Ювелирные древнего рима. Уникальные драгоценности Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ювелирные изделия Древнего Рима. Ювелирные древнего рима


Ювелиры в Древнем Риме

Надписи о ювелирах, о мастерах, изготовляющих серебряную посуду, и о златокузнецах были собраны финским ученым Г. Гуммерусом еще в 1914 г. Он снабдил их кратким комментарием, особенно ценным потому, что в нем имеются датировки, полученные на основании шрифта, изображений на надгробиях, письменной передачи некоторых гласных или согласных, имен, характерных для времени того или другого императора. Гуммерус очень осторожен в установлении хронологических рамок: такие определения, как «время Августа», «I век», «II век», он дает лишь при наличии бесспорных данных для такой датировки и ограничивается общим понятием «ранняя империя», когда нет возможности определить время точнее. Вводные статьи, приложенные к этому маленькому «корпусу», содержат историю италийского ювелирного мастерства, характеристику отдельных групп мастеров, разбор вопроса об их социальном составе. Множество данных, собранных автором, их трезвое обсуждение, осторожность выводов делают эти статьи очень ценными. Некоторые вопросы, однако, Гуммерус обошел молчанием; кое-какие его заключения представляются мне не вполне верными. Это и дало мне некоторое право заново пересмотреть надписи о римских ювелирах и мастерах золотых и серебряных дел.

Производство всякого рода драгоценных вещей было сосредоточено в Риме уже в конце республики. Рим в Италии оставался центром ювелирного и златокузнечного мастерства и в первые два века империи — это время, к которому относятся почти все дошедшие до нас надписи. Город, где находился двор и был сосредоточен весь государственный аппарат, где жили и куда наезжали богатейшие люди, естественно, стягивал мастеров, работа которых была рассчитана только на богатого потребителя. Мастеров этих надо разделить на три главных категории: ремесленники, изготовлявшие серебряную посуду, ювелиры, имевшие дело с драгоценными камнями и золотом, и златокузнецы. Две последних категории работали в тесном контакте друг с другом.

Глиняная посуда в состоятельных римских домах стала постепенно уступать место серебряной только со II в. до н. э. Плиний, который очень любил противопоставлять гордую простоту суровой и честной жизни далеких предков и разнузданную роскошь своих современников, подобрал на эту тему ряд интересных подробностей. Фабриций разрешал военачальникам иметь только две серебряные вещи: чашу для возлияний и солонку. В 275 г. он как цензор исключил из сената консуляра Корнелия Руфина, потому что у него оказалось на 10 фунтов столового серебра. Карфагенские послы, прибыв как-то в Рим, ядовито обронили, что такого дружелюбия, как между римлянами, нигде не встретишь: на весь город имеется один единственный серебряный сервиз, который и пересылают из дома в дом, куда понадобится. У Элия Туберона, консула 167 г., было всего-навсего два серебряных кубка, которые ему подарил его тесть Эмилий Павел в награду за доблесть, проявленную в войне с Персеем. К последнему веку республики от этого строгого и сознательного самоограничения мало что осталось. Уже Кальв, современник и приятель Катулла, жаловался, что даже кухонная посуда делается теперь из серебра. Мы не знаем, кого и по какому поводу понадобилось горячему и едкому оратору попрекнуть этой посудой, но что столовое серебро было предметом горячих желаний, что было его не такое уж изобилие и счастливцы, которые могли им обзавестись, гнались не только за художественной работой, но и просто за массивными серебряными вещами, об этом можно заключить из слов того же Плиния, который сообщает, что перед Союзнической войной имелось в Риме около 150 серебряных блюд, из которых каждое весило по 100 фунтов. «Многие из-за этих блюд попали в списки проскриптов», — добавляет Плиний.

На рубеже республики и империи и в I в. н. э. в Риме были уже мастерские, выработавшие свой особый стиль серебряной посуды. Мода на эту посуду менялась. Плиний удивлялся человеческому непостоянству: «Ни одна мастерская не пользуется длительным признанием: требуется то Фурниева посуда, то Клодиева, то Гратиева». Марциал называет еще какого-то Септиция, чья посуда пользовалась большой известностью. Эти мастерские были, видимо, главными и давали тон остальным, стремившимся выделывать посуду в стиле одной из этих мастерских: отпущенник М. Канулея, Зосим, был мастером «Клодиевой чеканки»; Марциал говорит о «подлинной Гратиевой посуде» — vera Gratiana; были, следовательно, и подделки. О том, какое количество столового серебра бывало в доме богатого римлянина, можно судить по Гильдесгеймскому кладу, в котором насчитывается больше сотни вещей и от которого, однако, дошло до нас не больше половины. Все это богатство привез с собой какой-то крупный военный на границу германского мира; Плиний, видимо, не слишком преувеличивал, когда писал о своем современнике, который, находясь в войске, «выставленном против свирепейших народов», имел при себе столового серебра на 12 тысяч фунтов.

Из золотых вещей, которые носили римляне, надо прежде всего назвать кольцо. Первоначально золотое кольцо не было простым украшением: оно указывало место, которое человек занимал на общественной лестнице. Государство выдавало его своим послам; в течение долгого времени носить его имели право только сенаторы, курульные магистраты и всадники — equo publico. С половины II в. до н. э. золотое кольцо получает офицерский состав легиона 104). Только к концу республики оно стало терять свое «социальное значение». Законное право на него остается за сенаторами и людьми всаднического сословия, т. е. свободными в третьем поколении и с цензом в 400 тысяч сестерций, но его иногда открыто, иногда прикровенно носят люди, только что вышедшие на свободу. Зоил, совсем недавно принесший в дар Сатурну свои рабские оковы, надел фунтовое кольцо; по мнению Марциала, оно гораздо больше подошло бы для колодок. Тримальхион, человек осторожный, носит на мизинце только позолоченное кольцо, а на четвертом пальце — золотое, но густо усаженное железными звездочками.Кольца становятся обычным украшением. Делают их по-разному: есть массивные, есть из дутого золота, есть гладкие, есть с камнями, только отшлифованными или резными. Кольца с резными камнями служили печатками, которые могли заменить подпись. Когда в сражении с Ганнибалом был убит консул Марцелл, коллега его Криспип разослал по ближайшим городам гонцов с извещением: Марцелл убит и кольцо его у Ганнибала — «да не верят они письмам, составленным от имени Марцелла». Камни для колец выбирали разные, тут все решала мода, и она заставляла «надевать на пальцы целые состояния... вырезать разные изображения: ценится то искусство, то материал». В I в. н. э. любили унизывать пальцы чуть ли не сплошь кольцами. Об этом пишет не только Марциал, которому позубоскалить бы, но и серьезный Квиптилиан, предупреждавший оратора: «... пусть на руке не будет полно колец; никак нельзя, чтобы они были выше среднего сустава». Для колец — особенно если в них были вделаны резные камни — устраивали целые хранилища — дактилиотеки; Веррес завел себе такую. Цезарь пожертвовал шесть таких сокровищниц в храм Венеры-Родительницы; Марцелл, сын Октавии, одну — в храм Аполлона на Палатине.

Кроме колец, выделывались и другие золотые вещи. Богатые люди надевали детям золотые буллы. Брут в лагере под Филиппами возмущался, что военные трибуны застегивают свои плащи золотыми фибулами. Но больше всего и золота, и драгоценных камней шло на женские украшения. Нам трудно представить себе всю роскошь и все богатство этих уборов. Лоллия Павлина, жена императора Клавдия, отправившись на какой-то скромный сговор, надела на себя драгоценностей на 40 миллионов. «Она была покрыта жемчугом и изумрудами; они сверкали у нее на голове, в волосах, в ушах, на шее. на пальцах», — пишет Плиний, присутствовавший на этом же сговоре. «То было дедовское богатство, награбленное, разумеется, в провинциях», — заканчивает он свой рассказ этой фактической справкой. Цезарь подарил Сервилии, матери Брута, своего будущего убийцы, жемчуга на 6 миллионов. Жемчуг был самым дорогим камнем и самым любимым. Темой обычной мужниной воркотни было пристрастие жены к жемчугу. Жемчуг шел для серег, колец, ожерелий; очень охотно соединяли его с изумрудами. Серьги делали с подвесками и для них брали по два-три жемчуга особой грушевидной формы; такие серьги при движении чуть-чуть позванивали, и потому их называли crotalia. Сенека считал, что у женщины в каждом ухе «висит по два—по три состояния», и приятель Тримальхиона. Габинна, уверял, что, будь у него дочь, он обрезал бы ей уши. Марциал издевался над какой-то Геллией, которая клянется не именами богов, но своими жемчугами. Для жемчуга разного вида существовали специальные наименования: особо крупный назывался unio—«уникум»; жемчужины удлиненные — elenchi, жемчужины плоские снизу — tympana. Ожерелья делали в несколько рядов: в два-три, иногда даже в четыре; первый охватывал шею, остальные спускались на грудь.

Все эти вещи требовали совместной работы ювелира и златокузнеца: один шлифовал и резал камни, другой оправлял их в золото и делал золотую проволоку для подвесок; Следует назвать еще особую группу мастеров, работавших с золотом: это браттиарии, золотобои, изготовлявшие тонкие золотые и серебряные листики. Листики эти были в большом ходу: ими обивали грядки парадных кроватей, а иногда отделывали ложе сплошь, покрывали также и статуи богов — опытные воры ловко ободрали «бедро позолоченного Геркулеса, лицо Нептуна и сорвали листики с Кастора».

Сохранился мраморный рельеф с изображением золотобоя и подписью — aurifex brattiarius; Гуммерус резонно считает эту мраморную плиту вывеской. Юноша в подпоясанной тунике с закатанными до локтя рукавами сидит перед наковальней, поставленной на чурбак, и двойным молотком бьет по полосе металла, которая лежит на наковальне и которую он придерживает левой рукой. На стене над золотобоем весы; за чурбаком поставлены один на другой пять предметов, постепенно уменьшающихся от пола кверху. Каждый из них напоминает две глубоких тарелки, из которых верхняя опрокинута на нижнюю. Ян, первый издатель этого рельефа, считал, что это слитки металла, Блюмнер, Пернис и Гуммерус полагали, что это пакеты готовых листиков.

После этого краткого знакомства с работой римских ювелиров и мастеров золотых и серебряных дел перейдем к самим мастерам.

Их сразу же надо разбить на три группы: работающих в императорском доме, в частных домах и в хозяйских мастерских.

В императорском доме имелись мастера всех трех категорий. Нам известны по именам ремесленники, принадлежавшие Ливии, Германику, Тиберию, Марцелле, племяннице Августа, Октавии, жене Нерона, кому-то из дома Флавиев, Траяну и Адриану. Всего их 24 человека, из них семеро отпущенников, остальные рабы. Ничего нового об этих людях сравнительно с тем, что известно о рабах по надписям из колумбария Статилиев Тавров, в этих надписях нет. Среди них есть члены погребальной коллегии; у одного из декурионов ее, златокузнеца Исохриса, принадлежавшего раньше Аминте, царю Галатии, имелся викарий, именем Онисим ; у некоторых есть семьи: Келевт, ювелир Ливии, поставил надгробие родителям, тоже рабам и тоже грекам; Протоген, златокузнец Тиберия, похоронил троих сыновей; Серапа, златокузнец Октавии, заказал мраморную плиту «себе и дорогой сожительнице своей». Ничего больше об этих людях, об их жизни и быте мы не узнаем.

Мы видели, какое количество серебра да и всяких драгоценностей собиралось в частных домах. Императоры принадлежали к богатейшим людям в государстве, и если в частных домах были особые люди, приставленные оберегать эти сокровища и смотреть за ними, то тем понятнее их наличие в императорском доме. Они назывались ad argentum, ab argento, super argentum и почти все

были рабами. С Флавиев в надписях появляется упоминание о золотой посуде, причем она разделяется на ту, из которой пьют, и ту, из которой едят. Каждый вид посуды поручен особому лицу, именуемому «препозитом». Особо названы золотые вещи с драгоценными камнями; у одного из Флавиев отпущенник Фэб занимал должность ab auro gemmato adiutor, находился, следовательно, в помощниках у кого-то стоявшего над ним. Появление этих должностей только со второй половины I в. вряд ли надо объяснять случайностью в нахождении надписей. Мы знаем, что Август демонстративно подчеркивал простоту своего домашнего быта; Тиберий отнюдь не был склонен к роскоши. Резкие изменения в дворцовом быте начинаются с Калигулы; дворцовый обиход становится все пышнее, причем эта роскошь выставляется напоказ. Нерон не знал удержу в своем пристрастии к золоту и камням.

Веспасиан получил от своих предшественников горы всяких драгоценностей, в том числе и золотую посуду. Веспасиан, хозяин рачительный и бережливый, поторопился навести порядок в этой дворцовой сокровищнице. Препозитам даны еще подручные: ab auro potorio, ab argento potorio, или ad argentum potorium. Гуммерус, ссылаясь на строгую точность дворцовой номенклатуры, установленной со времени Флавиев, справедливо указал, что не надо смешивать этих людей с препозитами. Это тем более верно, что общественное положение этих двух категорий, разное: препозиты — все без исключения отпущенники, в подручных ходят рабы. Думается, что весь этот штат был создан Веспасианом: с одной стороны, обилие вещей требовало многих рук и многих глаз, с другой — неплохо было, чтобы одна пара глаз присматривала за другой: так было вернее. Препозиты в известной степени соответствовали нашим музейным хранителям; они проверяли состояние вещей, заботились об их рациональной расстановке и сохранности, проверяли старые описи, если они были, вносили в них нужные изменения, составляли новые. Уборка помещений, переноска вещей, их чистка, вообще всякая физическая работа была делом их помощников; они же, как думает Гуммерус, были специалистами-ремесленниками в соответственной отрасли и ремонтировали в случае надобности пострадавшие вещи.

Препозиты — это среди дворцовой челяди аристократия. Как уже сказано, они все отпущенники, все семейные и состоятельные люди, имеющие своих отпущенников и отпущенниц. Не существует, однако, пропасти между ними и рабами, им подчиненными. Филетер, «препозит по отделу золотых вещей с драгоценными камнями», женился на Гиерии, дочери Анфа. Не того ли раба, который занимал место ab argento potorio при Траяне, а потом при Элии Цезаре? Это предположение очень вероятно. Анф был человеком небедным, был женат и снабдил дочь таким приданым, которое позволило ей поставить себе, мужу и отпущенникам «на своей земле» часовню со склепом в 13V2 футов глубины. И она спокойно называет себя дочерью раба: Анф, по-видимому, пользовался в своей среде уважением и авторитетом.

В знатных и богатых семьях были свои рабы —мастера золотых и серебряных дел: например, у Цецилии Метеллы, дочери Метелла Критского, жены М. Лициния Красса, вероятно, второго сына триумвира; у Сергии Павлины; у Юниев Силанов; у Спонсы, отпущенницы Ливии. В доме Агриппы было двое «коринтиариев», т. е. специалистов по коринфской бронзе. Имелись и свои смотрители за

серебром и за драгоценностями. Раб Тиберия, Скурран, «министр финансов» Лугудувской провинции, отправляясь в Рим, взял с собой свиту из 17 рабов, среди них двое ab argento. Отпущенник Феликс «смотрел за жемчугами» в доме какого-то Клодия Фавста; раб Феб занимал эту должность у Марции, жены Фабия Максима, друга Августа.

Что касается рабов-ремесленников, принадлежавших людям не столь богатым и знатным, то, вернее всего, работали они не только на своих господ, а были отдаваемы в наем хозяину мастерской. Почти все эти рабы — серебряных дел мастера. Может быть, это чистая случайность, а может быть, и показатель того, что на серебряные вещи был, что и естественно, больший спрос.

Среди ювелиров и мастеров золотых и серебряных дел отпущенников почти вчетверо больше, чем рабов. Сделать из этого вывод о преобладании работников отпущенников в этой области промышленности, к сожалению, невозможно. Гуммерус правильно указал на это. Далеко не всех рабов хоронили в колумбариях и ставили им надписи; для многих последним пристанищем были «колодцы» эсквилинского поля, куда трупы сбрасывали навалом. Некоторые из отпущенников, названных в надписях, были несомненно хозяевами мастерских. Кто у них работал? Были и отпущенники, были и рабы. Кого больше? Не знаем.

Займемся мастерами-отпущенниками, хозяевами и работниками. О том, что некоторые из этих людей были собственниками мастерских, красноречиво говорит их имущественное положение. Среди всех людей, названных в наших надписях, горьких бедняков вообще нет: за это ручается уже тот факт, что человек имел возможность обеспечить себе пристойное погребение. Есть среди них, однако, и такие, о которых мало сказать, что они не бедны: это богатые люди. Ювелир Гилар поставил вместе с двумя своими сыновьями статую или алтарь Сильвану и выстроил базилику, пусть и небольшую, для собрания коллегии дендрофоров, пожизненным квинквенналом которой он состоял. Гила, тоже ювелир и тоже пожизненный квинквеннал той же коллегии, завещал ей 10 тысяч сестерций с условием, чтобы на проценты с этого капитала по нем ежегодно справлялись поминки; ювелир Лоллий Александр выстроил «на свои средства» храмик «для себя, своих отпущенников и отпущенниц»; дуумвир коллегии ануляриев подарил ей «большое место для погребения» ; златокузнец Селевк занимал должность квинквеннала в коллегии этих мастеров. На должностные места в коллегиях выбирали людей со средствами. Серебряных дел мастер Куртилий Гемер был викомагистром, пользовался в своем квартале весом и значением, которые на долю бедняков обычно не приходились ; у чеканщика Фурия Диомеда нашлись деньги поставить своей жене надгробие в виде мраморного алтаря с хорошими скульптурными украшениями, а у жены посудного мастера Афинея — заказать мужу саркофаг. Почти четвертая часть всех этих мастеров имела отпущенников и отпущенниц.

Разбогатевший мастер в своей мастерской, вероятно, сам спины не гнул: он держал над ней верховный надзор и в свои руки брал только торговлю ее произведениями. Люди победнее работали и сами вместе с подручными, рабами и отпущенниками. Из этих людей хозяин намечал себе помощника, хорошего мастера и безукоризненно честного человека. Таким помощником у Атия Антерота, отпущенника и посудного мастера, был Атий Дометий, которого он так ценил, что не только отпустил его на волю, но и завещал ему шестую часть своего имущества. Помпея Мемфида в надгробной надписи поставила рядом со своим мужем, златокузнецом, его отпущенника Фрукта, тоже златокузнеца, выделив его из всех остальных отпущенников: вероятно, и при жизни он занимал особое место в хозяйской мастерской. Чем мог стать такой помощник, хорошо видно из надписи, которую хозяин М. Канулей заказал для своего отпущенника Зосимы. Зосим ведал всей мастерской; ему непосредственно сдавали заказчики материал для работ, золото и серебро, которого набиралось у молодого мастера «много по весу». Ничего, однако, он не делал «без воли своего патрона»; заместители хозяина, вероятно, иногда были склонны действовать «по своей воле». Зосим сознательно держался на втором плане; он был драгоценным помощником не только за свою обходительность и высокую честность, но и за свою послушливость.

Хозяин и его заместитель — это верхи ремесленного мира. Внизу, на самых первых ступенях лестницы, по которой располагался рабочий персонал, стояли ученики.

Известно, что одной из весьма выгодных статей рабовладельческого хозяйства было обучение мальчиков-рабов какому-нибудь ремеслу. Если ребенок вырастал и становился хорошим мастером, то хозяину была обеспечена жирная прибыль. Такую подготовку собственных мастеров практиковал уже Катон. Посидипп, отпущенник Статилиев Тавров, скупал детей, видя в них хороший источник дохода в будущем. Клавдий Федер, изготовлявший серебряную посуду, приказал упомянуть на мраморной доске, которая должна была украсить его памятник, рядом с отпущенниками и отпущенницами еще «вскормленников»: мальчики, следовательно, не отданы ему в обучение со стороны, а являются его собственностью. Хозяин мастерской покупал детей с тем же расчетом иметь в будущем даровых и, может быть, превосходных работников: ребенок стоил, конечно, дешевле взрослого, и содержание его, вероятно, очень скоро окупалось его же работой. Возможно, мастер подбирал и выброшенных, и беспризорных.

Сохранилась надпись, рассказывающая о мальчике, отданном в учение к ювелиру. Его звали редким и странным именем Паг; родители возлагали на него большие надежды, «для господина он был радостью». Он умер, не дожив до полных 13 лет, но уже «умел искусной десницей изготовлять ожерелья и располагать разные камни по мягкому золоту». На этих строчках следует остановиться, потому что они бросают свет, слабый, маленький, но все-таки свет на то, как обучали ученика. Мальчику поручали «располагать камни» в ожерелье. Античное ожерелье представляло собой чаще всего несколько скрученных вместе золотых нитей, на которые нанизывали или к которым подвешивали драгоценные камни. Их и надо было подобрать так, чтобы один камень выигрывал от соседства с другим. В ожерелье одной римской матроны чередовались изумруды, аметисты, сапфиры, гранаты и кораллы. Работа была нетрудной, но требовала вкуса. Ученика ювелира знакомили с камнями, заставляли его по-разному их комбинировать, сравнивать эти комбинации, показывали, как сделать, чтобы камень особенно заиграл, вообще старались развить у него вкус. У Пага дело, видимо, шло очень хорошо, раз ему уже поручали «делать ожерелья».

Существовали ли такие мастерские, хозяевами которых были работающие в них мастера? Есть надпись, которая так и толкает поставить этот вопрос и дразнит двусмысленным ответом. В надписи 9391 названо пять человек; все они отпущенники какого-то Юния и все были fabri argentarii. Что это — вывеска или надгробие? Пять мастеров, получив свободу, продолжают работать у патрона? Открыли собственное предприятие? Другая надпись — несомненно надгробие": названы отпущенник и отпущенница Баббии и трое отпущенников Кв. Плотия, «ювелиры со Священной Дороги». Перед четырьмя именами стоит буква. «V», перед одним именем — «д». Единственно, что ясно: перед нами содружество людей одной специальности, работавших вместе и ставших настолько близкими, что и после смерти они не хотят разлучаться.

В античном мастерстве мы наблюдаем иногда большую специализацию. От золотых дел мастеров выделились в особые группы золотобои и анулярии, изготовители колец. Каждая из этих трех групп образовала собственную коллегию, имевшую собственный административный персонал. В надписях мы встретим дуумвира ануляриев и квинквеннала златокузнецов. В коллегии золотобоев происходили одно время какие-то раздоры и несогласия. В благодарность за их прекращение два золотобоя поставили алтарь «Согласию коллегии золотобоев».

Рядом с этой специализацией мы видим иногда в одной и той же мастерской присутствие мастеров разного профиля. Знакомый нам Зосим был мастером чеканки и изготовлял посуду в стиле знаменитой Клодиевой. Но в мастерскую приносили не только серебро, но и золото. Зачем? Серебряную посуду иногда золотили: ручки великолепных серебряных подносиков из Гильдесгеймского клада, например, были вызолочены. На фреске из Дома Веттиев в Помпеях, изображающей мастерскую златокузнецов, один амур, прилежно золотит огромный таз. Для золочения серебряных вещей требовалась золотая мишура, сусальное золото, из которого и делали вместе с ртутью нужную амальгаму. Говорить о такой мишуре как о золоте, да еще приносимом по весу, вряд ли возможно. Золото в мастерскую Канулея приносили настоящее, а это значит, что в мастерской, изготовлявшей серебряную посуду, работал и златокузнец. С другой стороны, наличие серебряного таза в мастерской, изготовляющей золотые вещи, говорит о -том, что среди златокузнецов находился и мастер-позолотчик. Еще естественнее предполагать его наличие в мастерской серебряной посуды. О наличии мастерских, изготовлявших и золотые, и серебряные вещи, есть свидетельство надписей. Клавдий Гименей работал и с серебром, и с золотом: auranus argentarius .

Стоит отметить, что в этой рабочей среде были женщины-работницы. Баббия Азия была в числе пяти ювелиров и даже названа первой. Была она резчицей или шлифовщицей? Неизвестно. Есть две надписи, в которых рядом с мужчиной названа и женщина, браттиария: в языке есть слово женского рода для обозначения работницы золотобойного дела. Были эти люди супружеской парой или нет — здесь важно другое: в обоих случаях женщина принимает участие в работе золотобоя и именуется по своему ремеслу. Вряд ли она махала молотом. Техника античного золотобойного дела нам неизвестна, но Блюмнер думает, что приемы изготовления золотых листиков, описанные монахом IX или X вв. Феофилом, — это техника античных золотобоев. Предположение, вероятно, справедливое. Ремесло консервативно, и пока не появились новые орудия, мастера из поколения в поколение придерживались того, что они усвоили в бытность свою учениками. Феофил пишет, что золото плющили между кусочками пергамина. Работа эта предполагает другую, ей предшествующую. Золотобой сначала расплющивал полученный кусок золота, затем разрезал полученную полосу на листики, эти листики прокладывал кусочками пергамина, а потом, сложив их стопкой, опять клал под молот — от этой операции линейный размер листиков увеличивался вдвое. Пергамин, чтобы золото к нему не приставало, раьномерно натирался пережженной и растертой в порошок охрой. Вот эти работы — нарезание листиков и пергаминпой прокладки, приготовление порошка из охры и натирание им пергамина — и выполнялись, вероятно, браттиарией.

Центром изготовления всяких драгоценностей и торговли ими была Священная Дорога. Иметь здесь свое дело, быть ювелиром или златокузнецом со Священной Дороги было своего рода маркой: плохому мастеру на Священную Дорогу соваться было нечего. Поэтому надписи так охотно отмечают: «со Священной Дороги». Там находилось 13 мастерских и лавок. Встречаются они, конечно, и в других частях города: ювелир. Эвод был «с Велабра», одного из оживленнейших рынков Рима. Клиентела здесь была другая, чем на Священной Дороге: попроще и невзыскательнее. На Велабре торговали главным образом всякой снедью; хозяева всех этих лавок, виноторговцы, колбасники, рыбники, фруктовщики, и скромные покупатели, делавшие у них свои закупки, и обращались время от времени к Эводу со своими заказами. Нерий Квадрат устроился на Длинной улице, которая пересекала всю ложбину между Квириналом и Виминалом. Квиринал в I в. н. э. стал аристократическим районом, где охотно селились богачи и знать. Нерий, видимо, рассчитывал на местных заказчиков, избавляя себя в то же время от конкурентов со Священной Дороги. Никифор, посудный мастер, устроился «у Вортумна» на Этрусской улице, где уже в I в. н. э. шла торговля предметами роскоши: шелком и ароматами.

Любопытно, что два златокузнеца работали в пригородах: за Флументанскими воротами и «в Аврелианах» -: состоятельные люди, спасаясь от грохота и суеты Рима, видимо, охотно селились в городских предместьях.

Мы столько слышали о пренебрежении древних к ручному труду, мы так хорошо запомнили слова Цицерона, что из мастерской не может выйти порядочного человека, что положение «в древности физический труд презирали» почитается неопровержимым, как таблица умножения. Думается, его надо пересмотреть и во всяком случае ограничить определенными кругами. Люди, которых называют наши надписи, не стыдятся своего ремесла и всегда указывают свою специальность: златокузнец, ювелир, посудный мастер. Они гордятся тем, что они хорошие мастера, и не забывают привести подтверждающий это обстоятельство факт: они работают на Священной Дороге. Сын, ставший полноправным римским гражданином, продолжает дело отца: «Л. Кальпурний, сын Никия, Корнелиевой трибы», занимается тем же ремеслом, что и его отец, ювелир, и работает, как и отец, на Священной Дороге, вероятно, в отцовской же мастерской. «Маний Обелий, сын Мания», настолько усовершенствовался в ремесле своего отца, что из глухих Аврелиан переселился на Священную Дорогу. Ремесленники-отпущенники, конечно, счастливы, когда их дети приобретают полное римское гражданство и поднимаются по общественной лестнице выше простого ремесленника. Г. Фикторий Аттик, центурион III Галльского легиона, был, разумеется, гордостью семьи скромного отпущенника, делавшего серебряную посуду и женатого на отпущеннице гречанке. Отпущенник Л. Мелий Фамир, посудный мастер, с удовольствием видел, как на надгробии, которое он при жизни заказал себе и семье, выводится имя сына: «Л. Мелию, сыну Луция, Флакку, Анициевой трибы, писцу у эдила и квестора». Чувства эти вполне понятны и вполне совместимы с. сознанием своего достоинства, которое живет в душе мастера-ремесленника.

Мнение Гуммеруса противоположно. Он считает, что мастера, жившие в атмосфере всеобщего пренебрежения, сами невысоко ценили себя и старались направить детей по другой дороге, и как на доказательство ссылается на чрезвычайно ничтожное количество свободных ремесленников в этой области. Если бы дети ремесленников-отпущенников наследовали отцовское ремесло, число свободных было бы гораздо больше. Явление это придется, вероятно, объяснить по-другому: мастер-ремесленник в большинстве случаев не женат, а если и женат, то бездетен. Наибольшее количество женатых имеется, по-видимому, среди ювелиров, но только одна супружеская пара, ювелир Александр и жена его Флавия Сабина, заготовила надгробие себе и своим отпущенникам и отпущенницам, потомству своих и потомству их. Юлия Схоле ставит надгробие мужу, отпущенникам и отпущенницам и потомству их, своих детей у нее не было. То же самое в надгробии Фуфия Смарагда. Цецилий Плут назвал в надписи себя, Созию и брата; Атилий Евод предназначал памятник только себе и отпущенникам; Тампий Евод назвал в надгробии себя, Тампию Сператонику и отпущенников; дети не упомянуты. То же самое и в надписях мастеров золотых и серебряных дел: называются только отпущенники и отпущенницы; «свои» названы единственный раз.

Мастера наших надписей не скрывают того, что они отпущенники; иногда об этом прямо говорит отметка «L», иногда собственное имя раба, его cognomen, неизменно греческое. Отсутствие имени отца и это cognomen являются бесспорным свидетельством рабского происхождения, но мастера сами или близкие им люди не выдумывают отцовского имени и не беспокоятся переделывать по примеру злополучного героя одной эпиграммы Марциала греческое имя на латинский лад. Своей профессией, своим мастерством они часто гордятся, и то обстоятельство, что они отпущенники, их вовсе не так томит и беспокоит, как это принято думать.

biofile.ru

Драгоценности Древнего Рима: vakin

Оригинал взят у shakko_kitsune в Драгоценности Древнего Рима

Показываю другое забытое ремесло: резьба по драгоценным и полудрагоценным камням, геммы -- камеи и инталии. В эпоху античности -- в Древней Греции, в эллинистических государствах и в Древнем Риме, оно достигло невероятного совершенства.

(Глядя на фотографии, учитывайте, что они еще и с увеличением, то есть на самом деле эти камни в реальности намного меньше).

UPD: судя по комментариям, некоторые не понимают, как это делается -- ничего не наклеивается! Это полудрагоценные камни, у которых разные слои разного цвета, например, сардоникс. Вот на этой мастер от верхнего слоя, черного, оставил только силуэт быка, остальное снял. Нижний белый слой остался нетронутым.

Камея Блакас, 12 см высотой. Император Август

Фрагменты. Только вообразите уровень кропотливой работы

Геракл и Цербер

Портрет Луция Вера, 2 в. н.э.

"Гемма" -- это обобщающее слово для таких резных камней, слово английское gem из той же истории. Геммы бывают с выпуклым рельефом -- тогда это "камеи". Либо с глубоким вырезанным, тогда это "инталии". Их часто использовали, чтобы делать печати на воске, тогда рисунок на воске наоборот получался выпуклым.

Вот инталия.

Вот печать-инталия и ее отпечаток на гипсе

Мои самые любимые -- на аметисте, но их меньше.

"Каракалла".

"Нерон в образе Аполлона"

Одна из самых знаменитых античных камей - "Камея Гонзага". 3 век до н.э., эллинистический Египт. Изображены какие-то из его греческих правителей. Лежит у нас в Эрмитаже

Бывали и достаточно большие (ну, относительно) панно. Обычно семейные или аллегорические изображения императоров.

"Гемма Августа", 10-20 года н.э. Сардоникс. Имеет 19 см в высоту

"Гемма Клавдия". 12 см в высоту. Напротив Клавдия его текущая жена Агриппина.

"Большая  камея Франции", 23 год н.э. Изображена обширная семья Тиберия

Камеи обычно еще вставляли в драгоценные оправы.

Многие оригинальные оправы сгинули в средние века, и нынешние -- это драгоценности, которыми свои редкости украшали коллекционеры Ренессанса и 17-18 веков.

"Калигула и богиня Рома"

Оникс из Шаффхаузена

Дочь Тита на аквамарине, оправа средневековая опять

В Средневековье их использовали для украшения религиозных предметов -- Распятий или окладов Евангелий, хотя причем тут римские императоры и императрицы.

Это был фрагмент реликвария для мощей Карла Великого, вот он целиком.

Вообще на этот бюст много всего налепили, например и такую античную гемму, с попой

Зевс Громовержец в средневековой оправе, пожертвованный Карлом V в Шартрский собор в 14 веке.

Это Август

Его вставили в Крест Лотаря, ок. 1000

vakin.livejournal.com

Драгоценности Древнего Рима

Забытое ремесло: резьба по драгоценным и полудрагоценным камням, геммы — камеи и инталии. В эпоху античности — в Древней Греции, в эллинистических государствах и в Древнем Риме, оно достигло невероятного совершенства.

Технология просто поразительная: ничего не наклеивается! Это полудрагоценные камни, у которых разные слои разного цвета, например, сардоникс. Вот здесь художник от верхнего слоя, черного, оставил только силуэт быка, остальное снял. Нижний белый слой остался нетронутым.

Не забывайте, что все снимки сделаны с большим увеличением. На самом деле это очень мелкая, точная и кропотливая работа.

Многие оригинальные оправы сгинули в средние века, и нынешние — это драгоценности, которыми свои редкости украшали коллекционеры Ренессанса и 17-18 веков.

Встречаются и относительно крупные панно – обычно семейные или аллегорические изображения императоров. Гемма Августа, 10-20 года н.э из сардоникса имеет 19 см в высоту:

«Гемма» — это обобщающее слово для таких резных камней. Геммы бывают с выпуклым рельефом — тогда это камеи. Либо с глубоким вырезанным, тогда это инталии. Их часто использовали, чтобы делать печати на воске, тогда рисунок на воске наоборот получался выпуклым.

Вот инталия.

Вот печать-инталия и её отпечаток на гипсе.

Одна из самых знаменитых античных камей — Камея Гонзага. 3 век до н.э., эллинистический Египт. Изображены какие-то из его греческих правителей. Находится в Эрмитаже.

Из: shakko-kitsune.livejournal

www.izbrannoe.com

Ювелирные изделия Древнего Рима - @niusha

Ювелирные изделия - это красивый модный аксессуар, популярный с древних времен. Он играл различные роли, в том числе политические, религиозные и декоративные, а ювелирные изделия помогли современным историкам воссоздать картины повседневной жизни древних цивилизаций.

(Источник фото)

Ювелирные изделия в древнем Риме не были редкостью. До наших времен дошли сведения и изображения украшений, например, на надгробной плите Регины, и много других доступных артефактов, которые помогают нам понять роль ювелирных изделий в то время.

(Источник фото)

Ювелирные изделия носили мужчины и женщины, они подчеркивали статус, это, прежде всего, касалось мужчин. Мужские украшения  были практичными по своему характеру. Мужчины обычно носили одно кольцо. Кольцо имело функциональное назначение. Как правило, для печати на официальной документации использовалось печатное кольцо, мужской ювелирный предмет. Такой перстень был первоначально железным, но позже стали использовать золотой, поскольку он подчеркивал социальное положение и финансовое состояние.

(Источник фото)

Были и другие практические применения печатного кольца, например, его могли использовать в качестве ключа для шкатулки, в которой хранилось что-нибудь важное. Вначале мужчины не относились к кольцу, как к украшению. Отношение изменилось со времен императора Августа. Император во время своего правления выступил как создатель официальной государственной одежды и образа, который включал ювелирные украшения, подчеркивающие статус и власть.

(Источник фото)

У ювелирных изделий в Древнем Риме была и защитная функция. Мальчики с самого раннего детства носили ювелирный предмет, известный как булла. Он носился на шее и представлял собой цепочку с сумкой, в которой был амулет. Это был ювелирный предмет, который носили представители всех социальных групп, но у представителей высшего сословия буллы были из золота. Амулет часто был в форме фаллоса. Еще один ювелирный предмет, который носили мальчики, - это небольшое золотое кольцо, на котором был вырезан фаллос для удачи.

(Источник фото)

Что касается женщин, ювелирные изделия для них были, прежде всего, показателем богатства и статуса. У женщин между сословиями не было очевидного различия в одежде, как у римских мужчин. Единственным различием были прическа и украшения.

(Источник фото)

Тип и количество ювелирных изделий, которые носили женщины, были разными, но самые богатые женщины носили броские по стилю и разнообразные по количеству. Янтарные украшения носили женщины нижнего сословия, богатые предпочитали золотые украшения. Другие предметы, используемые для изготовления ювелирных изделий, включают жемчуг, цветные стеклянные бусины и полированные камни. Они вставлялись в золото и отличались по размеру и стилю в зависимости от статуса.

(Источник фото)

Типы драгоценных украшений включают ожерелья с украшениями, такими как подвески, амулеты. Фибула, которая похожа на предохранительные штифты, использовалась в качестве крепежа и поэтому часто украшалась, чтобы сделать ее украшением, которое было функциональным и красивым. Были популярны серьги в виде обруча и в стиле капель. Кольца обычно были с камнями или украшены резьбой.

(Источник фото)

Особенно популярными ювелирными изделиями были выгравированные драгоценные камни, которые назывались интенцией. Это были камни, такие как сердолик, яшма и халцедон, на которые было нанесено гравированное изображение.

(Источник фото)

Обзоры ювелирных украшений гробниц показывают, что браслеты обычно носили в парах по одному на каждой руке. В некоторых гробницах находили до 7 ювелирных изделий на каждой руке. Это говорит о значимости ювелирных украшений и их роли в те времена.

goldvoice.club

Античные драгоценности: Какие украшения носили императоры Древнего Рима

Непревзойденные шедевры: История и утонченная красота античных камей, миниатюрных картин в камнеАнтичные камеи, эти миниатюрные творения рук человеческих, сочетают в себе тонкое изящество и красоту. И хотя их возраст исчисляется не одним десятком веков, глядя на них, у каждого зрителя возникает ощущение, что эти изображения вот-вот оживут!Ведь в античные времена в Древнем Риме, в Древней Греции и эллинистических государствах это искусство достигло вершин совершенства.

Не зря про них сказано: «Геммы малы, но они побеждают столетья» (С. Рейнак). Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, глиптика, известно с глубокой древности. При этом, резные миниатюры, называемые геммами, могут быть двух типов – с выпуклыми изображениями (это камеи) или с вырезанными (инталии).

Инталии в качестве печатей

Кольцо с инталией

Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.

Древнее золотое кольцо с инталией и ее оттиск

Оттиск с инталии

Резьба миниатюрных инталий – дело непростое, резчик должен хорошо представлять себе, как будет выглядеть перевернутый оттиск. В качестве материала для инталий чаще всего используют разновидности кварца: сердолик и красноватый халцедон, а также горный хрусталь.

Перстень с инталией

Инталия. Бюст Птолемея III, Египет, Александрия. III век до н.э., сардоникс, золото (оправа - поздняя).

Артемида с факелами. Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э. Мастер Аполлоний. Неаполь, Национальный археологический музей

Инталия с изображением императора Каракаллы на аметисте. Древний Рим примерно 212 год до н.э.

Камеи - предметы роскоши в Древней ГрецииВ эпоху античности, в конце IY века до н. э., мастера Древнего Рима и Древней Греции продолжая работу с инталиями, начинают работать с с другим материалом – многоцветным и многослойным сардониксом или агатом, из которого вырезают выпуклые рельефные геммы - камеи. При умелом подходе резчикам удавалось достичь интересных цветовых и световых эффектов. Работая над двойными или тройными портретами, они старались каждый из них выдерживать в своем цвете. И если удавалось удачно попасть в цвет, что было совсем непросто, камеи будто оживали. В то время, как инталии использовались для практических целей, камеи стали предметом роскоши. Их вставляли для красоты в перстни и диадемы, украшали ими свою одежду… Но далеко не каждый мог позволить себе их приобрести.

Геммы АлександрииПервыми, кто начал работать с камеями на основе полихромного сардоникса, были безымянные греческие мастера-резчики по камню, служившие при дворе Птолемеев в Александрии. По части глиптики это были большие мастера, даже самые ранние их работы с камеями были выполнены виртуозно.

Удивительной красоты гемма

Клеопатра VII. Сардоникс. Конец I в. до н. э. 2,8 х 2,2 см.

Целый ряд созданных ими работ стали знаменитыми шедеврами. К ним относят уникальную «Камею Гонзага», «Чашу Фарнезе», «Кубок Птолемея» и другие.

Самой блестящей их работой, признанной шедевром на все времена, стала «Камея Гонзага», хранящаяся в Эрмитаже.

Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага). Трехслойный сардоникс. III в. до н.э. 15,7 х 11,8 см х 3 см. Древний Египет, Александрия

Прекраснейшая камея, одна из самых крупных. На ней вырезано два профиля – мужской и женский. Скорее всего, это Птолемей II и его жена Арсиноя, являющаяся также и его сестрой.

Эта камея не избежала судьбы многих исторических реликвий: семь раз она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в Петербурге. Ее в 1814 году подарила российскому императору Александру I Жозефина после поражения Франции в войне с Россией.

Эллинистическая агатовая чаша, получившая позже наименование «Чаша Фарнезе».

Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи. Хранится в Национальной Библиотеке (Кабинет медалей), Париж. Высота 8.4 см, диаметр 12.5 см

Кубок Птолемея (задняя часть)

Глиптика в Древнем РимеПосле падения царства Птолемеев (30-ый год до н.э.) закончилась эпоха эллинизма, и греческие мастера стали трудиться на благо Римской империи, которая с успехом впитала культуру Древней Эллады, в том числе и глиптику. Но воспроизводя у себя ее лучшие образцы, римские резчики стали во множестве создавать портретные и многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими героями. Постепенно в истории глиптики наступил новый период, в котором оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям - белым силуэтам на темном фоне.

«Камея Августа»

Одна из знаменитых камей:«Камея Августа»

На этой двуцветной камее изображен император Август в окружении реальных исторических личностей и римских богов.

«Гемма Тиберия»

Камея Тиберия. 37 г. Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей, ПарижЭта камея - самая большая камея в мире. Наполеон I назвал ее «Великой камеей Франции». Изготовлена камея в период правления императора Тиберия в его честь на основе пятислойного сардоникса. На ней в трех рядах расположены более 20 фигур. Император Тиберий с женой Ливией изображен в окружении своих родственников и богов, вырезанных с ювелирной точностью, а у них под ногами – побеждённые германцы и даки со своими женщинами и детьми.

Понятно, что миниатюрная резьба по камню совсем не простое дело, требующее большого мастерства и терпения. Помимо этого, мастер должен уметь разглядеть в камне красоту, предугадать, как внутри него расположены слои. Сам процесс резьбы очень длительный. На создание одной камеи могут уйти даже не месяцы, а годы упорного труда. Специалисты сравнивают процесс изготовления одной большой камеи со строительством целого собора. Видимо, надо очень сильно любить свое дело, чтобы этим заниматься.

Но, несмотря на все эти сложности, из-под резцов античных мастеров вышло много прекрасных экземпляров, настоящих произведений искусства. И все последующие годы они остаются идеалом красоты и совершенства, к которому стремятся многие мастера глиптики.

Инталии

Инталия Юлия, дочь Тита 9 век Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. 9 век. Автор - Euodos. Хранится в Национальной библиотеке (Кабинет медалей), Париж.

Инталия «Наказание Тита». Горный хрусталь. 16 век, автор - Джованни Бернарди (Британский музей)

Камеи

Крест Лотаря (кон. 10 в., Германия). Сардоникс, филигранное золото и драгоценные камни. высота: 50 см, ширина: 38.5 см, толщина: 2.3 см. Хранится в сокровищнице Аахенского собора

В центре креста размещена довольно большая камея, на которой изображен император Август. Крест этот был подарен древнейшему и знаменитому Ахенскому собору германским императором Оттоном III.

Камея с креста с изображением императора Августа в лавровом венце, на обратной стороне креста распятый Христос принимает такой же лавровый венец из рук Бога Отца

Камея Блакас, 12 см высотой. Император Август. Возможно от 20-50 н. э.

Камея Blacas - необычно большая древнеримская камея. На основе четырёхслойного сардоникса вырезан профиль императора Августа, возможно от 20-50 гг н.э.

Камея «Александр Македонский»

Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Константин и Тихе. Сардоникс. Римская работа. IV в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

«Гемма Клавдия» Пятислойный оникс, оправа: золото. Ок. 49 г. н.э. 15,2 × 12 см. Вена, Музей истории искусств Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160118/37454/

worldartdalia.blogspot.com

Уникальные драгоценности Древнего Рима - Zefirka

Zefirka > Картинки и фото > Уникальные драгоценности Древнего Рима

Забытое ремесло: резьба по драгоценным и полудрагоценным камням, геммы — камеи и инталии. В эпоху античности — в Древней Греции, в эллинистических государствах и в Древнем Риме, оно достигло невероятного совершенства.

1.

Уникальные драгоценности Древнего Рима

2.

Технология просто поразительная: ничего не наклеивается! Это полудрагоценные камни, у которых разные слои разного цвета, например, сардоникс. Вот здесь художник от верхнего слоя, черного, оставил только силуэт быка, остальное снял. Нижний белый слой остался нетронутым.Уникальные драгоценности Древнего Рима

3.

Не забывайте, что все снимки сделаны с большим увеличением. На самом деле это очень мелкая, точная и кропотливая работа.Уникальные драгоценности Древнего Рима

4.

Уникальные драгоценности Древнего Рима

5.

Уникальные драгоценности Древнего Рима

6.

Уникальные драгоценности Древнего РимаМногие оригинальные оправы сгинули в средние века, и нынешние — это драгоценности, которыми свои редкости украшали коллекционеры Ренессанса и 17-18 веков.

7.

Уникальные драгоценности Древнего Рима

8.

Встречаются и относительно крупные панно – обычно семейные или аллегорические изображения императоров. Гемма Августа, 10-20 года н.э из сардоникса имеет 19 см в высоту:Уникальные драгоценности Древнего Рима

9.

Уникальные драгоценности Древнего Рима«Гемма» — это обобщающее слово для таких резных камней. Геммы бывают с выпуклым рельефом — тогда это камеи. Либо с глубоким вырезанным, тогда это инталии. Их часто использовали, чтобы делать печати на воске, тогда рисунок на воске наоборот получался выпуклым.

10.

Вот инталия.Уникальные драгоценности Древнего Рима

11.

Вот печать-инталия и её отпечаток на гипсе.Уникальные драгоценности Древнего Рима

12.

Уникальные драгоценности Древнего Рима

13.

Одна из самых знаменитых античных камей — Камея Гонзага. 3 век до н.э., эллинистический Египт. Изображены какие-то из его греческих правителей. Находится в Эрмитаже.Уникальные драгоценности Древнего Рима

14.

Уникальные драгоценности Древнего Рима

15.

Уникальные драгоценности Древнего Рима

16.

Уникальные драгоценности Древнего Рима

17.

Уникальные драгоценности Древнего Рима

Картинки и фото Март 12, 2018 219 просмотров

wpDiscuz

zefirka.net

Драгоценности Древнего Рима | Kleinburd News

Показываю другое забытое ремесло: резьба по драгоценным и полудрагоценным камням, геммы — камеи и инталии. В эпоху античности — в Древней Греции, в эллинистических государствах и в Древнем Риме, оно достигло невероятного совершенства.

(Глядя на фотографии, учитывайте, что они еще и с увеличением, то есть на самом деле эти камни в реальности намного меньше).

UPD: судя по комментариям, некоторые не понимают, как это делается — ничего не наклеивается! Это полудрагоценные камни, у которых разные слои разного цвета, например, сардоникс. Вот на этой мастер от верхнего слоя, черного, оставил только силуэт быка, остальное снял. Нижний белый слой остался нетронутым.

Камея Блакас, 12 см высотой. Император АвгустФрагменты. Только вообразите уровень кропотливой работы

Геракл и Цербер

Портрет Луция Вера, 2 в. н.э.

«Гемма» — это обобщающее слово для таких резных камней, слово английское gem из той же истории. Геммы бывают с выпуклым рельефом — тогда это «камеи». Либо с глубоким вырезанным, тогда это «инталии». Их часто использовали, чтобы делать печати на воске, тогда рисунок на воске наоборот получался выпуклым.

Вот инталия.

Вот печать-инталия и ее отпечаток на гипсе

Мои самые любимые — на аметисте, но их меньше.

«Каракалла».

«Нерон в образе Аполлона»

Одна из самых знаменитых античных камей — «Камея Гонзага». 3 век до н.э., эллинистический Египт. Изображены какие-то из его греческих правителей. Лежит у нас в Эрмитаже

Бывали и достаточно большие (ну, относительно) панно. Обычно семейные или аллегорические изображения императоров.

«Гемма Августа», 10-20 года н.э. Сардоникс. Имеет 19 см в высоту

«Гемма Клавдия». 12 см в высоту. Напротив Клавдия его текущая жена Агриппина.

«Большая  камея Франции», 23 год н.э. Изображена обширная семья Тиберия

Камеи обычно еще вставляли в драгоценные оправы.

Многие оригинальные оправы сгинули в средние века, и нынешние — это драгоценности, которыми свои редкости украшали коллекционеры Ренессанса и 17-18 веков.

«Калигула и богиня Рома»

Оникс из Шаффхаузена

Дочь Тита на аквамарине, оправа средневековая опять

В Средневековье их использовали для украшения религиозных предметов — Распятий или окладов Евангелий, хотя причем тут римские императоры и императрицы.Это был фрагмент реликвария для мощей Карла Великого, вот он целиком.Вообще на этот бюст много всего налепили, например и такую античную гемму, с попой

Зевс Громовержец в средневековой оправе, пожертвованный Карлом V в Шартрский собор в 14 веке.

Это АвгустЕго вставили в Крест Лотаря, ок. 1000

kleinburd.ru


Смотрите также