Гарольд Тернер
Удивительно, первобытная религия - религия, которая, казалось бы, дальше всех отстоит от христианства и больше всех презирается, - в действительности находится ближе всех остальных. Христианство сильнее всего распространилось не на территории великих религиозных культур Азии или ислама, а среди народов, исповедовавших первобытные религии начиная со Средиземноморья. Государственные религии Греции, Рима и древнего Ближнего Востока были по сути своей первобытными, хотя и были связаны с утонченными культурами. Религии северной Африки и Европы были такими же первобытными, как в Океании и черной Африке, к югу от Сахары, и у аборигенов Северной и Южной Америки, чьи народы в большинстве своем были привлечены под крыло христианства. Также и в Азии, продвижение христианства шло успешней всего там, где перед этим преобладали первобытные религии,- на Филиппинах, в Корее с ее шаманизмом, среди горных племен юго-восточной Азии, Тайваня и Индии и среди не охваченных мусульманством индонезийских племен.
Некоторые ученые объясняют это явление хрупкостью первобытных религий, их примитивностью или несовершенством по сравнению с великими религиями Азии, откуда вывод: христианство может справиться только с легкой добычей! Они не принимают во внимание глубокую религиозность большинства первобытных религий. Как оказалось, многие из них легко адаптируются к современным условиям, примером может служить культ Мвари, народности шона из Зимбабве. Другие смогли в течение четырех веков противостоять западному давлению и проникновению христианства, например, Хопи и другие религии американских индейцев.
Первобытные религии ближе к христианству по форме и структуре, чем основные азиатские религии. Первым христианским миссионерам часто доводится слышать: "Это то, чего мы ждали". Большое количество разнообразных новых_ религиозных движений образовалось на всех континентах путем смешивания христианства с первобытными религиями. Для других мировых религий не характерна такая степень взаимодействия с первобытными религиями.
Можно выделить несколько общих основных концепций для первобытных религий и христианского учения. Среди них близость к природе и любовь к земле, глубокое осознание слабости человека и необходимости поддержки со стороны высшей силы для обеспечения благополучной жизни. Сюда же можно отнести глубокое убеждение в том, что кроме нашего мира существует нематериальный мир, от которого исходит помощь и благословение, в том, что существует другой мир после смерти, где жизнь очищается и преобразуется. Не в каждой первобытной религии присутствуют все эти черты, но в большинстве из них можно найти много общего с христианством.
С другой стороны, для первобытных мировоззрений характерны некоторые черты, несвойственные библейским канонам:
Со своей стороны, христиане почитают единого, высоконравственного Бога, который произвольно сотворил мир из ничего, не зависит от него, и который совершил подвиг, чтобы раз и навсегда спасти все народы.
Несмотря ни на что, первобытная религия продолжает жить в местных синкретических христианских течениях.