Нарисовать первобытного человека 5 класс. Мастер-класс. Урок в 5 классе "Возникновение искусства и религии".
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок для 5 класса по теме «Древнейшие люди». Нарисовать первобытного человека 5 класс


Урок для 5 класса по теме «Древнейшие люди»

Здесь Вы можете скачать Урок для 5 класса по теме «Древнейшие люди» для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

ФИО - Масагутова Галина Михайловна

Должность - Учитель истории

Место работы - МОУ СОШ № 6, г. Лысьва

Урок по теме « Древнейшие люди», 5 класс.

Цель:

  1. Сформировать целостное представление о древнейшем человеке (облик, занятия, орудия труда)

  2. Формировать учение работать с текстом, иллюстрациями, по картинке составлять рассказ.

  3. Воспитывать интерес к изучению истории, умению правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Орг. Момент. Актуализация.

Здравствуйте, садитесь. На прошлом уроке, мы с вами познакомились с такими понятиями, как история, исторический источник. Узнали о том, как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом. Я вам даю 1 минуту для повторения д/з.

Итак, мы с вами выяснили, что с помощью археологии и других наук, ученые получают информацию о жизни людей в далеком прошлом. Сейчас я вам прочитаю текст, а вы мне скажите, о чем я читала и какая у нас будет тема урока. (Любой текст про древнейших людей).

Изучение новой темы

Тема урока…

Сегодня мы с вами познакомимся с древнейшим человеком, чем он занимался, как выглядел, что ел. А главное мы с вами узнаем, чем древнейший человек отличался от обезьяны. Откройте тетрадь и запишите тему урока. Ребята, а кто такие первобытные люди? Это первые люди, которые жили до появления первых государств, до появления письменности.

Согласно научным данным первобытные люди появились на земле более 2 млн. лет назад в восточной Африке. И эти люди произошли от обезьян, но не от тех, которые сейчас прыгают на деревьях, а от давно вымерших обезьян, кости которых находятся в земле.

Сейчас мы с вами рассмотрим рисунки, которые я вам выдам и те, которые находятся на стр. 8-9 и попробуем описать облик древнего человека.

- Чем древнейший человек отличался от обезьяны?

- Что называется орудием труда? – то, чем человек работает

- Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?

Ф и з и ч е с к а я м и н у т к а (изобразить первобытного человека)

А теперь давайте познакомимся с тем, как охотились древнейшие люди.

Стр. 9 читаем в слух 3 пункт. Разбираем.

Ребята, а как люди могли овладеть огнем?

Я вас попрошу потереть ладошки. Тепло? Что-то подобное испытывал человек, когда долго тер кусочки сухого дерева. В результате чего появился огонь. А какие еще способы существовали добывания огня? – стр. 10, 4 пункт – про себя.

Вывод: так жили наши далекие предки. Им предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать современными людьми.

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более ________________________ лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было_______________________________________________________________

Древнейшими орудиями труда были____________________________________

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_____________

Д/З: & 1 читать, нарисовать первобытного человека. Написать сочинение «Труд создал человека».

docbase.org

Урок для 5 класса по теме «Древнейшие люди»

ФИО - Масагутова Галина Михайловна

Должность - Учитель истории

Место работы - МОУ СОШ № 6, г. Лысьва

Урок по теме « Древнейшие люди», 5 класс.

Цель:

  1. Сформировать целостное представление о древнейшем человеке (облик, занятия, орудия труда)

  2. Формировать учение работать с текстом, иллюстрациями, по картинке составлять рассказ.

  3. Воспитывать интерес к изучению истории, умению правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Орг. Момент. Актуализация.

Здравствуйте, садитесь. На прошлом уроке, мы с вами познакомились с такими понятиями, как история, исторический источник. Узнали о том, как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом. Я вам даю 1 минуту для повторения д/з.

Итак, мы с вами выяснили, что с помощью археологии и других наук, ученые получают информацию о жизни людей в далеком прошлом. Сейчас я вам прочитаю текст, а вы мне скажите, о чем я читала и какая у нас будет тема урока. (Любой текст про древнейших людей).

Изучение новой темы

Тема урока…

Сегодня мы с вами познакомимся с древнейшим человеком, чем он занимался, как выглядел, что ел. А главное мы с вами узнаем, чем древнейший человек отличался от обезьяны. Откройте тетрадь и запишите тему урока. Ребята, а кто такие первобытные люди? Это первые люди, которые жили до появления первых государств, до появления письменности.

Согласно научным данным первобытные люди появились на земле более 2 млн. лет назад в восточной Африке. И эти люди произошли от обезьян, но не от тех, которые сейчас прыгают на деревьях, а от давно вымерших обезьян, кости которых находятся в земле.

Сейчас мы с вами рассмотрим рисунки, которые я вам выдам и те, которые находятся на стр. 8-9 и попробуем описать облик древнего человека.

- Чем древнейший человек отличался от обезьяны?

- Что называется орудием труда? – то, чем человек работает

- Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?

Ф и з и ч е с к а я м и н у т к а (изобразить первобытного человека)

А теперь давайте познакомимся с тем, как охотились древнейшие люди.

Стр. 9 читаем в слух 3 пункт. Разбираем.

Ребята, а как люди могли овладеть огнем?

Я вас попрошу потереть ладошки. Тепло? Что-то подобное испытывал человек, когда долго тер кусочки сухого дерева. В результате чего появился огонь. А какие еще способы существовали добывания огня? – стр. 10, 4 пункт – про себя.

Вывод: так жили наши далекие предки. Им предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать современными людьми.

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более ________________________ лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было_______________________________________________________________

Древнейшими орудиями труда были____________________________________

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_____________

Д/З: & 1 читать, нарисовать первобытного человека. Написать сочинение «Труд создал человека».

doc4web.ru

Мастер-класс. Урок в 5 классе "Возникновение искусства и религии".

Урок 14. Возникновение искусства и религии.

Цели урока

1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления

2.продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;

3.воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока:урок изучения нового материала

Оборудование: учебник,  презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», рабочая тетрадь по истории Древнего мира выпуск 1.

Ход урока

I. Организационный момент

2.Повторение пройденного материала.

В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте

вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы

немного поиграем.

1.Игра-разминка. Я буду задавать вам вопросы и мы посмотрим кто более грамотно и полно

будет давать ответы.

Слайд 2

1.Тестирование

2.Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:

  • Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?

  • Как изменился животный мир?

  • Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  • Что называется родовой общиной?

Сделайте вывод.

■ Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное

похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых

природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть

землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились

более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал

лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников,

имеющих все общее.

3. Решение творческих задач с классом

Слайд 3 Алгоритм решения творческих задач.

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий

и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось

установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767,

леопарда — 1.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Ответ: Охота.

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих

археологических данных?»

Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше ~ лошадей,

медведей и леопардов.

Задача №

А.Опишите по рисункам древнейшие орудия труда.

Б.Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на

стоянки людей каменного века?

Ответ: Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо

обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).

III. Переход к изучению новой темы

Слайд6

А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом ,сегодня на уроке мы попадём в

интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.

Слайд 7

Проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?

Слайд 8

План урока:

1.Причины появления религии

2.Появление искусства

Слайд 9

Древние люди многое умели , но они не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Они верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.

Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя :душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Слайд 10

В пещерах, в специальных сооружениях археологи находят захоронения древних людей.

2.Работа с дополнительной литературой.

Цитируется небольшой текст.

«...Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось

женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — височными

подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными

комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой.

Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей

превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них

найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части

конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...»

Голдина Р. Д. «Силуэты растаявших времен.» - Ижевск, 1996. С. 131,134.

3. Беседа по вопросам к тексту.

— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные

памятники, а значит информаиию.)

— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

— Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в

стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им

или вредить. Колдовство, магия, вера вдухов, в существование души свидетельствуют о

появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей

усложнялись и их религиозные представления. Люди верили в то, что природой и жизнью

управляют особые высшие существ аболее могущественные и совершенные. Их

представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку. Так у первобытных

людей зародилась вера в богов, религия

Слайд 11

Ученые заметили, что первобытные люди часто изображали смертельно раненных

зверей. Как вы думаете, почему?

Охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, а в озёрах и реках исчезнет рыба.

Они считали, что нарисовав в пещере животных, они окажутся заколдованными и не

уйдут из местности. А изображение раненого животного приведёт к удачной охоте.

Охотники перед охотой совершали колдовской обряд, поражая копьями нарисованное

на песке животное.Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии,

сделанные в наши дни

Слайд12

Как человек заколдовывал зверя? Кто такие оборотни? Самостоятельная работа с учебником

стр.15 &3 п. 3

Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или

колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим

уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка

волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает

совершать чудеса - так считали древние люди.

Это были первые религиозные верования

Итак, можно сделать вывод, что в древности складываются первобытные религиозные

ерования. Что же это за верования? Прочтём определение в учебнике на стр.18: «Верования

в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.

hello_html_76695bc.jpg

4. Работа над новым понятием.

Слайд13.

Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради

Какой мы сделаем вывод ,почему возникли религиозные верования ?

1.от бессилия человека перед могуществом природы;от невозможности объяснить многие ее явления.

2. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.

3.Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

2.Появление искусства

Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны

и похожи на детей.

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет.

Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек

приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.

Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и

не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук

на стенах известной пещеры Альтамира в северной Испании отразили желание древнего

человека оставить навсегда отпечаток собственной жизни.

Слайд14

Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось

искусство.

Слайд 15

Давайте посмотрим видеофрагмент о древней живописи.

Слайд 16Что представляют собой древние рисунки? Опишите изображение ,Нравится ли вам оно и, если да, то чем? Обобщаются ответы («олень ест или пьет, у него красивая голова и рога»)

Слайд17

В чем заключалось мастерство первых художников?Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего

искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Слайд18

Постепенно расширялись и более конкретными становились наши представления о

древних людях. Рисунки стали первым способом передачи от человека к человеку

информации – его «письмом». Об этом говоритзапись древних индейцев об условиях

обмена 30 убитых бобров на выдру и овцу.

Рисунок21

5. Работа над новым понятием.

Живопись – это создание образов на плоскости с помощью красок.

Наскальная символика.

Первыми рисунками стали пиктограммы -символические знаки. Самым первым символом и рисунком человека был отпечаток руки или ноги человека – что, наверное, можно сравнить с современной надписью «Здесь был Я!». Особой популярностью пользовались знаки с изображением солнца и луны, так называемые солярные знаки, которые рисовались в форме кругов с расходящимися лучами. Ведь уже в древности человек задавался вопросом, что даёт тепло, почему день сменяет ночь. Почему на смену одного светила- солнца приходит другое- луна. Особенно много таких знаков было обнаружено в странах Западной Европы.

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льныеизображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба

Древним людям принадлежит заслуга в создании живописи, которая стала достоянием мировой духовной культуры.

Слайд 22

Рождение скульптуры Древнейшие люди были первыми скульпторами: в камне

и глине воссоздавали хорошо знакомый им мир.

Если это были животные, то непременно сильные и могучие, иногда пронзённые стрелами, часто раненые или умирающие. Женские фигурки были особенно своеобразными, так как считалось, что женщина является продолжительницей рода. Поэтому её изображали беременной: с большой грудью, толстым животом, с короткими пухлыми ногами. Только такая женщина могла выжить в те жестокие времена и дать миру ещё одного охотника или рыбака. Скульптурки мужчин выглядели худыми и подвижными. Они должны были прокормить род.Также среди скульптурных работ были найдены фигурки людей иммтирующие ритуальные танцы и обряды. )

Слайд 23

Заключение

Древний человек – человек разумный, создал живописьи скульптуру еще до появления земледелияи скотоводства, раньше, чем изобрел письменность, построил города. Такова была его потребность в творчестве

А теперь мы проведём физкультминутку.

Пришла пора поработать с творческими заданиями рабочей тетради

Обучающиеся выполняют задания рабочей тетради ( выпуск 1) Задание 9, с. 11.

Подведём итог урока.

Ответьте на вопросы:

Каким словом можно заменить следующие выражения;

Вера в богов и духов —_______________(религия).

Изображения почитаемых богов и духов —_____________(живопись).

Подарки богам и духам —____________________(жертвоприношение).

Поражение копьями нарисованное животное — ________________ (колдовской обряд).

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ____________ (оборотни).

1.Кто первым обнаружил и объявил миру о наскальных рисунках первобытного человека? Кто это был и где?

2.Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы? Какие сведения

о жизни первобытного человека они могли там получить?

3.Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?

4.Какие виды первобытного искусства вы знаете?

5.Какие краски использовали первобытные художники?

6.Что чаще всего изображали первобытные художники?

Задание на самоподготовку

1 Читать §3

2.Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснять эти понятия.

3.творческое задание: нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.

Использованная литература:

1.ВигасинА.А.,ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.,2007

2.Всемирная история :в 24 т. Т.1 каменный век/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич и др.-Мн.:Литература,1998

3.ГодерГ.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х выпусках. Выпуск1М,2007

4.О. А. Северина История древнего мира 5 класс (в двух частях). Поурочные планы по учебнику «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс»Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002год

5.Электронная библиотека "Просвещение". ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА . 5 класс Формат: PC CD_ROM 6.www.cordis.ru учебное электронное издание «Всеобщая история» – история Древнего мира PC CD_ROM

7.www.KM.ru Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ«Кирилл и Мефодий», 2002

8.Интерактивная книга на русском языке. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКе

9.www.nd.ruЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТАДиректМедиаПаблишинг. Москва TheYorckProjectGmbH. Berlin

10www.nd.ruЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ОРНАМЕНТДиректМедиаПаблишинг. Москва TheYorckProjectGmbH. Berlin

infourok.ru


Смотрите также