Свадебные обряды древних славян. Свадебные обряды древних славян: узнай правду
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Обряды древних славян: свадебные, языческие. Свадебные обряды древних славян


Обряды древних славян: свадебные, языческие

До того как на русскую землю пришло христианство на ней царило язычество. Люди верили во множество Богов, поклонялись им, придумывали самые разные ритуалы в надежде, что Боги будут к ним благосклоннее. Многие обряды древних славян мы до сих пор используем в праздниках, например в свадьбах.

Обряды древних славян: свадебные, языческие

Обряды древних славян

Обряды древних славян – это часть современной русской культуры. И если сейчас некоторые языческие обряды древних славян кажутся нам странными и бессмысленными, то в те времена они часто имели под собой практическое значение и глубокий сакральный смысл.

Обряды у древних славян, как и у других народов – это способ общения с высшими силами. Это сакральный разговор с высшими силами, способ договориться с ними. Людям хотелось верить, что при помощи обычаев и сакральных ритуалов у них есть власть над миром.

Если смотреть на это с философской точки зрения, то людям сложно принять мысль о том, что в мире все очень хаотично, что нет никаких общих законов мироустройства. Потому что такое знанию приводит к следующему болезненному знанию о том, что люди в принципе бессильны перед силами природы.

Вера в Богов – это попытка повлиять на мироустройство, посредством ритуального общения с ними, Русь отличалась своей богатой обрядовой культурой.

Обряды у древних славян нужны были еще и для того, чтобы не придумывать каждый раз, как отмечать свадьбу, рождения ребенка или похороны, а каждый раз обращаться к определенному ритуалу. Обычаи – это также и способ организации жизни, времяпрепровождения.

У наших предков человек в течение жизни мог менять свое имя. Его имя менялось в зависимости от того, какие способности и вид деятельности преобладали в его жизни на конкретный период времени. Такие обычаи наших предков служили для них энергетической опорой для него. Вера в силу имени у предков была очень сильная. Поэтому на этот обряд не жалели сил и времени.

Считалось, что когда люди принимают на себя новое имя, то он, как будто берет на себя новую судьбу. Бывало, что с течением жизни человек переходил из одной общины в другую, и в каждой общине ему тоже присваивалось новое сакральное имя.

Древние славяне верили, что имя – это ключ, который отмыкает ворота родовой памяти. Чтобы человек мог принять новое имя, вокруг него собиралась вся община во главе с волхвом, старшим по общине. В ритуале обязательно принимал участие костер. Человек становился на колени в центре круга, над ним зачитывали магический заговор, а затем происходило общее песнопение. После этого все представители общины поздравляли его с новым рождением. Пропевались мантры «Рер» и «Реса». Это были значительные славянские праздники.

На то, чтобы выбрать себе новое имя давали достаточно времени. Такое решение нельзя было принимать поспешно, этот вопрос нужно было хорошенько обдумать. Считалось, что, если человек выбирает имя, находясь в состоянии мирской суеты, то он потом всю жизнь маяться будет. И наоборот, если находится при этом в состоянии мудрости, покоя, то и жизнь с новым именем будет целостная, наполненная спокойной радостью.

ОбрядовыеТрадиции раскрещивания по процедуре очень похожи на обрядовые традиции имянаречения, но эти два ритуала имеют под собой совершенно разные цели. Ритуалы раскрещивания помогали человеку перейти из одной веры в другую. Это происходило, если он хотел поменять общину. Надо сказать, что здесь у людей была свобода выбора – они могли выбрать ту веру и общину, где интуитивно чувствовали связь с Родом.

Не всегда для этого собиралась вся община, достаточно было трех свидетелей. После этого традиции распевали обрядвые славянские песни.

Древние славяне были очень подвластны силам природы. В языческие времена они спрашивали совета у небес буквально во всем, даже в мелочах, это тоже предполагали традиции. Впрочем, такое мероприятие как выбор участка земли под строительство дома мелочью назвать нельзя. Существуют колдовские магические традиции, которые помогали определить хорошо ли конкретное место для родового поместья.

На участок земли, где собирались выстроить дом, ставили чугунок с паучком внутри. Так его оставляли на ночь. Наутро приходили, заглядывали в чугунок. Считалось, если паучок за ночь начинал плести паутину, то это место было прославленное высшими силами. Славяне очень доверяли силам природы и насекомым, как ее части.

Муравьи тоже могли решить строить ли на конкретном участке земли дом или нет. Если в земле была впадинка, то туда ставили горшочек с медом. Наутро приходили и заглядывали. Если на мед наползли муравьи, значит эта часть земли была прославленная Богами, это древняя традиция.

Язычество предполагало такой древний обычай, как постриг. Он проводился над ребенком, когда ему исполнялось семь лет от роду. Языческие обрядовые традиции предполагали, что до семи лет ребенок полностью находился под опекой матери. Отец в эти года практически не участвовал в его воспитании. Когда ребенку исполнялось семь лет, то ему стригли волосы определенным образом, читался магический заговор. Считалось, что в этот момент ребенок из-под власти женский Богинь переходит во власть мужским Богам.

Такие обычаи-праздники у славян происходил в утреннее время суток. Атрибутами у славян для этого ритуала служили: табуретка, рубаха, в которую переодевали мальчика, ножницы на подносе, огонь, который разжигает старейшина общины, подарок для посвященного от отца, еще угощения, чарки для меда.

Это было частичное обращение юнца в воины. Потому что все мальчики во времена язычества ими считались. После происходило празднование и гуляние.

Свадьба – это большое, пышное событие, которое наши предки отмечали невероятно весело, конечно, существуют языческие свадебные обряды. Многие из этих обрядов используются и на современных свадьбах, при этом люди не знают какие у них корни и сакральные смыслы:

  • Любое планирование свадьбы начинается с того, что парень официально сватается к девушке. Происходит это поздним вечером, парень берет с собой двух сватов, которые помогают ему уговорами заполучить согласие невесты.
  • Затем свадебные обряды древних славян включают в себя смотрины. На этот раз уже семья невесты вместе с ней отправляются в гости к родителям жениха.
  • Следующий этап, который предполагает как язычество, так и христианство – это обручение. Встречаются родители жениха и невесты в доме невесты. Молодым перевязывают руки рушниками. После этого ритуала отказаться от брака уже считалось неприличным. Если это все же происходило, то отказавшаяся сторона должны были уплатить другой стороне моральный ущерб материальными благами.
  • У славян в преддверии свадьбы принято было печь каравай. Для этого приходили в дом к невесте все знакомые замужние женщины. Это тоже были праздники во время, которых женщины веселились, пели обрядовые песни, что-то вроде современного девичника.
  • Язычество, как и христианство предполагает, чтобы свадебные платья у невесты был до пола, обязательно скрыты руки до ладоней и покрыта голова. Славянские платья были вышиты символами, это славянские символы, которые охраняли молодую от нечистой силы.
  • Утром в день свадьбы жених отправлялся выкупать невесту.
  • Затем идет посад. Когда родители жениха дарят подарки невесте и наоборот. Это был последний этап заключения брака именно между родителями молодых.
  • Затем во времена христианства шел красивый обряд венчания. Язычество же предполагало тоже обряд венчания, но происходил он не в церкви, а на капище, венчал молодых старейшина общины.
  • Последний ритуал свадебного дня заключался в том, что приданое молодой жены перевозили в дом новоиспеченного мужа.
  • Славянские свадьбы гуляли минимум три дня или неделю.

Переход человека в мир иной важнейшее событие, которое предполагало следующие языческие ритуалы:

  • Интересно, что те времена люди пожилого возраста самостоятельно начинали готовиться к своему погребению. Закупались свечи, шили похоронную одежду, заказывали специальную обувь, где не было каблуков. Плотникам заранее заказывали гроб по своим меркам, который потом хранили на чердаке.
  • В языческие времена трупы хоронили в позе эмбриона. Считалось, что в какой позе человеческое существо пришло в этот мир в такой он должен и уйти.
  • Чуть позже в ритуалах древних славян практиковали трупосожжение. Считалось, что посредством пепла, который легко летит ввысь, душа быстрее добиралась до небес.
  • Сегодня похороны родственника, скорее семейное дело. В те времена это было общественное явление. В ритуале погребения участвовала вся община.
  • Во времена язычества как надгробие использовали домовину. Это был высокий столб, на верхушке которого была крыша. А еще раньше принято было хоронить останки на деревьях. Там тоже выстраивались домики, куда складывали кости после трупосожжения.
  • Погребальные обряды у древних славян были особенными, если хоронили знатного мужа. Вместе с ним могли положить в могилу его слуг, которых убивали. Также отправляли в могилу все орудия труда, чтобы он мог заниматься своим делом и в другом мире.
  • И в языческие времена, и во времена христианства часть погребального обряда — это организация поминок.

xn--b1altabgdr.org

Русский свадебный обряд. | Славянские традиции

Русский свадебный обряд.

О свадебных обрядах наших древних предков, и мы имеем в виду действительно древних – тех, кто жил по законам ведического мировоззрения на протяжении нескольких тысячелетий, практически ничего не известно. То, что преподносится нам сейчас, как самая древняя древность, таковой на самом деле не является. Самым известным источником по вопросу свадебных обычаев древних славян является летопись христианского священника Нестора, «Повесть временных лет» 12 века. Он пишет, что обычаи древних славян разнились от племени к племени, и в некоторых племенах практиковалось так называемое «умыкание» – жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении.

Историк Н.М. Карамзин продолжает несторовскую традицию описания, по его оценке, полудиких славян в своей «Истории Государства Российского», Т. 1, гл.3, где рассказывает страшилки о семейной жизни гостеприимных, целомудренных и верных в браке, но не охваченных «благодетельным учением Христианской Веры», недалёких наших предков: «Они считали жён совершенными рабами, во всяком случае, безответными; не дозволяли им ни противоречить себе, ни жаловаться; обременяли их трудами, заботами хозяйственными и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна служить ему и на том свете. Сие рабство жён происходило, кажется, оттого, что мужья обыкновенно покупали их…» После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила всё семейство.

Свадебный обряд, который описывают, как «древний русский», сформировался сравнительно недавно – после того, как Руси навязали христианство и постарались выбить из народного обихода как можно больше ведических традиций, к чему последовательно прикладывали руку многие правители России, например лже-Пётр I, старательно насаждавший «прогрессивные» европейские обычаи. Тем не менее, кое-какие «языческие» элементы сохраняются даже в современных свадебных обрядах, например, осыпание зерном, маком или хмелем, перенесение невесты через порог, связывание рук жениха и невесты полотенцем и другие. До нас дошли и такие обряды. Считалось, что для сохранения единства семьи, нужно положить под порог дома разомкнутый замок в то время, когда жениха с невестой выводили из церкви. Когда они перешагивали через порог, замок тотчас поднимали и закрывали, а ключ бросали в реку или колодец, чтобы муж и жена жили в радости и согласии и никогда не расставались.

Чтобы уберечь невесту от порчи и дурного сглаза, в подол её платья, в рубашку, в ворот закалывали безухие иглы, безголовые булавки, тело обёртывали обрывками мережек. Всё это делалось для того, чтобы молодых в день свадьбы не «испортили». Считалось, что никакому знахарю невозможно испортить человека, если у него есть безухие и безголовые иглы и булавки. Для этой же цели в косяк входной двери вбивали крест накрест гвозди или большие иглы, а талию невесты обвязывали шерстяной ниткой; кроме того надёжной защитой от измен и обманов считались стежки на ночной сорочке, сделанные самой невестой вручную.

После христианизации, молодых на Руси было принято женить в раннем возрасте, начиная с 12 лет. При этом решение о браке принималось родителями, а детям сообщалось об этом решении незадолго до свадьбы. Однако в некоторых регионах допускалось и другое поведение. Приглядевший невесту парень должен был сказать об этом своему отцу. Если он получал одобрение, то в дом девушки направляли двух сватов с хлебом.

В средние века свадьбы на Руси справлялись по такому плану: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп, венчание, гуляние, свадебный пир. Каждый этап свадебного обряда включал в себя множество обрядовых действий невесты, жениха, дружки, дружка, будущей тёщи и других участников, а также обрядовые песни, причёты и разные формальные процедуры. Обряды символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Невеста как бы «умирала» для своего рода (отсюда и вытие, и причитание) и «рождалась» в другом роду.

СватовствоСватовство предварял сбор сведений о невесте – «выясняли породу». Первый день сватовства назначали, если полученная информация удовлетворяла семью жениха. Сватали обычно родственники жениха – отец, брат и т.д., реже – мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Текст мог быть таким: У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька...Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки.Чаще всего в роли сватов выступали специально нанятые свахи, иногда родственники жениха, это мог быть отец, крёстный, крёстная, дядя. В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Они должны были разузнавать о том, какое приданое даётся за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы.

СмотриныЧерез смотрины должна была пройти каждая невеста, какими бы благоприятными ни были собранные о ней сведения. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. По окончании смотрин ждали решения жениха. Если невеста устраивала, договаривались о дальнейших действиях. Или смотрители выходили на крыльцо для совещания. Потом жених возвращался, и мать девушки подносила ему стакан мёда. Если парень выпивал весь стакан – жди сватов. Если подносил ко рту и тут же ставил на стол – не бывать свадьбе.Также «смотрели» и хозяйство жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху. Но, если родители невесты оставались довольны результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, то они назначали день публичного сватовства – рукобитья.

РукобитиеВ разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» – от слова «петь», «заручины», «запоруки» – от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты). Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства. «Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.На «сговоре» гостям ставилось угощение, родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родных жениха), приданом и т.д. Также при рукобитии распределяли свадебные чины – роли, распределяемые между гостями на свадьбе. В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Всё это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.

ВытиеСледующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда – до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных – каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т.д.), пели и плясали. На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причётами невесты, в том числе и приезд жениха.Вытие – свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его – показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей и проводила всё время перед свадьбой «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжёлым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. На невесту надевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Такой обряд назывался завешиванием.

ДевичникДевичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») – расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождалось «прощаньем с красной красотой».«Красная красота» – лента или ленты, вплетённые в косу девушки. Но сначала подруги плели ей косу в последний раз, заплетая в неё косник – расшитую жемчугом и бисером ленту. Далее, причитая и плача, подруги в последний раз расплетали девичью косу, а косник невеста передавала младшей сестрёнке или незамужней подружке. На девичник во всём доме развешивали рукотворные творения невесты, что она успела сделать в девичестве. Это были рушники и салфетки, вышитые невестой, рубахи и платья, домотканые коврики. Всё то, что она научилась делать за свою жизнь.Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Знахарка читала в бане невесте заговоры от измены. Её парили и несколько раз окатывали водой. Последнюю воду после невесты собирали в маленькую ёмкость, чтобы на свадьбе подлить жениху в питьё. Это был заговор от измены и на любовь.

Первый день свадьбыВ первый день свадьбы обычно происходило следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Выкуп свадебныйВ некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд с бубенцами. Колокольцы и бубенцы – не просто украшение свадебного поезда. Они не только придавали праздничность всей процессии, но и оберегали её. «Звенят колокольчики – не пристанет злая сила, злой глаз, злой промысел».Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни. Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т.п. Выкупать может как сам жених, так и дружка. Выкупалась и невеста. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. Иногда имел место «обман» жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.Здесь используется ещё один обряд – подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т.д.

Приезд в дом женихаПосле венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу вывернутую мехом наружу. Шкура животного выполняла функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пирПосле венчания невеста причитать перестаёт. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправлялись за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир. Во время пира пели величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку. Пир мог длиться два или три дня. На второй день пир продолжался в доме невесты. Если пировали три дня, на третий снова возвращались к жениху.Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» – сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда – спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты – рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т.д.

Второй день свадьбыНа второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Например, хождение «молодухи» за водой с двумя вёслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна – молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями. В этот же день жених приезжал к тёще. Она его угощала специально приготовленной едой (блинами, яичницей и др.). Тарелка накрывалась платком, а зять привозил ей подарок-выкуп платка.

Третий день свадьбыСвадьбу заканчивали праздновать в доме молодого мужа на третий день. В этот день сватов «выгоняли » из дома, родственники мужа били горшки о дверь, сваты пели и плясали на лавках. У порога дома молодого мужа в последний день празднования свадьбы забивали кол, символизируя завершение пиров и гуляний.

1 Сергей Соломко «На ярмарке» 2 Илья Репин «Выбор великокняжеской невесты»3 Михаил Шибанов «Празднество свадебного договора» 1777 г. 4 Иван Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме Славянский свадебный обряд. 5 Алексей Корзухин «Девичник»6 К.Е. Маковский «Под венец» 7 Клавдий Лебедев «Боярская свадьба» 1883 г.

www.rutraditions.ru

Славянские свадебные обряды - Nashasvadba.net

Современные свадебные обряды и традиции, которым следуют украинцы, русские и белорусы,  вышли из древних обрядов наших предков. Некоторые элементы традиций остались по сегодняшний день, хоть и приобрели исключительно символический смысл, а некоторые и вовсе канули в лету. Давайте вместе приподнимем завесу прошлого и посмотрим, как же справляли свадьбы наши предки много веков назад.

Выбор невесты

Свадебные обряды

свадебные обряды славян: выбор невесты

В старославянских поселениях молодые парубки и девушки виделись обычно на народных гуляньях в честь больших праздников – Ивана Купала, Масленицы, Рождества. Всегда на таких сборищах присутствовали старшие члены семей, которые и присматривали невесту своему отпрыску. С мнением жениха считались далеко не всегда, главным было решение семейного совета.

Сватовство

В дом понравившейся девушки отправляли сватов. Роль свата была почетной и трудной, ведь сват – не просто представитель жениха, он лицо, ведущее тактические переговоры. Именно сваты завуалированно выведывали размер приданого, состояние родителей невесты.

В случае согласия со стороны родителей невесты сваты обсуждали дату свадьбы, количество приглашенных, место проведения торжества и другие детали. После сватовства устраивали смотрины. Жених и его родители приходили в дом невесты. Девушка старалась с честью вынести этот вечер и предстать перед ними в лучшем свете. После этого родители невесты отправлялись в дом жениха, чтобы оценить их жилище.

Старославянская свадьба

Старославянская свадьба

Старославянская свадьба

Традиционным временем для гуляния свадеб была осень – пора отдыха от сбора урожая. Накануне назначенного дня свадьбы невеста проводила девичник. Наряженная в свое лучшее платье она встречала подруг в своей горнице. В этот вечер подруги прощались с невестой, пели грустные песни и желали ей счастливого брака, а в это время родители перевозили приданое невесты в дом жениха. Обряд пения грустных песен назывался «вытие». По завершении девичника невеста мылась в бане.

Обряд венчания

В назначенный день, ближе к вечеру, проводилось венчание. Обряд венчания проводил жрец. Он передавал жениху руку невесты и приказывал юноше поцеловать будущую жену. После этого жрец давал супругам чашу с медом, из которой они поочередно отпивали по три глотка. Остатки меда жених выплескивал на жертвенник и разбивал чашу, «разбивая» чары всех недоброжелателей.

После объявления молодых мужем и женой, гости и виновники торжества объезжали селение, угощая соседей и веселясь. Потом возвращались в дом, где был накрыт праздничный стол и продолжали пить и веселиться там.

Курник

На праздничном столе непременно должен был присутствовать курник – пирог с начинкой из куриного мяса, выпеченный лично невестой. Курица была символом плодовитости, поэтому ее присутствие в свадебных ритуалах было необходимо. Когда на стол вносили курник, это означало, что молодым пришла пора удалиться.

Курник

Курник

Брачное ложе

Приготовлением постели для супругов занималась мать невесты. В горнице, предназначенной для молодоженов,  укладывали 21 сноп сена (число 21 это утроенное число 7 – знак огня и страсти), а сверху стелили шкурки ласок или куниц.  У стен горницы стояли лавы, застеленные праздничными покрывалами, с горшками меда и каши. Эти горшки символизировали достаток, который будет царить в доме супругов.

Молодые закрывались в горнице, а за ее дверями оставался стоять друг жениха с мечом – чтобы охранять их покой. Гости продолжали веселиться и ждать возвращения молодых. Через некоторое время молодожены возвращались к пиршеству и оставались с ними до окончания гуляний.

Автор: Анастасия Невестина

nashasvadba.net

Обряды древних славян: свадьба как она есть - Статьи - Наследие

Обряды древних славян: свадьба как она есть

Знание культуры и истории наших предков необходимо для духовного саморазвития и расширения кругозора. Причудливые, а порой и бессмысленно жестокие обряды древних славян были всегда привлекательны для изучения учёными-историками. Свадьба как она есть

На Древней Руси существовало три основных племени:

Древляне Северяне Поляне Каждое племя имело определённые свадебные традиции, присущие только им. Необузданные северяне и древляне действовали бесцеремонно, и просто-напросто воровали своих будущих жён из отчих домов. После традиционного похищения, они без каких-либо торжеств начинали вести обычную семейную жизнь. Поляне были более сдержанны в своих проявлениях, для них на первом месте стояло уважение к женщине, и к институту брака в целом. По их понятиям считалось, что муж и жена должны прожить вместе всю жизнь в почтении к друг другу.

Свадьба издавна отмечалась шумно и весело, а свадебные славянские обряды были крайне далеки от скромности и тишины. Свадьба на Руси игралась всегда не один день, и обычно в ней принимали участие все члены племени. В дохристианской Руси существовало слово «игрище», означающее любой праздник, проводимый древними славянами. Поэтому свадьбу именно «играют», ведь это словосочетание уходит корнями в седую древность.

Многие историки считают, что по характеру свадебных обычаев можно судить о моральных качествах определённой народности. Но это не может касаться Руси по одной только причине, что на её территории существовали бок о бок множество племён, и каждое из них заключало брак по своим особенным традициям.

Некоторые понятия древних славян укоренились в нашем сознании до сегодняшних времён. Поляне считали, что жених должен приводить свою избранницу только в свой родительский дом. И никак иначе. Это правило строго выполняли и неукоснительно подчинялись ему. Другие племена отличались варварскими обычаями. Украсть невесту, или даже иметь вместо одной жены несколько - обычная суровая реалия тех времён.

Древние поляне были более мудры в этом плане. Мужчина в их семье был главой семьи, родители давали согласие и благословляли брак своих детей. Бывали случаи, когда мать и отец выдавали свою юную дочь замуж, вопреки её желанию.

Древние свадебные обычаи

Обряды древних славян, в том числе и свадебные, были порою совершенно нелепыми, и одновременно неоправданно жестокими по отношению к ни в чём не повинной невесте. Очень часто девушке отводилась роль бессловесной жертвы, которая должна была безропотно терпеть все бичевания и унижения. Гости из дальнего и ближнего зарубежья покрывались липким потом страха, когда видели своими глазами древне-славянский обычай « разувания супруги». Несчастную раздевали донага и начиналось жёсткое избиение её тела плетью. Иногда вместо плётки использовали обычное голенище сапога. Прохождение данного обряда было наглядным примером будущего покорного безмолвия и полного порабощения супруги мужем. Страшно даже представить, что испытывала бедная невеста, проходя через такие изощрённые пытки.

Язычники практиковали заключение брака около близлежащих водоёмов. Ручьи, озёра, реки - эти места считались священными, т.к язычники поклонялись верховным природным силам и верили в их неоспоримое могущество. Будущие муж и жена три раза обходили вокруг пруд, и лишь тогда их совместный союз признавался действительным. Этот обряд осуществлялся достаточно продолжительное время, и лишь с приходом христианской культуры его заменили на более известное в наше время венчание.

Славянские обряды отличались порою некоторой своеобразностью. В первое воскресенье после Светлого праздника Пасхи юноши предавались забавам на горке, плеская воду на девушек, которые им симпатизировали. В итоге, заключать брак предстояло с той девушкой, которую огорошил водой с ног до головы. Славяне неистово верили в силу воды. Водная стихия была для них самой священной, ведь без неё всё живое на земле давно бы погибло.

Достоверных источников о проведении свадеб древних славян на данный момент не существует. Вся информация взята из летописей, найденных при раскопках, и не факт, что описанные в них обычаи являются истинной правдой. Выдающийся историк Российской империи Карамзин Николай повествовал об отсутствии свадебной церемонии у славян. Зато свадебные традиции были бесчеловечными и безжалостными по отношению к супруге.

Муж приобретал себе жену как товар и превращал её в свою покорную рабыню. Избранница мужчины была девственницей, и после акта дефлорации всецело отдавалась во владение мужа-тирана. Если супруг умирал раньше супруги, то по древнему обычаю она была обязана поджечь себя и сгореть на ритуальном костре. Если женщина отказывалась убивать себя таким образом, то на весь её род ложилось тяжкое клеймо позора. В Дохристианской Руси существовали три основные вехи на жизненном пути человека:

Появление на свет Заключение брачных уз Уход в иной мир Когда было принято православие, древние традиции практически не пошатнулись. Только немногие из них видоизменились под влиянием времени.

Источник

www.slavianin.ru

Обряды древних славян: свадебные, языческие |

До того как на русскую землю пришло христианство на ней царило язычество. Люди верили во множество Богов, поклонялись им, придумывали самые разные ритуалы в надежде, что Боги будут к ним благосклоннее. Многие обряды древних славян мы до сих пор используем в праздниках, например в свадьбах.

Обряды древних славян: свадебные, языческие

Обряды древних славян

Зачем нужно было соблюдать ритуалы?

Обряды древних славян – это часть современной русской культуры. И если сейчас некоторые языческие обряды древних славян кажутся нам странными и бессмысленными, то в те времена они часто имели под собой практическое значение и глубокий сакральный смысл.

Обряды у древних славян, как и у других народов – это способ общения с высшими силами. Это сакральный разговор с высшими силами, способ договориться с ними. Людям хотелось верить, что при помощи обычаев и сакральных ритуалов у них есть власть над миром.

Если смотреть на это с философской точки зрения, то людям сложно принять мысль о том, что в мире все очень хаотично, что нет никаких общих законов мироустройства. Потому что такое знанию приводит к следующему болезненному знанию о том, что люди в принципе бессильны перед силами природы.

Вера в Богов – это попытка повлиять на мироустройство, посредством ритуального общения с ними, Русь отличалась своей богатой обрядовой культурой.

Обряды у древних славян нужны были еще и для того, чтобы не придумывать каждый раз, как отмечать свадьбу, рождения ребенка или похороны, а каждый раз обращаться к определенному ритуалу. Обычаи – это также и способ организации жизни, времяпрепровождения.

Обряд имянаречения

У наших предков человек в течение жизни мог менять свое имя. Его имя менялось в зависимости от того, какие способности и вид деятельности преобладали в его жизни на конкретный период времени. Такие обычаи наших предков служили для них энергетической опорой для него. Вера в силу имени у предков была очень сильная. Поэтому на этот обряд не жалели сил и времени.

Считалось, что когда люди принимают на себя новое имя, то он, как будто берет на себя новую судьбу. Бывало, что с течением жизни человек переходил из одной общины в другую, и в каждой общине ему тоже присваивалось новое сакральное имя.

Древние славяне верили, что имя – это ключ, который отмыкает ворота родовой памяти. Чтобы человек мог принять новое имя, вокруг него собиралась вся община во главе с волхвом, старшим по общине. В ритуале обязательно принимал участие костер. Человек становился на колени в центре круга, над ним зачитывали магический заговор, а затем происходило общее песнопение. После этого все представители общины поздравляли его с новым рождением. Пропевались мантры «Рер» и «Реса». Это были значительные славянские праздники.

На то, чтобы выбрать себе новое имя давали достаточно времени. Такое решение нельзя было принимать поспешно, этот вопрос нужно было хорошенько обдумать. Считалось, что, если человек выбирает имя, находясь в состоянии мирской суеты, то он потом всю жизнь маяться будет. И наоборот, если находится при этом в состоянии мудрости, покоя, то и жизнь с новым именем будет целостная, наполненная спокойной радостью.

Обряд раскрещивания

ОбрядовыеТрадиции раскрещивания по процедуре очень похожи на обрядовые традиции имянаречения, но эти два ритуала имеют под собой совершенно разные цели. Ритуалы раскрещивания помогали человеку перейти из одной веры в другую. Это происходило, если он хотел поменять общину. Надо сказать, что здесь у людей была свобода выбора – они могли выбрать ту веру и общину, где интуитивно чувствовали связь с Родом.

Не всегда для этого собиралась вся община, достаточно было трех свидетелей. После этого традиции распевали обрядвые славянские песни.

Обряды на новоселье

Древние славяне были очень подвластны силам природы. В языческие времена они спрашивали совета у небес буквально во всем, даже в мелочах, это тоже предполагали традиции. Впрочем, такое мероприятие как выбор участка земли под строительство дома мелочью назвать нельзя. Существуют колдовские магические традиции, которые помогали определить хорошо ли конкретное место для родового поместья.

На участок земли, где собирались выстроить дом, ставили чугунок с паучком внутри. Так его оставляли на ночь. Наутро приходили, заглядывали в чугунок. Считалось, если паучок за ночь начинал плести паутину, то это место было прославленное высшими силами. Славяне очень доверяли силам природы и насекомым, как ее части.

Муравьи тоже могли решить строить ли на конкретном участке земли дом или нет. Если в земле была впадинка, то туда ставили горшочек с медом. Наутро приходили и заглядывали. Если на мед наползли муравьи, значит эта часть земли была прославленная Богами, это древняя традиция.

Язычество предполагало такой древний обычай, как постриг. Он проводился над ребенком, когда ему исполнялось семь лет от роду. Языческие обрядовые традиции предполагали, что до семи лет ребенок полностью находился под опекой матери. Отец в эти года практически не участвовал в его воспитании. Когда ребенку исполнялось семь лет, то ему стригли волосы определенным образом, читался магический заговор. Считалось, что в этот момент ребенок из-под власти женский Богинь переходит во власть мужским Богам.

Такие обычаи-праздники у славян происходил в утреннее время суток. Атрибутами у славян для этого ритуала служили: табуретка, рубаха, в которую переодевали мальчика, ножницы на подносе, огонь, который разжигает старейшина общины, подарок для посвященного от отца, еще угощения, чарки для меда.

Это было частичное обращение юнца в воины. Потому что все мальчики во времена язычества ими считались. После происходило празднование и гуляние.

Праздники и обряды! Боги славян. Славянские праздник�

Обряды древних славян: свадебные, языческие

Праздники и обряды! Боги славян. Славянские праздник�

Древнеславянские ритуалы. . Древние славяне довольн

Обряды древних славян: свадебные, языческие

Древнеславянские ритуалы. . Древние славяне довольн

Погребальный обряд у древних славян.

Обряды древних славян: свадебные, языческие

Погребальный обряд у древних славян.

Свадебные обряды

Свадьба – это большое, пышное событие, которое наши предки отмечали невероятно весело, конечно, существуют языческие свадебные обряды. Многие из этих обрядов используются и на современных свадьбах, при этом люди не знают какие у них корни и сакральные смыслы:

  • Любое планирование свадьбы начинается с того, что парень официально сватается к девушке. Происходит это поздним вечером, парень берет с собой двух сватов, которые помогают ему уговорами заполучить согласие невесты.
  • Затем свадебные обряды древних славян включают в себя смотрины. На этот раз уже семья невесты вместе с ней отправляются в гости к родителям жениха.
  • Следующий этап, который предполагает как язычество, так и христианство – это обручение. Встречаются родители жениха и невесты в доме невесты. Молодым перевязывают руки рушниками. После этого ритуала отказаться от брака уже считалось неприличным. Если это все же происходило, то отказавшаяся сторона должны были уплатить другой стороне моральный ущерб материальными благами.
  • У славян в преддверии свадьбы принято было печь каравай. Для этого приходили в дом к невесте все знакомые замужние женщины. Это тоже были праздники во время, которых женщины веселились, пели обрядовые песни, что-то вроде современного девичника.
  • Язычество, как и христианство предполагает, чтобы свадебные платья у невесты был до пола, обязательно скрыты руки до ладоней и покрыта голова. Славянские платья были вышиты символами, это славянские символы, которые охраняли молодую от нечистой силы.
  • Утром в день свадьбы жених отправлялся выкупать невесту.
  • Затем идет посад. Когда родители жениха дарят подарки невесте и наоборот. Это был последний этап заключения брака именно между родителями молодых.
  • Затем во времена христианства шел красивый обряд венчания. Язычество же предполагало тоже обряд венчания, но происходил он не в церкви, а на капище, венчал молодых старейшина общины.
  • Последний ритуал свадебного дня заключался в том, что приданое молодой жены перевозили в дом новоиспеченного мужа.
  • Славянские свадьбы гуляли минимум три дня или неделю.

Похоронные обряды

Переход человека в мир иной важнейшее событие, которое предполагало следующие языческие ритуалы:

  • Интересно, что те времена люди пожилого возраста самостоятельно начинали готовиться к своему погребению. Закупались свечи, шили похоронную одежду, заказывали специальную обувь, где не было каблуков. Плотникам заранее заказывали гроб по своим меркам, который потом хранили на чердаке.
  • В языческие времена трупы хоронили в позе эмбриона. Считалось, что в какой позе человеческое существо пришло в этот мир в такой он должен и уйти.
  • Чуть позже в ритуалах древних славян практиковали трупосожжение. Считалось, что посредством пепла, который легко летит ввысь, душа быстрее добиралась до небес.
  • Сегодня похороны родственника, скорее семейное дело. В те времена это было общественное явление. В ритуале погребения участвовала вся община.
  • Во времена язычества как надгробие использовали домовину. Это был высокий столб, на верхушке которого была крыша. А еще раньше принято было хоронить останки на деревьях. Там тоже выстраивались домики, куда складывали кости после трупосожжения.
  • Погребальные обряды у древних славян были особенными, если хоронили знатного мужа. Вместе с ним могли положить в могилу его слуг, которых убивали. Также отправляли в могилу все орудия труда, чтобы он мог заниматься своим делом и в другом мире.
  • И в языческие времена, и во времена христианства часть погребального обряда — это организация поминок.

walpa.ru

Свадебный обряд — Язычество

Свадебный обряд — По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении: Схожахуся на игрища… и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены . Затем отцу невесты жених давал вено — выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного зайца (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Долгое время венчание в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про семейное счастье какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим венчанием, ибо люди долго ещё с почтением относились к обычаям СВОИХ предков. Степан Разин, например, отменил церковное венчание , повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает огненную страсть (утроенная семёрка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки использовались в волшебных .целях, по-видимому, ещё с общеиндоеропейских времён, если не раньше. Куна (куница) — того же корня, что и латинское cunnus, норка — то же, самое, только иносказтелъно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых знаком плодородия. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется продажа сестриной косы . Около невесты садятся также глазки — две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из глазок держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или свещенному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: — Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры -. Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. На почётном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако, он занимал почётное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, превратить в волков свадебный поезд (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора — Тетера на стол прилетела — молода спать захотела . В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напудствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!

Друг дружку толкать!

Здоровенько спать!

Весёленько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о здоровье . Если жених отвечал, что он в добром здоровье , значит доброе свершилось. Весёленько встав , молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и коровая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось. Дружка жениха читал благословения, например, такие: К гостям:

Еста, добрые люди!

Гости полюбовные,

Званые и незваные,

Усатые и бородатые,

Холостые неженатые.

У ворот приворотнички,

У дверей притворнички.

По полу ходючи,

По середе стоючи.

Из кута по лавке

По кривой, по скамейке!

Благословляйте!

К молодицам:

Молоды, молодки!

Хорошие походки,

Куньи шубы,

Соболиные пухи,

С поволоками глаза,

С помали голова,

Золоты кокошки,

Серебрены сережки,

Дочери отецки,

Жёны молодецки!

Благословляйте!

К девицам:

Красные девицы

Пирожные мастерицы,

Чёсаные головы,

Обутые голени,

Криночные блудницы

Сметанку снимали,

Кокурки месили

Под застрех хоронили

Пастушков дарили.

Благословляйте!

К ребятам:

Еста! Малые ребята

Свиные херята!

Кривые желудки,

Жимолостные ноги,

Брюховичные рожи,

На жопу похожи.

Благословляйте!

После подобных благословений пир разгорался с новой силой. Застолье заканчивалось игрищами, после которых те, кто ещё мог ходить, расходились по домам.

pagandom.ru

Свадебные обряды древних славян

По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении: "Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены".Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху.

Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного "зайца" (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Долгое время "венчание" в греко-католической церкви с обязательной проповедью про "семейное счастье" какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим венчанием, ибо люди долго ещё с почтением относились к обычаям своих предков. Степан Разин, например, отменил церковное "венчание", повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает "огненную страсть" (утроенная семёрка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки использовались в волшебных целях, по-видимому, ещё с общеиндоеропейских времён, если не раньше. Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказтелъно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых знаком плодородия. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом).

Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется "продажа сестриной косы". Около невесты садятся также "глазки" - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте.

Каждая из "глазок" держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или свещенному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей.

Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: -"Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры"-. Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. На почётном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако, он занимал почётное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, "превратить в волков свадебный поезд" (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками.

По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора - "Тетера на стол прилетела - молода спать захотела". В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных. Гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о "здоровье". Если жених отвечал, что он в "добром здоровье", значит "доброе" свершилось. "Весёленько встав", молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось.

Источник Astrostar.ru

horo.qip.ru