Первый свод законов древней руси. 10. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси. Первый свод законов древней руси


Русская правда Ярослава Мудрого, первый закон

Закон не может быть законом, если за ним нет силь­ного.

Махатма Ганди

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

Первый письменный свод законов

Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.

Русская правда Ярослава Мудрого - это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

istoriarusi.ru

Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов — «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI—XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

 

Д. Княжение Владимира Мономаха

1. В конце XI в. начинается процесс распада Руси. Основными причинами его являются следующие:

> утверждение феодальных отношений привело к образованию независимых местных политических центров и их борьбе с Киевом;

> рост крупных городов — Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство.

2. В 1097 г. впервые в истории Руси крупные князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого — Владимира Мономаха — Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение договора грозило наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» — наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

3. На время остановить распад Руси удалось великому киевскому князю Владимиру Мономаху. Прежде всего он дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича», в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. Мономах снял социальную напряженность в обществе. За годы его правления (1113—1125) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал отношения с Византией. При нем был создан новый летописный свод. 4. Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение», обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения — единство Руси, борьба с межкняжескими усобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской. Молодым сыновьям своим он давал следующие советы:

> ешьте и пейте скромно;

> при стариках молчите;

> мудрых слушайте;

> будьте скромными;

> равнодушно относитесь к почестям.

Умер Владимир Мономах в 1125 г., 72 лет от роду. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

В чем Вы видите заслуги князя Владимира Святого перед Отечеством?

На какие сферы жизни русского общества повлияло принятие христианства?

Какую роль играли династические браки при Ярославе Мудром? Как они могли повлиять на дальнейшее развитие Руси?

В чем, по Вашему мнению, выражалось социальное неравенство в обществе, по свидетельству «Русской Правды»?

Тема: Русские земли в XII—XIV вв.

Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Причины феодальной раздробленности.

Б. Крупнейшие политические центры Руси: Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества.

В. Демократия и общественный порядок в Новгороде Великом.

А. Причины феодальной раздробленности

1. С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «... кажцо да держит отчину свою».

2. Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

> во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, арентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

> во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

> в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

> в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

> в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;

> в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.

3. Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы; полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев.

Читайте также:

lektsia.info

10. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность.

1. Великий киевский князь Ярослав (1019—1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком.

2. Правление Ярослава Мудрого — время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники — половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

3. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.

11. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси.

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов — «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI—XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

studfiles.net

Киевская Русь в X начале XIIIвв. Принятие христианства.Первый письменный свод законов "Русская Правда" - Мои статьи - Каталог статей

Киевская Русь в Х—ХIIIвв.                                   

А. Владимир I— государственный деятель, реформатор, полководец

1. В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич, который продолжил политику своих предшественников — вторично покорил радимичей и вятичей. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей (а у него их было 12 от нескольких браков) он посадил наместниками в главные города Руси — Новгород, Ростов, Муром. Но при этом был обойден старший сын Святополк, впавший в немилость отца.

2. При Владимире приобретает значение западное направление внешней политики Руси. Сильное государство поляков и польская католическая церковь признали главенство Папы Римского. Русь и Польша стали противниками. Владимиру удалось подчинить юго-западные города Червень, Перемышль и др., я также земли ятвягов (древнее литовское племя). Все это привело к дальнейшему расширению территории Руси.

3. Однако главной заботой Владимира была борьба с печенегами, которые грабили русские города, а население уводили в рабство. Борьба с кочевниками становилась общегосударственным делом. Для защиты от их набегов Владимир строил системы крепостей. Крепости, как правило, имели 2 ряда валов, стены с башнями и башни для сигнальных костров. Был построен город-крепость Белгород. В течение часа киевский князь знал о приближении врага. По указу Владимира в дружину стали набирать молодых людей с Русского Севера: новгородцев, смолян, вятичей. Натиск печенегов был остановлен.

2  Принятие христианства на Руси: причины и последствия.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Причины:

1.необходимость формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси

2.укрепления международных связей

3.Упрочнение международного положения Руси

4.Укрепление власти Великого Киевского Князя

5.Появление сильного союзника – Византии

Причины принятия христианства, а не другой религии:

Наличие в исламе запретов на употребление в пищу свинины, вина, специфическая восточная обрядность, в том числе обрезание, а также забой лошадей противоречили сложившемуся образу жизни древнерусских племен. Вряд ли стремление пап подчинить светскую власть могло вызвать симпатию к католицизму у киевского князя, ставившего перед собой прямо противоположные задачи, главной из которой было укрепление своей власти. В Византии же православная церковь не только отличилась политической беспомощностью, но и полным подчинением императорам. Поэтому выбор пал на христианство.

Последствия:

1.Русь была признана как христианское государство

2.Жители разных земель стали объединяться в единую культурную и политическую общность

3.Появление на базе византийской культуры уникальной русской средневековой культуры

4.Церковь принесла на Русь письменность

5.Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину»

6.Появление церковного суда, ведавшего делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

"Русская Правда” — первый письменный свод законов Древней Руси

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов — "Русской Правде”. Этот документ создавался на протяжении XI—XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде ("Правда Ярослава”). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался "Правдой Ярославичей” и стал второй частью "Русской Правды”. В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

кон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в "Правде Ярославичей” месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

4. "Русская Правда” регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

bezpaleva121.ucoz.ru

Русская Правда – первый свод законов Древней Руси., История Отечества

Пример готового реферата по предмету: История Отечества

Содержание

Введение

1. Проблема происхождения Русской Правды

2. Характеристика Краткой редакции Русской Правды

2.1. Правда Ярослава

2.2. Правда Ярославичей

Заключение

Список литературы

Содержание

Выдержка из текста

О новом уровне феодальной дифференциации населения в момент принятия Правды Ярославичей ясно говорит тот факт, что убийство некоторых лиц теперь каралось штрафом в шестнадцать раз меньшим, нежели убийство княжеских слуг.

Вопрос об источниках постановлений Ярославичей не может возникнуть. Это в огромном большинстве новые постановления, которые по существу своему противоречат нормам Судебника Ярослава. Например, в то время как в Судебнике Ярослава установлена вира в

4. гривен независимо от положения убитого, в постановлениях съезда установлено взыскивать двойную виру за убийство наиболее видных княжеских слуг и снижено наказание за убийство смерда. Таким образом, ясно, что постановления съезда Ярославичей являются не чем иным, как дальнейшим развитием и оформлением норм феодального права как права-привилегии. Новое законодательство частично имело своим источником и судебные решения князей, на что указывает, например, ст.

21. говорящая об убийстве старого конюха. Во всяком случае, не может быть и речи о том, что постановление съезда Ярославичей — свод норм обычного права (10, С. 196−197).

Правду сыновей Ярослава можно разделить на три отдела. Первый, состоящей из 11 статей, заключает в себе узаконения о преступлениях против лица; второй, состоящий из 13 статей, заключает в себе узаконения по делам о нарушении прав собственности; третий — из 2 статей — говорить о суде и судебных пошлинах.

В первом отделе основным началом служит полная отмена мести и замена ее денежными выкупами. В отличии от Правды Ярослава в Правде Ярославичей помимо внешнего признака преступления рассматривается и самый мотив преступления, берется во внимание не только факт, но и воля преступника, который, в случае, если совершил преступление с умыслом, отвечал за преступление один, без пособия общины.

Этот законодательный акт, в отличие от Древнейшей Правды, уже со всей очевидностью отражает современные ему общественные отношения, которые, в буквальном смысле слова, концентрируются в социально-правовой характеристике персоны потерпевшего. Это уже не абстрактный муж Правды Ярослава, а, в первую очередь, княжий муж либо лицо, выполняющее служебные функции при княжеском дворе (как, например, раба-кормилица князя).

Уголовно-правовой охране жизни старших дружинников князя были посвящены первые три статьи об убийствах в Правде Ярославичей. Статья девятнадцатая предусматривала уголовную ответственность за убийство огнищанина (боярина, старшего дружинника, приближенного князя) и княжеского подъездного (сборщика различных поступлений в пользу князя).

За жизнь этих «важнейших княжеских чиновников, руководивших хозяйственной жизнью княжеского домена» устанавливалась двойная вира в размере восьмидесяти гривен. Эту виру убийца должен был выплатить один, без помощи верви-общины.

Второй отдел заключаешь в себе статьи о нарушена прав собственности. Статьи этого отдела разделяются на три разряда: плата пени за украденные, но не обнаруженные, у вора вещи; плата пени, которые должны были платить уличенные в нарушении права собственности; статьи о мелкой краже, а также обозначаются цены за покраденные вещи и пене или продажи за них в пользу князя.

Третий отдел Правды сыновей Ярослава заключает статьи о суде и судебных пошлинах по уголовным делам. Отдел этот состоит из двух статей. Первая из них прямо отрицает самоуправство, вторая определяет судебные пени.

Таким образом, Правда Ярославичей составляет продолжение, пополнение и развитие Ярославовой Правды, но не составляет ее повторения

Вслед за Правдой Ярославичей, которая является, в сущности, постановлением, вынесенным на их съезде, идет ряд статей, которые и по своему содержанию и по своему стилю различаются от предшествовавшего материала. Возможно, что некоторые статьи являлись позднейшими новеллами киевских князей или записями судебных решений.

Последняя часть Краткой Правды состоит из постановлений, называющимися «Покон вирный» (ст. 42) и «Урок мостником» (ст. 43).

Итак, подчеркнем, что Русская Правда в своих уголовных статьях охраняет собственность и права феодалов.

Заключение

Древнейшим письменным сводом законов Руси является Русская Правда. Наиболее ранней редакцией, возникновение которой относят не позднее 1072 г., является Краткая Правда. Она состоит из Правды Ярослава (ст. 1−18), Правды Ярославичей (ст. 19−41), Покона вирного (ст. 42) и Урока мостников (ст. 43).

Русская Правда — это кодекс прецедентного права, в котором законодатель стремится предусмотреть все возможные жизненные ситуации. Источника кодификации Русской Правды стали нормы обычного права и княжеская судебная практика. Изучаемый нами документ четко регламентировал взаимоотношения между всеми частями общества.

Правда Ярослава устанавливала наказания за преступления: убийство, побои, нанесение увечий, укрывательство холопа, порча чужого оружия и одежды. Были сделаны первые шаги по ограничению кровной мести.

После смерти Ярослава его сыновья Святослав, Изяслав, Всеволод создают «Правду Ярославичей», защищавшую личные владения самих князей, их земли, дворцы, имущество.

Таким образом, Русская Правда отразила как пережитки кровнородственных отношений, так и закрепляла определенные привилегии феодалов и лиц, близких к княжескому двору. Привилегии заключались в установлении повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и в особом порядке наследования земли представителями этого слоя.

Итак, становление российского законодательства происходило постепенно, оно отразило пережитки кровнородственных отношений и формирующиеся феодальные отношения. Законодательство — важный признак существования государства. Недаром Русская Правда оформляется на этапе укрепления раннефеодального государства.

Список литературы

Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I-IV / Коммент. А.М. Кузнецова. Калуга: Золотая аллея, 1993. 560 с.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 кн. Кн. 1. М.: Мысль, 1993. 572 с.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 года: Учеб. для студ. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси: Учеб. пособ. / Отв. ред. Г. В. Швеков. М.: РИО ВЮЗИ, 1984. 80 c.

Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. Т. 1 Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1984. — 432 с.

Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М.: АиФ Принт, 2003. 447 с.

Солодкин И.И. История уголовного права России // Курс советского уголовного права. Часть общая. Т. 2 / Отв. ред.: Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. С. 525−553.

Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. М. — Л., 1941. 378 с.

Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Изд-во МГУ, 1953. 190 с.

Юшков, С.В. История государства и права России (IX-XIX вв.).

Ростов н/Д: Феникс, 2003. 736 с.

Юшков С.В. К истории древнерусских юридических сборников // Труды выдающихся юристов / С.В. Юшков; Редкол.: Васильев А.М., Карпец И.И., Крафский В.Г., Кудрявцев В.Н., Курицын В.М., Лейст О.Э., Скрипилев Е.А., Чистяков О.И. (Отв. ред.).

М.: Юрид. лит., 1989. С. 28−71.

3

Список литературы

1.Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I-IV / Коммент. А.М. Кузнецова. Калуга: Золотая аллея, 1993. 560 с.

2.Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 кн. Кн. 1. М.: Мысль, 1993. 572 с.

3.Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 года: Учеб. для студ. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4.Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси: Учеб. пособ. / Отв. ред. Г. В. Швеков. М.: РИО ВЮЗИ, 1984. 80 c.

5.Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. Т. 1 Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1984. — 432 с.

6.Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М.: АиФ Принт, 2003. 447 с.

7.Солодкин И.И. История уголовного права России // Курс советского уголовного права. Часть общая. Т. 2 / Отв. ред.: Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. С. 525−553.

8.Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. М. — Л., 1941. 378 с.

9.Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Изд-во МГУ, 1953. 190 с.

10.Юшков, С.В. История государства и права России (IX-XIX вв.).

Ростов н/Д: Феникс, 2003. 736 с.

11.Юшков С.В. К истории древнерусских юридических сборников // Труды выдающихся юристов / С.В. Юшков; Редкол.: Васильев А.М., Карпец И.И., Крафский В.Г., Кудрявцев В.Н., Курицын В.М., Лейст О.Э., Скрипилев Е.А., Чистяков О.И. (Отв. ред.).

М.: Юрид. лит., 1989. С. 28−71.

список литературы

referatbooks.ru