Книга: Р.В.Кинжалов «Культура древних майя». Культура древних майя
Культура майя
Цивилизация майа полна загадок. Потомки индейцев майя сегодня населяют некоторые регионы Гватемалы, Мексики, Гондураса и Белиза. Джунгли Центральной Америки сохранили десятки городов, основанных представителями древнейшей и одной из самых загадочных цивилизаций. Остались от них только руины, но и они позволяют многое рассказать о том, какой была культура майя. В музеях мира сегодня хранится большое количество предметов керамики, украшений, статуэток, которые некогда им принадлежали. До недавнего времени о культуре этого народа было известно очень мало. Названия городов, имена художников и жрецов были неразгаданной тайной.
Только когда в руки исследователей попали рукописи «Чилам Балам», написанные латиницей на языке майя, они смогли почерпнуть мифологические, исторических и астрономические сведения.
К моменту прихода конкистадоров племена майя были расселены по огромной территории полуострова Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, части Табаско, западных регионов Сальвадора, Чьяпаса и многих других. Зародилась цивилизация в первые века нашей эры. Культура майя переживала свой расцвет в 7-8 веке нашей эры. Именно в это время были созданы самые значительные творения архитектуры, скульптуры, живописи майя.
Уже в 9 веке жизнь во многих городах практически прекращается. Перестают появляться храмы и дворцы, замирает строительство, исчезают алтари. Почти полностью замирает научная жизнь, пустеют дворцы и мастерские. Ученые до сих пор спорят о том, что послужило причиной заката цивилизации. Самым правдоподобным предположением сегодня считают гипотезу об иноземном вторжении, которое и стало причиной разрушения городов и изгнания из них народа.
Просуществовавшая сравнительно недолгий период времени цивилизация оставила после себя множество доказательств того, что ее представители обладали удивительно обширными знаниями. Культура майя была развита настолько, что ее достижения поражают даже сегодня. Календарь майя представлял собой целую систему календарей, каждый из которых применялся и с религиозной, и с практической целью. Гороскоп стал первым в мире, который использовался для определения благоприятных периодов для проведения обрядов, посевных и т.д.
Астрономы майя создали также и лунный календарь, не имея в своем распоряжении телескопов или какого-либо другого оборудования. Они смогли вычислить продолжительность года, измерить фазы Венеры и Луны. Эти календари были относительно непродолжительными. Для длительных по времени исчислений применялся календарь «Длинного Счета». Именно по его данным планета в 2012 году должна прекратить свое существование.
Культура майя была довольно многоликой. Она была представлена храмовой росписью, архитектурой и наукой. Индейцы поклонялись солнцу, поэтому «солнечная тематика» прослеживается в большинстве произведений искусства. В храмовой росписи художники пользовались красками, которые отличались высокой устойчивостью. Их состав не известен даже сегодня. Ценными предметами считались деревянные фигурки богов и умерших родственников.
Памятникам архитектуры характерна однотипность. Сооружения возводились на стилобатах, часто имели четырехугольное или овальное основание. Майя создали целые города-государства, которые были высечены из камня. Примерно двести лет назад ученые обнаружили город Паленке. Он представляет собой настоящее произведение искусства с пирамидами, дворцами, храмами. Особенного развития достигла скульптура.
При этом у майя существовали довольно странные представления о красоте. В их понимании красивыми считались деформированные черепа, треугольные зубы, косые глаза. Существовали у них и весьма жестокие ритуалы и традиции: широко практиковались человеческие жертвоприношения с вырыванием сердца.
Художественная культура майя отличалась своеобразием и незаурядностью, поэтому она так интересна для современных исследователей.
fb.ru
Культура майя - это... Что такое Культура майя?
Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным — территория Месоамериканской цивилизации
Ма́йя — цивилизация в Центральной Америке, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н.э.- 250 н.э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н.э. - 900 н.э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.
Территория
В настоящее время (2007) территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть).
Найдено около 1000 городищ культуры майя (на начало 80-х годов XX века), но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 посёлков.
История
Ранний доклассический период (около 2000—900 года до н. э.)
На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз), относящийся к старейшим городам цивилизации майя. Приблизительно в 1000 году до н. э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший до VII века н. э. 767
Средний доклассический период (около 900—400 года до н. э.)
В среднем доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается торговля между городами. 7 веком до н. э. датируются следы поселений в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского залива первые поселения и храмы появляются около 500 года до н. э. К первым крупным городам майя относятся Эль Мирадор (с самой большой известной пирамидой майя, 72 м) и Накбе, находящиеся на территории современной Гватемалы. Около 700 года до н. э. в Мезоамерике появляется письменность.
В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоамерикой. Некоторые ученые считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 годы до н. э.
Поздний доклассический период (около 400 годов до н. э. — 250 года н. э.)
Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий будет культурным, религиозным и торговым центром Мезоамерики, оказывающим культурное влияние на регионы майя.
Ранний классический период (около 250—600 года н. э.)
Самая ранняя датированная в 292 году н. э. стела в Тикале изображает фигуру правителя Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой», граждане Теотиуакана поселяются в нём, привнося новые обычаи, ритуалы и человеческие жертвоприношения. В 562 году разражается война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву.
Поздний классический период (около 600—900 года н. э.)
Цивилизация майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, основываются города Чич'ен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяются друг с другом дорогами, так называемыми сакбе (sacbé). Города майя насчитывают больше чем 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города.
Упадок цивилизации майя
Уже в IX веке н. э. в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Города покидаются жителями, приходят в упадок системы водоснабжения. С середины X века н. э. больше не воздвигаются каменные сооружения. До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения на счёт исчезновения цивилизации майя — экологическая и неэкологическая гипотезы.
Экологическая гипотеза основывается на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком. Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки — тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывается геологом Геральдом Хаугом (Gerald Haug), занимающимся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.
Постклассический период (около 900 года — 1521)
В 899 году покидается Тик’аль. Города северного Юкатана продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чич’ен-Ицы. В 1263 году основывается Майяпан, который становится впоследствии главным центром Юкатана. Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году он покидается.
После этого Юкатан снова представляет собой территорию городов-государств, каждое из которых борется друг с другом.
Колониальный период (1521—1821 года)
В 1517 году на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы [1] . Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании.
Постколониальный период
В 1821 году Мексика получает независимость от Испании. Обстановка в стране, однако, не стабилизируется. В 1847 году происходит восстание майя против авторитарности мексиканского правительства, известное как Война каст. Восстание подавляется лишь к 1901 году.
Майя сегодня
На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 миллиона майя [2]. В Гватемале до 40 % населения относятся к майя, в Белизе — порядка 10 %. Сегодняшняя религия майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований майя. Каждая община майя имеет сегодня своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований выступают домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других майя.
Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, украшенную традиционными сюжетами майя. Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние. Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше майя носят современную одежду, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.
Особая ситуация сложилась в контролируемых сапатистами деревнях в мексиканском штате Чьяпас. Эти деревни получили в недалёком прошлом автономию на управление.
Искусство
Основная статья: Искусство майя
Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.
Архитектура
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.
Письменность и счисление времени у майя
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Впервые они были переведены немецким учёным Э.Ферстеманном в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний. В дополнение к этому майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.
Календарь майя
Письменность
Цифры майя
Первый открытый археологами на территории современного мексиканского штата Оахака монумент майя с высеченными на нём иероглифами относятся приблизительно к 700 году н. э. Сразу после испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями иероглифики майя стали испанские монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым известным из них был Диего де Ланда, третий епископ Юкатана, который в 1566 г. написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды, иероглифы майя были сравни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определённую букву.
Наибольшего успеха в расшифровке текстов майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Учёный предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нём соответствовал определенной комбинации одного согласного с одним гласным. Соединенные вместе знаки были фонетической записью слов. На Западе большой вклад в расшифровку иероглифов древних майя внесли Генрих Берлин и Татьяна Проскурякова.
В результате открытий XX века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определенном порядке в прямолинейной решетке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей. Внутри этой решетки иероглифические блоки образуют ряды и колонки, чтение которых подчинялось особым правилам[3] . Также большой вес имеют пиктографические знаки, часто изображающиеся со многими деталями животных, людей, частей тела и предметов быта.
Система счёта у древних майя
Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатеричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как ноль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.
Теории
В XIX веке были популярны и до сих пор существуют теории о происхождении майя от жителей мифической Атлантиды, Древнего Египта и т. п.
Религия майя
Основная статья: Религия майя
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 года н. э. до 900-х годов н. э. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.
Время, космос и Конец света
Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Например их расчёты движения Венеры расходились с современными астрономическими данными всего на несколько секунд в год. Они представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня — подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами. Повторяющиеся явления подвергались систематическим наблюдениям, после чего отображались в различного рода календарях. Задача религиозного лидера майя состояла при этом в интерпретации этих циклов.
В частности, по астрологии и календарю майа, «время пятого Солнца» — последнего цикла — закончится 21-25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние), и будет ознаменовано огромным по своим масштабам наводнением и Концом света, за которыми должно последовать очередное рождение Вселенной. Эта дата вызывает много современных паникёрских (лже?)пророчеств и эзотерических спекуляций. Особенно эта теория популярна в течении Новая Эра, где смешивается с христианской антиязыческой идеей Апокалипсиса.
Боги и жертвы
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.
Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.
Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн представители других племён, так и члены собственной группы, в том числе и высший слой. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертвоприношение в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высшего слоя противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки. В постклассических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периода захвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.
Политическая и социальная структура общества
Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры отличались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством аява (правителя), имели место также олигархические и аристократические формы правления. У племени киче (Quiché или K’iche') имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве. Также демократические институты имели место как минимум в нижнем слое общества: существующая и по сей день процедура избрания каждые три года бургомистра, «майя-бургомистра», существует, надо полагать, довольно давно.
В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населенных пунктах.
Военное дело
Междоусобицы и войны
Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.
Вооружение
Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных. На вооружении майя также были деревянные мечи со вставленными в них кремниевыми лезвиями и приспособления напоминающие пращу. Интересные приспособления, как правило кожанные жгуты, которые зажимались пальцами или одевались на запястье руки. Работали они как вспомогательная катапульта, для более дальних бросков коротких копий (дротиков), с использованием этих приспособлений дальность полета и поражение цели увеличивалось в два раза.
Города майя
Исследователи майя
Юрий Кнорозов
Фредерик Катервуд (Frederick Catherwood)
Эрнст Фёрсман (Ernst Försemann)
Николай Грубе (Nikolai Grube)
Теоберт Малер (Teobert Maler)
Татьяна Проскурякова
Джон Ллойд Стефенс (John Lloyd Stephens)
Александр Сафронов
Майкл Ко
Литературные первоисточники
Библиография
Майкл Ко — профессор антропологии Йельского университета. Книга написана ярко, раскрывает многие неизвестные страницы истории исчезнувшей цивилизации. Специальной главы удостоен российский ученый Юрий Кнорозов, внесший неоценимый вклад в расшифровку письменности майя.
Культура древних цивилизаций Мезоамерики МАЙЯ Майя Парижский
Культура древних цивилизаций Мезоамерики МАЙЯ
Майя Парижский кодекс или «Кодекс Переса» - фрагмент рукописи майя Пирамида Кукулькана в древнем городе Чичен-Итца
Периодизация • Ранний доклассический период ( ~2000 – 900 гг. до н. э. ) • Средний доклассический период ( ~899 – 400 гг. до н. э. ) • Поздний доклассический период ( ~400 г. до н. э. – 250 г. н. э. ) • Ранний классический период (~250 – 600 гг. ) • Поздний классический период (~600 – 900 гг. ) • Ранний постклассический период (1000 – 1250 гг. ) • Поздний постклассический период (1250 – 1541 гг. )
Ранний доклассический период Общинный строй Занятия: охота, рыбная ловля, собирательство, земледелие (маис) Поселение: Ла Виктория, гватемальская деревня близ мексиканской границы на берегу Тихого океана. Техника не развита Изделия из керамики примитивны, одноцветные, простых функциональных форм, с гладкой или пластической орнаментацией (отпечатки ткани, шнура, раковин или пальцев на сырой глине) Глиняные женские фигурки – культ плодородия; культ мертвых
Средний доклассический период • Появление новых земледельческих культур: фасоли, тыквы, стручкового перца • Трансформация социальной структуры – выделение жречества • Возникновение ритуальных построек • Влияние ольмекской культуры: правление чужестранцев, появление календаря, «длинный счет» , зачаточная письменность, божество ягуар, гигантские скульптурные группы • Поселения: Алтар де Сакрифисьос, Сейбаль, Вашактун и Тикаль и Цибилчальтун
Тикаль В центре города расположено шесть ступенчатых пирамид (платформ) с храмами на вершинах. Ранними исследователями они были пронумерованы. Деревянные элементы конструкций выполнены из железного дерева и сохранились, несмотря на почтенный возраст. Крупнейший храм пирамида IV высотой 72 м был закончен к 720 г. Храм V — 750 г. Среди прочих сооружений можно выделить дворцы правителей, храмы меньших размеров, здание, служившее, по видимому, тюрьмой (сохранились решетки из деревянных брусьев на окнах), площадки для игры в мяч (эти своеобразные древние стадионы обычны для городов майя — игра, скорее всего, имела ритуальный характер).
Поздний доклассический период • Социальная дифференциация еще больше возросла • Появление церемониальных центров – строительство пирамид с храмом хижиной; богато орнаментированы масками из штука • Центры – Исапа, Абах Такалик, Монте Альто, Эль Бауль, Каминальгую. • Позднее: большее число ритуальных центров как следствие роста численности населения, • широкое применение каменной кладки и украшений из штука, • стелы с иероглифическими надписями, датами и образами правителей, • новая керамика, полихромная и с более изысканными формами. • некоторые простые могилы обычные узкие ямы стали перекрывать несколькими рядами каменных плит, которые, постепенно сходясь, закрывали углубление так зародился ступенчатый майяский свод (ложная арка)
Триумфальная арка. Лабна, Юкатан. Конец I тыс. н. э. Рис. Казервуда
Ранний классический период – • • период расцвета Политический строй – теократия Палка копалка – основное и единственное орудие труда Земледельческие террасы в горных районах (задержание дождевой воды и предупреждение эрозии), оросительные каналы, искусственные водохранилища Развитие строительства, скульптуры, живописи, керамики, изготовление изделий из перьев Письменность – логосиллабический тип (слоговый) Прогресс в астрономии и математических знаниях Календарная система
Структура власти Города – государства по принципу полиса. Каждое местное государство управлялось халачвиником, «настоящим человеком» . Должность наследственная. Опирался на государственный совет – ах куч каб, состоящий из жрецов и высокопоставленных сановников. Батаб – наместник халач-виника в зависимом городе, выполнял гражданские, судебные и военные функции. Предположительно политическая власть проистекала из духовного сана.
Религия майя Политеическая религиозная система. Источники – Дрезденский, Парижский и Мадридский кодексы, Пополь Вух. Имена многих богов не известны, из за сложности соотнесения с традиционными именами богов майя, дошедшими до нас, немецкий исследователь древностей майя Пауль Шеллхас предложил, чтобы изображениям богов условно присваивали букву алфавита
Боги майя • Кинич Ахау – бог солнца, дух севера. • Ицамна – бог луны, владыка неба, прародитель богов и людей, олицетворял угасание и возвращение жизни в природе, бог покровитель запада. • Чак – бог дождя, покровительствует востоку. • Эк Чуах – покровитель торговцев и тех, кто выращивал деревья какао.
Жреческая иерархия • Ахкин (мн. ахкинооб) – «человек Солнца» . • Верховный жрец – Ахав Кап Май ( «господин змей» ) • Чилам – пророк или предсказатель, толкователь книг • Наком – совершение человеческих жертвоприношений • Чаакобы – почтенные старцы, держащие жертву за руки и ноги во время жертвоприношения • Ахмен – колдун, знахарь
Жертвоприношения майя Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.
Письменность Самые ранний надписи – III в. до н. э. Письмо майя – система из словесных и слоговых знаков
Астрономия Астрономией занимались жрецы. Каменные обсерватории — караколей. Известны пять планет. Астрономия использовалась для выявления наиболее благоприятного момента к началу тех или иных сельскохозяйственных работ. Жрецы майя умели распознавать наступления солнечных и лунных затмений. Астрономия инструментом власти.
Система счета • Двадцатиричная система счета • Ноль схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности.
Календарь майя 2 календарные системы: 1) гражданский использовался для хозяйственных нужд. Майя определяли по нему, когда им сеять кукурузу, когда собирать урожай и делать другие дела по хозяйству. Год гражданского календаря майя "хааб" имел 365 дней, т. е. был согласован с солнечным циклом. Его составляли 18 месяцев по 20 дней и еще 5 дней, получивших название "дней без имени" и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что хааб на доли дня короче истинного солнечного года и вносили поправки. 2) ритуальный календарь "цолькин» , для религиозных обрядов. Год цолькина был гораздо короче всего 260 дней и делился на 13 месяцев, которые, так же как и в хаабе, содержали по 20 дней. В период 52 года календаря хааб укладывается 73 целых цолькина. Эта зависимость составляла основу гармонии календаря майя.
Чак-Мооль (исп. chac-mool) — название, данное типу доколумбовых мезоамериканских каменных статуй. Чак Мооль изображает человеческую фигуру в лежачем состоянии с головой, повёрнутой в сторону, держа в руках поднос на животе. Смысл этой позы или самой статуи остаётся неизвестным. Вероятно служил «течкатлем» (жертвенным алтарем), а поднос видимо предназначен для приема жертвоприношения в виде человеческого сердца.
Скульптурные приемы • Майя знали и применяли: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов обсидиан, кремень, нефрит и другие твердые или мелкозернистые камни, а также раковину и кость. В крупных скульптурах использовали главным образом известняк и иногда дерево. Их орудия изготовлялись из твердых пород камня; при их помощи они резали, ваяли, сверлили; полирование достигалось посредством каменной пыли, песка и воды.
Скульптура Плита из могилы Храма надписей в Паленке (по Беатрис де ла Фуэнте) Стела Д из Копана с изображением сакрализованного правителя
Поздний классический период • Культура достигает апогея, после резкий упадок • Гипотезы: 1) изменение климата и землетрясения, обильные дожди; 2) эпидемия желтой лихорадки и малярии; 3) истощение почв; 4) интеллектуальный и художественный упадок из за проникновения чуждых майя религиозных верований и концепций • Территории перенаселены
Ранний постклассический период • Кризис майянской культуры, завоевание тольтеками • Развитие храмового комплекса Чичен Ица благодаря приходу к власти чужеземных правителей • Расширение торговли (не предметы роскоши, а товары повседневной необходимости – соль, мед, хлопок, какао) • Господство тольтеков – вывоз рабов
Чичен-Ица ( «устье колодца племени ица» ) политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан, основан в VII в. н. э. Храм Кукулькана Храм войнов Храм ягуара 7 стадионов для игры в мяч Группа тысячи колонн Священный сенот
Чичен Ица Храм Кукулькана • 9 ступенчатая пирамида (высота 24 метра) с широкими лестницами на каждой из сторон. (В дни весеннего и осеннего равноденствий (20 марта и 22 сентября) приблизительно в три часа дня лучи солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень об разуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих, в свою очередь, тело тридцатисемиметровой змеи, «ползущей» по мере передвижения солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы. ) Циновка Ягуара каменный трон в виде фигуры ягуара, символ власти и трон верховного правителя
Поздний постклассический период • Разложение в экономической, политической, культурной сферах • Падение Чичен Ицы – конец торговли • Общинные земли переходят в собственность производителей какао, хлопка, хенека • Народное восстание 1441 г. следствие классовых противоречий
Открытие земель майя Франсиско Эрнандес де Кордоба, возглавлявший первую экспедицию (1517 г. ), смог по достоинству оценить силу сопротивления местных жителей. На мысе Каточе он потерял в бою 26 человек, а еще через некоторое время в Потончане (Чампотоне) касик Моч Ковох и его опытные воины нанесли конкистадорам такое жестокое поражение, что они были вынуждены отступить
Диего де Ланда Автор книги «Сообщение о делах в Юкатане» (1566), ввёл на Юкатане систему образования, создал латинский алфавит для языка юкатека, учредил на Юкатане инквизицию, на аутодафе сжёг рукописи майя, тем самым уничтожив большую часть майянской литературы.
Юрий Валентинович Кнорозов (1922 1999) Советский лингвист и этнограф, доктор исторических наук. Дешифровал письменность древних майя и протоиндийское письмо. Основатель российской школы майянистики.
Презентацию выполнила: Артёмова Александра Геннадьевна 13506 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
present5.com
Культура цивилизации майя кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Майя проживали, пожалуй, в одном из самых удобных для проживания мест на Земле. Теплая одежда им не была нужна в тропическом климате, поэтому их одежды были легкими – толстые и длинные полосы ткани обматывали их тела. Их основным родом мирских занятий долгое время была охота и земледелие – они питались кукурузой, собранными в джунглях фруктами и мясом убитых на охоте животных.
Домашних животных в ранние периоды их существования у них не было, им не было знакомо устройство колеса. То есть, изначально культура цивилизации майя слаборазвитой, сама она была сравнительно отсталой, по уровню соответствовала каменному веку, и их невозможно было сравнить с древними Грецией и Римом. Тем не менее, именно они впоследствии создали огромные каменные города, разбросанные по всему Юкатану. Практически в каждом из них были величественные пирамиды, и ученые до сих пор не знают, как им удалось создать нечто столь монументальное. Пирамиды города Теотиукан, испещренные различными знаками до сих пор вызывают живейший интерес у археологов и ученых.
Со временем общество майя отказалось от родоплеменного устройства. За несколько тысяч лет их поселки разрослись до крупных городов, однако до 6 века до н.э. они оставались столь же примитивными, как и прежде. По всей видимости, инки тесно познакомились с более развитой цивилизацией ольмеков, проживавшей на север от берегов Мексиканского залива. Они научили своих соседей ремеслам, полностью изменили их искусство и задали их исключительный стиль. Именно от них майя перебрали иерархическую систему общества, в которой над всеми членами общества возвышался единственный правитель.
Во времена своего расцвета майя сумели достичь большого успеха в развитии некоторых наук. Они сумели создать чрезвычайно точный календарь, но не стали устранять ежегодную погрешность посредством добавления новых дней, хотя прекрасно о ней знали. Их медицина была сравнима, и даже кое в чем превосходила европейскую медицину времен Средневековья. Лишь майя среди народов Мезоамерики в своих математических расчетах использовали ноль. Однако культура цивилизации майя исчезла, оставив по себе лишь слабое влияние на народы, которые проживали на ее территории впоследствии. Особенно явно чувствуется связь между майя, тольтеками и ацтеками. Достоверно о причине их исчезновения не знает никто. Огромные города были брошены в 9 веке, местные крестьяне ушли в джунгли, а жреческие традиции были забыты.
antiquehistory.ru
Культура древних Майя — реферат
Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливые скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Они изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура. Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе. Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие рельефы Яшчилана кажутся «переводами» с дерева на камень.
Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовых статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Эти изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники крупной пластики. Центры их изготовления не совпадают с центрами монументальной скульптуры. На острове Хайна (штат Кампече в Мексике), известном лучшими образцами терракот, монументальная скульптура почти отсутствует.
Чичен-Ица — священная столица майя. Среди ее развалин Храм Ягуара, названный из-за трона в виде ягуара, найденного в святилище, Храм Воинов, Большой Стадион, Храм Орлов, Храм Стенных Панелей, Храм Кукулькана, Священный Колодец. Раскопки города завершились в 1936 г. В одном из храмов найдена надпись с датой, соответствующая примерно 879 г. н. э. Город Чичен-Ица пережил свой расцвет примерно в то же время, что и Копан, Тикаль, Паленке, Яшчи-лан, Ушмаль. Руины древнего города представляли собой некоторый парадокс — больше половины здания города коренным образом отличается от здания майя. На колоннах и стенах одного из храмов были высечены десятки необычных мотивов — фигуры воинов в доспехах из стеганой хлопчатобумажной ткани, с копьями и щитами. Одежда и характер не соответствуют традиционным изображениям воинов майя. Найден ряд новых типов построек. Одна из них — совершенно круглое здание, известное под названием Караколь (улитка). Исследователи предполагают, что тут могла находиться обсерватория. Другие постройки города имели длинные ряды колонн. А большой открытый участок, окруженный колоннами, служил, видимо, рынком. Столь же необычны колонны по бокам дверных проемов и лестниц, украшенные скульптурами змеев, а также длинные ряды настенных рельефов с изображениями грифов, держащих в когтях человеческое сердце, ягуаров, приготовившихся к прыжку.
Недалеко от главной площади города находилось несколько каменных мужских фигур, лежащих на спине, с поднятыми над головой коленями, так называемых Чакмоолов — божеств, связанных с культом воды. На животе у них высечены чашевидные углубления для жертвенной крови. Археологами сделан вывод, что все эти «новшества» — неизгладимый след вторжения тольтекских племен, которые захватили город примерно в X в. В священной книге майя «Чи-лам-Балам» также даны подробные описания чужеземцев и столицы, которую они основали в Чичен-Ице. Сообщается, что «ицы» пришли сначала из далекого Толлана и что создателями этого города были тольтеки. Действительно, археологами было обнаружено много общего между культурой Чичен-Ица и городом Тулой в долине Мехико, который и является древним Толланом. В Туле были найдены фигуры воинов, которые украшали и Чичен-Ицу. А на стенах пирамид Тулы — фрески, до мельчайших деталей совпадающие с юкатанскими. Они изображали ягуаров, стервятников, пожирающих человеческие сердца. Были в Туле точные копии колонн Чи-чен-Ицы, у основания одной из пирамид — статуя полулежащего на спине Чакмоола. Оба города разделяло 800 миль труднопроходимых джунглей.
Любопытным памятником культуры майя был Священный Колодец, или Колодец Жертв, в Чичен-Ице. Он был 20 м глубиной до воды, пласт воды достигал 10 м, ширина колодца — 60 м. У индейцев существовала легенда, что тут приносились в жертву самые красивые девушки. Жертвоприношения делались, когда возникала крайняя надобность в дожде. Считалось, что девушки могут выпросить у богов счастливый год, так как в колодце жил Бог Дождя. Из самых далеких уголков страны ежегодно к колодцу шли паломники, чтобы бросить свои дары богу Чаку — покровителю земледельцев. Главный храм в Чичен-Ице посвящен Богу Ветра Кукулькану, одному из главных в пантеоне майя. Он изображался в виде пернатого змея. Храм обращен фасадом к колодцу и соединен с ним особой «Дорогой Жертв», выложенной каменными плитами. Испанские историки XVI в. сообщают, что сам город к моменту их прихода был уже мертв, но жертвоприношения людей продолжали осуществляться.
Поздней Э.Томпсон произвел раскопки этого места. Было найдено большое количество украшений, скульптурных фигурок из драгоценных и полудрагоценных материалов — нефрита, золота, останки людей, оленей, ягуаров, глиняные чаши, топоры.
В одной из древних хроник XII в. сообщается, что мужчина по имени Хунак Кеель, приносимый в жертву этому колодцу, спасся, после чего был избран правителем города.
В XIX в. Чичен-Ица продолжал оставаться местом религиозного паломничества индейцев.
Рисунки из древней рукописи майя «Чилам-Балам» не уступают по художественным достоинствам фресковой живописи храмов. Они дают богатый материал для изучения культуры древних майя. Некоторые разделы рукописей восходят к очень ранним временам и отражают традиции, исчезнувшие уже в классический период. В целом рукописи являются своего рода энциклопедией, охватывающей все стороны жизни индейцев.
С помощью этих рукописей жрецы ориентировались в ритуалах многочисленных праздников. Рукопись иллюстрируется графическими рисунками, которые дают пояснения к тексту. Четыре цвета фона рисунков, видимо, имеют отношение к четырем богам сторон света. Среди сюжетов рисунков — бог с поднятыми руками (Ицамна) держит в руках раму с тканью и большую иглу с ниткой. Бог сидящий держит в руке ветку с улиткой, фон голубой. Бог с головой собаки, сидя, держит стебель с улиткой, фон красный. Бог с головой грифа сидит, подняв руку ладонью вверх, и т.п.
Бумагу для книг делали из луба фикуса, писали с помощью волосяной кисточки различными красками. Умерших жрецов хоронили с их рукописями. Сами рукописи представляли собой длинные полосы бумаги, сложенные складками. После завоевания территорий майя испанцами древнее письмо было полностью утрачено.
К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами. Закончился «золотой век» классического периода цивилизации майя. Города окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы, разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались поглощенными джунглями. Последняя датированная стела (город Тикаль) имеет дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя. Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к гибели культуры. Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть хозяйственно-экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается загадкой для ученых до сих пор.
Заключение
Индейцы, принадлежащие к лингвинистической группе майя, живут в настоящее время на территории трех современных государств Центральной Америки. Эта языковая семья разделяется на три главные ветви: майя, киче, хуастекс-кая.
Современные майя в сельской местности сохраняют традиционную культуру. Они занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на плантациях кофе. Женщины нанимаются прислугой в городах. Развито пчеловодство, птицеводство, животноводство — майя разводят коров, свиней, лошадей, коз, ослов, в горах — овец. Сохраняются ремесла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах — узорное ткачество на вертикальных ткацких ручных станках, производство украшений, музыкальных инструментов, изделий из перьев, черепицы, лодок. Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой крышей, крытой пальмовыми листьями, часто беленное изнутри и снаружи. Пол земляной, покрыт циновками. В доме имеются большой глиняный сосуд для воды, каменная зернотерка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу очаг из трех камней с глиняной сковородой.
Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины носят узорные пояса, женщины — запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев, креста, аграрная и поминальная обрядность, шаманство, колдовство, знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранились мифология, песни, легенды, сказки, танцы. Язык майя существовал до запрещения его церковью в XVI в. Современные майя пользуются письменностью на основе латинского алфавита
Литература:
Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.
История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.:Литература, 1997.
Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.
Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997.
student.zoomru.ru
Культура древних Майя — реферат
Введение 3
Глава 1. Древняя история Майя 5
1.1 Бонампак - история в картинках 6
1.2 Великий город Паленке 8
Глава 2. Культура древних Майя 11
2.1 Памятники архитектуры Майя 11
2.2 Письменность майя 12
2.3 Религия майя 14
2.4 Скульптура 16
Заключение 23
Литература: 24
Введение
Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.
Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.
Согласно методам сравнительной лингвистики (лексикостати-стики), удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков отделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования (глоттохронологии) дают следующую картину, в которой указаны приблизительные даты, когда началось отделение основных языков, начиная от гипотетического протомайя.
В пределах области майя — на юге Гватемалы и в Сальвадоре — встречаются группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области находится уастекская группа майяской семьи.
Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие разделы работы.
Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы, северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность — приблизительно 2,7 млн человек.
Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки), пожалуй, наиболее известны.
Глава 1. Древняя история Майя
Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов: доклассический — 2000 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э — 900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала и полуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в., они натыкались на развалины древних городов. Пока достоверно неизвестно, почему в конце 9 в. н. э. опять были почти одновременно покинуты и разрушены грандиозные религиозные центры майя классической эпохи и что послужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это были тропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либо болезни, или нападение враждебных племен. Величественные развалины городов майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.
Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им после испанского завоевания и не являются подлинными. Например, город Тикаль придумали археологи, а Паленке по-испански — «крепость».
Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры, одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были сожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайны одной из величайших в мире цивилизаций.
Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (в Гондурасе), Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчилан и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в 10— 11 вв. н. э., главные центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.
В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние помещения которого расписаны фресками. Он был не единственный. К храму примыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный комплекс — типичный для священных городов древних майя классического периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает «стены с живописью». Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, что классический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из которых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого — танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих росписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и уверенно распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями. Большинство фигур написано почти в натуральную величину.
Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторые другие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена. Почти все священные города классического периода несут на себе следы насильственных разрушений.
1.1 Бонампак - история в картинках
Бонампак — своеобразная энциклопедия в картинках, рассказывающая о жизни города.
Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих на некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовались для традиционной раскраски тканей, а также лиц и тела. Первоначально, видимо, расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых, а позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет — пленника, красный — воина, черный — неженатого юноши, синий — жреца. Позднее на основе этой традиции появляется еще более устойчивый тип окраски — татуировка. Не иметь татуировки считалось постыдным. Иероглифы делались не только на теле, но и на подошвах ног, на большом пальце руки и под горлом. Уличенному в воровстве (даже трех початков кукурузы) татуировали лицо от подбородка до лба по бокам, и рисунок указывал на совершенный проступок. Татуировка у женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней, чем у мужчин.
Представления о физической красоте у древних майя заметно отличались от европейских. Кроме раскраски тел и татуировки они применяли разные способы изменения внешности для до стижения требуемого эстетического эффекта. К ним относились искусственная деформация черепа, для чего голову родившегося ребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней, которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент.
Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким образом ребенок привыкал скашивать глаза.
Бород майя не носили. Матери с детства прижигали мальчикам подбородки полотенцем, смоченным в горячей воде, из-за чего она не росла. Обычно и мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя часть головы оставалась безволосой. Воины укладывали косу вокруг головы, конец которой свешивался на спину, а девушки носили 2 или 4 косы. Бритье волос было наказанием — оно было отличительным признаком раба. Рабами становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже считались рабами. Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и украшения для одежды, которые нашивались на края и при движении мелодично побрякивали. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили в набедренных повязках.
Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной убор, называемый майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц — попугаев, цапель, индюков, уток, орлов, колибри. Некоторые виды птиц разводились специально. За убийство птицы с цветными перьями полагалась смерть. Иногда из перьев составляли целые картины, которые могли соперничать с живописью — настолько совершенен был подбор красок. Священной птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в качестве «денег». Птица эта была очень гордой — она умирала в руках охотников.
Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях (стилобатах), форма и высота которых определялась назначением поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений — четырехгранные ступенчатые пирамиды (разнообразные по высоте и числу уступов), на усеченной вершине которых находился небольшой храм с одним или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; у больших пирамид лестницы устраивались иногда по всем четырем сторонам.
1.2 Великий город Паленке
Паленке был первым городом классического периода, о котором стало известно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительности были издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий город пришел в запустение задолго до того, как на американский континент высадились первые европейцы. Впереди на вершине «акрополя» с крутыми склонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажили отверстия нескольких подземных ходов. У юго-западного угла «акрополя» на ступенчатой пирамиде возвышает ся здание с высоким сводчатым перекрытием. Это Храм Надписей, который так был назван потому, что в нем нашли плиту с длинной надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца и Храма Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные из белого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — на стенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остатки великолепных барельефов и фресок.
Храм Солнца
Храм Солнца в Паленке ( 2-я половина 7 в. н. э.) — небольшое прямоугольное здание с высоким гребнем на плоской крыше, воздвигнутое на невысокой (8 м) 5-ступенчатой пирамиде и разделенное продольной стеной параллельно фасаду на два помещения с ложными сводами. Первое из них образует нечто вроде портика, так как фасадная стена прорезана тремя широкими дверными проемами. В центре второго помещения находилось маленькое святилище, перекрытое бревенчатым накатом. Бревенчатые перекрытия и ложный свод характерны для всех зданий майя, не знавших замкового свода. Внутри и снаружи храм был богато украшен рельефами. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маску Бога Солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позе поклонения представлены две человеческие фигуры. В стенах имеются многочисленные окноподобные отверстия. Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя.
Храм Надписей имеет 70 футов в высоту. В 1945 году при его раскопках археолог Альберто Рус обнаружил в подземелье саркофаг, которому более десяти веков. От известковых отложений da стенах и потолке гробницы образовались сталактиты. Девять рельефных фигур богов подземного царства, сделанных из алебастра, украшали стоны гробницы. Умерший мужчина был приблизительно 40 лет, ростом 173 см. Его зубы окрашены в красный цвет, хорошо сохранились. На нем множество украшений из нефрита: бусы, на всех пальцах — кольца, в руках четки. Его украшали также серьги и браслеты, рядом лежали вырезанные статуэтки цветов, маленьких тыкв, летучей мыши, змеиных голов, фигурок богов с характерными чертами. Один кусочек нефрита находился во рту. Шею и плечи покрывало огромное ожерелье из нефрита. Лицо покрыто маской из нефрита, глаза маски сделаны из раковин, а зрачки — из кусочков обсидиана. Это была усыпальница верховного жреца. На строительство ее должно было уйти много лет. Могила была подготовлена заранее, а пирамиду, несущую на себе Храм Надписей, сооружали уже над ней. Поздней было установлено, что погребенный под пирамидой был правителем Паленке. Он родился в 655 г. и умер в 694 г. Для индейцев того времени он был очень высок. По антропологическим данным установлено, что средний рост индейца был примерно 150 см. В коридоре у погребального склепа были принесены в жертву 6 юношей.
Кладка пола каменными плитами, как в Храме Надписей, встречается довольно редко. Обычно в монументальных постройках майя делали его из плотно уложенного слоя извести. Только в Паленке встречается использование свода над внешним входом.
В 1960-е гг. дворец в Паленке был объявлен национальным памятником.
Глава 2. Культура древних Майя
2.1 Памятники архитектуры Майя
Памятниками архитектуры майя в различных областях свойственна значительно большая однотипность, чем в других видах искусства, что объясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями, игравшими в данном случае решающую роль. Комплекс строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы, дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял основу города. Он характерен для Ти-каля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.
Замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени, свидетельствуют о том, что архитекторы обладали значительными инженерными и математическими познаниями.
Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные. Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами или веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет. Изображения подобных жилищ нередки на росписях Храма Воинов и Храма Ягуаров в городе Чичен-Ице, а также на барельефах Ушмаля.
student.zoomru.ru
Книга: Р.В.Кинжалов. Культура древних майя
Майя (индейский народ в Мексике) — Майя, индейский народ в Мексике (полуостров Юкатан) (340 тысяч человек, 1970) и в Белизе (13 тысяч человек). Язык М. относится к семье языков майя киче. Часть М. знает испанский язык. По религии М. формально католики, но фактически у них… … Большая советская энциклопедия
майя — Рельеф на крышке саркофага из «Храма надписей» в Паленке. Известняк. VII VIII вв. Культура майя. Национальный музей антропологии. Мехико. майя (maya), индейский народ, живущий в Мексике, на полуострове Юкатан (около 600 тыс. человек, 1978) … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
МАЙЯ — исторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30… … Энциклопедия Кольера
Майя — I Майя индейский народ в Мексике (полуостров Юкатан) (340 тысяч человек, 1970) и в Белизе (13 тысяч человек). Язык М. относится к семье языков майя киче. Часть М. знает испанский язык. По религии М. формально католики, но фактически у них … Большая советская энциклопедия
майя календарь — (calendario maya), система летосчисления у древних майя. Основанный на математических расчётах и астрономических наблюдениях М. к. возник главным образом из потребностей сельского хозяйства. Позднее он приобрёл таинственный мистический характер,… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Майя (письмо) — Письмо майя Тип: логосиллабическое Языки: майяские языки … Википедия
МАЙЯ (народ) — МАЙЯ, археологическая культура и народы Америки. Памятники культуры майя встречаются на землях нынешних мексиканских штатов Юкатан (см. ЮКАТАН (штат)), Кампече (см. КАМПЕЧЕ), Кинтана Роо (см. КИНТАНА РОО), почти всего Табаско (см. ТАБАСКО) и… … Энциклопедический словарь
Майя (цивилизация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Майя. Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным территория месоамериканской цивилизации Майя цивилизация … Википедия
Культура майя — Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным территория Месоамериканской цивилизации Майя цивилизация в Центральной Америке, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и… … Википедия
Майя-киче языки — Майя киче языки семья индейских языков. Некоторые исследователи включают М. к. я. вместе с тотонакскими и михе соке языками в майя соке языковую семью, входящую (по Дж. Х. Гринбергу) в большую макропенутианскую семью. Распространены в Мексике… … Лингвистический энциклопедический словарь
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия