Язычество древние славяне. Язычество древних славян (стр. 1 из 7)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Славянское язычество кратко. Язычество древние славяне


Язычество древних славян

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Древнерусское язычество - истоки и историческое значение

Глава 2. Мифология древних славян, пантеон языческих богов

Глава 3. Крещение Руси, возникновение "двоеверия"

Заключение

Список источников и используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусское язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси IX века. До эпохи христианизации язычество было универсальной системой, дающей обобщающую картину мира и пронизывающей все сферы человеческого быта. С этими сферами соотносилась и иерархия мифологических существ - от пантеона высших богов до сонмов низших духов. Мир сверхъестественный находился в постоянной взаимосвязи с миром людей: они объединялись не только благодаря антропоморфизации сверхъестественного мира и космоса в целом, но и при посредстве многочисленных ритуалов и медиаторов - животных, природных явлений и предков. Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, поскольку общество было проникнуто убеждённостью в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех трудовых и бытовых процессах.

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате чего русское православие - по крайней мере, в народном представлении, - превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники и обычаи уходят своими корнями именно в славянское язычество, являющее собой огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства.

Тема язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения, прежде всего "патриотические", пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная ситуация не является беспрецедентной. Изучение язычества в дореволюционной России находилось под довольно солидным прессом государственной религии. Причем духовная цензура в то время превосходила по жесткости своей цензуру светскую. Тем не менее, нельзя не отметить, что повышенный интерес к языческой тематике привел к появлению огромного количества работ, в которых она исследуется с привлечением самого разнообразного материала и на самых разных уровнях: от сугубо академических трудов до совершенно фантастических построений.

Данная работа представляет собой попытку фрагментарного описания языческой культуры древних славян на пороге образования и во время существования древнерусского государства, и не претендует на всеобъемлющий и абсолютный анализ этого явления. Целью является рассмотрение таких вопросов, как истоки и период становления восточнославянского язычества, осмысление и анализ языческой культуры на протяжении I тысячелетия нашей эры, вплоть до крещения Руси. Также будет затронута тема симбиоза древней народной религии с привнесенным извне христианством.

ГЛАВА 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО – ИСТОКИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Славянское язычество - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для многих последующих миpовых pелигий.

Проблемы происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории Восточных славянских народов.

Восточные славяне были одной из трёх групп древних славян, выделившихся наряду с западными и южными славянами из общеславянской этнолингвистической общности. Общие черты их этнического облика формировались в VI- IX веках на территории Восточной Европы в результате перегруппировки таких славянских племенных объединений как анты, склавины и дулебы.

На заре нашей эры лишь северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян. По мере освоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусов смешивались с местными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи. Поэтому особенно важно учитывать огромную роль неславянских народов в становлении Древнерусского государства. Восточные славяне активно взаимодействовали с балтами, финно-угорскими и тюркскими племенами, потомками сарматов, контактировали с арабами, византийцами и скандинавами. К середине IX века они занимали пространства от Чудского и Ладожского озёр на севере до Чёрного моря на юге, от Восточных Карпат на западе до нижней Оки на востоке. Восточные славяне занимались подсечным, полевым пашенным земледелием и оседлым скотоводством, а также охотой, рыболовством, бортничеством и другими промыслами. Развивалась обработка железа, кузнечное, ювелирное, гончарное и другие ремёсла. Жили в основном территориальными общинами, поселения группировались гнёздами.

Возникли возглавлявшиеся местными князьями союзы племён: поляне, древляне, северяне, ильменские словене, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы.

Каждый племенной союз представлял собой совокупность родов и занимал тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно "Повести временных лет", карта расселения восточных славян к IX веку выглядела примерно так: словене жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, и Северном Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

С древних времен наряду с земледелием, скотоводством и ремесленничеством население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в VII- VIII веках. Летопись не приводит точного времени их появления, они были "изначала" - Ладога, Новгород, Чернигов, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев – почти все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку это - центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности и богатых земледельцев возникают грады - хоромы. В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась "Гардариком" - страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, ко второй половине IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

В последней четверти IX века два центра восточных славян Новгород и Киев были объединены князьями династии Рюриковичей, что положило начало образованию Древнерусского государства. В 882 году, согласно "Повести временных лет", князь Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем захватил Киев и сделал его столицей молодого государства. Арабским, иранским и среднеазиатским географам было известно не менее трёх политических образований Руси IX-X века - это Куявия, Славия и Артания. И по свидетельству всё той же "Повести временных лет", в это время уже существовали княжения в землях древлян, полочан и полян. Территориальным ядром складывающейся государственности в Среднем Поднепровье было политическое, а затем и государственное образование Русская земля, именуемое в дальнейшем Русь.

Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученных страниц нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой тенденциозно и противоречиво. Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные и воинственные соседи, и они не особенно интересовались их культурой, бытом и нравами.

Очень важным источником являются свидетельства современников, занесенные в летописи или в специально написанные поучения против язычества. По поводу последних следует сказать, что они сильно отличаются от сведений современников о западных славянах. На запад, в земли балтийских славян, ехали миссионеры с заданием окрестить местное население и приобщить его к пастве римского папы. Рассказы католических епископов о славянских языческих храмах и обрядах являлись своего рода отчетностью перед римской курией об успехах их апостольской деятельности. Миссионеры писали по принципу контрастов: разгульное, неистовое язычество с многолюдными празднествами и кровавыми жертвоприношениями, с одной стороны, и благолепие и смирение после успеха проповеди христианства, с другой. Описание языческого культа было одной из задач западных епископов-миссионеров, и это делает их записи особенно ценными. Русские авторы XI-XII веков не описывали язычество, а бичевали его, не перечисляли элементы языческого культа, а огульно осуждали все бесовские действа, не вдаваясь в подробности, которые могли бы интересовать исследователей данного вопроса, но были слишком хорошо известны той среде, к которой обращались проповедники. Тем не менее, опуская указанную особенность русских антиязыческих поучений, они представляют несомненную ценность.

Несмотря на необъективность и противоречивость исторических источников, можно констатировать как факт, что Древнерусская народность возникла и развивалась как суперэтнос, вобравший, впитавший в себя, поглотивший и перемешавший десятки и сотни разрозненных и разнородных, близких и далеких племен, их союзов, различных этнических единиц, былых народов, размещавшихся на обширных территориях и прошедших стадию предгосударственных трансформаций. Сам характер русского этногенеза, в ходе которого происходила переплавка в единое целое множества экономических, культурных, этнических и других миров, способствовал формированию уникального набора качеств, характеризующих русскую цивилизацию, русскую ментальность. Это жизнестойкость, умение терпеливо переносить лишения, бороться с трудностями, восприимчивость к культурно-историческому опыту других этносов, поиск путей оптимизации собственных жизненных условий. Так же необходимо отметить огромный творческий потенциал, в котором сочетались собственные усилия и критический учет достижений других цивилизаций.

mirznanii.com

Древнеславянское язычество — Язычество

Древнеславянское язычество берет свои истоки еще в праиндоевропейский период, когда сам славянский этнос только начал выделяться на фоне остальных народностей. Анимистические верования были первоосновой для развития язычества у древних славян. Они верили в то, что на свете все имеет душу, будь то человек или животное, природное явление или местность. Отсюда возникла уверенность в том, что все объекты, имеющие души, имеют свои сверхъестественные силы, способные различным образом влиять на судьбу и состояние человека. Соответственно, в зависимости от вектора данного влияния были придуманы образы духов и божеств, которые населяли те или иные местности, олицетворяли то или иное явление.

Духи трансформировались в божеств и далее в богов. Поначалу это были простые верования в образы русалок, лесовиков и домовых, а также иных существ, которые стояли на первой ступени языческой иерархии. Древние славяне верили в то, что этих существ необходимо задабривать и склонять на свою сторону, иначе они могут навредить человеку, обидевшись на него. Так, существовали русалки и схожие с ними мавки. Первые жили в водоемах и могли загубить человека, заведя своим чудесным пением в болота. Мавки же были очень похожи на русалок, но жили в полях. Они также могли обидеться на человека из-за неприятного с ними обращения и лишить его части урожая или накликать иную беду. Поэтому подобных существ следовало почитать и задабривать. Русалкам и мавкам пели песни, лесовикам приносили в жертву продукты, а домового задабривали с помощью различных блюд, особенно ритуальной кути, которую он был обязан отведать.

Позднее подобные верования трансформировались в культ предков, который сперва представлял собой исключительный тотемизм. Древние славяне верили в то, что у каждого рода был свой предок, который имел вид животного с человеческими чертами. Поэтому современные людям животные – их братья и предки. К примеру, у одного рода мог быть предок медведь, они почитали это животное и справляли праздники в его честь, переодеваясь в медвежьи шкуры и объединяясь с ним. Племя или род имело самоназвание, схожее с названием животного, и поклонялось ему. Позднее культ умерших предков перешел в иную фазу – фазу творения богов.

Предки людей почитались настолько, что считалось, будто бы их духи охраняют человеческие жизни, их семьи и жилища от нежеланного злого вмешательства. На основе образа предков появился образ божества, который носил имя Род. От него велось начало истории всего человечества, как предполагали древние славяне. Его почитали и заповедовали не забывать о его главенствовании, ведь именно Род породил все вокруг: и землю, и жизнь на ней, и последующих богов. А следующие боги стали появляться из тех верований, которые существовали на заре анимизма. Некоторые из них имели прототипами тех же духов воды или солнца. Так появились Сварог, Перун, Леля, Макошь, Марена, Ярило, Даждьбог и другие. Каждый бог имел свои функции и принадлежность, а также находился в родстве с Родом, занимая определенную ступень в общей иерархии. В то или иное время славяне выбирали главенствующим различных богов, в зависимости от сложившихся обстановки и потребностей племени или государства Киевской Руси.

pagandom.ru

Славянское язычество кратко - путеводитель

Язычество славян на Руси

Язычество – религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, что свойственно, в частности, христианству.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий, а не одно единственное. Сегодня язычество понимается не только и не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а вместо язычества веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян – это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, но имели в основе один язык. Так Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах, как о язычниках, то есть, имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и вообще употреблять для обозначения религии.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1 тысячелетии до нашей эры под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали определенные черты у них. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

После того, как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7 веку религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.

Также следует отметить, что очень часто верования верхушки общества довольно сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях не всегда совпадало со взглядом на язычество мелких деревень.

С того момента, как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государство. начали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество стало подвергаться гонениям, все чаще старые верования подвергали сомнения, появились даже поучения против язычества. В итоге, после Крещения Руси в 988 году, когда христианство стало официальной религией, славяне стали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые. По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, до 12 века.

Суть славянского язычества

Несмотря на то, что существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян не существует.

Список славянских богов

  • Мать-Сыра Земля – главный женский образ, богиня плодородия, ей поклонялись и просили хороший урожай, хороший приплод;
  • Перун – бог-громовержец, главный бог пантеона.

Другие боги восточных славян (также называются пантеоном Владимира):

  • Велес — покровитель сказителей и поэзии;
  • Волос — покровитель скота;
  • Даждьбог — солнечное божество, считается предком всех русских людей;
  • Мокошь — покровительница прядения и ткачества;
  • Род и рожаницы — божества, олицетворяющие судьбу;
  • Сварог — бог-кузнец;
  • Сварожич — олицетворение огня;
  • Симаргл — вестник между небесами и землей;
  • Стрибог — божество, связанное с ветрами;
  • Хорс — олицетворение солнца.

Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.

Гонения на язычников и конец язычества

Чем сильнее объединялась Русь, чем больше она наращивала свою политическую мощь и расширяла контакты с другими, более развитыми государствами, тем сильнее язычники подвергались гонениям со стороны приверженцев христианства. После того, как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией. Но новым образом мысли, стало иметь огромную политическую и общественную роль. Язычники, которые не хотели принимать новую религию (а таких было очень много) вступали в открытое противостояние с христианами, однако последние делали все, чтобы образумить «варваров». Язычество сохранялось до 12 века, однако затем стало постепенно угасать.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Рекомендуем ознакомится: http://historynotes.ru

worldunique.ru


Смотрите также