Архитектура древней азии. 4 Архитектура древней Передней Азии культовая архитектура дворцовая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Архитектура древней Передней Азии (культовая архитектура,. Архитектура древней азии


Лекция. Архитектура передней Азии

АРХИТЕКТУРА ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

Долина Тигра и Евфрата была чрезвычайно богата растительностью, а глинистая почва позволяла человеку почти без всяких орудий выстроить себе убежище. Архитектура Передней Азии, действительно, развивалась здесь, начиная с доисторической эпохи человечества. Одним из ее древнейших центров является, конечно, Шумер (область по нижнему течению Евфрата, родина астрономии).

Гигантские башни - зиккураты, были главными архитектурными памятниками Вавилона, они стали одновременно и храмами, и обсерваториям. Рельефы сохранили изображения этих башен. Это пирамидообразные строения с квадратным основанием. По бокам зиккуратов - отлогий пандус, позволяющий во время постройки не прибегая к лесам поднимать наверх строительные материалы. Стены пантусов украшены штабом и зубцами. Архитектура погребений представлена в Месопотамии лишь несколькими некрополями в Варке и Мохейре. Это - погребальные камеры и холмы, в которых находят глиняные саркофаги. Курганные насыпи сложены из камня и лишены каких бы то ни было украшений.

Архитектура погребений представлена в Передней Азии лишь несколькими некрополями в Варке и Мохейре. Это - погребальные камеры и холмы, в которых находят глиняные саркофаги. Курганные насыпи сложены из камня и лишены каких бы то ни было украшений.

Дома в Передней Азии строили на глиняных холмах на остатках жилищ предшествующего периода. Геродот писал о домах в 3 или даже 4 этажа. Обычный тип дома - одноэтажный отштукатуренный дом без каких либо отверстий на улицу, кроме двери и узких бойниц. Над жилыми помещениями - открытая галерея, состоявшая из кирпичных столбиков, на которых покоилась терасса. Была и вторая терасса, которая выглядела настоящим садом, состояла из слоя земли, она сама напрашивалась быть поливаемой. Легендарные «Висячие сады» - не что иное, как засаженные растениями терассы царских жилищ.

В Телло при раскопках были обнаружены остатки архитектурного ансамбля дрейнейшего периода. Во дворце были парадные залы, жилые помещения, помещения для придворных, хозяйственные помещения: конюшни, амбары, сараи и помещения для прислуги. Была также башня культового назначения.Для защиты жителей от изнуряющей жары - присраивались темные помещения. Активно использовались терассы. Вентиляция помещений была организована с помощью глинянных труб: настоящих дымоходах, заложенных в перекрытиях. Очень часто убежище делалось в виде коридора, заложенного в массиве стены. Характерной чертой внешнего вида дворцов было отсутствие окон на первом этаже. Внутренние покои азиатского жилища должна оставаться закрытой для посторонних. Освещались помещения дневным светом из бойниц, расположенных под самым потолком и наддверных отверстий.

У ассирийских городов были прямые улицы с мостовыми, вымощеными плитами. Углы домов согласовывались по сторонам света, для того, чтобы наиболее целесообразно по четырем фасадам дома распределить солнечный свет и избежать жары. Города защищались мощными стенами укреплений. Месопотамия - страна крепостей. Вавилон был небольшой провинцией, обнесенной системой защитных стен, внутри которых — возделанные поля, питающие население во время осады. Вавилонский мост разводился каждую ночь, что позволяло правительству контролировать порядок в стране.

Вавилонская башня.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.).

Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановленНавуходоносором II[1]. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в «вавилонский плен» после уничтоженияИудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов. Айзек Азимов полагал, что они могли принять башню Навуходоносора в процессе её строительства за разрушенную.

Сама же башня разрушалась и реконструировалась несколько раз[2]. Только после последней и самой крупной реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 м при такой же высоте сооружения. Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела своё особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

Висячие сады Семирамиды.

Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии.

Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбойНавуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис[en]. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор II приказал возвести висячие сады. Однако в исторической науке название садов ошибочно закрепилось за ассирийской царицей Семирамидой, жившей двумя веками ранее.

Ворота богини Иштар.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрытыбарельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Гробница Кира

К погребальной камере ведут шесть широких ступеней, размеры камеры 3.17 х 2.11 х 2.11 m. В 330 г. до н. э. гробницу посетилАлександр Македонский. Во время пребывания царя в Индийском походе гробница была разграблена; по возвращении Александр велел казнить грабителей. Вблизи этой гробницы высечен краткий и скромный клинописный персидско-эламо-вавилонский текст — «Я — Куруш, царь, Ахеменид», а также изображено охранявшее бывший здесь дворец крылатое существо в эламском царском наряде и с головным убором египетских богов. Принадлежность этой гробницы Киру едва ли может подвергаться сомнениям хотя бы из-за полного соответствия сооружения с описанием, например, у Аристовула, которому Александр поручил заботиться о его сохранности.

Тем не менее, некоторыми исследователями атрибуция данного сооружения как мавзолея Кира считается документально не доказанным. По наиболее распространенной из альтернативных версий это здание могло служить зороастрийским святилищем огня. Также существует версия о том, что Кир похоронен под так называемым «Кубом Заратустры» в некрополе Накше-Рустам.

infourok.ru

4. Архитектура древней Передней Азии (культовая архитектура,

Описание презентации 4. Архитектура древней Передней Азии (культовая архитектура, по слайдам

4. Архитектура древней Передней Азии (культовая архитектура, дворцовая архитектура). Работу выполнила студентка 4. Архитектура древней Передней Азии (культовая архитектура, дворцовая архитектура). Работу выполнила студентка 2 курса ЗО 11 группы НГПУ ИИ ПО ХО Азизова И. О.

Периодизация древней культуры Месопотамии. Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н. э.

Периодизация древней культуры Месопотамии. Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н. э. Шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ вв. до н. э. Ассиро-вавилонская культура ХIХ-VII вв. до н. э Нововавилонское царство VII-VI вв. до н. э.

I. Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н. э. Храм Абу-Шахрайне, ранее VI. Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н. э. Храм Абу-Шахрайне, ранее V тыс. н. э. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями.

 «Белый храм» в Уруке, V тыс. до н. э. Храм был главным городским «Белый храм» в Уруке, V тыс. до н. э. Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы. Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен. Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.

Строительство «Красного здания» , конец IV тыс. до н. э На одной стороне двора

Строительство «Красного здания» , конец IV тыс. до н. э На одной стороне двора размещалась небольшое возвышение, к которому сбоку вели две лестницы. К стенам обширного замкнутого двора примыкали колонны и полуколонны, некогда украшенные искусной трехцветной мозаикой, частично сохранившейся до наших дней. Красно-бело-черный, с преобладанием красного, узор мозаики имитировал тростниковое плетение и связки тростника, и был выложен из шляпок обожженных глиняных конусов, забитых в сырцовые стены.

 Гипсовый храм в Лагаше Гипсовый храм в Лагаше

II. Шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ вв. до н. э. Храм богини плодородия в

II. Шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ вв. до н. э. Храм богини плодородия в Эль-Обейде. Зиккурат в Уре

Овальный храм в Хафафже Дворец «А» в Кише Перед ним был расположен двор дляОвальный храм в Хафафже Дворец «А» в Кише Перед ним был расположен двор для собраний, от которого к парадному входу дворца вела широкая лестница. Под углом к парадной лестнице примыкала дворцовая терраса, навес над которой опирался на сырцовые столбы…

IV. Ассиро-вавилонская культура ХIХ-VII вв. до н. э. Дворцово-храмовый комплекс – царский дворец вIV. Ассиро-вавилонская культура ХIХ-VII вв. до н. э. Дворцово-храмовый комплекс – царский дворец в Мари Тронный зал дворца Зимри-Лима

Зиккурат в Мари Храм Караиндаша в Уруке Зиккурат в Мари Храм Караиндаша в Уруке

Алалахский дворец Никмены I Храм Иштар в г. Шадуппум Алалахский дворец Никмены I Храм Иштар в г. Шадуппум

Источники Фотографии из книги Колпакова С. В. и др. «История древнего мира»Источники Фотографии из книги Колпакова С. В. и др. «История древнего мира» Иллюстрации http: //www. arxitiktyra. ru/glavnaya/mezhdurechie/ История Древнего Востока Авдиев В. И. http: //historic. ru/books/item/f 00/s 00/z 0000054/index. shtml История Древнего Востока Тураев Б. А. Том 1 : //historic. ru/books/item/f 00/s 00/z 0000044/index. shtml Искусство передней Азии И. Лосева http: //artyx. ru/books/item/f 00/s 00/z 0000000/st 006. shtml http: //www. studfiles. ru/preview/3352865/

present5.com

Сооружения Малой Азии IV в. до н.э.

«Львиная гробница» в Книде. Галикарнас. Храм Артемиды в Сардах. Храм Артемиды в Эфесе. Храм Афины в Приене

Значительный подъем намечается в середине и 2-й половине IV в. до н. э. и в зодчестве Малой Азии. Пышно расцветают многочисленные города. В столице Карии, Галикарнасе, среди многочисленных построек, воздвигнутых в это время, выделяется надгробный памятник правителя Мавсола — Мавзолей, в древности причислявшийся к «семи чудесам света». С большим великолепием был отстроен заново храм Артемиды в Эфесе на месте сгоревшего в 356 г. до н. э. старого храма. Около 340 г. до н.э. сооружается храм Афины Полиады в Приене. Несколько позже, также на месте старого храма была начата постройка храма Аполлона в Дидимах под Милетом, завершение которого растянулось почти на три столетия.

Все известные нам значительные монументальные постройки, сооруженные в IV в. до н.э. в Малой Азии, были возведены в ионическом ордере, который к этому времени претерпел ряд изменений.

Ионические малоазийские капители IV в. до н.э. приобрели более высокий эхин вместо узкого эхина и шейки аттических капителей 2-й половины V в. до н.э. Теперь глазки волют расположены на продолжении образующей ствола. В целом капитель стала более собранной; балюстры имеют вид закатанной подушки, стянутой посредине широким поясом или валиком, вместо более близких к цилиндру балюстр ранних капителей этого ордера. Во 2-й половине V в. до н.э. ионический ордер разрабатывался в Аттике. Это определило известное воздействие Аттики на малоазийскую ордерную архитектуру IV в. до н.э.

Вместе с тем в малоазийской архитектуре IV в. до н.э. можно отметить некоторые черты, восходящие к ионическому зодчеству VI в. до н.э. (такова, например, большая глубина пронаоса храма Афины в Приене, унаследованная от самосского Герайона и эфесского Артемисиона). Для стен ионических храмов IV в. до н.э. характерно отсутствие утонения. Отношение толщины стен к их высоте колеблется в пределах 1 : 11,5 — 1 : 13.

Архитектура Древней Греции. Книд. «Львиная гробница», начало IV в. до н.э. Планы, фасад, разрез
19. Книд. «Львиная гробница», начало IV в. до н.э. Планы, фасад, разрез

«Львиная гробница» в Книде. К началу IV в. до н.э. относится монументальный надгробный памятник, сооруженный над могилой павших во время сражения близ Книда в 394 г. до н.э. (рис. 19). На массивном цоколе возвышалась замкнутая постройка, окруженная дорическими полуколоннами. Выше поднималась ступенчатая пирамида, увенчанная статуей лежащего льва, высеченного из пентелийского мрамора. Внутри помещалась ульевидная надгробная камера.

В этом надгробном монументе малоазийские формы сочетались с эллинскими. Статуя льва была аттической работы. «Львиную гробницу» в Книде можно рассматривать как важное звено в развитии архитектурного типа «мавзолея», связывающее Памятник нереид в Ксанфе и огромный Мавзолей в Галикарнасе в единую цепь развития.

Галикарнас. Интенсивное строительство было развернуто в конце 1-й половины IV в. до н.э. в Галикарнасе. Правитель Карии Мавсол сделал этот город своей резиденцией. О строительной деятельности Мавсола нам сообщает Витрувий (II, 8, 10—13). Галикарнас был расположен в котловине, по форме напоминающей вогнутый театров греческого театра. В самом низу, вдоль гавани, была устроена рыночная площадь. На середине высоты ската холмов была проложена широкая улица. 6 центре ее возвышался знаменитый памятник Мавсола. Выше, посредине верхнего края города, стоял храм Арея с колоссальной акролитной (исполненной из мрамора и позолоченного дерева) статуей бога; Вверху правой части котловины находилось святилище Афродиты и Гермеса, расположенное у источника Салмакиды. Соответственно этому святилищу на левой стороне полукружия возвышался дворец царя Мавсола. Это было великолепное здание, богато украшенное проконесским мрамором.

Стены дворца Мавсола были выведены из кирпича-сырца и покрыты штукатуркой, отличавшейся зеркально гладкой поверхностью.

Из этого дворца направо открывался великолепный вид на рыночную площадь, порт и панораму городских зданий, а налево от него, внизу, находился укрытый военно-морской порт, куда было удобно отдавать кораблям приказы правителя.

Из описания Витрувия мы можем уловить широко задуманную композицию городского ансамбля, веерообразно расположенного в котловине, по форме напоминающей полуворонку. Свободно скомпонованные разнообразные здания, наиболее значительные в этом ансамбле (Мавзолей, храм Афродиты и Гермеса, дворец Мавсола), как бы расходятся от городской площади и уравновешивают друг друга.

Среди сооружений Галикарнаса особого внимания заслуживает гробница Мавсола (Мавзолей). Постройка была начата этим правителем и завершена после его смерти вдовой — Артемисией (около 353 г. до н.э., рис. 20). Строителями Мавзолея были архитекторы Пифей (или Пифий) и Сатир. Богатые скульптурные украшения исполнили лучшие скульпторы того времени: Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар.

Галикарнасский Мавзолей представлял в плане слегка вытянутый прямоугольник размером 66X77,5 м. Первый, цокольный этаж служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Квадровая кладка скорее всего увенчивалась сплошным рельефным фризом, над которым проходил карниз, Мавзолей имел три таких фриза, но их располо-жение точно не установлено.

Над первым этажом возвышалась колоннада второго яруса. Число колонн на различных реконструкциях не совпадает. Обычно принято считать, что на коротких сторонах было по девяти, а на более длинных — по одиннадцати колонн ионического ордера. Форма капителей этих колонн повторяет старую ионическую форму, но пропорции их изменены: вынос волют значительно меньше, а глазки их лишь слегка выступают за линию ствола колонны, что придает капители более компактный и сжатый вид (рис. 21).

В интерколумниях второго яруса стояли мраморные статуи. Колонны поддерживали антаблемент с фризом, покрытым сплошными барельефами. Карниз имел ряд зубчиков. Если принять наличие в антаблементе фриза наряду с зубчиками, то это означает удвоение равнозначного элемента ордера, отвечавшего триглифнометопному фризу дорики (т.е. концам балок потолочного перекрытия). Такое удвоение, не встречающееся в ранних образцах ионического ордера, свидетельствует о некоторой утрате зодчим чувства тектоники и вместе с тем указывает на усиление интереса к декоративному эффекту, стремление придать зданию пышный, парадный вид. Над вторым ярусом возвышалась ступенчатая пирамида, служившая крышей Мавзолея. Ее очертания реконструируются по-разному. Между колоннами были расположены статуи львов, вверху находились колоссальные мраморные статуи Мавсола и Артемисии, стоявших в колеснице, запряженной четверкой коней (рис. 22).

У подножия грандиозного сооружения располагались статуи львов и скачущих всадников. Рельефные фризы с изображением амазономахии, опоясывавшие Мавзолей, отличались напряженным движением и выразительной передачей бурного пафоса борьбы (рис. 23). За колоннадой второго яруса находилось обнесенное стеной прямоугольное помещение, предназначенное для заупокойного культа обожествленных правителей.

Потолок внутреннего помещения нижнего яруса, вероятно, поддерживали пятнадцать расположенных в три ряда столбов дорического стиля. В помещении второго яруса потолок, возможно, опирался также на пятнадцать коринфских колонн, стоявших в таком же порядке, как и столбы первого этажа. Так, в Мавзолее, как и в ряде других построек IV в. до н. э., совмещались элементы всех трех ордеров. Более того, помимо чисто эллинских форм ионической колоннады зодчие Мавзолея ввели ступенчатую пирамиду, свойственную архитектуре древнего Востока, а также высокий цокольный этаж, характерный для надгробных сооружений Малой Азии.

Развивая ту же композиционную схему, что книдская «Львиная гробница», Галикарнасский Мавзолей превосходит последнюю в несколько раз своими размерами и далеко оставляет позади богатством и сложностью своей архитектуры. Будучи греческим памятником по ряду своих деталей (ордер, скульптура и т. д.), Мавзолей своими необычными размерами и назначением роднится с монументально-грандиозными гробницами древневосточных деспотий. Если монументальное эллинское зодчество имело основной задачей сооружение общественных зданий, удовлетворявших потребности граждан республиканского полиса, то Мавзолей, предназначенный служить не только надгробным памятником, но и местом заупокойного культа обожествленного правителя, в -своем идейном содержании и художественном образе отражает переход от рабовладельческой демократии предшествующего периода к рабовладельческим монархиям восточного типа — переход, получивший свое завершение в последующий, эллинистический период греческой истории.

Мавзолей, стоявший еще во всем великолепии в XII в., был разрушен рыцарями-иоаннитами в начале XV в. В настоящее время мы располагаем лишь фрагментами архитектурных и скульптурных частей монумента Мавсола, которые недостаточны для исчерпывающей и не вызывающей сомнений реконструкции.

Среди ионических построек IV в. до н. э. в Малой Азии, как и в предшествовавшем столетии, важное место занимали огромные храмы, диптеры, строительство которых растягивалось на многие десятилетия. К числу таких сооружений относится храм в Сардах.

Архитектура Древней Греции. Сарды. Храм Артемиды, V и IV вв. до н. э. План

24. Сарды. Храм Артемиды, V и IV вв. до н. э. План

25. Сарды. Храм Артемиды. Капитель и база колонны IV в. до н.э., руины храма

Архитектура Древней Греции. Сарды. Храм Артемиды. Капитель и база колонны IV в. до н.э. Архитектура Древней Греции. Сарды. Храм Артемиды. Руины храма

Храм Артемиды в Сардах, древней столице Лидии, одна из крупнейших построек ионического ордера. Его размеры по стилобату составляют 48,5X104 м (рис. 24). При перестройке храма около 325 г. до н.э. после пожара была использована часть фундаментов и некоторые колонны святилища V в. до н.э. В римскую эпоху, во II в., целла была поделена пополам. Храм имел 8 X 20 колонн. Он был псевдодиптеральным; подобная схема применялась в ионическом храме впервые и, быть может, поэтому была довольно своеобразно разработана по восточному и западному фасадам. Шестиколонные простильные портики целлы имели значительную глубину и отстояли от колонн птерона всего на один интерколумний.

Пространства спереди и сзади наоса, вероятно, не имели перекрытия. Колонны простильного портика стояли на квадратных цоколях, между которыми находились ступени. Средний пролет был значительно шире прочих, и все они постепенно сужались к углам. Базы колонн имели прекрасную порезку (рис. 25). Сохранились также обломы, позволившие реконструировать обрамление громадного дверного проема целлы.

Храм в Сардах, строившийся в течение продолжительного времени позволил некоторым исследователям предположить, что наружные колоннады были добавлены в начале II в. до н.э. при Евмене II, возможно под влиянием Гермогена, строившего в Магнесии на Меандре.

Архитектура Древней Греции. Эфес. Храм Артемиды, после 356 г. до н. э. План (реконструкция) Архитектура Древней Греции. Эфес. Храм Артемиды. Реконструкция
Архитектура Древней Греции. Эфес. Храм Артемиды, после 356 г. до н. э. Фрагмент нижней части колонны

26. Эфес. Храм Артемиды, после 356 г. до н. э. План (реконструкция), фрагмент нижней части колонны

27. Эфес. Храм Артемиды. Реконструкция

Храм Артемиды в Эфесе. Вскоре после пожара в 356 г. до н.э. архаического храма Артемиды в Эфесе началась постройка нового храма. Сооруженный с не меньшим великолепием, чем прежний, он считался, подобно Мавзолею, одним из «семи чудес света». Строителем нового Артемисиона, представлявшего собой грандиозный диптер, был архитектор Хейрократ.

При постройке был в основном сохранен прежний план, но стилобат поднят еще на несколько ступеней. Число и расположение колонн (за исключением восьмиколонного главного фасада) точно не установлены, Приводимая реконструкция (рис. 26, 27) сделана на основе описания храма Плинием, но исходит из предположения, что указанное в этом описании число колонн является ошибкой переписчика (следует считать CXVII вместо CXXVII?).

Пьедесталы колонн, покрытые рельефами, повторяют архаические; возможно, что указанное Плинием число их — тридцать шесть — относится именно к новому храму.

От Артемисиона IV в. до н.э. дошли фрагменты мраморной (а не черепичной, как ранее) кровли над птероном, сима которого украшена теперь аканфом вместо фигурного рельефа, примененного в архаическом храме.

Архитектура Древней Греции. Приена. Святилище Афины Полиады. Сохранившиеся фрагменты ордера

28. Приена. Святилище Афины Полиады. Сохранившиеся фрагменты ордера

29. Приена. Святилище Афины Полиады, около 335 г. до н. э., арх. Пифей. Реконструкция общего вида и алтаря, ордер храма Афины, план святилища: 1 — пропилон; 2 — алтарь; 3 — храм Афины; 4 — сокровищница; 5 — стены более поздних домов

Архитектура Древней Греции. Приена. Святилище Афины Полиады, около 335 г. до н. э., арх. Пифей. Реконструкция общего вида и алтаря, ордер храма Афины
Архитектура Древней Греции. Приена. Святилище Афины Полиады, около 335 г. до н. э., арх. Пифей. План святилища

Храм Афины в Приене. Значительно более скромный по размерам храм Афины в Приене был построен до 334 г. до н.э., как это видно из посвятительной надписи Александра Македонского, сохранившейся на южном анте пронаоса. Построил храм архитектор Пифей, соорудивший также и Мавзолей в Галикарнасе.

Длина храма 37,2 м, ширина 19,55 м. Он был построен из мрамора и представлял собой ионический периптер, имевший на торцовых сторонам по шести, а на продольных — по одиннадцати колонн (рис. 28, 29).

План Приенского храма Афины очень прост. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, однонефной целлы и опистодома. Пронаос, так же как и опистодом, был двухколонный, обрамленный с боков антами. Но глубина пронаоса была больше, чем опистодома, и превышала половину глубины целлы. Такой глубокий пронаос, вытянувшийся почти на три боковых интерколумния, сближает приенский храм с ионическими диптерами VI в. до н. э.

Глава «Сооружения Малой Азии» подраздела «Архитектура Древней Греции IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Средняя Азия - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Искусство Средней Азии | История архитектуры

Для других областей Средней Азии мы не имеем сколько-нибудь значительных исследованных архитектурных комплексов, относящихся к рассматриваемому периоду. В Бактрии, начиная от района Термеза и дальше на восток, постоянно находят много фрагментов каменной архитектуры, главным образом из мергелистого известняка. Известны многочисленные базы разных размеров, капители и фусты колонн, профилированные тяги, карнизы с рельефными изображениями. Судя по этим элементам, в архитектуре Бактрии этого времени имела место переработка восточно-средиземноморских форм, принесенных в Среднюю Азию при Селевкидах и греко-македонских правителях Бактрии.

Социальные сдвиги, определившие крушение рабовладельческого строя в 4 - 6 вв. н.э., нашли отражение в градостроительстве и архитектуре. Если для предшествующего периода были характерны города описанного выше типа и открытые поселения, защищенные мощью больших, сравнительно хорошо организованных государств, то в 4 - 5 вв. н.э. появился новый тип сельского поселения — отдельно стоящие укрепленные замки. Однако в это время замки нарождающейся феодальной знати еще ничем, кроме размеров, не отличались от замков свободных земледельцев. Общий облик архитектурных сооружений оставался весьма лаконичным и строгим. Основные архитектурные приемы, разработанные еще в предыдущие периоды, применялись и в замках 4 - 6 вв. н.э., однако все они были значительно упрощены. Старые города еще продолжают жить, но, по-видимому, они влачат уже жалкое существование, строительство в них почти полностью прекратилось. С 6 в. н.э. начинается развитие архитектуры феодальной, основанной уже на иных принципах.

***

Об изобразительном искусстве — скульптуре и живописи — 7 - 4 вв. до н.э. наши сведения пока еще очень скудны. Пожалуй, наиболее яркими памятниками периода сложения классового общества в Средней Азии являются мелкие скульптурные изображения (объемные и рельефные) из драгоценных металлов, происходящие из так называемого «Аму-дарьинского клада». Это — группа вещей, случайных находок с территории древней северной Бактрии (южный Таджикистан). Веши из «Аму-дарьинского клада» — произведения бактрийского искусства. В них можно найти черты сходства с искусством персов н мидян, что объясняется отчасти тем, что бактрийцы, мидяне и персы — народы родственные, еще не утерявшие тех черт общности, которые связывали иранские племена на месте их первоначального обитания, а отчасти н тем, что бактрийцы в течение двух веков были включены в орбиту политических и экономических интересов Ахеменидской державы. Есть также в этих произведениях элементы, идущие от ближайших соседей бактрийцев — кочевников саков. Образ человека в древнем бактрийском искусстве был весьма сходен с образом людей в искусстве Ассирийского царства и в ахеменидском искусстве, но отличался меньшей условностью. Характерно изображение сака из «Аму-дарьинского клада», сделанное невысоким рельефом на золотой пластинке.

Сак изображен в профиль. Его фигура несколько схематична, весь облик статичен, но лицо, несмотря на известную условность изображения (постановка глаза), чрезвычайно выразительно и, несомненно, точно передает определенный этнический тип. Нужно отметить ту тщательность и точность, с которой переданы детали одежды и вооружения: своеобразный головной убор в виде башлыка, короткий меч — акинак на правом боку, мягкая обувь. В правой руке сак держит священную связку прутьев — барсом. Сравнение с другими предметами «Аму-дарьинского клада», имеющими изображение людей, показывает, что облик воина сака был довольно каноничен. В том же собрании есть ряд скульптурных изображений фантастических животных, тесно связывающий бактрийское искусство с искусством степных саков, так называемым «скифским звериным стилем».

О характере искусства саков мы можем судить по замечательным находкам, сделанным советскими археологами под руководством С. Руденко и М. Грязнова при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае и относящимся к древним племенам (5 - 4 вв. до н.э.), близким по культуре к сакам. Там благодаря вечной мерзлоте сохранились не только глиняные и металлические предметы, как это обычно бывает, но и изделия из кожи, дерева, тканей. Одежда, сбруя, посуда, мебель, оружие, найденные в погребениях племенных вождей, богато украшены узором. Особенного мастерства достигли художники в изображении животных в движении, причудливо переплетенных в борьбе. Несмотря на значительную долю стилизации, с поразительной наблюдательностью переданы особенности строения тела и повадки различных животных и птиц. Немало есть изображений фантастических существ, однако все они составлены из элементов реальных зверей. Своеобразный прием передачи мускулатуры кружками, «запятыми» и «полуподковами» условно моделирует тела животных и подчеркивает движение. Произведения алтайских художников имеют декоративный характер: изображения живых существ сочетаются с орнаментальными мотивами, большую роль играет расцветка, четко выделяющая силуэт узора и его детали. Применение узора на самых различных бытовых предметах указывает на древнюю местную традицию этого искусства, служившего не только племенной знати.

Мотивы алтайских узоров, вероятно, имели магическое или ритуальное значение, но по своему содержанию искусство древних алтайских племен было более значительно; оно отражало окружавшую кочевника жизнь, было проникнуто реалистической тенденцией. Некоторые орнаментальные мотивы искусства древних саков и других близких к ним кочевых племен сохранились в народном узоре казахов и киргизов вплоть до наших дней. Вместе с тем алтайские находки свидетельствуют о связи культуры среднеазиатских кочевников в рассматриваемую эпоху с культурой племен и народов южной Сибири. Исследование древней истории южной Сибири, проведенное советский археологом С. Киселевым, показало большое своеобразие художественной культуры племен, населявших среднее течение реки Енисея и прилегающие области, а также их роль в культурных связях Сибири и Средней Азии с Древним Китаем. С произведениями «звериного стиля» алтайских племен по мотивам и характеру изображений могут быть сопоставлены более поздние по времени ткани из гуннского погребения в Ноип-Ула (Монголия, 1 в. до н.э. - нач. I в. н.э.), и также знаменитые сибирские золотые бляхи, найденные и доставленные в петербургскую кунсткамеру еще в 18 столетии.

Среди находок в Алтайских курганах имеются предметы искусства, несомненно созданные не самими кочевниками, а их соседями-земледельцами. Так, в погребениях найдены фрагменты тонких узорчатых китайских тканей. Среднеазиатским, вероятно, является единственный в своем роде бархатный ворсовый ковер. Этот древнейший ковер, которому не меньше двух тысяч трехсот лет, поразительно хорошо сохранился. По вишнево-красному фону в геометрически правильной последовательности на ковре изображена процессия воинов, ведущих коней, и ближе к центру - фриз из идущих оленей; центральное поле ковра заполнено геометрическим орнаментом.

Для периода 3 - 1 вв. до н.э. мы можем на основании дошедшей до нас мелкой пластики и по изображениям на монетах с полной определенностью утверждать, что в этот период существовала монументальная скульптура, а возможно, и монументальная живопись. В скульптуре этого времени заметно влияние средиземноморских и переднеазиатских художественных представлений и образов, а также и технических приемов. Конечно, нельзя отрицать проникновения в Среднюю Азию уже готовых, выкристаллизовавшихся художественных образов, идущих из материковой Греции и главным образом из эллинистической Малой Азии и с Переднего Востока, образов, являвшихся для той эпохи высшим достижением искусства. Однако произведения среднеазиатского искусства как предшествовавшего так и этого периодов говорят о высоком уровне развития культуры народов Средней Азии. Ярким свидетельством этого являются превосходные реалистические портреты на греко-бактрийских монетах. Найденная на Афрасиабе (городище древнего Самарканда) скульптурная группа, изображающая трех граций на колеснице, управляемой уродливым карликом, является местной, вероятно согдийской, переработкой широко известной эллинистической статуарной группы, имевшей распространение от Северной Африки до Центральной Азии. Самостоятельной переработкой эллинистических мотивов являются фигура Геракла, поражающего лернейскую гидру, на одном из глиняных светильников, изображения монументальных статуй Геракла, Посейдона, близнецов Кастора и Поллукса и многие другие.

Южно-Туркненской экспедицией в парфянской Нисе открыты многочисленные ритоны из слоновой кости, украшенные в нижней части скульптурой животных, а вверху прекрасными, реалистически выполненными рельефами. Изображены греческие божества и музы. Исследователи отмечают, что изображенные персонажи по костюму и прическам имеют облик людей из парфянской придворной знати. Среди художественных памятников Нисы выделяется также мраморная женская статуя 2 в. до н.э.  Мотив обнаженной женщины, ноги которой задрапированы покрывалом, напоминает знаменитую статую Афродиты Милосской, несомненно послужившую прототипом для парфянского скульптора. Пластически прекрасно изваянная фигура женщины наделена своеобразием, позволяющим предполагать, что перед нами местная интерпретация образа античной богини. Реалистической формой, близкой памятникам восточно-эллинистической пластики, обладают серебряные и бронзовые фигурки, найденные в Нисе, в частности бронзовая массивная фигурка крылатого сфинкса с женской головой, служившая, вероятно, одной из ручек большой металлической вазы. На примере пластики раннепарфянского времени из Нисы мы можем отделить сильно эллинизированное искусство парфянской знати (ритоны, серебряные статуэтки, геммы на перстнях, известные нам главным образом по оттискам) от искусства широких народных масс, главным образом представленного мелкой глиняной скульптурой, жившей еще очень древними традициями. Интересным образцом скульптуры Хорезма этой эпохи, в искусстве которого воздействие греческой и эллинистической культуры почти не сказалось, является терракотовая голова старухи, найденная в 1952 г. около Койкрылган-кала — памятника 4 - 3 вв. до н.э. Особенностью этой скульптуры является своеобразная экспрессия, лицо с большими, как бы слепыми глазами и жизненно переданными старческими морщинами вокруг рта и подбородка.

В 3 - 1 вв. до н.э. развивались городские ремесла, в том числе и художественные. Об этом свидетельствует многочисленная гончарная посуда из Парфии, Маргианы, Бактрии, Согда, Хорезма, отличающаяся прекрасной отделкой, стройностью и изяществом форм, но почти полностью лишенная орнаментации. Сохранившиеся в уже упомянутом погребении гуннского вождя в Ноин-Ула ткани с фигурными изображениями (всадники, грифоны, человеческие лица, растительный орнамент), вероятно среднеазиатского, скорее всего бактрийского происхождения, говорят о большом расцвете художественного ткачества. Некоторые исследователи относят к произведениям бактрийских мастеров 3 - 1 вв. до н.э. ряд хранящихся в Эрмитаже замечательных изделий торевтики, найденных в разных местах на территории СССР. 

Более полное представление о характере изобразительного искусства народов Средней Азии дают памятники 1 - 3 вв. н.э. - времени господства Кушанского и Парфянского царств.

Сохранилось большое количество произведений монументальной скульптуры, показывающих, какое огромное значение в искусстве народов Средней Азии имел этот вид изобразительного искусства, в средние века почти полностью исчезнувший под влиянием иконоборческих тенденций ислама. Все известные нам памятники монументальной скульптуры этого периода были связаны с архитектурой. Как правило, это высокий рельеф, а не круглая скульптура. По материалу скульптура делится на каменную, глиняную на деревянном каркасе и штуковую. Каменная скульптура была, по-видимому, распространена в юго-восточных районах Средней Азии, преимущественно в Бактрии.

Замечательным произведением искусства являются скульптурные украшения каменного карниза буддийского святилища, обнаруженного в урочище Айртам около Термеза. Айртамский скульптурный фриз состоит из акантовых листьев, расположенных в два ряда, причем в верхнем ряду листья чередуются с фигурами музыкантов и гирляндоносцев. Арфист — одна из лучших фигур фриза. Черты лица даны очень обобщенно, но тем не менее реалистично. Во всем видна устоявшаяся художественная традиция, огромное мастерство. Очень скупыми изобразительными средствами художник сумел создать образ музыканта, как бы прислушивающегося к звучащей арфе. Следует обратить внимание на выработанный уже тип человеческой красоты: круглое лицо, небольшой подбородок с ямкой, рот, поставленный близко к короткому, прямому носу, большие широко раскрытые, чуть косо прорезанные глаза под тяжелыми веками. Хотя исследователи и считают, что изображения музыкантов и гирляндоносцев айртамского фриза связаны с буддийским культом, в них нет ничего специфически религиозного. Айртамский фриз относится ко времени расцвета Кушанской державы и датируется 1 - 2 вв. н.э.

Глиняную скульптуру мы знаем по памятникам Парфии и Хорезма. Большие монументальные статуи из царского дворца в Нисе дошли до нас почти совершенно разрушенными. Значительно лучше сохранились глиняные скульптуры из дворца в Топрак-кала.

Как уже отмечалось выше, статуи из необожженной глины, выполненные высоким рельефом, украшали стены парадных залов царского дворца, составляя подчас многофигурные композиции, повторявшиеся в определенном ритме. В так называемом «Зале царей» вдоль стен шло глиняное возвышение, разделенное на отдельные ниши стенками и решетками из фигурного кирпича. В каждой из этих ниш было скульптурное изображение царя размером в два человеческих роста, окруженное фигурами членов его семьи, сделанными в меньшем масштабе. Таким образом, скульптурное убранство зала являлось своеобразной портретной галереей хорезмских царей. Скульптурная голова, происходящая из этой галереи, передает тот же идеальный тип человеческой красоты, которой мы отметили в изображении музыкантов айртамского фриза. В сюжетах скульптур другого зала, условно названного «Залом побед», С. Толстов видит сцены венчания хорезмских царей Никами - богинями побед.

Скульптуры Топрак-кала, датируемые 3 в. н.э. относятся к тому периоду, когда Хорезм, освободившись от господства кушанских царей, снова становится самостоятельным государством. Художники, создавшие эти произведения, стремились показать мощь и величие Хорезмского царства. Скульптурам Топрак-кала присущи монументальность, лаконичность, величавая статичность. Положение статуй фронтальное, сложные повороты головы, к которым, как мы увидим ниже, хорезмийские художники прибегали при решении иных художественных задач, здесь отсутствуют. От этого периода до нас дошла и мелкая пластика — фигурки из обожженной глины — маленькие идолы, изображающие чаще всего женское божество. Такие фигурки известны нам главным образом по находкам из Согда.

Монументальная глиняная скульптура обычно бывала раскрашенной. По-видимому, широкое распространение имела и монументальная стенная живопись. В одном из пещерных буддийских монастырей близ Термеза сохранились остатки росписей, где по золотому фону были изображены какие-то многофайловые сцены, вероятно, культового содержания. Это — пока что древнейшие остатки стенных росписей в Сродней Азии (1 - 3 вв. н.э.). Лучше сохранились стенные росписи дворца Топрак-кала.

Росписи Топрак-кала сделаны на хорошо выглаженной поверхности стены, покрытой белым штуковым грунтом. Краски в большинстве своем употреблялись местные, минеральные, главным образом так называемые цветные земли. Судя по дошедшим до нас остаткам, во дворце были и декоративные орнаментальные росписи и сложные, многофигурные сцены. Так, например, сохранились фрагменты большой композиции, изображавшей сбор плодов. Интересно также изображение арфистки, стилистически близкое айртамскому фризу. В фрагментах живописи из Топрак-кала видно разнообразие художественных приемов. Некоторые изображения очень графичны, с четким линейным контуром, другие, наоборот, выполнены в сочной живописной манере. И те и другие свидетельствуют о наличии здесь старой живописной традиции, складывавшейся веками. Сохранившиеся фрагменты росписей 3 в. говорят о мастерстве и технической выучке художников. Но самое важное — это правдивость изображений. Фигуры и лица людей даются в разнообразных раккурсах, чего мы не увидим позднее, в раннефеодальное время; очень скупыми средствами художник передает человеческие эмоции. С большой наблюдательностью изображены животные и птицы. Своеобразны орнаментальные мотивы росписей; некоторые из них встречаются в узбекских вышивках и в других текстильных изделиях народов Средней Азии вплоть до наших дней.

Остатки хорсзмийской живописи 3 в. — это пока что единственные сколько-нибудь значительные памятники живописи рабовладельческой эпохи в Средней Азии. Однако большой профессионализм этой живописи, говорящий о длительных и прочных художественных традициях, а также наличие следов монументальных росписей в Парфии и Бактрии заставляют нас считать, что живопись в Средней Азии имеет глубокие корни и существовала задолго до 3 в. н.э., когда мы впервые встречаем сохранившиеся памятники. Вероятно, существовала не только монументальная стенная роспись, но также и иные виды живописи.

Кризис рабовладельческой формации в 4 - 0 вв. н.э. нашел выражение и в области изобразительного искусства. Не случайно мы располагаем очень небольшим количеством памятников, относящихся к этому периоду. Это объясняется не столько малой изученностью древней культуры народов Средней Азии, сколько именно упадком искусства в эти века. Фактически единственными памятниками изобразительного искусства этого периода являются предметы мелкой глиняной пластики, главным образом мужские изображения божеств в виде воинов, пришедшие на смену более обычным в древности женским изображениям, вероятно, символизировавшим богиню-мать. Характерны для этого периода своеобразные головные уборы с распростертыми крыльями на тулье. Некоторые исследователи связывают такие головные уборы с кочевниками-эфталитами, захватившими в это время (5 - 6 вв.) власть над земледельческими племенами и народностями Средней Азии. Лица, обычно выдавленные штампом, выполнены еще в реалистической манере, однако туловища фигурок уже примитивно вылеплены и говорят об упадке старой традиции изобразительного искусства.

***

Искусство и культура народов Сродней Азии рабовладельческой эпохи до последнего времени оставались почти неизвестными. Только за последние двадцать лет благодаря трудам советских археологов мы смогли составить себе общее представление о древнем искусстве народов Средней Азии. Естественно, что сейчас еще нет возможности достаточно полно объяснить специфические особенности всех найденных памятников, их идейно-художественное содержание и проследить этапы тысячелетнего развития искусства древних народов Средней Азии. Все же из того, что нам уже известно, ясно, что древнее среднеазиатское искусство занимало свое особое и важное место в истории художественной культуры Древнего мира. Архитектура, скульптура, живопись и прикладное искусство в условиях классового рабовладельческого общества получили значительное развитие и имели ряд общих черт у всех народов Средней Азии. Это особенно сказалось в архитектуре благодаря наличию сходных строительных приемов и известному единству своеобразного монументального стиля. Однако каждый из древних народов Средней Азии выработал в искусстве свои неповторимые особенности. Древняя архитектура Хорезма отличалась массивностью, прямоугольными силуэтами, вертикальным членением стен. Эти членения часто превращались в своеобразные гигантские полуколонны — «гофры», поднимавшиеся на всю высоту здания и соединенные вверху перспективными арочками. В изобразительном искусстве и особенно в архитектуре Хорезма влияние средиземноморских форм было ничтожно мало. Архитектура Парфии близко примыкала к архитектуре Хорезма, но в Парфии, особенно в разработке интерьеров, чувствуется большая близость с переднеазиатскими и средиземноморскими формами, особенно с парфянским зодчеством Месопотамии, а через него с сирийской и малоазиатской архитектурой римского времени. Воздействие западных Эллинистических форм сильно проявилось в скульптуре и прикладном искусстве. Изобразительное искусство и особенно зодчество Бактрии нам еще очень мало известны. Однако по имеющимся памятникам видно, что они отличались своими особенностями. Бактрия была ядром Греко-бактрийского царства, затем Кушанской державы, которая объединяла Бактрию с Гандхарой и северо-западной Индией. В Бактрии получил распространение буддизм — господствовавшая религия Кушанского царства. Судя по остаткам архитектурных деталей, в Бактрии, более чем в других областях Средней Азии, была развита ордерная архитектура, возникшая не без влияния передне- и малоазиатских образцов. Вместе с тем в культовом зодчестве и скульптуре Бактрии сильно чувствовалось воздействие Индии, чему способствовал буддизм. Северо-восточные области Средней Азии, заселенные в древности по преимуществу кочевыми племенами, как мы отмечали выше, были связаны в культурном отношении с южной Сибирью, а также с Синьцзяном и Китаем, особенно в эпоху китайской империи Хань (3 в. до н.э. — 3 в. н. р.). 00 этом свидетельствует ряд памятников из раскопок в Фергане, Семиречье и южных областях Казахстана.

В условиях сложных культурных взаимовлияний каждый из народов Средней Азии тем не менее развивал своеобразные художественные традиции и создал произведения искусства, не сходные с памятниками Ирана, Индии и Китая. Это особенно ярко проявилось в зодчестве. В скульптуре и живописи Средней Азии на первых ступенях развития рабовладельческой формации для изображения человека был выработан канон, сходный с переднеазиатским и иранским. В дальнейшем изображения человека становятся все более и более реалистичными, отчасти под воздействием привнесенных передовых форм средиземноморского искусства, но главным образом в связи с ходом развития самого среднеазиатского общества.

totalarch.ru

I. Архитектура и градостроительство Передней Азии.

Количество просмотров публикации I. Архитектура и градостроительство Передней Азии. - 283

Определите по фрагменту древний некрополь.

Мегалитическая архитектураʼʼ.

Тест по теме

1.Хендж – это:

а) вертикально стоящий каменный монолит,

б) каменный ʼʼящикʼʼ,

в) круг из камней.

2.На фотографии представлен:

а) менгир,

б) дольмен,

в) кромлех.

3.Форму башни имели:

а) нураги,

б) дюссы,

в) гипогеи.

4.Основным материалом при строительстве Стоунхенджа были:

а) гранит и базальт,

б) песчаник и вулканический туф,

в) известняк и лазурит.

5. Сооружения на острове Мальта правильнее классифицировать, как:

а) мегалитическая архитектура,

б) циклопические сооружения,

в) толосы.

6.Что не должна быть частью мегалитического комплекса:

а) курган,

б) башня,

в) искусственный водоем.

7. Выберите из предложенных вариантов менгир:

а)

б)

в)

8. Каирн обязательно имеет в своей основе:

а) менгир,

б) дольмен,

в) кромлех.

9. Талайоты – мегалитические сооружения, характерные для:

а) Сардинии,

б) Мальты,

в) Балеарских островов.

а)

б)

в)

Передняя Азия с ее разноплеменным населœением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долинœе южной части Двуречья сложились такие ранние государства, как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра находились Урарту и Иран. Необходимо отметить, что по своим природным данным Двуречье не представляло собой единого целого. В среднем течении рек Тигра и Евфрата был континœентальный климат с резкими сменами дневных и ночных температур. Размещено на реф.рфВерховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой выпадал снеᴦ. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтропикам. Две основные реки, питающие земли Двуречья, сильно отличались и своим характером, и режимом разливов, в связи с этим районы нижнего течения рек нуждались в строительстве многочисленных каналов и ирригационных систем, что способствовало социальному и политическому развитию общества Передней Азии. История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелœетий, представляла собой пеструю картину смены народов и государств. В Нижней Месопотамии, на юге жили шумеры, на севере – семиты. К северу от Сеннаара, в верхней Месопотамии в III тыс. до н.э. жили субари, ассирийцы, лулубеи, гутии, амореи. На территорию Передней Азии неоднократно вторгались эламиты, хетты, персы. Долгую историю Древнего Двуречья принято условно расчленять на отрезки по наименованиям городищ и мест первых находок, типичных для каждого периода. Самые ранние среди них, восходящие к эпохе неолита͵ - это период Халаф, относимый к концу VI-V тыс. до н. э., и период Убайд (IV-III тыс. до. н. э.). Время распада первобытнообщинного строя приходится на период Урук (3500-3000 ᴦ.ᴦ. до н. э.) и Джемдет-Наср (3000 - 2850 ᴦ.ᴦ. до н. э.). В III тыс. до н. э. поочередно возвышаются шумерские города-государства Южного Двуречья Ур, Урук, Лагаш (2850-2400 ᴦ.ᴦ. до н.э.), затем (XXIV-XXII вв. до н. э.) власть переходит к семитскому городу в северной части Древнего Двуречья Аккаду, после чего происходит новое усиление шумерских городов Лагаша и Ура (2200-1997 ᴦ.ᴦ. до н. э.). Еще позднее (XX-XVII вв. до н. э.) большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилона. В XVI-XV вв. до н. э. наивысшего расцвета достигло государство Митанни, образовавшееся в XVII в. до н. э. в Северном Двуречье. В свою очередь оно было разрушено в 1400 ᴦ. до н. э. Хеттской армией. Государство хеттов просуществовало с XVII по XII вв. до н. э. К XIV в. до н. э. усиливается мощь Ассирии, которая одержав верх над Вавилоном, постепенно превратилось в крупную военную державу. После гибели Ассирии, в конце VII в. до н. э., под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское или Халдейское царство. При этом в конце VI в. до н. э. и оно попадает под власть Ахеменидского Ирана, который превратился в обширнейшее государство, включившее в себя, помимо самого Ирана, всю Переднюю Азию. По этой причине будет логично рассматривать не только хронологическое развитие градостроительства и архитектуры этого района, но и традиции отдельных наиболее известных государств, таких как Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилонское царство и Иран. Первые посœелœения появились на юге Двуречья в плодородной низменности, у впадения рек Тигра и Евфрат в Персидский залив. Уже в серединœе IV тыс. до н.э. здесь существовали шумерские сельские посœелœения родовых общин. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и особые приемы украшения зданий. Зодчие прорезали стены вертикальными выступами и нишами, окрашивали их в звучные насыщенные тона, вводили фризы, выполненные в мозаичной технике, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.2.1 Градостроительство и архитектура Шумера. Из древнейших шумерских городов известны Эриду, Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Ниппур, Кута и другие. Все они имели план овального очертания, ориентировались на северо-запад и юго-восток, в центре города располагался священный участок, на котором на холме или искусственной террасе располагалось святилище прямоугольной формы и высокая башня-зиккурат. 25. ʼʼБелый храмʼʼ в Уруке. Реконструкция. Кон.IV тыс. до н.э. Еще в древности утвердились и основные черты храмового зодчества. В стране бурных рек и заболоченных равнин крайне важно было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. По этой причине важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца IV тыс. до н. э. были, так называемые, ʼʼБелый храмʼʼ и ʼʼКрасное зданиеʼʼ в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объёмам, сооружения эти четко вырисовывались на вершинœе насыпной горы. Οʜᴎ имели открытый внутренний двор, святилище, в глубинœе которого помещалась статуя почитаемого божества. 16. ʼʼЗигаттиʼʼ Каждое из этих сооружений было выделœено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков ʼʼзигаттиʼʼ, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь, приобретал единый мягкий красноватыйоттенок, что и дало повод для его современного наименования.Первые города застраивались хаотично, здесь не было свободных открытых пространств, центральных площадей, прямых широких улиц. Жилые дома формировались вокруг хозяйственных дворов. Одно из самых древних шумерских зданий – храмовый комплекс в Телль-эль-Убейд, воздвигнутый ок. 3000 ᴦ. до н.э.. Он стоял на прямоугольной платформе неправильной формы размерами около 32 х 25 м, фундамент которой был выложен из камня, а основание из обожженного кирпича. Платформа имела небольшие выступы, на нее вели две лестницы. Храм следовал плану многокомнатного дворового дома, перед ним стояли два легких навеса, которые поддерживали круглые деревянные столбы, обложенные медными пластинками, прибитыми к стволам гвоздями с широкими головками.2.2. Градостроительство и архитектура Аккада.Расцвет шумерских городов был связан с объединœением шумеров с семитами-аккадцами в единое Шумеро-Аккадское государство. В данный период (XXIV-XXII вв.до н.э.) главным городом был Аккад, расположенный в Междуречье севернее Вавилона. Тогда же выросли и другие аккадские города: Киш, Шуруппак, Кисурра, Сип-пар и другие. В это время в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Большое место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. По этой причине особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов. Храм богини ʼʼматери всœех боговʼʼ и ʼʼбогини лесистых горʼʼ Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в серединœе III-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений. Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен, определил и тематическую направленность и символику убранства храмов. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы (символы финиковых пальм), обитые медью иукрашенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов, вдавленных в асфальтовую обмазку. Их сюжеты повествовали о повсœедневных сельскохозяйственных занятиях, которые приобрели значениеритуала, - дойке коров, сбивании масла. Плоские, вырезанные из желтоватой известняковой плиты фигуры, сочетающиеся с фоном из черных шиферных пластин, сами по себе были грубоваты и приземисты, но каждое их движение, метко схваченное и точно найденное, было исполнено большой значительности и показывало, что всœе изображение фиксирует не случайное событие, а имеет важный смысл. Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых, выполненные в форме цветов с красно-белыми лепестками, служили символами богини плодородия. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижнийфриз состоял из медных фигур бычков, движущихся ко входу в торжественном ритме. Сам вход был обрамлен двумя деревянными фигурами львов-охранителœей. Οʜᴎ были покрыты медными листами, а глаза и языки инкрустированы цветными камнями, что дополняло их живость и яркость. Над входной дверью помещенамедная прямоугольная пластинка, на которой изображались рельефные фигуры львиноголового орла Имдугуда, прочно держащего лапами двух оленей - своеобразный символ власти божества над всœеми обитателями лесистых гор и долин. 27.Зиккурат в Уре.

Изучая древний шумерский город Ур, археологи обнаружили, что примерно в 2112 – 2015 ᴦ.ᴦ. до н.э. при урском царе Урнамму и его сыне Шульги город достиг своего расцвета. В данный период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населœению в 40-50 тыс. жителœей. Жилые дома Ура имели внутренние дворы, вокруг которых группировались всœе помещения. В центре двора находился колодец и очаᴦ. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица была лишь одна. Она предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города.

Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата͵ а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000х700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города размещался дворцовый и храмовый комплексы, посвященные культу бога Луны Наннара, что подтверждает факт связи дворцов восточных деспотий с культом.

Священный участок имел неправильную форму, здания располагались асимметрично. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат- специальная башня, состоявшая из нескольких террас. Размеры всœего ансамбля достигали 380х250х400х200 м. Внутри священной ограды рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и зиккурата на открытой площадке располагались еще два храма, посвященных культу бога Луны и его жены богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал. Зиккурат – огромная башня, по-видимому, считалась подобием горы с которой людям явились боги. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелœетия сами превратились в главные храмы, центры науки, своеобразные обсерватории, где жрецы наблюдали за небесными светилами и жизнью Вселœенной.

Ядро башни состояло из необожженного кирпича, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором.. Площадь платформы занимала 65 х 43 метра, сама башня состояла из четырех террас, которые имели следующие высоты: 1) 9,75 м; 2) 2,50 м; 3) 2,30 м; 4) 4м. Всего высота башни достигала 18,55 м. Благодаря подъему террасы, на которой она стоит, башня имела с юго-востока четыре яруса, а с северо-запада только три. На верх вела лестница, помещенная перед его лицевой стороной, которая вела к маленькому храму. Башню начал строить Ур-Намму, основатель династии, а закончена она была только в VI в. до н.э.

referatwork.ru

4 Архитектура древней Передней Азии культовая архитектура дворцовая

4. Архитектура древней Передней Азии (культовая архитектура, дворцовая архитектура). Работу выполнила студентка 2 курса 4. Архитектура древней Передней Азии (культовая архитектура, дворцовая архитектура). Работу выполнила студентка 2 курса ЗО 11 группы НГПУ ИИ ПО ХО Азизова И. О.

Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н. э. Шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н. э. Шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ вв. до н. э. Ассиро-вавилонская культура ХIХ-VII вв. до н. э Нововавилонское царство VII-VI вв. до н. э. Периодизация древней культуры Месопотамии.

Храм Абу-Шахрайне, ранее V тыс. н. э. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися Храм Абу-Шахрайне, ранее V тыс. н. э. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. I. Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н. э.

 Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы. Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен. Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик. «Белый храм» в Уруке, V тыс. до н. э.

Строительство «Красного здания» , конец IV тыс. до н. э На одной стороне двора Строительство «Красного здания» , конец IV тыс. до н. э На одной стороне двора размещалась небольшое возвышение, к которому сбоку вели две лестницы. К стенам обширного замкнутого двора примыкали колонны и полуколонны, некогда украшенные искусной трехцветной мозаикой, частично сохранившейся до наших дней. Красно-бело-черный, с преобладанием красного, узор мозаики имитировал тростниковое плетение и связки тростника, и был выложен из шляпок обожженных глиняных конусов, забитых в сырцовые стены.

 Гипсовый храм в Лагаше Гипсовый храм в Лагаше

Храм богини плодородия в Эль-Обейде. Зиккурат в Уре II. Шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ Храм богини плодородия в Эль-Обейде. Зиккурат в Уре II. Шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ вв. до н. э.

Овальный храм в Хафафже Дворец «А» в Кише Перед ним был расположен двор для Овальный храм в Хафафже Дворец «А» в Кише Перед ним был расположен двор для собраний, от которого к парадному входу дворца вела широкая лестница. Под углом к парадной лестнице примыкала дворцовая терраса, навес над которой опирался на сырцовые столбы…

Дворцово-храмовый комплекс – царский дворец в Мари Тронный зал дворца Зимри-Лима IV. Ассиро-вавилонская культура Дворцово-храмовый комплекс – царский дворец в Мари Тронный зал дворца Зимри-Лима IV. Ассиро-вавилонская культура ХIХ-VII вв. до н. э.

Зиккурат в Мари Храм Караиндаша в Уруке Зиккурат в Мари Храм Караиндаша в Уруке

Алалахский дворец Никмены I Храм Иштар в г. Шадуппум Алалахский дворец Никмены I Храм Иштар в г. Шадуппум

 Фотографии из книги Колпакова С. В. и др. «История древнего мира» Иллюстрацииhttp: //www. Фотографии из книги Колпакова С. В. и др. «История древнего мира» Иллюстрацииhttp: //www. arxitiktyra. ru/glavnaya/mezhdurechie/ История Древнего Востока Авдиев В. И. http: //historic. ru/books/item/f 00/s 00/z 0000054/index. shtml История Древнего Востока Тураев Б. А. Том 1 : //historic. ru/books/item/f 00/s 00/z 0000044/index. shtml Искусство передней Азии И. Лосева http: //artyx. ru/books/item/f 00/s 00/z 0000000/st 006. shtml http: //www. studfiles. ru/preview/3352865/ Источники

present5.com


Смотрите также