Выдающиеся скульпторы Древней Греции Особенности древнегреческой скульптуры. Выдающиеся скульпторы древней эллады
Скульптура древней Эллады
2011-05-31
Существует много общих черт, породнивших искусство различных областей, с 4 по 1 век до нашей эры. В те древние времена, оно воплощало новую идею о величии мира, которая так же нашла свое проявление в скульптуре древней Эллады.
К концу 4-го века до нашей эры, древний мир, в котором присутствовали внутренние противоречия, фактически изжил себя. Менялись границы, народы и культуры - наступала новая эра. Времена древней Эллады известны своими фантастическими проектами: горы превращались в города, появлялись такие исполины как медный Колосс Родосский в бухте острова Родос. Желание постичь мир богов, выйти за рамки простого человеческого понимания — одна из самых характерных черт скульптуры той эры.
Эллины, в своем культурном развитии, шли по самостоятельному пути, именно поэтому, такими искренними и возвышенными были созданные ими скульптурные, живописные и архитектурные образы. В мифологической основе скульптуры древней Эллады лежала тесная связь с обычной жизнью простых свободных граждан. Она имела воспитательно-облагораживающей направленности. Многих мастеров того времени будоражила мысль о совершенном, прекрасном, гармонически развитом человеке и его изображение в искусстве. Это, прежде всего, ощущается в древних скульптурах, созданных одним из крупнейших мастеров - Поликлетом из Аргоса. В работах Поликлета, свое истинное воплощение основные стилевые черты скульптуры древней Эллады: покой, устойчивость поз, большие плоскости, собранность образов.
В своих работах Поликлет достаточно сдержан. Образы в его скульптурах камерны, слегка провинциальны. Таковой является его статуя Киниска - юноши-победителя Киниска, застывшего, одевая на голову полученный им в награду лавровый венок. В подобных портретных композициях есть кое-что общее с философскими размышлениями о характере идеального человека. Скульпторы древней Эллады посредством пластики выражали мудрость и совершенство. Полнее талант Поликлета смог раскрыться в статуе Дорифора-Копьеносца. В сборном образе воина, атлета и просто доблестного гражданина.
В этой древней скульптуре представлен юноша, победитель состязаний. Он изображен с длинным копьем на плече в спокойной позе стоя. В скульптуре не присутствуют черты симметрии древних Аполлонов, робко ступавших вперед своей левой ногой. Осознавший свою силу и совершенство, которая стала для него прочной опорой. Совсем зрелая, даже можно сказать серийная, работа Поликлета передает идеи высокого классицизма скульптуры древней Эллады. Обратившись к популярному в те времена образу победителя в метании копий, так же как Мирон в своей скульптуре Дискобола, он создал не индивидуализированный портрет атлета. Несмотря на то, что в образе Дорифора скульптор отталкивался от образа вполне реального человека (атлета, который победил на состязаниях), ему удалось создать несущий в себе идею победы, типизированный памятник.
Дорифор стал для многих скульпторов древней Эллады примером в изображении человека. За время работы над скульптурой, мастер смог раскрыть пропорциональность форм, которая свойственна строению мужской фигуры. Считается, что в основу пропорций копьеносца Поликлет положил определенное модульное значение, определенное количество раз укладывавшееся в различных элементах скульптуры – руках, ногах, голове, торсе. Этим модулем была либо фаланга пальца копьеносца, либо ширина его ладони, достоверно установить это сегодня никому не удается. Благодаря применению модуля, Поликлету удалось создать скульптуру с идеальными, по мнению его древних современников, пропорциями. Исходя из римских копий, которые дошли до нас, эта статуя кажется несколько тяжеловатой, а порой даже чересчур коренастой по сравнению с греческими скульптурами последующих веков. Именно в этом проявилась рука мастера скульптуры древней Эллады, в древних памятниках оставленных нам навсегда, подчеркивались мужество и физическое совершенство человека.
Одним из признанных шедевров древней Эллады является группа скульптур «Лаокоон и его сыновья», созданная тремя скульпторами: Афинодором, Агесандром, и Полидором. На троянского жреца Лаокоона и его отпрысков боги наслали двух огромных змей. Лаокоон пытается сорвать свои змеиные оковы, яд разливается по его телу. Древняя скульптура исполнена виртуозно. Анатомия человеческого тела (отца) передана тщательно, она порой доходит до натурализма, а фигуры его отпрысков напоминают жалких взрослых людей.
Другим шедевром искусства древней Эллады является скульптура богини - это Ника Самофракийская, созданная во втором веке до нашей эры. Скульптура изображена слетающей с постамента в виде кормы корабля. Её прекрасное тело в намокших одеждах показано в полуобороте, широко применявшемся в то время. Мощные крылья богини трепещут, каждое перо четко высечено с огромной тщательностью. По поэтичности образа, эта древняя скульптура превосходит все ранее созданные статуи.
Кроме идей о величии и грандиозности мира, скульптура древней Эллады развивалась также и в другом направлении. Наилучшим образцом скульптур этого рода является «Венера Милосская», найденная на территории современного полуострова Мелос. Скульптура изображает полуобнаженную богиню, её одежда, окутывающая ноги и торс, руки показаны в движении. В эпоху древней Эллады, Афродита была самой любимой богиней. Её изображали то кокетливой, то задумчивой, а иногда даже шаловливой. Афродита с острова Мелос строгая и сдержанная, её волосы собраны в прическу с четким прямым пробором, а прекрасное лицо и фигура показаны скульптором достаточно обобщенно. Вся её поза, выражение лица и взгляд навевает покой и умиротворение.
Но все-таки самыми замечательными портретами древней Эллады являются скульптуры греческих философов, среди них, особо хочется выделить фигуру Демосфена руки скульптора Полиевкта (3 век до нашей эры). Демосфен изображен стоя, с соединенными кистями рук и склонённой головой. Вся его поза показывает отрешенность и горечь безысходности в жизненной борьбе. Но, вопреки всему,Полиевктсмог передать красоту и величие в созданной им скульптуре.
Портретные скульптуры философов знаменуют собой отход от классической системы, наполненной героическим идеалам. Характерным для поздних скульптур древней Эллады является выбор нетрадиционных сюжетов: старые морщинистые рыбаки, пьяные старухи, дамы с пухленькими губками и томными взорами, Эра эллинизма является «осенью» древнегреческой культуры.
transantique.ru
Выдающиеся скульпторы Древней Эллады Особенности древнегреческой скульптуры
Выдающиеся скульпторы Древней Эллады
Особенности древнегреческой скульптуры Основной темой становится образ человека, восхищение красотой человеческого тела.
Скульптура архаики: o Куросы – обнаженные атлеты. o Устанавливались вблизи храмов; o Воплощали идеал мужской красоты; o Похожи друг на друга: юные, стройные, высокие. Курос. VI век до н. э.
Скульптура архаики: o Коры – девушки в хитонах. o Воплощали идеал женской красоты; o Похожи одна на другую: вьющиеся волосы, загадочная улыбка, воплощение изысканности. Кора. VI век до н. э.
ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ o Конец V—IV в. до н. э. — период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.
Греческие скульпторы периода классики: o. Поликлет o. Мирон o. Скопас o. Пракситель o. Лисипп o. Леохар
Поликлет Работы Поликлета стали настоящим гимном величию и духовной мощи Человека. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры» , Духовный и физический облик гармоничен. Поликлет. Дорифор (копьеносец). 450 -440 лет до н. э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь
У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т. н. хиазм). «Дорифо р» (греч. δορυφόρος — «Копьеносец» ) — одна из самых знаменитых статуй античности, воплощает т. н. Канон Поликлета.
Канон Поликлета o Дорифор — это не изображение конкретного спортсмена- победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры. o Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. o "Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал современник. o Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента.
Канон Поликлета Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, параметры статуи, будут таковы: 1. объем шеи - 44 см, 2. груди - 119, 3. бицепса - 38, 4. талии - 93, 5. предплечья - 33, 6. запястья - 19, 7. ягодиц - 108, 8. бедра - 60, 9. колена - 40, 10. голени - 42, 11. лодыжки - 25, 12. ступни - 30 см.
Поликлет «Раненая Амазонка»
Мирон o Мирон — греческий скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (к. VI — нач. V в. ) o Воплотил идеалы силы и красоты Человека. o Был первым мастером сложных бронзовых отливок. Мирон. Дискобол. 450 лет до н. э. Римская копия. Национальный музей, Рим
Мирон. «Дискобол» o Древние характеризуют Мирона как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. o Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол» , атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массами в Риме.
«Дискобол» Мирона в Ботаническом саду Копенгагена
Дискобол. Мирон
Скульптурные творения Скопаса o Скопас (420 – ок. 355 г. г. до н. э. ), уроженец острова Парос, богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил. o Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса. o Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.
Скульптурные творения Скопаса В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон. Скопас. Менада
Скульптурные творения Скопаса Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея. Скопас. Битва с амазонками
Пракситель o Родился в Афинах (ок. 390 – 330 г. г. до н. э. ) o Вдохновенный певец женской красоты.
Скульптурные творения Праксителя o Статуя Афродиты Книдской – первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. o Оригинал статуи не сохранился. Пракситель. Афродита Книдская
Скульптурные творения Праксителя В единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раски: краснокоричневые волосы, серебряного цвета повязка. Пракситель. Гермес. Около 330 г. до н. э.
Скульптурные творения Праксителя
Лисипп o Великий скульптор IV в. до н. э. o o (370— 300 гг. до н. э. ). Работал в бронзе, т. к. стремился запечатлеть образы в мимолётном порыве. Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность В подлиннике до нас не дошли. Придворный скульптор Мраморная копия головы А. Македонского
Скульптурные творения Лисиппа o В этой скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка Геракла со львом. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. 4 век до н. э. Римская копия Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скульптурные творения Лисиппа o Лисипп стремился максимально приблизить свои образы к действительности. o Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н. э.
Скульптурные творения Лисиппа o Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Лисипп. «Отдыхающий Гермес»
Скульптурные творения Лисиппа o Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры). Лисипп. «Геракл Фарнезский»
Леохар Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты человека. В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения. Аполлон считается одним из лучших произведений Античности. Леохар. Аполлон Бельведерский. 4 в до н. э. Римская копия. Музеи Ватикана
Спасибо за внимание!
present5.com
Выдающиеся скульпторы Древней Греции 10 класс МХК
Слайд 1
Выдающиеся скульпторы Древней Греции Бондаренко Артём Александрович 10 класс МОБУ СОШ №5 с. Нагорное Пожарский район Приморский край
Слайд 2
Особенности древнегреческой скульптуры Основной темой становится образ человека, восхищение красотой человеческого тела.
Слайд 3
Скульптура архаики: Куросы – обнаженные атлеты. Устанавливались вблизи храмов; Воплощали идеал мужской красоты; Похожи друг на друга: юные, стройные, высокие. Курос. VI век до н.э.
Слайд 4
Скульптура архаики: Коры – девушки в хитонах. Воплощали идеал женской красоты; Похожи одна на другую: вьющиеся волосы, загадочная улыбка, воплощение изысканности. Кора. VI век до н.э.
Слайд 5
Конец V— IV в. до н. э. — период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ
Слайд 6
Поликлет Дорифор (копьеносец). 450-440 лет до н.э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь Работы Поликлета стали настоящим гимном величию и духовной мощи Человека. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры», Духовный и физический облик гармоничен. У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т.н. хиазм).
Слайд 7
Дорифора часто называли « канон Поликлета » . Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета - равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой. В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела. В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» — ранний пример классического контраста, приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.
Слайд 8
Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, параметры статуи, будут таковы: 1.объем шеи - 44 см, 2.груди - 119, 3.бицепса - 38, 4.талии - 93, 5.предплечья - 33, 6.запястья - 19, 7.ягодиц - 108, 8.бедра - 60, 9.колена - 40, 10.голени - 42, 11.лодыжки - 25, 12.ступни - 30 см. «Дорифор» ( реконструкция)
Слайд 9
«Раненая Амазонка» Поликлет
Слайд 10
Мирон Мирон — греческий скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (к. VI — нач. V в.) Воплотил идеалы силы и красоты Человека. Был первым мастером сложных бронзовых отливок. Мирон. Дискобол. 450 лет до н.э. Римская копия. Национальный музей, Рим
Слайд 11
Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы В одном из оксиринхских папирусов сообщается, что Мирон создал статуи атлетов Тиманта, победителя Олимпиады в 456 г. до н. э., Лициния, победителя в 448 и 444 гг. до н. э. Это помогло установить время жизни скульптора. Мирон был современником Фидия и Поликлета, учителем его считается Агелад. В честь Мирона назван кратер на Меркурии.
Слайд 12
«Дискобол» Мирона в Ботаническом саду Копенгагена
Слайд 13
Скопас (420 – ок. 355 г.г. до н.э.), уроженец острова Парос, богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил. Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса. Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея. Скульптурные творения Скопаса
Слайд 14
В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада . Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон. Скопас. Менада Скульптурные творения Скопаса
Слайд 15
Скопас. Битва с амазонками Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.
Слайд 16
Пракситель ( Праксите́лес ) древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий.
Слайд 17
Статуя Афродиты Книдской – первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче как грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем Праксителю. Созданная им статуя Афродиты Книдскойсчиталась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. Оригинал статуи не сохранился . Скульптурные творения Праксителя Пракситель. Афродита Книдская
Слайд 18
В единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Скульптурные творения Праксителя Гермес. Около 330 г. до н. э.
Слайд 20
Лисипп Великий скульптор IV в. до н.э. (370—300 гг. до н. э.). Работал в бронзе, т.к. стремился запечатлеть образы в мимолётном порыве. Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность В подлиннике до нас не дошли. Придворный скульптор А.Македонского Мраморная копия головы А.Македонского
Слайд 21
Геракл, борющийся со львом. 4 век до н.э. Римская копия Эрмитаж, Санкт-Петербург В этой скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка Геракла со львом. Скульптурные творения Лисиппа
Слайд 22
Лисипп стремился максимально приблизить свои образы к действительности. Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Скульптурные творения Лисиппа Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н.э.
Слайд 23
Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Скульптурные творения Лисиппа Лисипп. «Отдыхающий Гермес»
Слайд 24
Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры). Скульптурные творения Лисиппа «Геракл Фарнезский»
Слайд 25
Леохар Аполлон Бельведерский. 4 в до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты человека. В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения. Аполлон считается одним из лучших произведений Античности.
Слайд 26
Ганимед и орёл (Ватикан) Диана Версальская
Слайд 27
Фидий Статуя Афины (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) Древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее слава его была колоссальной.
Слайд 28
Его образы возвышены и прекрасны. Фидий
Слайд 29
Скульптурные шедевры эпохи эллинизма
Слайд 30
Ника Самофракийская Ника Самофракийская 2 век до н.э. Лувр, Париж Мрамор Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы. Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев.
Слайд 31
Ника, развязывающая сандалию Богиня изображена развязывающей сандалию перед тем, как войти в храм Мрамор. Афины
Слайд 32
Венера Милосская 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое. Иоргос копнул рядом — тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю. Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора. Это и была Венера. Агесандр. Венера Милосская. Лувр. 120 г до н.э.
Слайд 33
Были ли руки? Существует предположение, что рук Венера Милосская лишилась не в глубокой древности, а срезу же после ее приобретения лейтенантом Вуатье. Будто бы из-за прекрасного произведения искусства заспорили французские и турецкие моряки, и при выяснении отношений повредили статую. Большинство ученых сегодня считают, однако, что в момент обнаружения рук уже не хватало. Служа объектом поклонения, в первоначальном виде статуя была раскрашена и драпирована, а кроме этого на ее запястья жрецы надевали металлические браслеты. Возможно, что в ладони Афродита держала яблоко
Слайд 35
Лаокоон и его сыновья Лаокоон, ты никого не спас! Ни городу, ни миру - не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я..." (...Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!..) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет... Лаокоон, и кто ж тебя услышал?! Вот мальчики твои... Они... не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней. Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса — Агесандра, Полидора и Афинодора
Слайд 36
Проверь себя
Слайд 37
Проверь себя
nsportal.ru
Выдающиеся скульпторы Древней Греции Особенности древнегреческой скульптуры
Выдающиеся скульпторы Древней Греции
Особенности древнегреческой скульптуры Основной темой становится образ человека, восхищение красотой человеческого тела.
Скульптура архаики: o Куросы – обнаженные атлеты. o Устанавливались вблизи храмов; o Воплощали идеал мужской красоты; o Похожи друг на друга: юные, стройные, высокие. Курос. VI век до н. э.
Скульптура архаики: o Коры – девушки в хитонах. o Воплощали идеал женской красоты; o Похожи одна на другую: вьющиеся волосы, загадочная улыбка, воплощение изысканности. Кора. VI век до н. э.
ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ o Конец V—IV в. до н. э. — период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.
Греческие скульпторы периода классики: o. Поликлет o. Мирон o. Скопас o. Пракситель o. Лисипп o. Леохар
Поликлет Работы Поликлета стали настоящим гимном величию и духовной мощи Человека. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры» , Духовный и физический облик гармоничен. Поликлет. Дорифор (копьеносец). 450 -440 лет до н. э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь
У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т. н. хиазм). «Дорифо р» (греч. δορυφόρος — «Копьеносец» ) — одна из самых знаменитых статуй античности, воплощает т. н. Канон Поликлета.
Канон Поликлета o Дорифор — это не изображение конкретного спортсмена- победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры. o Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. o "Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал современник. o Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента.
Канон Поликлета Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, параметры статуи, будут таковы: 1. объем шеи - 44 см, 2. груди - 119, 3. бицепса - 38, 4. талии - 93, 5. предплечья - 33, 6. запястья - 19, 7. ягодиц - 108, 8. бедра - 60, 9. колена - 40, 10. голени - 42, 11. лодыжки - 25, 12. ступни - 30 см.
Поликлет «Раненая Амазонка»
Мирон o Мирон — греческий скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (к. VI — нач. V в. ) o Воплотил идеалы силы и красоты Человека. o Был первым мастером сложных бронзовых отливок. Мирон. Дискобол. 450 лет до н. э. Римская копия. Национальный музей, Рим
Мирон. «Дискобол» o Древние характеризуют Мирона как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. o Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол» , атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массами в Риме.
«Дискобол» Мирона в Ботаническом саду Копенгагена
Дискобол. Мирон
Скульптурные творения Скопаса o Скопас (420 – ок. 355 г. г. до н. э. ), уроженец острова Парос, богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил. o Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса. o Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.
Скульптурные творения Скопаса В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон. Скопас. Менада
Скульптурные творения Скопаса Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея. Скопас. Битва с амазонками
Пракситель o Родился в Афинах (ок. 390 – 330 г. г. до н. э. ) o Вдохновенный певец женской красоты.
Скульптурные творения Праксителя o Статуя Афродиты Книдской – первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. o Оригинал статуи не сохранился. Пракситель. Афродита Книдская
Скульптурные творения Праксителя В единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раски: краснокоричневые волосы, серебряного цвета повязка. Пракситель. Гермес. Около 330 г. до н. э.
Скульптурные творения Праксителя
Лисипп o Великий скульптор IV в. до н. э. o o (370— 300 гг. до н. э. ). Работал в бронзе, т. к. стремился запечатлеть образы в мимолётном порыве. Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность В подлиннике до нас не дошли. Придворный скульптор Мраморная копия головы А. Македонского
Скульптурные творения Лисиппа o В этой скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка Геракла со львом. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. 4 век до н. э. Римская копия Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скульптурные творения Лисиппа o Лисипп стремился максимально приблизить свои образы к действительности. o Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н. э.
Скульптурные творения Лисиппа o Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Лисипп. «Отдыхающий Гермес»
Скульптурные творения Лисиппа o Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры). Лисипп. «Геракл Фарнезский»
Леохар Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты человека. В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения. Аполлон считается одним из лучших произведений Античности. Леохар. Аполлон Бельведерский. 4 в до н. э. Римская копия. Музеи Ватикана
Скульптурные шедевры эпохи эллинизма
Греческая скульптура Итак, в греческой скульптуре выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «Ника Самофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа. Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены.
Ника Самофракийская Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы. Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев. Ника Самофракийская 2 век до н. э. Лувр, Париж Мрамор
Ника Самофракийская
Ника, развязывающая сандалию Богиня изображена развязывающей сандалию перед тем, как войти в храм Мрамор. Афины
Венера Милосская 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое. Иоргос копнул рядом — тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю. Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора. Это и была Венера. Агесандр. Венера Милосская. Лувр. 120 г до н. э.
Лаокоон с сыновьями Агесандр, Афинодор, Полидор
Лаокоон и его сыновья Лаокоон, ты никого не спас! Ни городу, ни миру - не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я. . . " (. . . Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!. . ) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет. . . Лаокоон, и кто ж тебя услышал? ! Вот мальчики твои. . . Они. . . не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней.
Глава 1 Зарождение античной скульптуры древней Греции…………………….5
1.1 Период с 900 по 575 гг. до н.э. …………………………………………5
1.2 Период с 575 по 475 гг. до н.э. ……………………………….. ………6
Глава 2 Выдающиеся скульпторы эпохи архаики………………………………..8
Глава 3 Выдающиеся скульпторы эпохи классики……………………………...12
3.1 Мирон из Элевтер……………………………………………………...12
3.2 Величайшие Фидий и Поликлет……………………………………….13 3.3 Представители поздней классики……………………………………..19
Глава 4 Скульпторы эпохи эллинизма…………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………...31
Литература…………………………………………………………………………32
ВВЕДЕНИЕ
Предмет исследования данного реферата – выдающиеся скульпторы Античной Греции. На мой взгляд, эта тема является одной из важнейших в изучении древнегреческой цивилизации, поскольку скульптура, как и всё изобразительное искусство вообще, отражает всю жизнь и всю историю нации.
Сталкиваясь с греческой скульптурой античного периода, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая создается из образов, набросанных разумом». А состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты. Все, кто писал и пишет о греческой скульптуре античного периода, отмечают в ней удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В ней, воплощен идеал человека.
Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos - прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.
Греческая скульптура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.
Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту – нигде более так не ценился человек, как в древнегреческой цивилизации. Творения скульпторов Античной (Древней) Греции являются идеалом, каноном для искусства множества более поздних цивилизаций. Не теряет оно своей актуальности и в наши дни, когда формируются новые виды искусства, а общие взгляды на искусство неоднократно пересматриваются и меняются.
Цель работы - изучить деятелей и историю художественной культуры древней Греции.
Задача работы – анализ и оценка перемен происходящих в художественной культуре древней Греции.
Данный реферат состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1 Зарождение античной скульптуры древней Греции
1.1 Период с 900 по 575 гг. до н.э.
Зачатки греческой скульптуры были очень ничтожны. Древнейшему беотийскому стилю ваз соответствуют замечательные глиняные женские фигурки, найденные в беотийских гробницах; их форма, напоминающая собой колокол, обуславливается их одеждой, отстающей от тела. Чрезмерно длинная шея, небольшая голова, отсутствие рта, резкий профиль и орнаментный узор напоминают первобытный стиль Европы. Несколько хранящихся в Афинском музее статуэток нагих женщин, исполненных из слоновой кости, в пропорциях тела которых, при всей их геометрической угловатости, уже заметен значительный шаг вперед, было найдено в аттических дипилонских гробницах.
Зачатки ваяния крупных фигур у греков, точно так же как и зачатки их зодчества, надо искать в производстве из дерева. Многочисленные деревянные идолы (ксоаны), считавшиеся свалившимися с неба, напоминали позднейшим эллинам о начальном времени их пластики. Ни одной из таких деревянных фигур не дошло до нас, но зато сохранилось много изваяний из рыхлого известняка (poros) или из крупнозернистого островного мрамора. Более или менее хорошо сохранившиеся произведения этого рода добыты главным образом из остатков разрушенных персами сооружений в афинском Акрополе, а также на Делосе и соседних с ним островах. Мужские статуи изображают молодых, безбородых, нагих людей; женские статуи в одежде.
В противоположность всем этим каменным изваяниям, отзывающимся деревянным стилем, сидячие статуи из Дидимэона, знаменитого храма Аполлона в Дидимах, близ Милета, имеющие натуральную величину носят на себе отпечаток первобытно азиатского каменного стиля. По своей величине, положению и надписям эти портретные статуи первой четверти VII в. Представляются самыми древними произведениями ионической монументальной скульптуры.
Мы видели, как греческое искусство во всех его отраслях под восточным, преимущественно западноазиатским, а также египетским влияем вышло из своего первоначального грубого состояния и выработало национальный, самостоятельный стиль, в котором внимательное, хотя и робкое наблюдение природы соединялось со строжайшей закономерностью.
1.2 Период с 575 по 475 гг. до н.э.
Среди скульпторов этой эпохи мы встречаем Ройка и Феодора Самосского. Ройку принадлежала бронзовая женская фигура, называвшаяся, наверное, «Ночь» и стоявшая в Эфесе, близ храма Артемиды. Из работ же Феодора известны преимущественно золотые изделия, например перстень, изготовленный для Поликрата тирана самосского, и серебряный сосуд для смешивания.
Современником этих художников был Смилид которому принадлежало деревянное изображение Геры в ее Самосском храме.
Наиболее значительными из древнейших греческих ваятелей из мрамора, по преданию, были уроженцы ионического острова Хиоса: Мелас, Миккиад, Архерм, Бупал и Афенис.
Но первыми знаменитыми ваятелями из мрамора считаются Дипойн и Скилид. Основатели хризэлефантинной техники.
Имя аттического художника сохранилось в одной из дошедших до нас надписей – Аристокл. Он выставил свою подпись на прекрасной надгробной стеле Аристиона.
Фронтонные группы Эгинского храма Афины – как полагают, произведения Оната. На фронтонах были представлены битвы под Троей.
Обращаемся теперь к круглым пластическим фигурам. Постепенные успехи разработки форм всего заметнее в женских статуях, а именно в более свободном расположении складок на одеждах и в более натуральном виде волос.
Мужские статуи последних времен архаизма уже отмечены признаками того же прогресса. Можно выделить фигуры Апполона из Пьомбино, Аполона, найденая в помпее.
Итак, мы видим, что греческое искусство ко времени персидских войн достигло повсюдy почти одной и той же ступени развития Время внешних влияний уже миновало искусство и художники различных частей Греции стремились к взаимному обмену между собой личными благоприобретениями и к дружественному равенству.
Глава 2 Выдающиеся скульпторы эпохи архаики
Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.
Первые памятники древнегреческой скульптуры эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаическая эпоха древнегреческой скульптуры приходится на VII — VI вв. (ранняя архаика - около 650 — 580 гг. до н. э.; высокая — 580 — 530 гг.; поздняя - 530 - 500/480 гг.). Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э. и характеризуется ориентализирующими стилями, из которых наибольшее значение имел дедаловский, связанный с именем полумифического скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской, творение рук ученика Дедала Ендия. И женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксера»). Серединой VII в. до н. э. датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация — рельефы и статуи из Принии на острове Крит. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией — фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) — в ионическом. Наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на острове Керкира (Корфу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. Архаические рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальнейшем на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы. Среди знаменитых памятников архаической круглой скульптуры — голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская, статуи из Дидимы, Никка Архерма и др. Последняя статуя демонстрирует архаическую схему так называемого «коленопреклоненного бега», использовавшегося для изображения летящей или бегущей фигуры. В архаической скульптуре принят еще целый ряд условностей — например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур.
В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек — куросы и коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии. Раннее греческие скульпторы создавали образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте.
В ту эпоху духовные горизонты необычайно раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности. Подробности ускользали, представления о конкретном «механизме» вселенной были самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи — вот что составляло силу философии и искусства архаической Греции.
Подобно тому как философия, тогда еще близкая к поэзии, проницательно угадывала общие принципы развития, а поэзия — сущность человеческих страстей, изобразительное искусство создало обобщенный человеческий облик. Посмотрим на куросов, или, как их иногда называют, «архаических Аполлонов». Не так важно, имел ли намерение художник изобразить действительно Аполлона, или героя, или атлета. qh изображал Человека. Человек молод, обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью; сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота — напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем затаены возможности разнообразных переживаний. И условная «улыбка» — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке.
Статуи куросов создавались преимущественно в местностях, где господствовал дорийский стиль, то есть на территории материковой Греции; женские статуи — коры — главным образом в малоазийских и островных городах, очагах ионийского стиля. Прекрасные женские фигуры были найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI веке до н. э., когда там правил Писистрат, и разрушенного во время войны с персами. Двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре» мраморные коры; наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного очарования. Возможно, некоторые из них исполнялись ионийскими мастерами, приглашенными Писи-стратом в Афины; их искусство повлияло на аттическую пластику, которая отныне соединяет в себе черты дорийской строгости с ионийской грацией. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом — покрывалом, или легким одеянием — хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.
yaneuch.ru
ГЛАВА 4. СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА. Выдающиеся скульпторы Античной Греции
Похожие главы из других работ:
Афинская культура, образование и воспитание
3. Древнегреческий театр и изобразительное искусство эпохи эллинизма
Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна...
Возникновение музея как феномена культуры
1.3 Коллекционирование в эпоху Эллинизма
Эллинизм сыграл в истории Европы особую роль в формировании “музейного отношения” культуры к самой себе. В это историческое время в общественном и индивидуальном сознании впервые складывается чувство исторического прошлого...
Древнегреческая и древнеримская скульптура
Скульптура эпохи эллинизма
Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа 11 (356-323 гг. до н.э.)...
Жизнь и творчество Валентина Серова
1. Художник эпохи
Вероятно, так можно было бы охарактеризовать целый ряд великих живописцев. Но к Валентину Александровичу данное определение подходит как нельзя точнее. Валентин Александрович Серов относится к плеяде замечательных русских художников...
Значение Древней Греции в развитии мировой культуры
4. ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА
В то время когда самые мощные греческие полисы истощали себя в междоусобных войнах, на севере Балканского полуострова крепло молодое государство -- Македония. При царе Филиппе II, создавшем самую сильную в ту эпоху армию...
Искусство Древней Греции и Древнего Рима
5. Эпоха эллинизма
Эпохе эллинизма принадлежат такие великие шедевры греческой скульптуры, как Ника Самофракийская (конец IV в. до н.э.) и Афродита Милосская (II в. до н.э.). В обеих скульптурах воскрешается дух высокой классики...
Костюм эпохи средневековья и современность
2. Костюм эпохи средневековья. Общая характеристика эпохи
В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные племена варваров - германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. К VIII в...
Культура эпохи эллинизма
Литература и искусство эпохи эллинизма.
Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образами богов и демонов...
Основы ювелирного искусства Эпохи Возрождения
2.1 Мастерство эпохи
Для работ ювелиров XIV в. характерны иные признаки. Геометрическая четкость конструкций, богатство растительных узоров...
Причина одного из самых мучительных и затяжных кризисов Голливуда начала 1960-х годов
1. Конец эпохи
К концу 1950-х годов Голливуд изменился до неузнаваемости. На смену "киномоголам" пришли администраторы крупных деловых корпораций...
Развитие знаний о живой природе в период эллинизма
2. Мыслители периода Эллинизма
...
Философия культуры К. Ясперса
3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи...
Эллинистическая культура
2. Культура Малой и Средней Азии периода эллинизма
Эллинистические города рассеяны по всему Средиземноморью, но больше всего их было и сохранилось в Малой Азии или, иначе, в Анатолии, на территории современной Турции. Города, известные своими масштабными архитектурными ансамблями...
Эпоха Возрождения
1.5 Люди эпохи
Закономерно, что время, придавшее центральное значение "богоравному" человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей...
Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья
1.1. Характеристика эпохи
Для Средневековья Бог - мудрость, благо и высшая красота; красота мира и человека объясняется Богом. Эстетика этой эпохи связана с теологией. Тертуллиан (конец II в.н.э. - 230 г.) отрицает искусство (христианская реакция на античное...
cult.bobrodobro.ru
Урок МХК 10 класс
3. Изучение нового материала
Через проектор с монитора ПК проводится демонстрация материала по теме урока “Выдающиеся скульпторы Древней Греции”.
1. Вступительное слово учителя. - Древнегреческая скульптура является совершенным созданием античной культуры наряду с эпосом, театром и архитектурой и во многом до сих пор сохраняет значение нормы и образца.
Современные представления о греческой скульптуре неполны, многие памятники были разрушены, поэтому судить о них остается только по копиям римских мастеров.
Прежде чем достичь совершенства, искусство скульптуры в Древней Греции прошло долгий путь, в котором познание законов изображения в камне сопровождалось одновременно и познанием человека.
В истории древнегреческого искусства можно выделить следующие периоды: архаический (VII-VIвв. до н.э.), классический (V-IVвв. до н.э.) и эллинистический (III-Iвв. до н.э.).
Классика – эпоха высшего расцвета древнегреческого искусства. Именно в этот период получили развитие все виды искусства, работали величайшие драматурги, архитекторы, скульпторы. Классика делится на раннюю (490-450 гг. до н.э.), высокую (450-400 гг. до н.э.) и позднюю (400-323 гг. до н.э.).
Постановка проблемного вопроса.
Как складывалась судьба древнегреческой скульптуры? Как решалась проблема красоты и проблема человека в греческой скульптуре? От чего и к чему пришли греки?
На эти вопросы мы ответим в течение урока. По ходу урока вы заполняете таблицу, которая будет служить конспектом этой темы.
Имена скульпторов
Названия памятников
Особенности творческой манеры
Архаика
(VII-VIвв. до н.э.)
Куросы
Коры
Классический период
(V-IVвв. до н.э.)
Мирон
Поликлет
Поздняя классика
(400-323 гг. до н.э. - рубеж IVв. до н.э.)
Скопас
Пракситель
Лисипп
Эллинизм
(III-Iвв. до н.э.)
Агесандр
- Архаика. Назовите важнейшие достижения культуры этого периода.
Задание: назовите характерные черты, объединяющие эти архаические статуи в один тип.
- Век высокой греческой классики выдвинул трех выдающихся скульпторов – Фидия, Мирона и Поликлета.
- В чем проявилось новаторство Мирона?
Задание классу. Сравнить «Дискобола» Мирона и «Дорифора» Поликлета, постараться найти максимальное количество общих и отличительных черт.
Задание классу.
Является ли статуя Копьеносца неподвижной и статичной?
Проявляет ли Поликлет интерес к передаче движения?
С помощью какого приема Поликлет заставил тело статуи прийти в движение?
- Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа познакомит нас со скульптурой поздней классики.
- Драматически-напряженное искусство Скопаса оказало заметное влияние на Лисиппа и мастеров последующих поколений. Чувства с каждым новым периодом в греческой скульптуре прибавлялось.
Задание классу. Сравните работы «Дорифор» Поликлета и «Апоксиомен» Лисиппа. Постарайтесь выявить разницу в воплощении образа атлета в произведениях Поликлета и Лисиппа.
1.Запись и осмысление эпиграфа урока.
Много есть славных сил в природе,
Но славнее человека нет ничего.
Софокл
2. Оформление таблицы на протяжении всего урока
3. Сообщение 1-ой исследовательской группы. Архаика.
Вывод и запись в таблицу.
- Эти статуи всегда статичны, строго симметричны и фронтальны. Куросы стоят в одинаковых статичных позах, с выставленной вперед ногой, руки вытянуты вдоль тела со сжатыми в кулак ладонями. В статуях куросов чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры.
Они всегда обнажены. Черты лица лишены индивидуальности. Лица озаряет застывшая, загадочная «архаическая улыбка». Архаические Аполлоны всегда молоды – ни старость, ни детство не привлекают ваятелей.
Изображение куросов одинаково юными, стройными и сильными – начало осуществления греческой государственной программы, связанной с прославлением здоровья, физической силы и развитием спортивных игр. В архаический период (VII–VIвв. до н.э.) возрастает воспитательное значение искусства. Ибо творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию. Процитируем Лессинга: «Там, где благодаря красивым людям появились красивые статуи, эти последние, в свою очередь, производили впечатление на первых, и государство было обязано красивым статуям красивыми людьми». Цель искусства – создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна духовному совершенству человека.
4. Выступление 2-ой исследовательской группы. Классический период
- Постепенно греческие скульпторы преодолели условность неподвижной фигуры. Вехой в истории греческой скульптуры стало стремление к правдивому изображению живой движущейся фигуры. Мирон явился новатором в разрешении проблемы движения в скульптуре. Дискобол (иначе метатель диска) запечатлен в то мгновение, когда, откинув назад руку с тяжелым диском, он уже готов метнуть его вдаль. Мирон изобразил не самое движение «Дискобола», а краткий перерыв, мгновенную остановку между двумя мощными движениями: замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед.
Показательно, что в этой статуе, изображающей человека в движении, лицо метателя диска спокойно и статично. Отсутствует индивидуализация образа. Статуя воплотила идеальный образ человека-гражданина.
- Мирон и Поликлет были великими мастерами классического стиля, их искусство лишено эмоциональности, лица атлетов лишены индивидуальных черт, они не являются носителями эмоциональной жизни. Оба мастера изображают олимпийских победителей в обобщенно-идеализированной форме. Бесстрастность героев соответствует призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар: «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает». Копьеносец поражает выражением покоя и внутренней силы в совершенном физическом облике. Это изображение народа, который бы сумел биться, если бы ему понадобилось отстаивать свои блага. Но пока что копье на плече Дорифора лежит праздно.
Поликлет достиг ощущения скрытого движения в состоянии покоя. Он воспроизвел естественную спонтанную позу человека.
Движение атлета у Мирона («Дискобол») находится в промежутке между двумя импульсами – замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед.
-У Поликлета человеческое тело находится в состоянии медленной ходьбы. (Дорифор стоит, но он стоит в позе шага.) Гениальное изобретение Поликлета заключалось в том, что с помощью свободно отставленной ноги он заставил все тело статуи прийти в движение. Статуя копьеносца поражала современников естественностью позы. Фигура строилась крестообразно. В изобразительном искусстве эта поза называется хиазм. Косой крест в греческом алфавите – буква X(хи). Отсюда название принципа: хиазм. Хиазм – поза, при которой перенос тяжести тела на одну ногу сопровождается определенным соотношением: если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот. Возникает крестообразная симметрия.
5. Выступление 3-ей исследовательской группы. Поздняя классика
- Знаменитый «Апоксиомен» Лисиппа отличается от «Дорифора» Поликлета более динамичной позой (кажется, что он сейчас изменит позу), удлиненными пропорциями. Это два канона разных эпох. Лисипп нарушает старый, поликлетовский канон человеческой фигуры, чтобы создать свой, новый, значительно облегченный. В этом новом каноне голова составляет уже не 1/7, а лишь 1/8 всего роста.
Дорифор безличен, это не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа, идеализированный образ человека. Герои Лисиппа становятся очень похожими на обыкновенных людей. Даже образ атлета, всегда овеянный в Греции ореолом славы, теряет былой героизм. «Апоксиомен» Лисиппа – не борец, которого чтит и которому поклоняется город. Да и жест его будничный – после занятий на палестре он счищает скребком прилипший к телу песок. В чертах атлета проглядывает усталость от крайнего напряжения. Наконец, Апоксиомен – индивидуальность (непокорный хохолок на макушке, скребок не в правой, а в левой руке).