Зарождение литературы и первые художественные описания. Зарождение древней литературы
Реферат - 1. Возникновение Древнерусской литературы
1. Возникновение Древнерусской литературы.
Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу последующего времени.
Древнерусская литература исторична, публицистична (авторы описывали все стороны русской жизни того периода), высоконравственна (любовь к Родине).
Отсутствие устойчивого текста - характерная особенность русской литературы. Все рукописи множество раз подвергались переписке. Каждый переписчик мог изменять текст.
Древнерусская литература компилятивна. Например, «ПВЛ» состоит из множества жизнеописаний, боевых действий и др.
Синкретизм - сочетание в одном произведении разных жанров.
Анонимность большинства древнерусских памятников ( авторы очень часто подписывались именами известных византийских летописцев). Книги переводились с греческого и болгарского.
Вначале литература не позволяла говорить о политических, важных для государства делах.
Факторы возникновения древнерусской литературы:
письменность
классовый строй (начальнофеодальный)
устное творчество (обрядовая поэзия, предания, дружинный эпос).
988 г. - с принятием христианства пришла и письменность.
Периодизация (11-17 вв):
1) 11-14 вв. Древняя литература (Киевская Русь - до нашествия татаро-монголов). Характерна монументальность.
2) 14-17 вв. Средневековая литература. (Литература периода феодальной раздробленности). 16 век - век публицистики: Иван Пересветов, Иван Грозный.
3) 17 век. Переходный период от средневековой к новой. Претерпевают эволюцию традиционные жанры. Появление новых жанров, авторов, стилей. Поэзия появляется только в конце 17 века.
^ 2. Первые книги на Руси (книги Библии, сборники житий)
Христианство возникло на Руси в 988 году. Христианство давало возможность верить в единого бога. На Руси при Владимире Святославиче христианство стало государственной религией.
863 г - Кириллица (Кирилл и Мефодий) - послужило толчком к развитию письменности.
Литература двинулась на Русь массивным потоком (из Византии). Переводились хроники, поучения, жития. В 11-12 веках пришла церковная литература из Византии, + стали появляться воинские повести, светские повести. Основной источник для книг -фольклор. Он давал жанры, сюжеты, образы, народную идеологию.
^ Книги:
Богослужебные (самая первая книга, дошедшая до нас на старославянском - «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием с 1056-1057 годы)
В 1499 году Библия была переведена целиком. Библия - достояние всей мировой культуры. Поэтические образы наполняли собой не только произведения древнерусской литературы но и живопись. Библия - церковная книга. Она отразила нравы многих народов. Там представлены многие жанры (песнопения, богословские трактаты, произведения ораторского искусства).
Библия:
Книга Ветхого Завета (история еврейского народа)
Книга Нового Завета (Апостольские писания и послания). 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
«Апокалипсис» - книга о страшных пророчествах.
Житийная литература (агиографическая) - жизнеописания святых. Житиё сочетает в себе занимательный сюжет и назидательность. В центре - христианский герой, следующий Христу.
Расцвет житийной литературы - 8 -11 вв. В Византии.
«Панегирик» - особая разновидность. Это не вся жизнь святых, а лишь наиболее важные их подвиги.
^ 3. Апокрифическая литература. «Хождение богородицы по мукам».
Апокрифы - произведения, изначально рассчитанные на узкий круг читателей.
«Апокриф» означает - тайный, запретный. Апокрифическая литература - книги, отречённые от главной церкви. Построены на сюжетах из Ветхого и Нового заветов. Они более демократичны.
Существовали новозаветные апокрифы, скорее они были апокалипсического плана (Откровения Св. Павла, «Евангелия Никодима, Фомы» ). Это то, что не могло быть узаконено церковью.
^ Ветхозаветные апокрифы - «Суды царя Соломона».
Эсхатологические апокрифы - о жизни, смерти, судьбе мира. Эта литература наиболее яркая, образная, фольклорная. «Хождение Богородицы по мукам».
Большинство апокрифов написано было в 14-16 вв. Их было очень много, людей привлекал занимательный сюжет.
Итак, «Хождение Богородицы по мукам» - особенно яркое произведение ранней апокрифической литературы. Оно рассказывает об устрашении людей, не соблюдавших христианскую установку.
^ 4. Особенности жанра жития в литературе 11-12 вв. «Житие Алексея, человека божия».
Житейная литература необъятна. Построена на идеализации святых. Они очертали образы идеальных людей, которым присущи все нравственные черты.
Впервые жития возникли в 4 веке в Византии. На Руси жития писались по схеме греческих житий.
В 11-12 веках наиболее популярные - «Житие Алексея, человека божия».
В житиях обычно смерть святого наступает тихо и незаметно. Огромную роль играют монологи (внутренний мир), диалоги (драматизация), плачи и похвала. После смерти у гроба святого ( он не тлеет) происходят чудеса. Жития заканчиваются риторической похвалой.
^ Сборники житий:
1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по схеме.
2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития.
3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых.
«Житие Алексея, человека божия».
У святого благочестивые и знатные родители. Затем - рождение младенца, боголюбивого. Он чуждался детских игр, проводил время в молитвах. Когда пришло время жениться, он убежал их дома. Смерть святых обычно тиха и незаметна.
5. Анонимное сказание о Борисе и Глебе. Особенности жанра жития и стиля.
До появления этого «Сказания» существовало ещё написанное Нестором «Чтение о Борисе и Глебе». В нём Нестор создал из братьев двуединый образ христианского мученика, который предпочитает мученически умереть, чем сохранить жизнь, нарушив христианскую заповедь «быть кротким сердцем, отвечать на зло добром». В двуедином образе Бориса и Глеба реализован христианский идеал князя, дающего пример самоотверженного служения делу оберегания русской земли от междоусобной брани.
«Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как «Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием» такое «сказание» является более элементарной жанровой формой.
Борис и Глеб «Сказания» ещё не преодолели в себе влечения к «здешней» жизни, естественного стремления продлить земное существование; душа их волнуется чисто земной скорбью перед лицом постигнувшей им близкого человека или угрожающей им самим смерти.
В «Сказании» образы Бориса и Глеба несут гораздо больший эмоциональный заряд, их чрезвычайно волнуют обрушившиеся на их головы страсти, трагические события братоубийственной распри князей, жертвами которой они являются.
Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской литературы.
^ 6. Значение проповеднической литературы. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы.
Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью.
Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами.
«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира.
^ Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати.
Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь.
«Слово» построено по чёткому логическому плану:
1 часть - сопоставление Закона и Благодати.
2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси)
3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея».
«Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси.
«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.
Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.
Источники:
В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало летописания относится к созданию Киевской метрополии, ко времени правления Ярослава Мудрого (1037 год).
^ Первая редакция составлена летописцем Нестором в 1113 году. Он ссылался на жития святых. Эта редакция была создана в Киево-Печерском монастыре. И хоть первая редакция до нас и не дошла, зато дошла вторая (1116), созданная в Выдубицком монастыре (Сильвестр). III редакция дошла до нас в списке Лаврентьевской летописи в 1118 году.
Состав:
Древнейший Киевский Свод (1039) - принятие христианства, о Борисе и Глебе, хвала Ярославу.
I Киево-Печерский Свод (1073) - составлен Никоном. Характерны широта, историзм, поэтичность. Соединение церковной и светской историй.
Новгородский летописный Свод (1050)
II Киево-Печерский Свод (1095) - на основе первого, дополненный новгородскими устными рассказами.
^ 7. Идеи и образы ПВЛ. Русская летопись.
«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.
Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.
«^ Повесть временных лет» соединяется идеями.
Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька).
Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии.
^ Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа.
Антивизантийская направленность (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских, рассказы о походах князей).
Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде.
Идеализация в изображении персонажа.
2 метода изображения:
Символическо-религиозный (ведёт к идеализации и к абстрагированию). Чаще всего употреблялся в житийных произведениях.
Фактографический (стремление к правдоподобности).
^ 9. Истоки жанров в ПВЛ.
Для « Повести временных лет» характерно многообразие жанров и стилей. Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал.
^ Основными жанрами можно назвать:
Сказание (народно-поэтическое произведение, получившее обработку, часто политическую. Народные воззрения на события далёкого прошлого)
Историческая повесть
Поэтический рассказ
Воинская повесть (овеянная героикой дружинной поэзии)
Житийные произведения
Религиозные и светские поучения (отразившие воззрения верхов феодального общества).
Надо заметить, что каждому жанру характерна своя манера изложения. Это так называемый «литературный этикет» по мнению Лихачёва.
Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в исторических повестях и сказаниях, входящих в состав «ПВЛ». Это и историческое сказание 1015 года об убийстве Святополком братьев-мучеников Бориса и Глеба, это и сказание о киевском городском восстании 1068 года и повесть об ослеплении Василька Теребовльского 1097 года.
^ 10. Фольклорность в ПВЛ.
Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий.
1) К фольклорности можно отнести различные встречающиеся символические упоминания цифр в легендах.
Например, в легенде о призвании князей: по приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землёй приходят три брата-варяга. На фольклорность легенды указывает наличие эпического числа ТРИ - три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхождение.
Легенде о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства. (Три брата - основатели Киева).
2) Отзвуками обрядовой поэзии времён родового строя наполнены летописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах.
^ 3) Приёмы устного народного творчества в описании князей:
Олег - храбрый, мужественный и мудрый воин, умён, хитёр. Назван «вещим» - волшебник. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных и даже он, «вещий» не может.
Игорь - заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, храбр и умён, но жаден. Жадность и становится причиной его гибели.
Ольга (жена Игоря) - мудрая женщина, властная, мудрая, верная памяти своего мужа, отвергающая сватовство даже греческого императора.
Святослав (образ овеян героикой дружинного эпоса).- простой, сильный, прямодушный, мужественный воин. Ему чуждо коварство, лесть, хитрость. Он презирает богатство, ценит только оружие и дружину. Живёт интересами своей дружины. Гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов.
4) Рассказы о Кожемяке (пропитанные духом народного героического эпоса). Кожемяка победил печенежского исполина.
5) Рассказы о Белгородском киселе: здесь прославляется ум, находчивость, смекалка русского человека.
^ 6) Церковная легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство было привнесено на Русь самим апостолом Андреем, а не греками.
Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвящённых событиям 9 - 10 веков, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами, следовательно, непосредственно относится к фольклору.
^ 11. «Поучение чадам Владимира Мономаха». Личность, стиль, особенности жанра.
«Поучение» было внесено в Лаврентьевскую летопись под 1096 годом. Само поучение было написано Мономахом в 1117 году.
Владимир Мономах - выдающийся государственный деятель Киевской Руси (1053-1125).
Особенности жанра:
В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно-дидактический характер, «Поучение» содержит конкретно-исторические черты. Оно распространено автобиографической частью.
Оно построено по весьма чёткому плану:
Вступление, обращённое к детям.
Центральная дидактическая часть - общее философское рассуждение о человеколюбии и милостивости бога. Практические наставления.
Завершение - призыв воздать хвалу богу при любых делах.
Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил 83 больших похода, заключил 20 мирных договоров.
Характерная особенность «Поучения» - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами.
Стиль:
Книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников. Любовь к природе выражается литературным языком.
Элементы живого разговорного языка (охота, походы).
Наличие отточенных, простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений.
Язык простой.
Часто цитирует автор псалмы, где на разные лады выражается вера, что оружие праведника всегда торжествует.
Личность:
Нет молодецкой лихой удали, не красуется славой своих подвигов, потому что он не только витязь, а ещё и высокообразованный князь, философски осмысливший опыт своей долголетней жизни.
Черты воина и охотника, никогда не расстающегося с оружием, не знающего страха в схватках.
Образ князя-книголюба.
^ 12. Киево-Печерский патерик. Общая характеристика + новеллы.
Наряду с первыми княжескими житиями создаются жития чисто церковные. В стенах Киево-Печерского монастыря собираются жития, предания и легенды святых.
Все эти описания жизни и деятельности монахов в 13 веке были объединены в сборник, который получил название в 15 веке - «Киево-Печерский патерик».
Основа патерика - переписка суздальского епископа Симона с монахом Поликарпом из Киево-Печерского монастыря. (Начало переписки - 20-е годы 13 века).
Они пишут о святости Киево-Печерского монастыря. Симон подчёркивает значение монастыря, называет знаменитые имена - выходцы из Киево-Печерского монастыря.
Состав:
Сказание о святых черноризцах Печерских (9житий святых, написанных Симоном)
11 рассказов о жизни святых, написанных Поликарпом.
Эти 20 рассказов и составили основу Киево-Печерского патерика.
Патерик открывается сказанием о создании Печерской церкви (1073). Далее следуют рассказы о жизни святых. Они наполнены религиозной фантастикой, чудесами, борьбой с бесами, и т.д.
Большое место занимает отношение монахов с киевским князем. Обычно в столкновении с ним победа остаётся за монахами.
Жестокая кара постигает того, кто не почитает монастырь и его старцев. Такова мораль рассказа об иноке Григории, которого приказал утопить князь Ростислав.
Хорошо описываются князья Святослав, Всеволод, Владимир Мономах.
Не только подвигами прославляют монахи монастырь, но и искусством врачевания (Агапит), писательским мастерством (Нестор), умением творить каноны (Григорий), знанием текста писания (Никита), знанием языков (Лаврентий) и искусством живописи (иконописец Алимпий).
Возникновение патерика в условиях феодальной раздробленности, в период, когда Киев утратил былое значение политического центра, имело большое значение: патерик напоминал о былой славе, величии Киева, говорил об общерусском значении Киево-Печерского монастыря, символе единства русской земли.
^ 13. «Слово о полку Игореве». Историческая основа. История создания.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.
Историческая основа:
В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.
В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.
Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми
1170 год - съезд южнорусских князей.
1184 год - коалиция разбивает половцев.
Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.
Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей - Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».
Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:
Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».
Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.
Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.
Написано было между 1185 и 1187 годами.
^ 14. Идейный пафос и художественное своеобразие «Слова».
Задача автора была в том, чтобы дать верную политическую оценку событиям, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей русской земли.
^ Основная идея - страстный «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».
Надо сказать, что идейная и художественная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга.
Художественное своеобразие:
«Слово о полку Игореве» представляет собой своеобразный мир образов, в котором живут, строят планы, борются, радуются и печалятся, делятся мыслями и чувствами разного положения люди феодального класса: князья и дружинники.
С художественной точки зрения «Слово о полку Игореве» поражает стройностью и внутренним единством, гармонией всех входящих в его состав компонентов - образов, картин, элементов словесного оформления.
Батальная живопись «Слова» отличается необычайной яркостью красок. Битва рисуется в этих картинах как богатырская потеха, как шумный пир.
Это произведение не словесно-изобразительного, а словесно-выразительного творчества, не эпически повествовательное полотно, а лирически песенный словесный поток. Песенный характер «Слова» выражается в отчётливо лирическом складе этого произведения.
Надо сказать о значении описания природы в «Слове». Каждый раз перед битвой она особенно ярко отражает предстоящие события.
Гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения. Чёткость политической мысли, лирическая взволнованность, публицистическая страстность, широта исторического мышления, высокая художественность - всё это делает «Слово» прекрасным произведением русской литературы.
^ 15. Система образов в «Слове».
«Слово о полку Игореве» отличается большим количеством различных образов.
«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи - идеи единства Руси.
1) Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли - центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.
В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры.
Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.
Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.
Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится её образ.
Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и её историю.
Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть всю Русь целиком.
2) Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, но осуждает их эгоистичную, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.
В русских князьях автор «Слова» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчёркивает подвиги русских князей.
3) Совсем особую группу составляют женские образы. Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.
4) Особняком в «Слове» стоит образ певца-поэта Бояна. С воспоминания о Бояне он начинает своё выступление, его он рисует великим поэтом прошлого. Боян - «вещий».
В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.
^ 16. Фольклорность «Слова».
«Слово...» - не только воинская повесть, но и песня. Именно с этим жанром связана русская фольклорная традиция. Все факты даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора. Используя поэтическую образность фольклора, автор восхищается доблестью и мужеством князей, скорбит и плачет об их судьбе, укоряет их за неразумие, страстно призывает всех князей выступить в защиту интересов земли русской, радуется возвращению Игоря из плена.
Традиционна для русского фольклора следующая песенная символика: князья - это «солнце», «молодые месяцы», «соколы»; Ярославна плачет словно «одинокая кукушка» и т.д. В таких же традициях выдержано описание сна Святослава: покрывало - символ похорон, жемчуг - слез и проч. Все это взято из русского фольклора. Как, впрочем, и прием олицетворения (автор черпал из фольклорные метафоры, сравнения, эпитеты, которыми изобилует текст): «чистое поле», «красны девки», «борзые кони» - эпитеты, «Донец сказал князю Игорю...» - олицетворение, например. С русским песенным жанром связаны и многие рефрены (повторяющаяся часть или строка): «О русская земля!..» или «За землю русскую, за раны Игоревы!.. - эти строки часто повторяются. С фольклорной традицией связано и начало «Слова»: «Не подобало ли бы нам, братья, начать старинным складом печальную повесть..?
Поэтический стиль слова строится на словесных образах-символах, восходящих к народной поэзии. Автор, опираясь на традиции народной поэзии, построил героическую поэму, полную патриотизма. А без фольклорных традиций у него ничего бы не получилось.
^ 17. Поэтический стиль «Слова».
Свойственный народной поэзии постоянный эпитет, неизменно связанный с названием определённого предмета, составляет характерную черту поэтики «Слова». Как и в народной поэзии, в «Слове» волк всегда «серый», орёл - «сизый», ворон обязательно «Чёрный», стрелы - «Калёные», девки - «Красные». Эпитет «вещий» неоднократно используется в «Слове» в словосочетании «вещий Боян». У Бояна и персты вещи.
Кроме постоянных эпитетов, носящих традиционный характер, в «Слове» иногда проскальзывают эпитеты, поражающие оригинальностью, заставляющие по-новому ощутить вещи. Например, эпитет «серебряный» в приложении к берегу реки.
Пленяя нас богатством и разнообразием поэтического словаря, «Слово» производит сильное впечатление и фигуральностью (гиперболы, восклицания, вопросы), интонационным богатством своего языка. Оборами аффективно-приподнятой речи наполнены и «золотое слово» Святослава, и «плач» Ярославны, и «слово» автора повести.
^ Поэтика воинской повести существенно отличается от поэтики житийной литературы. Поэтический язык «Слова» звенит всеми голосами земной жизни, говорит о красоте земных страстей полными страсти словами; это буйный и жизнерадостный язык княжеских дружин.
^ Тесная связь «Слова» с устной народной поэзией: отрицательные метафоры, некоторые типично народные эпитеты, плачи, прославления («Слово» заканчивается славой русским князьям.)
Характерна ритмичность поэтического языка «Слова». Тревожный ритм (волнение Игоря перед бегством), ритм большого, свободного дыхания (плач Ярославны)
«Слово о полку Игореве» - воинская повесть, поражающая своим необычайным художественным совершенством.
^ 18 Композиция «Слова».
Так как в «Слове» преобладающую роль играет эмоционально-лирическое начало, в его композиции мало изображающих внешний мир картин и очень много места занимает изображение и выражение душевных движений.
Композиция «Слова» очень ритмична и логична, чётко выстроена.
«Слово» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения.
Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит.
1174 год - I поход Игоря.
1183 год - II поход Игоря.
I часть.
Завязка - выступление русских войск. В «Слове» в отличие от исторической летописи, инициатива похода принадлежит не Игорю, а Всеволоду.
II часть.
Центральная часть. Кульминация - поражение войска. Символ Руси - Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», которое перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским.
Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.
III часть.
Плач Ярославны - олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач - важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку - бегство Игоря из плена. Затем - бегство Игоря со сказочными превращениями.
III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце - слава князьям за мужество и храбрость.
Итак, автор берёт из истории лишь некоторые факты, которые позволяют ему ярче выразить главную идею. И именно гражданский патриотизм является основой композиции.
^ 24. «Житие Александра Невского». Принципы изображения князя. Новое в жанре жития. Сочетание жития и воинской повести.
«Житие Александра Невского» - один из выдающихся памятников древнерусской литературы. Создан в конце 13 века. Написано было человеком, который лично знал князя Александра. Это произведение агиографической литературы и в то же время тесно связанное с традицией написания воинской повести.
Цель Жития - прославить мужество и храбрость Александра Невского, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли. В центре повести - повествование о битвах на Неве и на льду Чудского озера.
^ Образ Александра Невского представляет собой воплощение феодала нового типа, ведущей фигуры и подлинного героя русского народа в эпоху татарского нашествия. Духовный склад этого героя глубоко отличен от духовного склада героев традиционной воинской повести. Это уже не дружинный герой,; феодальный витязь превратился в покорного данника Золотой Орды.
Жизнь укрепляет его в убеждении, что для преуспения в жизненной борьбе недостаточно только воинской силы и доблести, а нужна ещё и вера, покорность воле господней.
Портрет Александра автор рисует не чертами богатыря дружинной поэзии. Александра и его воинство глубоко проникнуты религиозным смирением. Герой «воинского жития» говорит языком книг священного писания и церковных проповедей.
Создав своё произведение, автор нашёл художественно совершенную форму для изображения героя своего времени, носителя русской патриотической и политической мысли эпохи татарской неволи.
^ Новое в жанре жития:
«Житие Александра Невского», оставаясь воинской повестью, заключает в себе признаки другого жанра - жития, представляет собой тот гибридный жанр, который принято называть «воинским житием». В Житии тесно переплетаются стили воинской повести и жития. В житийном жанре описана благочестивая кончина князя, посмертные чудеса. Зато баталии, описания битвы написаны в типичном стиле традиционной воинской повести. Это говорит о новом веянии в древнерусской литературе - смешение двух совершенно разных по стилю жанров.
^ 22, 23. Повести о нашествии татар на Русь. «Повесть о разорении Батыем Рязани». Особенности жанра воинской повести.
В середине 13 века Русская земля подверглась нашествию монголов. Страшные полчища степных кочевников, объединённые Чингиз-Ханом, двинулись с Востока на Запад. В течение трёх лет с 1237 по 1240 год русский народ вёл мужественную борьбу с неисчислимыми силами врагов. А феодальная раздробленность Руси всячески способствовала успеху завоевателей.
События, связанные с татаро-монгольским нашествием, получили широкое отражение в литературе того времени.
Было написано несколько, вошедших в историю мировой культуры повестей:
«Повесть о битве на Калке». Обстоятельно излагает ход событий. Описывает столкновение русских войск с кочевниками в 1233 году на Калке. В битве принимали участие только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства - это и явилось причиной поражения.
Повесть хорошо передаёт настроение русского общества при известии о появлении монголо-татарских полчищ. Также присутствует и религиозно-моралистическая трактовка события: появление «языка незнаемого» - следствие попустительства божия.
«Повесть о приходе Батыя на Рязань» («Повесть о разорении Батыем Рязани).
В 1237 году Рязань была захвачена и разорена татарским ханом Батыем. Об этих событиях рассказывает повесть. Повесть дошла до нас в составе летописных Сводов 16 века. Она прославляет мужество и героизм защитников Рязани: князя Юрия Ингоревича, его братьев и рязанской дружины, славного богатыря Евпатия Коловрата.
^ Повесть состоит из четырёх частей:
Появление Батыя на границах рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с Фёдором. Гибель князя Фёдора.
Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани (гиперболическое описание битвы).
Подвиг Евпатия Коловрата (на его подвиг переносится подвиг всей дружины).
Обновление Рязани.
Всё произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора.
Характерные черты воинской повести:
военная терминология
общие места военного быта (описание вооружения, подвиг отдельных лиц)
интересы автора преимущественно народные.
Повесть не всегда точна в передаче исторических фактов, но она верно передаёт настроение общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.
Воинские повести, как известно, отличаются от других видов повествовательной литературы своеобразным стилем и миросозерцанием авторов. Автор подобной повести принадлежит к своеобразному кругу людей светских и, может быть, специально военному, княжеско-дружинному. Элементы воинской повести: описание с
Критики утверждают, что «Повесть о разорении Батыем Рязани» получила характер не выдержанной в своём жанре традиционной воинской повести. Это некоторое сближение воинской повести с произведениями житийной литературы.
^ 25. «Слово о погибели русской земли».
«Слово о погибели русской земли» написано было в первой четверти 13 века, порождённое событиями монголо-татарского нашествия. Написано было неизвестным автором. Сохранилось в списке 15 века. По своему патриотизму, своей лиричности, по ритмичному складу речи это «Слово» напоминает «Слово о полку Игореве».
«Слово о погибели русской земли» исполнено высокого гражданского патриотизма. В центре - образ Русской земли, «светло-светлой» и «красно-украшенной». Это своего рода гимн в честь родины. Автор говорит о природных красотах и богатствах русской земли. Славу Руси составляли князья грозные (могуществе
www.ronl.ru
Зарождение литературы и первые художественные описания
Самые древние из сохранившихся художественных произведений относятся к первобытной эре (около шестидесяти тысяч лет тому назад). Однако никто не знает точного времени создания древнейшей пещерной росписи. По мнению учёных, самые прекрасные из них были созданы, примерно десять - двадцать тысяч лет назад. Когда почти всю Европу покрывал толстый слой льда; и люди могли жить лишь в южной части материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями, но именно тогда появляются первые великолепные росписи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минералы, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. На стенах пещер изображали животных, на которых тогда уже умели охотиться, среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени. Были и те, которые позднее совсем вымерли: мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века.
Самые интересные пещерные росписи в Европе были найдены совершенно случайно. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ласко (1940 г) во Франции. В настоящее время в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; и ученые не без оснований полагают, что это не предел, что не все пока обнаружены. Пещерные памятники найдены так же в Азии, в Северной Африке.
Огромное количество этих росписей, и их высокая художественность долгое время приводила специалистов к сомнению в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке. Вместе с пещерными росписями и рисунками были найдены разнообразные изваяния из кости и камня, которые делали с помощью примитивных инструментов. Эти изваяния связывают с первобытными верованиями людей.
В то время когда человек еще не умел обрабатывать металл, все орудия труда изготовлялись из камня – это был каменный век. Первобытные люди делали рисунки на предметах повседневного обихода - каменных орудиях и сосудах из глины, хотя в этом не было никакой необходимости. Потребность человека в красоте и радость творчества, вот одна из причин возникновения искусства, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Не зная как объяснить многие явления, люди того времени верили в магию: считая, что с помощью картин и заклинаний можно воздействовать на природу (порази стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты).
Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Она получила своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы. Бронза – мягкий металл, ее гораздо легче обрабатывать, нежели камень, можно было отливать в формы и шлифовать. Предметы обихода начали богато украшать бронзовым орнаментом, который большей частью состоял из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Начали появляться и первые украшения, которые были крупного размера и сразу бросались в глаза.
Но, пожалуй, самым главным достоянием бронзовой эпохи являются сооружения огромного размера, которые ученые связывают с первобытными верованиями. Во Франции, на полуострове Бретань, на целые километры растянулись поля, на которых расположены высокие, в несколько метров, каменные столбы. Которые на языке кельтов, коренных обитателей полуострова, называются менгирами.
Уже в те времена была вера в загробную жизнь, об этом свидетельствуют дольмены – усыпальницы, которые первоначально служили для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока, а затем, для поклонения солнцу. Места расположения менгиров и дольменов считались священными.
Одной из старейших и красивейших культур древности является культура Древнего Египта. Египтяне, как в прочем многие люди того времени, были очень религиозны, они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. Так же создавали изваяние умершего (статую), на случай если тело не выдержит натиска времени, чтобы вернувшаяся с того света душа смогла найти земную оболочку. Тело и все необходимое замуровывали в пирамиде - шедевре древнеегипетского строительного искусства.
С помощью рабов, еще при его жизни, вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Из-за низкого уровня техники
каждое такое строительство стоило несколько сотен, а то и тысяч человеческих жизней. Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. Со временем стали строить большие ступенчатые пирамиды, самая старая из которых находится в Сахаре, и была возведена четыре с половиной тысячелетия назад. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца, оставляя неизгладимое впечатление у приезжих купцов и странников.
На берегах Нила складывались целые "города мёртвых", рядом с которыми возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Форма колонн напоминала распространенные в Египте растения: папируса, лотоса, пальмы. Одними из древнейших храмов по праву считаются Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 14 веке до нашей эры.
Рельефы и росписи украшали стены и колонны египетских зданий, они славились своеобразным приёмам изображения человека. Части фигур представляли так, чтобы их было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Часто египтяне рисовали желаемые события, поскольку свято верили что, то, что изображено обязательно исполнится.
Пирамида полностью состоит из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера, к которой ведут коридоры, замурованные после погребения царя. Однако, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Возможно из-за мародеров, а возможно из-за тяжелого труда гробницы на равнине строить перестали, их начали вырубать в скалах и тщательно маскировать выход. Так благодаря случаю была найдена в 1922 г. гробница, где захоронен фараон Тутанхамон. В наше время строительство Ассусианской плотины грозило высеченному в скале храму Абу-Симбеле затоплением. Чтобы спасти храм скалу, в которой он высечен, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
Наряду с пирамидами славу египетским мастерам принесли величественные фигуры, красотой которых восхищались все последующие поколения. Статуи из окрашенного дерева или шлифованного камня отличались особой грациозностью. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. В изображениях простых людей было больше жизни и движения. Особенно пленительны были стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями. Портреты того времени очень точно передавали неповторимые черты человека, не смотря на то, что у других народов царила идеализация, и некоторые росписи подкупали тонкостью и не естественным изяществом.
Страницы: 1 2
www.rlspace.com
Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Проблемы периодизации ДРЛ.
Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Проблемы периодизации ДРЛ. (1)
Своеобразие древнерусской литературы (2)
Система жанров литературы Древней Руси (3)
Летописание. Летописный свод. Принципы изображения событий и человека в летописи. (4)
Фольклорные традиции в произведениях дрл (9)
Основная идея «Слова». (11)
Система образов «Слова». (13)
Проблема авторства «Слова». «Темные места» «Слова». (14)
Общая характеристика лит-ры периода борьбы за национальную независимость (13-14 вв). (20)
Воинская повесть Древней Руси (25)
Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Проблемы периодизации ДРЛ.
Формирующееся раннефеодальное государство в Древней Руси (IX-X вв.) вызвало необходимость в появлении письменности. Русскими учёными XX в. (С. Обнорский, Д.С. Лихачёв, П. Черных, В. Истрин и др.) было доказано, что у восточных славян, в том числе и на Руси, ещё до принятия христианства была уже своя письменность.
Арабский писатель ибн-Эль-Недим (X в.) видел русскую запись, сделанную на куске дерева (дощечке), но он не смог определить, было ли это слово или отдельные буквы. Русские летописи донесли до нас тексты договоров, заключённых между русскими князьями и Византией. В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» под 912 годом сказано, что «мир сотворихом Ивановым написанием на двою харатью», т.е. мирный договор был составлен в двух экземплярах. На одном из них подписались русские послы, на другом - греческие. Вероятно, что перевод договора с греческого языка на русский был сделан по его заключении. Существование письменности на Руси до принятия христианства подтверждается и археологическими находками. Особый интерес для решения вопроса о древнерусской письменности имеет находка археологов во время раскопок курганов под Смоленском. На глиняном сосуде типа амфоры первой четверти X в.кирилловским алфавитом сделана надпись. Она прочитывается и расшифровывается учеными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща», другие читают как «гороушна». И в том, и в другом случае это слово обозначает горчичные семена, горькую пряность. Таким образом, перед нами сосуд для хранения или перевозки горчичного семени, пряности.
Среди берестяных грамот поразительны учебные тетрадки новгородского мальчика 7-8 лет Онфима, жившего во 2-й половине XIII в. Он учился писать, сопровождая свои слова и буквы рисунками. На одном из листов записана традиционная формула: «Господи, помози рабу своему Онфиму», рисунок зверя и надпись «Я - зверь».
Ёще одним важным фактором формирования древнерусской литературы было наличие фольклора. Фольклор способствовал не только формированию литературы Древней Руси, но и определял её идейную направленность и художественную ценность. Устное народное творчество было той почвой, богатейшим арсеналом, из которого молодая, формирующаяся литература черпала сюжеты, идеи, образы, художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства. Древнерусская литература создавалась в княжеской, дружинной среде, однако в лучших своих произведениях она выражала общерусские идеалы. Именно через фольклорный опыт в литературу проникало народное мировоззрение, народная оценка тех или иных событий, народные нравственные и эстетические представления. Иначе говоря, через фольклор в литературу проникало демократическое начало, что расширяло горизонты литературы, поднимало её на общерусскую высоту, придавало ей широкое звучание.
Ценнейший материал по истории русской письменности представляют собой берестяные грамоты, которые были найдены во время новгородских раскопок в 1951 году археологом А.В. Арциховским. Часть грамот относится к IX-XII векам. В последующие годы было найдено много грамот, которые являются своеобразным «архивом» частных писем, повествующих о повседневной жизни новгородских людей. Авторами грамот были простые горожане, которые, не имея возможности писать на пергамене, использовали бересту. И то, что археологи обнаружили не только в Новгороде, но и в других городах берестяные грамоты, а также многочисленные палочки-писала (костяные или металлические) даже в слоях X века, является ещё одним, хотя и косвенным доказательством раннего и широкого распространения грамотности среди ремесленников, мелких торговцев и крестьян. Есть грамоты с хоз. вопросами.
Периодизация древнерусской литературы. В развитии древнерусской литературы выделяются три основных периода:
1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв)
Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII в. в ней было более 200 городов. К числу древнейших русских городов принадлежали Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск.
В Киеве и других русских городах с конца XI в Киеве, сестрой князя Ярослава, Анной было учреждено женское училище, первое в Европе. Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово.
2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)
Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».
3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.)
В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).
Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».
Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.
Периодизация (2 источник)
Вопрос периодизации древнерусской литературы до сих пор окончательно не решен. Несомненно, этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и государства. С учетом своеобразия идей, оригинальных и переводных произведений, основных жанров и стилей, можно выделить в истории развития древнерусской литературы (помимо начального) четыре периода:
- Литература Киевской Руси (11 – первая треть 12 века). Связан с интенсивным развитием древнерусской письменности. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной литературы, как канонической, церковной, так и апокрифической, дидактической, исторической и повествовательной. В этот период зарождается и развивается оригинальная древнерусская литература. Формируются важнейшие жанры – житие, дидактическая и торжественная проповедь, поучение, описание путешествий, летопись, историческая и воинская повесть, сказание. Литература этого периода проникнута патриотическим, гражданским пафосом любви к великой русской земле.
- Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть 12 – середина 13 века). Россия распадается на ряд самостоятельных феодальных полугосударств, развитие литературы принимает областной характер. Создаются литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево–Черниговская, Галицко–Волынская, Полоцко – Смоленская, Турово – Пинская. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, торжественного ораторского красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»).
- Литература периода борьбы с иноземными захватчиками и объединения северо-восточной Руси (середина 13 – начало 14 века). Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли». В литературе этого времени главным становятся темы борьбы с иноземными поработителями – монголо-татарами – и укрепления Русского государства, прославление ратных и нравственных подвигов русских людей. В этот период Епифанием Премудрым был возрожден и поднят на новую ступень художественного совершенства эмоционально – экспрессивный стиль. Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования, усиливается политическая теория «Москва – третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда»).
В 15 веке своего расцвета достигает новгородская литература, а также литература Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе. Возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души.
- Литература периода укрепления Русского централизованного государства (16 – 17 века).В 16 веке происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. Строго прослеживаются две тенденции: одна - соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада, другая – нарушение этих правил. Последняя начинает появляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании. Литература, в связи с историческими переменами (крестьянская война Болотникова, борьба с интервенцией) расширяет сферу охвата действительности, изменяет жанровую систему, начинает освобождаться от веры в божественное предопределение. Разрушаются принципы художественного метода средневековой литературы – символичность, этикетность. Житие превращается в бытовое жизнеописание. Яркое свидетельство того – «Житие Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков в 1641 году». Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения литературы, высвобождения ее из-под опеки церкви, процесс ее демократизации. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии («Казанская челобитная» и «Повесть о Ерше Ершовиче»). Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения. Процесс самосознания личности находит отражение в новом жанре – бытовой повести, в которой появляется новый герой – купеческий сын или безродный дворянин. Вместе появляется силлабическая поэзия, придворный и школьный театр, что свидетельствует о торжестве новых начал, что подготавливало появление классицизма в русской литературе.
studopedya.ru
1. Возникновение Древнерусской литературы
1. Возникновение Древнерусской литературы.
Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу последующего времени.
Древнерусская литература исторична, публицистична (авторы описывали все стороны русской жизни того периода), высоконравственна (любовь к Родине).
Отсутствие устойчивого текста - характерная особенность русской литературы. Все рукописи множество раз подвергались переписке. Каждый переписчик мог изменять текст.
Древнерусская литература компилятивна. Например, «ПВЛ» состоит из множества жизнеописаний, боевых действий и др.
Синкретизм - сочетание в одном произведении разных жанров.
Анонимность большинства древнерусских памятников ( авторы очень часто подписывались именами известных византийских летописцев). Книги переводились с греческого и болгарского.
Вначале литература не позволяла говорить о политических, важных для государства делах.
Факторы возникновения древнерусской литературы:
письменность
классовый строй (начальнофеодальный)
устное творчество (обрядовая поэзия, предания, дружинный эпос).
988 г. - с принятием христианства пришла и письменность.
Периодизация (11-17 вв):
1) 11-14 вв. Древняя литература (Киевская Русь - до нашествия татаро-монголов). Характерна монументальность.
2) 14-17 вв. Средневековая литература. (Литература периода феодальной раздробленности). 16 век - век публицистики: Иван Пересветов, Иван Грозный.
3) 17 век. Переходный период от средневековой к новой. Претерпевают эволюцию традиционные жанры. Появление новых жанров, авторов, стилей. Поэзия появляется только в конце 17 века.
2. Первые книги на Руси (книги Библии, сборники житий)
Христианство возникло на Руси в 988 году. Христианство давало возможность верить в единого бога. На Руси при Владимире Святославиче христианство стало государственной религией.
863 г - Кириллица (Кирилл и Мефодий) - послужило толчком к развитию письменности.
Литература двинулась на Русь массивным потоком (из Византии). Переводились хроники, поучения, жития. В 11-12 веках пришла церковная литература из Византии, + стали появляться воинские повести, светские повести. Основной источник для книг -фольклор. Он давал жанры, сюжеты, образы, народную идеологию.
Книги:
Богослужебные (самая первая книга, дошедшая до нас на старославянском - «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием с 1056-1057 годы)
В 1499 году Библия была переведена целиком. Библия - достояние всей мировой культуры. Поэтические образы наполняли собой не только произведения древнерусской литературы но и живопись. Библия - церковная книга. Она отразила нравы многих народов. Там представлены многие жанры (песнопения, богословские трактаты, произведения ораторского искусства).
Библия:
Книга Ветхого Завета (история еврейского народа)
Книга Нового Завета (Апостольские писания и послания). 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
«Апокалипсис» - книга о страшных пророчествах.
Житийная литература (агиографическая) - жизнеописания святых. Житиё сочетает в себе занимательный сюжет и назидательность. В центре - христианский герой, следующий Христу.
Расцвет житийной литературы - 8 -11 вв. В Византии.
«Панегирик» - особая разновидность. Это не вся жизнь святых, а лишь наиболее важные их подвиги.
3. Апокрифическая литература. «Хождение богородицы по мукам».
Апокрифы - произведения, изначально рассчитанные на узкий круг читателей.
«Апокриф» означает - тайный, запретный. Апокрифическая литература - книги, отречённые от главной церкви. Построены на сюжетах из Ветхого и Нового заветов. Они более демократичны.
Существовали новозаветные апокрифы, скорее они были апокалипсического плана (Откровения Св. Павла, «Евангелия Никодима, Фомы» ). Это то, что не могло быть узаконено церковью.
Ветхозаветные апокрифы - «Суды царя Соломона».
Эсхатологические апокрифы - о жизни, смерти, судьбе мира. Эта литература наиболее яркая, образная, фольклорная. «Хождение Богородицы по мукам».
Большинство апокрифов написано было в 14-16 вв. Их было очень много, людей привлекал занимательный сюжет.
Итак, «Хождение Богородицы по мукам» - особенно яркое произведение ранней апокрифической литературы. Оно рассказывает об устрашении людей, не соблюдавших христианскую установку. 4. Особенности жанра жития в литературе 11-12 вв. «Житие Алексея, человека божия».
Житейная литература необъятна. Построена на идеализации святых. Они очертали образы идеальных людей, которым присущи все нравственные черты.
Впервые жития возникли в 4 веке в Византии. На Руси жития писались по схеме греческих житий.
В 11-12 веках наиболее популярные - «Житие Алексея, человека божия».
В житиях обычно смерть святого наступает тихо и незаметно. Огромную роль играют монологи (внутренний мир), диалоги (драматизация), плачи и похвала. После смерти у гроба святого ( он не тлеет) происходят чудеса. Жития заканчиваются риторической похвалой.
Сборники житий:
1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по схеме.
2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития.
3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых.
«Житие Алексея, человека божия».
У святого благочестивые и знатные родители. Затем - рождение младенца, боголюбивого. Он чуждался детских игр, проводил время в молитвах. Когда пришло время жениться, он убежал их дома. Смерть святых обычно тиха и незаметна.
5. Анонимное сказание о Борисе и Глебе. Особенности жанра жития и стиля.
До появления этого «Сказания» существовало ещё написанное Нестором «Чтение о Борисе и Глебе». В нём Нестор создал из братьев двуединый образ христианского мученика, который предпочитает мученически умереть, чем сохранить жизнь, нарушив христианскую заповедь «быть кротким сердцем, отвечать на зло добром». В двуедином образе Бориса и Глеба реализован христианский идеал князя, дающего пример самоотверженного служения делу оберегания русской земли от междоусобной брани.
«Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как «Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием» такое «сказание» является более элементарной жанровой формой.
Борис и Глеб «Сказания» ещё не преодолели в себе влечения к «здешней» жизни, естественного стремления продлить земное существование; душа их волнуется чисто земной скорбью перед лицом постигнувшей им близкого человека или угрожающей им самим смерти.
В «Сказании» образы Бориса и Глеба несут гораздо больший эмоциональный заряд, их чрезвычайно волнуют обрушившиеся на их головы страсти, трагические события братоубийственной распри князей, жертвами которой они являются.
Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской литературы. 6. Значение проповеднической литературы. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы.
Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью.
Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами.
«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира.
Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати.
Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь.
«Слово» построено по чёткому логическому плану:
1 часть - сопоставление Закона и Благодати.
2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси)
3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея».
«Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси.
«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.
Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.
Источники:
В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало летописания относится к созданию Киевской метрополии, ко времени правления Ярослава Мудрого (1037 год).
Первая редакция составлена летописцем Нестором в 1113 году. Он ссылался на жития святых. Эта редакция была создана в Киево-Печерском монастыре. И хоть первая редакция до нас и не дошла, зато дошла вторая (1116), созданная в Выдубицком монастыре (Сильвестр). III редакция дошла до нас в списке Лаврентьевской летописи в 1118 году.
Состав:
Древнейший Киевский Свод (1039) - принятие христианства, о Борисе и Глебе, хвала Ярославу.
I Киево-Печерский Свод (1073) - составлен Никоном. Характерны широта, историзм, поэтичность. Соединение церковной и светской историй.
Новгородский летописный Свод (1050)
II Киево-Печерский Свод (1095) - на основе первого, дополненный новгородскими устными рассказами.
7. Идеи и образы ПВЛ. Русская летопись.
«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.
Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.
«Повесть временных лет» соединяется идеями.
Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька).
Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии.
Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа.
Антивизантийская направленность (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских, рассказы о походах князей).
Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде.
Идеализация в изображении персонажа.
2 метода изображения:
Символическо-религиозный (ведёт к идеализации и к абстрагированию). Чаще всего употреблялся в житийных произведениях.
Фактографический (стремление к правдоподобности).
9. Истоки жанров в ПВЛ.
Для « Повести временных лет» характерно многообразие жанров и стилей. Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал.
Основными жанрами можно назвать:
Сказание (народно-поэтическое произведение, получившее обработку, часто политическую. Народные воззрения на события далёкого прошлого)
Историческая повесть
Поэтический рассказ
Воинская повесть (овеянная героикой дружинной поэзии)
Житийные произведения
Религиозные и светские поучения (отразившие воззрения верхов феодального общества).
Надо заметить, что каждому жанру характерна своя манера изложения. Это так называемый «литературный этикет» по мнению Лихачёва.
Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в исторических повестях и сказаниях, входящих в состав «ПВЛ». Это и историческое сказание 1015 года об убийстве Святополком братьев-мучеников Бориса и Глеба, это и сказание о киевском городском восстании 1068 года и повесть об ослеплении Василька Теребовльского 1097 года.
10. Фольклорность в ПВЛ.
Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий.
1) К фольклорности можно отнести различные встречающиеся символические упоминания цифр в легендах.
Например, в легенде о призвании князей: по приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землёй приходят три брата-варяга. На фольклорность легенды указывает наличие эпического числа ТРИ - три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхождение.
Легенде о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства. (Три брата - основатели Киева).
2) Отзвуками обрядовой поэзии времён родового строя наполнены летописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах.
3) Приёмы устного народного творчества в описании князей:
Олег - храбрый, мужественный и мудрый воин, умён, хитёр. Назван «вещим» - волшебник. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных и даже он, «вещий» не может.
Игорь - заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, храбр и умён, но жаден. Жадность и становится причиной его гибели.
Ольга (жена Игоря) - мудрая женщина, властная, мудрая, верная памяти своего мужа, отвергающая сватовство даже греческого императора.
Святослав (образ овеян героикой дружинного эпоса).- простой, сильный, прямодушный, мужественный воин. Ему чуждо коварство, лесть, хитрость. Он презирает богатство, ценит только оружие и дружину. Живёт интересами своей дружины. Гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов.
4) Рассказы о Кожемяке (пропитанные духом народного героического эпоса). Кожемяка победил печенежского исполина.
5) Рассказы о Белгородском киселе: здесь прославляется ум, находчивость, смекалка русского человека.
6) Церковная легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство было привнесено на Русь самим апостолом Андреем, а не греками.
Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвящённых событиям 9 - 10 веков, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами, следовательно, непосредственно относится к фольклору.
11. «Поучение чадам Владимира Мономаха». Личность, стиль, особенности жанра.
«Поучение» было внесено в Лаврентьевскую летопись под 1096 годом. Само поучение было написано Мономахом в 1117 году.
Владимир Мономах - выдающийся государственный деятель Киевской Руси (1053-1125).
Особенности жанра:
В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно-дидактический характер, «Поучение» содержит конкретно-исторические черты. Оно распространено автобиографической частью.
Оно построено по весьма чёткому плану:
Вступление, обращённое к детям.
Центральная дидактическая часть - общее философское рассуждение о человеколюбии и милостивости бога. Практические наставления.
Завершение - призыв воздать хвалу богу при любых делах.
Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил 83 больших похода, заключил 20 мирных договоров.
Характерная особенность «Поучения» - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами.
Стиль:
Книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников. Любовь к природе выражается литературным языком.
Элементы живого разговорного языка (охота, походы).
Наличие отточенных, простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений.
Язык простой.
Часто цитирует автор псалмы, где на разные лады выражается вера, что оружие праведника всегда торжествует.
Личность:
Нет молодецкой лихой удали, не красуется славой своих подвигов, потому что он не только витязь, а ещё и высокообразованный князь, философски осмысливший опыт своей долголетней жизни.
Черты воина и охотника, никогда не расстающегося с оружием, не знающего страха в схватках.
Образ князя-книголюба.
12. Киево-Печерский патерик. Общая характеристика + новеллы.
Наряду с первыми княжескими житиями создаются жития чисто церковные. В стенах Киево-Печерского монастыря собираются жития, предания и легенды святых.
Все эти описания жизни и деятельности монахов в 13 веке были объединены в сборник, который получил название в 15 веке - «Киево-Печерский патерик».
Основа патерика - переписка суздальского епископа Симона с монахом Поликарпом из Киево-Печерского монастыря. (Начало переписки - 20-е годы 13 века).
Они пишут о святости Киево-Печерского монастыря. Симон подчёркивает значение монастыря, называет знаменитые имена - выходцы из Киево-Печерского монастыря.
Состав:
Сказание о святых черноризцах Печерских (9житий святых, написанных Симоном)
11 рассказов о жизни святых, написанных Поликарпом.
Эти 20 рассказов и составили основу Киево-Печерского патерика.
Патерик открывается сказанием о создании Печерской церкви (1073). Далее следуют рассказы о жизни святых. Они наполнены религиозной фантастикой, чудесами, борьбой с бесами, и т.д.
Большое место занимает отношение монахов с киевским князем. Обычно в столкновении с ним победа остаётся за монахами.
Жестокая кара постигает того, кто не почитает монастырь и его старцев. Такова мораль рассказа об иноке Григории, которого приказал утопить князь Ростислав.
Хорошо описываются князья Святослав, Всеволод, Владимир Мономах.
Не только подвигами прославляют монахи монастырь, но и искусством врачевания (Агапит), писательским мастерством (Нестор), умением творить каноны (Григорий), знанием текста писания (Никита), знанием языков (Лаврентий) и искусством живописи (иконописец Алимпий).
Возникновение патерика в условиях феодальной раздробленности, в период, когда Киев утратил былое значение политического центра, имело большое значение: патерик напоминал о былой славе, величии Киева, говорил об общерусском значении Киево-Печерского монастыря, символе единства русской земли. 13. «Слово о полку Игореве». Историческая основа. История создания.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.
Историческая основа:
В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.
В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.
Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми
1170 год - съезд южнорусских князей.
1184 год - коалиция разбивает половцев.
Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.
Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей - Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».
Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:
Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».
Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.
Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.
Написано было между 1185 и 1187 годами.
14. Идейный пафос и художественное своеобразие «Слова».
Задача автора была в том, чтобы дать верную политическую оценку событиям, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей русской земли.
Основная идея - страстный «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».
Надо сказать, что идейная и художественная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга.
Художественное своеобразие:
«Слово о полку Игореве» представляет собой своеобразный мир образов, в котором живут, строят планы, борются, радуются и печалятся, делятся мыслями и чувствами разного положения люди феодального класса: князья и дружинники.
С художественной точки зрения «Слово о полку Игореве» поражает стройностью и внутренним единством, гармонией всех входящих в его состав компонентов - образов, картин, элементов словесного оформления.
Батальная живопись «Слова» отличается необычайной яркостью красок. Битва рисуется в этих картинах как богатырская потеха, как шумный пир.
Это произведение не словесно-изобразительного, а словесно-выразительного творчества, не эпически повествовательное полотно, а лирически песенный словесный поток. Песенный характер «Слова» выражается в отчётливо лирическом складе этого произведения.
Надо сказать о значении описания природы в «Слове». Каждый раз перед битвой она особенно ярко отражает предстоящие события.
Гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения. Чёткость политической мысли, лирическая взволнованность, публицистическая страстность, широта исторического мышления, высокая художественность - всё это делает «Слово» прекрасным произведением русской литературы.