Самая древняя наскальная живопись неандертальцев обнаружена в Испании. Наскальная живопись неандертальцев
Самая древняя наскальная живопись неандертальцев обнаружена в Испании. Испания по-русски
Подпишитесь на наши новости и узнавайте первыми обо всех предложениях
25.02.2018
Археологи из Университета Барселоны обнаружили образцы наскальной живописи эпохи неандертальцев, возраст которых составляет порядка 65 тысяч лет. Эти рисунки, на которых изображены в основном фигуры животных и геометрические мотивы, были найдены в пещерах Андалусии, Кантабрии и Эстремадуры. Авторы также оставляли обведенными свои ладони, что можно расценивать как своеобразный «фирменный знак» или подпись.
В своих работах неандертальцы чаще всего использовали черный и красный цвета – последний, возможно, символизировал собой кровь. Исследование, результаты которого опубликованы в престижном журнале Science, указывает на то, что изобретателями наскальной живописи были неандертальцы, которые имели примерно такое же образное мышление, что и первые homo sapiens. Как утверждают ученые из Барселоны, это свидетельствует о том, что у неандертальцев был язык символов, которым они выражали свои мысли и чувства.
Возраст рисунков был выяснен благодаря использованию новой ураниево-ториевой технологии, позволяющей определить его с высокой степенью точности в пределах 500 тысяч лет, обладая всего лишь несколькими миллиграммами исходного материала. Так, в кантабрийской пещере La Pasiega возраст рисунков составляет 64,8 тысяч лет, в расположенной в Андалусии Doña Trinidad – 65,5 тысяч, а самой древней является Maltravieso, что в Эстремадуре, – 66,7 тысяч. Археологи рассчитывают найти и другие свидетельства столь раннего присутствия неандертальцев на территории Испании.
СА
Статья оказалась полезной?
Да
(0) (0)
Ссылки по теме:
Подпишитесь на наши новости и узнавайте первыми обо всех предложениях
espanarusa.com
древнейший пещерный рисунок в Европе сделали неандертальцы — Северный маяк — интернет-издание
Группа археологов установила, что обнаруженные наскальные рисунки в пещерах на северо-востоке, западе и юге Испании принадлежат неандертальцам (палеоантропам), которые создали их 65-74 тысячи лет назад. Данное открытие говорит о том, что вымершие представители рода Homo обладали продвинутым интеллектом, и опровергает тот факт, что искусство было недоступно неандертальцам в силу недостаточной развитости их мозга.
Европейские ученые провели уран-ториевый анализ изображений из пещер Ла Пасьега, Мальтравьесо и Ардалес на территории Испании и пришли к выводу, что авторами рисунков являются неандертальцы. Этот факт радикально меняет представления о палеоантропах. До сих пор считалось, что они не знали наскальной живописи, так как для творчества необходимо мышление, которое, как считали ученые, у неандетальцев отсутствовало, либо было очень слабо развито.
“Эти картины были нарисованы примерно за 20 тысяч лет до того, как в Европе появились Homo Sapiens. Поэтому мы можем с уверенностью говорить, что авторами этих рисунков являются неандертальцы», — сообщает Алистер Пайк из Бристольского университета (Великобритания).
Фото: P. Saura/ Пещера Ла-Пасьега, рисунки, сделанные неандертальцами
Антропологи полагают, что неандертальцы были первыми людьми, заселившими крайне неблагоприятные для жизни приледниковые территории Северной Евразии. Они жили в основном за счет охоты, строили достаточно сложные жилища, погребали умерших. Но приблизительно 40-50 тысяч лет назад палеоантропы были вытеснены или уничтожены Homo Sapiens. Ученые точно не могут объяснить, почему неандертальцы исчезли, и почему современные люди победили в конкурентной борьбе с ними, однако есть гипотеза, которая утверждает, что причина тому — пропасть в умственном развитии между первыми и вторыми. Найденные в пещерах Испании наскальные рисунки полностью опровергают эту точку зрения и заставляют искать новую гипотезу, как именно наш вид взял верх над коренным населением Евразии.
Фото: P. C.D. Standish/ Следы красного сегмента на сталагмите в пещере Ардалес, на которым рисовали неандертальцы
“Эти изображения указывают на довольно высокий уровень абстрактного мышления у неандертальцев”, — говорит Алистер Пайк.
Что нашли в пещерах Испании
В глубине трех пещер Испании, где нет никакого естественного освещения, археологи нашли примитивные изображения животных, а также геометрические фигуры, нарисованные при помощи красного пигмента.
“Это результат заранее запланированного акта художественного творчества, для которого неандертальцы должны были заготовить факелы, краску, выделить время на рисование и так далее. Согласитесь, это требует определенного умственного труда”, — пишет в своей статье Алистер Пайк.
Фото: H. Collado/ Одна из стен в пещере Мальтравьесо, на которой можно разглядеть отпечатки рук
Ранее наскальная живопись считалась исключительной чертой наших предков — Homo sapiens, проникших на территорию Европы около 50-40 тысяч лет назад. Впоследствии ученые начали предполагать, что и неандертальцы умели рисовать.
Сегодня палеонтологи и антропологи полагают, что изобразительное искусство зародилось гораздо раньше, как минимум 100 тысяч лет назад, еще до исхода человека из Африки, просто каротины тех времен не дожили до нас из-за экваториального климата и их почтенного возраста.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Около 39 тысяч лет назад неандертальцы обитали в прибрежных пещерах Гибралтара и под мерцающим светом костра использовали остро заточенный каменный инструмент, чтобы рисовать на стенах своих жилищ.
Эта абстрактная резьба на стене пещеры — возможно, первый известный пример наскального искусства неандертальцев. Площадь рисунка — 300 см?.
Неандертальцы жили в Евразии 200−30 тысяч лет назад, после чего таинственным образом вымерли. Они были близкими родственниками современных людей, и, возможно, даже более разумными, чем принято считать: хоронили своих умерших близких, использовали пигменты и перья, чтобы украсить свои тела, и возможно, даже обустраивали свои пещеры.
Два года назад археологи обнаружили загадочную резьбу во время раскопок в пещере Горэм — прежде ничего подобного они не встречали. На стене был тщательно нанесенный геометрический рисунок в виде ровной сетки.
«Это было сделано намеренно, а не просто с целью поцарапать стену», — говорит Клайв Финлейсон, директор Музея Гибралтара. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст рисунка — от 30 500 до 38 500 тысяч лет.
Далее исследователи пробовали воссоздать сетку на гладкой поверхности скал в пещере, используя современные археологические инструменты, и выяснили, что для этого необходимо нанести более 50 линий примерно 317 движениями, чтобы создать всю картину.
Ученые попытались разрезать свиную шкуру каменными орудиями, чтобы проверить, не являются ли эти линии случайными следами на стене, оставленными после того, как неандертальцы забили животное, но гравировку повторить не удалось. «Вы не можете управлять глубиной паза, разрезая шкуру, как ни старайся», — утверждает Финлейсон.
Так что, похоже, эти рисунки являются образцом неандертальского «абстрактного экспрессионизма». «Однако вывод, что неандертальцы были способны делать осознанную резьбу на камне, все-таки не доказывает того, что они регулярно занимались творчеством», — отмечает Жан-Жак Хаблин из Института эволюционной антропологии Макса Планка.
www.popmech.ru
В пещере Нерха найдены рисунки неандертальцев
До недавнего времени археологической и культурологической сенсацией являлась пещера Шове. В ней находились самые ранние из известных образцов живописи — наскальные изображения, нарисованные более 30 тысяч лет назад. Недавно в другой пещере Нерха найдены более древние примеры художественного творчества, которым, возможно, занимались неандертальцы.
Пещера Шове (Chauvet) находится на юге Франции, в департаменте Ардеш, на крутом берегу каньона одного из притоков реки Роны. Пещера была открыта совсем недавно, 18 декабря 1994 года, группой спелеологов. Проведенные за эти годы исследования пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита. В настоящее время ученые придерживаются мнения, что Человек разумный начал заниматься творчеством почти на пять тысячелетий раньше, чем это было принято считать. Чтобы сделать такой вывод, специалисты изучили свыше 400 пещерных рисунков с изображениями различных животных и символов. Метод радиоуглеродной датировки позволил определить возраст рисунков. Они были созданы в интервале 35 000 и 33 000 лет назад.
Недавно в испанских пещерах Нерха (Nerja), находящихся недалеко от Малаги в Андалузии, неожиданно обнаружили более древние наскальные рисунки. Пещеры Нерхи, представляют собой ряд внушительных пещер, которые были обнаружены в 1959 году пятью мальчиками. Они известны самым большим в мире сталагмитом, высота которого достигает 32 метров.
В отличие от французских пещер Шове, куда из-за боязни нанести вред настенной живописи, запрещен вход туристам, в пещеры Нерха посетители допускаются. Для этой цели в 1960 году к двум уже имеющимся естественным лазам был сделан расширенный проход, через который водят экскурсии. После того, как археологи нашли уникальные образцы древней живописи в пещерах Нерха, может случиться так, что вход в них перестанет быть общедоступным.
Шесть рисунков представляют собой изображение тюленя или морского котика. На этих ластоногих охотились местные рыбаки. Радиоуглеродный анализ остатков древесного угля указал, что они были созданы между 43,5-42,3 тысяч лет назад. Следовательно, эти рисунки значительно более древние по сравнению с наскальными изображениями во французской пещере Шове.
Профессор Хосе Луис Санчидриан (José Luis Sanchidrián) из университета Кордовы, как сообщает британская газета Daily Mail, назвал это эпохальное открытие "академической бомбой". Потому что, по его словам, они не имеют аналогов в искусстве палеолита и, возможно, были созданы неандертальцами. Все предыдущие наскальные изображения приписывались исключительно живописному таланту Homo sapiens.
Ученые надеются установить точный возраст, проверяя непосредственно пигменты краски, но их исследованию препятствует нехватка наличных средств. Антонио Гарридо (Antonio Garrido), ответственный за сохранность пещер, сказал, что эти изображения могли бы изменить наш взгляд на неандертальцев, которых часто представляют не способными к творчеству обезьяноподобными существами.
Теперь некоторые исследователи думают, что у неандертальцев были способности к творческому воображению ничуть не меньшие, чем у "человека разумного".
Это открытие является "потенциально захватывающим", говорит британский специалист Пол Петтитт (Paul Pettitt) из университета Шеффилда. При этом ученый предостерегает от преждевременных выводов. Датировка наскальной живописи чревата потенциальными проблемами, но определение возраста картин — очень важное и необходимое дело.
"Даже некоторые места, которые нам очень хорошо известны, такие как пещера Шове во Франции, представляют собой большую проблему с точки зрения того, какого возраста они", — утверждает Петтитт на страницах портала NewScientist. Впрочем, и в том случае, если все-таки подтвердится тот возраст, о котором мы сейчас говорим, утверждает Петтитт, нельзя полностью исключить того, что наскальные рисунки были работой представителей вида Homo sapiens. По его выражению, мы не можем быть абсолютно уверены, что Человек разумный обитал в то время на юге Испании.
Со своей стороны Хосе Луис Санчидриан также не исключает возможности, что изображения в пещере были сделаны ранним Человеком разумным, но говорит, что эта теория является "намного более гипотетической", чем идея, что неандертальцы опередили их. Окончательная датировка пигментов краски изображений ластоногих из пещеры Нерхи должна быть сделана к концу 2013 года. Дальнейшие раскопки в пещере продолжаются.
К разряду общеизвестных фактов о неандертальцах относятся следующие: они жили в пещерах и исчезли примерно 37 000 лет назад. Вымирание неандертальцев некоторые ученые мужи объясняют либо климатическими изменениями, либо тем, что они были вытеснены представителями Homo sapiens.
Читайте также: Неандертальцы красились охрой
На основании того факта, что от одного до четырех процентов генома современного человека происходят от неандертальцев, специалисты предполагают, что Homo neanderthalensis были ассимилированы предком современного человека. В 2010 году американские ученые установили, что Homo neanderthalensis умели изготовлять каменные инструменты и готовить пищу на огне. А теперь получается, что и живописью иногда баловались…
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
www.pravda.ru
Самая древняя наскальная живопись: vasily_sergeev
Дмитрий Целиков
В испанских пещерах Нерха близ Малаги обнаружены, возможно, старейшие наскальные рисунки из известных — и первые, авторами которых могли быть неандертальцы.
Странные загогулины, напоминающие двойные спирали ДНК, в действительности изображают ластоногих, которые служили пищей местным жителям, говорит Хосе Луис Санчидриан из Университета Кордовы (Испания). По его словам, они не имеют аналогов в палеолитическом искусстве. Остатки угля, найденные на шести картинах, были датированы радиоуглеродным методом. Им 43,5–42,3 тыс. лет, так что рисунки, возможно, создавались намного раньше, чем наскальная живопись французской пещеры Шове (ок. 30 тыс. лет назад). Но это ещё только предстоит доказать, датировав сами пигменты.
Если выяснится, что неандертальцы и впрямь не чурались «живописи», это будет настоящая бомба. По современным представлениям, неандертальцы сохранялись на юге и западе Пиренейского полуострова вплоть до 37 тыс. лет назад — пять тысяч лет спустя после того как их вытеснили (или ассимилировали) люди современного типа в других местах Европы. Впрочем, нет никаких оснований считать, что ко времени создания рисунков люди не добрались до современной Андалусии.
До недавнего времени считалось, что неандертальцы не были способны на создание художественных произведений. Ряд объектов из камня и раковин со следами краски, а также находки охры на их стоянках говорят об обратном, хотя примеры неандертальской наскальной живописи до сих пор оставались неизвестными. Тем не менее некоторые исследователи считают, что неандертальцы по силе воображения, творческим способностям, символическому мышлению не уступали человеку разумному.
Пещеры Нерха были открыты в 1959 году группой мальчиков, охотившихся на летучих мышей. Раскопки продолжаются. Рисунки представят публике не раньше следующего года.
Подготовлено по материалам NewScientist.
vasily-sergeev.livejournal.com
Неандертальцы нарисовали самую старую наскальную живопись в мире
Часто изображаемый как жестокие и неразвитый, Неандертальцы, кажется, художники позади картин, относящихся ко времени времени по крайней мере 64,800 лет назад.
Красные и черные картины примитивные все же безошибочные: животные, человеческие руки, линейные знаки, пункты и формы клуба. Доисторические изображения, созданные в глубинах испанских пещер, очаровывали антропологов и туристов одинаково, все из которых были поражены тем, что они думали, были примеры артистического умения ранних людей.Эти поклонники были неправыми, однако, согласно новому исследованию, которое приходит к заключению, что Неандертальцы создали изображения, возрасты которых теперь делают их первым во всемирно известной наскальной живописи. Часть даты картин, по крайней мере, к 64,800 лет назад.
Предыдущий рекордный держатель для самой старой наскальной живописи — живопись свиньи в Тимпусенг, они снижают Сулавеси, Индонезия. Это было датировано к минимальному возрасту 35,400 лет.
«Горные картины удивительные во всех своих формах», ведут, автор Дирк Хоффман из Института Макса Планка Эволюционного Подразделения Антропологии Человеческой Эволюции сказал Ищущему. «У меня никогда не было ожиданий о возрасте наскальной живописи или кто сделал его, я просто хотел способствовать получению твердой хронологии для наскальной живописи». Конечно, впечатляющее знать, что часть искусства более старая, чем 64,000 лет и все еще существует на стенных пещерах «.
Ведите автор Алистер Пайк из Отдела Университета Саутгемптона Археологии добавил, что команда была очень взволнована после изучения, что Неандертальцы создали картины. «Это — действительно что-то, чтобы быть рядом с переносным трафаретом и думать, что это — рука неандертальца, который стоял на этом пятне больше чем 66,000 лет назад», сказал он.
Международная команда исследователей из Германии, Соединенного Королевства, Франции и Испании использовала умный метод, датируя U-Th, чтобы датировать искусство в трех местах: Ла Пасиега в северо-восточной Испании, Малтравиесо в западной Испании и Ардалес в южной Испании. Датирующаяся техника основана на радиоактивном распаде урана в торий. Это может определить возрасты до 500,000 лет назад.
Горные картины часто имеют тенденцию быть покрытыми депозитами карбоната, которые сформированы через ускорение воды от основной скалы за тысячелетия. Эти депозиты содержат следы радиоактивных элементов урана и тория.
U-Th датирования был вокруг много лет, но он первоначально потребовал больших выборок материала карбоната. Щука объяснила, что он и другие столкнулись с этой проблемой в 2003, используя метод, чтобы проанализировать наскальную живопись в Скале Крезуэлла, которая расположена в Дербишире, Англия.
Хоффман, использование современных массовых спектрометров, измененных к лучшему U-Th датирующийся метод: Теперь только несколько миллиграммов материала карбоната необходимы. Это устраняет риск повреждения бесценного произведения искусства ниже.
Беря больше чем 60 образцов, исследователи решили, что как минимум испанская наскальная живопись была создана приблизительно 64,800 лет назад — за 20,000 лет до того, как шоу доказательств окаменелости, анатомически современные люди были в Европе.
«Картины, возможно, были значительно более старыми», сказал соавтор Жоао Силау из каталонского Института Разведки и Специальных Исследований Ищущему.
Он добавил, что каменные круги в Пещере Брунияуел, юго-западная Франция, дате приблизительно к 175,000 лет назад, «который показывает, что люди — в этом случае Неандертальцы — ушли в подполье, 300 метров (984.3 фута) от входа до пещеры, чтобы так заполнить необходимое планирование, время, освещение, и т.д., и что для? Они действительно были первыми людьми, входящими в пещеры для спорта? Я не знаю о других, но мне трудно верить».
В нем ведущий автор Хоффман и другие коллеги сообщают об обнаружении морских раковин из другой испанской пещеры, Цуева де лос Авионес на юго-востоке страны. Раковины, датированные к 115,000-120,000 лет назад, были проколоты и окрашены минеральными пигментами.
Рано символические выставки от африканской даты приблизительно до 92,000 лет назад.
Учитывая возраст испанских украшенных раковин, снова предыдущие доказательства окаменелостей людей в регионе, данные свидетельствуют, что Неандертальцы украсили раковины и обладали символической материальной культурой. Это относится к коллекции культурных и интеллектуальных успехов, переданных из поколения в поколение. До сих пор это было только приписано нашим собственным разновидностям, Человеку разумному.
Зилхэо полагает, что Неандертальцы — на самом деле члены Человека разумного. Эта возможность была обсуждена в течение многих десятилетий с некоторыми антропологами, которые полагают, что Неандертальцы представляют совершенно другую разновидность, другие, которые полагают, что они — подвиды Человека разумного, и все еще других, называющих их члены наших разновидностей, но представляющих более архаичную форму.
Если будущие исследования поддерживают это, у Неандертальцев действительно были символическая материальная культура, то есть, дополнительные важные последствия.
«Наши результаты показывают, что приняли преднамеренные решения относительно того, что создать на стенах пещеры», сказал соавтор Пол Петтитт от Даремского университета до Ищущего. «Их искусство было расширением тела, они использовали руки непосредственно, чтобы окрасить сталактиты в Ардалес, создать отрицательные трафареты в Малтравиесо и создать прямые проекты с кончиками пальцев в Ла Пасиега. Это, вероятно, прибыло из художественного оформления — возможно, символически — их тел, но интересная проблема состоит в том, почему они расширили свою символику тела, чтобы вырыть стены».
«Трудно не назвать некоторое ритуальное поведение на этом», Петтитт продолжал. «Почему этим иначе рискуют для поведения, у которого нет непосредственного или очевидного преимущества для выживания?»
Рисками он обратился к врожденным опасностям подняться в темные пещеры, где окаменелости для зубастых хищников млекопитающих были найдены, и несчастные случаи могли легко произойти.
Премьеры Неандертальцев и «современных» людей в отчете окаменелости предшествуют своим известным артистическим созданиям, который показывает, что они, вероятно, развивали навыки со временем. Возможно, что каждая группа сделала это независимо. Исследования нечеловеческих приматов показывают, что люди способны к инновациям, которые могут быть изучены, наблюдая других.
Считается, например, что умный Капуцин создал новый, эффективный способ взломать орехи, используя скалу и регистрируясь как молоток и наковальня. Теперь многие Капуцины взломали орехи кешью и другие орехи этот путь.
Особенно прогрессивный Неандерталец или анатомически современный человек, возможно, изобрели живопись — ли на теле на раковинах или стенах пещеры — со способностью, переданной другому.
Как Zilhão сказал, умственные способности для этого и других навыков должны предшествовать их фактическому проявлению. Способность, он верит, должно быть, присутствовала в общем предке Неандертальцев и современных людей. Этот предок, как думают, жил приблизительно 500,000 лет назад.
Связанное познавательное соединение проводами могло даже вернуться к 1.5 миллиона лет назад, когда окаменелости предполагают, что люди развивали большие мозги, чем свои предки примата.
«Та материальная культура, археологически видимые проявления, только появляется, после 200,000 лет назад, вероятно, означает, что это — в то время, когда отдельные и социальные взаимодействия стали столь сложными, что соглашения, знаки и символы стали необходимыми для передачи информации о состоянии, территории, этнической принадлежности, правах по ресурсам земли, и т.д.», объяснил Zilhão.
Исраел Хершковитз, эксперт по ранней человеческой эволюции в Тель-Авивском университете, отмечает, что даты испанской наскальной живописи совпадают с обширной современной миграцией населения из Африки. Хершковитз, который не работал над новыми исследованиями, сказал Ищущему, «Члены этой группы, возможно, достигли Пиренейского полуострова через Гибралтар Прямо».
Он добавил, «Я знаю, что в настоящее время доказательство окаменелости для современных людей (в Испании) датировано меньше чем к 45,000 лет назад, но это в настоящее время. Я не был бы удивлен, были ли они там намного ранее».
С другой стороны, он сказал, что «не был бы удивлен», если бы наскальная живопись и украсила оболочки, были произведены Неандертальцами.
«Почему нет?» он спросил. «В конце концов, Неандертальцы и современные люди совместно используют ту же технологию инструмента, и судя по одним только совокупностям инструмента нет никакого способа знать, населялся ли данный сайт Неандертальцами или современными людьми».
Хоффман и его команда столкнулись с несколькими подобными трудностями при поддразнивании обособленно древнего от более свежих картин в испанских пещерах.
«Вы должны думать о стенах пещеры тот же самый путь, как Вы были бы о стенах средневековой церкви», объяснил Зилхэо. «Они были окрашены и перекрашены более старые, чем возрасты, таким образом, довольно возможно, что картины сделали 60,000, 40,000, 20,000, или 10,000 лет назад сосуществуйте на той же самой поверхности, даже на той же самой группе». Единственный способ ограничить возраст этой живописи, датируя кальцит найденным на вершине, или ниже его».
Крис Стрингер из Музея естественной истории в Лондоне — одна из ведущих в мире властей на человеческой эволюции. Он подозревает, что примитивные члены и современного человеческого и Неандертальского происхождения, возможно, сосуществовали в западной Азии.
«Западная Азия, возможно, была трубопроводом для того, чтобы обменяться идеями между более древним населением в Африке и Евразией в каком-либо направлении, и это, возможно, включало традиции художественного выражения?» он спросил.
«От новых доказательств можно было даже утверждать, что Неандертальцы преподавали традиции наскальной живописи современным людям, когда они столкнулись с ними приблизительно 45,000 лет назад, и действительно современные люди, возможно, конечно, столкнулись с более ранними Неандертальскими маркировками пещеры и украсили их», сказал Стрингер Ищущему.
Он быстро добавил, однако, что наскальная живопись Сулавеси, возможно, была создана современными людьми, которые, возможно, принесли такие навыки с их африканской наследственной родины.
Петтитт сказал, что Восточная Азия все еще плохо понята с точки зрения населения. Кажется, что Неандертальцы не выполнили наскальную живопись Сулавеси, но другая ранняя человеческая группа, Денисованс, возможно, создала его, сказал он. Будущее исследование могло решить тайну.
Что касается того, что произошло с Неандертальцами, Zilhão разделил это, «генетические доказательства совершенно прозрачны: Неандертальцы ассимилировались в более широкий ‘современный’ человеческий генофонд». Он далее полагает, что больше чем 50 процентов Неандертальского генома все еще вокруг.
«Ваша прабабушка и прадед, вероятно, больше не живы, но Вы обратились бы к ним как потухшие?» Как превосходное население, Неандертальцы прекратили существование между 35,000 и 42,000 лет назад, но они живут на внутренней части каждого из нас, «сказал он, обратившись к людям европейской и азиатской родословной.
silker.ru
Историческая находка. Обнаружены образцы наскальной живописи сделанные неандертальцами. Фото.: bor_odin
В испанских пещерах Нерха близ Малаги обнаружены, возможно, старейшие наскальные рисунки из известных — и первые, авторами которых могли быть неандертальцы.
Странные загогулины, напоминающие двойные спирали ДНК, в действительности изображают ластоногих, которые служили пищей местным жителям, говорит Хосе Луис Санчидриан из Университета Кордовы (Испания). По его словам, они не имеют аналогов в палеолитическом искусстве. Остатки угля, найденные на шести картинах, были датированы радиоуглеродным методом. Им 43,5–42,3 тыс. лет, так что рисунки, возможно, создавались намного раньше, чем наскальная живопись французской пещеры Шове (ок. 30 тыс. лет назад). Но это ещё только предстоит доказать, датировав сами пигменты.
Если выяснится, что неандертальцы и впрямь не чурались «живописи», это будет настоящая бомба. По современным представлениям, неандертальцы сохранялись на юге и западе Пиренейского полуострова вплоть до 37 тыс. лет назад — пять тысяч лет спустя после того как их вытеснили (или ассимилировали) люди современного типа в других местах Европы. Впрочем, нет никаких оснований считать, что ко времени создания рисунков люди не добрались до современной Андалусии.
До недавнего времени считалось, что неандертальцы не были способны на создание художественных произведений. Ряд объектов из камня и раковин со следами краски, а также находки охры на их стоянках говорят об обратном, хотя примеры неандертальской наскальной живописи до сих пор оставались неизвестными. Тем не менее некоторые исследователи считают, что неандертальцы по силе воображения, творческим способностям, символическому мышлению не уступали человеку разумному.
Пещеры Нерха были открыты в 1959 году группой мальчиков, охотившихся на летучих мышей. Раскопки продолжаются. Рисунки представят публике не раньше следующего года. <<>>