ГлавнаяДревнийХарактеристика источников древних германцев
Общественный строй древних германцев. Характеристика источников древних германцев
41_-_Kharakteristika_istochnikov_po_istorii_drevn
Исторический источник – всякий памятник прошлого, вещественный, письменный или устный, отражающий ту или иную сторону истории человеческого общества.
Источники по истории древних германцев:
Археологические
Сообщают о развитом земледелии, ремесле, судостроении, торговле с Римом. Особенно богатые находки были сделаны в восточной и северной Германии по торговому пути через Моравию и Силезию. Найденные монеты говорят о торговле с Римом. Изделия из железа (кольчуги, украшения) о развитой обработке металла. Руны – буквы, вырезанные на дереве, говорят о том, что письменность развивалась, но слабо. Поселение «Феддерзен Вирде»– богатый материал. «длинные дома» – скотоводство было! Древние поля – участок земли, огороженный камнями, обраб. В течение нескольких поколений не было перераспределения земель. Но и частной собств. не было, т.к. землю с собой не возьмешь. Радиальная планировка селения, в центре – усадьба и холл. Кузница, гончарная мастерская – ремесло.
Лингвистические, фольклор.
Письменные
Благодаря тому, что германцы очень рано начали соприкасаться с более развитыми народами Средиземноморья, нам известна их ранняя история. Римские трактаты.
Первые сведения о германцах (ок. 325 г до н.э) - греческий купец Питеас. Эти сведения сохранились в сочинениях Гая Плиния Старшего. Проплыв через Ламанш в Северное море к «Янтарному берегу», Питеас обнаружил там германские племена тевтонов и гуннов.
Гай Юлий Цезарь «Записки о галльской войне». (1 в до н.э.) Описал ход завоевания Галии и жизнь галльских племен. При описании военных действий – личные наблюдения (можно доверять). Общественный строй и быт – сведения галлов и самих германцев. Германцы у Цезаря - полукочевое воинственное племя, медленно продвигающееся по лесным равнинам. Нет частной собственности. Землю обрабатывают совместно родовыми общинами. Смену пахотной земли объясняет тем, что у германцев просто нет привычки к оседлому образу жизни. Говорит об отсутствии у германцев с/х. Отмечает массовые миграции, крайнюю воинственность. Управление – совет старейшин, избирают вождя на время войны. Нет государства.
Страбон «География». (1 в до н.э.) опирался на греческие источники, ныне утраченные. Описал географические условия обитания германцев, перечислил отдельные их племена, обрисовал быт некоторых из них, отметив, что главное свое пропитание они получают от скота и часто меняют место жительства. Сам в их землях не был. Отмечает массовые переселения, причина - межплеменные конфликты.
Гай Плиний Старший «Естественная история» (1 в н.э.). Служил в римской армии, расквартированной в некоторых областях Германии. Ценные природно-географических условиях, о выращиваемых германцами культурах, об их методах удобрения земли, одежде и обычаях, сведения об их расселении.
Тацит. «Германия» и др. Брал сведения из произведений Страбона, Тита Ливия, не дошедших до нас «Германских войн» Плиния Старшего, из рассказов римских купцов и полководцев, от германцев, служивших в римской армии. Говорит, что у них есть родовая знать. Обрабатывали землю отдельными хозяйствами с ежегодными ее переделами, отражая переходную стадию от общей собственности на землю к частной. меновая торговля. Власть: конунг – по знатности, хёвдинг – по доблести. Нет власти над народом. институт заложничества. . народное собрание – судебные функции, избрание старейшин, совет старейшин. New категория – дружинники. не было перераспределения земель.
Достоинства ПИИ:
Недостатки письменных источников:
1) Политическая и идеологическая заданность. Греки и римляне относились к германцам как к варварам. Цезарь же при написании своего труда имел целью подчеркнуть свои заслуги по развитию цивилизованного Рима.
2) Вторичность объекта исследования – мы исследуем эти источники не для того, чтобы изучить сами источники, а чтобы изучить жизнь германцев.
3) Использование римской терминологии – все они на латинском, поэтому те предметы или явления жизни германцев, которые не имеют названия на латыни, просто заменялись каким – либо латинским словом.
4) Наделение объекта чужими функциями -произведения были предназначены для римского читателя, поэтому в них широко используются аналогии, германское общество для понятности читателю романизируется.
studfiles.net
Общественный строй древних германцев
ТЕМА 1
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ
1. Основные источники по истории древних германцев.
2. Хозяйственные занятия германцев и изменения в них от Цезаря до Тацита.
3. Отношения собственности и их эволюция.
4. Имущественная и социальная дифференциация среди свободных. Рабство и его особенности.
5. Общинная организация у германцев времен Цезаря и Тацита.
6. Политическое устройство германских племен эпохи Цезаря и Тацита.
7. Повседневная жизнь германцев: обычаи, жилища, одежда, пища.
8. Исторические итоги эволюции древнегерманского общества (I в. до н. э. — III в. н. э.).
9. Споры в литературе вокруг общественного строя германцев.Дополнительные источники
Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне // Древние германцы / Сост. Б. Н. Греков и др. М., 1937.
Тацит Публий Корнелий. О происхождении, местожительстве и нравах народов Германии // Там же.
Тацит Публий Корнелий. Анналы // Там же.
Литература
Грацианский Н. П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря // Грацианский Н. П. Из социально-экономической истории западноевропейского феодализма. М., 1960.
Гуревич А. Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. М., 1985. Т. 1.
Кауфман С. А. Раннее германское средневековье в свете археологии // Средние века. 1962. Вып. 22.
Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 400—421.
Неусыхин А. И. К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев // Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974.
Петрушевский Д. М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 1922.
Серовайский Я. Д. Сообщения Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических исследований // Средние века. 1997. Вып. 60.
Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., 1968. Гл. 1.
Энгельс Ф. К истории древних германцев // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 130—146, 150— 155 (или любое другое издание. Гл. 7).
Методические рекомендацииХозяйственный и общественный строй древних германцев остается предметом острых историографических дискуссий, что обусловлено, прежде всего, состоянием и особенностями источников.
По данной теме необходимо исследовать источники, характеризующие хозяйственное устройство, аграрные и общественные отношения, систему управления у германских племен с середины I в. до н. э. до конца I в. н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, связанные с началом разложения родового строя. Судить об этих переменах позволяют, прежде всего, нарративные (повествовательные) источники.
Приводимые ниже выдержки из произведений Цезаря, Страбона, Плиния Старшего и Тацита подобраны таким образом, чтобы возможно ярче осветить наиболее существенные стороны жизни и быта германцев или такие моменты, которые имеют значение при анализе их позднейшей истории.
Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.) — знаменитый римский полководец и государственный деятель, завоеватель, и затем наместник Галлии, столкнулся с германцами во время захвата этой провинции в 50-е гг. I в. до н. э. Его "Записки о Галльской войне" являют собой обработку военных донесений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря главы 1—3 книги IV и главы 21—23 книги VI, или так называемые "германские экскурсы", из которых, по мнению исследователей, второй является более поздним и более достоверным. Германцы, с которыми Цезарь неоднократно сражался, интересовали его прежде всего как будущие противники на случай возможного завоевания Германии римлянами. Поэтому Цезарь уделяет серьезное внимание германскому войску, хотя и посвящает немало строк описанию быта германцев, что делает его труд весьма ценным для историков.
Страбон (ок. 64 г. до н. э. — 19 г. н. э.) — греческий географ, историк и философ родом из Малой Азии. Источниками сведений о германцах, краткие сообщения о жизни которых Страбон помещает в разных местах своей "Географии", служили ему сочинения географов III—I вв. до н. э. — Эратосфена, Гиппарха, Полибия, Тирраннона и Ксенарха. Черпая необходимый материал преимущественно у авторов, не соприкасавшихся близко с германцами, относясь к ним весьма критически, Страбон заимствовал у них лишь то немногое, что он считал достоверным. Тем не менее, приводимые Страбоном данные не могут иметь самостоятельного значения и нуждаются в дополнении их сведениями из других источников I в. до н. э., прежде всего из "Записок о Галльской войне" Цезаря.
Гай Плиний Старший (ок. 24—79 гг. н. э.) — известный римский географ. В 77 г. н. э. он закончил свою "Естественную историю" в 37 книгах, где им была предпринята попытка подвести итог всем античным знаниям. Свидетельства Плиния помогают установить расселение основных групп германских племен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев.
Публий Корнелий Тацит (ок. 54 — ок. 120 гг.) — один из крупнейших римских историков. Будучи наместником Бельгики в 89—93 гг., Тацит изучил быт германских племен, живших на границе с этой провинцией. Кроме того, Тацит слушал рассказы побывавших за Рейном купцов и солдат, а возможно, и рабов германского происхождения, и знакомился с ежемесячными отчетами начальников пограничной стражи, стоявшей по Рейну. Тацит знал труд Плиния "Германские войны", не дошедший до нас, и по долгу службы ознакомился с картой прирейнских областей, составленной Марком Випсанием Агриппой, вторым после Цезаря римским военачальником, перешедшим Рейн. В результате у Тацита сложились свои представления о германском мире, которые он изложил в сочинении "О происхождении, местожительстве и нравах народов Германии" (ок. 98 г.), или "Германия". Следует помнить, что Тацит часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Надо иметь в виду, что историк был настроен оппозиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал.
Свидетельства античных авторов нуждаются в критической проверке еще и потому, что за последнее время археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палеоботанике накопили значительный материал, позволяющий дополнить и пересмотреть традиционные представления, основывавшиеся на сведениях письменных источников. Краткая сводка новых достижений этих наук дана в последних изданиях учебников по истории средних веков, а значительно более детальная — в третьей главе первого тома "Истории крестьянства в Европе. Эпоха феодализма" (М., 1985). Поэтому приступать к анализу источников следует, уже зная, какие данные письменных памятников нуждаются в особенно существенных коррективах. Как это сделать, поясним на примере первой же проблемы, возникающей при изучении настоящей темы.
Известны свидетельства Цезаря о том, что германцы "не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главным образом молоком, сыром и мясом". Тацит же сообщает, что "земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников... Они каждый год меняют пашню, и все-таки остается свободное поле". Задача заключается в том, чтобы установить, каким ступеням в развитии земледелия соответствуют эти данные. Если бы мы опирались на одни только письменные источники, то могли бы заключить, что описанный Цезарем образ жизни германцев является полукочевым, а система земледелия при Таците — залежной (или переложной). Но после знакомства с выводами археологов освещение проблемы приобретает иной характер. Теперь требуется выяснить: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что германцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племен на всю Галлию? Достигли ли отдельные племена или группы племен более высоких ступеней в развитии земледелия? Изучение археологических памятников позволяет ответить на эти вопросы.
Предстоит решить и другую проблему — определить стадию развития родового строя у германцев в эпоху Цезаря и во времена Тацита. У Тацита необходимо найти данные о родственных группах, о материнском праве и кровной мести, что поможет обрисовать картину родовых связей у германцев конца I в. н. э. Наряду с этим важно установить, как совершался распад родовой общины и насколько индивидуализировалось земледелие у германцев ко времени Тацита.
Важная задача при работе над этой темой — проследить возникновение имущественного и социального неравенства. Необходимо также установить, был ли утрачен в эпоху Тацита прежний характер управления, свойственный родовому строю, выявить переходный характер древнегерманских институтов власти.
I. МАТЕРИАЛЫ АРХЕОЛОГИИ О ХОЗЯЙСТВЕ ГЕРМАНСКИХ ПЛЕМЕНТаблица 1
Распространение зерновых культур на территории Центральной Европы в местах поселений германских племен, %
Зерновая культура
Бывшие римские провинции на Рейне и Дунае
Германия
Чехия
Польша
Всего в Центр. Европе
Овес
10,6
11,1
27,2
9,7
11,3
Ячмень
17,3
40,6
18,2
19,3
22,2
Рожь
14,4
3,7
—
19,3
13,6
Пшеница
летняя обыкновенная
17,3
11,1
18,2
14,5
15,3
полба
8
14,8
9,5
9,7
9,7
однозернянка
4
3,7
9,1
1,6
3,4
спельта
6,7
—
—
9,7
6,3
Могар
4
—
—
—
4
Просо
12
14,8
9,1
14,5
13
Таблица 2
Разведение скота в поселениях, древних германцев, %
Вид домашнего животного
Отношение костных останков к общему числу костных находок
Феддерзен Вирде, округ Везермюнде, I — V вв.
Каблов, округ Кенигсвустерхаузен, III — V вв.
Вюсте Кунерсдорф, округ Зеелов, I — IV вв.
Крупный рогатый скот
48,3
49,56
29,07
Лошадь
12,7
7,93
5,8
Овца
23,7
—
4,65
Овца/ коза
—
10,22
14,53
Коза
—
—
2,33
Свинья
11,1
19,85
36,05
Собака
4,2
2,07
2,91
П. НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ I ВЕКА ДО Н. Э.3. Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне (середина I в. до н. э.)Книга I. Гл. 48. ...На следующий день он [Ариовист] провел свое войско мимо лагеря Цезаря и устроил свой в двух тысячах шагов за ним с тем умыслом, чтобы отрезать Цезаря от хлеба и продовольствия, которые доставляли ему эдуи и секваны1. С этого дня в течение пяти дней кряду Цезарь выводил свои войска и ставил их перед лагерем в боевом порядке для того, чтобы, если Ариовист захочет помериться силой в сражении, у него была возможность к этому. Однако Ариовист все эти дни удерживал свою пехоту в лагере, но ежедневно состязался в кавалерийском бою. Этот был тот род сражения, в котором германцы усовершенствовались. Их было 6 тысяч всадников и столько же пехотинцев, самых храбрых и проворных, которых каждый всадник выбирал себе по одному из всего войска для своей защиты. Они сопровождали всадников во время сражения; под их прикрытием всадники отступали; они сбегались [на их защиту], когда всадникам приходилось туго; если кто-нибудь падал с лошади, получивши тяжелую рану, они его окружали. В случаях продвижения на необычно далекое расстояние или особенно быстрого отступления их скорость благодаря упражнению оказывалась такой большой, что, держась за гриву лошадей, они не отставали от всадников.
Гл. 49. Видя, что Ариовист все время держится в своем лагере, и не желая, чтобы он продолжал мешать подвозу припасов, Цезарь выбрал удобную позицию на расстоянии 600 шагов2 от лагеря германцев и вывел на нее свое войско, построенное в три линии; первым двум он велел оставаться в боевой готовности, а третьей — строить укрепленный лагерь. Это место, как выше сказано, находилось на расстоянии 600 шагов от неприятеля. Ариовист выслал против римлян туда же 16 000 легковооруженных воинов и всю свою конницу, чтобы они устрашали римлян и мешали им возводить укрепления; несмотря на это, Цезарь приказал, согласно своему прежнему решению, двум боевым линиям отбиваться от неприятеля, а третьей — заканчивать работу...
Гл. 50. ...Когда Цезарь стал расспрашивать пленных, почему Ариовист не вступал в сражение, он узнал, что причиной этого был существующий у германцев обычай, [а именно:] матери семейств на основании гаданий по жеребьевым палочкам и прорицаний, провозглашают, целесообразно ли вступать в битву или нет, и они сказали так: не дозволено германцам победить, если они вступят в сражение до наступления новолуния.
Гл. 51. ...[Германцы] вывели из лагеря свое войско и построили его по племенам так, что все племена — гаруды, маркоманны, трибоки, вангионы, неметы, седузии, сиевы — находились на равном расстоянии друг от друга; они окружили всю свою боевую линию дорожными по-1юзками и телегами, чтобы не оставалось никакой надежды на бегство. На них они посадили женщин, которые, простирая к ним руки, со слезами умоляли идущих в битву воинов не отдавать их в рабство римлянам.
e.120-bal.ru
Общественный строй древних германцев
ТЕМА 1
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ
1. Основные источники по истории древних германцев.
2. Хозяйственные занятия германцев и изменения в них от Цезаря до Тацита.
3. Отношения собственности и их эволюция.
4. Имущественная и социальная дифференциация среди свободных. Рабство и его особенности.
5. Общинная организация у германцев времен Цезаря и Тацита.
6. Политическое устройство германских племен эпохи Цезаря и Тацита.
7. Повседневная жизнь германцев: обычаи, жилища, одежда, пища.
8. Исторические итоги эволюции древнегерманского общества (I в. до н. э. — III в. н. э.).
9. Споры в литературе вокруг общественного строя германцев.Дополнительные источники
Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне // Древние германцы / Сост. Б. Н. Греков и др. М., 1937.
Тацит Публий Корнелий. О происхождении, местожительстве и нравах народов Германии // Там же.
Тацит Публий Корнелий. Анналы // Там же.
Литература
Грацианский Н. П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря // Грацианский Н. П. Из социально-экономической истории западноевропейского феодализма. М., 1960.
Гуревич А. Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. М., 1985. Т. 1.
Кауфман С. А. Раннее германское средневековье в свете археологии // Средние века. 1962. Вып. 22.
Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 400—421.
Неусыхин А. И. К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев // Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974.
Петрушевский Д. М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 1922.
Серовайский Я. Д. Сообщения Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических исследований // Средние века. 1997. Вып. 60.
Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., 1968. Гл. 1.
Энгельс Ф. К истории древних германцев // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 130—146, 150— 155 (или любое другое издание. Гл. 7).
Методические рекомендацииХозяйственный и общественный строй древних германцев остается предметом острых историографических дискуссий, что обусловлено, прежде всего, состоянием и особенностями источников.
По данной теме необходимо исследовать источники, характеризующие хозяйственное устройство, аграрные и общественные отношения, систему управления у германских племен с середины I в. до н. э. до конца I в. н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, связанные с началом разложения родового строя. Судить об этих переменах позволяют, прежде всего, нарративные (повествовательные) источники.
Приводимые ниже выдержки из произведений Цезаря, Страбона, Плиния Старшего и Тацита подобраны таким образом, чтобы возможно ярче осветить наиболее существенные стороны жизни и быта германцев или такие моменты, которые имеют значение при анализе их позднейшей истории.
Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.) — знаменитый римский полководец и государственный деятель, завоеватель, и затем наместник Галлии, столкнулся с германцами во время захвата этой провинции в 50-е гг. I в. до н. э. Его "Записки о Галльской войне" являют собой обработку военных донесений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря главы 1—3 книги IV и главы 21—23 книги VI, или так называемые "германские экскурсы", из которых, по мнению исследователей, второй является более поздним и более достоверным. Германцы, с которыми Цезарь неоднократно сражался, интересовали его прежде всего как будущие противники на случай возможного завоевания Германии римлянами. Поэтому Цезарь уделяет серьезное внимание германскому войску, хотя и посвящает немало строк описанию быта германцев, что делает его труд весьма ценным для историков.
Страбон (ок. 64 г. до н. э. — 19 г. н. э.) — греческий географ, историк и философ родом из Малой Азии. Источниками сведений о германцах, краткие сообщения о жизни которых Страбон помещает в разных местах своей "Географии", служили ему сочинения географов III—I вв. до н. э. — Эратосфена, Гиппарха, Полибия, Тирраннона и Ксенарха. Черпая необходимый материал преимущественно у авторов, не соприкасавшихся близко с германцами, относясь к ним весьма критически, Страбон заимствовал у них лишь то немногое, что он считал достоверным. Тем не менее, приводимые Страбоном данные не могут иметь самостоятельного значения и нуждаются в дополнении их сведениями из других источников I в. до н. э., прежде всего из "Записок о Галльской войне" Цезаря.
Гай Плиний Старший (ок. 24—79 гг. н. э.) — известный римский географ. В 77 г. н. э. он закончил свою "Естественную историю" в 37 книгах, где им была предпринята попытка подвести итог всем античным знаниям. Свидетельства Плиния помогают установить расселение основных групп германских племен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев.
Публий Корнелий Тацит (ок. 54 — ок. 120 гг.) — один из крупнейших римских историков. Будучи наместником Бельгики в 89—93 гг., Тацит изучил быт германских племен, живших на границе с этой провинцией. Кроме того, Тацит слушал рассказы побывавших за Рейном купцов и солдат, а возможно, и рабов германского происхождения, и знакомился с ежемесячными отчетами начальников пограничной стражи, стоявшей по Рейну. Тацит знал труд Плиния "Германские войны", не дошедший до нас, и по долгу службы ознакомился с картой прирейнских областей, составленной Марком Випсанием Агриппой, вторым после Цезаря римским военачальником, перешедшим Рейн. В результате у Тацита сложились свои представления о германском мире, которые он изложил в сочинении "О происхождении, местожительстве и нравах народов Германии" (ок. 98 г.), или "Германия". Следует помнить, что Тацит часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Надо иметь в виду, что историк был настроен оппозиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал.
Свидетельства античных авторов нуждаются в критической проверке еще и потому, что за последнее время археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палеоботанике накопили значительный материал, позволяющий дополнить и пересмотреть традиционные представления, основывавшиеся на сведениях письменных источников. Краткая сводка новых достижений этих наук дана в последних изданиях учебников по истории средних веков, а значительно более детальная — в третьей главе первого тома "Истории крестьянства в Европе. Эпоха феодализма" (М., 1985). Поэтому приступать к анализу источников следует, уже зная, какие данные письменных памятников нуждаются в особенно существенных коррективах. Как это сделать, поясним на примере первой же проблемы, возникающей при изучении настоящей темы.
Известны свидетельства Цезаря о том, что германцы "не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главным образом молоком, сыром и мясом". Тацит же сообщает, что "земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников... Они каждый год меняют пашню, и все-таки остается свободное поле". Задача заключается в том, чтобы установить, каким ступеням в развитии земледелия соответствуют эти данные. Если бы мы опирались на одни только письменные источники, то могли бы заключить, что описанный Цезарем образ жизни германцев является полукочевым, а система земледелия при Таците — залежной (или переложной). Но после знакомства с выводами археологов освещение проблемы приобретает иной характер. Теперь требуется выяснить: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что германцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племен на всю Галлию? Достигли ли отдельные племена или группы племен более высоких ступеней в развитии земледелия? Изучение археологических памятников позволяет ответить на эти вопросы.
Предстоит решить и другую проблему — определить стадию развития родового строя у германцев в эпоху Цезаря и во времена Тацита. У Тацита необходимо найти данные о родственных группах, о материнском праве и кровной мести, что поможет обрисовать картину родовых связей у германцев конца I в. н. э. Наряду с этим важно установить, как совершался распад родовой общины и насколько индивидуализировалось земледелие у германцев ко времени Тацита.
Важная задача при работе над этой темой — проследить возникновение имущественного и социального неравенства. Необходимо также установить, был ли утрачен в эпоху Тацита прежний характер управления, свойственный родовому строю, выявить переходный характер древнегерманских институтов власти.
I. МАТЕРИАЛЫ АРХЕОЛОГИИ О ХОЗЯЙСТВЕ ГЕРМАНСКИХ ПЛЕМЕНТаблица 1
Распространение зерновых культур на территории Центральной Европы в местах поселений германских племен, %
Зерновая культура
Бывшие римские провинции на Рейне и Дунае
Германия
Чехия
Польша
Всего в Центр. Европе
Овес
10,6
11,1
27,2
9,7
11,3
Ячмень
17,3
40,6
18,2
19,3
22,2
Рожь
14,4
3,7
—
19,3
13,6
Пшеница
летняя обыкновенная
17,3
11,1
18,2
14,5
15,3
полба
8
14,8
9,5
9,7
9,7
однозернянка
4
3,7
9,1
1,6
3,4
спельта
6,7
—
—
9,7
6,3
Могар
4
—
—
—
4
Просо
12
14,8
9,1
14,5
13
Таблица 2
Разведение скота в поселениях, древних германцев, %
Вид домашнего животного
Отношение костных останков к общему числу костных находок
Феддерзен Вирде, округ Везермюнде, I — V вв.
Каблов, округ Кенигсвустерхаузен, III — V вв.
Вюсте Кунерсдорф, округ Зеелов, I — IV вв.
Крупный рогатый скот
48,3
49,56
29,07
Лошадь
12,7
7,93
5,8
Овца
23,7
—
4,65
Овца/ коза
—
10,22
14,53
Коза
—
—
2,33
Свинья
11,1
19,85
36,05
Собака
4,2
2,07
2,91
П. НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ I ВЕКА ДО Н. Э.3. Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне (середина I в. до н. э.)Книга I. Гл. 48. ...На следующий день он [Ариовист] провел свое войско мимо лагеря Цезаря и устроил свой в двух тысячах шагов за ним с тем умыслом, чтобы отрезать Цезаря от хлеба и продовольствия, которые доставляли ему эдуи и секваны1. С этого дня в течение пяти дней кряду Цезарь выводил свои войска и ставил их перед лагерем в боевом порядке для того, чтобы, если Ариовист захочет помериться силой в сражении, у него была возможность к этому. Однако Ариовист все эти дни удерживал свою пехоту в лагере, но ежедневно состязался в кавалерийском бою. Этот был тот род сражения, в котором германцы усовершенствовались. Их было 6 тысяч всадников и столько же пехотинцев, самых храбрых и проворных, которых каждый всадник выбирал себе по одному из всего войска для своей защиты. Они сопровождали всадников во время сражения; под их прикрытием всадники отступали; они сбегались [на их защиту], когда всадникам приходилось туго; если кто-нибудь падал с лошади, получивши тяжелую рану, они его окружали. В случаях продвижения на необычно далекое расстояние или особенно быстрого отступления их скорость благодаря упражнению оказывалась такой большой, что, держась за гриву лошадей, они не отставали от всадников.
Гл. 49. Видя, что Ариовист все время держится в своем лагере, и не желая, чтобы он продолжал мешать подвозу припасов, Цезарь выбрал удобную позицию на расстоянии 600 шагов2 от лагеря германцев и вывел на нее свое войско, построенное в три линии; первым двум он велел оставаться в боевой готовности, а третьей — строить укрепленный лагерь. Это место, как выше сказано, находилось на расстоянии 600 шагов от неприятеля. Ариовист выслал против римлян туда же 16 000 легковооруженных воинов и всю свою конницу, чтобы они устрашали римлян и мешали им возводить укрепления; несмотря на это, Цезарь приказал, согласно своему прежнему решению, двум боевым линиям отбиваться от неприятеля, а третьей — заканчивать работу...
Гл. 50. ...Когда Цезарь стал расспрашивать пленных, почему Ариовист не вступал в сражение, он узнал, что причиной этого был существующий у германцев обычай, [а именно:] матери семейств на основании гаданий по жеребьевым палочкам и прорицаний, провозглашают, целесообразно ли вступать в битву или нет, и они сказали так: не дозволено германцам победить, если они вступят в сражение до наступления новолуния.
Гл. 51. ...[Германцы] вывели из лагеря свое войско и построили его по племенам так, что все племена — гаруды, маркоманны, трибоки, вангионы, неметы, седузии, сиевы — находились на равном расстоянии друг от друга; они окружили всю свою боевую линию дорожными по-1юзками и телегами, чтобы не оставалось никакой надежды на бегство. На них они посадили женщин, которые, простирая к ним руки, со слезами умоляли идущих в битву воинов не отдавать их в рабство римлянам.