Когда мы говорим "Киевская Русь", то представляем себе централизованное государство со столицей в Киеве, однако по сей день историки не могут однозначно сказать, можно ли Киевскую Русь считать государством…
Когда появилась "Киевская Русь"?
Жители Киевской Руси не называли то место, где они живут, Киевской Русью. Ивана IV, Ивана III и других царей не называли с числовыми обозначениями их современники. И термин "Киевская Русь", и многое другое в истории, к чему мы привыкли относиться как к готовой формуле придумали историки.
До начала XIX века термина "Киевская Русь" просто не существовало. Первым его использовал Михаил Максимович в своем труде "Откуда идет русская земля", написанном им в год смерти Пушкина.
Здесь важно уточнить, что использовал он его не в значении "государство", а в ряде других "Русей" - Червонной, Суздальской и так далее. То есть учитывался только географический, а никак не государствообразующий фактор.В том же значении употребляли этот термин и Соловьев, и Костомаров.
Термин "Киевская Русь" в XIX веке так и не получил своего, привычного нам сегодня значения. Даже националистично настроенные украинские историки во главе с Михаилом Грушевским сторонились его, поскольку он подразумевал, что кроме Киевской Руси есть и другие "Руси". Грушевский обозначал древнерусское государство как "Киевское государство" или "Руська держава", ставя её в противовес "государству московскому".
Государством "Киевская Русь" стала уже в годы правления Иосифа Сталина. Сохранилась история о том, как академик Греков работал над своей "Киевской Русью" и "Культурой Киевской Руси". Один из его подопечных вспоминал, что Борис Дмитриевич спрашивал у него: "Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему".
Употребив термин "Киевская Русь", историк считает нелишним пояснить, что "... в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле "империи Рюриковичей", соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц".
Даже теоретик государственности Киевской Руси напрямую не называет Киевскую Русь государством. А была ли она государством и уж тем более - империей?
Была ли Киевская Русь государством?
Итак, важно выяснить, была ли Киевская Русь государством. Сегодня все больше историков склоняются к точке зрения, что нет, не была. В ней не было классовых структур (были сословные), не было централизованной власти в строгом соответствии с этим термином, не было развитой юридической системы, не было налаженной дипломатии.
Княжеское право только зарождалось, право на принуждение имело городское вече, князья и дружина. Это была не монархия, не деспотия, не республика, это было больше похоже на некое корпоративное управление.
Также нужно сказать, что в Киевской Руси не было единой валюты, а монета - один из основных признаков налаженной государственной системы. До XV века на Руси в ходу были златники, сребреники и иностранные монеты. Но и их мало, поэтому люди занимались, в основном, натуральным обменом.
Мнения историков по вопросу государственности в Киевской Руси серьезно разнятся. Историк Игорь Фроянов считает Киевскую Русь потестарным, доклассовым государством. При этой оценке он говорит о территориальном, а не родовом принципе размещения населения, о том, что была публичная власть, отделенная от народа, которая взимала дань для содержания себя.
Конечно, никому бы и в голову не пришло в период "Киевской Руси" даже думать о том, в государстве ли я живу, поскольку сам термин "государство" был впервые применен только в XV веке, а у нас слово "государь" было впервые было обращено только к Ивану Грозному.
Люди того времени не могли чувствовать себя частью государства, максимум - частью города, дружины, общины. Русский человек знал, по определению историка Бориса Флори, что он живет в "Русской земле".
Историк Романов также замечает: "Русская земля", мысль о которой держит на себе весь идейный слой "Слова о полку Игореве", и близко не лежала к словарному составу и запасу понятий Даниилова "Слова" (написанному в XIII веке).
Роль церкви
Говоря о таком "фантомном государстве" как "Киевская Русь" нельзя сказать и о другой структуре, которая прямым образом влияла на зарождение русской государственности - Православной церкви.
Церковные иерархи могли занимать высокое положением в структурах власти (в той же Новгородской республике), принимали участие в составлении законов. Титул Митрополита Киевского Всея Руси и титул Царя и великого князя Всея Руси были связаны, в том числе и территориально.
Когда митрополит переехал во Владимир, то и "Всея Руси" стала прилагаться к титулам владимирских князей, затем - московских, которые именовали себя с приставкой "Всея Руси" уже и в переписке с византийскими правителями.
Интересно, что официальной эта приставка стала только в конце XV века, в XVI веке уже был использован эллинизированный вариант "Всея Росiи", а Алексей Михайлович уже был "Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец".
Чем жила Киевская Русь
Чем жила Киевская Русь? Сбором налогов (князь сам часто ездил в полюдье), контролем за транзитом товаров на Янтарном Пути и Пути из варяг в греки. Это было очень доходное дело.
Речные пути, по которым проходил большой объем товаров (от янтаря до рабов) был своеобразной "трубой", на которой сидели князья, каганы (Митрополит Илларион называл каганами киевских князей Владимира и Ярослава Мудрого) и дружинные союзы Древнерусского государства.
Айвазовский. Варяжская сага: путь из варяг в греки. 1876
Важно и то, что любое государство на ранних этапах развития начинает испытывать колониальные, экспансиональные намерения. У Киевской Руси их не было. Не считая походов Святослава, который и вовсе с трудом укладывается в понятие "киевского государя", поскольку хотел перенести столицу в Переяславец.
Не совершенным было и лествичное право, которое оказалось настолько сложной системой передачи власти, что приводило к многочисленным спорам, конфликтах и даже войнам.
В период, обозначаемый историками как "Киевская Русь" шло только зарождение и государственности, и общественных институтов, русские люди не были ещё "гражданами" в классическом греческом значении.
Владимирская Русь
"Окончанием" "Киевской Руси" принято считать 1169 год, когда Андрей Боголюбский перенес княжение во Владимир. Так появилась "Владимирская Русь", которую в 1325 году сменит "Московская".
Таким образом, от начала княжения в Киеве Олега, "Киевская Русь" просуществовала меньше трех веков. За 30 лет, с 1146 по 1176 год, власть сменялась в Киеве по меньшей мере двадцать раз. Не самая лучшая для государства стабильность.
Началом усиления Владимира становится период правления Юрия Долгорукого
Впрочем, "Владимирская Русь" просуществовала ещё меньше.Основанный в конце X века на месте небольшого поселка племени меря Владимир получил статус стольного града Северо-Восточной Руси. Но монголо-татарское нашествие подорвало перспективное развитие Владимира.
Несмотря на условный статус столицы, город быстро утратил свое первенство. Последним князем, княжившим непосредственно во Владимире, был Александр Невский.
Алексей Рудевич
link
storyfiles.blogspot.com
Загадки Древней Руси
Петрозаводску – столице Карелии – недавно исполнилось триста лет, но земли, на которых он стоит, имеют историю куда более древнюю и таят множество поражающих историков загадок. Одна из таких загадок связана с происхождением Руси. Вот уже много столетий обсуждается эта проблема и научный поиск идёт непрестанно. И цель этой статьи – представить некоторые современные теории по этоиму сложному и весьма запутанному вопросу. Воззрения эти порою неожиданны и могут показаться спорными, однако знать их необходимо.
Начальные историко-географические абзацы великой «Повести временных лет», известнейшей русской летописи, посвящены «событиям всемирной истории в её средневековом понимании»: разделению Земли между сыновьями Ноя и расселению народов по их наделам. Тут читаем: «Иафет же получил страны северные и западные... В странах же Иафета сидят р у с ь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, литва, угра, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и прусы, чудь сидят близь моря Варяжского... Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, р у с ь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие...».
Интересно: в отрывке этом «русь» упомянута дважды и словом этим называются народы, жившие по разные стороны от Финского залива. Первая «русь» соседит с чудью (сегодня это эстонцы). Мы будем называть её для удобства «южнобалтийской». Вторая же «русь» соседствует с варяжскими народами. Будем называть её «северобалтийской». Нет сомнения, что обе руси – и северо-и южнобалтийская – были этнически родственны. О том, что слово «Русь» может обозначать, высказано «тысяча и одно предположение». «Русь» производили от имени речки Роси и города Русы. От древнесеверного drot (дружина) и от финского ruotsi (так финны называют шведов). От древнескандинавского roder (гребец) и от сирийского hros...
Польский историк Хенрик Ловмяньский высказал в книге «Русь и норманны» любопытную мысль относительно этого имени: «Не могло ли оно восходить к корню raud «красный», «рыжий» и указывать на какую-то особенность территории». Это предположение Ловмяньского находит своё логическое продолжение в книге петербургского географа и историка Виктора Паранина «Историческая география летописной Руси», изданной, кстати, в Петрозаводске в издательстве «Карелия», в которой автор изложил новую теорию происхождения древней Руси.
Паранин обратил внимание на бытовавшую некогда в Восточной Европе систему для обозначения сторон горизонта и ориентации в пространстве. Называлась она «цветовой», а основывалась на Солнце. Юг в ней обозначался красным цветом, север – чёрным, восток – синим (голубым), а запад – белым. Далее надо было определить язык, в котором могло возникнуть имя, соответствующее изложенным принципам. Поиск привёл к прибалтийско-финским языкам. При этом оказалось, что в одном из них, карельском, нашлись дивные слова: ruskej – «красный», и ряд производных: rusko – «заря», «румянец»; ruskotaa – «краснеть» и т. д. Никто до той поры (и до Паранина) толком над этим не задумывался. Очевидной стала лингвистическая основа слова «русь» как цветового символа южного элемента какой-то территориальной системы. Какой же именно? Для ответа на этот вопрос Паранин обратился к знаменитому карело-финскому эпосу «Калевала».
Главное эпическое время его – бронзовый век, рубеж эпохи бронзы и железа, примерно 100-й год до Рождества Христова. Основной же сюжет эпоса заключается в борьбе за обладание чудесной мельницей Сампо между героями, обитающими в южной Калевале (Вяйнеле), с жителями Похьелы (то есть Севера). По этому поводу знаток фольклора академик Борис Александрович Рыбаков заметил в статье «Сампо и сейды»: «Возможно, что битва за Сампо – не столкновение финнов и карел с лапландцами (саамами), а соперничество родственных между собой южных финно-карельских племен с северными тоже финно-карельскими племенами, веровавшими в того же верховного бога Укко, что и южане».
Обратите внимание: столкновение юга с севером, «красного» с «черным», ruskej с musta! Это – решающее для понимания будущей судьбы этнонима «русь» положение. Что оно означает? Во внутриплеменной борьбе южной части единого племени с северной (запечатленной в «Калевале», где борьба эта обрела вид битвы за Сампо), в борьбе «красного» с «чёрным», южная часть обособляется от северной – и при этом берет себе новое имя, как раз и связанное с ее географическим положением, то есть, «южная», «красная», ruskej – «русь»...
Продолжая развивать идею связи географического положения северобалтийской руси с политическим ее статусом, Паранин продолжает ее характеристику в таких словах: «Южная её часть, расположенная на крупном острове посреди залива, в одном из вариантов называлась Русью в силу своего положения. В Руси находился престол князей, властвовавших над варягами. Об этой Руси свидетельствует автор «Повести временных лет», утверждающий, что Рюрик был из варягов, звавшихся русью...».
Словом, Виктор Паранин вполне ясно назвал географический адрес «варяжской, северобалтийской руси». Это – южная часть древней Карельской земли, что находится, между прочим, на территории как нынешней Ленинградской области, так и Санкт-Петербурга, а раньше представляла собою остров.
Но что же тогда вторая, южнобалтийская русь? Какой народ мог претендовать на родство с северобалтийской русью и на общую судьбу их начального этнического имени? У Паранина по этому поводу ясно высказанных предположений нет. Между тем ответ на поставленный вопрос лежит буквально на поверхности географической карты. Южнобалтийская русь – ни что иное, как народ, ставший позже именоваться ижорой, ижорцами.
По современным историко-лингвистическим и археологическим воззрениям, определённая часть корелы в конце, как полагают, I-го тысячелетия по Р. Х. отпочковалась от основной массы и осела на берегах Невы, южнее и западнее её, и образовала там самостоятельную этническую единицу – племя ижоры. Ижора и на самом деле по сию пору называет себя карелами, веря в то, что летописная корела и впрямь была её предком. Можно предположить, что переселение ижоры с «острова русов» на южное побережье Невы и Балтики могло начаться и раньше, то есть даже не позднее середины I-го тысячелетия по РХ.
В этом свете представляется возможным выстроить довольно ясную хронологическую схему территориального и общественного развития Карельско-Ижорского региона от послеледниковой поры до рубежа I и II тысячелетий по Р. Х.
– в послеледниковое время (около 18 000 лет до Р. Х.) земли нынешней Карелии начинает заселять первобытный человек; – к середине I тысячелетия до РХ по мнению специалистов лингвистов складывается языковая основа карельского племени;
– примерно с 100 года до РХ (то есть, с рубежа эпох бронзы и железа) растут столкновения южной и северной частей племени корелы, ставшие основой сюжета «Калевалы»;
– к середине первого тысячелетия по РХ южная часть корелы уже отделяется от северной и обретает имя «русь»; в эту же пору южный приневский и балтийский берега заселяются частью северобалтийской руси, приносящей туда имя «старшей сестры»;
– со второй половины I тысячелетия по РХ район Карельского перешейка и южных невско-балтийских берегов плотно заселяется и практически осваивается.
Теперь естественно поставить вопрос о том, как произошло, что «две руси» по прошествии какого-то времени сменили своё общее имя на два разных – «корелу» и «ижору». Приведу тут еще один отрывок из книги Виктора Паранина:
«...После призвания варягов во главе с Рюриком обширная страна, попавшая под их управление, стала называться Русью, что было естественно и понятно, ибо по отношению к земле варягов она занимала южное положение. Очевидно, в Приладожье, откуда мы выводим Рюрика, существовала страна с именем «Русь», однако вовсе не это было определяющим в наименовании земель, подчинившихся варягам, а южное направление варяжской экспансии. Позже, когда Олегом был взят Киев, название «Русь» распространилось и на Среднее Поднепровье. Это тоже было отражением развития Русского государства в южном направлении строго по меридиану».
Северобалтийская русь, таким образом, отдала свое этническое имя тем многочисленным племенам (преимущественно – славянским), что жили к югу от Балтики и были со временем объединены в единое государство русами – князьями-варягами... Такие прецеденты в истории уже встречались. В 697-м году по РХ орды хана Аспаруха напали на балканских славян, основали там Болгарское царство и отдали новым подданным этническое имя, которое они принесли на Балканы с волжского Булгара...
Что же до племени русь, то часть его продолжала жить на Карельском перешейке (он же – «остров русов»), по прошествии времени вернувшись, видимо, к имени, которым владела раньше. Таким образом «северобалтийская русь» вновь стала «корелой» и имя ее зафиксировала, датированная 1066-м годом, берестяная грамота N 590, найденная в новгородском Нутном раскопе: «Литва встала на корелу». А ещё через восемьдесят лет, в 1143-м году, корелу упомянула и «Новгородская первая летопись». Ошибка многих современных учёных в том, что они так прочно привязывают историю корелы к первому летописному упоминанию, что можно подумать, будто до 1143 года та вовсе и не существовала.
Историки высказывают по крайней мере три предположения, откуда происходит племенное этническое имя ижоры. Считают, что «Ингрия» может происходить от финско-карельского Inkeri maa («прекрасная земля»). От этого имени пошло название левого притока Невы – Ижоры (Inkeri, Ingeri). Позже шведы «привязали» к этому имени свою, шведскую, «землю»: land. И получился топоним-гибрид: Ingermanland, «Ингерманландия», нечто вроде «Земля прекрасной земли»...
Другие выводят Ингрию из личного имени князя: Игорь, или Ингвар. Епископ Иоаким в утерянной, но процитированной русским историком Василием Никитичем Татищевым летописи сообщает: «Имел Рюрик несколько жен, но больше всех любил Ефанду, дочь норвежского князя, и когда та родила сына Игоря, дал ей обещанный при море град с Ижарою в вено (то есть, в дар, подносимый при женитьбе)».
Ещё одна версия связывает имя Ингрии с Ингигерд, женой Ярослава Мудрого, скандинавкой родом, дочерью шведского короля. Ей, опять-таки, в качестве свадебного подарка дана была Ладога (Альдейгьюборг по-шведски) и «все то ярлство, что к ней принадлежит», то есть и южные невские берега, где тогда жила русь-ижора. Имя «ижора» впервые встречается в русских летописях только в 1228-м году, хотя ещё за полвека до того «Ингрию» упомянул в своей булле папа Александр III.
Итак, «две руси» исчезли. Осталась одна, новая Русь – сначала – Старо-Ладожская, потом – Новгородская, а затем известная всем – Киевская. Потом она стала просто Русью, а еще позже – Россией.
Источник: yandex.ru
Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО • Наша история • Судьбы людские • Наша почта, наши споры • Поэзия • Проза • Ежедневные притчи • ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ Next Prev
О нём знали только Сталин и Берия
По телефону он деликатно отнекивался, ссылаясь на занятость. На столе лежала рукопись очередной книги. Ждали дела в редколлегиях нескольких журналов. Аспиранты и студенты выстроились в очередь за консультация...
Кончина атамана Кочкина
Нет обиднее и страшнее гражданской войны, на которой брат убивает брата, а люди делятся на красных и белых. После зарастают травой хлебородные пашни, политые кровью «своих» и «чужих». Разберись, кто прав, кто...
Старый Иркутск
Иркутск довольно быстро становится крупным военно-торговым центром Восточной Сибири, оттесняя на второй план остроги, возникшие раньше (Братский, Верхоленский, Илимский и другие). Причина этому – удобное р...
История Иркутска: Город и его музей
Одна из стен медленно поплыла вверх, потом появилась стеклянная стена, за которой обнаружились люди. Она приоткрылась, и я, наконец, поняла, что это лифт. Пожилой мужчина с букетом цветов вышел из лифта и нап...
Составьте свою родословную
В последние годы в нашей стране многократно вырос интерес к полузабытой науке генеалогии и к составлению родословных. На каждое заседание существующего в Иркутске общества «Родословие» приходят люди, желающие...
История Сибири: Последний белый город
«Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды».
Цицерон
ПРОЛОГ
Так получается, что история нашей Родины зачастую представляет собой откровенную ложь...
Оксана
История великой гимнастки глазами ее тренера
Отступления и победы лейтенанта Яныкина
Яныкин Константин Васильевич – кадровый офицер. После успешного окончания средней школы в 1936 году в курортном городе Минеральные Воды он решил стать военным – окончить в чеченском городе Грозном пулемётно-м...
История Сибири: Самоцветы Смоленщины
В целях усиления поисковых работ на поделочные и полудрагоценные камни Министерством геологии СССР в 1966 году была создана геологоразведочная партия. Спрос на изделия из камнесамоцветного (нефрит, жадеит, ла...
Время выбрало нас...
Так уж сложились жизненные обстоятельства, что в середине 90-х годов нашей семье, как и многим другим, пришлось поменять место жительства. Мы переехали в село Хомутово, что в Иркутском районе, оставив край...
Город моей юности
Впервые я познакомился с Иркутском в 1953 году, точнее говоря, даже не с самим городом, а его представителями в лице актёров Иркутского театра музыкальной комедии.
Война и мир Дмитрия Лебедева
24 октября этого года исполнится 92 года фронтовику, почётному железнодорожнику Дмитрию Дмитриевичу Лебедеву. А 24 апреля этого года ему за активную работу в ветеранском движении, воспитание молодёжи в духе ...
История Сибири: Кругоморская дорога у Байкала
Освоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена...
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ • Все новости про пенсии и деньги • Пенсионные новости • Военным пенсионерам • Работающим пенсионерам • Next Prev
Когда, кому, сколько? Отвечает ПФР
Сегодня мы представляем вам подборку ответов на вопросы, которые наиболее часто задают пенсионеры. Отвечают специалисты Отделения ПФР по Иркутской области.
Как вернуть взносы на капремонт
Пожилым собственникам часть взноса на капремонт компенсирует государство. Чтобы воспользоваться льготой, нужно заявить о праве на нее. – "Российская газета".
Особенности автокредитования пенсионеров
Целевое кредитование – часто встречающаяся услуга денежного рынка. Взять средства взаймы на приобретение транспорта может фактически каждый гражданин России, который способен официально подтвердить собственны...
Пенсионная реформа МВД начнется уже в 2018 году?
Грядущая пенсионная реформа непременно затронет все слои общества, она затрагивает не только сотрудников гражданских специальностей, но и пенсионеров силовых ведомств. Предполагается, что пенсионная реформа М...
moi-goda.ru
Загадки древней Руси - Истина где-то рядом..
Очень достойная книга, могу сказать сразу. На фоне ширпотреба, который вброшен в торговую сеть -очень даже профессиональная и достойная.
Главная славянская загадка. До рубежа эр античные источники - и греческие и раннеримские -никаких славян вообще не знали. Это не очень удивительно, поскольку понятно, что круг интересов и тех, и других в основном замыкался на своих ближайших соседях- народах Средиземноморья и Причерноморья, то е сть на тех, с кем они сталкиваются "в жизни".
И если у того же Герожота (V век до нашей эры) в его исории есть большой раздел, посвященный скифам и их соседям, то это отнюдь не случайно. Со скифами постоянно контактировали несколько столетий подряд обитатели греческих причерноморских колоний -Херсоненса, Пантикапея, Фанагориии и пр. Понятно. что круг народов, с которыми сталкивалась Римская империя на рубеже эр- еще шире, поэтому возрос и массив сведений о них у авторов римских " Историй"
Отсутствие упоминания о каком-то народе в документах некоей эпохи вовсе не означает, что этого народа не было: просто он мог обитать за границами " сферы геополитических интересов" государства , в котором писались " Истории" того времни.
У римских авторов I -II века н. э. впервые появились некие венеды, которые затем несколько веков не сходили со страниц "Историй" и со времени средневековья настойчиво ассоциировались со славянами. Венеды привязывались территориально к тем землям, на которых потом жили славяне под своим собственным именем до нашего времени и никто другой. Т.ч венедов трудно считать кем-то еще, разве только ветвью иллириков , чей язык, возможно, был близок праславянскому.(Все это имеет археологическую основу, которая описана в первых главах)
Наступили времена , которые получили название " Великое переселение народов" Началось гуннское нашествие.
Казалось бы, малочисленные венеды, занимавшие отдаленные северо-восточные окраины римской империи должны исчезнуть с исторической арены, но к VI веку выясняется ( когда Византийские летописцы снова берутся писать ) что вся Восточная Европа заселена славянами. более того, славяне есть и в Центральной Европе и на Балканах и в Закарпатье и на Балтийском море и из-за своей многочисленности с другими народами не смешиваются.
Более того, византийские историки даже могут отделять отдельные группы славян друг от друга, по каким-то им известным признакам.Т. е получается так, сначала славян не было вовсе, когда были фракийцы, иллирийцы, кельты, германцы, скифы, сарматы. Были еще какие-то венеды. И вдруг оказывается, что славян видимо-невидимо.
{ дальше авторы пытаются определить как появились русы, тоже очень познавательно, но длинно. Теории и предположения в большом количестве}
Дальше интересный разговор о русских князьях.
Уже во времена Нестора -летописца личность Кия была легендарной, и сам Нестор на страницах "Повести временных лет" даже спорил с какими-то неизвестными нам оппонентами, считавшими Кия простым перевозчиком на Днепре.
Предполагается, что изыскания Нестора основывались на известном ему историческом фольклоре.
Когда-то на месте Киева существовал киев перевоз-переправа через Днепр, которую содержал некий паромщик ( перевозчик ) Кий. Такое "низкое" происхождение названия стольного города Нестора не устраивало. Поэтому он взял историю о том, что некий князь Кий ехал к неизвестному императору в Царьград , а на обратном пути построил город Киев -град на Дунае, после чего его род начал княжить "в Полях"
И ни слова о Киеве, кроме связи с личным именем Кий.
"Род Кия " почаша .. княженье в Полях" Кий, Щек и Хорив действительно основали в 430 году город Киев на Дунае в устье реки Морава. Этот город нынче стоит на том же месте и называется Кёве. Венгрия.
Кий стал родоначальником западнославянсокго племени куявов ( Польша) Чех ( Щек) -чехов, а Хорив -хорватов. У них был еще один брат Лех ( по легенде Нестора сестра Лыбедь) Лех прошел на Вислу и стал родоначальником полян -ляхов. Это заселение одерского междуречья произошло в 470 году, спустя 40 лет после основания Киева на Дунае.
Что касается полян днепровских, то о них есть упоминание в старинных хрониках
" В лето 570 по Р.Х. пришельцы и обитатели суть седоша по Днепру; старейшина же у них в то время бе именем Полемон"Компания же именованная Кий, Щек, Хорив и сестрица Лыбедь упоминается в разных источниках в привязках к разным географическим местам и датам.
Лето 6363 ( 854 год) что-то там связанное с идолопоклоничестовом.
982 год В Великом Новгороде творили "великую пакость" и числились в разбойникахПотом пошли на реку Непр и " Нача землю пахать своими руками и славно жить" И создали город Киевец
Армянский историк сообщает о трех братьях Куар, Мелтей и Хореван - основали три города в стране Полуни, а потом город на горе Керкей и ставят там языческих идолов.
Судя по всему, на Днепре было несколько Киевов. Возможно. что распространение этих топонимов как-то коррелируется с расселением славян или какой-то племенной группы.( продолжу позже)