Боевые знамена допетровской Руси. Знамена древней руси
Боевые знамена допетровской Руси
СОЛОВЬЕВ Иван
Традиционный для Руси стяг — красный.
Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.
Многие века дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста.
Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».
Русский Стяг
На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т. к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри — стяговники. Издалека было видно — терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»).
По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.
Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов.
В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».
Русская Хоругвь
В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени — хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.
Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.
В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»…
После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.
Русское знамя
Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов — Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами.
Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов — вполне светские символические знаки.
Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам — «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу.
Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.
Иисус Навин на знамени
На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин.
Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель — Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие.
Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.
Великий Стяг Ивана Грозного
При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту — 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.
Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса — макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге — изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга — золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним — небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге — святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.
Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами. У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.
Стяги по чину святых икон
В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Знамя это — настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи.
Подобным знаменам воздавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон.
Первый государственный флаг
Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры — Православия.
Иван Соловьев
likorg.ru
Знамёна древней Руси. Конспект Классного. часа
Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный техникум»
Номинация: методическая разработка
Вид работы: классный час
«ЗНАМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ»
Автор: Муромкин Николай Анатольевич, преподаватель обществознания.
Домашний адрес: 601422, Владимирская область, Вязниковский район, п. Никологоры, ул. 3 Пролетарская, д.1, кв.2
Название учебного заведения Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Никологорский аграрно-промышленный техникум»
Адрес: 601422, Владимирская область, Вязниковский район, п.Никологоры, ул. 3-я Пролетарская, д. 9, тел 8(49233) 5 – 21 – 15
2010 г.
Цели и задачи: Познакомить учащихся с самобытной историей возникновения и эволюции знамён в Древней Руси, рассказать о некоторых наиболее известных русских знамёнах.
Игровое занятие: «Выбираем знамя группы»
План игры:
1. «Выбираем знамя своего полка».
2. «Сражение полков».
Организация: Поделить группу на три подгруппы (можно по желанию учащихся), приготовить несколько листов ватманской бумаги, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, раздаточный материал (сведения о русских знамёнах) Материалы раздать заранее.
Раздаточный материал:
Древнерусские стяги
К сожалению, нам почти ничего не известно о том, как выглядели первые знамёна восточных славян. Возможно, это были примитивные пучки травы или конские хвосты, закреплённые на концах шестов(аналог бунчуков).С течением времени на Руси появилось знамя в виде полотна, крепившегося к древку. В «Повести временных лет» русские знамёна называются стягами. Возможно, что это слово произошло от слова стягать, т.е. собирать (стягивать) вокруг себя воинов. Одновременно стягом назывался и военный отряд, но чаще всё же под ним понимали именно знамя. Из летописи узнаём, что знаменосец назывался стяговник ( в Западной Европе – это баннерет, в Византии – бандофорос, Древнем Риме – драконариос).
Знамёна использовались для управления войском в бою, для сигнализации о месте нахождения военачальника или своего лагеря. И ещё, знамя было символом власти. Так это было у русских князей. ( Когда Даниил Галицкий вернулся в родной Галич Волынский после изгнания, он водрузил своё знамя на немецких воротах как знак своей власти над городом.).
Стяги были различной формы: в виде вытянутого треугольника, знамёна с пришитыми к ним длинными отростками – косицами (или хоботами), которые развевались на ветру и создавали особое настроение.
Древко могло иметь навершие в виде наконечника копья (или же оно крепилось на копье). Под навершием могла располагаться ещё одна деталь – челка стяговая, в виде пучка конских волос или травы. Подобный элемент и сейчас встречается на знамёнах.
В «Слове о полку Игореве» упоминается ещё один вид знамени – хоругвь (икона, изображённая на полотне). Во время Куликовской битвы русские воины Большого полка сражались под красным знаменем, на котором был изображён лик Спасителя, т.е. это была хоругвь. Перед одним из таких знамён Дмитрий Донской молил Господа о победе ( т.о. хоругвь воспринималась как икона).
Сложно говорить о цветовой гамме русских знамён, поскольку мы редко встречаем их описание в летописях и других источниках. К тому же не исключены ошибки в написании. Вспомните: Знамёна у Дмитрия Донского были черные или чёрмные (по словарю Даля это червлёный, багровый, тёмно-красный). Во всяком случае, цвета были очень разнообразны: красный, зелёный, голубой, синий и белый. В книге «Писание о зачинании знак и знамён или прапоров» говорится о значении цветов. « белый – правда, незлобие, неистление, совестная чистота; синий – вера, постоянство и правда; красный – суд неотложный и честно достойный во сберегательство веры; жёлтый – честь и высокодумство; чёрный – премудрость и трезвость».
Знамёна в XVI в.
Русские знамёна этого периода обычно кроились косынею. Прямоугольная часть полотнища называлась серединой. К ней пришивался треугольник – откос. Часто знамя обшивалось шёлковой каймой или бахромой. С возвышением власти Великого князя знамёна стали делать большими (несколько метров в длину и ширину) и богато украшенными
Знамя Василия III было белым, на нём изображался библейский полководец Иисус Навин. Образ окаймлял текст из Святого Писания.
При Иване Грозном русские осаждали Казань в 1552 г. под знаменем с изображением Всемилостивейшего Спаса. Само знамя было сделано из багряной ткани, а лик Спасителя был шитым золотой и серебряной нитью. Это знамя – древнейшее из сохранившихся до наших дней знамён.
Знамёна в XVII в.
В XVII в. В знамёнах происходит ряд изменений. При первых Романовых на знамёнах появляется изображение главного государственного символа – двуглавого орла. Именно такое знамя было пожаловано в 1614 г. Войску Донскому.
В 1668 г. в связи с заключением Андрусовского перемирия с Польшей по повелению царя Алексея Михайловича было «написано» гербовое знамя. Оно было белого цвета с широкой малиновой каймой. Центральное место Спаса здесь заняло изображение двуглавого орла. На груди его был изображён щиток с царём, колющим змия. Под орлом вид Кремля с надписью: Москва. Вокруг же – гербы земель, перечисленных в царском титуле. По такому же образцу было создано гербовое знамя Петра I в 1696 г. В XVII в. стрелецким полкам жаловались собственные знамёна. Их цвета соответствовали цвету стрелецких кафтанов. В левой верхней части поля знамени изображался православный восьмиконечный крест.
Служилые иностранцы принесли на Русь западный обычай изображать на знамёнах светские эмблемы. В качестве таковых были орлы, змеи, львы, мифические фигуры.
В XVII в.широко распространились прапоры (небольшие знамёна с длинными хвостами). Мода на них пришла из Речи Посполитой, хотя подобные флажки были известны на Руси давно.
Ход игры:
Выбираем знамя своего полка. (10 мин.)
Подгруппы должны нарисовать знамя своего полка. Во-первых, выбрать форму знамени. Во-вторых, определить, каких цветов (или одного цвета) будет ваше знамя. Если знамя многоцветное, каково будет расположение полос? Что будут выражать эти цвета? И в-третьих, будет ли на знамени изображена какая-нибудь эмблема? Что она будет означать?
После этого ваш полк вступит в сражение.
По истечении отведённого времени представители полков у доски поочерёдно показывают своё знамя и рассказывают что символизирует изображение на нём. (10 мин.)
А теперь, пусть сильнейший определится в бою. Полк, который лучше всего ответит на вопросы, и станет победителем. Каждому полку поочерёдно задаются вопросы. За правильный ответ 1 балл. Если ответ не полон, то – 0,5 балла. Если полк не смог ответить на вопрос, они получают 0 баллов и вопрос переходит к следующему полку
Полк, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем.
Вопросы для игры:
Как выглядели (хотя бы предположительно) древнейшие знамёна славян?
Как в русских летописях назывались знаменосцы?
Для чего служили знамёна в древности и Средневековье?
Что такое хоругвь? Чем она отличается от других типов знамён?
Какие названия для флага употреблялись нашими предками в разное время?
Какие цвета предпочитали наши предки для раскраски своих знамён?
Назовите и опишите знаменитые русские знамёна XVI – XVII вв.?
Что такое прапор? Как выглядели прапоры? Каково их происхождение?
kopilkaurokov.ru
Знамя Победы -Знамя Древней Руси - 20 Июля 2014
На рисунке: Дружина Вещего Олега штурмует Константинополь под красными знамёнами.
Первым флагом Руси был красный флаг. Под красным полотнищем ходили в походы дружины Гостомысла, Вещего Олега и Святослава.Флаг, под которым Святослав громил Хазарию, имел на себе изображение двузубца. С принятием же христианства двузубец был заменён на крест на Голгофе. В период феодальной раздробленности свой флаг имело каждое княжество. Первой попыткой внедрения общерусского флага был стяг с ликом Христа. Под этим флагом Дмитрий Донской одержал победу в Куликовской битве.
В Древней Руси стяги могли быть различной формы. Распространены были стяги в виде вытянутого треугольника. Также были распространены знамена с пришитыми к ним длинными отростками — косицами (или хоботами), которые развевались на ветру, создавая особое настроение.
Красный стяг славян с древнейших времён овеян боевой славой и воинской доблестью в защите Русской Земли от вторжений захватчиков. Александр Невский, Дмитрий Донской воевали с врагами Руси под красными знамёнами. С давних пор у славян "красный цвет" символизировал красоту Вселенского Света, который в мифологии славян проявлялся в образе Солнечной энергии Ярилы. Один из образов Ярилы (Солнца) являлось имя Коляды (Хорса). Хорсъ (младенец - Солнце) отвечал на Руси за солнечное (хорошее) настроение, которое должно было присутствовать на всех праздниках. Не случайно красная рубаха, красный кафтан, красный сарафан считались цветами праздничными.
Таким образом, красный цвет являлся не только цветом Солнца и красоты. Это был цвет правды и справедливости, цветом праведной жизни славян. С началом насаждения в России крепостничества флаг изменяют. При этом перенимается на Западе не только символика Византийской власти, но безнравственный образ жизни эксплуатации одних другими.
Двухглавый орёл на белом фоне - символ византийской власти.
Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», спущенном на воду в 1667 году Петром I. Примечательно то, что флот России под триколором (бело-синий-красный флаг) был повержен шведами. Россия под этим государственным символом терпела поражение в Русско-шведской (Северной) войне. Лишь с отказом от неудавшегося государственного символа в виде бело-сине-красного флага ситуация на военном поприще изменилась в лучшую сторону.
С этого момента бело-сине-красный флаг передаётся в ведение Русского торгового флота. И таковым этот символ был до февраля 1917 г. Пётр I долгое время подыскивал для России свой символ в виде флага Российской империи. И в конце концов выбор останавливается на чёрно-жёлто-белом флаге, который просуществовал до Февральской буржуазной революции, оплаченной крупным капиталом Англии. С этого момента эсеры, продавшиеся Английским банкирам возвращают в России в качестве государственного символа бело-сине-красный флаг. По странному стечению обстоятельств на Россию обрушиваются большие беды в виде голода и полной социально-экономической разрухи. Страна оказалась на грани полного разорения и передела территории западными державами. В ситуацию безвластия вмешались большевики, которые в качестве своего символа выбирают древний символ славян (Красный флаг).
Флаг РСФСР с 17 июня 1918 по 21 января 1937 года
Под возрождённым символом России партия РСДРП (б) пытается вывести страну из социально-экономического кризиса. В основе воззваний В.И. Ульянова (Ленина) стоят основы вечевого народовластия. Сутью такого возрождения являются Советы Народных и Солдатских депутатов. В основе социалистического строительство поставлены древние символы власти славян -- "Правда - Справедливость - Верность", "Равенство - Свобода - Братство". Под этим флагом РКА РСФСР одержала победу над империалистами и эсерами, получавшими финансирование из Англии через американские банки.
Флаг РСФСР с 21 января 1937 по 9 января 1954
Постановлением Президиума ВЦИК от 1 апреля 1937 года был утверждён новый образец изображения государственного флага РСФСР, разработанный по поручению Президиума ВЦИК художником А. Н. Милькиным. В отличие от флага РСФСР прежнего образца, новый флаг не имел обведённого золотыми линиями крыжа, а аббревиатура названия республики была нанесена обычным шрифтом, без разделительных точек.
20 января 1947 года Президиум Верховного Совета СССР своим постановлением «О государственных флагах союзных республик» признал целесообразным внести изменения в государственные флаги союзных ССР с тем, чтобы государственные флаги союзных ССР отражали идею союзного советского государства и национальные особенности республик. На флаги была помещена эмблема СССР — серп и молот с красной пятиконечной звездой при сохранении основного красного цвета полотнища, а кроме основного красного цвета полотнища были введены другие цвета, включён национальный орнамент. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1954 года было установлено новое описание государственного флага РСФСР: красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображались золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамлённая золотой каймой.
Красное знамя во все времена на Русской Земле являлось символом Победы. И думается не случайно под его символом проходила величайшая битва в мировом масштабе. Народы СССР выстояли в борьбе против фашизма и Красный стяг СССР стал символом Великой Победы 9 мая 1945 г.
Восторжествует ли историческая справедливость по отношению к древнейшему символу Руси -- символу победы над врагами России, символу красоты и пролитой крови на полях сражений, покажет время...