Органы управления древних афин. Развитие государственного строя в Древних Афинах. Реформы Солона и Клисфена
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История государства и права зарубежных стран Государство в Древней Греции. Органы управления древних афин


Государственный строй Афин в V веке до н. Э.

В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.  Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:

  1. народное собрание;

  2. Совет пятисот;

  3. гелиэя.

Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц, главными из которых были стратеги и архонты.

Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайно. Компетенциянародного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:

  1. осуществление дипломатических сношений с другими государствами;

  2. управление финансами;

  3. надзор за арсеналами, доками, флотом;

  4. регулирование торговли;

  5. контроль за должностными лицами.

Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанциипо делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц иапелляционнойинстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

  • внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

  • предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

  • принятие законопроекта народным собранием;

  • принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:

  • выборность;

  • срочность;

  • возмездность;

  • подотчетность;

  • коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сборчрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые спорыоб имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по делам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.

Упадок афинской демократии

Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан - мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису. Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы

studfiles.net

14. Государственное устройство Афин. Высшие органы гос. Власти.

Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Сове­та пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) - главный орган. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), с 20 лет, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Нар. Собр. были широки. Нар. соб. принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полно­мочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. Нар. Собрание - охраняло законы (специальная коллегия - номофилаков). Кроме того, любой член Нар. собрания имел право выступить на нем с заявлением о государственных преступле­ниях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают сущест­вующие законы (так называемая жалоба на противозаконие — графэ параномон). Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции. Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.

В конце V в. до н. э. была введена плата за посещение На­родного собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем — шести оболов. Благодаря этому стало реальным уча­стие в собрании широких народных масс.

Совет пятисот (булла) был его рабочим органом Нар. Собрания. Совет из­бирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан с 30 лет, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

Совета решал много вопросов. Пританы со­зывали Народное собрание, причем один из них председательство­вал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выноси­лись на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматри­ваемому вопросу.

Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений На­родного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании го­сударственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалова­ны в гелиэю.

Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу.

Ареопаг – орган власти, в него входили на пожизненный срок пред­ставители афинской аристократии. В V в. до и. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных поврежде­ниях, нарушении религиозных предписаний).

Коллегия стратегов. Стратеги были военачальниками, дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Нар. собраниях из выдающихся людей путем от­крытого голосования. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии. Решали вопросы войны и мира (пр.: война с персами)

Коллегия архонтов решались религиозные и се­мейные дела, дела нравственности.

Девять архонтов избирались с помощью жребия. Проходили тщательную проверку.

Гелиэя - высший су­дебный орган, действовал подруководством коллегии архонтов. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек. Функции в области законодательства. Функции гелиэи: су­дебное разбирательство, участие в охране Конституции и зако­нодательстве. Разбор важных частных дел афинских граждан, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государ­ственных должностей строилось на принципах выборности, сроч­ности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала пол­ноправие только свободного населения. Во-вторых, она распро­странялась только на тех, у кого родители были афиняне, преду­преждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков.

studfiles.net

Государственное устройство в Афинах в середине 5 в. до н.э.

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным — суверенным и законодательным — органом афинского государства. Право участия в его работе имели все полноправные афинские мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган «хранителей законов», наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.

В Народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступить перед согражданами мог любой его участник. Однако, оратор должен был придерживаться некоторых правил, которые, в частности, запрещали повторяться, оскорблять своего оппонента, говорить не по существу дела и т. п.

Экклесия собиралась довольно часто: каждая притания, по сообщениям Аристотеля, созывала 4 Народных собрания, т.е. — приблизительно 1 раз в 8-9 дней. Нередко собирались и внеочередные собрания. На одном — главном из этих собраний, как замечает Аристотель, решалось, считает народ политику властей правильной или нет. Председательствовал на Народных собраниях председатель пританов.В конце V века до н.э. за посещение Народных собраний простые граждане Афин стали получать плату: сначала в размере обола, а затем — трех оболов. Это сделало возможным участие в Народных собраниях широких масс населения, в том числе — малоимущего.

Совет 500.

Важную роль в системе государственных органов играл и Совет 500 (булэ). Будучи одним из основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался он посредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил — территориальных округов полиса.

В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления.

Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота.Совет 500 производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе.Повседневными делами афинского государства руководила непосредственно одна десятая часть Совета — т.е. одна фила. Дежурство и срок дежурства десятой части Совета (филы) называлось одной пританией. «Обязанности пританов, — как пишет об этом Аристотель, — исполняют каждая из фил по очереди. Первые четыре — по 36 дней каждая, а следующие шесть — по 35 дней каждая.» Там же. С. 228. В обязанности пританов входило собирать Совет и народ: Совет — ежедневно, а Народные собрания — 4 раза в каждую пританию.Пританы путем жеребьевки каждый день избирали из своей среды председателя, который затем возглавлял и работу Народного собрания. Заседания Совета происходили ежедневно, кроме неприсутственных дней.Срок полномочий членов Совета — 1 год, по истечении которого они должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось лишь через несколько лет и только 1 раз. Членам Совета выплачивалось жалованье в размере 5-6 оболов.

Ареопаг.

В системе государственных органов Афин V в. до н.э. сохранялся и ареопаг, в который входили представители афинской аристократии путем кооптации на пожизненный срок. Ареопаг наблюдал за состоянием общественных нравов и выступал в качестве судебной инстанции по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний. Члены Ареопага входили в него пожизненно.

Гелиэя.

Гелиэя — суд присяжных — состояла из 6000 членов (гелиа- стов), избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по шестьсот на каждую филу. Гелиэя распадалась на 10 коллегий — дикастерий — в составе 500 членов каждая. (Обычно судебная коллегия назначалась в составе 501 члена.) В некоторых случаях судили коллегии с меньшим составом, иногда, напротив, две или несколько коллегий соединялись в одну. Приступая к своим обязанностям, гелиасты приносили торжественную клятву судить по закону и выслушивать одинаково речи обеих сторон. Круг дел, который подлежал рассмотрению того или иного состава, определялся утром того дня, когда должно было происходить заседание суда.

Коллегии должностных лиц.К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки — в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

Рабовладельческий строй в Древних Афинах сложился в наиболее развитой форме — в форме демократической республики.Система афинской демократии V века до н.э. представляла собой хорошо организованную политическую систему, основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов афинского полиса — Народного собрания, Совета 500, гелиэи. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности. Сложившаяся система предоставляла афинским гражданам право не только участвовать в управлении государством, но и контролировать афинскую конституцию. Складывание этой системы происходило в борьбе с консервативными тенденциями, представленными олигархически настроенной аристократией. Однако демократия, опиравшаяся на поддержку широких масс, одержала в этой борьбе решительную победу.Для своего времени афинская демократическая республика имела самое передовое государственное устройство, в условиях которого все полноправные граждане привлекались к управлению страной. Государство в свою очередь брало на себя обязанности по заботе об их материальном благосостоянии и развитии культуры. По словам Фукидида, преимущество этой политической системы заключалось в том, что она давала людям возможность быть политически и нравственно свободными, создавало условия для раскрытия и совершенствования каждого человека.

Пери́кл — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

Гражданин- В 451 г. до н. э. Перикл провел закон, по которому гражданином считался только тот, у кого отец и мать были афинянами. Но женщинам запрещалось даже посещать Народное собрание. В 445 г. до н. э. 5 тысяч человек были осуждены на продажу в рабство за незаконное присвоение гражданских прав. 14 тысяч граждан претендовали на получение бесплатного государственного хлеба в этом году. Афинские граждане имели исключительное право владеть землей, домом, помещением для мастерской. Поверхность земли принадлежала гражданину как его частная собственность, недра земли — государству. Такая собственность (на землю, дом) считалась совместной частной собственностью всей общины граждан, и только граждан.

Эфебы- в Афинах и некоторых других греческих полисах особая возрастная категория граждан, в которую зачислялись юноши, достигшие совершеннолетия (в Афинах в 18 лет) , после внесения их в гражданские списки по делам и принесения присяги, для прохождения двухлетнего военного обучения.

должностное лицо (магистрат)- городское управление

Совет 500 (буле)- государственный совет в древнегреческих городах-государствах, осуществляющий контроль и исполняющий различные политические и административные функции

Ареопаг- судилище

Архонты- высшее должностное лицо

Гелиэя- один из высших органов власти, с 5 в. до н. э. рассматривал как частные, так и государственные дела, контролировал деятельность высших должностных лиц, утверждал законы, принятые народным собранием.

Дикастерия- суд присяжных в Древней Греции, прежде всего в Афинах.

Стратег- В Афинском государстве десять С. являлись его вьющими должностными лицами. С. были руководителями только военных сил государства, но очень скоро они превратились в наиболее влиятельных должностных лиц, обладая наряду с правом набора войск и руководства вооружёнными силами

Полет-

Агораном- рыночный надсмотрщик, должностное лицо с полицейскими функциями.

Вам будет интересно почитать:

vizitgreece.ru

КАКОЙ ОРГАН В ДРЕВНИХ АФИНАХ ИСПОЛНЯЛ СУДЕБНЫЕ ФУНКЦИИ - §1. Государство в Афинах

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Такого противодействия властям не было в государствах Древнего Востока.

Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах.

Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения.

За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган Публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Для Смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования.

Долговое рабство в Афинах впредь отменялось. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается.

Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую.

С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства.

В 478 году до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях.

За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции. Отходит в прошлое патриархальное рабство. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.

§ 5. Рабовладельческое государство в Спарте

Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Но и после этих реформ существенную роль в истории Афин играли нараставшие противоречия между различными социальными группами свободных афинян.

Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными — рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами — с другой.

Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелизей.

III. Органы государственной власти в Афинах середины V в. до н.э.

В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Система представительства во властных органах Афин

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях.

Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Исторически не случайным явилось полное поражение Афин в Пелопоннесской войне. Античному миру были известны и иные формы государства. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В союз входило 140__160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам.

Смотрите также:

Похожие публикации:

  • ГОСТ Р 50922-96 Защита информации основные термины и определенияГОСТ Р 50922-96 Защита информации основные термины и определения 2. Организация защиты информации. Настоящий стандарт устанавливает основные термины и их определения в области защиты информации. 26 Средство контроля эффективности защиты информации - […]
  • Диана Вишнева (Diana Vishneva)Диана Вишнева (Diana Vishneva) Самая невероятная балерина среди всех наших современниц, на мой взгляд, Вишнева. Ну, понятное дело, что в глазах поклонников она – идеал. Но объективно у Вишневой не самое балетное тело, […]
  • Нравятся ли девушкам качкиНравятся ли девушкам качки Девушкам нравятся спортивные мужчины! Парни!!!!!!!! Вы что, серьезно «качаетесь» ради того, чтобы нравиться девушкам?! Так что выбирать, либо спорт (в смысле с фанатизмом), либо нравится […]

nachaton.ru

Государственное устройство древних Афин

Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть doci masia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей.

Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя (именно поэтому участвующие в собрании приносили с собой еду и вино, ведь собрание иногда длилось по 12 часов и больше).

Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы), отмечались у глашатая, получали жетоны (2 вида голосования: хиротонея и балатирвока) и рассаживались. Ученые до сих пор спорят как сидели граждане, участвующие в эклессии - хаотично или нет? Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно (по крайней мере доказательства обратного до сих пор не существует).

Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек.

Компетенция эклессии:

1. выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)

2. заслушивала отсчет чиновников

3. рассматривала внешнеполитические дела

4. подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.

5. судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.

6. эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов

Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.

После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.

Законодательный процесс в древних Афинах

Существовала следующая продцедура. Ежегодно в первом народном собрании можно было можно было делать предложения о изменении законов и издании новых.

Собрание открытым голосованием решало, нужно ли вносить изменения в существующее законодательство. Если решение было положительным, гражданину, сделавшему предложение поручалось представить проект в совет пятисот. Совет пятисот давал заключение по данному проекту, после чего законопроект поступал на рассмотрение третьего народного собрания данного года. В случае его одобрения проект поступал в гелиэю и здесь, в коллегии номофетов, подвергался очередному рассмотрению. Народное собрание назначало 5 особых защитников старых законов-синдиков. Дела разбирались в форме судебного процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики в роли их защитников. В случае одобрения номофетами проекта он становился законом. Таким образом решающее слово в принятии законов принадлежало гелиэе. В случае противозаконности предложения, сделанного в народном собрании, мог быть возбужден процесс. В случае выявления противоречия между законопроектом и основами политического и общественного строя Афин, виновный подвергался денежному штрафу, а в особо серьезных случаях ему грозила смертная казнь.

Разряды населения в древних Афинах

В Афинах существовало четкое деление на рабов и свободных граждан. Свободные делились на полноправных граждан и метэков.

Граждане. Считались гражданами те, у кого отец и мать афиняне. По достижении 18 лет гражданин зачислялся в списки членов дема-демотов. Граждане обладали всей полнотой политических прав. Афинское гражданство давало право на получение пособий и всякого рода раздач от государства. Гражданин считался военнообязанным с 18 лет, а в возрасте от 18 до 20 лет все граждане проходили военное обучение.

Метэки - это чужеземцы, проживавшие в Афинах продолжительное время. Обычно это были граждане других греческих городов, жившие в Афинах. Они не обладали правом гражданства, не имели право приобретать недвижимость. Брак гражданина с метэком законным не считался, а дети от такого брака гражданства не имели. Каждый метэк обязан был выбирать себе простата, который являлся посредником между ним и правительством. С метэков взималась особая подать - метэкион, кроме того он и несли и все остальные подати, подати по сооружению триер. Метэки были обязаны нести и военную службу. К метэкам по своему положению приравнивались вольноотпущенники, которые также имели своего простата - своего бывшего хозяина и платили те же особые сборы.

Рабы. Существовали рабы государственные и частные. Из числа государственных вербовалась полицейская стража для поддержания порядка в общественных местах, тюремные служители, исполнители судебных приговоров, писцы. Частновладельческие рабы жили отдельно от своих хозяев и, занимаясь ремеслом, платили хозяевам лишь условленный оброк. Источником рабства было: военный плен, рождение от рабов, приобретение покупкою за границей. Рабство за долги было отменено Солоном в начале 6 в. до н.э. Раб являлся вещью и не мог обладать какой-либо собственностью, все, чем он обладал являлось собственностью его господина. Но за государственными рабами признавалось право покупать и располагать собственностью. На суде раб не мог выступать самостоятельно, было необходимо представительство его господина. Убийство раба не считалось преступлением, убийство чужого раба влекло штраф в пользу его господина.

Суд, его органы и процесс в древних Афинах

В Афинском государстве существовали следующие судебные органы:

Ареопаг. Разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах. Убийство считалось делом, вызвавшем гнев богов и поэтому приобретало религиозное значение. Убийца мог удалится в изгнание и тем самым избавится от осуждения.

Суд эфетов разбирал дела о неумышленных убийствах, дела об убийстве метэков, о нанесении увечий, об убийстве, дозволенном законом, нечаянное убийство, случаи причинения смерти животными и предметами.

Коллегия одинадцати, ей были подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Суд "сорока мужей". В нем рассматривались имущественные дела на сумму не свыше 10 драхм. Он вел свое начало от "судей по демам".

Суд диэтов. В нем рассматривались дела на сумму более 10 драхм т.е. по большинству имущественных тяжб. Апелляция на его решение подавалось в гелиэю.

Гелиэя была важнейшим судебным органом в Афинах. Первая инстанция по важнейшим судебным делам и апелляционной инстанцией.

Начинать судебный процесс имели право только полноправные граждане. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего, процесс graphe-по заявлению любого полноправного гражданина. Существовал особый разряд профессиональных доносчиков-сикофантов. Вызов в суд производился истцом, при неявке дело могло слушаться заочно.

Должностное лицо, получив жалобу начинало само расследование дела, при этом обвиняемый или ответчик могли подать возражение по поводу этого paragraphe. В качестве свидетелей могли выступать и свободные, и рабы, не могли - женщины и несовершеннолетние. По окончании анакризиса - предварительного расследования, все обнаруженные доказательства помещались в сосуды - ехины, запечатывались и ссылаться теперь можно было только на них. На судебном заседании стороны произносили речи, было принято воздействовать на судей всеми способами(привод на заседание целой лайбы родственников). Заседание заканчивалось тайным голосованием, при равенстве голосов, подсудимый считался оправданным. Иногда проходило голосование о мере наказания. Допускалась апелляция к гелиэе на решения всех судебных органов, ее решения окончательны и обжалованию не подлежат. При неуплате в срок, сопротивлении ответчика, истец возбуждал процесс об исполнении решения.

Конфуций, Демосфен в борьбе против МакедонииВнешняя политика Хеттского царстваСпецифика международных отношений в античностиВоенное право древних грековОбычаи и гостеприимство Древней Греции и РимаГреко-персидские войныКаллиев мир 449 г. до н. э.Второй Афинской морской союзТретейский суд в ГрецииМеждународные отношения в эллинистический периодЖизнь в эпоху эллинизма, семья, экономикаДоговор Филиппа V и Антиоха IIIЭкономическая система рабстваВозникновение Эллады, ПолисыРеформы КлисфенаЗавоевания Александра МакедонскогоАкрополь, Спарта



biofile.ru

Развитие государственного строя в Древних Афинах. Реформы Солона и Клисфена

В отличие от др. Востока структурообразовательным элементом античной цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство. Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно, не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие античные государства как полисы Др. Греции, Др. Рим, Карфаген, города-государства Азии существовали на побережье Средиземного моря. Их экономической основой кроме земледелия было также высокоразвитое ремесло и торговля.

Античные государства в отличии от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых как правило, устанавливалась республиканская форма правления.

Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры Афины переживали период разложения первобытнообщинного строя. Афины представляли из себя не прочный союз 4 племени-филы. В каждой филе существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления:

• базилевс – военный вождь, которого избирали на пожизненный срок и постепенно возникал обычай избирать его из 1 и того же знатного рода.

• Була – совет старейшин, в состав которого входили главы родов.

• Агора – народное собрание, в котором имели право участвовать только мужчины – воины, т.о. народное собрание совпадало с военным ополчением.

Дальнейшее развитие общества зависело от того, какой центр власти станет преобладающим. Если на ДР. Востоке усилилась власть военного вождя – жреца, то в античных государствах отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию аристократии / демократических республик.

Происхождение государства в Афинах связывается с реформами полулегендарного базилевса Тезея.

1. Синайкизм (объединение) – объединение 4 фил в единое общество.

2. Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции, вошел в состав коллегии в качестве рядового члена.

Демократия в Афинах носила рабовладельческий характер. Господствующим сословием в Афинах были граждане – Афиняне. К гражданам относились те, кто был рожден в законном афинском браке. В редких случаях гражданство предоставлялось иностранцам.

Только граждане имели право требовать социальной помощи от государства. В военно-политической сфере только граждане могли быть полноправными членами военного ополчения и занимать государственные должности. В сфере государственного управления могли принимать участие только мужчины. Наряду с афинянами в Афинах выделялась коллегия свободных, но неполноправных – метеки (иностранцы). Метеки не имели право обладать недвижимостью и участвовать в государственном управлении, при этом они платили налоги и привлекались к военной службе во вспомогательных подразделениях. Метеки в основном занимались ремеслом и торговлей.

Основной категорией населения в Афинах были рабы. В античности сложилось классическое рабство, т.е. по своему положению раб был приравнен к вещи. Рабский труд стал основным. Историк Валлон в своей книге «История античного рабства» установил, что на 20.000 афинян-мужчин было примерно 300.000-400.000 рабов.

Т.о., демократия существовала лишь внутри граждан общины, но сама гражданская община выступала в качестве коллективного диспута по отношению к метекам и рабам.

Главным органом управления Афин было эклессия. В народном собрании имели право участвовать только афиняне-мужчины, старше 21 года. Эклессия решала все основные вопросы государственного управления, принятие и изменение законов, вопросы о войне и мире, установление налогов, избирание должностных лиц, назначение послов. Народное собрание выступало в качестве высшей судебной апелляционной инстанции. Народное собрание созывалось 4 раза в месяц, т.е. 40 раз в году. Наряду с обычными созывались и чрезвычайные собрания – для принятия решения народным собранием должны были участвовать не менее 3.000 граждан. Решения вопросов об остракизме менее 6.000 граждан. Решения принимались голосованием, причем каждый гражданин имел 1 голос.

Совет пятисот, который историки называли правительством Афин. Это был орган постоянно действующий. Его основное назначение – готовить дела для народного голосования, кроме того совет пятисот надзирал над должностными лицами и был хранителем государственной казны.

Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6.000 граждан. Делилась на 10 комиссий, 501 присяжных. Все три органа принимали участие в законотворчестве:

1. Инициатором принятия нового закона мог стать любой гражданин, о чем он заявлял в народном собрании.

2. Народное собрание поручало совету пятисот рассмотреть законопроект и дать заключение.

3. На очередном народном собрании законопроект ставился на голосование.

4. После удовлетворения законопроекта народным собранием, то законопроект направлялся в Гелиэю, где он обсуждался и одобрялся в форме судебного процесса.

5. Лишь после утверждения законопроекта в Гелиэе он начинал действовать.

6. Через год вновь обращаются к обсуждению закона и определении его достоинства и недостатков.

Важную роль в афинской демократии играли должн. Коллегии, которые формировались и действовали на основе некоторых принципов:

- Выборность,

- Срочность (1 год).

- Коллегиальность,

- Ответственность, т.е. за злоупотребление своей власти должностные лица привлекались к ответственности,

- Возмездность.

Большинство должностных лиц, за исключением стратегов, получали плату.

В Афинах существовали такие коллегии, как архонтов, стратегов, ареопаг.

Т.о., в Афинах существовала демократическая рабовладельческая республика.

С конца 5 века до н.э. наступает кризис афинской демократии. Внешней причиной кризиса афинской демократии было поражение в войне со Спартой в 404 г. до н.э., но основная причина кризиса в развитии рабства.

Более дешевый труд многочисленных рабов привел к массовому разорению значительной части рядового гражданства. Идет процесс превращения демоса в охлос (толпа) и соответственно демократия переходит в охлократию.

В политической жизни доминирующее положение получили демагоги – выходцы из богатых, но не знатных торгово-промышленных кругов, которые в борьбе с предпринимателями аристократии ловко использовали толпу. Демагог в переводе «защитник народа» и вначале это было почетное звание.

В целом афинская демократия доказала, что самый лучший способ укрепления демократии – ее расширение, вплоть до ее перехода в охлократию. Так демагоги добились введения платы за участие в народном собрании.

В 4 веке до н.э. Афины были завоеваны Македонией, а затем вошли в состав Римской империи.

Первые реформы. Эпоха Солона

С ростом имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшегося уравнение в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В середине VII века до н. э аристократ Килон предпринял неудачную попытку овладеть властью. Около 621 до н. е. при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, которые несколько ограничили произвол судей-аристократов. В 594—593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги, установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган — Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

 

megaobuchalka.ru