Падение древнего египта. Падение Древнего Египта связали с извержениями вулканов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Падение среднего царства. Падение древнего египта


Причиной падения Древнего Египта могли стать извержения вулканов

Причиной упадка эллинско-египетской цивилизации Птолемеев в Египте во времена царствования Клеопатры были вовсе не восстания рабов, а извержения вулканов, которые обрушили сельское хозяйство и экономику государства, а затем привели к народным бунтам.

К таким выводам пришли ученые, опубликовав результаты исследований в журнале Nature Communications.

Как рассказывают древние легенды античных времен, последним правителем Древнего Египта была царица Клеопатра. К началу ее правления Египет уже был знаменит своими архитектурными, научными, медицинскими, литературными достижениями.

Однако в 30-х годах до н. э. он оказался втянут в политическую борьбу в Древнем Риме, в 31 году до н. э. египетский флот был разбит, последняя египетская царица Клеопатра из династии Птолемеев покончила жизнь самоубийством, а Египет стал очередной римской провинцией.

Что могло стать причиной такого невероятного краха? И был ли он действительно неожиданным? Как считают историки, падение началось раньше, примерно в середине III столетия до нашей эры, когда Египет ввязался в войны с государством Селевкидов. И если поначалу Египет выходил в этой борьбе победителем, и даже дошел до стен Вавилона, но неожиданно развернул свои армии обратно. И это стало причиной династического кризиса.

Сегодня ученые из Йельского университета могут назвать еще одну, может быть, более серьезную причину падения Египта. Дело в том, что благополучие древнего государства зависело от Нила, вернее — от его разливов, которые каждый год ожидали фермеры в июле-сентябре.

Благодаря этому вода могла попасть в мощные ирригационные системы, а значит — можно было полить поля, засеянные зерном. Долина Нила в этот период становилась самым процветающим местом. Но половодье наступало далеко не всегда, и это приводило к дефициту продовольствия, голоду и народному недовольству.

Причиной такой нестабильности Нила могли быть извержения вулканов в середине III века до н. э., из-за чего в воздух над Эфиопией выбрасывалось большое количество пепла и серы,. Это уменьшило его температуру и поменяло характер работы муссонов у восточных берегов Африки.

В результате этого летние дожди, наполнявшие водой истоки Нила в горах Эфиопии и заставлявшие его выходить из берегов в нижней части течения реки, практически полностью прекратились на несколько лет.

Схожие извержения, как отмечают ученые, происходили и в последствии, в 160 годах до нашей эры и в 44 году до нашей эры, и они также сопровождались массовыми восстаниями и поражениями Египта в войнах с Селевкидами.

О более ранних периодах засухи исследователи узнали из записей древнеегипетских историков. Оказалось, что в годы правления Клеопатры Нил не разливался два года подряд, и это стало причиной голода и очередных бунтов.

В этот же период Рим начинает подминать под себя Европу и Средиземноморье. Дефицит продовольствия в Египте продовольствия, расшатавшая экономику и способствовавшая миграции сельских жителей в города, сыграла римлянам на руку.

Еще одну тайну династии Птоломеев позволила разгадать ученым гипотеза об извержениях. Когда-то древнеримский историк Юстин написал, что если бы в 246-245 годах до н. э. Птоломей III Эвергет не было бы отозван обратно в Египет из-за народных волнений, а остался, то он стал бы правителем всех владений Селевкидов.

“Это изменило всю историю Ближнего Востока”, — отмечает историк Джозеф Мэннинг, один из авторов работы. По всей видимости, и эта засуха стала следствием извержения вулкана.

“Принято считать, что историю определяли великие лидеры — короли, императоры, священники. Наша работа показывает, что нельзя списывать со счетов и влияние окружающей среды”, — подводят итог исследований ученые.

Источник

gipotezy.com

Почему пал древний Египет? - Другие религии - Статьи

«Каждое государство имеет свой срок»Хазрети Али (а) (Гурар-уль-хикам, 7285-ая притча)

Когда речь заходит о могущественных государствах древнего мира, то по праву, в первую очередь вспоминают о Древнем Египте. Египетское государство охватывало северо-восток Африки, а в некоторые исторические периоды в её состав входили также территории Передней Азии. Древним Египтом правили фараоны. Египетское царство берёт своё начало примерно с 3000 г. до н.э. До 525 г. до н.э., в течение 2500 лет Египтом правили фараоны из 26 различных династий. Некоторые из этих династий были местными, а некоторые имели ливийское, эфиопское и др. происхождение.

Примерно между 1500-1100 годами до н.э. Египет, ведя активную завоевательную политику, захватил южные земли, в том числе Палестину, Сирию, и таким образом превратился в самое могущественное государство Передней Азии. Однако, впоследствии Египет ослаб от войн с соседями и внутренних распрей, и в 671 г. до н.э. подчинился Ассирии. Несмотря на то, что Египет быстро освободился от ассирийского владычества, он вновь был привлечён к войне со своим соперником Вавилоном. И, наконец, в 525 г. до н.э. персидский падишах Камбиз захватив Египет, превратил его в иранскую сатрапию (провинцию). В 332 г. до н.э., когда Персидская империя пала перед натиском Александра Македонского, Египет тоже преклонился перед этим великим македонским завоевателем. После смерти Александра (323 г. до н.э.) его государство было разделено между его полководцами. Один из этих полководцев – Птолемей I, обосновавшись в Египте, положил основу династии Птолемеев. Династия Птолемеев правила до 30 г. до н.э. Столицей Египта при правлении этой династии была Александрия. Наконец, в 30 г. до н.э. римский император Октавиан Август победив последнюю египетскую царицу Клеопатру VII, сделал Египет римской провинцией.

При обзоре истории Древнего Египта становится ясно, что насколько было могущественно это государство, настолько же оно находилось в ужасном состоянии с точки зрения эксплуатации рабского труда, классового разделения и религиозной веры. В Древнем Египте религиозная вера менялась по желанию фараонов.Так, например, по причине того, что в Египте исповедовалось многобожие, в определённые периоды один из богов считался верховным. Иногда фараон, проведя религиозную реформу, ликвидировал поклонение главному божеству, и выбирал другого бога основным. Например, фараон Аменхотеп IV (1419-1400 года до н.э.) проведя религиозные реформы, ликвидировал поклонения божеству Амону. Он объявил бога Солнца Атона верховным божеством, и взял себе псевдоним «Эхнатон» («сияние Атона»). Пришедший после него к власти фараон Тутанхамон, устранив эту религиозную реформу, восстановил поклонение прежнему верховному божеству.

Бессильный слой населения Древнего Египта подвергался с одной стороны эксплуатации чиновников фараона, а с другой стороны эксплуатации жрецов. Налоги, собираемые в пользу государственной казны и храмов, изнуряли народ.

Древний Египет, без преувеличения, можно поставить на первое место по эксплуатации рабского труда. Египетские пирамиды, имеющие возраст 4800 лет, стоят и сегодня как памятник нестерпимого труда построивших их людей. Самая большая пирамида связана с именем Хеопса (XXVIII век до н.э.). В строительстве пирамиды Хеопса, имеющую высоту 146,6 метров, было использовано около 2,4 млн. каменных плит. Согласно летописям, эту пирамиду построили 100 тыс. человек за двадцать лет. В строительстве участвовали как рабы, так и беспомощный и слабый народ. Осуществление этих изумительных проектов (постройка пирамид), которые задумали фараоны для того, чтобы увековечить своё имя в истории, обошлось в тысячи человеческих жизней, которые погибали от нестерпимых условий труда. Общий вес пирамиды составляет семь миллионов тонн. Когда человек призадумывается над тем, какими большими трудами высекли эти каменные глыбы, как их принесли на строительную площадку и, подняв вверх, положили их друг на друга, то человека охватывает ужас и трепет.

Очень может быть, что в ослаблении и падении Древнего Египта, наряду с другими факторами, важнейшую роль играли факторы тирании и несправедливости, господствовавшие в этой стране. Государство, в котором поклоняются множеству богов, вместо Единого Бога, в котором правителя возводят до ранга божества, и тело которого после смерти мумифицировав, кладут в золотые сундуки, государство, в котором в самой бесценной и дешёвой форме используется рабский труд, рано или поздно обречено на гибель и унижение. Ибо «мощь государства зависит от соблюдения справедливых законов» и «ничто не может защитить государство, так как справедливость» (Хазрети Али (а) – «Гурар-уль-хикам», 4715 и 9574 притча).

В последние времена Древнего Египта (II-I века до н.э.) возникло ещё одно бедствие, которое внутренне ослабило это государство, и способствовало её падению. Тяжёлая налоговая система, применённая при правлении династии Птолемеев, разорила народ. В Птолемейском государстве существовал серьёзный контроль государства над всей землёй. За исключением немногочисленных частных владений и участков земли, остальные земли считались владением правителя. А владение правителя подразделялось на две группы: личное владение правителя и «подаренные» владения. К группе «подаренных» владений относились земли, подаренные знати, уделённые храмам. Рядовые крестьяне на основании контракта получив пай от частной земли правителя, на самом деле, находились в роле арендатора. Все крестьяне обязаны были выплачивать налог казне. К тому же размер налога не зависил от полученного урожая. Участки земли подразделялиь на категории по урожайности, и к каждой категории назначался обязательный налог. Крестьянин, независимо от размера полученного урожая, должен был выплатить этот налог. В противном случае, его имущество могло быть конфисковано, а сам он мог быть продан в рабство. Иногда, по некоторым естественным причинам, крестьянин, получивший мало урожая, отдав всё своё имущество казне, оставался без хлеба.

При правлении династии Птолемеев, крестьяне, кроме годового налога на урожай, обязаны были выплачивать ещё множество оброков. Например, с лица, который продовал на базаре свой урожай, взимался 10%-ый налог. Помимо всего этого, крестьянин обязан был пойти на барщину в пользу государства. В основном, бесплатный крестьянский труд широко использовался при проведении оросительных каналов.

При Птолемеях, подобно сельскому хозяйству, промышленность тоже нахолась под жёстким контролем государства. Рабочие, трудящиеся в мастерских, обязаны были сдать готовый товар, в размере, которое назначало государство, а недостача в товаре удерживалась только и только за счёт рабочего.

В результате этих нестерпимых условий, накануне 100 года до н.э., в Египте произвоство значительно упало, рынок стал ограниченным, и начался политическо-экономический кризис. Изнурённые тяжёлыми налогами крестьяне, часто покидали свои земли и убегали. Оросительные каналы постепенно вышли из строя, земли засолились, урожайность государственных земель серьёзно упала. Государство не могло выплачивать жалованье большому бюрократическому аппарату, состоящему из множества чиновников и знати. Всё это ускорило падение государства. При анализе роли экономического фактора в упадке Египта, волей-неволей вспоминаются следующие слова Имама Садика (а): «Если увеличится гнёт и несправедливость, то возникнет скудность…» (Усулуль-Кафи, т.5, стр. 547).

Не вовне, а внутри самого государства (в первую очередь, среди знати и богачей) нужно искать причину упадка и исчезновения с исторической сцены Древнего Египта, который когда-то господствовал в мире, Ибо: «Никогда Аллах не изменит тот народ, пока он сам не изменит себя» (Рад, 11 стих).

Эконимечкский упадок вскоре пошатнул внтуреннюю стабильность страны. Примерно, начиная с 200 годов до н.э., Птолемейское государство охватила волна мятежей и восстаний. Одно из таких восстаний государство смогло подавить с большим трудом, только через 20 лет (186 г. до н.э.).

В эти же годы египетское гоосударство птолемеев начало встечаться с трудностями во внешней политике и в военной области. Государство Селевкитов, считающееся одним из могущественных государств эллинов в Передней Азии, начало притеснять Египет. В 170 г. до н.э. селевкитский правитель Антиох IV захватив сирийские земли Птолемеев, вторгнулся в Египет. Потерявшее своё былое военное могущество, династия Птолемеев поняла, что она в одиночку не сможет дать отпор этому натиску, и поэтому обратилась за помощью к Риму. Именно благодаря вмешательству Рима, Селевкиты были изгнаны из Египта.

С этих пор Птолемейское государство, попав под влияние Рима, постепенно начало от него зависеть. В 1 веке до н.э. в Египте произошло сильнейшее восстание. Восставшие возмущались и против местных правителей, и против Римского господства. Центром последнего восстания была столица страны – Александрия. В 48-47 годах до н.э. известный римский полководец Юлий Цезарь осадив Александрию, разбил восставших, низвергнул с трона Птолемея XIII, и возвёл на престол его сестру (одновременно она была его женой и правила вместе с ним Египтом) Клеопатру VII.

Нужно обратить внимание на одну важнейшую черту: последние правители Египта были очень безнравственны. Они не гнушались никакой половой распущенностью, и даже не боялись жениться на своих самых близких родственников. Правители династии Птолемеев обычно имели привычку заключать брак со своими сёстрами. Птолемей VI заключил брак со своей сестрой Клеопатрой II. После смерти правителя, его брат Птолемей VIII, женился на овдовевшей жене своего брата (т.е. со своей сестрой) Клеопатре II. Однако вскоре между мужем и женой возникло разногласие из-за власти, и Птолемей VIII удалил свою жену от власти и женился на её дочери (на дочери своего брата) Клеопатре III. Однако «покинутая» царица не сложила оружие и перешла к активной борьбе. В конце концов, Птолемей VIII вынужден был поделиться со своей властью и с бывшей, и с настоящей женой. Клеопатра II начала именоваться «царица-сестра», а Клеопатра III «царица-жена».

Последняя царица Египта, известная Клеопатра VII вышла замуж за своего брата Птолемея XIII, и вместе с ним управляла государством. При помощи римского войска она одержала победу над своим мужем, свернула его с престола, и чтобы сохранить собственную власть, согласилась выйти замуж за римского полководца Антония. Однако и это не помогло ей. Император Октавиан Август, разбив союзническое войско Антония и Клеопатры, захватил Египет. Пророк Мухаммед (с) будто имея в виду события, которые происходили в египетском дворце, сказал: «Если вождём какого-либо племени будут грешники, главами – мерзавцы, почётными людьми – интриганы, то этому народу не остаётся ничего, кроме того, как ждать на свою голову беду» (Бихар-уль-анвар, т.17, стр. 41).

Натиг Рахимов ([email protected])

www.islam.az

Распад Египта на номы. История Древнего Востока

Распад Египта на номы

Период Древнего Царства сменяется временем упадка Египта. Постепенно усиливается местная рабовладельческая аристократия, которая укрепляется в отдельных областях (номах). Сосредоточив в своих руках управление всей областью, номархи наведывали всеми местными финансами, стояли во главе суда и жречества, а также командовали войсками нома. Номархи постепенно освобождаются от опеки царской власти. Всё это приводит к ослаблению власти фараона и к децентрализации управления страной.

Номархи периода VI династии строят свои гробницы уже не под сенью царской гробницы, как ранее, а в своих областях, где они жили, занимали крупные должности и скопили большие богатства. Аристократы, ранее назначавшиеся царём на должность правителя области, начинают теперь себя чувствовать полноправными хозяевами в своих областях. Они присваивают себе торжественный титул «великий правитель», указывающий на рост их влияния в той области, где они жили и правили. Наибольшую независимость проявляют номархи юга; поэтому с целью оказания на них постоянного давления в конце V династии учреждается постоянная должность «начальник Юга», которую в частности занимает крупный вельможа VI династии — Уна.

Процесс ослабления центра и усиления местной рабовладельческой аристократии приводит в конечном счёте к распаду Египта на отдельные области, на те древние номы, из которых некогда составилось единое Египетское государство.

Местные правители датируют свои надписи уже не годами царствования царя, а годами своего собственного управления. Они организуют в своих областях своё собственное войско, чувствуя себя почти независимыми от царской опеки. Это усиление аристократии находит своё отражение и в религиозных верованиях. Правители присваивают себе особые религиозные привилегии, право на загробное блаженство, сходное с правом обоготворённого царя на вечную жизнь. Если прежде они писали лишь о своём «пребывании в гробнице» или о своём странствовании по «прекрасным путям божественной подземной страны» в загробный мир, «на запад, к Озирису, там где странствуют (его) почтенные спутники», то во времена VI династии они сообщают о том, что после смерти они «пересекают небо в ладье» солнечного бога и «поднимаются к богу Ра, владыке неба, при помощи двух протянутых рук богини загробного мира Аментет». Постепенно номархи, укрепляясь в своих областях, превращаются в наследственную знать. В своих автобиографических надписях эти рабовладельцы изображают себя в качестве благодетельных и идеальных правителей. Так, аристократ Нехебу пишет о себе: «Я всегда давал одежду, хлеб и пиво бедняку и голодному человеку. Я был любим всеми людьми». Это находит наиболее яркое выражение в эпоху перехода от Древнего к Среднему Царству. Так, сиутский номарх Теф-иби, живший в это время, в следующих словах говорит о себе: «У меня были прекрасные намерения, я был полезен своему городу… моё лицо было обращено к вдове… я был Нилом для своего народа». Подчёркивая свои наследственные права на должность правителя области, он не только называет себя «наследственным князем», но и сообщает о том, что его сын, ещё «будучи ребёнком ростом в один локоть», был облечён его саном и что «чиновники находились под его властью». Постепенно аристократы передают свои земли, должности, звания и титулы по наследству своим детям и превращаются как бы в мелких царьков, прочно сидящих каждый в своей области.

Наряду с номовой знатью обогащались и храмы. Постепенно растёт крупное храмовое хозяйство, которое получает от центральной власти целый ряд привилегий, зафиксированных в серии жалованных грамот. Эти грамоты, облечённые в форму царского указа, освобождают различные храмы и припирамидные города, находившиеся в ведении жрецов, от целого ряда повинностей. Так, в одном указе фараона Снофру «два города его двух пирамид навеки освобождаются от всяких работ на царя и от уплаты каких-либо налогов дворцу». Жители этих городов освобождаются от содержания царских гонцов, которые проходят через эти города. Царь в этом указе запрещает, чтобы этих людей брали на принудительные работы по пахоте, жатве, охоте и работе в каменоломнях. Одновременно запрещается облагать налогом их земли, скот и деревья. За все эти привилегии жрецы были обязаны выполнять заупокойный культ в честь фараона Снофру. Фараон V династии Нофе-риркара особым указом освободил от всех налогов и повинностей храм Хентиаментиу в Абидосе. Когда фараону VI династии Тети донесли, что царские чиновники проникли на земли этого храма для подсчёта полей и скота, то царь в особом указе подтвердил, что земли и люди этого храма освобождены от всех налогов и повинностей. Наконец, фараон VI династии Пепи II учредил в храме Мина в Коптосе культ в честь своей статуи и для этой цели пожертвовал этому храму поместье, освободив его особой жалованной грамотой от всех налогов в пользу царя. В этих документах ясно отразился процесс усиления рабовладельческой аристократии, к которой принадлежали богатые жрецы.

Ослабление центра и распад единого Египетского государства, происшедший в конце Древнего Царства, сопровождались острой классовой борьбой. Воспоминание об этой внутренней борьбе сохранилось и в последующие времена. Так, один вельможа писал о том, что он спас свой город в дни насилий и ужасов. «Смута», царившая в стране в тот период, нередко противопоставлялась «порядку», установленному впоследствии в связи с восстановлением единого государства. Так, сиутский номарх Хети писал: «Каждый чиновник находился на своём посту: не было ни одного сражавшегося, ни одного пускавшего стрелу. Ребёнка не убивали возле его матери и маленького человека возле его жены. Не было злоумышленника… и никого, кто совершал бы насилие против его дома… когда наступала ночь, спавший на дороге воздавал мне хвалу, ибо он был как у себя дома: страх перед моими воинами был его защитой».

Нагрудный знак фараона Сенусерта

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 6 Падение империи. Египтяне [От древней цивилизации до наших дней]

Глава 6

Падение империи

Религиозный реформатор

Вся слава Египта была подорвана царицей Ти — женой Аменхотепа III и матерью нового фараона, Аменхотепа IV. Она была родом из Митанни и, очевидно, не испытывала симпатии к бесконечно сложной египетской религиозной системе. Царица предпочитала собственные, более простые обряды.

Любивший ее до безумия муж (сам наполовину митанни), вероятно, слушал ее восторженно и даже с симпатией. Но он ничего не мог сделать, поскольку был не в состоянии бороться с могущественными жрецами, имевшими влияние на религиозных египтян много веков и накопившими силу, которую даже фараон не мог преодолеть.

Но Ти должна была совершить некоторые преобразования, поскольку дыхание новой религии чувствовалось и в последние годы правления Аменхотепа III. Конечно, главным новообращенным Ти был ее сын, и остальные, вероятно, последовали ей, исходя из соображений выгоды, которую они могли получить, будучи приверженцами «истинной веры», когда новый фараон сел на трон.

Пока Аменхотеп III был жив, его сын мог добиться не очень многого, но, когда старый правитель умер в 1370 г. до н. э., новый царь (по происхождению на три четверти митанни) начал поддерживать новомодные идеи, полученные от матери, и, вероятно, стал развивать собственные.

Он даже отказался от своего имени, Аменхотеп IV, так как оно было дано в честь Амона (означало «удовлетворенный Амон»), которого он презирал, считая простым суеверием. Его богом было блистательное солнце, почитаемое по-новому, не по-египетски. Он поклонялся ему совсем не как богу, воплощая его в виде человека или животного. Скорее, он почитал сам диск — сверкающее круглое солнце, которое он изображал испускающим лучи, заканчивавшимися руками, — руками, излучающими благословенный свет, тепло и жизнь на всю землю и ее жителей. (С современной научной точки зрения это не такой уж неудачный образ.)

Диск он называл Атон, а себя переименовал в Эхнатона, что означало «угодный Атону».

Эхнатон, как он и известен в истории, хотел навязать свои убеждения египтянам. Он был первым «религиозным фанатиком», известным в истории по имени, если не считать Авраама, который, согласно иудейской легенде, за шесть веков до Эхнатона разбил идолов в своем родном городе Уре, по религиозным убеждениям.

Эхнатон построил храмы Атона и подготовил полный ритуал для своего нового бога. Существует даже прекрасный гимн солнцу, найденный вырезанным на усыпальнице одного из его придворных. Традиция приписывает его самому фараону.

Энтузиазм Эхнатона в отношении Атона был таким, что он не удовлетворялся просто тем, чтобы присоединить его к египетским богам или даже сделать главным среди них. Он решил, что Атон должен стать единственным богом, а остальных надо устранить. Таким образом, он является первым монотеистом в истории, известным нам по имени.

Однако есть ученые, утверждающие, что библейский Моисей жил во времена Эхнатона и египетский фараон воспринял искаженную версию иудаизма от великого пророка. Это, конечно, не так, поскольку Моисей не мог никаким образом жить во времена Эхнатона, а если он и жил когда-либо, то, по крайней мере, на столетие позже. Имея это в виду, находятся и такие, кто считает, что Моисей перенял идею монотеизма от Эхнатона и затем усовершенствовал ее.

Неизвестно, научил ли Эхнатон Моисея или нет, но он явно не преуспел в обучении народа Египта. Жрецы Фив отшатнулись в ужасе от человека, которого они могли воспринимать теперь только как безбожника и осквернителя всего, что было для них свято; фараон — больше чужеземец, чем египтянин, который стоял вровень с гиксосами.

Без всякого сомнения, они повели народ за собой. Египтяне выросли в любви к прекрасным и поразительным храмам, к удивительным ритуалам, придуманным жрецами. Они не хотели, чтобы это было заменено каким-то неслыханным бредом о солнечном диске.

Эхнатону пришлось искать поддержку в своем поклонении солнцу у семьи и преданных ему придворных. Самое главное утешение могла дать ему жена, Нефертити. Большинству людей она более известна, чем ее царственный супруг, благодаря одному произведению искусства. Искусство, разумеется, было революционно перестроено властью этого «царя-еретика». Со времен Древнего царства египтяне использовали определенный художественный канон. Голова должна быть изображена в профиль, а тело в фас, руки опущены вдоль тела, ноги опять в профиль. Лицо не выражало ничего, кроме спокойного достоинства.

С Эхнатоном появился новый реализм. Эхнатона и Нефертити можно увидеть в непринужденных позах, в момент игры со своими детьми. Не было приложено усилий для маскировки того факта, что Эхнатон был уродливым человеком с отвислой челюстью, большим животом и жирными бедрами. Вероятно, Эхнатон страдал какой-то болезнью, поскольку умер довольно молодым.

Но самым прекрасным из дошедших до нас произведений искусства Древнего Египта является женский бюст из известняка, найденный в 1912 г. в остатках скульпторской мастерской в развалинах того, что раньше было столицей при Эхнатоне. Сейчас он находится в музее в Берлине.

Предполагается, что это бюст Нефертити.

Кстати, довольно печально, что казавшийся идиллическим брак Эхнатона и Нефертити не получил продолжения. В конце концов Нефертити навлекла на себя царское неудовольствие, они расстались, или ее изгнали.

Расстроенный и удрученный ожесточенным сопротивлением фиванцев, Эхнатон принял довольно отчаянное решение покинуть великий царский город. Со своей семьей и с придворными, которых он обратил в свою веру, фараон решил в 1366 г. до н. э. построить себе новую столицу, посвященную новому культу с самого начала. Он выбрал место на восточном берегу Нила, приблизительно на полпути между Фивами и Мемфисом, и построил там Ахетатон («Горизонт Атона»).

В этом городе он воздвиг храмы, дворцы и особняки для себя и преданной ему знати. Храм Атона — очень оригинальное сооружение, поскольку было без крыши. Солнце, которому поклонялся фараон, могло свободно проникать своими сверкающими лучами внутрь храма, построенного в его честь.

Там, в Ахетатоне, Эхнатон удалился от реальной жизни. Он окружил себя искусственным миром, в котором его версия религии победила, и посвятил себя преследованию старых жрецов, приказал стереть имя «Амон» с памятников и запретил ссылаться на богов во множественном числе.

Мономания Эхнатона отвратила его от всякого интереса к чему-либо, кроме религии, он пренебрегал военными делами и отношениями с другими государствами. Страна чувствовала давление, поскольку племена кочевников двигались на Сирию с востока. Сообщение за сообщением поступали к Эхнатону от его военачальников и наместников в Сирии, они докладывали об опасной ситуации и просили о поддержке.

Очевидно, Эхнатон игнорировал все эти просьбы. Вероятно, он был честным и убежденным пацифистом, не желавшим воевать. Возможно, он думал, что единственная настоящая война — это война религиозная, а все остальное второстепенно. Может, он даже думал, что, если Египет пострадает, это будет заслуженным наказанием за отказ от того, что он считал истинной верой.

Какими бы ни были его основания, но все, что было достигнуто и завоевано в предыдущем веке Тутмосом III и его преемниками, было потеряно. Вероятно, во время правления Эхнатона различные иудейские племена образовали государства на окраинах Сирии.

Более опасным, чем эти маленькие группы кочевников пустыни, которые могли доставить только мелкие неприятности могущественному Египту, было возникновение новой великой державы на севере.

На восточном полуострове Малая Азия народ, говорящий на индоевропейском языке, постепенно сформировал сильное государство; это были хетты, согласно вавилонским записям.

В то время, когда Египет находился под ярмом гиксосов, хетты успешно развивались под руководством искусных правителей. Это период «древнего царства» хеттов с 1750-го по 1500 г. до н. э. Возвышение Митанни, однако, повлекло за собой его ослабление, и во времена Хатшепсут хетты платили дань Митанни.

Когда власть Митанни была свергнута Тутмосом III, хетты снова получили свой шанс. Они возродили свое утерянное господство, получив территорию, потерянную Митанни.

В 1375 г. до н. э. царь с мелодичным именем Суппилулиума вступил на трон хеттов. Он осмотрительно реорганизовал страну, установил центральную власть и укрепил армию. Когда на египетский трон взошел Эхнатон и начал донимать себя и Египет религиозной полемикой, Суппилулиума получил свой шанс. Он начал энергичную кампанию против Митанни, которое в этот момент было союзником Египта, а в действительности его марионеткой.

Митанни надеялось на помощь Египта, но она не пришла. Страна медленно приходила в упадок и в течение одного столетия исчезла из истории. На его месте осталось «новое царство» мощных хеттов, которое теперь угрожало Египту.

Провал реформы

Эхнатон умер в 1353 г. до н. э. и оставил после себя шестерых дочерей и ни одного сына. Двое из его зятьев правили после него недолго, и даже в течение этих коротких периодов незавершенные начинания реформатора исчезли, словно их никогда и не было, за исключением безвозвратного ущерба, который принесло Египту религиозное противостояние.

Сторонники религии Эхнатона быстро разуверились. Город Ахетатон постепенно опустел, разрушился и превратился в пыль, как обиталище злых демонов.

Жрецы старой религии постепенно вернули свою власть, и все стало как прежде. Тутанхатон — второй зять Эхнатона, который был фараоном с 1352-го по 1343 г. до н. э., — изменил свое имя на Тутанхамон в качестве официального свидетельства фараона о том, что Амон возвращен в качестве главного бога.

Но до сих пор эхо деяний Эхнатона доносится до наших времен. На месте давно исчезнувшего Ахетатона сейчас существует поселение Тель-эль-Амарна. В 1887 г. одной крестьянке посчастливилось раскопать около трех сотен глиняных дощечек с надписями клинообразным письмом (письменность Вавилонии, которую к тому времени хорошо понимали археологи). Они оказались посланиями азиатских царей Вавилонии, Ассирии и Митанни царскому двору Египта, а также просьбами вассалов о помощи в борьбе против кочевников.

Через несколько лет на этой территории начались раскопки. Так как Ахетатон был построен на неосвоенной территории и люди постепенно оставляли его после смерти Эхнатона, ни одно позднейшее вкрапление не повредило его изначального расположения, здесь были сделаны бесценные находки, позволившие определить содержание предпринятой Эхнатоном религиозной реформы, не говоря уже о деталях дипломатии и военных событий того времени.

На самом деле желание жрецов отомстить было настолько яростным, а их старания уничтожить всякие следы Эхнатона на монументальных сооружениях Египта были настолько упорными, что если бы мы не нашли этих записей, то знали бы очень мало, если бы вообще что-либо знали, об этой важной эпохе в истории Египта и истории религии. «Письма из Эль-Амарны» (эль-амарнский архив) были величайшей находкой в Египте после Розеттского камня.

Зять Эхнатона Тутанхамон предоставил нам еще одно бесценное свидетельство буквально в то же время. Сам по себе он был совершенно невыдающийся фараон. Ему было всего 12 лет, когда он вступил на трон, и он едва ли достиг 18 лет, когда умер. Несмотря на это, устроили пышные похороны.

Его усыпальница была сразу же ограблена, но, как это ни странно, грабителей схватили на месте преступления и заставили вернуть награбленное. Вероятно, был пущен слух, что усыпальница разграблена, в то время как информация о том, что сокровища возвращены, была скрыта, поэтому могилу больше не тревожили. Затем два столетия спустя, когда копали усыпальницу для следующего фараона, каменные осколки были расположены таким образом, чтобы закрыть вход в усыпальницу Тутанхамона.

Она осталась закрытой и нетронутой. К 1000 г. до н. э. каждая известная пирамида, каждая известная скальная могила была разграблена. Ничего из сокровищ не осталось, за исключением сокровищ Тутанхамона.

В 1922 г. британская археологическая экспедиция под руководством лорда Карнарвона и Говарда Картера случайно обнаружила усыпальницу и сокровища. Помимо своей значимости и полезности для изучения культуры Древнего Египта, главный интерес находки в том, что она послужила основой для мифа о проклятии фараона. Лорд Карнарвон умер менее чем через полгода после обнаружения усыпальницы в результате укуса инфицированного насекомого, осложненного пневмонией. Газеты сразу же подняли ужасный шум по этому поводу, но совершенно неправдоподобно, что эта смерть имела какое-либо отношение к проклятию фараона.

После гибельной неудачи Эхнатона Восемнадцатая династия, принесшая Египту два столетия славы, завершилась плачевным финалом. Преемником Тутанхамона стал фараон по имени Эйе, пытавшийся поддержать некоторую видимость религии Эхнатона, но это была совершенно безнадежная задача.

Окончательная ликвидация культа Атона была возложена безжалостными жрецами на военачальников. Военные обычно представляют консервативную силу, в то время они, вероятно, были возмущены падением военного престижа Египта.

Военачальник по имени Хоремхеб стал фараоном в 1339 г. до н. э., сменив Эйе. Он не был членом Восемнадцатой династии в действительности, но обычно включается в нее как последний представитель этого рода, так как был важным чиновником при Эхнатоне и не основал своего правящего рода.

В стране воцарился порядок, и египетские военные отряды отправились для восстановления имперской власти в Нубию. А в Сирии не предпринималось никаких действий. Суппилулиума умер в 1335 г. до н. э., но он оставил после себя мощное государство хеттов, с которым Хоремхеб предпочел не связываться.

Хоремхеб умер в 1304 г. до н. э., и один из его полководцев взошел на трон как Рамсес I, или Рамесес I. Он был довольно стар и правил всего около года. Однако после него царствовал ряд его преемников, и поэтому он рассматривается как первый правитель Девятнадцатой династии.

Его сын, Сети I, пришел к власти в 1303 г. до н. э., и наконец Египет увидел возвращение своего могущества. Он вторгся в Сирию и еще раз дал почувствовать силу Египта на этой территории, но испытывал трудности в борьбе с хеттами и согласился на компромиссный мир. Он также одержал победы над ливанцами. Сети I построил роскошные храмы в Фивах и в Абидосе — городе, расположенном приблизительно в 160 километрах от Фив вниз по течению. Он построил для себя искусно сделанную усыпальницу на склоне холма, где покоились правители Восемнадцатой династии (или покоились бы, если бы их усыпальницы не были разграблены).

Это было как в прежние времена или, скорее, было бы как в прежние времена, если бы не было наследства, оставшегося от беспокойного периода правления Эхнатона. Хетты были все еще здесь, и с ними нужно было иметь дело. Эту задачу должен был решать сын и преемник Сети I, фараон, который при всех его странностях был самым ярким правителем, когда-либо сидевшим на троне Египта.

Великий эгоцентрист

Преемником Сети I был Рамсес II, который унаследовал трон в 1290 г. до н. э., будучи молодым человеком, и правил 67 лет — самый долгий срок правления в истории Египта, за исключением срока правления Пиопи II.

Период его правления охарактеризовался невероятным самовосхвалением фараона. Власть Рамсеса была абсолютной, и он заполонил весь Египет памятниками в свою честь, все они были исписаны хвастливыми отчетами о его победах и величии. Он не колебался даже при написании своего имени на более старых памятниках и присваивал деяния своих предшественников.

Рамсес расширил и без того громадные сооружения в огромном храмовом комплексе в Фивах (сейчас там находится Карнак), устанавливая обелиски и колоссальные статуи со своим изображением. После завершения их строительства храмовый комплекс стал самым большим храмом, который был когда-либо построен, к тому времени и позже. Особенно значителен был новый зал площадью 16 200 квадратных метров. Его крышу поддерживали 144 колонны. Некоторые из них были 3,6 метра в ширину и 20,7 метра в высоту.

Во время его правления Фивы достигли своего расцвета, расположившись на обоих берегах Нила.

Фивы упоминаются в «Илиаде» — эпической поэме, в которой греческий поэт Гомер (написавший поэму, вероятно, через три века после Рамсеса II) воспевает Троянскую войну, происходившую вскоре после смерти Рамсеса. В поэме Ахиллес говорит, отказываясь от подкупа, при помощи которого его хотели вернуть на войну, что никакие деньги не заставят его сделать это. «Даже если вы предложите мне… все, что прибывает в египетские Фивы, величайшую в мире сокровищницу, — Фивы с их сотней ворот, через которые проходят двести человек с конями и колесницами…»

Но время побеждает все, и Фивы давно исчезли, а прекрасный храм в Карнаке лежит в руинах.

Рамсес II упражнялся в своем невероятном самолюбовании не только в Карнаке. Далеко на юге, в 192 километрах вверх по течению от Первого порога, где египетские строители памятников обычно не рисковали появляться, он построил выдающийся храм.

Сейчас на этом месте находится городок Абу-Симбел, кочуя сквозь столетия забвения. Там в 1812 г. швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом были обнаружены великие останки прошлого. В расселине на утесе он нашел четыре гигантских сидячих изображения Рамсеса II, каждое по 19,5 метра в высоту. Там же находились статуи поменьше других членов царской семьи. Это были части храма, построенного в честь Ра, бога солнца. Бог солнца был самым почитаемым богом Рамсеса, и само имя фараона означает «сын Ра». Храм расположен так, что восходящее солнце проникает внутрь и освещает статуи Ра и (кого же еще?) Рамсеса в центре.

В 1960-х гг. под конструкцией находилась огромная дамба недалеко от Первого порога, и вверх по течению от этой дамбы должно было образоваться большое, длинное озеро. Храм и громадные статуи в Абу-Симбеле могли исчезнуть под водой. Огромные усилия прилагаются, чтобы переместить как можно больше фрагментов комплекса на более высокие места. Если бы это видел дух Рамсеса, он, без всякого сомнения, был бы очень доволен.

Так внушительно было самообожание Рамсеса и эффективна пропаганда себя, что его иногда называют Рамсесом Великим. По моему мнению, было бы точнее называть его Рамсесом Эгоманьяком.

В военном отношении Рамсес II создавал впечатление, что он восстановил великую империю Тутмоса III, но это не так. Действительно, Нубия снова была под властью Египта до Четвертого порога, ливийцы оставались покорными, но была еще Сирия и к северу от Сирии государство хеттов.

В начале своего правления Рамсес II выступил в поход против хеттов и в 1286 г. до н. э. вступил с ними в большое сражение у Кадеша — города, который столетием раньше возглавлял ханаанскую коалицию против Тутмоса III.

О сражении известно немного. Единственное сообщение, которое мы имеем, — это официальная версия надписей Рамсеса. Очевидно, египетская армия была захвачена врасплох, и возникла угроза быть разделенной на части наступавшей кавалерией хеттов. Отступление уже началось, и Рамсес II со своей охраной оказался под ударом. Неожиданно Рамсес II, забыв об осторожности, решив победить или умереть, в одиночку стремительно атаковал противника и задержал наступавших, пока не подоспели подкрепления. Воодушевленная столь фантастической смелостью своего фараона, армия сплотилась и нанесла сокрушительный удар по хеттам.

Нам можно простить, если мы откажемся поверить в это. Рамсес был вполне способен рассказывать разные небылицы о себе, и мы не должны принимать всерьез образ Рамсеса в роли Геркулеса или Самсона, одного против всей армии. Мы также не должны думать, что битва при Кадеше была действительно великой победой египтян. Едва ли это так. Империя хеттов не рухнула после этой битвы, и Рамсес вынужден был сражаться с ними еще семнадцать лет.

По всей вероятности, битва при Кадеше была равной или, пожалуй, с некоторым преимуществом хеттов. Несмотря на безмерное хвастовство Рамсеса, Египет был рад подписать договор о мире в 1269 г. до н. э., согласно которому господство хеттов к югу от Евфрата было признано и власть Египта ограничивалась частью Сирии, находившейся рядом с ним. Рамсес был рад принять принцессу хеттов в свой гарем в знак прочности своих обязательств, и остаток его правления был мирным.

Таким образом, несмотря на то что кажется, будто Рамсес II повторил деяния Тутмоса III и Египет восстановил былую мощь, это было не так. Тутмос III покорил Митанни, и царство платило ему дань; у Рамсеса была рядом сильная и непобежденная империя хеттов.

Однако длительная и кровопролитная война между двумя странами была фатальной для обоих. Они казались сильными, но их внутренние ресурсы были крайне истощены, и каждая могла рухнуть под ударами, которые мог нанести новый враг со свежими силами.

По существующей традиции Рамсес II является «фараоном угнетения», фараоном, упоминаемым в библейской книге «Исход» как поработитель израильтян, предопределивший их суровую судьбу. Одним из аргументов в пользу этого является то, что израильтяне «построили для Фараона города-сокровищницы Питхом и Рамсес» (Исход, 1: 11).

Это вполне возможно. Девятнадцатая династия, кажется, происходила из восточной части Дельты, где в Гошене, согласно библейской легенде, жили израильтяне. Рамсес, естественно, внимательно относился к своим родным местам, построив храм в Танисе, в городе, расположенном недалеко от самого восточного устья Нила, а в нем колосс высотой 27 м, естественно самого себя. Он построил изысканные дворцы и сокровищницы, упоминаемые в Библии. Сокровищницы были, вероятно, необходимы для снабжения его армий в период сирийской кампании против хеттов. Без сомнения, Рамсес воспользовался местной рабочей силой.

Длительность правления Рамсеса II, подобно Пиопи II, была пагубна для Египта. Сила Рамсеса угасла; он нуждался в отдыхе. Аристократия набирала силу, а армия разлагалась. Рамсес хотел организовать (или позволить организовать) армию из наемников, чужеземцев, служащих за плату, а не из чувства долга или патриотизма.

Это была ловушка, в которую исторически постоянно попадают благополучные и уверенные народы. Граждане, богатые и процветающие, не видят необходимости терпеть тяготы военной жизни, если чужеземцы делают это за плату. Проще дать им немного денег, чем лишить себя времени и комфорта. Правителям наемники кажутся предпочтительнее, чем свои солдаты, так как те могут более уверенно и безжалостно расправляться с внутренними беспорядками.

Но все возможные преимущества перекрывают два больших недостатка. Во-первых, если государство переживает тяжелые времена и не может платить своим наемникам, они охотно грабят все, что им попадется под руку, и представляют большую опасность для страны, чем вторгшийся враг. Во-вторых, если правитель начинает зависеть от наемников, дабы продолжать свои войны и защищать себя, он становится инструментом в руках наемников и не может сделать ничего, чего они не одобряют, и в конце концов превращается в марионетку или даже в труп. Так случалось в истории много раз.

Закат славы

Рамсес II закончил свое продолжительное правление в 1223 г. до н. э., скончавшись в возрасте около 90 лет. Его смерть наступила, казалось, на самой высшей точке его правления. Империя оставалась такой же обширной, а ее единственный сильный враг начал неожиданно слабеть. Ослабление происходило не по причине прямых усилий Египта; скорее это был результат внутренних волнений и гражданской войны. Сам Египет был богат, процветал и жил в мире. А Рамсес, у которого было множество жен, оставил целую толпу сыновей и дочерей.

Мернептах, тринадцатый сын Рамсеса, стал его преемником. Мернептах, которому уже было 60 лет, попытался продолжить политику отца. Он подавил восстание в части Сирии, находившейся под властью Египта, и в результате впервые Израиль был упомянут в исторических анналах.

Очевидно, как и во времена Эхнатона, кочевники пустыни шли потоком в ханаанские города с востока. Эти кочевники были тем народом, который впоследствии вошел в историю как израильтяне. Они основали ханаанские города, окруженные царствами Аммон, Моав и Эдом, где жили народы, родственные израильтянам во времена Эхнатона. Но этому родству не придавалось значения, и соседние царства выступили против пришельцев. Очевидно, армия Мернептаха участвовала в сражении и одержала победу, поскольку надпись Мернептаха восхваляет тот факт, что «Израиль опустошен и не имеет будущего». Другими словами, его мужская часть (рабочая сила) была истреблена. Это явное преувеличение, как обычно бывает в официальных военных сообщениях.

Мернептах, вероятно, также провел успешную кампанию в Ливии, но затем последовал молниеносный удар и с совершенно неожиданной стороны. Захватчики ворвались в Египет с моря.

Египтяне никогда не были мореходами, и они всегда жили в мире с мореходами-критянами. Критская цивилизация, однако, распространила свое влияние через Европейский континент на север, на ту территорию, которая известна нам как Греция. Во время захвата гиксосами Египта грекоговорящие народы построили прекрасные города на материке и приняли критский образ жизни.

Крит всегда следовал мирному пути, обеспеченному монополией на торговлю в Средиземном море. В отличие от них греки на материке жестоко сражались друг с другом и всегда чувствовали опасность нового нашествия племен с севера. Они строили города с невероятно толстыми стенами, главным из которых были Микены. Этот ранний период греческой истории называют микенской эрой.

Микенцы, втянутые в продолжительные войны, хорошо разбирались в военном деле, они научились строить корабли и рискнули выйти в море, и Крит не устоял перед ними. Пока Египет наслаждался своим могуществом при Девятнадцатой династии, микенские разбойники завершили оккупацию Крита.

Но это было далеко за морем, казавшимся египтянам большой и непреодолимой пучиной соленой воды. Никто ни о чем не беспокоился в самоуверенном Египте в дни его величия.

И Египет пребывал в таком положении два столетия после захвата микенцами Крита. Все бы так и шло, но микенцы сами находились под давлением с севера. Там жили другие, более примитивные грекоговорящие народы, которые до сих пор не ощутили смягчающего влияния критской цивилизации. Зато они познали суровый холод железа.

Две тысячи лет оружие делали из бронзы, хотя из железа получались более прочные щиты, более острые и надежные наконечники и более острые лезвия. Трудность заключалась в том, что железо было чрезвычайно редким металлом, доступным только при обнаружении очень редких метеоритов. Железо можно было добыть из горных пород, как медь, но это было непросто. Необходимо было более интенсивное пламя и более сложная технология.

Очевидно, хетты были первыми, кто разработал практичный метод плавки железной руды. Эти технические знания распространились за пределы их территории, и в армиях начали появляться небольшие партии железного оружия. Примитивные греческие племена, называемые дорийцами, обладали железным оружием в некотором количестве, и благодаря этому их давление на микенцев усилилось.

Микенцы, столкнувшись с серьезными проблемами на севере, нашли выход, растекшись на восток и юг. Троянская война началась во время правления Мернептаха или вскоре после его смерти, и она отражает движение микенцев на восток. Другие банды морских разбойников отправились на юг и высадились на побережье Ливии. При энергичной поддержке ливийских племен они начали нападать на богатые египетские земли. (Греческие легенды рассказывают нам, что Менелай, царь Спарты, после возвращения с Троянской войны провел некоторое время в Египте — туманная память, вероятно, о родовых подвигах на берегах Африки.)

В действительности весь восточный край Средиземноморья пылал в огне. Фригийцы, народ из Малой Азии, двинулись на восток, на нищую и истекающую кровью хеттскую нацию, почти погубившую себя в результате гражданской войны. Фригийцы добились своего, и в 1200 г. до н. э. Хеттское царство, соперничавшее с Египтом за превосходство в цивилизованном мире, прекратило свое существование и исчезло из истории. (Города хеттов, однако, не исчезли в Сирии, и один из солдат армии царя Давида Израильского два столетия спустя был хеттом по имени Урия.)

В результате нападений этих «морских народов» — так называли их застигнутые врасплох египтяне — Египет погрузился в хаос. В отличие от Хеттского царства Египет уцелел, но очень ослабел. Он так и не смог возродиться.

Согласно традиции, Мернептах был «фараоном Исхода», тем, на кого обрушилась чума по просьбе Моисея и который затем утонул в Красном море.

Вероятно, к этому можно кое-что добавить, поскольку история о чуме могла быть смутной памятью о неожиданной катастрофе, постигшей Египет, когда морские разбойники напали на него.

Несомненно, во время беспорядков некоторым из азиатских рабов удалось бежать и присоединиться к солдатам из родственных племен, пытающимся штурмовать Ханаан.

В то время как многие люди воспринимают библейские истории буквально, не стоит забывать о том, что нигде в известных архивах Египта нет упоминаний о порабощенных израильтянах, Моисее, библейских бедствиях. Там, конечно, нет упоминания и о каком-либо фараоне, утопленном в Красном море.

Но если библейские подробности рассматриваются как преувеличения, то этого нельзя сказать об азиатах, которые пришли в Египет в период гиксосов, были порабощены во время Нового царства, с ними обходились особенно жестоко во время правления Рамсеса II, и они сбежали во времена Мернептаха, чтобы присоединиться к израильтянам, штурмовавшим ханаанские города, — все это могло быть правдой.

Мернептах умер в 1211 г. до н. э., и в следующие двадцать лет ни один из слабых и призрачных монархов не оставил следа в истории.

А пока египтяне еще раз получили шанс; еще раз Фивы словно родились заново. Правитель Фив, претендовавший на происхождение от Рамсеса II, занял трон в 1192 г. до н. э. и основал Двадцатую династию. Он усмирил аристократию и установил свою власть над всем Египтом, оставив вновь воссоединенную страну своему сыну Рамсесу III, унаследовавшему трон в 1190 г. до н. э.

Рамсес III правил тридцать два года, и его правление оказалось как бы последним всплеском национальной энергии. Это было очень кстати, поскольку Египет столкнулся с новой агрессией морских народов. На этот раз в войске захватчиков была группа, в надписях названная «Пелесет», которая почти наверняка была филистимлянами, упоминаемыми в Библии. Этот отряд вначале высадился на южном побережье Малой Азии и мог прийти с Кипра — острова, находящегося всего в 112 километрах к югу от этого берега.

Они грабили все на своем пути вниз по восточному побережью Средиземного моря, войдя в Египет из Сирии, как когда-то сделали гиксосы. Но Рамсес III был готов к этому и разгромил их наголову. Он увековечил сцены сражения на стенах храма. На одном изображении показаны египетские корабли, сражающиеся с кораблями филистимлян, — одно из самых ранних изображений морской битвы.

Разгромленным филистимлянам пришлось перебраться на побережье к северо-востоку от Египта. Однако победа над ними была последним вздохом Египта и концом его славы — империя развалилась. Новое царство окончило свое существование после четырех столетий могущества.

Видя беспомощность Египта, израильтяне расположились на реке Иордан и начали покорять ханаанские города. В течение двух веков израильтяне и филистимляне боролись за господство на самом пороге Египта, и он не мог даже пальцем пошевелить, чтобы им помешать.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Падение среднего царства. Египет. История страны

Падение среднего царства

Царствование Аменемхета III оказалось исключительно долгим и успешным, но в последние годы его 45-летнего правления серия низких паводков Нила тяжело сказалась на объеме сельскохозяйственного производства, положив начало лишениям и общему спаду в экономике. Ситуация не исправилась и после его смерти, и преемник фараона Аменемхет IV (ок. 1786–1777 гг. до н. э.) занимал трон сравнительно недолго. Вероятно, он был женат на сестре — царице Собекнефру (ок. 1777–1773 гг. до н. э.). Она стала последней правительницей Двенадцатой династии. Об этих монархах известно крайне мало, но включение в имя царицы имени бога-крокодила Собека, популярного при следующей династии, центр культа которого находился в Крокодилополе, в оазисе Файюм, очень важно. Царица Собекнефру приняла мужские титулы, соединив традиционные одежды фараона-мужчины с элементами женского стиля, что указывает на попытки успокоить тех, кто возражал против появления на престоле женщины. В любом случае, она царствовала менее четырех лет.

Два коротких правления в конце Двенадцатой династии, вероятно, установили стандарты для Тринадцатой династии (ок. 1773–1650 гг. до н. э.), которая представляла собой череду быстро сменяющихся фараонов, явно принадлежавших разным семьям, в то время как знать понапрасну пыталась создать устойчивую преемственность царей. Временами скорость смены правителей была так велика, что некоторые фараоны оставались на престоле лишь несколько недель или несколько дней, и можно предположить, что эта система включала «карусель», при которой цари регулярно сменяли предшественников на троне, хотя прямых доказательств тому нет. Любопытно, что аппарат Среднего царства исправно функционировал на протяжении первой половины существования Тринадцатой династии, словно на нем никак не сказывалась стремительная смена фараонов. Столица по-прежнему находилась в Иттауи, собирались налоги, армия удерживала контроль над завоеванными землями в Нубии, процветали искусства, а царские строительные работы шли по всей стране — хотя, судя по уцелевшим сооружениям, эти памятники уступали по качеству постройкам Двенадцатой династии, что, вероятно, связано с истощением ресурсов в распоряжении фараонов.

Недостаток стабильности и преемственности на пике развития дал себя знать приблизительно в середине Тринадцатой династии. Стесненные обстоятельства правления фараонов нарушили целостность границ Египта, и в последние годы XVIII века до н. э. не попавшие под прямое влияние египетской культуры азиаты стали проникать на северо-восток Дельты, особенно в районе Авариса — сегодня там находятся археологические раскопки Тель эль-Даба. Город в значительной степени населяли азиаты, которые попадали в Египет в качестве пленников, прислуживали в богатых домах, трудились на строительстве царских и общественных зданий. Сам Аварис являлся стратегическим пунктом на перекрестке дорог к Синаю и в Сирию, а значит, и центром торговли и базой для организации горных разработок. Постепенно азиаты заняли важные позиции в администрации города, стали контролировать импортные и экспортные операции с Ближним Востоком. Через некоторое время они уже взяли в руки управление городом, его окрестностями, местным населением и доходной внешней торговлей. Сначала они признавали главенство египетского фараона, но вскоре после царствования Собехотепа IV Ханаферре (ок. 1720 г. до н. э.), последнего правителя Тринадцатой династии, захватили реальную власть, и управляющий Авариса Нехеси принял решение основать собственный царский дом — это была таинственная и малоизвестная Четырнадцатая династия. Вскоре последовала череда восстаний на захваченных нубийских землях, которая привела к появлению самостоятельного правителя из местного населения, а столицей стал город Керма в стране Куш. Поскольку ни один царь не мог претендовать на управление всем государством, Среднее царство, второй этап расцвета Египта, завершилось. Наступил Второй переходный период, когда единство распалось, а в разных провинциальных центрах правили царьки, о которых почти ничего неизвестно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Гибель империи фараонов и египетских Богов :: Институт геополитики профессора Дергачева

Обсудить статью в дискуссионном клубе

Гибель империи фараонов и египетских Богов

Владимир Дергачев

 

pyramidahttp://lowmoon.ru/wp-content/uploads/2009/08/pyramida.jpg

 

Древнеегипетская цивилизация пульсировала во времени — то расширяясь в географическом пространстве до имперских масштабов, то сужаясь  под натиском завоевателей и природных катаклизмов.  Наступал Великих хаос,  длившийся от 100 до 200 и более лет. Эти так называемые переходные периоды между  Древним, Средним, Новым  и Поздним царствами. 

 

Максимальные границы Египетской империи в Новом царствеHitt_Egypt

Египетские царства сменялись Великими смутами  и вновь возрождались. Примерно в XXIII веке до н. э. Ближний Восток претерпел климатические и геологические катаклизмы.

В результате затяжной засухи  люди умирали от страшного голода. Древнеегипетская  надпись так описывает смуту: «Смотрите, произошли события, каких прежде, в древнейшие времена не бывало: властитель свергнут простыми людьми! Смотрите, кто был погребён, как властитель, выброшен из гроба! Смотрите, что было укрыто в пирамиде, ныне лежит под открытым небом... Покои царя разрушены в одночасье».

Древние египтяне достигли совершенства в изготовлении мумий, но для прогресса общества требовалась нечто другое.  Фараоны тратили огромные материальные ресурсы на обустройство  вечной  загробной жизни. Да и была ли таковая? Первыми усомнились в бессмертии фараонов грабители пирамид и гробниц.

В Древнем Царстве строили Великие пирамиды, но их разграбили. В Среднем Царстве строили небольшие ложные пирамиды с гигантскими лабиринтами, но и их разграбили. Разграбили и Долину царей, только саркофаг с мумией Тутанхамона уцелел.

Многочисленные войны истощали государство, разоряли земледельцев и усиливали власть знати и жрецов.  И Новое царство раскололось на две страны. На юге в Верхнем Египте властвовали  жрецы из Фив, а в Нижнем Египте сохранялась власть фараонов. Постепенно Палестина, Финикия и Кипр не стали признавать власть фараонов. В 1663 году до н.э. ассирийцы  разрушили столичные Фивы.

Постепенно приближался закат Древнего Египта,  на который обрушивались волны завоевателей. В 8 веке до н.э. Верхний Египет захватила Нубия, но после более чем столетней оккупации страна  освободилась от захватчиков и фараоны начали  военные походы в Малую Азию.

История Позднего царства (664–332 гг. до н. э.) характеризуется медленной гибелью  Египетского государства под ударом ливийских, эфиопских, ассирийских и персидских войск. В 343 г. до н.э. Египет окончательно завоевали персы, после которых местный фараоны никогда не управляли страной. 

В 332 году до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским, началась эпоха эллинизма. После его смерти страна оказалась под властью македонской династии Птолемеев. При Птолемеях столицей Египта стала Александрия,  вошедшая в историю крупнейшей библиотекой древности и Фаросским маяком, считавшимся одним из чудес света.

В эллинистическом Египте последней представительницей македонской династии Птолемеев была знаменитая  царица  Клеопатра VII (69 – 30 гг. до н.э.), которая прославилась  драматической историей любви к  римскому императору Юлию Цезарю, полководцу Антонию и самоубийством, чтобы не стать пленницей другого римского императора Окавиана Августа.  После её смерти  Египет был завоеван Римской  империей и стал в 30 году до н.э. одной из римских провинций. 

Постепенно был запрещен культ древних египетских богов,  исчезла письменность египтян и прервалась информационная связь эпох. В 642 году Египет завоевали арабы, им на смену пришли турки в 1517 году.

Окончательно исчез  живой язык  египтян-христиан (коптов). Копты (от древнегреческого, египтянин) являются коренным населением Египта, прямыми потомками древних египтян. Общая численность  коптов, исповедующих христианство,  оценивается примерно от шести и более миллионов  человек в Египте и за пределами страны. В современном Египте  живут преимущественно  арабы.   

 

Историки называют разные причины гибели древнеегипетской цивилизации, включая завоевателей, природные катаклизмы и внутренние смуты.  По нашему мнению, главная философская причина гибели древнеегипетской цивилизации — уход в трансцендентный (потусторонний) мир, выходящий за границы возможного  опыта и пределы человеческого сознания.   Древние египтян  уделяли  преимущественно внимание продолжению жизни  в загробном мире. Тысячелетиями  человеческая энергия была растрачена на ложном тупиковом пути. Эпоха языческих богов закончилась, на смену пришли другие Боги. 

 

Величайшее открытие всех времен и народов совершил другой народ — древние греки. Они впервые открыли  человеческую душу и дух.Это величайшее открытие, которое когда-либо совершалось и может быть совершено человечеством. Греки нашли универсальный жизненный интерес к межличностным коммуникациям, воспроизводящих мир идей, формирующих нового человека в конечном имманентном (посюстороннем) мире.  Новый человек был ориентирован не на вечную загробную жизнь, а как отмечал  основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль, на жизнь в имманентном пространстве, где горизонты будущего проявляются в бесконечной смене поколений. В конечном мире имманентного пространства природа не кончается, а проявляется, прежде всего, в виде множества идеализаций (величин, мер, чисел, фигур, полюсов и т. п.).

В современной западной (западноевропейской) цивилизации протестантская этика  окончательно перенесла центр тяжести с небес на землю, из трансцендентного в имманентный (посюсторонний) реальный мир.

 

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизацииДревнеегипетская империяГибель империи фараонов и египетских БоговКто напишет книгу «Цивилизации и Великие тектонические разломы»?Луксор. Крупнейший в мире музей под открытым небомЛуксор. Карнакский Храм бога Солнца Долина царей и разбойников. Величайший в мире Город мертвых Первая великая женщина в истории. «Екатерина Великая» за тысячу лет до нашей эры Храм Хатшепсут. Гробница для возлюбленной Храм Хора. Бог неба и солнца в облике сокола Храм бога-крокодила Себеку. Как надо собирать налоги

 

Другие эксклюзивные публикации на портале «Институт геополитики» и иллюстрированном журнале «Ландшафты жизни» о древних цивилизациях и империях:

Санторин. Воспоминания об АтлантидеСанторин. Акротири. «Эгейские Помпеи». Древнейший город ЕвропыМинойская цивилизация между Европой и Азией

Древнегреческая цивилизация. Путешествие из славян в греки в поисках демократииОткрытие микенской цивилизации. Золотая «Маска Агамемнона»Герой великих археологических открытий и почетный гражданин Санкт-Петербурга

Индийская цивилизация. Срединный путь «страны мудрецов»Виджаянагар. Великая империя, поглощённая царством обезьян

Поднебесная. Великий китайский порядок

Римская цивилизация. Эфес или Вожделенный городПутешествие из славян в римские провинции Малой Азии

Имперская геополитика. Великий час мировых империй

Вверх

 

 

 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

 

dergachev.ru

Падение Древнего Египта связали с извержениями вулканов — Naked Science

Падение Древнего Египта связали с извержениями вулканов

Серия мощных вулканических извержений в III–I вв. до н. э. повлияла на глобальный климат и нарушила обычный ритм разливов Нила. Это привело к массовому голоду, росту налогов и бунтам – а в итоге к гибели грандиозной древнеегипетской цивилизации. Такую картину рисует работа Фрэнсиса Ладлоу (Francis Ludlow) и его коллег из Йельского университета, опубликованная в свежем номере журнала Nature Communications.

 

Успехи Древнего Египта опирались на высокоэффективное сельское хозяйство, высочайшую урожайность которому обеспечивали ежегодные разливы Нила, которые насыщали затапливаемые поля влагой и осадочными минералами. Еще в древние времена было замечено, что разливы задаются обильным сезоном дождей в верховьях великой реки, на нагорьях Эфиопии. Отсутствие дождей и слабый разлив в жарком египетском климате сказывались очень быстро, сухая почва растрескивалась и не давала урожай.

 

С учетом важности разливов Нила вряд ли удивительно, что точные замеры их высоты проводились еще во времена фараонов – для этой цели возводились специальные «ниломеры». Фрэнсис Ладлоу и его соавторы использовали исторические данные, которые сохранились в одном из таких сооружений и охватывают период с 622 до 1902 г. н. э. Сопоставив их с информацией по вулканическим извержениям того времени, ученые отметили, что они приводили к целым периодам невысоких разливов.

 

В самом деле, массовые выбросы в атмосферу вулканических газов – прежде всего диоксида серы – снижают количество солнечного излучения, которое достигает поверхности Земли. Это может приводить к снижению глобальной температуры и количества осадков, сказываясь и на поведении Нила. Показав это, авторы обратились к периоду между 350 и 30 гг. до н. э., последнему времени независимости Египта и правления династии Птолемеев, которое закончилось полным поражением от Рима.

 

Данные по извержениям в то время известны из состава ледяных кернов Гренландии и Антарктики, которые сохранили следы вулканического пепла – в их числе можно отметить извержения итальянской Этны в 44 г. до н. э. Их ученые дополнили древними письменными свидетельствами, которые зафиксировали рост налогов и социальной нестабильности, народных бунтов и трений с соседями, голода и эпидемий. В некоторых случаях все это следовало сразу за извержением, в других – с запозданием на год.

 

По-видимому, именно падение урожайности, вызванное активностью вулканов, стимулировало эти тревожные события, которые в конце концов привели к гибели некогда величайшей цивилизации.

naked-science.ru


Смотрите также