Функции первобытного искусства. Анализ книги В. Мириманова "Малая история искусств"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Функции первобытного искусства


1.2.2. Первобытное искусство: функции и формы

Искусство в исходном значении слова означает высокую степень мастерства в любой деятельности. В XIX в. термин «искусство» стал употребляться для обозначения только творческой деятельности, нацеленной на то, чтобы создать художественные образы, т. е. образы, способные произвести на людей сильное эстетическое впечатление. Термин «эстетика» происходит от греческого aisthetikos – «чувственный» и связан с чувством красоты, прекрасного.

Древние философы связывали прекрасное с полезностью и целесообразностью, благом. Так древнегреческий философ Сократ называл прекрасными щит, хорошо приспособленный для защиты, копье, приспособленное для точного броска, и т. п. Однако только приспособленностью и полезностью красоту не объяснить. Это понимал Аристотель, который объяснил прекрасное и как гармонию в устройстве и формах. Аристотель был уверен, что «природа стремится к прекрасному», к целесообразной гармонии.

У каждого человека чувство красоты рождается от наблюдения за природой и ее творениями: красивый пейзаж, восход или закат солнца, красивый цветок и т. п. Эти впечатления и формировали понятие о прекрасном как о таком гармоничном сочетании звуков, красок, форм, пропорций, которые вызывали у человека яркие положительные эмоции. Таким образом, сначала человек увидел красоту в природе, а затем стремился создать ее сам.

Об искусстве первобытного общества мы можем судить по изобразительному искусству (скульптуре и живописи), поскольку от музыки и танца не осталось почти никаких следов, хотя они существовали и играли важную роль.

Для первобытного человека создание прекрасного не было главной задачей. Он создавал яркие образы для освоения окружающего мира. И в дальнейшем задачи искусства никогда не сводились только к созданию прекрасного. Его функции много шире: искусство – это способ познания мира через художественные образы.

Среди произведений первобытного изобразительного искусства доминируют два образа. Первый и главный – образ животного, преимущественно крупного, связанный с темой добывания пищи. Второй – образ женщины-матери, связанный с темой продолжения рода.

Примат образа крупного животного понятен. Охота на крупных животных и защита от крупных хищников были самыми эмоционально сильными актами деятельности людей. И человек стремился овладеть этими эмоциями, приспособиться к ним. Поэтому искусство развивалось прежде всего как элемент охотничьей магии 1. Охотники создавали изображения для ритуалов, направленных на то, чтобы подчинить себе объекты охоты. Образ (макет) животного делался из глины или камней, а также рисовался его контур на стене. Вначале контур был весьма обобщенным. Например, животных в профиль чаще всего изображали только с двумя ногами. Затем рисунок становился все более точным. Глиняные макеты и рисунки красками на открытом воздухе долго не могли существовать. До нас дошло лишь то, что находилось в пещерах.

Наиболее совершенные рисунки найдены в пещерах в предгорьях Пиреней, разделяющих Францию и Испанию. В 40 пещерах найдены росписи, выполненные краской или выцарапанные камнем 20–10 тыс. лет тому назад. Самую известную пещеру Ляско (Франция) называют доисторической Сикстинской капеллой. В ней есть зал гигантских быков, нарисованных красной, черной и желтой охрой. В осевом проходе расположена живописная группа коров и лошадей, нарисованных красной краской. Загадочная композиция: бизон, раненный человеком с птичьим клювом, и носорог, уходящий с места трагедии.

Ряд пещер с рисунками эпохи верхнего палеолита найден в Италии, Грузии, в Монголии, на Урале (Каповая пещера). Наличие принципиально однотипных форм искусства в Европе и Азии показывает, что процесс развития художественного творчества человечества в своей основе был единым.

Помимо крупных наскальных изображений человек в этот период создавал мелкую скульптуру (фигурки животных, вырезанных из кости, дерева, камня), и небольшие рисунки, процарапанные на камне и кости. Широкая практика изготовления фигурок животных говорила о том, что люди хотели иметь их образы вне связи с практической деятельностью. Маленькая фигурка оленя – не объект для охотничьей магии. Она – память и символ большого реального мира. Человек хотел иметь этот образ под рукой. Значит, он доставлял ему эмоциональное удовлетворение и, следовательно, имел эстетическое значение.

Образы животных преобладают и в малых формах. Но в мелкой скульптуре немало и антропоморфных образов. Это преимущественно женские фигурки, в которых подчеркнуты формы, связанные с рождением и кормлением детей. Они также играли очевидную прикладную функцию: были связаны с демографической магией, направленной на сохранение и продолжение рода. Самой знаменитой считается статуэтка из мягкого известняка высотой в 6 см, найденная в Австрии в местечке Виллендорф. Она получила название Венеры Виллендорфской. Характерно отсутствие попыток передать лицо женщины, поскольку художник создавал обобщенный образ, а не индивидуальный.

Декоративное искусство. Кроманьонцы широко использовали подвески, бусы, браслеты. Какая-то их часть имела магическое значение. Например, ожерелье у охотника из зубов убитых зверей. Но нитка белых ракушек у женщины являлась и украшением, ибо подчеркивала овал лица, смуглость кожи и т. п. Первые украшения можно считать и первыми чисто эстетическими произведениями искусства.

От позднего палеолита дошли свидетельства о том, что человек овладел и песенным и танцевальным искусством. Они также связаны с производственной магией, с ритуалами подготовки и завершения охоты. Например, после охоты главная функция песни и танца состояла в том, чтобы выплеснуть избыточные эмоции, которые возникали в процессе опасной охоты. Легко представить себе следующую картину: крупный зверь убит, опасность миновала, люди ликуют, прыгают вокруг зверя, издают крики. Постепенно крики и прыжки начинают согласовываться, идут в определенном ритме. Ритм закрепляется ударно-шумовыми эффектами. Крики приобретают общую тональность: низкие тона у мужчин и высокие у женщин. Люди понимают, что эти действия дают эмоциональную разрядку и культивируют их. Развитию интонации – чередованию звуков разной тональности – способствовала имитация звуков природы, особенно птиц и животных. Овладение ритмом и интонацией ведет к появлению музыки, пения, танцев. На палеолитических стоянках найдены полые кости – первые дудки, свирели. Постепенно люди осознавали, что некоторые мелодии и движения дают наибольшее эмоциональное удовлетворение. Так шел естественный отбор лучших образцов и складывалось представление о каноне красоты.

Подводя итог изложенному, сделаем некоторые выводы по поводу сущности и функций первобытного искусства. Искусство являлось элементом производственной и демографической магии, и в этой связи играло важную роль как способ регулирования и выражения эмоций людей. Оно также имело декоративную функцию, проявлявшуюся в украшении человеком самого себя, предметов быта и орудий труда. Постепенно, в процессе отбора лучших образцов, идет усиление эстетической функции искусства как способа создания прекрасного.

studfiles.net

. Особенности первобытного искусства

 

 

 

 

«Первобытное искусство»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

Оглавление

 

Введение.......................................................................................................... 3

1. Особенности первобытного искусства....................................................... 4

2. Искусство эпохи Палеолита........................................................................ 9

3. Искусство эпохи мезолита........................................................................ 11

4. Искусство эпохи неолита.......................................................................... 12

Заключение.................................................................................................... 15

Использованная литература......................................................................... 16

 

 

 

Введение

 

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

 

1. Особенности первобытного искусства

 

Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали письменностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» — «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.

Судить об этом можно по изобразительному искусству, в котором и воплощается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.

Мы помним, какими живыми, яркими были изображения зверей в пещерах позднего периода древнего каменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство с очертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего его пространства, не стало самостоятельным.

Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это — условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.

Та же связь с природными формами обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным. Так, они делали украшения из зубов зверей, никак их не обрабатывая. У рога оленя отпиливали все отростки, кроме одного, и использовали это приспособление как копьеметалку. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.

Таким образом, преобладающим в восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями. Это и понятно: мир охотника, живущего среди природы, постоянно изменяется, его окружает множество существ, растений. Своё жильё он вынужден приспосабливать к тому месту, где случилось остановиться; это может быть пещера, шалаш или более основательная постройка, но внешне она почти не отличается от холма или кучи ветвей.

Мир оседлых земледельцев стал другим. Характерно, что в их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент. Ритмично повторяющиеся фигуры покрывают гладкие стенки сосудов, стены жилищ. Вероятно, орнаментом украшали и не сохранившиеся до нашего времени ковры и ткани. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Если сосуд был плоским вроде тарелки, узоры центральной части отличались от узоров по краю.

Мотивы орнамента часто в условной форме передавали изображения людей, животных, птиц. Но многие из них были геометрическими, причём со временем таких орнаментов становится всё больше. Геометрические очертания придавали и украшениям, и печатям-штампам, которые использовали для нанесения изображений на пластичные материалы (глину, тесто). Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Всё это показывает, что на мир стали смотреть иначе, чем прежде: ведь в природе не так много предметов и существ, похожих на строгие геометрические фигуры. Орнаменты показывают, что у людей нового каменного века сильнее проявляется способность отвлекаться от конкретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты.

Орнамент — искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа «три» и «четыре». Очень распространены фигуры в виде квадрата или композиции такой формы, составленные из четырёх треугольников, фигур птиц или зверей. Такое внимание к форме четырёхугольника не было случайным. Так изображали пространство земли, поля, водоёмы. Вспомним, что и дома имели такой же план.

Земля — плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают себя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями — севером, югом, востоком и западом, определять которые научились по движению небесных светил.

По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода; средний мир — земля со всем, что населяет её, а в середине, опять-таки, находится «наше селение», «мы»; под землёй лежит подземный мир — место жизни умерших, которые, впрочем, могут попадать и на небо. Образ мира с семью главными ориентирами и зонами — четырьмя по горизонтали, тремя по вертикали — воплощался в строении вещей, планировке домов. Ему соответствовали и ритуальные действия.

Конечно, люди понимали мир не как геометрическую фигуру наподобие кристалла. Все зоны мира были населены существами, которые обладали разными свойствами и по-разному относились к людям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и дальние соседи. Чем дальше от «своей» земли, тем опаснее становились люди. Они могли быть враждебными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обладать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жители Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими головами.

Центр, своя земля, своё селение, конечно, самые лучшие. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего «нам» не хватало: красивыми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существами — от небесных духов до духов умерших предков — очень занимали людей. Вспомним, что путешествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство — постоянная тема народных сказок. Это — наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жизненной необходимостью.

Полагали, что на небо можно попасть, поднимаясь в горы или забравшись на высокое дерево. Помощниками в таких опасных предприятиях были звери и птицы, обитающие как в чужих землях, так и неподалёку от «нас», а также духи. Считали, что некоторые люди способны оказаться в ином мире, совершая обряды, опираясь на поддержку своих волшебных помощников. Подобно сибирским шаманам, они впадали при этом в особое состояние — транс. Такие люди совершали обряды для излечения больных или для того, чтобы узнать намерения духов других миров.

Были и другие способы общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды, можно привлечь их внимание, пригласить на особое угощение. Можно послать им гонца с просьбой — для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то, чего хотели люди. Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными, схематизированными изображениями реальных животных, растений, явлений окружающего мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник — гору. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны. Такие изображения уже похожи на послания сверхчеловеческим силам, напоминающие о том, что они не должны быть безразличными к животным, растениям и, естественно, к людям.

В орнаментах стали появляться пока ещё отдалённые признаки письменных знаков: ведь известно, что знаки древнейших письменностей были изобразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали. Рисунок ноги обозначал понятие «ходить», а также соответствующее слово языка, рисунок солнца — «светить» и т.д. Но это было позже, а пока знаки, образующие орнамент, имели разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных групп людей, членов одного рода, обитателей одного селения.

 

 

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ

плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность Внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саугуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко — изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких тёмных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

 

 

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием.

Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом плане — фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.

 

 

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.

Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных

пространствах — от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить

приблизительно от VIII—VI тысячелетий до и. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847—1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)

В III—II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно.

Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхенлж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия — художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

 

 

 

Первобытная культура прослеживает в себе огромную дистанцию развития человечества. Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — существа, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических сказаний, понимавшие, что они живут в сложном, противоречивом мире, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале — полуобезьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце — участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным покровителям. В начале — существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце — члены сообщества родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми прародители. Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

 

 

 

  1. Из истории мировой цивилизации. / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М., 1993.
  2. История народного хозяйства: Словарь-справочник. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ВЗФЭИ, 1995.
  3. Краткая всемирная история. В 2-х кн. / Под ред. А.З. Манфреда. – М.: Наука. 1966
  4. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1979. С. 1920.

znakka4estva.ru

Анализ книги В. Мириманова "Малая история искусств"

2

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа представляет собой обзор книги В.Мириманова “Малая история искусств”, посвященной описанию и анализу развития первобытного и традиционного искусства. Главы книги рассмотрены последовательно; основное внимание уделено выделению основных и общих закономерностей в развитии искусства, выявленных автором; большое количество материала иллюстративного содержания в данном обзоре не отражено ввиду малого заданного объема. Глава “Наскальное искусство Африки и Австралии” не рассматривается, так как она, по сути, представляет собой достаточно яркую иллюстрацию к общим и закономерным положениям исследования В.Мириманова, отражающим тенденции развития первобытного и традиционного искусства.

1. Первобытное и традиционное искусство

1.1. Понятие и история первобытного и традиционного искусства

Область распространения первобытного и традиционного (называемого еще примитивным) искусства территориально охватывает все континенты, хронологически - весь период существования человека как вида.

История первобытного искусства включает в себя проблему происхождения искусства и рассматривает этапы его развития на протяжении тысячелетий, от самых древних художественных произведений эпохи палеолита до памятников искусства некоторых современных народов, до недавнего времени находившихся на первобытно-общинном уровне развития.

Первобытное искусство не представляет самостоятельной области в сфере культуры, поскольку в первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетена с мифологией и религией, образуя то, что называется первобытным синкретическим культурным комплексом

Характерными особенностями первобытного искусства являются, во-первых, то, что в первобытном обществе едва ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство, тем самым наполняя его собой, а, во-вторых, в первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире, способствующие закреплению и передаче навыков и знаний [1].

1.2. Искусство и человек

Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в главе “Искусство и homo sapiens”, является вопрос о понятии искусства. Оставляя в стороне чисто метафизи-ческие не поддающиеся анализу тол-кования искусства, В. Мириманов обращается к тем определениям, которые основы-ваются на анализе исторического материала и рассматривают его в связи с проблемой генезиса. Например, так называемая “имитативная теория” определяет искус-ство как проявление инстинкта под-ражания. Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искус-стве. Как уже говорилось, различ-ные формы танцев: охотничьи, воен-ные и др. - основаны на подражании повадкам животных и действиям, связанным с войной, охотой и т. д. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и пер-вобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу.

Другая теория рассматривает искус-ство как выражение “инстинкта украшения”, как средство полового привлечения. Нательные укра-шения - раскраска, татуировка и т.п. - бытуют у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть все основания счи-тать, что они имеют очень древнее происхождение. Что же касается надеваемых украшений: бус, ожере-лий, колец, подвесок и т. п., - то они, как известно, широко распростра-нены не только у так называемых “примитивных” народов, но в полной мере сохраняются и в развитом со-временном обществе. В отличие от традиции раскраски тела (о степени древности которой можно лишь догадываться) древность ношения украшений непосредственно дока-зывается многочисленными архео-логическими материалами (бусы, браслеты), относящимися к эпохе верхнего палеолита. Столь же древ-нюю традицию имеет орнаменталь-ное и фигуративное украшение ору-дий и бытовых предметов. Материалы и этнографические ис-следования, связанные с проблемой происхождения искусства, показы-вают, что то, что называется ин-стинктами “игры”, “подражания”, “украшения”, безусловно имеет определенную связь с биопсихологическими корнями художественной деятельности [2].

Основополагающей идеей при рассмотрении вопроса о появлении homo sapiens, с точки зрения В.Мириманова, является взаимосвязь между появлением искусства как такового и формированием человека как социального существа в полном смысле этого слова.

Пожалуй, единственным качественно новым археологическим материалом, появившимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение - скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Момент обращения к этому новому виду деятельности, который В.Мириманов условно называет художественным творчеством, рассматривается как величайшее открытие, возможно, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены, хотя следует заметить, что сами по себе данные возможности не предполагают их непременной реализации, по крайней мере в определенные исторические сроки. В качестве наглядного примера В.Мириманов выбрал историю развития письма [3].

Заслуживает внимания проводимый автором тщательный анализ самого процесса “открытия”, вылившегося в появление изобразительного искусства.

Вопрос о происхождении искусства, с проблемой его сущности, смысла и назначения, лишь во второй поло-вине XIX века благодаря успехам археологии был поставлен на науч-ную основу. В то же время в связи с открытиями археологов, давшими бесценный материал, возникли но-вые проблемы: закономерно или случайно то, что первые несомнен-ные произведения искусства най-дены только в тех слоях, которые относятся ко времени существова-ния homo sapiens. Существует ли прямая связь между появлением че-ловека разумного и началом худо-жественной деятельности?

Прежде чем ответить на этот вопрос, временные антропологи характе-ризуют черты, отличающие homo sapiens от его предшественников. Так называемый “hоmо-неандертальский” человек имел, казалось бы, все необходимые для интенсивной трудовой деятель-ности органы - большой мозг, под-вижную руку, не говоря уже об устойчивой походке в выпрямлен-ном положении. Тем не менее, морфоло-гические особенности неандерталь-ского человека, в частности, строе-ние его мозга, говорят о том, что он был существом, недостаточно при-способленным к условиям общест-венной жизни коллектива ввиду своей агрессивности и малого разви-тия мозговых центров, управля-ющих торможением. Возбуждение в деятельности коры головного мозга неандертальца заметно преобладало над торможением, что вызывало вспышки дикой злобы в неандер-тальском стаде и часто приводило к столкновениям. Поэтому коллек-тив неандертальцев имел малые по-тенциальные возможности для раз-вития общественных форм жизни. Наиболее убедительная теория поя-вления человека современного вида, разработанная советским антропо-логом Я. Я. Рогинским, исходит именно из преимуществ современ-ного человека над неандертальским как существа социального. Согласно этой теории, интенсив-ное развитие передних отделов головного мозга у современного человека, в сравнении с неандертальцем, про-истекает вследствие того, что соци-альные качества приобрели огром-ную роль в эпоху резкого подъема производительных сил и сложения начальных форм родовой органи-зации (т. е. в эпоху позднего палео-лита)[4].

Весьма существенными факторами, способствовавшими появлению и развитию художественной деятельности, по мнению В.Мириманова, стали появление у человеческих существ досуга и появление оседлого образа жизни, которые могли появиться лишь тогда, когда было достигнуто известное равновесие сил в борьбе за существование. Действительно, лишь свободное время, не занятое борьбой за выживание, дало возможность занятий искусством; свободное же время у человека, в свою очередь, могло появиться лишь при достаточно высоком уровне технической оснащенности человека (в результате которой сделалось возможным относительно постоянное существование хозяйственных коллективов, при которых новые методы охоты стали давать больше пищи) [5].

В результате своих исследований В.Мириманов аргументировано приходит к убеждению в необходимости признать наличие прямой связи между появлением homo sapiens и началом художественной деятельности.

1.3.Непрофессиональное искусство и эстетические концепции

Глава “Непрофессиональное искусство и эстетические концепции посвящена В.Миримановым, главным образом, попыткам определить функции искусства как такового с целью выяснить, есть ли взаимосвязь между формальной и функциональной структурой первобытного и современного искусства. При этом, в результате рассуждений и анализа известных данных автор приходит к выводу о том, что исчерпывающе определить функции искусства не представляется возможным не только в силу их множественности, но также и потому, что функцио-нальная структура искусства не является постоянной и неизменной. Под действием экономических, со-циальных и политических факторов она развивается, перестраивается, меняет акценты, в то же время со-храняя изначальные элементы.

Поскольку первобытное искусство дает лишь фрагментарный художественный материал вне живо исторического и этнографически контекста, В.Мириманов обращается главным об-разом к примеру традиционного искусства, которое ближе всего к ранней стадии художественного развития, и посвящает этой теме главу “Функции первобытного и традиционного искусства”, полагая, что ясно выраженный целенаправлен-ный характер традиционного искусства - одно из тех качеств, на которое прежде всего обращают внимание исследователи, - позволяет сравнительно четко определить его важнейшие функции [6].

1.4.Функции первобытного и традиционного искусства

1) Идеологическая функция. В традиционном первобытном обществе процесс творчества всегда происходит в соответствии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое произведение искусства является отражением существующей на момент его создания в социуме идеологии. Художник активно участвует в жизни племени, и творчество его полностью подчинено господствующим в племени взглядам, не отражая и не преследуя никаких личных целей или воззрений художника (впрочем, и само существование таковых в первобытном обществе достаточно маловероятно и точно не является распространенным явлением) [7].

2) Общеобразовательная функция. Данная функция выполняется любым произведением искусства. При этом, в тех случаях, когда искусство является важнейшим звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несет повышенную смысловую нагрузку (отчасти, этим объясняется символический характер традиционного искусства, так как перед художником стоит задача выражения сложных идей и понятий, которые не могут быть переданы методом непосредственного отображения) [8].

3) Коммуникативно-мемориальная функция. Эта функция тесно переплетается с общеобразовательной и социальной функциями, что объясняется связью между поколениями через ту же систему обрядов инициации, через сохранение родовой преемственности etc. В принципе, каждое художественное произведение имеет коммуникативное значение и закрепляет связь между человеком и обществом, а также оперативно выполнять ту функцию, которая позднее переходит к письменности [9].

4) Социальная функция. Поскольку процесс культурного и экономического развития в классовых обществах протекает в условиях более или менее острой и осознанной политической борьбы, искусство часто принимает активное участие в такой борьбе, выступая на стороне той или иной социальной группы или класса, поддерживая ту или иную тенденцию, каждая из которых направлена в конечном счете на упрочнение либо изменение существующей социальной структуры. В традиционном искусстве социальная функция обычно тесно взаимосвязана с магико-религиозной функцией [10].

5) Познавательная функция. Сказав лишь, что познавательная функция, безусловно, свойственна первобытному и традиционному искусству (как и практически любому другому искусству), следует заметить, что рассуждения В.Мириманова о взаимосвязи процесса познания с процессом создания произведений искусства и их восприятием сознанием первобытного человека достаточно спорны; вопрос о познании в принципе чрезвычайно многогранен и не разрешен однозначно до сих пор. Положения, высказанные автором, близки к мыслям М.Полани, изложенным им в работе “Личностное знание”, которые, однако, неоднократно оспаривались многими мыслителями, в особенности приверженцами материалистических учений [11].

6) Магико-религиозная функция. Ей в работе В.Мириманова уделено существенное внимание. Как известно, аппарат магии создается первобытным человеком в стремлении овладеть силами природы. В частности, по В.Мириманову, в его основе лежит принцип аналогии - вера в получение власти над предметом через овладение его образом. К примеру, первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, цель ее - обеспечение удачной охоты; центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное - как настоящее, то и действия, связанные с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Принцип, на котором основана первобытная магия, лежит в основе широко распространенного у всех народов колдовства и всевозможных религиозных обрядов.

Вообще говоря, магия, религия, мифы и сопутствующее им искусство, не решая проблем в научном плане, снимают их, создавая своеобразный иллюзорный мир; в создании аппарата магии выражаются страх человека перед силами природы и одновременно вера в возможность управлять этими силами. Первобытный и традиционный культурный комплекс, по В.Мириманову, можно рассматривать с современной точки зрения как гипотетическую картину мироздания, состоящую, как и всякая гипотеза, из действительных и предполагаемых (фантастических) элементов, удовлетворяющую первобытного человека своей полнотой и законченностью [12].

7) Эстетическая функция. В.Мириманов приходит к выводу, что эстетическое начало, будучи неотъемлемым качеством каждого художественного произведения, в то же время никогда не становится самоцелью. Развитие в труде духовных потребностей привело к постепенному формированию эстетического чувства и эстетической потребности; эстетическое чувство породило эстетическую потребность, которая формировалась и совершенствовалась в процессе производственно трудовой практики. У первобытного человека в качестве эстетической реакции, связанной с чувством ритма и симметрии, выступает положительная эмоциональная реакция на такие вещи, как, к примеру, гладкая и правильная форма изделия; овладение же совершенной техникой труда всегда ведет к появлению более правильных, более точных форм. Эстетическая функция искусства тесно связана с процессом стилизации, который рассматривается В.Миримановым отдельно [13].

2. Эволюция изобразительных форм

2.1. Искусство эпохи палеолита

Искусство палеолита, как и других рассматриваемых периодов, имеет определенную градацию по времени. Установлено, что к числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся как схематические, так и натуралистические изображения, что позволяет прийти к выводу об изначальном существовании как схематических, так и натуралистических форм изобразительного искусства.

Не вдаваясь в детали (которыми изобилует исследование В.Мириманова), следует отметить характерную особенность искусства палеолита, отмечаемую самим автором: крайне редко встречающиеся мужские изображения эпохи палеолита на фоне изобилия различного рода женских изображений; любопытно также разделение так называемых “мобильных” и статических изображений: подавляющее большинство “мобильных изображений” является изображением животных, тогда как большинство статических изображений - женские изображения.

Влияние материала на характер изображения свидетельствует об относительно низком уровне технологии изготовления изображений. Так, изначальная форма материала задает объем, в который должна быть “вписана” изготавливаемая из него статуэтка.

Большое внимание уделено В.Миримановым описанию различных образцов пещерной наскальной живописи, главным образом изображений животных, обнаруженных в различных странах мира. Выделяются два больших цикла в развитии пещерного искусства: ориньякский (ХХХ тысячелетие до н.э.) и солютрео-мадленский (ХVIII тысячелетие до н.э.), охватывающие вместе более 25 тысячелетий. Насчитывается пять основных периодов эволюции пещерного искусства, каждому из которых соответствует группа памятников, имеющая свои стилистические особенности, технику, круг сюжетов, детально описанные автором. Первый период охватывает примерно 15 тысячелетий, второй - XVIII-XV тысячелетия до н.э., третий - XII тысячелетие до н.э., считающийся апогеем пещерного искусства, временные рамки четвертого и пятого периодов не обозначены В.Миримановым, однако, вкратце отмечено, что в это время происходила постепенная деградация пещерного искусства.

2.2. Искусство эпохи мезолита

В искусстве эпохи мезолита нашло несомненное отражение технологического прогресса человечества, что видно как по сюжетному содержанию художественных композиций и изображений, так и по технике исполнения. В сюжетном плане нашло отражение большое количество новых предметов и орудий труда и охоты, повсеместно встречающихся на изображениях эпохи мезолита; совершенствование техники исполнения наиболее наглядно выразилось, в частности, в использовании красок для живописи (тогда как в эпоху палеолита изображения главным образом вычерчивались, выцарапывались или выбивались на различных поверхностях. Для скульптурных изображений эпохи мезолита характерна большая детализация и лучшее сохранение пропорций изображаемых объектов; более высокая техника исполнения в целом.

Характерно то, что гораздо большее внимание в художественных изображениях эпохи мезолита уделено сценам охоты и различных ритуалов, то есть данные изображения имели гораздо более четко выраженную социальную ориентацию; отдельные же мужские и женские изображения достаточно редки. Отдельного внимания заслуживает процесс стилизации изображений.

В.Миримановым приведена схема эволюции человеческих изображений, относящихся к четырем типам, каждый из которых соответствует четырем последовательным периодам развития искусства эпохи мезолита:

1) Натуралистические изображения с правильными пропорциями;

2) Фигура, чрезмерно суженная в талии, голова круглая, верхняя часть тела образует треугольник, руки тонкие, ноги мощные и длинные;

3) Голова изображается в профиль, торс суженный и укороченный, ноги неестественно больших размеров;

4) Вся фигура и конечности изображаются единообразными тонкими линиями.

Процесс стилизации человеческих изображений, иллюстрируемый данной классификацией, объясняется необходимостью изображения действия, движения в рамках массовых сцен.

2.3. Искусство эпохи неолита

Эпоха неолита характеризуется усилением тенденций к схематизации и стилизации изобразительного искусства, все более и более преобладавшим над традиционным искусством предшествующих эпох. Тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей схеме и в конечном счете к знаку прослеживается на протяжении всего неолитического периода развития искусства. Таким образом, эстетическая, познавательная и другие функции искусства постепенно отходят на задний план, уступая место коммуникативной, идеологической, мемориальной функциям.

В общих чертах, к концу неолита искусство все более и более обогащается новыми сюжетами, и в то же время его язык, становясь более общим и емким, теряет свою выразительность, остроту и эмоциональность.

3.Традиционное искусство и современность

Третья, последняя глава “Малой истории искусств” представляет собой исследование взаимосвязи между первобытным и традиционным искусством и современными культурами, главным образом народов Африки, Австралии и Океании; впрочем, в некоторых случаях проведены аналогии и прослежены следы древнего наследия в творчестве европейских художников (к примеру, П.Пикассо). Четко определены основные черты, отличавшие творчество первобытных людей от творчества наших современников.

В области изобразительного искусства первобытный человек обладал не меньшими способностями, чем современный, а в массе, возможно, и большими, поскольку по отношению к искусству он не был пассивным потребителем, будучи в такой же мере художником, как охотником и скотоводом, и творческий импульс был для него так же естествен, как охотничий инстинкт; искусство было с ним от рождения как одно из естественных человеческих проявлений, и вместе с тем все это не противоречило разнообразной практической направленности художественной деятельности и различным формам ее выражения [14].

Ссылки[1] стр. 12[2] стр. 38[3] стр. 14[4] стр. 19[5] стр. 31[6] стр. 53[7] стр. 56[8] стр. 61[9] стр. 67[10] стр. 69[11] стр. 73[12] стр. 89[13] стр. 100[14] стр. 243

referatwork.ru

Первобытное искусство: функции и формы

Религия Первобытное искусство: функции и формы

просмотров - 83

Искусствов исходном значении слова означает высокую степень мастерства в любой деятельности. В XIX в. термин «искусство» стал употребляться для обозначения только творческой деятельности, нацелœенной на то, чтобы создать художественные образы, т. е. образы, способные произвести на людей сильное эстетическое впечатление. Термин «эстетика» происходит от греческого aisthetikos – «чувственный» и связан с чувством красоты, прекрасного.

Древние философы связывали прекрасное с полезностью и целœесообразностью, благом. Так древнегреческий философ Сократ называл прекрасными щит, хорошо приспособленный для защиты, копье, приспособленное для точного броска, и т. п. При этом только приспособленностью и полезностью красоту не объяснить. Это понимал Аристотель, который объяснил прекрасное и как гармониюв устройстве и формах. Аристотель был уверен, что «природа стремится к прекрасному», к целœесообразной гармонии.

У каждого человека чувство красоты рождается от наблюдения за природой и ее творениями: красивый пейзаж, восход или закат солнца, красивый цветок и т. п. Эти впечатления и формировали понятие о прекрасном как о таком гармоничном сочетании звуков, красок, форм, пропорций, которые вызывали у человека яркие положительные эмоции. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сначала человек увидел красоту в природе, а затем стремился создать ее сам.

Об искусстве первобытного общества мы можем судить по изобразительному искусству (скульптуре и живописи), поскольку от музыки и танца не осталось почти никаких следов, хотя они существовали и играли важную роль.

Для первобытного человека создание прекрасного не было главной задачей. Он создавал яркие образыдля освоения окружающего мира. И в дальнейшем задачи искусства никогда не сводились только к созданию прекрасного. Его функции много шире: искусство - ϶ᴛᴏ способ познания мира через художественные образы.

Среди произведений первобытного изобразительного искусства доминируют два образа. Первый и главный – образ животного, преимущественно крупного, связанный с темой добывания пищи. Второй – образ женщины-матери, связанный с темой продолжения рода.

Примат образа крупного животного понятен. Охота на крупных животных и защита от крупных хищников были самыми эмоционально сильными актами деятельности людей. И человек стремился овладеть этими эмоциями, приспособиться к ним. По этой причине искусство развивалось прежде всœего как элемент охотничьей магии [1]. Охотники создавали изображения для ритуалов, направленных на то, чтобы подчинить себе объекты охоты. Образ (макет) животного делался из глины или камней, а также рисовался его контур на стене. Вначале контур был весьма обобщенным. К примеру, животных в профиль чаще всœего изображали только с двумя ногами. Затем рисунок становился всœе более точным. Глиняные макеты и рисунки красками на открытом воздухе долго не могли существовать. До нас дошло лишь то, что находилось в пещерах.

Наиболее совершенные рисунки найдены в пещерах в предгорьях Пиреней, разделяющих Францию и Испанию. В 40 пещерах найдены росписи, выполненные краской или выцарапанные камнем 20–10 тыс. лет тому назад. Самую известную пещеру Ляско (Франция) называют доисторической Сикстинской капеллой. В ней есть зал гигантских быков, нарисованных красной, черной и желтой охрой. В осœевом проходе расположена живописная группа коров и лошадей, нарисованных красной краской. Загадочная композиция: бизон, раненный человеком с птичьим клювом, и носорог, уходящий с места трагедии.

Ряд пещер с рисунками эпохи верхнего палеолита найден в Италии, Грузии, в Монголии, на Урале (Каповая пещера). Наличие принципиально однотипных форм искусства в Европе и Азии показывает, что процесс развития художественного творчества человечества в своей основе был единым.

Помимо крупных наскальных изображений человек в данный период создавал мелкую скульптуру (фигурки животных, вырезанных из кости, дерева, камня), и небольшие рисунки, процарапанные на камне и кости. Широкая практика изготовления фигурок животных говорила о том, что люди хотели иметь их образы вне связи с практической деятельностью. Маленькая фигурка оленя – не объект для охотничьей магии. Она – память и символ большого реального мира. Человек хотел иметь данный образ под рукой. Значит, он доставлял ему эмоциональное удовлетворение и, следовательно, имел эстетическое значение.

Образы животных преобладают и в малых формах. Но в мелкой скульптуре немало и антропоморфных образов. Это преимущественно женские фигурки, в которых подчеркнуты формы, связанные с рождением и кормлением детей. Οʜᴎ также играли очевидную прикладную функцию: были связаны с демографической магией, направленной на сохранение и продолжение рода. Самой знаменитой считается статуэтка из мягкого известняка высотой в 6 см, найденная в Австрии в местечке Виллендорф. Она получила название Венеры Виллендорфской. Характерно отсутствие попыток передать лицо женщины, поскольку художник создавал обобщенный образ, а не индивидуальный.

Декоративное искусство. Кроманьонцы широко использовали подвески, бусы, браслеты. Какая-то их часть имела магическое значение. К примеру, ожерелье у охотника из зубов убитых зверей. Но нитка белых ракушек у женщины являлась и украшением, ибо подчеркивала овал лица, смуглость кожи и т. п. Первые украшения можно считать и первыми чисто эстетическими произведениями искусства.

От позднего палеолита дошли свидетельства о том, что человек овладел и песенным и танцевальным искусством. Οʜᴎ также связаны с производственной магией, с ритуалами подготовки и завершения охоты. К примеру, после охоты главная функция песни и танца состояла в том, чтобы выплеснуть избыточные эмоции, которые возникали в процессе опасной охоты. Легко представить себе следующую картину: крупный зверь убит, опасность миновала, люди ликуют, прыгают вокруг зверя, издают крики. Постепенно крики и прыжки начинают согласовываться, идут в определœенном ритме. Ритм закрепляется ударно-шумовыми эффектами. Крики приобретают общую тональность: низкие тона у мужчин и высокие у женщин. Люди понимают, что эти действия дают эмоциональную разрядку и культивируют их. Развитию интонации – чередованию звуков разной тональности – способствовала имитация звуков природы, особенно птиц и животных. Овладение ритмом и интонацией ведет к появлению музыки, пения, танцев. На палеолитических стоянках найдены полые кости – первые дудки, свирели. Постепенно люди осознавали, что некоторые мелодии и движения дают наибольшее эмоциональное удовлетворение. Так шел естественный отбор лучших образцов и складывалось представление о каноне красоты.

Подводя итог изложенному, сделаем некоторые выводы по поводу сущности и функций первобытного искусства. Искусство являлось элементом производственной и демографической магии, и в этой связи играло важную роль как способ регулирования и выражения эмоций людей. Оно также имело декоративную функцию, проявлявшуюся в украшении человеком самого себя, предметов быта и орудий труда. Постепенно, в процессе отбора лучших образцов, идет усиление эстетической функции искусства как способа создания прекрасного.

oplib.ru


Смотрите также