История греко-римской борьбы. Знаменитые древние греки
Знаменитые греки зарубежья
Греки любят говорить - «Греция - везде», при этом имея в виду не только останки древнегреческой цивилизации, сохранившиеся во всех уголках нашей планеты, но и современных греков, живущих и творящих за пределами своей Родины.
Список выдающихся греков с каждым днем увеличивается, однако, по какой-то причине все больше говорят о знаменитых греках античности и забывают указать тех, в жилах которых по сегодняшний день течет кровь греческого народа.
А их много, поверьте на слово, знаменитых ученых всех выдающихся университетов и научно-исследовательских организаций мира, их много в сфере искусства, в спорте, музыке - во всех областях жизни. Среди них знаменитые всему миру профессора, актеры, художники, писатели, лауреаты международных премий, не говоря о модельерах, телеведущих да и просто о рестораторах уютных греческих таверн зарубежья (вспомните фильм «Большая греческая свадьба»).
Итак, послужной список выдающихся греков зарубежья сегодня увеличивается еще несколькими именами:
Орианти Панагари,
Джефри Евгенидис,
Катерина Харвати,
Иоаннис Гусиас.
Орианти Панагари - одна из известнейших гитаристок мира. Prince, Steve Vai и Eric Clapton - это всего лишь несколько имен выдающихся музыкантов, с которыми сотрудничала Орианти. Кроме того, она участвовала на 51-ой церемонии награждения Grammy вместе с певицей Carrie Underwood.
Джефри Евгенидис - писатель. Его первая книга «The Virgin Suicides», изданная в 1993 году, была экранизирована в 1999 году режиссером и сценаристкой Софией Копола. В 2003 году произведение Евгенидиса «Средний пол» было награждено премией Пулитцера. Здесь уместно напомнить, что Пулитцеровская премия является одной из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра.
Катерина Харвати - исследователь института Max Planck и доцент City University of New York, а также член международной группы геологов, археологов, биологов и антропологов. Неоднократно награждалась в процессе своей деятельности. 20 февраля этого года American Association of the Advancement of Science (AAAS) отметила её вклад в развитие науки наградой «Fellow».
Иоаннис Гусиас начал свою учебу в Национальном Политехническом университете Мецовио, продолжив последипломное обучение в Imperial College London (ICL) в области неврологии (MSc in Integrative Neuroscience). Защитил докторскую диссертацию в ICL, а сейчас занимается моделированием и картированием мозга, продолжая исследования после докторской диссертации. Получил (на конкурсной основе) финансирование от организации Action Medical Research.
В 2007 году он выиграл свою первую награду в Лондоне (День молодого ученого), а также титул Невролога года в Англии.
Кроме того, на его счету премия «NOBELini» (2009 г.) - для молодых ученых.
www.grekomania.ru
История греко-римской борьбы
Древняя Греция – колыбель развития многих видов спорта, и борьба, как вид спорта, достигла подлинного развития именно в Греции. Борьба была включена с 704 года до н.э. в программу Олимпийских игр. Она входила в классическое пятиборье – пентатлон: бег, метание копья, метание диска, прыжки и борьба. Знаменитый греческий атлет Тесеус был учредителем первых правил: побеждал тот борец, кто бросит противника на землю три раза. В существование и Олимпийские игры.Греции большое значение уделялось профессиональной подготовке борцов, там были организованы первые школы по подготовке спортсменов. Приемы борьбы широко использовались и в подготовке воинов.
Многие выдающиеся мужи Древней Греции были борцами и участниками Олимпийских игр – Милон Кротонский (шестикратный чемпион Олимпийских игр), Пифагор, Платон, Пиндар, Алкинад. Римляне переняли у греков увлечение борьбой. У них борьба демонстрировалась в сочетании с кулачным боем, а в гладиаторских боях – с вооруженным боем, победители этих сражений становились народными кумирами.Милон Кротонский (1672-1683 гг., П.Пюже, Лувр, Париж) Но в конце IV века школы гладиаторов приходят в упадок и закрываются, прекращают свое существование и Олимпийские игры.
Лишь только в конце XVIII начале XIX века в Европу возвращается греко-римская борьба. Теперь местом ее развития становится Франция, где и были заложены современные правила игры: в греко-римской борьбе захваты проводятся только руками, без участия ног; побеждает в схватке тот, кому удается положить противника на обе лопатки на ковер, или же к победе приводит преимущество одного из соперников в 10 баллов.
Французская борьба – так стали называть греко-римскую борьбу вплоть до 1948 года. Как и в Древней Греции и Риме, французская борьба получила широкую популярность среди простого народа, народные силачи выступали в бродячих цирках, местах гуляний и увеселений. Позже борьба получает статус профессиональной, разыгрываются первенства городов, страны, организуются чемпионаты. Во Францию начинают приезжать борцы из других стран для того, чтобы принять участие в соревнованиях. Со временем французская борьба получает международное признание и большую популярность во всем мире.
На Руси борьба зародилась в те далекие времена, когда еще перед началом боя устраивались рукопашные поединки между воинами. В истории нашего народа есть случаи, когда быть или не быть войне решал именно такой поединок. Так, в Лаврентьевской летописи (за 993 г.), рассказывается, как печенежский князь предложил нашему князю Владимиру перед боем провести поединок двух воинов, и чей борец победит, за тем и победа. Русский воин, выходец из простых крестьян, оказался сильнее, он оторвал печенежского борца от земли и удавил руками. Так был решен исход всего сражения. А уж русское гулянье никогда не проходило без такой забавы, как борьба молодых богатырей. Всегда находились добры молодцы, которые хотели: «и себя показать, и людей посмотреть».
О борьбе сложено много народных пословиц, поговорок, былин. Кто ж не знает наших легендарных былинных богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича! Георг Гаккеншмидт (1878-1968) Считается, что в России греко-римская борьба появилась в 1895 году, а в 1897 году в городе Санкт-Петербург был проведен первый чемпионат России, на котором первым чемпионом стал Александр Шмелинг из города Петербурга. Россия может гордиться своими борцами: в 1898 году в Вене, на первом чемпионате Европы по греко-римской борьбе среди любителей, победителем был признан спортсмен из России Георг Гаккеншмидт; в 1913 году на чемпионате мира среди любителей впервые русский борец Георгий Бауман из Петрограда становится чемпионом в весовой категории до 75 килограммов.
1947 – это год вступления Федерация борьбы СССР в Международную Федерацию борьбы ФИЛА. В этом же году чемпионов стали награждать золотыми медалями, а вот призеры получали не медали, а серебряные и бронзовые жетоны. Надо отметить, что с 1948 по 1990 годы греко-римская борьба в нашей стране называлась «классической», и лишь с 1991 года было принято современное название – греко-римская борьба.
Самый титулованный борец современности – Александр Карелин Герой Российской Федерации, заслуженный мастер спорта СССР, борец классического (греко-римского) стиля. Трёхкратный олимпийский чемпион в категории до 130 кг, девятикратный чемпион мира, двенадцатикратный чемпион Европы, серебряный призёр Олимпийских Игр 2000 года, чемпион мира среди юниоров 1988 года, 13-кратный чемпион СССР и России.
www.grekomania.ru
Знаменитые древние греки. - Лабиринт Истины
Знаменитые древние греки.
Наверное, самым известным из древних греков является Гераклит (ок. 520 – ок. 460 гг до н.э.). Автор бессмертной фразы: «Всё течет, всё меняется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Моделью строения вселенной для него послужил огонь и фазы его превращения. Мир, согласно учению Гераклита, - живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей. В микрокосме организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса. Огненное начало в организме есть душа – психея. Она, согласно Гераклиту, испаряется из влаги, а вновь возвращаясь во влажное состояние, гибнет. Между крайними состояниями огненности и влажности имеется широкий диапазон их сочетаний. Так, опьяневший человек не замечает, куда идет, ибо психея его влажная. Напротив, чем душа суше, тем она мудрее и лучше. Переходы от влажности к огненности в отдельном организме определяются внешним по отношению к нему законом (логосом), который правит всем через всё, но усваивается неодинаково: «…хотя логос всеобщ, большинство людей живёт так, как если бы имело собственное понимание».
Для другого знаменитого грека Сократа (ок. 470 – 399 гг до н.э.) главной темой философских размышлений стало не отношение человека к другим людям, а отношение к самому себе. Девизом его философии стала фраза: «Познай самого себя».
Почему многие люди несчастны? Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит. По незнанию он принимает за добро то, что им не является, говорил Сократ. Он назвал разум в качестве единственно верного организатора поведения, что, конечно, не совсем верно.
Еще один известный поборник разума Платон (427 – 347 гг до н.э.). По его утверждению, разумом познаются эйдосы – идеи, которых нет в видимом мире и которые поэтому недоступны для восприятия органами чувств. Эйдосы образуют истинное - царство вечных и неизменных сущностей. По их образцу из бесформенной и пассивной материи возникли, стремясь им подражать чувственные вещи. Чисто специфические свойства человека – доброту, мудрость – нельзя представить наглядно, в чувственной форме. Следовательно, душа как основа личности неадекватна материальным объектам. Регуляция же поведения человека должна осуществляться этическими принципами; при этом образ становится образцом, а идея – идеалом, ибо только поведение природных тел определяется законами материального движения.
Философ Зенон из Китиона (ок. 333 – 262 гг до н.э.) основал школу стоицизма (от греческого стоя – портик, т.е. галерея с колоннами, в Афинах, где ученики постигали основы философии). Зенон возродил учение Гераклита об огне – логосе и рассматривал космос как живой организм, пронизанный творческим первоогнем – пневмой, образующей космическую симпатию всех вещей. Главным содержанием философии он считал разработку этических вопросов. Нравственность, по Зенону, должна происходить из познания жизни природы, так как внутренняя сущность человека должна быть созвучна естественной гармонии, существующей в мире.
Стоики различали в мире два начала: претерпевающее – бескачественную материю и действующее – разум, логос, бога. Основу их учения составляло признание господствующей в мире строжайшей необходимости. Все составляющие мира, все тела и все существа зависят от целого, определяются целым и его совершенством. Отсюда вытекала необходимость и непреложность «судьбы», «рока». Действия людей происходят только по необходимости и различаются лишь потому, каким образом – добровольно или по принуждению – исполняется неотвратимая для всех случаев необходимость. Того кто ей повинуется судьба ведет за руку, а того кто сопротивляется - тянет за волосы. Мудрец стремится вести жизнь, согласную с природой. Именно разумная и согласная с природой жизнь добродетельна, она приносит безмятежность и является высшей целью. Добродетель держится на господстве человека над собственными страстями. Так как человек является не только отдельным существом, но и частью мира, то и его личность должна включать в себя интересы всего мироздания в целом.
Стоицизм определил позицию мудреца, который «любит свой рок», как отражение космической гармонии. Те кто не понимают этой гармонии тщетно волнуются и страдают, любя себя, а не свою судьбу, «кроме которой ничего не существует». Между мудростью и глупостью переходных ступеней нет. Глупость – это безумие, состояние, свойственное подавляющему числу людей, по мнению стоиков. Поэтому в мире так много несчастных.
То есть согласно учению стоиков, счастье есть достояние отдельных мудрецов, а остальным людям уготована лишь длинная череда безумных поступков. Вот здесь основное отличие учения стоиков от йоги и буддизма, которые пытались наделить жизнь всех людей смыслом и целью.
У стоицизма были серьёзные противники и в самой Греции. В частности, широко распространённое в Греции эпикурианство.
Эпикур (341 – 270 гг до н.э.) развивал атомическую систему построения мира. Душа человека, по Эпикуру, также как и тело представляет собой систему атомов особого типа. Человек способен влиять на движение атомов своей души, задавая ему определенный ритм. Эпикур утверждал, что любой человек сам способен привести свою душу к гармонии и безмятежности. В этом было основное противостояние со стоицизмом, проповедовавшим «волю фатума».
Формулу человеческого счастья Эпикур вывел очень грамотно. Счастье – это актуальное наслаждение, несчастье – это актуальное страдание. Для счастья может быть достаточно удовлетворения незначительных потребностей существа тренированного в самодисциплине. Самое главное, чтобы радость бытия не поглощалась необходимостью удовлетворения чрезмерных потребностей. Сознание человека должно быть ориентировано на соизмерение удовольствий и выбора тех, что не влекут за собой страданий. В этом состоит искусство соизмерения благ жизни.
Согласно Эпикуру, человек достигает истинного счастья тогда, когда полностью освобождается от страдания и обретает состояние атараксии – безмятежности души. Поэтому из огромного количества вариантов возможного поведения преимущество должно отдаваться тому, который ведет к спокойствию, безмятежности, наслаждению дружбой и наукой, прежде всего философией. Эпикур и его школа стремятся врачевать человеческие души. Центральная задача учения Эпикура – найти универсальное лекарство для преодоления страданий человеческой души. Они нашли его в безмятежности души. Не надо требовать от жизни многого. Воспринимай как ценность то, что у тебя есть и наслаждайся этим.
271794099
www.blogs.germany.ru
История Греции: Каменный и Бронзовый век
Каменный век
Согласно некоторым археологическим раскопкам, самые первые поселения на территории Фессалии, относятся к эпохе палеолита (между 11.000 - 3.000 до н.э.), когда с востока, (по другим данным, из Центральной Европы) пришли первые поселенцы, которые, используя каменные орудия труда, приступили к освоению земель, развивая сельское хозяйство.
На основе опять-таки проведенных раскопок было доказано, что греческая цивилизация получила особое развитие в период между 3.500 - 3.000 гг. до н.э. В это время увеличилось количество поселений, а социальная организация перешла от трайбализма - одного из проявлений межплеменной вражды - к формированию племенной элиты.
Между тем, с появлением обширных сельскохозяйственных общин, около 6.000 г. до н.э., были колонизированы Фессалия, Анатолия (Малая Азия), острова Эгейского моря и Крит. Первые поселенцы занимались ловлей рыбы, изготовлением глиняной посуды; начало развиваться мореплавание. Климатические и природные условия были идеальными, способствуя ускоренному темпу развития, что привлекало торговцев со всего Средиземноморья и, в целом, переселенцев из других мест (оливковые рощи, виноградники, плодородные равнины, леса, реки).
В этот же период прослеживается зарождение первых религий: в святилищах и могилах были найдены глиняные статуэтки женщин и животных.
Бронзовый век
По мнению ученых, около 3.000 г. до н.э. с востока пришло искусство по обработке металла. Использование орудий труда и оружия, выполненных из бронзы, способствовало возрождению в Греции новых поселений и цивилизаций. Так, во втором тысячелетии до н.э. возникло несколько великих цивилизаций: Минойская на Крите, Микенская (на самом материке) и Кикладская - на островах в центральной части Эгейского моря.
Киклады, находящиеся между материковой Грецией и Критом, представляли собой важный торговый центр, связывающий Европу и Азию. Кикладская цивилизация развивалась довольно быстро во всех сферах жизни: торговле, политике, культуре и искусстве (с впечатляющими фресками и мраморными статуэтками). Этот период характеризуется быстрым ростом населения и бурным развитием торговли.
Цивилизации бронзового века (от 3.000 до 1.000 гг. до н.э.) на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получили общее название Эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на Крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя Минойскую и Микенскую цивилизации (позднеэлладский период цивилизации на Балканах).
Крито-микенская цивилизация получила свое название в связи с находками, обнаруженными во время археологических раскопок, проведенных в 70-ые годы XIX века в Микенах и Тиринфе немецким археологом Генрихом Шлиманом, а также сэром Артуром Эвансом из Великобритании - в Кноссе (1900-1920 гг.).
Минойский период (2.800-1.500 гг. до н.э.)
В эту эпоху, названную по имени легендарного царя Миноса, культура Крита по уровню развития опережала всю остальную Элладу. Расцвет минойской культуры пришелся на XX-XVI вв. до н.э. Именно в это время ее создатели - пеласги (древнейшее индоевропейское население Восточного Средиземноморья) - построили и украсили знаменитые дворцы в Кноссе и Фесте, освоили технику бронзового литья и разработали иероглифическую письменность. В пору усиления Кносса Крит расширил свои морские связи до Киклад, Финикии и Египта. Постепенно сформировалась и новая система письма - слоговая. Наиболее яркой формой проявления высокоразвитого критского искусства были знаменитые фрески, украшавшие стены минойских дворцов. Минойская культура оказала мощное влияние на материковую Грецию.
Раскопки, проведенные на Крите, а также отсутствие оборонительных стен, позволяют сделать вывод о том, что Минойская цивилизация поддерживала мирные и дружественные отношения с другими цивилизациями Эгейского моря.
Примерно в 1.500 г. до н.э. Минойская цивилизация внезапно исчезла, как полагают, вследствие крупного извержения вулкана на острове Санторини, которое, по мнению ученых, вызвало серию сильных землетрясений, а также огромные приливные волны.
Именно в этот период, ориентировочно в 1.200 г. до н.э., конкурирующая с ней Микенская цивилизация взяла под свой контроль критские торговые сети.
Микенский период (1.500-1.100 гг. до н.э.)
С севера Балкан началось нашествие протогреческих племен, самыми сильными из которых были ахейцы, завоевавшие и подчинившие себе большую часть Эллады, оттеснив и частично изгнав пеласгов. Возникла новая цивилизация, сменившая минойскую и получившая название микенской.
В начале этого периода в Микенах правили так называемые "династии купольных гробниц", последовавшие за династией шахтных гробниц: вход в купольную гробницу вел либо через брешь, либо по коридору (дромосу), оканчивавшемуся у массивного проема в стене - толоса (купола).
В Аттике, Беотии и Фессалии строились дворцы микенского типа, отличавшиеся от неукрепленных городов Крита, в которых располагались огромные дворцовые комплексы. Города микенской цивилизации были обнесены мощными крепостными стенами, окружавшими достаточно большую территорию, где могло укрыться как городское, так и окрестное сельское население, но, тем не менее, не столь обширную, чтобы там могли разместиться большие дворцы, подобные критским.
Ахейцы, продвигавшиеся все дальше на юг, завоевали Кносс, а затем и весь Крит, овладев торговыми морскими путями критян. С завоеванием острова, ахейцы познакомились с минойским письмом, на основе которого разработали собственную систему слогового письма.
Общественный строй ахейцев был рабовладельческим. Во главе их государства стоял правитель, а на время военных действий они избирали военачальника. Точный круг обязанностей ахейских вождей до сих пор неизвестен, однако, определено, что они были крупными собственниками земель и рабов. При дворцах трудились ремесленники, при этом особенно ценились ювелиры и кузнецы. А тот факт, что поблизости от месторождений меди и залежей глины археологи нашли остатки ремесленных поселений, свидетельствует о начавшемся процессе отделения кузнечного и гончарного дела от земледелия.
В 1.200 г. до н.э. греческие племена впервые объединились для завоевания Трои, находившейся у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Согласно легенде, целью этого похода было возвращение похищенной Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены - жены царя Спарты Менелая. Поход греков на Трою, осада которой длилась 10 лет, подробно описан Гомером в "Илиаде" (от древнего названия Трои - Илион).
К XI в. до н.э. греки обосновались в Малой Азии. Приблизительно тогда же в Грецию хлынули дорийцы - народ еще более воинственный, чем ахейцы, которые завоевали почти всю страну, кроме Аттики и острова Эвбея, разрушая на своем пути микенскую цивилизацию и насаждая собственный образ жизни и мировоззрение.
Эпоха Гомера (1.100-800 гг. до н.э.)
Эпоху, связанную с именем знаменитого древнегреческого поэта - Гомера, воспевшего в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея» великих героев древности, часто исследователи античной истории называют «героической».
В результате вторжения дорийцев ахейские дворцы в Микенах и Пилосе были разрушены, а Тиринф покинут. То есть, с приходом дорийских племен наблюдается существенный упадок во всех сферах жизни Древней Эллады и явная деградация страны, поэтому гомеровский период называют ещё и «тёмными веками».
Дорийцы принесли с собой родовые отношения, раздробив все ахейские государства на мелкие общины. У власти повсюду стояли так называемые басилеи (цари), а также усилилась родовая знать - одним словом, в этот период вожди возвышались над общиной. Не случайно, что эту эпоху называют ещё эпохой царей.
Порабощенное местное население становилось собственностью родовых общин. В тех землях, где население оставалось свободным, люди должны были платить завоевателям подати.
Во время вторжения дорийцев было утрачено слоговое письмо, но около Х века до н.э. возникла общегреческая письменность, основанная на алфавите. Кроме того, к тому времени у дорийцев появились железные орудия труда.
С VII в. до н.э. уже все племена греческого происхождения стали называться эллинами, тогда как поначалу это имя относилось только к одному племени на юге Фессалии.
В этот период начался первый этап Великой греческой колонизации: эолийцы заселили острова на севере Эгейского моря и Эолию в Малой Азии, в то время, как ионийцы осели на большей части Эгейских островов и в классической Ионии.
Во время второго этапа жителями Халкиды и Эретрии был заселен полуостров Халкидики, Мефони и Пидна, а милетцы основали многочисленные колонии на территории Фракии и на побережье Геллеспонта (Дарданелл) и Евксинского Понта (Черного моря).
Жители Коринфа создали поселения в бассейне Ионического моря (Керкира, Эпидамнос, Аполлония и т.д.). На севере эллины заселили Иллирию (Албания). Кроме того, греческие колонии были созданы также в Египте и Ливии.
К этому же периоду относится и возникновение колоний, так называемой, Великой Греции - на юге Италии, в Сицилии, на Корсике и на северном побережье Средиземного моря, а также на берегах современной Франции и Испании - вплоть до Гибралтарского пролива. Сегодняшние Сиракузы, Неаполь, Марсель и Константинополь в прошлом являлись греческими колониями - Сиракузы, Неаполис, Массалия и Византий, основанный мегарийцами.
Эллин, Дор, Эол, Ион и Ахей
Согласно мифу, Зевс разгневался на людей и в наказание послал на землю всемирный потоп, от которого погибло все живое. Зевс позволил спастись только Девкалиону, царю фессалийского города Фтия, и его жене Пирре, которые были людьми благочестивыми. Находясь в ковчеге, они оказались на горе Парнас.
По совету Дельфийского оракула супруги бросали позади себя камни, которые тотчас превращались в людей. Эллин - один из сыновей Девкалиона и Пирры - стал родоначальником греческих племен. У него было три сына - Эол, Дор и Ксанфос. Эол и Дор вместе с сыновьями Ксанфоса - Ахеем и Ионом - стали прародителями четырех основных греческих племен: эолийцев, дорийцев, ахейцев и ионийцев.
Что интересно, эллинами в гомеровскую эпоху называлось только одно из греческих племен, проживавшее в районе реки Сперхио (на территории современной Фтиотиды в Фессалии), вождем которого был герой древнегреческой мифологии Ахиллес.
Считается, что само слово «Эллин» происходит от названия греческого племени с территории Эпира - «Селлус» («освещающий»), часть которого позже переселилась в древнюю Фтию.
А также почитайте:
Древнегреческие вазы
По какой-то причине, когда речь заходит о посуде, употреблявшейся в Древней Греции, сразу возникает ассоциация с амфорой
Древнегреческие суда
Изрезанность береговой линии Балканской Греции с многочисленными и удобными бухтами, обилие островов
Древняя Агора
Древняя Агора города Афин располагается у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Фиси́он»
Святилище Афродиты
По дороге в Элевсину, в 11,5 км от Афин, а, точнее, не доезжая 8,5 км до Элевсины - в черте муниципалитета Хайдари, район Афе́ас Скараманга́