. Баконго, Конго.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки.

Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Фигурка мужчины в головном уборе. Вероятно, это жрец, совершающий жертвоприношение. Рельеф на каменных плитах в Лосселе. Верхний палеолит. Женская глиняная фигурка из Эль-Убейда (Месопотамия). 4 тысячелетие до н. э.

Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага.

Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Фигурка мужчины в головном уборе. Вероятно, это жрец, совершающий жертвоприношение.

Рельеф на каменных плитах в Лосселе. Верхний палеолит.

Женская глиняная фигурка из Эль-Убейда (Месопотамия). 4 тысячелетие до н. э.

Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём.

Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём.

Что изображали первобытные художники?

Что изображали первобытные художники?

Древнейший наскальный рисунок Охота стрелами и копьями на буйвола. Древняя Ливия

Древнейший наскальный рисунок

Охота стрелами и копьями на буйвола. Древняя Ливия

Изображения животных из каповой пещеры на Урале Башкирия, Бурзянский район. 4-3-е тыс. до н. э. Рисунки животных обнаружил А.В. Рюмин в 1959 г.

Изображения животных из каповой пещеры на Урале

Башкирия, Бурзянский район. 4-3-е тыс. до н. э. Рисунки животных обнаружил А.В. Рюмин в 1959 г.

Рисунки из пещеры Ласко. 4-3-е тыс. до н. э. Пещера находится в Дордони (Юг Франции), была открыта в 1940 г.

Рисунки из пещеры Ласко. 4-3-е тыс. до н. э.

Пещера находится в Дордони (Юг Франции), была открыта в 1940 г.

Истоки архитектуры В начале XX в. близ г.Чернигова были обнаружены большие завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных охотников.

Истоки архитектуры

В начале XX в. близ г.Чернигова были обнаружены большие завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных охотников.

В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень). Существует три вида мегалитических сооружений МЕНГИРЫ КРОМЛЕХИ ДОЛЬМЕНЫ

В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень).

Существует три вида мегалитических сооружений

МЕНГИРЫ

КРОМЛЕХИ

ДОЛЬМЕНЫ

МЕНГИРЫ Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Большой сломанный менгир, провинция Бретань, Франция. Имел некогда высоту около 20 метров Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн

МЕНГИРЫ

Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

Большой сломанный менгир, провинция Бретань, Франция. Имел некогда высоту около 20 метров

Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн

ДОЛЬМЕНЫ ДОЛЬМЕНЫ (от брет. Tol- стол, men – камень) – древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определенной формы.

ДОЛЬМЕНЫ

ДОЛЬМЕНЫ (от брет. Tol- стол, men – камень) – древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определенной формы.

КРОМЛЕХ Кромлех  — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей. Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал

КРОМЛЕХ

Кромлех  — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал

Стоунхендж (в пер. каменная ограда) – огромная неолитическая обсерватория в Англии, построенная из многотонных каменных блоков в виде трех сооружений. 2280-2075 гг. до н. э.

Стоунхендж (в пер. каменная ограда) – огромная неолитическая обсерватория в Англии, построенная из многотонных каменных блоков в виде трех сооружений. 2280-2075 гг. до н. э.

 Домашнее задание. 1. Пересказ параграф 3. 2. Выучить термины 3. Представьте, что вы первобытные люди. Напишите мини-рассказ «Один день из жизни первобытного человека » .

Домашнее задание.

1. Пересказ параграф 3.

2. Выучить термины

3. Представьте, что вы первобытные люди.

Напишите мини-рассказ «Один день из жизни первобытного человека » .

multiurok.ru

Урок по истории древнего мира на тему "Жизнь первобытных людей"(5 класс)

Урок в 5 классе по истории Древнего мира (Всеобщая история)

Тема: «Жизнь первобытных людей».

Тип урока: обобщающий урок (путешествие).

Цель урока:

В. воспитывать интерес и необходимость знаний истории для осознания исторического пространства и событий современного мира и России;

воспитывать духовно-нравственные качества личности на конкретных примерах, эстетический вкус, культуру поведения.

О. повторить, обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь первобытных людей»;

применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Р. развивать умение обобщать, анализировать, выделять главное, работать с учебником, полно отвечать на поставленные вопросы, вести краткий конспект, самостоятельно добывать знания, устной и письменной речи, раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник, участвовать в обсуждении вопросов.

Оборудование: Картины. Иллюстрации. Вопросы и задания. Атлас. Карточка. Схема путешествия. Исторические задачи. Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний по теме: «Первобытное общество».

А)Как говорят, много воды утекло с тех пор. Иногда безжалостный Кронос (бог времени) поглощает все не оставляя следов. Но муза истории Клио с Мнемозиной, музой памяти, уберегла для нас многое.

Несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. А чем это время отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

Какие черты или признаки имеет первобытность?

Б)Схема путешествия: 1.Вопроскино 2.Картово 3.Задачкино 4.Викторинкино 5.Умелые руки 6.Отгадайкино

В)Задания по этапам:

«Вопроскино».

1.Каким был облик наших самых далеких предков?

2.Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?

3.Как древнейшие люди добывали себе пищу?

4.Как человек овладел огнем?

5.Как нашли пещерную живопись?

6.Из каких занятий появилось земледелие и скотоводство?

7.Почему не могло быть богатых и бедных среди охотников на мамонтов?

8.Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени. Назовите эти открытия?

«Картово».

1.Покажите материк на котором найдены кости и орудия древнейших людей?

2.Покажите предполагаемую область прародины человечества?

3.Где следы их жизни не обнаружены? (Америка, Австралия)

4.Где была найдена впервые пещерная живопись? (Северная Испания пещера Альтамира)

5.Покажите древнейший район земледелия? (Западная Азия)

«Задачкино».

Задача №1.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «копье», «корзина», «лодка», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать вывод?

Ответ: сами слова рассказывают о занятиях древних людей.

Задача №2.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Ответ: следы очага, орудия труда, рисунки.

Задача №3.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму. Что это за камни?

Ответ: самородки меди.

Задача №4.

Во время археологических раскопок, археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом – только медный топор. Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Ответ: появление богатых и бедных.

«Викторинкино».

1.Первое домашнее животное? (Собака)

2.Толстый слой льда? (Ледник)

3.Занятие древних людей? (Собирательство)

4.Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща? (Род)

5.Наука,изучающая жизнь по вещественным источникам? (Археология)

6.Древнее орудие для рыхления почвы? (Борона)

7.Древнее животное, переносящее холодный климат? (Мамонт)

8.Гибкий прут, стянутый тетивой? (Лук)

9.Первый металл, открытый человеком? (Медь)

10.Связанные вместе бревна для передвижения на воде? (Плот)

11.Знатный человек, возглавлявший войско? (Вождь)

12.Несколько родов? (Племя)

13.Участок земли в соседской общине? (Надел)

14.Материал для изготовления посуды на гончарном круге? (Глина)

И мы прибыли на станцию «Отгадайкино», где нас ожидает вопрос: «Какие черты или признаки имеет первобытность?»

Первобытность – это такой порядок жизни людей при котором:

1.Примитивные орудия труда.

2.Люди жили небольшими коллективами.

3.Все были равны.

4.Имели общее имущество.

5.Совместно трудились.

Вот мы и вернулись из путешествия. Настало время подвести итоги нашей работы. Рефлексия.

Домашнее задание:

Составить устный отчёт о нашем путешествии.

Подготовьте информацию о Древнем Египте. Что вы знаете о современном государстве Республике Египет?

infourok.ru


Смотрите также