Скифия и древняя Русь до нашей эры. Древняя русь начало
Начало Древней Руси. Хронология российской истории. Россия и мир
Начало Древней Руси
862 Летописное известие о призвании варягов. Прибытие Рюрика в Ладогу
О том, где и когда возникло древнерусское государство, идут споры до сих пор. Согласно преданию, в середине IX в. в земле ильменских словен и угро-финских племен (чудь, меря и др.) начались междоусобицы, «встал род на род». Устав от распрей, местные вожди в 862 г. решили пригласить к себе правителей – конунгов (князей) из Скандинавии Рёрика (Рюрика) и его братьев Синеуса и Трувора. Как сказано в летописи, вожди обратились к братьям со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». С варягами был заключен договор – «ряд». Передача им верховной власти («владение») ограничивалась условием судить «по праву», т. е. по местным обычаям. «Ряд» оговаривал также условия содержания и обеспечения князя и его дружины. Конунг Рюрик и его братья (или родственники) согласились на условия вождей славянских и угро-финских племен (чудь, словене, кривичи, весь) – и вскоре Рюрик прибыл в Ладогу и «сел» в ней «владеть». Синеус устроился на Севере, в Белоозере, а Трувор – на Западе, в Изборске, где до сих пор сохранился холм – Труворово городище. После смерти младших братьев Рюрик стал «владеть» всеми землями один. Принято считать, что Рюрик был мелким датским конунгом с берегов Северного моря, одним из многих викингов-завоевателей, которые на своих стремительных ладьях – драккарах совершали дальние набеги. Целью их была добыча, но при случае викинги могли захватить и власть (так произошло в Англии, Нормандии). Обосновавшись в Ладоге (ныне Старая Ладога), Рюрик затем поднялся по Волхову к озеру Ильмень и завладел всеми окрестными землями, включая Новгород. Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «русь», первое значение которого – воин-гребец на скандинавской ладье. Потом так стали называть дружинников-варягов, служивших у конунгов-князей, затем имя варяжской «руси» перешло на Нижнее Поднепровье (Киев, Чернигов, Переяславль), где обосновались варяги. Еще долго жители Новгорода, Смоленска или Ростова говорили, отправляясь в Киев: «Поиду на Русь». Когда же варяги растворились в славянском окружении, Русью стали называть восточных славян, их земли и созданное на них государство. В договоре с греками в 945 г. владения потомков Рюрика были впервые названы «Русской землей».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
2 ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ПЕРИОД X—НАЧАЛА XII ВВ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
2 ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ПЕРИОД X—НАЧАЛА XII ВВ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
В 980 г. после братоубийственной войны власть узурпировал младший сын Святослава Владимир (980—1015 гг.). Он проводит активную внешнюю политику.
В 981 г. князь совершает поход на Польшу, Перемышль, Червень и вятичей. В 958 г. совершает успешный военный поход против Болгарии.
В отличие от отца Владимира больше интересовала охрана родных рубежей и границ. Он создает четыре оборонительных рубежа на юге на расстоянии друг от друга 10–25 км, чем предупреждает нападение кочевников.
Однако главной политической задачей для киевского князя остается Византия, в 988 г. благодаря умелой дипломатической игре Владимир женится на византийской принцессе и принимает христианство. Вслед за этим следует христианизация всей Руси. Владимир понимал, что язычество отжило свой век. Сначала он хотел создать новый пантеон во главе с Перуном, но эта идея провалилась. А между тем единая религия спрограммировала бы славян на крепкую централизованную власть. Новой религией стало христианство, потому что:
1) сказалось политическое влияние Византии;
2) эта вера уже была распространена на Руси;
3) она отвечала менталитету славян в отличие от иудаизма и ислама.
После принятия христианства началось ниспровержение старых богов, которых в соответствии с христианской мифологией объявили бесами. Но было ли введение христианской религии бесспорным и логически обоснованным?
По мнению Д. С. Лихачева, распространение христианства проходило мирно. И новая религия была нужна как мощный объединяющий фактор. А И. Я. Фроянов придерживается другой точки зрения. Он считает введение христианства делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в старых богов вплоть до XIV в., когда объединение страны стало неизбежным и религия выступала как мощный интегрирующий фактор. В X в. принятие христианства лишь обострило отношения киевской знати с соседями.
Крещение новгородцев сопровождалось массовым кровопролитием, репрессиями, кроме того, христианские нововведения долго не приживались в обществе: славяне называли детей старыми именами, церковный брак не был обязательным, кое-где довольно долго сохранялись пережитки родового строя (многоженство, кровная месть). Эти архаизмы не только не приветствовались христианской моралью, но и были ему противны. Христианству еще только предстояло стать религией русских.
Но византийского варианта все-таки не получилось: произошел синтез языческих верований и христианский идей, прежние религиозные представления славян гармонично влились в новую веру. Некоторые прежние языческие божества почитались под именами святых: Перун – Илья-пророк, Велес – власий.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древняя Русь в X-XII вв.
Тема: “Древняя Русь в X-XII вв.”
Оглавление
Введение
1. Социально-экономический строй Древней Руси
2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси
Заключение
Литература
Введение
Именно с конца IX в. можно говорить о начале сложения большого государства, которое получило название Русь и появилось в результате прежде всего объединения двух главных политических центров восточных славян — южного с Киевом и северного с Новгородом. Период с X по XII вв., несомненно, очень значимый в истории Руси, изучение оного дает возможность разобраться в особенностях становления русского государства. Кроме того, он объясняет некоторые причины отличия исторического развития Руси от других древних государств.
Задачами нашей работы является рассмотрение комплекса различных аспектов жизни Руси X-XII вв. сквозь призму государственных проблем и сторон жизни непосредственно русского народа.
В контексте мировой истории следует отметить следующий момент - в становлении государственности Русь заметно отставала от передовых стран Западной Европы, но шла вровень (или даже опережая) со странами Восточной Европы, Скандинавии и Балканского полуострова. Русь напоминала раннюю Францию по длительному существованию мощной крестьянской общины. Однако на Руси свободное крестьянство, хотя и являлось частью общерусского войска в масштабных походах, не стало постоянной основой армии, как у франков, поскольку эти походы были лишь эпизодическими. Между тем как франкское общество, так и германское взросли на перманентных завоеваниях. Именно завоевания и стали в известной мере, наряду с влиянием феодализирующейся античной социально-экономической структуры, материального производства и духовной культуры, доставшейся франкам, лангобардам от античного мира, мощным катализатором и ускорителем общественного прогресса западных «варварских» государств. Бурный мир Запада, полный социальных и политических катаклизмов, не мог не торопить события. Русь в этом смысле не имела экспансионистских стимулов таких масштабов. Потому и рост служилой знати шел здесь более медленными темпами, потому и поместье не было поставлено в повестку дня и крестьянство надолго оставалось в состоянии относительной свободы, и не было охвачено так быстро феодальным поместьем, а потом вотчиной, как на Западе. Да и само формирование земельного фонда феодалов на Руси шло в основном за счет экспроприации социальной верхушкой земель разлагающейся сельской общины, а также за счет расхищения ее князьями, дружиной, церковью.
древний русь государственный экономический социальный
1. Социально-экономический строй Древней Руси
С распадом родовых связей ремесленники оседают в городах, составляя значительную часть посадского населения. Впрочем, от сельского хозяйства русские ремесленники так и не отрываются даже и в более поздние времена. С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие ткани, украшения, вина и т.д.
Экономика, как известно, особенно в древних обществах, тесно связана с социальной структурой и с собственностью на землю. Считают, что зарождение крупного феодального землевладения, начинается с X в., феодализм, постоянно развиваясь в Киевской Руси в XI-XII вв., приводит к феодальной раздробленности.
Славяне в X в. уже жили не родовым строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Согласно новейшим исследованиям, города как такового, т.е. экономического центра, на Руси до конца X в., вероятно, еще не было. Древнерусский термин «град» означал огороженное место, укрепление, которое естественно являлось центром группы сельских общин. Расцвет древнерусских городов падает уже на XI—начало XIII в. Более же ранние города представляли из себя либо центры местных князей, либо торговые фактории, ставшие центрами так называемого полюдья (платы соплеменников за отправление общественно полезных функций). На основе полюдья развились всякого рода кормления, которыми князья делились друг с другом и с боярами. Осуществляя в волости управление, князь или боярин получали за это плату, «кормились» за счет рядовых общинников. Институт полюдья характерен не только для Древней Руси, но известен во многих раннеклассовых обществах разных эпох. Для ранней Руси он имел исключительно важное значение, по сути дела определяя социальное лицо этого государства.
Таким образом, едва ли не главной задачей русских князей первой половины X в. была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. Эти экспедиции носили регулярный характер, и их не следует путать с большими военными мероприятиями князей Олега и Игоря, результатом которых были заключения договоров, обусловливавших регулярную торговлю. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная — административно-налоговая: есть основания полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно распространенная прежде, была отменена и заменена систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах (погостах) специальными чиновниками правительства (тиунами). Кроме того, Ольга прекратила внешние походы, стоившие потерь людьми, а самый буйный элемент, заинтересованный в таких походах (прежде всего наемных варягов), отправляла в качестве вспомогательных отрядов в Византию, где они сражались с арабами и прочими врагами империи. Наконец, Ольга приняла христианство, но только лично, а не в качестве государственной религии. По всей вероятности, княгиня рассчитывала, что ее примеру последуют сын и другие знатные люди. Но этого не случилось.
С начала X до середины XI стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и с ближайшими зарубежными соседями, появлялись новые городские центры, а многие старые города быстро набирали силу. Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами времени.
В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были полноправными правителями страны. Прежних мужей племенных княжений именовали боярами. Они составляли верхушку дружинного слоя, старейшую дружину. Низшим слоем была младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения — в военном деле, управлении страной, суде и расправе, сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами.
В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. Все они были членами младшей дружины. Дружины старшая и младшая, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца X в. и в течение всего XI в. все более сливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии — на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.
Сам же великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военачальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной.
Русь IX-XII вв., по мнению И.Я. Фроянова, переживала период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым, период, который можно определить как «раннефеодальный», сходный с тем, который выделяют на материале Западной Европы. Переходному периоду соответствовал и характер социальной борьбы. Народные выступления в Киевской Руси часто не поддаются однозначной трактовке, поскольку полифоничны по характеру, что объясняется сложностью переходной эпохи. То, что мы знаем о IX—X вв., позволяет констатировать только возникновение земельных владений (личных) великого князя - княжеского домена и, возможно, местных князей. Аналогичные процессы происходят в отдельных землях Руси, где на верху социальной лестницы оказывается бывшая племенная знать, начинающая прибирать населенные земли к своим рукам. Появляются данные и о том, что княжеские дружинники также становятся владельцами земель. Зарождается и вассалитет, который, однако, в это время был связан не с земельными пожалованиями, а с предоставлением права получения дани, которая собиралась с подвластных племен, с пожалованных великим князем земель. В рамках единого государства, чье мужание происходило в конце IX — начале X в. прежде всего под воздействием борьбы с сильными и опасными соседями, такими, как хазары, проходящие в Европу венгры, позднее — печенеги, социальные процессы развивались быстрее. Этому способствовало и то, что, несмотря на постоянное противоборство с Хазарией и со степью в IX—X вв., Русь не знала столь масштабных и опустошительных нападений со стороны степняков, как в прежние века. И в рамках этой крепнущей государственности проходили свою историческую эволюцию разложение родоплеменных отношений и появление первых знаков раннего феодализма. Однако на рубеже X—XI вв. отдельные земельные приобретения великих князей, местных княжат, бояр и дружинников тонули в море свободного общинного землевладения. Древнерусская знать - князья и бояре - существовали не за счет крупной земельной собственности, которая носила подсобный характер; свободный, платящий дань лишь государству, смерд был главной фигурой сельского мира Руси. К началу XI в. процесс феодализации на Руси стал уже необратимым. Именно в это время общинные земли по существу становятся принадлежностью коллективного собственника — государства, которое начинает их отчуждать по своему усмотрению вместе с крестьянами. Процесс разложения общины, появление в ее рамках отчуждаемой частной собственности на землю, аллода, ведет к дальнейшему социальному расслоению общины; создаются предпосылки складывания феодальных вотчин. С XI в. можно говорить и о ранних ростках боярской земельной собственности, а также землях монастырей и церкви в целом. Это произошло не сразу, и первоначально церковь существовала за счет десятины от княжеских доходов, как определил еще князь Владимир. Кажется, церковная собственность на землю возникла раньше боярской и в определенной мере стимулировала появление последней.
mirznanii.com
Скифия и древняя Русь до нашей эры - НАЧАЛО РУСИ - ИСТОРИЯ - Каталог статей
Узнать о том, как жил славянский народ Среднего Поднепровья до VII века до нашей эры можно на основании материалов, которые найдены во время археологических раскопок. Также почерпнуть полезные сведения о славянах можно из мифов и героических эпосов, которыми бли написаны летописцами того времени. Следует сказать, что исторический путь, который прошла древняя Русь до нашей эры, хорошо описывается до прихода скифов на территорию южнорусских степей.
Мифы расскажут об истории
Мифы, которые содержат русские, белорусские и украинские сказки, были созданы под непосредственным авторством "отца истории" Геродота в конце V века до нашей эры. В них повествуется о нескольких царствах, одно из которых Золотое, а также про царя-Солнце, здесь подразумевается личность Владимира Красное Солнышко. По его имени назывался весь народ, проживающий в этих царствах.
Скифия и Русь
Необычайно важные сведения о Скифии сообщает Геродот, который был на то время довольно известным и внимательным писателем и путешественником. Он хорошо разбирался в условном пространстве, которое существовало на территории Восточной Европы. Понимая его важное для всего человечества значение, Геродот определил квадрат, у которого каждая сторона была равна пути, сопоставимому с 20 сутками, то есть, примерно 700 километров протяжности. В свою очередь, с южной стороны квадрат опирался на Черное море.
На этом пространстве проживали разнообразные племена, которым был свойствен свой язык, культура, обычаи и традиции. Кроме того, такая народность занималась ведением разного хозяйства и не находилась в подчинении единого царя или другого племени-гегемона. В общем, скифы, которые первыми назвали весь квадрат условным именем, описаны Геродотом в качестве степных скотоводов, которые кочуют в кибитках, не занимаются земледелием и знакомы с образом жизни оседлых поселений.
Их абсолютным противопоставлением выступали древние славяне до нашей эры, населяющие лесостепное Среднее Поднепровье. Они выступали трудолюбивыми земледельцами, которым было свойственно вывозить хлеб и другие пищевые изделия в Ольвию, ежегодно отмечать в весеннее время праздник святого плуга, подаренного людям с небес.
Сколотами именовались скифы по Геродоту. 25 веков тому назад этот писатель применил их в таком контексте:
Как повествуют скифы, их народ — довольно молодой. Он имеет довольно интересное происхождение. Первым жителем такой ещё незаселенной в те времена страны стал человек, именуемый Таргитаем.
По утверждениям скифов, его родителями следует считать Зевса и дочь реки Борисфену (однако такие утверждения вызывают слишком большие сомнения). Именно таким родом располагал Таргитай, который имел трех сыновей: Липоксая, Арпоксая и самого младшего — Колаксая. В период их царствования Скифская земля получила об Бога с небес золотые предметы, такие как плуг, ярмо, чаша и секира. Но никто из братьев не смог их поднять.
В связи с тем, что пылающее золото отогнало обоих братьев, то к нему решил подойти третий, самый младший, брат. С его приближением пламя стало угасать, что позволило ему взять золото в руки и отнести в свой дом. После такого случая старшие братья отдали царство младшему.
Таким образом:
от Липоксаиса возникло скифское племя, именуемое авхатами,
средний брат создал племя траспиев и катиаров,
а самый младший из братьев — царь учредил племя паралатов.
В совокупности все племена называются сколотами, то значит, царскими. Эллинов же зовут скифами".
На основании изучения археологических материалов можно осознать оплошность греческих торговцев, которые именовали славян-сколотов скифами, так как материальная культура славян-земледельцев, которых еще называли "скифами-пахарями", прослеживается большое количество скифских черт. За счет продолжительного соседства этой части славян со скифо-сарматским миром можно наблюдать и существенные изменения в их речи: восточнославянские языки наделены многими словами, имеющими скифское происхождение. Например, "топор" на славянском "секира", а "собака" - "пес".
За полторы тысячи лет среднеднепровские славяне сформировали устойчивый социальный строй, в результате чего древняя Русь до нашей эры находилась на пороге государственности. Явным свидетельством этому служат упоминания сколотского "царствования" и "царей" со стороны Геродота. Также об этом можно по всадническим чертам погребенных воинов и огромным "царским" курганам на Киевщине, а также импортной роскошью славянской знати.
Следует отметить, что между славянами Среднего Поднепровья и царскими причерноморскими скифами всегда была устойчивая дружеская атмосфера. Благодаря этому качеству, они активно занимались торговлей с другими приморскими городами и перенимали многие бытовые черты, присущие кочевым скифам.
wikii.ru
Древняя Русь X – начала XII веков
Структура Древней Руси по данным источников
Появление Древнерусского государства относится к концу $IX$ века. Оформление государства связано с объединением двух центров восточных славян: Киева с Новгородом. Центром объединения стал Киев, а с точки зрения племен – поляне. Образование Древнерусского государства связано с именем князя Олега, который, согласно летописи, в $882$ году подчинил своей власти окружающие племена. С $X$ по $XII$ века происходит становление государства.
Замечание 1
Из источников, позволяющих получить информацию о ранней истории Древней Руси, известны немногие. В первую очередь, это летописные сведения, которые могут быть использованы только с учетом несовершенства их данных, а также Договоры Руси с греками и описание Руси в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей».
Итак, исходя из данных источников, Древнерусское государство состояло из трех частей. Первую составляла «Русская земля» с центром в Киеве, где находился и двор великого князя, главы всего государства. Вторая часть представляла собой комплекс земель севера Восточной Европы, там проживали племена, которые заключили договор с киевским князем. По этому договору племена платили дань за управление и военную протекцию. Дань передавалась в Киев через наместника. И, наконец, третья часть – подчиненные власти Киева племенные союзы восточных славян. В целом, может показаться странным, что с виду одинаковые вторая и третья часть разделены между собой. Дело в том, что на севере речь идет о Новгородской земле, которая имела своего наместника из Киева, как правило, сына киевского князя, потому что Новгород был вторым по важности городом. Что касается других союзов племен – здесь киевский князь не встревал во внутренний уклад, вероятно, там продолжали править местные князья и родоплеменная верхушка.
Нужна курсовая?
Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов
Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!
Первые правители Древнерусского государства
Таким образом, как уже было сказано, согласно летописи начало Древнерусскому государству как политическому объединению положил князь Олег. В $882$ году он покинул Новгород, где правил, и двинулся на юг. Судя по всему, у Олега было внушительное войско, этнически довольно пестрое, там были и варяги, и славянские воины – представители племен кривичей, ильменских словен, и финноугры – воины чуди и мери.
Отправившись на юг, Олег занял такие города, как Смоленск и Любеч, и поставил там своих наместников князьями. Однако целью его был Киев, который он и захватил, убив его правителей – Аскольда и Дира. Затем Олег объявил Киев столицей государства.
Власть киевского князя распространялась военным путем на территориях племен древлян и северян. Племя радимичей приняли власть Киева добровольно, поскольку до этого они были данниками Хазарского каганата. Все племена, находившиеся под властью киевского князя, должны были платить ежегодную дань.
Замечание 2
Олег был успешным политическим и военным деятелем, судя по тому, что основав единое государство, он предпринял также ряд походов на Византию. Благодаря этим походам, нам доступны договоры Руси с Греками $907$ и $911$ годов. Эти договоры предоставляли торговые льготы русским купцам и решали некоторый ряд иных правовых вопросов.
Нужна курсовая?
Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов
Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!
Исходя их данных летописи, Олег правил на протяжении тридцати лет, а наследовал ему Игорь в $912$ году.
Князь Игорь наиболее известен своей гибелью от рук восставших древлян и последовавшей за ней местью его супруги Ольги. В самом деле, практически в начале правления Игоря древляне восстали, однако их бунт был подавлен. Древляне снова были обязаны платить дань, причем, после восстания она возросла.
В $915$ году у границ молодого Древнерусского государства появилось племя печенегов. Эти кочевники разгромили земли проживавших в степях Причерноморья хазар, а венгры и вовсе вынуждены были покинуть эти земли. Размах земель, на которых кочевали печенеги в начале X века, поражает: это территория от Волги до Прута.
Подобно своему предшественнику, Игорь также провел несколько походов на Византию. Однако первый поход, в $941$ году, был неудачным, флот Игоря был уничтожен. В $944$ году состоялся второй поход Игоря, по сути, результат был не особо удачным для Руси – по договору положения 907 и $911$ годов в целом подтверждались, но беспошлинная торговля отменялась.
В $945$ году князь участвовал в сборе дани с древлян. Согласно летописным сведениям, Игорь пытался дважды собрать дань, в результате дружинники князя были перебиты возмущенными древлянами, а сам он был казнен.
Смерть князя Игоря была отмщена его супругой Ольгой, жестоко расправившейся с древлянами. Также Ольга, уяснив, видимо, что система сбора налога явно несовершенна, провела реформу. Так, в $947$ году Ольга в Новгороде сделала нововведение: появилась система оброков и дани, жители должны были отправлять дань на определенную территорию – погост, где ее собирали специальные лица – тиуны. Княгиня Ольга также известна тем, что стала первым главой Древнерусского государства, принявшим христианство, что способствовало укреплению связей с Византией. Сын Ольги Святослав Игоревич свое княжение провел в военных походах, так что делами насущными до своей смерти продолжала заниматься его мать.
Нужна курсовая?
Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов
Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!
Святослав в $964$ году расширил территорию древнерусского государства за счет подчинения вятичей. Затем он нанес поражение Волжской Булгарии и сокрушил Хазарию. Русь укрепилась в Причерноморье, а также на Северном Кавказе. По смерти княгини Ольги Святослав поделил земли между своими сыновьями: Ярополку – Киев, Олегу – древлянские земли, а Владимиру – Новгород. Князь был убит печенегами в $972$ году при попытке вернуться домой из похода на Византию.
Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром
Рисунок 1.
Разделение Святославом земель привело к первой усобице между правителями Древнерусского государства. Победителем из нее вышел Владимир, ставший крестителем Древней Руси. При князе Владимире Русь завершила объединение территорий, присоединив Червоную и Карпатскую Русь, окончательно подчинив вятичей и радимичей. Попытка создания единого языческого пантеона в Киеве для укрепления единства государства провалилась, и тогда князь принял решение избрать новую государственную религию, которая бы укрепила власть Киева. Так в 988 году Русь приняла крещение. Это вывело Древнерусское государство на мировую арену. Русь получила международное равное признание.
Нужна курсовая?
Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов
Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!
После смерти Владимира началась новая распря между князьями. В ходе тяжелых столкновений между сыновьями Владимира многие погибли, а победил в итоге Ярослав, получивший затем прозвище Мудрый. При нем произошло оформление первого свода законов – Русской Правды. Во внешней политике род русских князей породнился с важнейшими европейскими династиями. Ярослав уделял большое внимание развитию культуры и градостроительства. Ярослав закрепил так называемую «лествичную» систему наследования, когда младший брат был наследником старшего. Эта система вызывала постоянные конфликты между родственниками.
Начало раздробленности
В середине $XI$ века на смену печенегам пришли новые кочевники – половцы. Сыновья Ярослава Мудрого, погрязшие в решении личных конфликтов, не смогли оградить государство от вторжения.
Замечание 3
Около $1072$ года Русская Правда была отредактирована Ярославичами на съезде, появилась так называемая «Правда Ярославичей».
С развитием феодальных отношений шел и рост городов. В связи с этим появлялись местные центры, стремившиеся проводить самостоятельную политику. Началась конфронтация с Киевом. Это было даже более весомой причиной грядущего начала феодальной раздробленности, чем особенности наследования великокняжеского стола. Триумвират Ярославичей не смог преодолеть раздробленность. Активные попытки укрепить и объединить государство в начале $XII$ века проводил Владимир Мономах, а затем его сын Мстислав Великий, однако они тоже не увенчались успехом.
Нужна курсовая?
Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов