Ханааном называлась Палестина в период с 1800 до 1200 годов до Рождества Христова. Население ее представляло собой результат смешения различных рас, главным образом семитских. К северу от Ханаана, в Сирии, жил родственный народ. После завоевания Израилем этой земли в ее северной части, которую греки называли Финикией, все же сохранились ханаанские государства. Расцвет культуры и религии в них продолжался, и он оказал большое влияние на население соседних земель.
Основные сведения о религии ханаанеян и финикийцев мы получили в результате раскопок. Были обнаружены храмы, религиозные предметы, различные надписи. Другим источником информации являются древнееврейские, древнегреческие и латинские книги. В Ветхом Завете Израилю было дано предупреждение не иметь никаких контактов с ханаанской религией. Ему было фактически приказано стереть ее с лица земли, на которую пришли поселиться израильтяне. (Исход 23:23-33)
В результате археологических раскопок были найдены остатки небольших храмов в различных городах Ханаана. Эти храмы состояли из одной комнаты для поклонения. Напротив входа была ниша, в которой, вероятно, находилась статуя божества. Рядом были другие помещения: комната для жрецов или хранилища религиозной утвари. Иногда, если судить по толщине стен, эти храмы имели и верхний этаж. А найденные глиняные модели свидетельствуют о том, что некоторые из них имели еще и башни. Они, по-видимому, использовались для специальных обрядов, таких как поклонение солнцу или звездам.
Если храм имел двор, то там, вероятно, собирались верующие во время богослужения. В то время входить в святилище позволялось только жрецам. Во дворе мог устанавливаться большой алтарь, а мелкий алтарь находился в самом здании храма. Обнаруженные кости свидетельствуют о том, что в жертву обычно приносились ягнята и козлята.
В некоторых храмах устанавливались каменные колонны. Одна часть их являлась памятниками умершим, другая часть символизировала богов. Символы богов служили объектами поклонения: их покрывали прекрасными тканями, и религиозные процессии выносили их из храма на обозрение верующим. Древнее название таких храмов было бетхел, что означает "жилище бога", т.е. предполагалось, что в них обитали боги.
Статуи богов и богинь обычно вырезались из камня или дерева, но иногда их отливали из металла. Они покрывались золотом, их наряжали в дорогие одежды, украшали драгоценностями, которые дарили верующие. Эти статуи не сохранились, но найдено большое количество небольших бронзовых фигурок, которые, вероятно, являлись копиями статуй богов, стоявших в храмах. Фигурки предназначались для совершения религиозных обрядов возле храма или даже для домашнего богослужения. Большинство из них также покрывалось серебром или золотом.
Ханаанский храм с колоннадой находится в Библосе (Ливан). Каменное корыто на переднем плане использовалось для жертвоприношений.
Поклоняясь богам, вавилоняне надеялись на облегчение своих трудностей путем молитв. В этих молитвах они исповедались в своих ошибках и восхваляли богов. Однако это делалось в очень общих выражениях. При этом признавалось, что людям не дано полностью понять, как им следует поступать в жизни.
Приводим часть молитвы богу Мардуку:
Воин Мардук, чей гнев подобен потоку, Чье всепрощение подобно всепрощению любящего отца, Без сна молюсь я, но не слышишь ты меня, В отчаянии взываю я к тебе, но не получаю ответа. Ослабело поэтому сердце мое, Сгорбился я, как старик. Великий господь, Мардук, бог прощающий, Кто из людей Способен понять природу твою? Кто никогда не совершал ошибок? Кто не грешил? Кто знает путь Божий? О, если бы был я осторожен и не грешил, О, если бы всегда искал места, где вечная жизнь! Боги направили людей по пути несчастий, Наказав им вытерпеть все, что ни пошлют для испытаний боги. Если я, слуга твой, согрешил, Если я вышел за пределы, установленные тобой, Забудь то, что я совершил в юности моей, Прости проступки мои, избавь меня от вины моей, Смягчи мучения мои, Облегчи горе мое... Воин Мардук, позволь жить мне, чтобы петь хвалу тебе!
К северу от древнего Ханаана находился торговый город Угарит, культура которого имела много общего с ханаанской. Раскопки, проводимые там с 1929 года, дали богатую информацию о местной религии. Особую ценность представляют глиняные таблички, написанные около 1300 года до Рождества Христова, так как они дают нам представление о мировоззрении ханаанеян. Эту информацию невозможно получить ни из каких других источников.
Тексты, записанные на табличках Угарита,- истории о различных богах, указания о том, как следовало поклоняться этим богам. Мы узнали, что ханаанские боги были во многом похожи на богов других стран древнего Ближнего Востока. Они, как правило, олицетворяют различные силы природы. Во главе богов стоял Эль, чье имя означает просто "бог". Он был отцом и других богов, и людей. Его женой была Ашера, Богиня-Мать.
Некоторые мифы изображают Эля ни на что не годным стариком, которого унижают жена и собственные дети. В одной истории он показан пьяным до бесчувствия, в другой же он женится на двух девушках, которые родили ему двух сыновей - Дона (рассвет) и Даска (сумрак).
У Эля была также дочь Анат, олицетворявшая войну. Одна из поэм повествует о резне, которую она устроила в одном из городов. Рассказывается о том, как Анат привязала головы убитых к поясу и бродила в море крови, заливаясь радостным смехом. Одновременно она была и богиней любви. Существуют истории о том, как она была любовницей своего брата Ваала, самого известного из ханаанских богов. Его имя означает "повелитель", или "господин". Ваал был богом погоды, другое имя его было Хадад, т.е. "громовержец".
Угаритские тексты повествуют о борьбе Ваала против Яма, бога моря. Ваал победил море с помощью своей сестры Анат. Она помогла ему победить и бога смерти Мота. Анат перемолола Мота, как зерно, но он ожил вновь, и его вражда с богами продолжалась. Некоторые ученые склонны видеть в этом мифе цикличность сезонных явлений природы. Другие считают, что смерть и воскресение Мота объясняют периодическое повторение стихийных бедствий, а третьи - просто притчу о смерти.
То, что Ваал обладал властью над сезонными явлениями, делало его необыкновенно уважаемым. В библейской Третьей Книге Царств в 18 главе есть очень живое описание страны в период засухи. Пророки Ваала умоляли его прекратить стихийное бедствие, поразившее эту землю. Они "кричали ему громким голосом" и, чтобы показать свою преданность, кололи себя ножами и копьями.
Среди других богов и богинь, которым поклонялись ханаанеяне, следует назвать: Шапаш - богиню солнца, Ярикха - бога-луну, и его жену Никкал.
Отметим также бога Решефа, который насылал своими стрелами моры и болезни на людей; Эшмуна - целителя и Котхара-и-Кхасиса, бога ремесел. Каждый город имел свое главное божество, которое часто называлось "господином" (baal) или "госпожой" (baalat) этого города. Так, например, в городе Тире (Финикия) богом-покровителем города был Мелькарт, чье имя означает "царь города". Существовало также много второстепенных (малых) богов и богинь. Были кроме того различные духи холмов, рек, источников. О них сейчас уже никто не помнит. Но об одном божестве природы нам известно, потому что его культ существовал и у древних римлян. Это был Адонис, что в переводе тоже означает "господин". Легенда рассказывает о том, как богиня Астарта полюбила молодого охотника Адониса. Но ее ревнивый муж, превратившись в дикого вепря, убил юношу. И после этого каждый год в определенное время река, текущая из Ливана и впадающая в море у города Библ, становится красной от крови Адониса. И все женщины той земли оплакивают его. Вне всякого сомнения, это лишь один из многих местных культов, совершаемых ханаанеянами.
Сейчас трудно установить, во что верили простые люди и как они поклонялись своим богам. Они могли приносить жертвы богу и разделить культовую трапезу со жрецом. Само приношение было знаком преданности богу и знаменовало принятие какого-то религиозного обета. Иногда жертва приносилась, чтобы вымолить прощение за какой-то грех. Помимо главных богов существовало множество духов и демонов, которых также было необходимо или задобрить, или отвести их вредное воздействие.
Наряду со жрецами в главных храмах было много служителей культа, осуществлявших богослужения в менее важных местах поклонения, располагавшихся на вершинах холмов. В Библии такие объекты называются "высотами". Отметим, что каждый небольшой город или деревня также имели свои небольшие храмы. Их служители занимались колдовством, предсказанием будущего. Они сообщали, какой день лучше всего подходит для делового предприятия, начала войны или организации свадьбы. Искусством прорицания ханаанеяне овладели с помощью вавилонских наставлений и применяли их при всяком удобном случае. Согласно древнееврейским и древнегреческим свидетельствам поклонение богам включало ритуальную проституцию и другие крайности, например, принесение в жертву детей. В такую финикийскую традицию верили в Древнем Риме. Против этого наказывал Бог народу Израиля, говоря:"...чтобы никто не проводил сына своего или дочери своей чрез огонь Молоху" (4-я Книга Царств 23:10).
О жертвоприношении младенцев, очевидно, говорится и в Книге Левита (18:21): "Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего".
Останки таких приношений были обнаружены в Северной Африке в развалинах Карфагена. Кроме того, в небольшом храме Аммана (Иордания) было найдено большое количество сожженных человеческих костей. Большая часть этих костей принадлежала детям. Неясно, были ли это останки детей, принесенных в жертву божеству, или эти дети умерли своей смертью и были кремированы.
Более гуманная сторона ханаанской религии проявляется в эпитетах "милосердный" и "милостивый", которыми награждают Эля. Но все же главное впечатление о ханаанских богах и богинях таково, что это были своенравные и капризные существа. Этими же качествами, впрочем, обладали и люди, которые им поклонялись. Поэтому, чтобы ни делали ханаанеяне, они никогда не могли быть уверены в божественном благоволении или одобрении, так как познать волю капризных и своенравных богов было просто невозможно.