Западная европа и древняя русь. Лекция: Русь в IX – первой половине XII вв. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5. Западная Европа и Киевская Русь в периоды феодальной раздробленности. Западная европа и древняя русь


5. Западная Европа и Киевская Русь в периоды феодальной раздробленности.

Начиная с 30-х годов 12 века Русь, уже необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12 века Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в феодальной зависимости от Киева. В начале 13 века их стало уже около 50. Русь в течение 12 века стала политически похожа на лоскутное одеяло. Конечно, одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель. Однако не политические причины лежали в основе этого явления. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развивались крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей. В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие сплотившиеся феодальные кланы – боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархии. Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств, проходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса с/х, ремесла, внутренней и внешней торговли, усилившегося обмена товарами между отдельными русскими землями. Усложнилась и социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость от землевладельцев сельских жителей. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства. Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Все это определило смещение исторических акцентов с центра на периферию, с Киева на центры отдельных княжеств.

Период феодальной раздробленности был и в Европе 12-13 век. После которой там начался процесс централизации и образование государств (Германия, Франция). Удельный период в истории русского государства совпадает с татаро-монгольским игом. К началу 13 века в степях центральной Азии появилось сильное монгольское государство – держава Ченгизханов. В 10-12 в. в странах Западной Европы шел процесс дробления на отдельные графства, герцогства. На севере Франции образовались города – коммуны. В целом период феодальной раздробленности в странах Западной Европы был периодом экономического подъема, наблюдался рост городов, ремесел, товарного производства. Одновременно происходит множество войн и в 13 веке начинается процесс централизации, который приводит к образованию сословных монархий. В Западной Европе феодализм складывается из трех основных элементов: 1) бенефиция (временное владение землей с обязательством службы и без права распоряжаться этой землей), 2) коммендация (постоянная свобода человека под покровительством сильного с обязательством подчиняться в судебном и финансовом отношении), 3) иммунитет (право землевладельца судить жителей и собирать с них налоги. Зачатки этих элементов были и на Руси в зачаточном состоянии, но не получили такого развития как это было в странах Западной Европы и вассальные отношения также не были развиты у нас в такой форме как в странах З.Е.).

Главные политические центры, особенности управления.

Владимиро-Суздальское (В-С) княжество – первый главный центр удельной Руси. Образовался по разделу Киевской Руси между сыновьями Ярослава Мудрого. Рост. земля досталась Всеволоду Ярославичу. При нем наблюдается возвышение г. Суздаль и г. Владимир. Первыми князьями становятся Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский. А. Б. делает центром г. Владимир. Он считается предшественником таких царей как Иван IV и Петр I. Во В-С земле складывается вотчинная монархия с дворцово-вотчинной системой управления. Вотчина - вид феодальной земельной собственности, которую можно продавать, закладывать. Складывается патримониальная монархия. Это понятие ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Главные особенности этой монархии: Деспот ущемляет право собственности своих подданных, вотчина и правитель просто-напросто вообще не признает за ними этого права. В-С Русь представляла собой вотчинную монархию, княжескую власть, государство, в котором государственные функции рассматриваются как простые хоз. атрибуты зем. владения. Главным центром управления становится княжеский дворец, позже появляются пути, которые должны были управлять определенными отраслями хозяйства княжеского двора. Позже из путей к 15 веку организовались новые более совершенные органы управления – приказы. И система управления становится приказной. Новгородская Боярская республика – второй центр удельной Руси. Князья выбирались на вече, где существовал боярский совет, у которого находилась вся власть. Н. представлял сильную военную организацию, назывался городом открытым. Никто до Ивана III не мог взять Н., хотя он должен был платить дань татаро-монголам. Н. представлял собой вооруженную общину, которая называлась тысячей. Эта тысяча делилась на сотни. Каждая сотня имела свой сход, свое вече. Сотни делились на улицы, также со своим самоуправлением и во главе улиц стоял улицкий староста. Сотни соединяют в крупные союзы, которые называются концы. Каждый конец состоял из 2 сотен. Кончатский староста управлял не один, при нем существовала кончатская управа. Союз концов составлял общину великого Н. Галицко-волынская земля – третий центр. Здесь были очень богатые боярские семьи, которые вели борьбу между собой за ставленника на престол. Они стали быстрой добычей татаро-монгол. В связи с этим в 13 в. образуется Литовское княжество. 9/10 территории были русские земли. Во главе великий князь. Органы власти – рада и сейм, которые незначительно ограничивали власть великого князя. Во главе городской администрации стояли выборные органы, которые принадлежали администрации. Высшим судебным органом был суд господаря. Литовское княжество показывало, что его развитие идет в западном направлении.

studfiles.net

Лекция - Русь в IX – первой половине XII вв. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

Древнерусское государство возникло в середине 9 века. Этнической основой Древней Руси были восточнославянские племенные союзы, перечисленные в «Повести временных лет» (поляне, северяне, древляне, кривичи и др.).

К середине 9 века восточнославянское общество достигло последнего этапа разложения первобытно-общинного строя – эпохи военной демократии (эпохи вождеств). Основной экономической ячейкой общества стала отдельная малая семья, владевшая пахотной землёй и основными орудиями труда. Старая патриархально-родовая община разрушилась. Ей принадлежали только лесные и водные угодья. Эта община всё больше превращалась из родовой в соседскую общину 9мир, вервь). Между малыми семьями увеличивалась имущественнаядеференциация. Материальное неравенство семей усугублялась во время частых войн. В результате ранее единые общества раскололись на бедных и богатых. Всё более усиливалась власть вождей племён (князей). Постепенно они окружили себя постоянным войском из дружинников и перестали зависеть от народных собраний. Формально народные собрания собирались ещё долго, но князь и дружина всё аще пренебрегают мнением народного собрания (вече) и фактически выступают в интересах не столько народа, сколько себя лично. Всё чаще князья пытаются передать власть по наследству. Бесконечные войны приводят к коренному расколу общества, которое ради спасения самого себя производит новый социальный институт – государство. Реальным выражением этого государства и были первоначальные князья и их дружины.

В тех случаях, когда социальные отношения в обществе находилось на этапе образования государства оказывалась очень высоко, предпочитали приглашать верховных правителей со стороны. Так случилось и в истории России. По сообщению «Повести временных лет» в середине 9 века кривичи и словены первыми пригласили на княжение одного из варяжных князей. В 862г. Этот князь был изгнан за море, но вскоре новгородцы перессорились между собой и снова послали к варягам послов просить кого-нибудь на княжение. В Новгород пришёл княжить варяжский князь Рюрик. Сам Рюрик стал княжить в новгородской земле, а его ближайшие родственники получили княжение в Изборске и Белоозере. Вскоре Рюрик отправил небольшую дружину во главе с Оскольдом и Диром на юг, чтобы захватить Киев, где в то время княжила местная киевская династия (Чек, Харив, сестра Лыбедь). Так в Киеве стала княжить варяжская династия. В 879г. Умер старый Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря. Регентом при Игоре стал родственник Олег. В 882г. Олег с Игорем и большой дружиной двинулся на юг. Он захватил Смоленск, Любеч и Киев, убив при этом Оскольда и Дира. Олег перенёс столицу русского государства из Новгорода в Киев, и сказал при этом: «Да будет Киев матерью городов русских». Новгород был вынужден подчиняться Киеву и платить дань.

Так при Олеге произошло объединение Северной и Южной Руси в рамках нового единого государства под названием Русь. Олег начал политику окняжения, т.е. в подчинение Киеву соседних полевых союзов. Олег силой и оружием подчинил северян и родимичей, при этом освободив их от уплаты дани хазарам. Первой формой эксплуатации ещё свободного Древнерусского населения было полюдье. Оно заключалось в том, что каждую осень в ноябре князь с дружиной выступал на север и обходил все подвластные Киеву территории. К весне дружина с князем возвращались в Киев. Первоначально никакого порядка в сборе дани не было, что приводило к конфликтам.

В 945г. Князь Игорь собрал дань с древлян, но по дороге в Киев дружина возмутилась, что мало награбили. Древляне убили Игоря. Жена Игоря княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, провела реформу полюдья. Оно было заменено повозом. Установились твёрдые размеры дани (уроки) и места, куда дань надо было принести (погосты). Это была первая экономическая реформа. Ольга приняла христианство. Сын Игоря и Ольги князь Святослав вошёл в историю Руси, как князь-полководец (победил вятичей, разгромил хазар), пока в 971г. не погиб от рук печенегов.

Новый киевский князь Владимир 1, был незаконный сын Святослава. Главной заслугой Владимира 1 был разгром печенегов и укрепил государственный границы к югу от Киева. Придя к власти, в результате междоусобной войны (убийство Ярополка), Владимир понимал необходимость укрепления княжеской власти. Он начал с устранения соперников, в частности убил полоцкого князя Роголда, а затем перешёл к реформированию языческих культов. Для поклонения было избрано 6 общерусских культов, а все остальные культы запрещались. Эта реформа произошла в 980 году. Однако, централизация языческих культов успеха не имела. Люди поклонялись общерусским Богам. Убедившись в том, что эта реформа бесполезна, он решил встать на путь княгини Ольги. После продолжительного процесса выбора религии в 988 году Русь принимает христианство в его православном варианте из Византии. Сам Владимир крестился в Херсонесе.

Плюсы принятия христианства:

1) Русь вошла в семью европейских государств.

2) Русь приобщилась к византийской культуре.

3) Укрепилась единоличная власть великого киевского князя. Христианство требовало подчинения князю.

4) Укрепление Древнерусского государства. Христианство запрещало смертную казнь.

Христианство – религия классового общества. Способствовала новым формам угнетения народа, объединению древнерусских племён в единый древнерусский народ. Феодальные отношения зародились в Древнерусском обществе на первобытной основе. Главным признаком феодализма является владение землёй, людьми, которые несли военную или иную службу государству. Собственник или владелец земли одновременно обладал и реальной властью. Феодалы получали землю в собственность путём насильственного захвата крестьянских земель, а затем из рук тех самых крупных феодалов, которые уже успели составить крупные земельные владения. На протяжении 15-16вв. в Древней Руси сложились две основные формы крупного феодального землевладения: вотчина и поместье. Первой появилась вотчина. Она представляла собой неотчуждаемую частную земельную собственность, передаваемую от отца к сыну. Они принадлежали князю, его семье, боярам, монастырям. Поместье – условное земельное держание, при котором земля давалась временно, условно, за службу государству или иному феодалу. Когда служба заканчивалась, её отбирали и передавали реальному владельцу. Феодальный способ пр-ва базируется на получении особого дохода феодала, именуемого земельной рентой без любых вложений и затрат. Исторически на Руси сложились 3 формы ренты:

1) Натуральная (продуктовая, оброк)

2) Отработочная (барщина)

3) Денежная.

Ренту уплачивали крестьяне в качестве арендной платы за землю, которую они арендовали у феодалов. Феодалы были заинтересованы в том, чтобы земля постоянно находилась в обработке. Однако, вплоть до середины 17в. Русское крестьянство оставалось свободным. Поэтому вся история русского средневековья представляет собой процесс постепенного закрепощения русских крестьян. Для того, чтобы привязать крестьян к определённой земле правительство использовало как экономическое, так и неэкономическое принуждение, опираясь на государство и законы.

Ещё одной особенностью русского феодализма было то, что по сравнению с Западноевропейским феодализмом наш феодализм возник позже и развивался медленнее чем на Западе. На Руси долгое время сохранялось в качестве пережитка рабство (холопство) и патриархально-родовой уклад.

Длительное время феодалом для русского крестьянства выступало государство. Основным источником для изучения русского феодализма служат законодательные памятники. Для древнерусского периода таким памятником является «Русская правда», древнейшая редакция которой связана с именем Ярослава Мудрого (1019г.). Эта «Правда» была дана Ярославом Мудрым новгородцам. А с переходом Ярослава на Киевский стол была распространена на всю Русь. После смерти Ярослава Мудрого в 1054г. 3 его сына в 1072г. Дополнили «Правду» Ярослава новыми статьями, которое получили название «Правда Ярославичей!.. В 1113г. Владимир Мономах ещё раз дополнил «Русскую правду»новыми статьями, которые именуются «Уставом Владимира Мономаха». В «Уставе» содержались нормы, регулирующие процентную ставку за кредит.

Древнерусское государство сложилось в форме ранней феодальной монархии. Основные классы: феодалы, зависимые крестьяне. Во главе – Великий киевский князь, происходивший из дома Рюриковичей. Однако всю русскую землю считал вотчиной дома Рюриковичей. Князь опирался на Боярскую Думу, в которую входили его родственники и представители старшей дружины. Почти всегда старшую дружину составляли одни бояре. Кроме старшей, существовала и младшая дружина, в которую входили отроки. Из этих лиц назначались мелкие государственные чиновники. Всё свободное население Руси именовалось термином «люди». Зажиточная часть населения в «Русской правде» именовались термином «мужи». Древнерусское общество было достаточно сильно, что выразилось в неодинаковом штрафе за убийство свободного человека. Жизнь богатого человека ценилась в 2 раза больше жизни обычного человека. Штраф за убийство – вира.

«Русская правда» упоминает следующие категории свободного населения: крестьяне-смерды (часть из них уже была экономически зависима от феодалов), рядовичи – люди, взявшие выполнить работу по договору (ряду), закупы – люди, взявшие деньги или другие материальные ценности в долг. Закон охраняет всех. Холопы – абсолютно бесправные люди. Русское крестьянство в это время было организовано в общины. На середину 10-первую половину 11 века приходится расцвет Киевской Руси. В это время княжил Владимир 1.

 

www.ronl.ru

Русская историческая мысль и Западная Европа

Русская историческая мысль и Западная Европа [Nov. 26th, 2009|03:26 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

М.А. Алпатов. Русская историческая мысль и Западная Европа XII-XVII вв. М.: Наука, 1973, 476 стр. [DjVu, 8 Мб]

В исторической литературе нет обобщающего труда по проблеме «Русская историческая мысль и Западная Европа». Автор ставит задачу восполнить этот пробел. В книге показано, как русские книжники ХII-ХVII вв. представляли себе Запад и как западные исторические писатели этого времени представляли себе Россию. Это было связано с исторической обстановкой в средневековой Европе, находило свое выражение в тогдашних исторических теориях, порождало необходимость конкретного знакомства с современностью и историей других стран. Автор рассказывает о состоянии этого изучения на различных исторических этапах. Книга рассчитана не только на специалистов, но и на широкий круг читателей.

Оригинальная ссылка на Торрентс.Ру

Comments:

Замечательно, но качество невыносимо плохое. Проще заново отсканировать, чем пытаться что-то из этого сделать...

Скан, увы, не мой. Автор DjVu-версии, Dark_Ambient, переделывал из 400-мегабайтного PDF. Учитывая его репутацию, полагаю, что он сделал всё, что было возможно ... Я бы хотел попробовать сам, за последнее время я как-то навострился в сжимании пдф до приемлемого для меня (не более 200 мб) размера. Вы не подскажете и-мейл этого человека? У него есть ЖЖ?

С уважением

крт

old-rus.livejournal.com

Древняя Русь - тип Западной цивилизации - История

Древнерусское государство складывается в период 9-10 веков. По мнению большинства ученых развитие древней Руси тяготило к Западной цивилизации. 1) Отделение ремесла от Землевладении, появления металлообработки2) Развитие городов3) Склонность к демократичным формам жизни и труда. Это выдержалось в наличии: вече, княжеской дружины, совета при князе, самоуправления, роль самого князя. Вече - совет (народное собрание) или народная власть, независимая от князя. Ни один закон не запрещал вече рассматривать тот или иной вопрос4) Княжеские дружины. Дружинники заключали с князем свободный договор, вход и выход из дружины были свободными5) Совет при Князе (Боярская дума). Совет носил совещательный характер. Состоял из представителей дружинников, местной знати, иногда духовенства. Совет имел право вето на решение князя. Бояре удерживали князя от усобиц и даже угрожали ему. Власть Князя в древней Руси была ограниченной. Общинное самоуправление было низовым уровнем демократии. В общине были выборы руководителей, гласное решение дел на сходе, выборы руководителей, совместное владение, гласное решение дел.

Роль князя: князь не был в полном смысле слова государем. Историки отмечают служивый характер княжеской власти, это сложилось потому что города вместе с их вече и народным ополчением были сильнее князя и он поэтому поступал на службу городу. Город без князя считался пригородом, неполноправным. В случае отсутствия Князя город старался получить нового князя.

Процесс образования классов, выделение частной собственности. В 11 веке на Руси выделяется частная собственностью на Руси была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин. В усадьбе находились двор и хоромы владельца закрома и амбаре с запасами, жилища слуг и другие постройки.

Отношения вассалитета - западные отношения. Вассалитет - система зависимости одного феодала от другого. Высший слой общества (бояре) были вассалами князя, они обязаны были служить в его войске. За это он обеспечивал автономию их земель. Широкие экономические, культурные, политические, междинастические связи вызволяют говорить о Древней Руси как о части Европы. Появление государства и роль варягов в стимулировании этого процесса. Принятие христианства - западной веры создавала главную и широкую основу для вхождения в Европейское сообщество. Однако в развитии Древней Руси по сравнению с Западной Европой были свои особенности:1) Города на Руси были больше политическими центрами, чем торговыми и оборонительными пунктами.2) Кроме князя и дружины было вооружено и народное население (народное ополчение) и подчинялось не князю, а вечу.3) На Руси крупная частная собственность - вотчина не играла ведущей роли в экономике. Не крупная частная собственность, а общинная преобладала в Киевской Руси.4) Отсюда не удивительно, то соотношение интересов личности и коллектива на Руси решалось в пользу коллектива.5) Князь в Киевской Руси не был государем ни в Восточном, ни в Западном варианте.6) Принятие христианства объединяло Русь с Европой, но принятие Восточной ветви православия накладывало особенность на духовную жизнь русских людей.

moilekcii.ru