Джеффри Каулинг
На протяжении веков любая религия развивается преемственно со временем. В какой исторический момент ни посмотреть, у религии всегда обнаруживаются звенья, связывающие ее с прошлым. Современный раввинский иудаизм рассматривает себя как прямой результат эпохи Моисея, даровавшего Тору более 3000 лет тому назад.
Нам же, чтобы понять верования и обряды в развитии, нужно обладать некоторым знанием о социальных и политических событиях, которые повлияли на еврейские общины. Нам также требуется представлять и те идеи, которые были у их соседей, чтобы видеть взаимные влияния культур, которые вступали в соприкосновение. На интеллектуальную деятельность и народные обычаи иудаизма воздействовало все - греческое мышление, христианство, ислам, средневековая философия, харизматические движения.
История иудаизма начинается во второй половине шестого столетия до н.э. В период между 539-333 гг. до Рождества Христова господствовала Персидская империя. Именно в данный период произошла консолидация иудаизма как религии, основывающейся на Библии. далее
Победа Александра Великого, одержанная под Иссом в 333 г. до Рождества Христова, открыла новую эру, эру гораздо большего процветания. Стали быстро расти города, основанные по греческому образцу. В Египте город Александрия стал ведущим спустя всего несколько лет после его закладки. Немалая там была община иудеев, и вскоре родным языком в ней стал греческий на месте арамейского. Правление на демократической основе небольшим ядром граждан (которые являлись либо считали себя греками) принесло на Восток новые мысли. Быстрое распространение получил греческий язык. Даже внешне люди стремились походить на греков. далее
Иудея являлась теперь вассалом Рима. Хасмонейский царь был вождем народа и первосвященником, но римляне в нем царя не признавали. Сменяющиеся римские правители жестко держали Иудею. далее
Почти всегда в Израиле патриархом был потомок Гиллеля. Римляне в 429 г. отменили патриархат, однако совет, Сангедрин, функционировал вплоть до 640 г. далее
Завоевания у мусульман должны были принести изменения и в жизнь евреев. Византийская армия была разбита в 634 г. Были покорены Сирия и Палестина. Персия пала в 637 году. Вскоре затем последовал Египет. Вторжение в Испанию началось в 711 г., а около 750 г. там возникло независимое мусульманское государство. Эти армии достигли Франции, но были оттеснены обратно к Пиренеям. далее
С середины одиннадцатого столетия ученые школ Запада стали значимее, чем Гаоны. Огромная роль принадлежит одному ученому из Франции. Рабби Соломон бен Исаак (известен по инициалам как Раши) сделал нормативные комментарии по Библии и Талмуду. Комментарием его к Библии воспользовался Николас де Лира, тот самый, с кем консультировался Лютер и чьи толкования часто использовались в авторизованном переводе Библии в версии Короля Джеймса. Комментарии и дополнения к ним, сделанные преемниками Раши, напечатаны в Талмуде современных изданий. далее
Когда спали массовые истребления, изгнания и чума, евреям было позволено возвратиться в свои города. Многие евреи занялись ростовщичеством. Теперь их искусность понадобилась правителям, новой экономике была нужна помощь. далее
Господствующей в шестнадцатом-семнадцатом столетиях была мусульманская Оттоманская (Турецкая) империя. Оттоманы захватили Палестину в 1515 году, а Египет - в 1517 году и расширялись в Европе, пока не были остановлены в Вене в 1638 г. В это время самое больше количество евреев проживало в странах Оттоманской империи, или же в христианских Польше и Литве. далее
С начала семнадцатого столетия евреи постепенно стали выходить из Польши и Оттоманской империи к городам Запада, где больше ценилась еврейская коммерческая деятельность: евреев начали ставить в связь с наиболее развитыми социальными и экономическими системами. В восемнадцатом столетии, например, значительное число евреев отправилось в Америку. И те, кто были против всякой религии, и приверженцы ее все еще находили в иудаизме мишень для нападок, но постепенно наблюдалась растущая терпимость. далее