Знаки древних людей. 10 символов, утративших своё первоначальное значение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ALSHAR. Знаки древних людей


Символы и знаки. Продолжение

Круг. Символ равновесия, символ Самости и завершенности, целостности, уравновешенности витальных сил человека. Символ мира, Солнца, Неба. И еще множество значений. Каждый человек может добавить что-то свое, личное, найти свои ассоциации этому символу. Что я увидел в круге? Символ начала всего. Полный покой, отсутствие начала и конца, верха и низа, всех направлений – все точки равноудалены от центра, ничто не может нарушить идиллию непроявленной бесконечности. Но Жизнь не может ничего не желать и ни о чем не думать – застывший покой, отсутствие движения невозможно в природе. И повинуясь Закону Жизни, в круге появляется Мысль – как невидимый, крайне малый зародыш движения и различия. И несется к краю сверкающей звездой, пронзая тьму и рождая Звук и Музыку торжества Жизни. Повинуясь мелодии Космоса, рождаются желания, превращаясь в действия, стремления познать себя. И рождается Любовь как квинтэссенция Жизни, как сила, объединяющая воедино каждый атом во Вселенной. Одна Мысль порождает другую, мысли порождают желания, желания требуют своей реализации и действий - и загораются звезды, закручиваясь в Галактики, сгущаются планеты и время начинает свой бег.

 

Человек открывает глаза, осознавая себя в материальном мире. Круг превратился в томоэ. Символ единства трех сил мироздания - Неба, Земли и Человека, символ всемирной гармонии. «Одно рождает два, два рождает три, три рождает все остальное». Томоэ еще называют знаком мировой души. Он был принят западными гностиками как эмблема космического созидания, троичной природы реальности или судьбы и вечно повторяющихся циклов времени.Позже в Японии томоэ стал символом воды, водоворота. Использовался как амулет защиты от огня, как защитный знак воинов.Его мы видим на флаге Королевства Рюкю (существовало на островах Окинава и Рюкю в 15-19 вв e.v.).

Флаг Королевства Рюкю

Этот знак был изначальным ведическим символом, объединяющим три гуны, три качества природы – раджас, тамас и саттва. Слово «гуна» переводится как «веревка». Аналогично тому, как вещи, сплетенные из ниток (подобно веревке) не рассыпаются, составляя единое целое, так и три гуны связывают и объединяют все материальные объекты и существа Вселенной в одно единое целое, удерживая их в целостности. Саттва—это форма, которая стремится проявиться, сознательная энергия. «Саттва-гуна, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья» (Бхагават-гита, глава 14). Раджас – это сила, которая преодолевает препятствие и делает явной форму. Это энергия и сила. Придает людям способность преобразовывать различные воспринимаемые впечатления, трансформируя их в понятия, мысли, представления, мечты и сновидения. Эта гуна порождает страстность, желание действовать, но также беспокойство и неуравновешенность, насилие и тщеславие. Раджас всегда направлена на преодоление различных конфликтов и обладание предметов желания. Тамас—это препятствие к проявлению, сила инерции. Благодаря этой гуне происходит устойчивый процесс удерживания вместе различных компонентов материи в едином целом. Сама по себе эта гуна не в состоянии проявлять какую-либо деятельность, поскольку в ней отсутствует любая энергия движения.Большинство людей полагают, что управляют всеми своими действиями и принимают все решения в соответствии со своей волей. Однако в «Бхагавад-гите» утверждается, что это не так, человек — лишь марионетка во власти трёх гун материальной природы: «Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение».В зависимости от преобладания конкретной гуны людей разделяют на три класса, три сословия. Структура индоевропейского общества, согласно французскому мифологу и филологу Ж. Дюмезилю, состоит из трех сословий: жрецов, воинов и земледельцев. Каждой касте соответствовало особое божество. У жрецов это был грозный, но справедливый бог-судья (Зевс, Юпитер, Один), у воинов — бог войны (Тор, Марс, Индра), у земледельцев — бог плодородия (Фрейр, Велес). В индийском обществе этим сословиям соответствуют три высших варны: брахманы (жрецы), кшатрии (военная знать), вайшьи (землевладельцы). По роду своей деятельности эти классы легко классифицируются по гунам: брахманы—саттва, кшатрии – раджас и вайшьи – тамас. Саттва – это человек духа. Он умеет общаться с богами, видеть сущее и творить чудеса. Саттва самодостаточен, поэтому не ищет чужой похвалы, славы. Он кажется скромным, поскольку все делает по своему желанию и только для себя. Он всегда ищет новое, не страшится неведомого, не ищет от других одобрения своим поступкам. Саттва чист в душе и ищет чистоты во всем. Людям саттвы нравится пища свежая и сытная - овощи, фрукты, зерновые, бобовые, орехи и молочные продукты. Пища не должна быть очень острой и очень сладкой, должна легко усваиваться, принося радостное восприятие окружающего мира. Раджас – это человек порядка. Он создан, чтобы сражаться, защищая порядок и справедливость. Раджас ищет славы, и хочет, чтобы все видели его мужество. Его желания часто импульсивны и неосознанны. Люди раджаса тянутся к пище острой и соленой, возбуждающей чувства и злость. Это рыба, мясо, острые приправы, спиртные напитки. Такая пища стимулирует в человеке неуравновешенность, агрессивность, ненависть, вожделение, вызывая неуравновешенное состояние и перевозбуждение всей нервной системы.Тамас – это человек мирного труда, крестьянин и торговец . Тамас боится неведомого и всегда рад, когда другие ищут что-то новое и рискуют вместо него. Он рад толкнуть в опасное место другого, а высшие касты стремятся вперед сами. Люди тамаса предпочитают испорченные, загрязненные и копченые продукты, а так же подгнившие фрукты и овощи, чеснок, лук и перебродившие алкогольные напитки. При употреблении такой пиши в человеке проявляются невежество, глупость, лень, инерция. Конечно, гуны переплетены в сознании подобно веревке, и можно говорить лишь о преобладании какой-то гуны в сознании и поведении. Связанный гунами материального мира, терзаясь в желаниях и противоречивых стремлениях человек придает кругу своего существования импульс движения. Выпрямляя своей волей переплетения гун, человек приобретает духовные силы. И круг становится колесом. Символом Солнца и движения, в психологическом аспекте – символом власти и божественной силы. Влияние гун и символ колеса мы видим и в развитии цивилизации. Сперва власть принадлежала жрецам-саттвам, и верховными богами были боги неба и Солнца. Затем власть перешла к воинам-раджасам, и произошла смена религиозных предпочтений. Богов Солнца сменили боги грозы и грома, боги-воины.Это событие нашло отражение в Ригведе (сюжет о сражении между громовержцем Индрой и солнечным Сурьей. Индра побеждает и, победив, крадет у Сурьи колесо его колесницы). Этот же мотив повторяет и более поздняя Махабхарата, описывая победу Арджуны (сына Индры) над более могучим Карной (сыном Сурьи). Вечный закон, справедливый и в мифологии, и в жизни: новый владыка перенимает атрибуты власти и, частично, функции побежденного. Так, если в греческой мифологии все еще сохраняется хотя бы общее представление о том, что именно Гелиос ездит в колеснице по небу, то у германцев римского времени эта функция переходит к Тору, у балто-славян – к Перуну/Перкунасу и т.д. В славянском мире этот процесс передачи функций божеству победившего культа продолжился: после насаждения христианства уже Илья-пророк ездит в колеснице по небу и порождает громы и молнии, переняв эту функцию у Перуна.Меняются боги, сменяются эоны и цивилизации, но вечен символ колеса как знака божественной силы в целом.Символика колеса была широко распространена в древних религиях. Вся Вселенная выглядела огромным колесом, чье вращение можно увидеть в циклах небесных тел и в смене времен года. Маленькие колеса как модели космоса сопровождали умерших в могилы. Их использовали как защитные магические символы на шлемах, щитах, оружии и домах. Кельтских богов изображали с колесами в руках или по сторонам от них. Алтари и надгробия украшались колесами. Хетты клянутся колесом, у иранцев Небесное Колесо - оружие богов. Одно из кельтских имен Богини – Арианрод – обозначало также богиню серебряного колеса (звезд). В Индии богиня Кали постоянно правит колесом времени, калачакрой, котором закреплено всякое живое дыхание в мире «так же, как спицы в колесе держатся за втулку».Этруски называли богиню колеса Вортумна, «та, которая поворачивает год», а римляне изменили это имя на Фортуна, богиня, которая постоянно вертит небесное колесо, меняя времена года и судьбы людей. Иногда ее изображали в виде троицы фортун или фат – судеб, которых греки называли немесиды или мойры. Карл Густав Юнг в своей работе "Духовный феномен в искусстве и науке" пишет: «В чрезвычайно ранней наскальной живописи каменного века встречается отвлеченный знак, а именно восьмиконечный, вписанный в круг крест... Это, так называемое, солнечное колесо... Особенно часто сей символ встречается в Европе, в том числе и Западной, где его называют «кельтским колесом». Интересно, что колесо с восемью спицами встречается повсеместно в арийской культуре. В индуизме и буддизме это колесо Дхармы, символ духовного стремления.

Колесо Дхармы в буддийском монастыре Небесного сердца (Китай).

В славянской традиции солнечное колесо - коловрат, символ движения Солнца. Коловрат в виде восьмилучевой свастики был сильнейшем оберегом. Его использовали на одежде, посуде, оружии.

Коловрат

Слово "свастика" традиционно обозначает равносторонний крест с загнутыми в одну сторону концами. Само название происходит от сочетания санскритских слов "су" (добро) и "асти" (быть). К этому же корню восходит русское "свет". Свастика – один из наиболее древних символов, встречающийся по всей Земле. И соответственно имеет множество значений. В наиболее общей трактовке свастика обозначает круговорот бытия, годовой цикл, движение Солнца по небосклону. В индуизме символ свастики является воплощением круговорота сансары, вечной смены жизни и перерождения. Буддисты считают свастику олицетворением Закона Будды, который объединяет всё сущее. В некоторых эзотерических школах западной традиции свастика обозначала движение от микрокосмоса к макрокосмосу.Буддисты называют свастику "мандзи", христиане - "гаммадион", у древних греков четырехлучевая свастика называлась "тетраскеле", а с лучами в виде спиралей - "меандр". Китайцы называют левую свастику "вань", а правую - "вань-цзы".

Двуглавая птица со свастикой. Монголия.

Как правило свастика "катящаяся" по часовой стрелке означала светлое начало, свастика же против часовой стрелки, которая стала эмблемой фашизма означала темную сторону.В книге Фердинанда Оссендовского (1878-1945), русско-польского путешественника «И звери, и люди, и боги», описывается, что Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен рубин - солнечный камень.Также свастика — символ эзотерического буддизма. В этом аспекте он называется «Печатью Сердца» и, по преданию, свастика была запечатлена на сердце Будды. Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры — на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Свастика была не чужда русскому императорскому дому. При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт этим священным символом. Её появление в Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Фёдоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Она никогда не упускала случая защитить семью или своих друзей любимым оккультным знаком - свастикой, которая присутствовала на многих её рукописях и дареных книгах.

Портрет Петра Великого в обрамлении спиральной свастики

Интересна также трехлучевая свастика – трискелион.Трискелион (также трискель, трискел, трискеле, от греч. τρισκελης — трёхногий) — древний символический знак, представляющий собой три бегущие ноги, выходящие из одной точки. Символ встречается у греков, крито-македонцев, этрусков, кельтов, а также у кавказских народов. В частности, являлся гербом знатного и могущественного афинского дома Алкмеонидов. Символ олицетворял «бег времени», ход истории и вращение светил.

Монета г.Сиракузы 336 г. до e.v.

Чаще всего трискель можно встретить у кельтов, которые использовали его во время творения языческих заклинаний. В этом случае трискель символизирует переплетение трех стихий: Огонь, Воду и Воздух, уходящих в бесконечность. Также знак трискель в виде амулета означал равновесие с силами природы. Трискелион можно встретить в виде украшений – амулетов, а также на родовых гербах и флагах о. Мэн и Сицилии.

Флаг о. Мэн

Флаг Сицилии

Человек, его разум и воля, весь его внутренний мир не терпят ограничений , желают расширить рамки, выйти за пределы любых границ, познать то, что за пределами круга. «Превосходи! Всегда стремись к большему!», - говорит Книга Закона.  Свобода – основа человеческой природы. Свобода от любых запретов, свобода познания, свобода стремления к богу, к бесконечному свету, не знающему ограничений.Бесконечный круг символизирует бога, Вселенную и бесконечность пространства. Нуит и Хадит. «В сфере я — центр, что пребывает всюду, она же окружность, которой нету нигде». Книге Закона вторит Блез Паскаль: «Бог есть круг, центр которого везде, а окружность - нигде».

Но условный узкий круг человеческого сознания ограничен знанием человека о мире, и полон противоречий. Если напряжения противоречивых сил внутри круга превысят некоторое критическое значение, круг и колесо разрываются, превращаясь в спираль – символ вечного непрерывного движения. Все во Вселенной движется по спирали – и время, и исторические процессы, и галактики с солнцами и планетами. Основа жизни - ДНК – также имеет форму двойной спирали.В символе спирали заключена двойственность значений - и Жизнь, и Смерть в вечном движении. Динамика бытия и ритмов Вселенной. С одной стороны, образ развертывания жизненной силы, движение наружу как символ Жизни, эволюции; с другой стороны, последовательность концентрических кругов, погружение вглубь себя, символ Смерти, инволюции. Так,в греческой традиции существует различие между креативной спиралью, поднимающейся в направлении по часовой стрелке и являющейся атрибутом Афины Паллады, и деструктивной спиралью, подобной смерчу, который вращается налево и является атрибутом Посейдона. И жизнь и смерть в спирали слиты воедино, и нет конца движению космических ритмов. Большинство изображений спирали в неолитической Европе располагается при входе в гробницы, как бы обозначая границу между миром мертвых и миром живых. Один из древнейших образцов тройной спирали был найден в кургане Нью-Грейндж в Ирландии.

Спиральный узор на входном камне в Нью-Грейндж, комплекс Бру-на-Бойн, Ирландия. Возраст изображений датируется 3000 – 3100 г. до e. v.

Тройная спираль в индуизме символизирует триаду богов: Вишну - Космос, высшую гармонию двух противоположностей в эволюции, Брахму - высшего творца, и Шиву - разрушителя изношенных форм, который все поглощает. В египетской системе иероглифов спираль означает космические формы в движении. Бог Тот изображался с большой спиралью на голове. Со Среднего царства скарабеи, вместо имени царя, часто несут в картуше спираль как линию жизни. При направлении движения к центру спираль становится лабиринтом. Лабиринт символизирует мир, Вселенную, непостижимость, движение, сложную проблему, заколдованное место. Это символ таинственности, загадочности, имеющий множество различных толкований, часто противоречивых, иногда пугающих.Рисунки лабиринтов встречаются по всей Земле. Как пишет действительный член Географического общества России О.Е.Кодола, "наиболее древними символами, которые все исследователи без сомнения относят к глубокой архаике, являются различные изображения круга, спиралей и лабиринтов, выявленных на всех материках, кроме Антарктиды. До сих пор непонятно назначение этих символов, спорны датировки, которые (в отдельных случаях) относят даже к эпохе верхнего палеолита. Тем не менее, никто не станет отрицать явную общность происхождения этих знаков, кроющуюся в глубине истории развития человечества, их сакральный смысл и, как следствие - применение этих символов в древнейших обрядах и ритуалах". Наиболее большим из известных в истории был лабиринт Аменемхета III. (Аменемхет III (греч. Лахарес) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1853 — 1806 годах до e. v., из XII династии (Среднее царство). Сын Сенусерта III. Тронное имя его было Ни-Маат-Ра («В Истине Ра»). Аменемхет закончил возводить огромную насыпь (длиной 43,5 км), с целью осушения Файюмского оазиса и создания Файюмского водохранилища. В насыпи были сделаны шлюзы для отвода воды, по-египетски Ла-хунт, и построен город Крокодиополь («Город Крокодилов»). Близ этого города было сооружено святилище в форме лабиринта, к сожалению, не сохранившиеся до нашего времени. Геродот так описывает египетский лабиринт: «И вот они решили оставить общий памятник, а, решив это, воздвигли лабиринт немного выше Меридова озера близ так называемого Города Крокодилов. Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то, в общем, оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт. А между тем храмы в Эфесе и на Самосе – весьма замечательны. Конечно, пирамиды – это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений [эллинского строительного искусства], вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит [размерами] и эти пирамиды. В нем двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других. По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят [все] творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы. Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня. А на углу в конце лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий (приблизительно 70 м - прим.) с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведет подземный ход» (Геродот, «История», книга 2, Евтерпа). По мнению некоторых ученых, название «Лабиринт», данное греками, происходит от искаженного египетского слова «Лаперо-хунт» — «святилище при шлюзах канала». С другой стороны, можно заметить похожесть слов «лабиринт» с «лабр», «лавра», «равлик» (украинское название улитки). Арийский корень «лабр», «лавр», «равл» скорее всего, первоначально означал проход в горах, путь в камне (знающие, поправьте, если я ошибаюсь). Греческое слово «лавра» - «проход», позднее – «улица», родственно слову «лабиринт». Дж. Савард в своей книге «Лабиринты» пишет: «Наиболее ранний образец с точно установленной датой происхождения обнаружен в южной Греции. Этот лабиринт выгравирован на задней сторон глиняной таблички из микенского дворца в Пилосе, который традиционно связывают с легендарным царем Нестором. Как известно, Нестор вместе с Менелаем поднял флот из больших кораблей, чтобы участвовать в осаде и последующем захвате Трои. Табличка была найдена в 1957 г. во время раскопок на месте складов дворца вместе со многими сотнями аналогичных образцов, уцелевших от воздействия огня, уничтожившего дворец в 1200 г. до н. э.»

Также интересен факт, что лабиринт и в Египте, и на Крите был тесно связан с быками. В Египте приносили в жертву священного быка Аписа. О сущности Аписа свидетельствуют найденные в Саккарском Серапеуме древние иероглифические тексты, покрывающие некоторые его архитектурные элементы. Согласно этим текстам, Апис представляет собой саму «жизнь бога небес Осириса». В период Восемнадцатой Династии и во времена возникновения Новой Империи жрецы из Мемфиса постепенно создают объединенное божество, названное Апис-Осирис. Позднее известен эллинистический культ Сераписа, существовавший до IV-V в. e. v. Этимология слова «Серапис», скорее всего, отражает двойную сущность Осириса – «Сер» как эллинистическую форму «Асар - Осирис» и «Апис». Осирис в Египте считался властелином Загробного мира, а бык Апис – его земным воплощением. В древности бык считался символом силы, мощи. Многие боги принимали облик быка (Индра, Зевс). Возможно также, что в древности жертвоприношения божеству осуществлялись теми животными и предметами, которые служили воплощением самого божества. Чудесные способности или энергия, приобретаемые посредством жертвоприношения, пропорциональны значимости утраченного или перенесенного.

Оборотная сторона серебряной монеты, из города Кноса на Крите (второе столетие до e. v.). На монете изображен лабиринт этого острова.

В комнатах минойского лабиринта были найдены сотни лабрисов – ритуальных двусторонних секир. Некоторые исследователи считают, что «лабиринт» произошел от «лабриса», но здесь скорее обратная связь.

Орнаментированные золотые минойские лабрисы.

Американский археолог Мария Гимбутас видела в греческих лабрисах отголосок доиндоевропейского матриархального культа Великой Богини. С точки зрения Гимбутас и её последователей, критский лабрис, повторяя форму бабочки, символизирует материнское начало. Этим объясняется популярность лабриса в викканских церемониях. С 1970-х лабрис был принят как женский символ многими лесбийскими и феминистскими организациями.Лабиринты под названием «вавилоны» встречаются по всему Северу Европы. Известно более 500 северных лабиринтов, из них в Швеции находится около 300, Финляндии -примерно 140, России — около 50, Норвегии — 20, Эстонии — 10, Англии и Испании — отдельные лабиринты.

Лабиринт-вавилон на Соловецких островах

Почему северные лабиринты носят такое странное название? По наиболее распространенной версии, название «вавилон» - искаженное «Авалон», город или остров блаженных, сказочное место волшебства, место обитания фей и волшебных существ. В преданиях бриттов Авалон, «остров плодов, который ещё именуют счастливым», не знающий горестей и страдания, служит местом пребывания бессмертных героев и волшебников. Чудесные яблоки, произрастающие на острове, даруют бессмертие. Возможно, поэтому оригинальное кельтское название – «Эмайн Аблах» – созвучно с «абла» - «яблоко». В принципе, и лабиринт напоминает яблоко в разрезе. По преданию, на остров Авалон фея Моргана перенесла короля Артура, смертельно раненного в сражении при Камлане. Как классический элемент Артуровского цикла, Авалон впервые появляется у Гальфрида Монмутского в «Деяниях королей Британии». Согласно хронике Гальфрида, на этом острове был выкован меч Артура, а затем сам король был увезён туда для исцеления после своей последней битвы.Ключом к построению лабиринта является крест:

Ключ к построению «классического» лабиринта

С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром — Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны — Веру.Один из самых известных — лабиринт, выложенный на каменном полу главного собора в Шартре.

Лабиринт в Шартре

Лабиринты в эзотерическом значении служили местом инициаций, постижения себя. Из книги Бернарда Монфокона «Древности, объясненные и представленные в рисунках»: «Лабиринты были излюбленным местом инициации во многих древних культах. Остатки этих мистических лабиринтов сохранились у американских индейцев, индусов, персов, египтян и греков. Некоторые лабиринты представляли собой просто хитросплетения дорожек, выложенных камнями; другие лабиринты были буквально милями мрачных пещер под храмами или же под горами. Знаменитый Критский лабиринт, в котором обитал Минотавр с головою быка, был, без всяких сомнений, местом инициации в Критские Мистерии».Майкл Эртон, который предложил свою модель критского лабиринта, пишет:«Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть, и, может быть, даже после смерти, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт».

 

Похожие материалы:

Следующие статьи:

Предыдущие статьи:

magisteriy.org

Символы

1 из 2

Символический язык – язык универсальный. Символика не только выражает отношения между вещами, явлениями и идеями. Однако большинство людей не владеют языком символов, не умеют расшифровать его, в то время как символы чрезвычайно важны для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии.

В прежние времена символика была тайным знанием, которое тщательно охранялось узким кругом Посвященных. Теперь же наступило время, когда доступ к символам открыт всем, и число желающих изучать их и работать с ними постоянно растет. Хочешь знать новое – читай древнее. Язык символов есть истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов. Всплеск интереса к символам в современном мире многие считают показателем возрождения духовных потребностей людей, их желания вырваться из тесной клетки обыденности, в которую часто превращается наша жизнь.

Символы служат указателями и помогают лучше понять окружающий мир, а значит, жить в гармонии с ним. И сейчас самое время выявить новый смысл классических символов, которые, возникнув в необозримой дали веков, сохранили свое значение до наших дней. Кто знает, сколько слоев Неведомого они еще таят в себе, какие неизвестные пока нам законы мироздания зашифрованы в них и ждут своего часа, чтобы открыться Человеку!

Книга рассчитана на широкий круг читателей, независимо от возраста, образования, уровня восприятия. Открывайте для себя древнее знание, связывающее воедино наш мир, расширяющее горизонты как прошлого, так и будущего.

 

Геометрические символы

Абсолютный символический язык – это язык геометрических фигур...

Геометрические фигуры – конкретное воплощение чисел. Числа принадлежат к миру принципов, и они становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план.

О. М. Айванхов

Практически все геометрические символы состоят из комбинаций нескольких геометрических элементов – простых составных частей, каждая из которых имеет в то же время свое особенное значение, внося свой вклад в общую композицию.

«Геометрические фигуры подобны каркасу действительности, тогда как образы еще содержат, так сказать, немного плоти, кожи и мускулов» (О. М. Айванхов).

Геометрические символы стабильны и передаются из поколения в поколение без изменений.

 

Свастика прямая (левосторонняя)

Свастика как солнечный символ

 

Прямая (левосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми влево. Вращение считается происходящим по часовой стрелке (в определении направления движения мнения иногда расходятся).

Прямая свастика – символ благословения, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ плодородия, долгожительства, здоровья и жизни. Это также символ мужского начала, духовности, тормозящей поток низших (физических) сил и позволяющей проявляться энергиям высшей, божественной природы.

Свастика обратная (правосторонняя)

Свастика на нацистской военной медали

 

Обратная (правосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми вправо. Вращение считается происходящим против часовой стрелки.

Обратная свастика связывается обычно с женским началом. Иногда она ассоциируется с запуском негативных (физических) энергий, закрывающих проход возвышенным силам духа.

Шумерская свастика, образованная четырьмя женщинами и их волосами, символизирует женскую порождающую силу

 

Пентаграмма (пентакль): общее значение символа

Знак пентаграммы

 

Пентаграмма, написанная одной линией, – самый древний из всех символов, которыми мы владеем. Имела разные толкования в разные исторические времена человечества. Она стала шумерским и египетским знаком звезд.

Более поздняя символика: пять чувств; мужское и женское начала, выраженные пятью точками; гармония, здоровье и мистические силы. Пентаграмма также символ победы духовного над материальным, символ безопасности, охранения, благополучного возвращения домой.

 

Пентаграмма как магический символ

Пентаграммы Белого и Черного магов

 

Пентакль с одним концом вверх и двумя вниз является знаком белой магии, известным как «нога друида»; с одним концом вниз и двумя вверх он представляет так называемое «копыто козла» и рога дьявола – характерное для символики изменение знака с позитивного на негативный при его переворачивании.

Пентаграмма Белого мага – символ магического воздействия и господства дисциплинированной Воли над явлениями мира. Воля Черного мага направлена к разрушению, к отказу от выполнения духовной задачи, поэтому перевернутая пентаграмма рассматривается как символ зла.

 

Пентаграмма как символ совершенного человека

Пентаграмма, символизирующая совершенного человека

 

Пентаграмма, пятиконечная звезда, – символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. Можно сказать, что человек – живая пентаграмма. Это верно как в физическом, так и в духовном плане – человек обладает пятью добродетелями и проявляет их: любовь, мудрость, истина, справедливость и доброта.

Истина принадлежит духу, любовь – душе, мудрость – интеллекту, доброта – сердцу, справедливость – воле.

 

Двойная пентаграмма

Двойная пентаграмма (человек и Вселенная)

 

Существует также соответствие между человеческим организмом и пятью элементами (земля, вода, воздух, огонь и эфир): воля соответствует земле, сердце – воде, интеллект – воздуху, душа – огню, дух – эфиру. Таким образом, своей волей, интеллектом, сердцем, душой, духом человек связан с пятью элементами, работающими в космосе, и он может сознательно работать в гармонии с ними. Именно в этом смысл символа двойной пентаграммы, в которой малая вписана в большую: человек (микрокосм) живет и действует внутри Вселенной (макрокосма).

 

Гексаграмма

Изображение гексаграммы

 

Гексаграмма – фигура, составленная двумя полярными треугольниками, шестиконечная звезда. Это сложная и цельная симметричная форма, в которой шесть маленьких отдельных треугольников группируются вокруг большого центрального шестиугольника. В результате образуется звезда, хотя первоначальные треугольники сохраняют свою индивидуальность. Поскольку обращенный вверх треугольник – небесный символ, а обращенный вниз – символ земной, то вместе они – символ человека, объединяющего эти два мира. Это символ совершенного брака, который связывает мужчину и женщину.

 

Печать Соломона

Печать Соломона, или звезда Давида

 

Это знаменитая магическая печать Соломона, или звезда Давида. Верхний треугольник в ее изображении – белый, а нижний – черный. Она символизирует, в первую очередь, абсолютный закон аналогии, выражаемый мистической формулой: «То, что внизу, подобно тому, что вверху».

Печать Соломона – это также символ эволюции человека: надо научиться не только брать, но и давать, поглощать и излучать одновременно, излучать – для Земли, воспринимать – от Неба. Мы получаем и наполняемся, только когда отдаем другим. Это совершенный союз духа и материи в человеке – союз солнечного сплетения и мозга.

 

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Вифлеемская звезда

 

Пятиконечная звезда толкуется по-разному, в том числе она символизирует радость и счастье. Это также эмблема семитской богини Иштар в ее воинственном воплощении, а кроме того, Вифлеемская звезда. У масонов пятиконечная звезда символизирует мистический центр.

Египтяне придавали огромное значение пяти– и шестиконечным звездам, как явствует из текста, сохранившегося на стене погребального храма Хатшепсут.

 

Семиконечная звезда

Семиконечная звезда магов

 

В семиконечной звезде повторяются характерные черты пятиконечной. Семь лучей имеет гностическая звезда.

Семи– и девятиконечные звезды, начерченные одной линией, – мистические звезды в астрологии и магии.

Звезда магов читается двояко: последовательно по ходу лучей (по линии начертания звезды) и по окружности. По ходу лучей расположены планеты, управляющие днями недели: Солнце – воскресенье, Луна – понедельник, Марс – вторник, Меркурий – среда, Юпитер – четверг, Венера – пятница, Сатурн – суббота.

 

Девятиконечная звезда

Девятиконечная звезда магов

 

Девятиконечные звезды, как и семиконечные, если они начерчены одной линией, – мистические звезды в астрологии и магии.

Девятиконечная звезда, составленная из трех треугольников, символизирует Святой Дух.

 

Монада

Четыре составные части монады

 

Это магический символ, названный монадой Джоном Ди (1527–1608), советником и астрологом английской королевы Елизаветы I.

Ди представляет природу магических символов в терминах геометрии и проверяет монаду в ряде теорем.

Ди проводит исследование монады на таком глубоком уровне, что находит связи своей теории с пифагорейской гармонией, библейским знанием и математическими пропорциями.

 

Спираль

Спиральная структура Млечного Пути

 

Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от спиральных галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков до рисунков на человеческих пальцах, и даже молекула ДНК имеет форму двойной спирали.

Спираль – весьма сложный и многозначный символ. Но прежде всего – это символ великой созидательной (жизненной) силы как на уровне космоса, так и на уровне микрокосма. Спираль является символом времени, циклических ритмов, смены сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и «роста» Луны, а также самого Солнца.

 

Древо Жизни

Древо Жизни в человеческом существе

Древо Жизни

 

Древо Жизни не принадлежит ни одной культуре – даже египтянам. Оно вне рас и религий. Этот образ является неотъемлемой частью природы… Сам человек представляет собой миниатюрное Древо Жизни. Он обладал бессмертием, когда был связан с этим деревом. О Древе Жизни можно размышлять как об артериях большого космического тела. По этим артериям, как по каналам, текут живительные силы космоса, которые питают все формы существования, и в них бьется космический пульс жизни. Древо Жизни является отдельной секцией, частью схемы универсального кода жизни.

 

Сфера

Армиллярная сфера (гравюра из книги Тихо Браге)

 

Символ плодородия (как и круг), а также целостности. В Древней Греции знаком сферы был крест в круге – древняя эмблема власти. Сфера, составленная из нескольких металлических колец, иллюстрирующая космогоническую теорию Птолемея, который полагал, что Земля находится в центре Вселенной, – старинная эмблема астрономии.

 

Платоновы тела

Платоновы тела, вписанные в сферу

 

Платоновы тела – пять уникальных форм. Задолго до Платона ими пользовался Пифагор, назвав их идеальными геометрическими телами. Древние алхимики и такие великие умы, как Пифагор, считали, что эти тела связаны с определенными элементами: куб (А) – земля, тетраэдр (В) – огонь, октаэдр (С) – воздух, икосаэдр (D) – вода, додекаэдр (E)– эфир, а сфера – пустота. Эти шесть элементов являются строительными блоками Вселенной. Они создают качества Вселенной.

 

Символы планет

Символы планет

 

Планеты изображаются комбинацией простейших геометрических символов. Это круг, крест, дуга.

Рассмотрим, например, символ Венеры. Круг расположен над крестом, что олицетворяет некое «спиритуальное притяжение», которое тянет крест вверх, в принадлежащие кругу возвышенные области. Крест, подчиненный законам зарождения, увядания и смерти, обретет свое искупление, если будет вознесен внутрь этого великого круга духовности. Символ в целом представляет женское начало в мире, которое пытается одухотворить и защитить сферу материального.

 

Пирамида

Великие пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина

 

Пирамида – символ иерархии, существующей во Вселенной. В любой области символ пирамиды может помочь перейти от низшего плана множественности и раздробленности к высшему плану единства.

Считается, что посвященные избрали форму пирамиды для своих святилищ потому, что хотели, чтобы сходящиеся к вершине, устремляющиеся к Солнцу линии преподали человечеству урок единства.

21>

Звездный тетраэдр

Звездный тетраэдр

 

Звездный тетраэдр – фигура, состоящая из двух взаимопересекающихся тетраэдров. Эту фигуру можно также воспринимать как трехмерную звезду Давида.

Тетраэдры проявляются как два противоположных закона: закон духа (излучение, отдача, самоотверженность, бескорыстие) и закон материи (втягивание внутрь, охлаждение, застывание, паралич). Только человек может сознательно совмещать эти два закона, так как он – связующее звено между миром духа и миром материи.

Таким образом, звездный тетраэдр представляет собой два полюса творения в полном равновесии.

22>

Универсальные символы-образы

Вещь справедлива не потому, что этого хочет Бог, но Бог именно потому ее желает, что она справедлива.

Св. Фома

Символы-образы – зачастую предметы (вещи) или графические изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на некоем качестве, которое этим предметам или существам изначально присуще: лев – храбрость, скала – стойкость и т. п.

23>

Арка, дуга

Жертвоприношение астральному божеству (из аравийской рукописи XIII века)

 

Арка (дуга), в первую очередь, – символ небесного свода, бога Неба. В обрядах инициации прохождение через арку означает новое рождение после полного отказа от своей старой природы. В Древнем Риме через триумфальную арку проходила армия после победы над врагом.

Арка и дуга – распространенные элементы в культуре ислама. Часто мечети имеют арочные входы. Считается, человек, входящий в мечеть через арочную дверь, будет защищен символическими силами духовной (высшей) сферы.

24>

Ба-гуа

Ба-гуа и Великая монада (обаяние против злых сил, Китай)

 

Ба-гуа (в некоторых источниках па-куа) – восемь триграмм и пар противоположностей, обычно расположенных в виде круга, что символизирует время и пространство.

25>

Весы

Весы перевешивающие. Легкое уступает. Тяжелое перетягивает

 

Весы символизируют справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Символ равновесия всех противоположностей и дополняющих друг друга факторов. Атрибут Немезиды – богини судьбы.

26>

Диск

Солнечный крылатый диск (Египет)

 

Диск – многоплановый символ: символ творения, центр Пустоты, Солнце, Небеса, божество, духовное и небесное совершенство. Диск восходящего Солнца – символ обновления жизни, жизни после смерти, воскресения. Диск Солнца с рогатой Луной или с рожками означает соединение солярных и лунных божеств, единство двоих в одном.

Крылатый диск – солярное божество, огонь Небес, комбинация солнечного диска и крыльев сокола или орла, движение небесной сферы вокруг оси, преображение, бессмертие, производящая сила природы и ее двойственность (защищающий и смертоносный аспекты).

27>

Жезл, посох, скипетр

Посох с крюком и цеп Тутанхамона

 

Жезл, посох и скипетр – древние эмблемы сверхъестественной силы.

Жезл – символ превращения, связанный с колдовством и таинственными существами. Посох – символ мужской силы и власти, часто связан с энергией деревьев, фаллосом, змеей, рукой (указующим перстом). Это также атрибут паломников и святых, но может означать и знание, которое является единственной опорой человека. Скипетр более богато украшен и ассоциируется с высшими божествами и правителями, с духовной властью и в то же время сострадательной мудростью.

28>

Зеркало

Сцена гадания, изображенная на обороте бронзового зеркала (Греция)

 

Символизирует истину, самореализацию, мудрость, разум, душу, отражение сверхъестественного и божественного интеллекта, отображенного в Солнце, Луне и звездах, ясно сияющую поверхность божественной истины.

Считается, что зеркало имеет магические свойства и является входом в зазеркальный мир. Если зеркало висит отражающей поверхностью вниз в храме или над гробницей, оно открывает путь для восхождения души. В магии зеркала служат для развития взгляда.

29>

Змея Оуробор (Ороборо, Уроборос)

Змея, кусающая свой хвост

 

Кольцеобразная фигура, изображающая змею, кусающую свой собственный хвост, – символ вечности, неделимости, цикличности времени, алхимии. Символика этой фигуры интерпретируется по-разному, так как она комбинирует созидательный символизм яйца (пространство внутри фигуры), земную символику змеи и небесную символику круга. Кроме того, змея, кусающая свой хвост, – символ закона кармы, колеса сансары – колеса Воплощения.

30>

Кадуцей

Кадуцей

 

Кадуцей (греч. – «посох вестника») часто называют жезлом Гермеса (Меркурия), древнего бога мудрости. Это «волшебная» палочка с маленькими крыльями, которую обвивают две змеи, переплетенные так, что тела змей образуют две окружности вокруг жезла, символизируя слияние двух полярностей: добра – зла, правого – левого, света – тьмы и т. д., что соответствует природе мира сотворенного.

Кадуцей носят все посланники как знак мира и защиты, и он является главным их атрибутом.

31>

Ключ

Святой Петр с ключами от ворот рая (деталь каменного изображения, Нотр-Дам, Париж, XII век)

 

Ключ – очень мощный символ. Это власть, сила выбора, вдох, свобода действия, знание, инициация. Перекрещенные золотой и серебряный ключи – эмблема папской власти, символические «ключи от Царствия Небесного», которые Христос передал апостолу Петру. Хотя ключи могут как запирать, так и отпирать двери, они почти всегда являются символами доступа, освобождения и (в обрядах посвящения) инициации, последовательного продвижения от одной стадии жизни к другой. В Японии ключи от хранилища риса – символ процветания.

32>

Колесо

Колесо закона

Колесо существования (сансара)

 

Колесо – символ солнечной энергии. Солнце – центр, спицы колеса – лучи. Колесо – атрибут всех солнечных богов и земных правителей. Оно символизирует также жизненный цикл, перерождение и обновление, благородство, изменчивость и изменения в материальном мире (окружность – предел материального мира, а центр – «неподвижный двигатель», космический источник света и силы).

Вращающееся колесо связано с циклами проявлений (рождения, смерти и возрождения) и судьбой человека.

На обыденном уровне колесо Госпожи Удачи (колесо фортуны) – символ взлетов, падений и непредсказуемости судьбы.

33>

Колесница

Античный герой на колеснице, символизирующей его готовность к битве

 

Динамичный символ власти, могущества и быстроты передвижения богов, героев или аллегорических фигур. Колесница также – символ человеческой сущности: возничий (сознание), используя вожжи (силу воли и разум), управляет лошадьми (жизненными силами), везущими повозку (тело).

Колесница (по-еврейски – Меркаба) есть также символ цепи нисхождения от Бога через человека в мир явлений и затем триумфального восхождения духа. Слово «Меркаба» означает и тело света человека.

34>

Котел, чаша

Ритуальный котел (Китай, 800 год до н. э.)

 

Карл Юнг рассматривает чашу как женский символ, который принимает и отдает. С другой стороны, чаша может быть символом тяжелой судьбы («горькая чаша»). Так называемая отравленная чаша обещает надежду, но приносит беду.

Котел – более мощный символ и часто связан с ритуальными действиями и магией, олицетворяя трансформирующую силу. Котел также – символ изобилия, неистощимый источник поддержания жизни, сил оживления, репродуктивные силы земли, возрождение воинов для новой битвы.

35>

Кровь

Деталь картины Фей Померанес «Шестой дворец Преисподней»: из бокала, напоминающего формой анкх, вытекают последние капли крови – символа жизни

 

Ритуальный символ жизненной силы. Во многих культурах считается, что кровь содержит часть божественной энергии или, в более общем смысле, дух личности.

Кровь – красная солярная энергия. Олицетворяет принцип жизни, душу, силу, в том числе омолаживающую. Выпить чьей-либо крови – значит породниться, но так же можно вобрать в себя силу врага и тем самым обезопасить его после смерти. Смешение крови – символ союза в народных обычаях (например, братство по крови) или соглашения между людьми, а также между человеком и Богом.

36>

Лабиринт

План средневекового танца-лабиринта на мраморном полу собора в Шартре (Франция)

 

Лабиринт символизирует мир, Вселенную, непостижимость, движение, сложную проблему, заколдованное место. Это символ таинственности, загадочности, имеющий множество различных толкований, часто противоречивых, иногда пугающих.

Изображения лабиринта на домах считаются амулетом для защиты от враждебных сил и злых духов.

Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно.

37>

Лотос

Вишну и Лакшми, наблюдающие за творением: Брахма вырастает из цветка лотоса, берущего начало из пупка Вишну

 

Удивительное почитание лотоса в различных культурах объясняется как необыкновенной красотой цветка, так и аналогией между ним и идеализированной формой вульвы как божественного источника жизни. Поэтому лотос, в первую очередь, – символ плодовитости, рождения и возрождения. Лотос – источник космической жизни, символ богов, создавших мир, а также богов солнца. Лотос символизирует прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. Это символ человека благородного, выросшего из грязи, но не запачканного ею.

38>

Луна

Вверху – растущая Луна и полнолуние; внизу – убывающая Луна и новолуние

 

Луна – владычица женского начала. Она символизирует изобилие, циклическое обновление, возрождение, бессмертие, оккультную силу, изменчивость, интуицию и эмоции. Древние измеряли по циклам Луны время; определяли сроки наступления приливов и отливов; предсказывали, каким будет будущий урожай.

Хотя обычно символизм Луны носит позитивный характер, в некоторых культурах ее представляют в виде дурного глаза, наблюдающего за происходящим, ассоциируют со смертью и зловещей ночной темнотой.

39>

Магический круг

Доктор Иоганн Фауст и Мефистофель (из книги Кристофера Мардлоуэ «Трагическая история доктора Фауста», 1631 год)

 

Магический круг – основа церемониальной магии. Он служит символом воли мага и одновременно охранительным барьером, защищающим мага от негативного влияния невидимого мира. В таком круге выполняются все магические операции. Для разных целей используются разные круги. Начертание круга – это определенный магический ритуал, который должен быть выполнен по всем установленным правилам. Кроме того, считается, что начертание магических кругов и надписей способствует развитию самообладания и походки.

40>

Мандала

Круг и квадрат мандалы олицетворяют сферическую форму Небес и прямоугольную форму Земли. Вместе они символизируют порядок вещей в космосе и в мире людей

 

Это геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. На санскрите «мандала» означает «круг». Даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Общее значение композиции остается неизменным и символизирует путеводный разум, сверхъестественные структуры, ясность просветления.

41>

Мандорла, или Vesica Piscis (окружает все тело персоналии)

Мандорла, или Vesica Piscis

 

Изображение миндалевидного ореола (сияния), которое использовали в средневековом христианском искусстве, чтобы выделить фигуру возносящегося в небо Христа, а иногда и возносящихся святых.

В мистике «миндаль» (по-итальянски —mandorla) – символ чистоты и целомудрия. Мандорла вследствие своей овальной формы была в древности символом вульвы. Это также графическое изображение пламени, символ духовности. С другой стороны, она символизирует дуалистическое единство Неба и Земли, изображаемых как две пересекающиеся дуги.

42>

Гало

Гало Будды

 

Разновидность ореола: светящийся круг, окружающий голову человека. Золотое гало символизирует святость личности или подтверждает тот факт, что человек напрямую общается с высшим планом.

Образ гало заимствован из магического символизма египтян, о чем свидетельствуют изображения из древней египетской «Книги Мертвых».

43>

Нимб

Нимбы и гало, окружающие головы святых, символизируют исходящий от них Свет Божий

 

Нимб – разновидность ореола: светящееся кольцо вокруг головы. Он символизирует духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. Иногда нимб употребляется в качестве атрибута птицы Феникс как символ солярной силы и бессмертия.

Нимб может быть голубым, желтым или радужным. В греческой мифологии голубой нимб – атрибут Зевса как бога Неба. У римлян голубой нимб – атрибут Аполлона и Юпитера. Треугольный нимб или нимб в форме ромба означает Бога-Отца.

44>

Меч

Инкрустированные мечи, найденные Шлиманом в Микенах (Афины, Национальный музей)

 

Меч – один из наиболее сложных и наиболее распространенных символов. С одной стороны, меч – грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой – древнейшая и могущественная сила, которая возникла одновременно с Космическим Равновесием и явилась его противоположностью. Меч также – мощный магический символ, эмблема колдовского ремесла. Кроме того, меч – символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света. Дамоклов меч – символ рока. Сломанный меч – поражение.

45>

Перо птицы

Ацтекский головной убор из перьев (рисунок из Кодекса Мендосы)

 

Птичье перо символизирует истину, легкость, Небеса, высоту, скорость, простор, душу, элемент ветра и воздуха, противопоставленный принципу влажности, сухость, путешествия за пределами материального мира. В более широком смысле перья, которые носили шаманы, жрецы или правители, символизировали магическую связь с миром духов или божественную власть и покровительство. Носить перья или оперенные прически – значит, принять в себя силу птицы. Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение. Белое перо символизирует облака, морскую пену и трусость.

46>

Рога

Изображение персидского царя сасанидского периода

 

Рога символизируют сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Рога – одновременно солярный и лунный символ. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных. Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. В более поздние времена рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа.

47>

Рука

«Рука Фатимы» (мусульманская резная подвеска)

 

Власть (мирская и духовная), действие, сила, господство, защита – вот основная символика, которая отражает важну

www.alshar.ru

10 символов, утративших своё первоначальное значение • Фактрум

© www.tattooirovki.com© www.tattooirovki.com

Изображение, имеющее сегодня какое-то определённое значение, не обязательно имело такое значение всегда. Множество символов существовало на протяжении веков, так что их коннотации могли сильно измениться с течением времени. Или же изначальный смысл символа мог исчезнуть совсем, после чего этому символу могло быть присвоено совершенно противоположное значение.

1. Звезда Давида

Звезда Давила — это самый распространённый символ иудаизма. Однако, в отличие от таких элементов, как менора или шофар, звезда не является однозначно еврейским символом. Прежде чем стать таковым, этот символ появлялся в буддизме, индуизме, джайнизме, и т. д. Похоже, что в индуизме эта звезда использовалась дольше, чем в других религиях. У индусов эта звезда символизирует анахату, четвёртую первичную чакру, одну из энергетических точек на теле человека. Неизвестно, имеют ли все эти символы общее происхождение, или, что более вероятно, они были придуманы несколькими людьми, независимо друг от друга. Это простая гексаграмма, фигура, в которой несколькоравносторонних треугольников образуют шестиконечную звезду с шестиугольником посредине. Даже при том, что еврейский народ начал использовать эту звезду много веков назад, её не считали официальным символом этого народа вплоть до 1897-го года.

2. Ихтис

Большинству людей знаком ихтис, хотя знают они его, возможно, не под этим названием. «Христова рыба» является общим символом для христиан. Вы можете часто встретить его в виде наклеек на бамперах машин, или в виде других изделий, и это ему вполне подходит, особенно если учесть историю этого символа. Давным-давно, когда христиане подвергались гонениям со стороны римлян, они часто использовали ихтис как тайный символ, помогающий идентифицировать других христиан. Предполагается, что когда два человека встречались впервые, один из них рисовал первую дугу символа. Если второй человек был христианином, то он рисовал вторую дугу.

Тем не менее, различные языческие культуры использовали этот символ ещё тогда, когда христианства не существовало. Ему присваивалось множество разных значений, и большая часть из них была связана с плодородием. Знак часто связывают с «Великой Матерью», а некоторые предполагают, что он символизирует её утробу. Что касается христианства, то «Рыба Христова» с развитием церкви почти перестала использоваться. Вновь о ней вспомнили лишь несколько десятилетий назад, из-за одной пародии про «Рыбу Дарвина», у которой были ноги.

3. Крест апостола Петра

Говоря о символах в христианстве, нельзя не упомянуть о кресте апостола Перта, или о перевёрнутом кресте, который сегодня считается, пожалуй, самым мощным антихристианским символом в мире. Однако раньше этот крест был одним из самых мощных про-христианских символов. История символа такова: когда апостола Петра приговорили к распятию, он посчитал, что недостоин умереть так же, как Христос. Поэтому попросил, чтобы его распяли вниз головой. После этого крест апостола Петра стал считаться символом христианского смирения. Вы всё ещё можете увидеть этот символ в некоторых церквях, и это вовсе не означает, что люди в этих церквях поклоняются Сатане. Использовать перевёрнутый крест в качестве антихристианского символа начали относительно недавно.

Это демонстрируется в таких фильмах, как «Изгоняющий дьявола» и «Ребёнок Розмари». Ещё этот крест иногда встречается у панков и металлистов, но там он обычно символизирует антиавторитаризм.

4. Череп и скрещенные кости

У этого символа есть два устоявшихся значения, которые известны нам сегодня.

Во-первых, это современное значение: яд. Этот знак помещается на ёмкостях с химикатами и другими опасными веществами для того, чтобы люди случайно их не выпили. Во-вторых, есть другое значение символа, историческое: пираты.

«Весёлый Роджер», флаг пиратов, как правило изображается с черепом и скрещенными костями, хотя большинство известных пиратов на самом деле имели свои личные флаги.

Тем не менее, в Испании этот символ использовался ещё и для обозначения кладбища. Сегодня всё ещё можно найти старые церкви и миссии с черепом и костями на них. Пираты, фактически, адаптировали этот символ под себя, потому что он уже был известен тем, что связан с кладбищами, а следовательно, внушал страх.

5. Вывески парикмахерских

Традиционный дизайн вывески парикмахерской представляет собой столб с нанесённой на него спиралью, состоящей из красных и белых полос. Красная полоса в этой спирали символизирует кровь, а точнее, кровавые бинты. На протяжении веков парикмахеры должны были уметь гораздо больше, чем просто стричь волосы и брить бороды. Многие из них также были хирургами, а процедурой номер один у них было кровопускание. Люди полагали, что смогут избавить себя от болезни, вызвав сильное кровотечение, и техника этой процедуры была настолько неприятной, насколько вы можете себе это представить. Для впитывания выпускаемой крови парикмахеры обычно использовали либо чистые бинты, либо полотенца. Потом они часто вывешивали эти бинты на шестах перед своим заведением, и это была своеобразная форма рекламы. Если на улице был ветер, то такой бинт оборачивался вокруг шеста. Именно так и возник этот «парикмахерский символ».

6. Знак «О’Кей»

Для большинства американцев указанный выше жест рукой означает «хорошо», или «я в порядке», или «я согласен». Но в других странах следует избегать использовать этот жест, потому что в очень немногих странах он воспринимается положительно. В некоторых странах этот жест не будет означать ничего. В некоторых европейских странах данный жест считается оскорбительным, потому что это значит, что человек, которому адресован данный жест, просто «ноль без палочки». И более того, в ряде стран Средиземноморья и Южной Америки этот жест символизирует анус. Тем не менее, у этого жеста есть ещё один, весьма древний положительный смысл. Это так называемая «мудра», ритуальный жест в индуизме и буддизме. В частности, это «витарка-мудра», что в буквальном переводе означает «мудра обсуждения». Это знак, символизирующий разум и обучение. На многих буддийских артефактах, как на старых, так и на новых, изображён Будда, выполняющий эту мудру.

7. Рога дьявола

В настоящее время «рога дьявола» являются обычным делом на любом концерте тяжёлой музыки, и это наблюдается уже не одно десятилетие. Популяризатором этого знака в металле стал Ронни Джеймс Дио. Возможно, вы не удивитесь, узнав, что этот жест пришёл из глубины веков, и вы, вероятно, ожидаете, что он будет так или иначе связан с сатанизмом. На самом деле, ничего подобного. Это исцеляющий жест, который раньше часто использовался суеверными людьми. Называется этот жест «Corna». Ронни узнал истинный смысл этого жеста от своей бабушки. Как и жест «О’Кей», «рога дьявола» ещё и древняя Карана-мудра, или «жест изгнания», который используется для того, чтобы отогнать зло. Кроме того, с этим жестом, как и с жестом «О’Кей», надо быть осторожнее, потому что он не лишён и вульгарного смысла. Если вы вдруг окажетесь в странах Балтии, и укажете на кого-нибудь «рогами дьявола», то вы тем самым скажете этому человеку, что переспали с его супругой (или с супругом).

8. Кадуцей

Кадуцей, также известный как «посох Гермеса», часто используется разными медицинскими организациями. Обычно он изображается в виде посоха с крыльями, и двумя змеями, обвивающими этот посох. Тем не менее, каждый раз, когда вы смотрите на такой знак, вы смотрите на ошибку. Сейчас посох Гермеса применительно к медицине постоянно путают с посохом Асклепия, на котором не было никаких крыльев, и который обвивала всего одна змея. Асклепий был древнегреческим богом медицины и целительства, так что вполне естественно, что этот символ используется в системе здравоохранения.

А виноваты в ошибке военные медики из армии США. Именно они впервые выбрали посох Гермеса своим знаком, и произошло это более 100 лет назад, на основании решения одного офицера, который перепутал два посоха. Из-за этого кадуцей, в его новом значении, теперь распространён по всей Северной Америке. А в других странах кадуцей чаще используется как символ торговли, поскольку именно Гермес был покровителем купцов и торговцев.

9. Символ мира

У многих из нас этот символ прочно ассоциируется с контркультурой, и с движением хиппи, которое возникло в 60-х годах прошлого века. В отличие от других символов в этом списке, символ мира не имеет древних копий. Но человек по имени Джеральд Холтом, который является автором этого символа, создал его, чтобы донести до всех специфическое, и ныне совершенно забытое словосочетание: «британское ядерное разоружение». По словам Холтома, рисунок представляет мужчину, то есть самого Холтома. Мужчина находится в большом отчаянии, с руками, «вытянутыми в стороны и вниз, на манер крестьянина перед расстрелом с картины Гойя». Он пришёл к этому символу, объединив написание букв N и D, которые являются первыми в словосочетании «Nuclear Disarmament» (англ. «ядерное разоружение»). Впоследствии он стилизовал этот символ, использовав несколько линий, затем заключил символ в круг, и дело было сделано.

Символ остаётся популярным и через десятилетия, потому что Холтом никогда не защищал его авторским правом. Он стал одним из символов, символизирующих свободу, и в конечном итоге стал ещё и символом мира. Попытки связать символ с чем-то тёмным и древним предпринимались неоднократно. Его пытались связать со сломанными крестами сатанистов и с нацистской символикой. Однако все эти сходства были случайными.

10. Свастика

Многие люди в западных странах сильно ошибаются, когда связывают свастику исключительно с нацистами. Это стыдно, поскольку свастика (также известная как «гаммадион», или «греческий крест») — это действительно универсальный символ, который к тому же является одним из самых древних в мире. Он присутствовал во многих религиях, таких, как буддизм, индуизм, джайнизм, а также использовался многими цивилизациями. Его использовали греки, египтяне, римляне и кельты. Этот символ присутствует даже на древнейшей керамике, которая предшествовала официальной истории человечества. Некоторые из наиболее старых изображений свастики появились в индуизме, где свастика была символом бога Вишну. На самом деле свастика широко используется в индуизме и буддизме даже сейчас. Она может иметь различные значения в зависимости от того, в какую сторону направлено её вращение. Свастика, вращающаяся по часовой стрелке — это символ Вишну. А свастика, вращающаяся против часовой стрелки — символ богини Кали. В наше время у свастики было много применений, прежде чем она стала ассоциироваться исключительно с нацистским движением. Её использовали везде. Она была символом прачечных в Ирландии, её использовал датский пивовар Карлсберг, её использовали даже ВВС Финляндии и Латвии.

www.factroom.ru


Смотрите также