Люди древней греции. 2. Образ человека в культуре Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Известные люди из Древней Греции. Люди древней греции


Долголетие древних греков - Русские Афины

***

К сожалению, история не сохранила для нас данные о продолжительности жизни простых людей: крестьян, ремесленников, рыбаков и других. Если произвести исследования продолжительности жизни в античную эпоху, то на основании свидетельств древних авторов, сообщающих нам о жизнедеятельности известных личностей той феноменальной эпохи, получается, что они были не только долгожителями. 

Почти все известные люди Древней Греции сохранили на склоне лет удивительную жизнедеятельность и подвижность: 

  • Анаксагор из Клазомен философ - около 600-528/525 гг. 72-75 лет
  • Аполлоний Пергский математик и астроном - 260-170гг. 90 лет
  • Архимед из Сиракуз математик и механик - 287- 212 гг. 75 лет, убит
  • Антисфен из Афин философ - ок.445-360гг. 85лет
  • Аристотель из Стагира философ - 384-322гг. 62 года
  • Аристофан из Афин драматург - 457-385гг. 72года
  • Гиппарх из Никеи астроном - 190- 125гг. 65 лет
  • Гиппократ из Коса основатель научной медицины - 460-370 гг. 90 лет
  • Горгий из Леонтин софист - 485- 380 гг. 105 лет
  • Вакхилид из Кеоса поэт - 524-452гг. 82года
  • Геродот из Галикарнаса историк - 480-425гг. 65лет
  • Гиперид из Афин политик - 389-322гг. 67лет, убит
  • Демосфен из Афин политик - 384-322гг. 62, отравился
  • Диоген из Синопы философ - 400-325гг. 75 лет
  • Евклид из Мегары философ - 450-380гг. 80 лет
  • Еврипид из Афин драматург - 485-406гг. 79 лет
  • Зенон из Кития философ - 335-263гг. 72 лет
  • Исей из Афин оратор - 420-350гг. 70 лет
  • Исократ из Афин риторик - 436-338 гг. 98 лет
  • Ксенофонт из Афин историк - 428-354гг. 82 года
  • Ксенофан из Колофона философ и поэт - 570-480 гг. 90 лет
  • Ликург из Афин политик - 390-324гг. 76 лет
  • Пиндар из Киноскефал поэт - 518-438 гг. 80 лет
  • Платон из Афин философ - 429-347гг. 82 лет
  • Симонид из Эолиды поэт - 556-468гг. 88 лет
  • Сафокл из Афин драматург - 496-406гг. 90 лет
  • Свевсипп из Афин философ - 407-339гг. 68 лет
  • Солон из Афин политик - 640-546гг. 96 лет
  • Тимей из Тавромения историк - 356-260гг. 96 лет
  • Фалес из Милета философ - 624-546 гг. 78 лет
  • Феофраст из Лесбоса философ - 370-285 гг. 85 лет
  • Филист из Сиракуз политик - 430-356 гг. 76 лет
  • Эпикур из Самоса философ - 341-270 гг. 71 год
  • Эсхил из Афин драматург - 525-456 гг. 81 год
  • Эсхин из Афин политик - 397-322 гг. 77 лет
  • Эфор из Ким историк - 405-330 гг. 75 лет

Во многих современных публикациях, касающихся жизни и быта людей эпохи Древней Греции, прослеживается тенденция, указывающая на малый срок продолжительности жизни человека. К сожалению, мы располагаем данными, вычисленных учёными, только о знаменитых людях, вошедших в историю, - это политики, полководцы, цари, философы, поэты, писатели, драматурги и другие. Большинство из них жили несравненно в лучших условиях, чем простой народ.  

   Естественно, им не приходилось заниматься тяжким физическим трудом. Питание у них было более разнообразное, они имели больше свободного времени и средств, чтобы совершенствовать своё физическое состояние в гимнасиях. Кроме этого, в случае недомогания или тяжёлого ранения, они имели возможность обратиться не только к врачам, но и посетить для лечения курорты, которых было множество в Древней Греции.

   Возьмём к примеру жизнь Сократа, афинянина из филы Антиохиды (469-399 гг.). Философ, признанный при жизни самым умным из греков своей современности Дельфийским оракулом, прожил всю свою жизнь в нужде. Занимался он и физическим трудом. Как и у всех полноправных афинских граждан, у него был загородный участок с домиком, на котором нужно было трудиться самому. Иметь рабов ему не позволял достаток. В молодости он работал каменотёсом, принимал участие во всех военных мероприятиях родного полиса. Прожил 70 лет, а мог бы и больше, не приговори его афинский суд к смертной казни за взгляды, не совместимые с той эпохой. Старый философ здоровье имел отменное, несмотря на преклонный возраст.

   Вообще нужно отметить, что древние афиняне очень жестоко обходились со своими знаменитостями и командующими. Иногда достаточно было подозрения, и неудача стратега рассматривалась афинским народным собранием как преступление или даже измена. Так полководец Мильтиад, победитель персов в знаменитой битве при Марафоне в 490г. до н.э., за неудачный поход, в котором получил ранение, был присужден к штрафу в 50 талантов, сумма огромная. За неуплату его посадили в тюрьму, где он и умер в возрасте 72 лет.

   Спартанский царь Агесилай, командуя экспедиционным корпусом в Египте, умер в 82 года. Несомненно, этому преклонному старцу, на наш взгляд, приходилось носить на себе вооружение, достигавшее веса 30 кг, поскольку по обычаю спартанские цари принимали личное участие в схватках с противником. Личное боевое окружение царя составляло триста воинов, которым было за шестьдесят.

   Из таких же ветеранов старше 40 лет состоял отряд спартанцев под командованием Леонида, защищавший Фермопилы от огромной персидской армии и погибший вместе со своим царём.

   Спартанец Гипподам погиб в бою, сражаясь в строю рядом с царём Архидамом. Ему было за восемьдесят лет.

   Дожили до преклонного возраста, продолжая руководить сражениями и принимать личное участие в боях, сподвижники Александра Македонского. Поделив наследие великого полководца, они более двадцати лет сражались между собой. Так Антигон Одноглазый погиб в сражении в 301г. до н.э. в возрасте 79 лет. Лисимах, царь Фракии, погиб в битве при Куропедионе в 281г. до н.э. Ему тоже было 79 лет. Своей смертью умер царь Египта Птолемей Сотер в 283г. до н.э. в 84 года.

   Надо отметить, что эти полководцы Александра разделили с ним все тяготы трудных походов, были по несколько раз ранены и тем не менее обладали здоровьем, позволявшим им преодолевать тяжёлые физические и психологические нагрузки во время боевых действий, несмотря на преклонный, с современной точки зрения, возраст.

   Обычно в античную эпоху в государствах Греции пожилые мужчины в 60 лет и старше призывались в ополчения. Но, как правило, они несли охрану городских укреплений и выполняли функции стражи. В исключительных случаях они принимали участие в недалёких походах.

   История сохранила нам забавный случай. Когда афиняне, под воздействием речей пламенного противника македонян оратора Демосфена, решили выступить против гегемонии македонян в Греции, то стратегом был избран Фокион, которому было 80 лет. Старый полководец и политик был сторонником македонян и понимал, что Афины не в состоянии вести войну. Тогда он приказал в поход выступить всем ополчением. Во время народного собрания на него обрушились с упрёками граждане старше 60 лет за то, что он ведёт стариков в тяжёлый поход.

  - По сравнению со мной, вы ещё мальчики, а я ведь по вашему решению должен вести вас на бой, - ответил им Фокион.

Поход был отменён, но позднее быстрое на расправу народное собрание афинян приговорило к смерти полководца, несмотря на его преклонный возраст, припомнив ему и события двухлетней давности.

   Один из последних знаменитых полководцев Древней Греции Филопомен из Мегалополя, живший в 253-183 гг., погиб в бою в возрасте 70 лет.

В первую очередь о долголетии свидетельствуют законы, о призывах в ополчение мужчин в возрасте до 60 лет во время военных действий. Такие законы принимались не только в известных полисах, как Афины и Спарта, но и во многих других государствах.

Самой вероятной причиной долголетия наших далёких предков была, в первую очередь, их активная жизнедеятельность и подвижность. 

 

Предисловие редактора 2Русских Афин" Павла Онойко.

rua.gr

2. Образ человека в культуре Древней Греции. Образ человека в древнегреческой и римской культуре

Похожие главы из других работ:

Архитектура Древней Греции

1. Архитектура Древней Греции

Сооружения древнегреческой архитектуры смело можно назвать огромными произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного...

Возникновение музея как феномена культуры

1.1 Мусейоны Древней Греции

В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т.д. Несомненно...

Возникновение музея как феномена культуры

1.2 Коллекционирование в Древней Греции

Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания...

История грима

1.4 Костюм Древней Греции

В VII - I веках до н.э. в южной части Балканского полуострова расцвела 1 замечательная культура Древней Греции. Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира...

Культура Древней Греции

1.3 Античный полис и его роль в культуре Древней Греции

Значение античной культуры. Античная цивилизация, возникшая в начале I тыс. дон. э. сперва на территории Балканской Греции, островов Эгейского моря и побережья Малой Азии, заселенной греками...

Культура косметики разных народов

1.2 Косметика Древней Греции

косметика уход кожа декоративный В XII-VIII вв. до нашей эры - во времена Гомера - гречанки уделяли много внимания уходу за кожей лица и тела, а вот декоративная косметика была им практически незнакома...

Обнаженная натура в живописном произведении

1.2. Художественный образ обнаженного человека в контексте пластической анатомии

Чтобы правдиво изобразить обнаженную человеческую фигуру, художнику необходимо хорошо знать строение человеческого тела. Изучению анатомии русские художники, стремившие к правдивому изображению природы, придавали большое значение. Так...

Образ женщины в японской культуре

1. Образ женщины в культуре

...

Образ человека в древнегреческой и римской культуре

3. Образ человека в культуре Древнего Рима

В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась активная новая сила на Апеннинском полуострове - молодое римское государство, сформировавшееся в процессе борьбы. Существует мнение о том...

Отличия в культуре древней Греции и древнего Рима

1.Есть ли отличия в культуре Древней Греции и Древнего Рима

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание - они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы - их общее дело»...

Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста "Песня о саламе"

4. Образ человека в тексте "песня о саламе"

Задача данного параграфа состоит в реконструкции образа человека, вступающего в отношение с Абсолютом, в выявлении его главных качеств, превращающих его в эталонного верующего...

Спор о технике и его значение для культуры XX-XXI веков

ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ

Изучение столь сложного и многоаспекного феномена, как техника, занимаются различные науки (не только технические, но и общественные - история, культурология, социология)...

Театр, поэзия и литература в Древней Греции

Роль тетра в культуре Древней Греции

Предшественником театральных постановок в Древней Греции считаются культовые действия, совершавшиеся в честь бога Диониса. B частности, трагедии предшествовал дифирамб, хоровая песня...

Театр, поэзия и литература в Древней Греции

Место литературы в культуре Древней Греции

Архаическая эпоха стала важной вехой в развитии древнегреческой литературы. На рубеже IX-VIII вв. до н.э. возродилась письменность (забытая в гомеровский период). По преданию, Кадм, сын финикийского царя Агенора, приплыл на о...

Технологическая культура

2.5 Образ техники в культуре

Этот образ техники определяет отношение «простых людей» к ней и к ее применению, престижность труда специалистов в области в техники, заботу общества о ее совершенствовании, духовную атмосферу, в которой она развивается...

cult.bobrodobro.ru

Известные люди из Древней Греции.

Период греческой истории в Классическом периоде упоминается как древняя Греция. Этот период дал людям много талантов, которые вызвали видные изменения в мире посредством их ценных работ. Известные люди древней Греции стали известными своими важными открытиями и работами в соответствующих областях. Они просвещали мир, делая примечательные вклады в различные области и расширяя области знаний. Давайте рассмотрим некоторых известных людей древней Греции

Пифагор

Архимед: Родился в 287 до н.э, в Сицилии, Архимед Сиракуз был греческим математиком, физиком и инженером. Он был также изобретателем и астрономом. Одно из его самых важных открытий – метод, чтобы определить объем объекта нерегулярной формы и также известен за свое восклицание, “Эврика! ” Он использовал метод исключения, чтобы вычислить область под дугой параболы, используя суммирование бесконечного ряда и вычислил точное значение Пи. Согласно недавнему исследованию, Архимед также создавал проектирование машин, которые могут поднимать суда из воды и в создании метода, чтобы устанавливать суда в огне, используя зеркала. Он умер в 212 до н.э, Архимеда называют самым великим математиком всех времен. Его работы продолжают вдохновлять математиков по всему миру.

Гомер: Гомер был древним греческим эпическим поэтом. Он известен своими поэтическими работами, Илиадой и Одиссеей. Есть споры об оригинальном создателе этих эпических стихов, но они в основном приписаны самому Гомеру. Согласно некоторым теориям, он родился в 850 до н.э, в то время как другие считают, что он жил и работал во время периода троянской войны. За исключением некоторых литературных работ различных древних писателей, произведения Гомера не очень известны. Стихи об Одиссее и Илиаде, Nostoi, Cypria и другие стихи о троянской войне, как полагают, являются литературными работами Гомера. Начальное влияние работ Гомера, как полагают, привело к развитию древней греческой культуры.

Александр Великий: Родился в 356 до н.э, в Пелле Македония, был одним из самых великих военных гениев всех времен. Его отцом был Филип Македонский, превосходный армейский Генерал, а его мать Олимпиас была принцессой Эпира. После смерти его отца он начал управлять Македонией. Он сверг ахеменидскую персидскую Империю и стал успешным в расширении границ своей империи. Он принимал много иностранцев в свою армию и продолжал проведении различных военных кампаний. Вследствие его завоеваний греческое поселение и их культурные влияния отмечаются во многих частях мира. Он умер 11 июня, 323 до н.э во дворце Nebuchadrezzar II Вавилона в возрасте 33 лет. Некоторые теории полагают, что он был отравлен сыновьями Antipater, в то время как другие теории обвиняют малярию, которая стала причиной его смерти.

Сократ: Он был классическим греческим философом, родившимся в 496 до н.э, Сократа рассматривают как одного из основателей Западной философии. Известное понятие Сократовой иронии и Метода Сократа вызывают честь за него. Метод Сократа, также известный как Elenchus, является формой философского вопроса, используемого, чтобы проанализировать значения положения других, чтобы повысить рациональное мышление и просветить идеи. Сократ известен за свои вклады в область этики, а также он сделал ценные вклады в эпистемологию и логику. Сократ воспитал Платона, который учил Аристотеля. Известные работы Платона имеют большое влияние идей Сократа. Его принцип связан с Афинской политикой. Он предпринял большие шаги, чтобы улучшить чувство справедливости Афинянина и продолжал быть лояльным к своему обществу. Его столкновения с Афинскими взглядами тех времен, возможно, принудили его казнить.

С этой статьёй также читают

travel-genius.ru

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. Отдых и развлечения греков. (Винничук Л.)

Винничук Л.

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

Мы ввели много разнообразных развлечений для отдохновения души от трудов и забот, из года в год у нас повторяются игры и празднества. Благопристойность домашней обстановки доставляет наслаждение и помогает рассеять заботы повседневной жизни.

Фукидид. История, II, 38

 

Аполлон, Музы, Дионис — имена-символы таких развлечений для души, праздников и торжеств, заполненных песнями, танцами, зрелищами. Эти передышки были связаны с праздниками, но и в обычные дни с их бесконечной чередой государственных и личных дел, которыми приходилось заниматься, греки имели свободное время, чтобы оторваться от повседневных забот и обязанностей и отдохнуть. Но и в часы отдыха грекам в их частной жизни покровительствовали те же самые боги — Аполлон и Дионис, ведь застольные симпосионы были наполнены разговорами о возвышенном и прекрасном, о литературе и философии и сопровождались поэтическими декламациями; при этом пили вино — дар бога Диониса. Не менее, чем духовное развитие человека, для древних было важно, как мы помним, и физическое совершенство. Поэтому многие греки проводили свободное время в палестрах и гимнасиях — с пользой и для тела, и для духа, ведь там не только занимались тренировками, но и слушали философов и ораторов, спорили на серьезные темы.

Гимнасии были почти в каждом греческом городе, а в некоторых их было даже несколько. Больше всего мы знаем о гимнасиях афинских, таких, как Академия, Ликей, Киносарг, которые были одновременно и крупнейшими научными центрами. Понятно, что самый большой гимнасий размещался там, где проводились главнейшие спортивные состязания эллинов — в Олимпии.

Как заведение многофункциональное, предназначенное и для физических упражнений, и для отдыха, и для занятия науками, гимнасий должен был располагаться в просторном здании со множеством помещений. Поначалу в палестре, а затем в гимнасии, в состав которого вошла впоследствии палестра, были только раздевалка, зал, где спортсмены натирались маслом, еще одна комната, где они натирались песком — все это было необходимым косметическим массажем, облегчавшим выполнение тех или иных приемов во время состязаний, — затем другая комната, где висели кожаные мешки с песком и где будущие чемпионы тренировали свою силу и отрабатывали удары перед кулачными боями. Самым большим помещением был эфебион, предназначенный для гимнастических упражнений и игр молодежи. Были при палестрах и комнаты отдыха — экседры с лавками и стульями. Там уставшие спортсмены могли перевести дух, и там же выступали и спорили философы и риторы. Отдельные залы, комнаты были отделены друг от друга портиками; одни из них были крытые, другие — открытые, ими пользовались в зависимости от сезона и погоды. Наконец, при гимнасиях были также спортивные площадки: для игры в мяч — сферистерион, для бега — дром.

Создатели палестр и гимнасиев подумали и о гигиене спортсменов — так возникли бани с холодной и горячей водой, парные, снабженные устройством для нагрева воды. Здесь участники тренировок и состязаний могли омыть тело от масла, песка и пыли.

По пути в гимнасий и в самом гимнасии горожан обслуживали и сопровождали раб или несколько рабов, которые несли все, что было нужно их господину для физических упражнений и купания, а именно: сосуды с оливковым маслом, скребки для того, чтобы очистить потом тело от масла и песка, банные полотенца.

В Риме палестр не строили, но Витрувий подробно описывает в своем трактате, как строят палестры в Греции: «Хотя в Италии и нет обычая строить палестры, я считаю нужным объяснить, как их принято делать, и показать, как их устраивают у греков. Квадратные или продолговатые перистили в палестрах делаются так, что круговой их обход равен двум стадиям... Три из портиков этих перистилей делаются простыми, четвертый же, обращенный на полуденную сторону, двойным, дабы во время ветреной непогоды ливень не мог проникать внутрь.

В трех портиках делают просторные экседры со скамьями, сидя на которых могли бы вести беседы философы, риторы и прочие любители наук. В двойном же портике располагают следующие помещения: посередине — эфебей, представляющий собой обширную экседру со скамьями, длина которого должна быть на одну треть больше ширины; справа — корикей, где тренируются кулачные бойцы; рядом с ним — конистерий, усыпанный песком; за конистерием, на углу портика, — холодная баня... Влево от эфебея — элеотесий, где натираются маслом; рядом же с элеотесием — другая холодная баня... Тут же, против холодной бани, помещают сводчатую парную, длина которой вдвое больше ширины, по углам которой с одной стороны находится лаконика — отделение горячей бани с бассейном, а с противоположной стороны — горячая баня. ( ... )

А снаружи располагают три портика: один — для выходящих из перистиля, а два, справа и слева, — для бега..., из которых один, обращенный на север, делается двойным, очень большой ширины, а другие — простыми, с таким расчетом, чтобы около стен и вдоль колонн иметь закраины, вроде дорожек, не меньше десяти футов... Тогда тем, которые прогуливаются по закраинам одетые, не будут мешать те, кто упражняется, натеревшись маслом.

Такого рода портик называется у греков «ксист» — крытая колоннада, потому что зимней порой атлеты упражняются в крытых стадионах. Рядом же с ксистом и двойным портиком проводят открытые аллеи... в которых, выходя из ксиста, атлеты упражняются зимой при хорошей погоде. Эти ксисты следует делать так, чтобы между двумя портиками были рощи или платанники, а между деревьями шли аллеи... За ксистом же находится стадион, устроенный так, чтобы множество народу могло свободно смотреть на состязания атлетов» (Витрувий. Об архитектуре, V, 11).

Таковы были, разумеется, самые общие принципы строительства палестр и гимнасиев; на местах в конкретных случаях допускались, конечно же, многочисленные отступления от общего плана, изменения в конструкции и т. п. Важнейшим элементом были, как уже говорилось, бани. Одельно от гимнасия бань в Греции было мало, ведь купание ради удовольствия оставалось чуждо эллинам, смотревшим на баню узкопрактически: здесь можно было смыть с себя грязь, взбодрить тело после долгой дороги или, как в гимнасиях, очистить себя от масла, песка и пыли. Купание в теплой воде греки считали скорее вредным для здоровья, поскольку оно, по их мнению, расслабляло тело, лишало его всякой крепости и выносливости. Спартанцы же, которые в соответствии со своей суровой системой воспитания были еще большими сторонниками холодных купаний, после горячей или парной бани непременно окатывались и холодной водой. Ванны были известны уже в эпоху Гомера, а может быть, и раньше. Даже искупавшись в море, греки все равно принимали ванну:

 

Сами же тою порой, погрузившися в волны морские, Пот и прах смывали на голенях, вые и бедрах; И, когда уже все от жестокого пота морскою Влагой очистили тело и сердце свое освежили, Оба еще омывались в красивоотесанных мойнях, Так омывшись, они, умащенные светлым елеем, Сели с друзьями за пир...

Гомер. Илиада, X, 572—578

 

В некоторых греческих городах были, правда, и общественные бани, доступные для всех за небольшую плату, ведь пользовались ими в основном бедняки, которые не могли принимать ванну у себя дома. Плата шла городским властям, если они содержали баню за счет городского бюджета, или же частному предпринимателю, открывшему баню на собственные деньги. Заведения эти были весьма примитивны и ничем не напоминали роскошных римских терм, ведь те, кто шел в греческую баню, искали там не удовольствия и отдохновения, а практической пользы — поддержания минимальной гигиены.

Итак, свободное время греков было заполнено разнообразными спортивными упражнениями и играми. Первое место среди них занимала игра в мяч, хотя она так и не вышла за пределы учебной площадки в гимнасии и не достигала высокого уровня большого состязания — «агона». Игра в мяч служила целям общей физической подготовки человека и не обрела своего достойного места в ряду таких классических видов соревнований, как бег, прыжки, метание копья или диска, борьба — то, чем славились древние Олимпийские игры. Считалось, что игра в мяч относится к элементарной гимнастике и лишь в малой мере ведет к физическому совершенству личности. В аристократической атмосфере олимпийского спорта сферистерионы выделялись демократическим духом царившей там игры в мяч, не требовавшей никаких приспособлений, дорогостоящего снаряжения и потому действительно доступной всем — старым и молодым. Тем не менее и в мяч играли под руководством тренера — сферистика, соблюдая определенные правила. Мячи изготовляли из шерсти или перьев, обшивали кожей, легкие мячи заполняли воздухом: ими чаще всего играли дети; тяжелые мячи набивали песком.

Наиболее ранние описания игры в мяч мы находим опять-таки у Гомера в «Одиссее». В одном случае (Одиссея, VI, 100, 115) речь шла, по всей видимости, об игре под названием «фенинда» или «эфетинда», основанной на своеобразном обмане партнера: тот, кто бросает мяч, целит им в одного из играющих, а на самом деле кидает его другому, поэтому каждый участник должен был быть настороже, чтобы брошенный ему мяч не застал его врасплох. В другом месте говорится об игре, называвшейся «урания»: мяч подбрасывали высоко в небо, а другой участник игры обязан был, подпрыгнув, поймать его на лету:

 

Мяч разноцветный, для них рукодельным Полибием сшитый, Взяв, Лаодам с молодым Галионтом на ровную площадь Вышли; закинувши голову, мяч к облакам темно-светлым Бросил один; а другой разбежался и, прянув высоко, Мяч на лету подхватил, до земли не коснувшись ногами.

Гомер. Одиссея, VII, 372—376

 

Была и еще одна игра — «тригон», т. е. треугольник: каждый из трех участников должен был одной рукой поймать летящий мяч и, быстро перебросив его в другую руку, отослать кому-либо из партнеров.

Из командных игр в мяч назовем «гарпастон»: две команды пытались отобрать друг у друга мяч, причем игроки сталкивали партнеров с мест, где те стояли. Эта игра носила в немалой степени характер состязательный, требовала ловкости и силы, а также быстрой ориентации в обстановке. Понятно, однако, что не менее важно было и строго соблюдать правила, избегая недозволенных приемов. На скульптурных рельефах можно найти, кроме того, сцены игры, напоминающей нынешний хоккей с мячом: партнеры перекатывали друг другу мяч при помощи изогнутых палок.

Вообще памятники материальной культуры рассказывают о древних обычаях иногда больше, чем произведения литературы; к сожалению, зачастую здесь не обойтись без фантазии и догадок. Так, на расписной вазе VI в. до н. э. изображена интересная сцена: участники какой-то игры несут на плечах трех юношей, а идущий перед ними взрослый мужчина (очевидно, тренер) держит над головой высоко поднятый мяч. Предполагается, что эта картина представляет окончание игры: побежденные, по всей видимости, должны были нести на себе своих победителей. Основу именно такой интерпретации составляет обычай, реально существовавший у древних бегунов: проигравший, которого называли «ослом», вынужден был сажать себе на плечи и нести того, кто выиграл и получил почетное звание «царя».

Немало было и других видов игры в мяч: в одних случаях полагалось ловить мяч, отскакивающий от земли, в иных — жонглировать несколькими мячами и т. п. Все это греки считали полезным для физического развития и приятным отдыхом. Особую роль игры в мяч имели в Древней Спарте. Там к ним, как и вообще ко всем физическим упражнениям, относились очень серьезно, так что игра в мяч рассматривалась как важный начальный элемент подготовки к военной службе; недаром эфебов на первом году их обучения называли сферистами, «играющими в мяч». Нередки были в Спарте командные игры в мяч, которые оценивались не как развлечение и приятное времяпрепровождение, но как серьезные состязания, требующие большой подготовки и хорошей тренированности, а их победителей прославляли так же, как и победителей в других, олимпийских видах спорта. О значении сферистики в жизни спартанцев свидетельствует и то, что историческая традиция сохранила имя некоего Тимократа из Спарты, оставившего руководство по игре в мяч.

Помимо спорта греки посвящали свободное время и таким светским развлечениям, как пиры, симпосионы. Если на симпосион собирались люди, склонные к интеллектуальным занятиям, то они беседовали на серьезные темы — философские, литературные, житейские, приглашали поэтов и танцовщиц. Известны были грекам также настольные игры; одной из наиболее распространенных был коттаб, требовавший от игроков умения определенным способом вылить остатки вина из чаши. Формы игры были самые разные, все зависело от изобретательности хозяина. Например, на высокую подставку помещали плоскую миску и нужно было так искусно вылить на нее остатки вина, чтобы она упала. Или же подвешивали к потолку большой таз с водой, пускали туда маленькие чашечки и пытались, выплескивая на одну из них остатки вина, погрузить ее в воду. Тот, кому удавалось потопить как можно больше чашечек, получал награду — коттабион.

Распространена была в Греции и игра в кости, хотя и не в такой мере, как в Риме. Развлекались этой азартной игрой и мужчины, и женщины, а впоследствии ею занялись и дети. Так, в бытовой сценке — миме Герода «Учитель» — мать непослушного ученика, приведя его к учителю, жалуется на дурное поведение сына и среди прочего на его преждевременное увлечение азартными играми: он уже начал играть в кости на деньги. За это учитель сурово наказывает шалуна. Речь шла о «беленьких костях» — астрагалах, выточенных из утолщений костей ног животных. Две стороны астрагала были гладкими, третья выпуклая, а четвертая вогнутая. На каждой из сторон делали маленькие углубления: на вогнутой — одно, на выпуклой — шесть, на боковых, гладких — три и четыре углубления. Четыре астрагала бросали в специальную кружку, а затем выбрасывали их оттуда и следили, какой стороной они упадут. Тот, у кого выпало самое большое количество углублений, считался победителем. Самый неудачный бросок, когда все четыре кости показывали по одному очку, назывался «собакой», наилучший же — «Афродитой». Во время пира победителя в игре в кости чаще всего избирали симпосиархом. Играли и иначе: например, подбрасывали вверх несколько костей, так, чтобы все они упали на подставленную ладонь, или же загадывали, сколько костей спрятал в руке один из игроков — четное число или нечетное.

Наряду с астрагалами в ходу был и другой вид костей — хорошо известные нам маленькие шестигранники с углублениями на каждой грани; такую кость греки называли «бочонок». Все броски — в зависимости от количества выпавших очков — имели свои особые названия, всего этих названий было 64, однако самый удачный все равно назывался «Афродита», а самый неудачный — «собака».

Кроме того, греки знали и игру, близкую к шахматам или к шашкам, — петейю. Свое начало она берет еще в глубокой древности, так как в нее играли уже герои Гомера. Играя в нее, греки передвигали кости или камешки на специально подготовленной доске, однако о правилах этой игры нам ничего не известно.

Среди азартных игр пользовались популярностью петушиные бои. Считается, что в Афинах их ввел Фемистокл, учредив ежегодный праздник, в честь победы над персами. Петухов специально выращивали, отбирая среди них сильнейших. Перед самым боем их кормили чесноком, к ногам прикрепляли бронзовые шпоры и выпускали на широкие столы с высоко приподнятыми краями. При этом зрители делали большие ставки, и для многих молодых людей азартные петушиные бои оказывались нередко причиной полного разорения.

Источник: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.: ил.

labyrinthos.ru


Смотрите также