Вопрос №2:Физическая культура в первобытном и общинном строе. Культура первобытного строя
Культурология - Берестовская Д.С.-КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Истоки художественной культуры уходят в глубокую древность. Многие произведения изобразительного искусства - наскальные росписи, статуэтки из камня и кости, орнаментальные узоры на оленьих рогах и каменных плитах - появились намного раньше сознательного представления о художественном творчестве.
Первые шаги художественного развития человечества совершались в эпоху первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества. Первые памятники искусства относятся к верхнему палеолиту, отстоящему от нас на 40-50 тысячелетий. Это была эпоха сравнительной зрелости первобытнообщинного строя, зарождения матриархата. Все, что производил человек (орудия труда, оружие для охоты), имело функциональный характер, играло какую-то роль в сложной, полной опасностей жизни, подчиненной борьбе за существование.
Как же и почему возникло искусство? Что заставило человека расписывать стены пещер, украшать оружие, создавать идолов-протоскульптуры, театрализовать охоту, петь и танцевать?
Существует несколько теорий возникновения искусства. Среди них - религиозная теория, рассматривающая искусство как божественный дар, а красоту как одно из имен Бога; теория проявления, по которой, согласно учению Гегеля, искусство возникло в ходе развития, самопознания абсолютной идеи и представляет собой ее проявление; теория игры, в которой искусство рассматривается как разновидность игры, где человек проявляет свою сущность, обретая необходимые ему наслаждение и ощущение свободы; теория художественного инстинкта и близкая к ней эротическая теория, выводящие искусство из биологических инстинктов; теория подражания и другие.
Необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, важнейшие особенности первобытного искусства и его общественные функции.
Изобразительное искусство ведет начало от знаково-символических изображений, которые были не столько средством познания и отражения мира, сколько средством магического изменения действительности. Древнейшие изображения представляли собой инобытие реальности, магические реалии.
То же самое можно сказать и о словесном искусстве. Заговоры, заклинания, проклятия, любовные "присушки", поминания, военные песни и т. п. - все это целенаправленная ритуально-магическая деятельность, исходящая из уверенности в ее практическом воздействии. Это словесная магия, неразрывно связанная с музыкальной и танцевальной обрядовой деятельностью.
Такая изначальная слитность различных видов культурного творчества получила название синкретизма (от греч. - соединение)*203. Особая роль в этом процессе принадлежала народным обрядам. Постепенно роль словесного текста в ритуальном синкретизме повышалась, что привело к рождению поэзии (литературы).
*203: {Применительно к искусству - первоначальная нерасчлененность различных его видов.}
На основе магических реалий, возникших в процессе труда, сформировалась знаковая система, способствовавшая затем возникновению художественно-образного мышления и отражения мира.
В процессе жизни, труда, охоты первобытного коллектива формируется представление о тотеме как о его родоначальнике и покровителе. Исходным моментом тотемизма явилось отождествление человека со зверем. Тотемическим зверем обычно представлялся мужчина, с которым вступала в брак женщина, что и привело к возникновению родовой группы.
Экстраполяция (перенесение) черт зверя на человека и человека на зверя привела к появлению антропоморфизма и зооморфизма.
В первобытном обществе складывается мифологическое мировоззрение, что объясняется всеобщностью общинно-родовых связей и отношений, перенесенных и на весь мир, который воспринимается как универсальная родовая община. Миф (от греч. mythos - сказание, предание) - звено между магическими реалиями и искусством, лаборатория поэтической фантазии, выработка приемов, образной и метафорической системы литературы. В мифе в синкретическом единстве содержатся зародыши искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе.
Первобытная мифология прошла несколько этапов развития. Сначала общинно-родовая значимость не отделялась от физических тел. Этот период получил название фетишизма (от фр. fetiche - идол, талисман). Постепенно внутреннее значение физического тела приобретает более или менее самостоятельный статус, наступает эпоха анимизма (от лат. animus - дух).
По мере развития анимизм приобретал все более самостоятельные формы. В мифологии возникают демоны и боги. Поздний анимизм породил образы героев, вступающих в бой с различными чудовищами, олицетворявшими непознанные силы природы. (Подробнее о мифологии - в следующих разделах.)
Таким образом, в этих ранних проявлениях духовной жизни первобытного человека уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия, для художественного творчества. Из этих элементов и родилось искусство.
Этапы развития первобытной художественной культуры соответствовали этапам развития цивилизации:
- палеолит (ок. 35 - 10-го тыс. до н. э.),
- мезолит (10-6 тыс. до и. э.),
- неолит (6-2 тыс. до н. э.),
- эпоха бронзы (ок. 2-го тыс. до н. э.)
ПАЛЕОЛИТ (около 35 - 10-го тысячелетия до н. э.)МЕЗОЛИТ (10 - 6-е тысячелетие до н. э.)НЕОЛИТ (6 - 2-е тысячелетие до н. э.)ЭПОХА БРОНЗЫ (около 2-го тысячелетия до н. э.)ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРАЕГИПЕТДодинастический период (4-е тысячелетие до н. э.)Древнее царство (XXX - XXIII века ло н. э.)АрхитектураСкульптура
westudents.com.ua
Социальные дисциплины: Культура первобытно-общинного строя
Тема 3. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА Первобытное мышление и его специфические особенности. История происхождения человека и ее этапы. Тотемизм, животный эпос, сказка, представление о душе, духах, загробном мире разных народов. Погребальные обряды, культ предков, представление о жизни и смерти в первобытном мире. Магия как символическая практика. Магия и первобытное искусство. Сущность мифа. Представление о мире, человеке и обществе в мифах. Первобытное искусство. Человеческое общество всегда предпринимало попытки проникнуть в глубь минувших веков, от которых в воспоминаниях сохранились лишь смутные, искаженные представления. Древнегреческий философ Демокрит считал главным «учителем» человечества, главным двигателем культуры «нужду, необходимость добывать себе пищу, укрываться от непогоды» и т.д. От римлян нам досталось философско-поэтическое произведение, в котором наиболее ярко выражены самые передовые представления, какие были выработаны античной мыслью о доисторической древности. Этим произведением является гениальная поэма «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (первый век до н.э.). Сегодня можно с уверенностью сказать лишь то, что культура - это продукт сотрудничества людей всех цветов кожи, всех уровней развития. Самые первые и самые трудные шаги на пути культуры делались разными человеческими обществами независимо друг от друга. История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно 1 млн. лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верхняя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже IV и III тыс. до н.э., в Европе - в первом тысячелетии до н.э., в Америке - в первом тысячелетии н.э. Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда: это деление истории человечества на три века - каменный, бронзовый и железный. Каменный делится на древний каменный век (палеолит) и новый каменный век (неолит). Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (1000...40 тыс. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40... 12 тыс. лет назад). Ранний палеолит делится на археологические эпохи, или культуры: дошелльскую, шелльскую, ашелльскую и мустьерскую (все эти наименования взяты от названий географических пунктов типичных или первых местонахождений стоянок первобытного человека). Иногда мустьерскую эпоху (100. 40 тыс. лет назад) выделяют в особый период - средний палеолит. Поздний палеолит обычно делят на эпохи: ориньякскую, соматрейскую и маделенскую. Однако эти эпохи прослежены только в приледни- ковой Европе и не имеют всеобщего значения. Мезолит датируется приблизительно 12.5 тыс. лет до н.э. Неравномерность развития культуры на разных территориях, наметившаяся в позднем палеолите, еще более усилилась в неолите. Разные племена переживали эпоху неолита в разное время. Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется 5.3 тыс. лет до н.э. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом. Приблизительные хронологические рамки бронзового века - конец III - начало I тыс. лет до н.э. В начале первого тысячелетия до н.э. наступил железный век. По последним данным науки, именуемой «культурная антропология», человеческий род существует около двух миллионов лет. Современный же вид («Homo capiens») человека разумного появился всего лишь около 40 тысячелетий тому назад. Происхождение человека - вечная тема споров ученых. Еще не так давно нам казалась аксиомой теория Дарвина о происхождении человека от обезьяны в результате длительной эволюции. Высказывание Энгельса «труд создал из обезьяны человека» представлялось неоспоримой истиной. На самом деле, как показывают новейшие исследования, моторно-сенсорные координации, возникающие в производстве орудий труда, не требуют и не вызывают какой-либо остроты мысли. Многие другие биологические виды живых организмов создали массу устройств, более искусных и оригинальных, чем сделал человек. Если техническое умение было бы достаточным для определения активного человеческого интеллекта, то человек долгое время рассматривался бы как безнадежный неудачник по сравнению с другими видами. В противовес стереотипу, в котором доминировало орудие труда, данная точка зрения утверждает, что человек является главным образом использующим ум, производящим символы, самосовершенствующимся животным и основной акцент его деятельности - его собственный организм. Пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало что мог сделать в окружающем мире. Орудия труда действительно сыграли немалую роль в жизни человека, однако они не могут объяснить тайну превращения обезьяны в человека. Не подкреплены пока достоверными для науки фактами как гипотеза о мутации обезьяны под воздействием радиоактивного фона, так и предположение, по которому жизнь на Землю была занесена извне, с другой планеты. Современные семиотические и культурологические исследования подводят к мысли, что именно развитие знаковых систем (т.е. языка) явилось тем основным фактором и рычагом, который привел к формированию человека, выделив его из царства животных. Обезьяны, попав в парадоксальную ситуацию, получают новые формы сигнального поведения, вытесняя старые. Такое поведение становится основным (т.е. нормальным). Система знакового поведения все время усложняется, дальние предки разумного человека были вынуждены адаптироваться к новым условиям, меняться. Так появляется некое существо переходной формы, претерпевающее метаморфозу. Завершение адаптации такого существа и расчистило почву для формирования первобытной культуры, творцом которой стал уже человек разумный. Первобытная культура - понятие многогранное. Это все то, чего достиг человек на заре своей многовековой борьбы за выживание в экстремальных условиях его существования на лоне природы. Окружающая его среда в лучших случаях была равнодушной, а в худших - враждебной, постоянно грозящей ему гибелью. Первый этап развития первобытной истории чаще всего называют эпохой первобытного человеческого стада. Он открывается появлением искусственных орудий труда и, следовательно, возникновением древнейших людей, образующих первые, пока еще слабо спаянные производственные коллективы. Основным содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных человеческим стадом от стада человекообразных обезьян, упрочнение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека. Археологически этой эпохе соответствует ранний палеолит, в периодизации Моргана - низшая ступень дикости. Второй этап развития первобытной истории обычно называют эпохой первобытной родовой общины или эпохой родового строя. Эта эпоха открывается крупным сдвигом в развитии производственных сил, связанным прежде всего с широким применением специализированных каменных орудий для производства орудий труда и влекущим за собой возникновение первой прочной формы социальной организации - родовой общины. Эпоха первобытной родовой общины является основным этапом развития первобытнообщинной формации, временем ее расцвета. Именно в это время получает свое наибольшее выражение основная черта формации - последовательный коллективизм в производстве и потреблении. Археологически эпохе первобытной родовой общины соответствует поздний палеолит, мезолит и неолит, в периодизации Моргана - средняя и высшая ступени дикости, низшая и средняя ступень варварства. Третий этап первобытной истории (эпоха разложения формации) открывается новым крупным сдвигом в развитии производительных сил, связанным в первую очередь с появлением на смену камню металла. На этом этапе происходит быстрое развитие всех отраслей хозяйственной деятельности, появляется избыточный продукт, получают широкое распространение грабительские войны из-за накопления богатств. Значительно развившиеся производительные силы перестают соответствовать старым общинно-родовым производственным отношениям, родовая община раскладывается на семейные общины, родовые связи слабеют и уступают место соседским. В недрах первобытного общества вызревают частная собственность, классы и государство. Эпоха разложения первобытнообщинной формации не получила в науке общепринятого наименования. Археологически этой эпохе соответствуют энеолит, бронза или раннее железо. Возникновение первобытной материальной культуры принято относить ко времени овладения человеком первыми примитивными орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты, разделки туш и изготовления одежды. Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и наступлением в Европе ледникового периода. Примерно тогда же человек «приручил» огонь, стал использовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготавливать огнеупорную посуду, и для варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния или поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить его с места на место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло бы обойтись без огня. В толщу тысячелетий первобытной культуры уходят своими корнями зачатки земледелия и скотоводства. Нельзя ответить правильно ни на один вопрос из области материальной культуры первобытного человека, если не представлять себе условия его существования. Жизнь на земле неразрывно связана с водой. Поэтому первобытные человеческие сообщества обитали в долинах рек, густо поросших лесами. Будучи существами всеядными, люди питались как животной, так и растительной пищей. Все их мыслительные способности, в том числе усваивать и передавать потомкам приобретенный опыт, были направлены на поиски пищи, совершенствования для этого орудий. Не инстинктам, передающимся по наследству, а разуму прежде всего обязан человек своим выживанием. Только разум помог ему выделиться из всего остального мира животных. Поселения первобытного человека не были многочисленными. Их стада, привольно жившие в условиях благодатно - го тропического климата, значительно поредели в эпоху наступившего ледникового периода, стали распадаться на отдельные семьи и роды, для которых «чужаки» стали таким же предметом охоты, как и остальные представители животного мира. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших времен факты каннибализма. Эта разобщенность в суровых условиях выживания породила первобытнообщинный строй, в котором все принадлежало всем членам того или другого рода. Понятие частной собственности появилось позднее как результат успешного развития материальной культуры в первобытнообщинном строе. Разумное начало в человеке позволило ему не только выжить в окружающих его трудных условиях существования, но и постепенно накапливать излишки продукции своей трудовой деятельности. Это породило необходимость обмена различными орудиями и продуктами труда с соседними родами, а с другой стороны, стало фактором сближения отдельных родов, слияние которых впоследствии породило племена. Постоянные войны соседних племен за лучшие места обитания заставили первобытного человека признать над собой власть тех членов племени, чьи умственные способности в управлении всей жизнью племени были несомненно выше, чем у остальных соплеменников. Попутно шло все большее разделение труда в племени. Изменялся порядок владения результатами этого труда. Так появилось понятие частной собственности, принадлежавшей уже не всем, а отдельным людям племени. В недрах первобытнообщинного строя зарождалось нечто новое, появлялись сильные племена, покорявшие и полностью подчинявшие себе более слабых. Отсюда уже был один шаг до появления первых государств, возникших на развалинах первобытнообщинного строя. Все сказанное о благотворном влиянии сурового климата на развитие материальной культуры в первобытных сообществах подтверждается более низким уровнем культуры у народностей, обитавших в условиях тропического и субтропического климата Африки, Южной Америки и Австралии. Пытаясь понять окружающую его природу, первобытный человек призвал на помощь то, чего не было у животных, - воображение. Необходимость передать сородичам результаты, плоды этого воображения, в свою очередь, потребовала дальнейшего развития звуковой речи, языка. Это развитие шло в неразрывной связи с развитием умственных способностей человека. Первобытный человек не без трудностей, противоречий, ощупью и догадкой вынужден был на первых порах преодолевать узость границ своего трудового опыта. Опираясь на свою общественную жизнь и жизненный опыт, он с помощью воображения «домысливал» по-своему природу, ставя на место реальных связей воображаемые. В этой слитности природы и человека в общественных представлениях первобытных людей причинная связь явлений природы принимала ту специфическую для начальных этапов мировоззрения форму, при которой объективные связи явлений и вещей представлялись как отношения людей. Природа оживлялась в представлениях человека, и все это рисовалось в его воображении как живая картина жизни. Историческое развитие опыта умножало в первобытных людях элементы рационального. Историческая ограниченность этого опыта создавала почву для иллюзорного. В борьбе этих двух начал (рационального, стихийноматериалистического, и примитивно-идеалистического отношения первобытного человека к природе) и развивалось мировоззрение людей первобытного общества, создавалась их духовная культура. Важнейшим этапом развития культуры в первобытном обществе явилось возникновение мышления и речи. Происхождение мышления и речи представляет собой сложнейшую проблему истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса. Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всего это сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов представляет и антропология, располагающая данными о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления - нижней челюсти, мозга и т.д. Совершенно очевидно, что мышление и речь - две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства. Поэтому неправильно задавать вопрос о том, что возникло раньше в истории древнейшего человечества - мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Появление простейших сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь должны были передаваться от одного члена коллектива к другому, либо как сумма приобретенного опыта могли переходить к следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации - звуковые символы для их обозначения и передачи. Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьян - непосредственных предков человека. У современных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например у шимпанзе, более чем двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны, в частности и высшие, очень часто в эмоционально нейтральном спокойном состоянии издают звуки, которые получили наименование «жизненных шумов». Некоторые ученые считают, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь. Но полное развитие членораздельной речи связано только с появлением человека современного вида. При описании гоминид отмечалось, что по величине мозга некоторые группы неандертальцев не уступали современному человеку и даже превосходили его в физическом развитии. Но структура мозга у них была гораздо примитивней, в частности, лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них и расположены центры высших функций мышления - ассоциаций, образования абстрактных понятий и т.д. Поэтому достаточно определенно можно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в эволюционном отношении не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе. Первобытной эпохе мы обязаны зарождением всех видов изобразительного искусства, музыки, пения, танцев. Долгое время все искусство первобытного человека было синкретичным, т.е. один вид его не отделялся от другого. Оно творилось как нечто неразрывное и в этой своей целостности выполняло определенные функции, являлось средством миропонимания. У наскальных рисунков или скульптурных изображений - идолов, как мы их называем теперь, первобытные люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением. Но для удобства рассмотрим это искусство, возникшее в каменном веке, раздельно, по видам. С тех пор как человечество познакомилось с творениями древнейших мастеров, искусство первобытной эпохи стало весьма популярным объектом как спроса, так и изучения. Можно смело говорить о нарастающем влиянии древнейших форм искусства на его современные течения. В связи с этим интересны история его возникновения, функции и духовное содержание. Существует множество гипотез возникновения первобытного искусства, часто противоречивых. Лишь одно не вызывает сомнений, что художественная деятельность существовала на всех этапах первобытной культуры. Можно говорить о биопсихических корнях искусства, о полуинстинктивной потребности человека украшать и раскрашивать себя и свое жилище, придавать привлекательную (для себя) форму предметам. О врожденных основаниях этой потребности говорит ее необыкновенная устойчивость, а также то наслаждение, которое дает людям занятие почти любой формой художественной деятельности. Психоанализ видит в искусстве прежде всего продуктивную форму трансформации психической энергии человеческих инстинктов, ее сублимацию, создающую психологические предпосылки всей культурной деятельности. Еще Аристотель говорил о катарсисе - очищающем и возвышающем воздействии искусства на человека. Искусство давало первобытному человеку возможность пережить величайшие страсти, которые не находили себе исхода в обыденной жизни. Искусство появилось вместе с человеком, так как художественная деятельность является органической потребностью его психики; она связана с особенностями его мировосприятия и врожденными формами творческой активности. Как такового искусства в первобытном обществе не существовало, ибо его нельзя отделить от мифологии, магии, ритуалов. Искусство не было обособленной частью древней культуры, оно было универсальным средством бытия всех ее элементов. В древнейших ритуалах уже использовались элементы скульптуры и живописи (маски, статуи, нательные росписи, татуировки, наскальная живопись, рисунки на земле), музыка, пение, театральная организация действия. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Поэтому образы древнего искусства воспринимаются нашими современниками как нереалистические. Дело не в том, что древние художники не умели добиваться внешнего сходства. Умели, если хотели этого, чему есть поразительные примеры. Дело в том, что отсутствие сходства носит совершенно сознательный характер. Диапазон отступлений от примитивного сходства чрезвычайно широк: от простой схематизации до создания совершенно фантастических образов и композиций, в которых лишь с трудом угадываются черты реальных существ или предметов. Следует подчеркнуть, что символический характер искусства универсален. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Пещерная живопись и культовая традиционная пластика по стилю резко отличаются друг от друга. В первом случае изображение внешне реалистично, во втором - форма крайне условна, иногда почти абстрактна. Условные формы культовой пластики используются для создания образов, которые не могут быть переданы методом натуралистического или реалистического изображения, так как они воссоздают представления о сверхъестественных силах, воплощают невидимых грозных духов и богов, создают вместилища для душ умерших. Изображения же, используемые в образах охотничьей магии, по преимуществу реалистичны, так как связаны с конкретными типами животных, на которых сосредоточены помыслы художника-охотника. Изображая, он как бы заклинает, подчиняя себе дух этих животных. При всем различии художественных методов цели, преследуемые обоими художниками, очень близки: и тот и другой апеллируют к сверхъестественным силам, создают предметы магического культа, имеющие символический характер. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы очень сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которой передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства, а также кодируются мифологические сюжеты или реальные события. Содержательную сторону первобытного искусства составляли магические представления. Самыми первыми представлениями такого рода были рисунки, изображавшие руки (чаще левые), что служило знаком обладания и магической власти над данной территорией. Изображения животных на каменных плитах, скалах, стенах пещер служили магическим целям. Образы животных, заполнявшие стены позднепалеолитических пещер, должны были изображать возможную добычу. На стенах пещер магическое претворение мечты в действительность выражалось образами изобразительного искусства, а на полу пещер - с помощью обрядового действия. Смешной кажется в наше время традиционная точка зрения: человеку на раннем этапе социального развития было не до искусства, он был слишком поглощен борьбой за существование. Дело не только в том, что без художественных форм самовыражения человек просто бы не выжил биологически, по крайней мере, оставаясь человеком. Первобытный человек обладал не меньшими художественными способностями, чем современный. Он еще не стал, подобно нам, пассивным потребителем искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Творческие импульсы были для него столь естественны, как инстинкты охоты или продолжения рода. Этот человек не нуждался в художественном образовании, искусство было с ним всегда - от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное наследие «первобытного» мира начинает занимать все большее место в системе художественных ценностей нашего времени. Более ста лет назад были открыты многокрасочные изображения животных в пещере Альтамира в Испании. Потом подобные изображения животных и человека нашли во многих странах Европы и в Африке. Они датируются 20...30 тысячами лет до нашей эры. Выполненные минеральными красками, секрет удивительной долговечности которых до сих пор не разгадан, эти рисунки, связанные с охотой и трудовым процессом, отражали представление человека об окружающем мире. В новом каменном веке человек научился получать первый искусственный материал. Им стала огнеупорная глина. На поверхности сосудов появились первые орнаменты, положившие начало декоративному искусству. Тогда же на смену фигуркам животных и идолов из камня пришли аналоги из обожженной глины.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:1. Раскройте историко-культурное значение первобытности.2. Назовите и охарактеризуйте основные этапы антропо- и социоге-неза.3. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития орудий тру-да и отраслей первобытного хозяйства.4. Дайте общую характеристику первобытной мифологии.5. Назовите и охарактеризуйте основные формы первобытных веро-ваний.6. Назовите и охарактеризуйте основные этапы происхождения и становления ранних форм искусства.106
dis10.blogspot.ru
Вопрос №2:Физическая культура в первобытном и общинном строе. — МегаЛекции
Вопрос №1:Возникновение и развитие физической культуры, ее причины и значения.
Ответ: Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составляющих объективный фактор, и сознание человека, являющегося фактором субъективным. Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам развивали наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась - увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия.
Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно. Еще в условиях родового строя греческие племена уделяли большое внимание физическому воспитанию, а также различным соревнованиям. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов. Исходя из своих религиозных представлений, греки считали, что и боги очень любят физическую силу и проявление ее в состязаниях, поэтому соревнования атлетов очень рано становятся частью религиозных обрядов.
До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16-- 17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась своим совершенством. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении. Человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры»
Вопрос №2:Физическая культура в первобытном и общинном строе.
Ответ:В основе всей первобытной физической культуры как части общей культуры лежал труд, который носил коллективный характер. Общество еще не делилось на классы, не знало эксплуатации и частной собственности на орудия и средства производства. В прочесе общественного труда постепенно совершенствовался язык и мышление человека, развивались его физические качества, становилась понятной зависимость между подготовкой к труду и его результатом.
В первобытном обществе зарождаются различия в воспитании девочек и мальчиков; эти различия находят свое выражение в играх. Так, например, мальчики играют в охоту, в ходе игры они устраивают погоню, засады. Девочки заняты играми, отражающими быт и труд матери. С возникновением религиозных верований элементы физической культуры связываются с религиозными обрядами. Появляются культовые танцы, пляски, игры. Физические упражнения и игры начинают занимать большое место в жизни первобытных людей, постепенно превращаясь в важнейшее средство воспитания подрастающего поколения. И чем выше поднимался человек в своем социальном и биологическом развитии, тем все более совершенствовалась система воспитания подрастающих поколений; физические упражнения и игры становились неотъемлемой частью этой системы.
Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности. Происходят столкновения между племенами, что влечет за собой необходимость специальной военно-физической подготовки молодежи. Военные вожди и родовая аристократия начинают все больше уделять внимание военно-физическому воспитанию в своей среде. Таким образом, разделение общества на классы, физическое воспитание как часть общего воспитания, начинает принимать классовый характер. Физическое воспитание в условиях первобытного строя, несмотря на примитивный характер, имело существенное значение в формировании умственных и физических качеств первобытного человека. Игры и физические упражнения способствовали развитию мышления, развитию смекалки и сообразительности, воспитанию привычек к организованным действиям. Физическая культура первобытного общества носила бесклассовый бытовой характер, была доступна всем членам общества.
Таким образом, для физической культуры первобытного общества характерно следующее:
1) создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;
2) в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;
3) ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;
4) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т. е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.
В развитии физической культуры первобытного общества выделяются два наиболее качественных этапа.
Первый - с изобретением метательных орудий - привел к обособлению от непосредственной охоты системы двигательных действий, ее предварительной подготовке, физическому воспитанию.
На втором этапе - во время разложения родового общества - возникли формы военно-физической подготовки, отбора как средства общественного подчинения одних групп людей другим.
megalektsii.ru
Культура первобытного строя — доклад
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
Первобытное искусство………………………………………………………….3
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………..12
Введение
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность - детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.
Мы много не знаем о душе человека, который жил 20000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам. Первое становление человека - глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.
Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытнообщинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4-1 тысячелетиях до н. э. первобытнообщинный строй сначала в северной Африке и Передней Азии, а затем и в южной и восточной Азии и в южной Европе постепенно сменился рабовладельческим.
Первобытное искусство
Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство, как уже говорилось, появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, в ориньяко-солютрейское время, то есть за 40-20 тысячелетий до н. э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20-12 тысячелетия до н. э. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).
Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция).
Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них, без сомнения, можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией.
С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый «большой дом» родовой общины из поселения Костенки I, около Воронежа, был значительных размеров (35x16 м) и имел, по-видимому, кровлю из жердей.
Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта и дикую лошадь, относящихся к ориньяко-солютрейскому времени, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5-10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).
Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т. п.
Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и в Советском Союзе - в палеолитических стоянках V деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском и др. Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и Буреть.
Для понимания роли и места человеческих изображений в жизни первобытной родовой общины особенно интересны высеченные на плитах известняка рельефы из стоянки Лоссель во Франции. На одной из этих плит изображен охотник, бросающий копье, на трех других плитах - женщины, своим обликом напоминающие статуэтки из Виллендорфа, Костенок или Гагарина, и, наконец, на пятой плите - Зверь, на которого охотятся. Охотник дан в живом и естественном движении, женские фигуры и, в частности, их руки изображены анатомически более правильно, чем в статуэтках. На одной из плит, лучше сохранившейся, женщина держит в руке, согнутой в локте и поднятой вверх, бычий (турий) рог. С. Замятнин выдвинул правдоподобную гипотезу, что в данном случае изображена сцена колдовства, связанного с приготовлением к охоте, в котором женщина играла важную роль.
Судя по тому, что статуэтки такого рода были найдены внутри жилища, они имели большое значение в жизни первобытных людей. Они свидетельствуют и о той большой общественной роли, которая принадлежала женщине в период матриархата.
Гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Наиболее древние из этих изображений еще очень схематичны. Таковы, например, вырезанные из мягкого камня или из слоновой кости небольшие и очень упрощенные статуэтки зверей -- мамонта, пещерного медведя, пещерного льва (из стоянки Костенки I), а также и выполненные одноцветной контурной линией рисунки животных на стенах ряда пещер Франции и Испании (Ниндаль, Ла Мут, Кастильо). Обычно эти контурные изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине. Как в скульптуре, так и в живописи в этот период передаются только самые главные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы.
На основе таких первоначальных, примитивных опытов постепенно выработалось мастерство, ярко проявившееся в искусстве мадленского времени.
Первобытные художники овладели техникой обработки кости и рога, изобрели более совершенные средства передачи форм окружающей действительности (преимущественно животного мира). В мадленском искусстве выразилось более глубокое понимание и восприятие жизни. Замечательные стенные росписи этого времени были найдены с 80-90-х гг. 19 века в пещерах южной Франции (Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Комбарелль, пещера Трех братьев, Нио и др.) и северной Испании (пещера Аль-тамира). Возможно, что к палеолиту относятся контурные рисунки животных, правда, более примитивные по характеру исполнения, обнаруженные в Сибири на берегах Лены около д. Шишкино. Наряду с живописью, исполненной обычно красной, желтой и черной красками, среди произведений мадленского искусства встречаются рисунки, вырезанные на камне, кости и роге, барельефные изображения, а иногда и круглая скульптура. Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой общины, и поэтому изображения зверей занимали столь значительное место в искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т. п.; реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Чрезвычайно редко изображались растения.
Образ зверя в творчестве первобытных людей мадленского времени по сравнению с предшествующим периодом приобрел гораздо более конкретные и жизненно правдивые черты. Первобытное искусство теперь пришло к ясному пониманию строения и формы тела, к умению правильно передать не только пропорции, но и движение животных, быстрый бег, сильные повороты и ракурсы.
Замечательная живость и большая убедительность в передаче движения отличают, например, рисунок, процарапанный на кости, найденный в гроте Лортэ (Франция), где изображены олени, переправляющиеся через реку. Художник с большой наблюдательностью передал движение, сумел выразить чувство настороженности в повернутой назад голове оленя. Река обозначена им условно, только изображением лососей, плавающих между ног оленей.
Прекрасно передают характер животных, своеобразие их повадок, выразительность движений и такие первоклассные памятники, как гравированные на камне рисунки бизона и оленя из Верхней Ложери (Франция), мамонта и медведя из пещеры Комбарелль и многие другие.
Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании.
Наиболее древними и здесь являются контурные рисунки, изображающие красной или черной краской профиль животного. Вслед за контурным рисунком появилась штриховка поверхности тела отдельными линиями, передающими шерсть. В дальнейшем фигуры стали сплошь закрашиваться одной краской с попытками объемной моделировки. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих больших (около 1,5 м) - фигурах нередко использованы выступы и неровности скал.
Повседневные наблюдения за зверем, изучение его повадок помогли первобытным художникам создать изумительно яркие художественные произведения. Меткость наблюдения и мастерская передача характерных движений и поз, четкая ясность рисунка, умение передать своеобразие облика и состояния животного -- всем этим отмечены лучшие из памятников мадленской живописи. Таковы неподражаемые по силе жизненной правды" изображения раненых бизонов в Альтамирской пещере, ревущего бизона в той же пещере, пасущегося северного оленя, медлительного и спокойного, в пещере Фон де Гом, бегущего кабана (в Альтамире).
В росписях пещер мадленского времени встречаются преимущественно единичные изображения животных. Они очень правдивы, но чаще всего никак не связаны одно с другим. Иногда, не считаясь с уже сделанным ранее изображением, прямо по нему исполняли другое; точка зрения зрителя тоже не принималась в расчет, и отдельные изображения по отношению к горизонтальному уровню находились в самых неожиданных положениях.
Но уже в предшествующее время, как об этом свидетельствуют рельефы из Лосселя, первобытные люди пытались изобразительными средствами передать некоторые, имевшие особо важное значение, сцены своей жизни. Эти зачатки более сложных решений получают дальнейшее развитие в мадленское время. На кусках кости и рога, на камнях появляются изображения не только отдельных животных, но иногда и целого стада. Так, например, на костяной пластинке из грота Мэрии в Тэйжа (Франция) вырезан рисунок стада оленей, где выделены только передние фигуры животных, за которыми следует схематическое изображение всего остального стада в виде условных рогов и прямых палочек ног, но замыкающие фигуры опять переданы полностью. Другой характер носит изображение группы оленей на камне из Лимейля (Франция), где художник передал особенности и повадки каждого оленя. О том, ставил ли здесь художник своей целью изображение стада, или это просто изображения отдельных не связанных друг с другом фигур, мнения ученых расходятся.
Люди в мадленских росписях не изображаются, за исключением редчайших случаев (рисунок на куске рога из Верхней Ложери или на стене пещеры Трех братьев), где показаны не только животные, но и люди, замаскированные под животных для обрядового танца или охоты.
Наряду с развитием росписей и рисунков на кости и камне в мадленское время идет дальнейшее развитие скульптуры из камня, кости и глины, а также, возможно, и из дерева. И в скульптуре, изображая животных, первобытные люди достигли большого мастерства.
Одним из замечательных образцов скульптуры мадленского времени является найденная в пещере Мае д'Азиль (Франция) выполненная из кости голова лошади. С большой правдивостью построены пропорции короткой лошадиной головы, ясно ощущается порывистое движение, прекрасно использованы насечки для передачи шерсти.
Чрезвычайно интересны также открытые в глубине пещер северных Пиренеев (пещеры Тюк д'Одубер и Монтеспан) вылепленные из глины изображения бизонов, медведей, львов и лошадей. Эти скульптуры, выполненные с большим сходством, иногда даже, повидимому, покрывались шкурами и имели не скульптурные, а приставленные настоящие головы (фигура медвежонка из пещеры Монтеспан).
Наряду с круглой скульптурой в это время исполнялись и изображения зверей в рельефе. Примером может служить скульптурный фриз из отдельных камней на площадке убежища Лё Рок (Франция). Высеченные на камнях фигуры лошадей бизонов, козлов, человека с маской на голове, по-видимому, так же как и подобные живописные и графические изображения, создавались ради успеха охоты на диких зверей. На магический смысл некоторых памятников первобытного искусства, возможно, указывают и изображения воткнутых в фигуры животных копий и дротиков, летящих камней, ран на теле и т. п. (например, изображение бизона в пещере Нио, медведя в пещере Трех братьев и т. п.). С помощью подобных приемов первобытный человек надеялся легче овладеть зверем, подвести его под удары своего оружия.
Новый этап развития первобытного искусства, отражающий глубокие изменения в представлениях человека об окружающей действительности, связан с периодами мезолита, неолита и энеолита (медный век). От присвоения готовых продуктов природы первобытное общество в это время переходит к более сложным формам труда.
Наряду с охотой и рыболовством, продолжавшими сохранять свое значение, особенно для лесных и сравнительно холодных по климату стран, все большее и большее значение стали приобретать земледелие и скотоводство. Совершенно естественно, что теперь, когда человек начал переделывать природу в своих целях, он вступил и в значительно более сложные отношения с окружающей его жизнью.
referat911.ru
Культура первобытного общества
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Человек начал отделяться от животного мира, по новейшим данным, около 3 млн. лет тому назад. Большую часть своего исторического пути человечество прошло в условиях первобытно-общинного строя; государственность начала возникать в древних культурных центрах ок. 5000 лет (а у других народов и 1000 лет тому назад, а кое где и в XX в.). Этот период истории известен нам много лучше, чем далекая от нас первобытность. Но изучение первобытного периода для нас очень важно, т.к. многие явления последующей истории получают объяснения только в результате глубокого анализа первобытности, с которой началось развитие человеческой культуры. Так, если мы приравняем всю историческую жизнь человечества к одним суткам, то на три социально-экономические формации – рабовладельческий строй, феодализм и капитализм по этому расчету придется всего четыре минуты.
Анализ развития человеческого общества показывает, что оно шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был медленным и почти неприметным.
Темп развития человеческой культуры, бывший сотни тыс. лет крайне медленным, постепенно ускорялся, а с переходом к производящему хозяйству стал очень быстрым. Но здесь проявилась еще одна особенность – географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались медленно, а области с мягким климатом, запасами руд быстро продвигались вперед по пути к цивилизации.
Одной из наиболее распространенных периодизаций первобытнообщинной формации является археологическая, т. е. деление ее на каменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый и ранний железный века. В основу этой периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длинный в истории людей, делят еще на палеолит – древний каменный век, мезолит - средний каменный век и неолит – новый каменный век. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).