Книга "Тайные руны древней Руси" из серии Тайны Земли Русской - Скачать бесплатно, читать онлайн. Тайные руны древней руси
Руны - ключ к истории Руси?
В.А. ЧУДИНОВ
РУССКИЕ РУНЫ
Москва 2006
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
_________________
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга появилась на свет по просьбе и при содействии издателя Дмитрия Логинова, который предлагал оттенить именно своеобразное слоговое письмо русского этноса так.чтобы обычный человек, не филолог и не лингвист, мог бы понять его сущность, его своеобразие, его историю и возможные сферы применения. Сейчас мы живем в своеобразное время, когда в поисках утраченной великой идеи славянского объединения и замечательного исторического прошлого огромные массы моих соотечественников обратили свой взор на забытые традиции и великолепную культуру Руси. Выяснилось, что наша древность столь же велика и продолжительна, сколь необъятна Россия в ее нынешнем географическом протяжении по сравнению с любой другой страной мира. Крупнее России государства на свете нет; и, как показывает мой опыт исследования истории, на сегодня не известно другое государство, которое могло бы похвалиться историей языка, письма и культуры в течение нескольких сотен ТЫСЯЧ лет! То, что историю России начинают с девятого века нашей эры, является частичной правдой, подобно тому, что у каждого из нас есть своя маленькая история за последний год; но перед каждым из них существовал свой год, и другой, и третий. И именно изучение русских рун способствовало тому, что эта самая продолжительная из всех история Руси стала показывать свои смутные очертания, поскольку стали читаться памятники древнейших исторических эпох. И спрос читателя на книги по русским рунам — это на самом деле неутоленный официальной наукой спрос наших граждан на древнейшую русскую историографию, на те события, которые предшествовали не только приглашению князя Рюрика на отечественный престол, но развивались гораздо раньше - в античности, в бронзовом веке, в эпоху неолита, мезолита и палеолита, причем не только верхнего палеолита, но, как показывают новейшие находки, даже среднего. Таким образом, приобщение читателя к древнейшему русскому сакральному письму открывает перед ним возможность самостоятельного чтения наиболее древних русских текстов.
Интерес к русским рунам обусловлен и другими сторонами культуры. В советское время когда официально проповедовался атеизм, многие стороны мифологии, такие как гадание, прорицание, магия и мистика оставались как вне системы просвещения, так и вне проблематики научного исследования. В постсоветский период появилась литература по данным сторонам культуры, однако в основном на базе культуры других стран. Так, например, гадания или магическое воздействие письменных знаков пропагандировались только на основе германских рун. Даже само слово «руны» связывалось у европейцев вплоть до конца XIX века исключительно с германским этносом, пока не были обнаружены руны тюркские. Что же касается славянских рун, то некоторые робкие надежды на их существование были высказаны еще в XVIII веке, однако век спустя под давлением все усиливающейся критики были оставлены, и лишь на рубеже ХХ-ХХ1 веков стало ясным, что руны первоначально возникли именно у русских. Все остальные руны, а также буквы многих евразийских алфавитов оказались потомками этих русских рун. И, разумеется, данные руны также носили сакральный характер, то есть с ними были связаны и магия, и мистика, и мантика (гадания). Таким образом, изучая русские руны, можно выяснить истоки рунического искусства многих народов.
Наконец, русские руны интересны и как возможность писать по-русски иным способом. Ведя почти 10 лет в Академии славянской культуры курс славянской палеографии, я убедился в большом интересе студентов как к чтению и письму на глаголице, так и на рунице. То. что выглядит совершенно чуждо кириллице, латинице и прочим современным алфавитам, читается на современном русском языке как удивительная тайнопись! От этой возможности у студентов захватывало дух. Однако руница гораздо сложнее для восприятия и к тому же имеет возможности неоднозначного чтения. Тем не менее, возможность писать по-русски разными способами привлекает значительное число населения.
Москва, май 2006 г.
О НАЗВАНИИ РУН И РУНИЦЫ
Чтение я начинаю с вытянутой по горизонтали рамочки слева, где вычитываются слова КРУЗОК МАРЫ, то есть КРУЖОК МАРЫ. Это — весьма важная надпись, поскольку она прямо называет "монетку". Таким образом, перед нами один из КРУЗКОВ МАРЫ. Слово КРУЗОК вместо КРУЖОК передает более архаичное произношение по сравнению ссовременным.
Затем я читаю слова на фрагменте в середине внизу. Тут вычитываются буквы очень больших размеров, вероятно, титульная надпись, то есть название именно данного кружка. Он называется КРУЗОК КОЗЛИКА, то есть КРУЖОК КОЗЛИКА. По аналогии с монетами можно сказать, что если первая надпись говорит о виде изделия, о монете, то вторая говорит о ее достоинстве (рубль, гривенник, алтын и т.д.). Следовательно, перед нами не просто КРУЗОК МАРЫ, но конкретно КРУЗОК КОЗЛИКА. Так что, это — тоже очень важная надпись, хотя она нам и не объясняет назначение кружков.
Самые интересные надписи читаются наверху. Интересно, что надпись с обращением в цвете и без обращения дублируют друг друга; я не стал об- водить данный фрагмент рамочкой, поскольку по нему самому ясно, откуд; он заимствован. Первая надпись гласит: ПО КРУЗКАМ, то есть ПО КРУ Ж- КАМ. Это — начало предложения, продолжение его следует искать ниже А ниже я читаю слово ОНА в прямом цвете и АНА в обращенном; воз никает впечатление, что кое-где появляется диалектное "аканье", то есть произнесение А вместо О в безударном положении. Далее в прямом цвет читается слово МАРА. Затем я читаю фрагмент в рамочке. В прямом цвет он дает слова ОХРАНУ ДАРУИТ, в обращенном — ОНА РУНАМИ МАРЫ Тем самым образуется осмысленный текст: ПО КРУЗКАМ, ОНА, МАРА ОХРАНУ ДАРУИТ ОНА РУНАМИ МАРЫ, то есть ПО КРУЖКАМ ОНАМАРА, ОХРАНУ ДАРУЕТ— НАДПИСЯМИ МАРЫ. Тем самым ношени КРУЖКОВ МАРЫ было делом почетным, и, оказывается, к почету добав лялась и сакральная охрана за счет рун от всяких неприятностей.
Смысл деятельности равноапостольного Кирилла. Кирилл, чья дея-тельность, как известно, была связана с созданием кириллицы, не стал бы заново придумывать то, что существовало в течение сотен тысяч лет. Отча-сти из этих соображений, но главным образом по другим, на мой взгляд, до-статочно спорным, современные исследователи считают, что Кирилл создал глаголицу как наиболее ранний вид славянского письма. На сегодня прак-тически все эпиграфисты не считают глаголицу письмом старше раннегосредневековья. Следовательно, Кирилл либо создал глаголицу (хотя многие факты говорят в пользу того, что глаголица появилась до жизни Кирилла либо как-то изменил РУНЫ РОДА. Теперь, после того, как стала понятнее система названия письма в палеолите, я могу сказать языком наших пред-
47
ков, что святой Кирилл переделал дошедшие до него РУНЫ РОДА в РУНЫ МАРЫ. Или, говоря современным языком, сделал несакральное славянское письмо сакральным, для того, чтобы на нем можно было писать по-славянски священные христианские тексты. Более подробно этот сюжет я рассмотрел в моей книге «Загадки славянской письменности», где предположил, что сакрализация во времена его жизни представляла собой добавление к шрифту цифровых значений, так называемой цифири, которая существовала как в еврейском, так и в греческом письме. В чем конкретно проявлялся сакральный характер РУН МАРЫ во времена палеолита, а также глаголицы в раннем средневековье, я пока в точности не знаю. Возможно, что во время каких-то более поздних моих исследований это будет выявлено.
Понимания слова РУНА. К сожалению, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» слово «руна» отсутствует, а под «руническим письмом» понимается только письмо германцев. И это понятно, ибо ни славянских, ни русских рун на сегодня академическая наука не знает и знать не хочет, а что касается тюркских рун, то их, с точки зрения этой науки, открыли совсем «недавно», каких-нибудь сто лет назад, и потому вводить в академический словарь слишком рано.
Между тем, о самом слове «руна» имеется масса представлений различных исследователей. Вот что думал о них славянский исследователь рунических знаков Мартин Жункович: «Уже достаточно широко утверждается, что рунический шрифт был тайным письмом, так как слово "руно" равнозначно со словом тайна, поскольку немецкий глагол "rаипеп" означает "нашептывать тайны", что, вообще говоря, было бы не совсем верным, ибо "rаипеп" означает окутывать тайной. Но подобная этимология, по меньшей мере, дважды противоречива. — В качестве тайных руны действительно могли признаваться, но именно, прежде всего, неграмотными, как раз так, как и сегодняшнее письмо, являющееся для них тайной; впрочем, руны существовали с того времени, когда люди не очень-то умели читать, и это остается справедливым вплоть до сегодняшнего дня как всеобщая тайна.Аналогичным образом развивалось в славянских языках понятие чародей, чародельник, чароделец, чаровник и т.д., то есть тот, кто делает (чертит) "чары" (=штрихи), то есть может ими писать, и сегодня это значение сохранилось в качестве равнозначных слов волшебник, волшебный художник (ZаиЬеrеr, Zаиbеrkunstler). Что именно он писал, читающий,разумеется, не понимал, однако подобная группа знаков для неграмотного должна была приниматься за тайное или апокрифическое значение.
Вместе с тем, с другой стороны, применяемый публично шрифт не может содержать тайны, которую с большими трудами воплощают в брон-
48
Антон Платов в своих сборниках предлагает термин «руническое искусство славян», что близко по смыслу к понятию «славянские руны» как «германские руны в славянском употреблении». В своей книге (Платов 2002) он обнаруживает употребление ряда германских рун на славянских украшениях. В этом нет ничего удивительного, поскольку, как и многие другие европейские алфавиты, германский футарк вышел из руницы. Точно так же и мы можем с удовольствием говорить, что в английских надписях наших дней существуют буквы В, С, Е, Н, К, М, О, Р, Т, X и т.д., вполне понятные нам, русским. Правда, В читается Б, С читается Ц, X читается ИКС, то есть за графическим сходством ряда знаков не прослеживается тождественности их звукового значения. Таким образом, по Платову, русские, как и другие соседние германцам народы употребляли германские руны. Ничего нового в таком понимании нет.
Словосочетание РУССКИЕ РУНЫ. Это словосочетание на сегодня является новым, поскольку русские вообще редко пользуются своим этническим именем для обозначения каких-то реалий, а уж тем более в отношении РУН, которые германским ученым привычно называть ГЕРМАНСКИМИ (хотя М. Жункович их называл ВЕНДСКИМИ), но по происхождению они из той страны, которая в палеолите называлась РУСЬЮ. Следовательно, по определению самые древние руны есть РУССКИЕ РУНЫ. Такое определение мы даем в этой книге, и с этим ничего не поделаешь.
<…>
ЧИТАЕМ РУНЫ РОДА
Мы помним, что руны Рода - это практически знакомая нам со школы кириллица. Что же тут трудного? Мы умеем читать кириллицу.
Отличие рун Рода от кириллицы. Прежде, чем читать руны Рода, неплохо было бы установить отличие их от кириллицы. Мы недаром писали, что руны Рода и кириллица почти совпадают - различие все-таки есть.
Дело в том, что существует несколько алфавитов, которые мы считаем по большому счету кириллицей. Так, согласно так называемой «азбучной молитве» в кириллицу входило 42 буквы, включая юсы, йотированные буквы, а также фиту, ижицу и прочее. Однако черноризец Храбр называет другую цифру, 38 букв (24 греческого происхождения и 14 славянского), то есть тот же алфавит, но, вероятно, без йотированных юсов и без йотированных Е и А. Современный русский гражданский алфавит свободен от всех греческих букв (пси, кси, омеги в виде ОТ, фиты, ижицы), и состоит из 33 букв, так что он на 9 букв короче азбуки из азбучной молитвы и на 5 букв - алфавита, употреблявшегося во времена монаха Храбра.
А каков алфавит рун Рода? Короче он азбуки азбучной молитвы или длиннее? Он много короче. По сути дела, он короче даже современного гражданского алфавита. В нем нет нескольких букв. Каких? Во-первых, буквы Ё, которую ввел великий русский писатель Карамзин. Во-вторых, буквы Э. В-третьих, буквы Ф, поскольку такого звука в русском языке не было. Наконец, звуки И и Й не различались и обозначались одной буквой. Таким образом, мы имеем последовательность из 29 букв (или рун Рода): А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ю, Я. От кириллицы из «азбучной молитвы» его отличают 13 букв.
Замечу, что число 29 - простое, то есть делится только на само себя и на единицу. Напомню также греческое выражение «от Альфы до Омеги», то есть «весь алфавит». А число 29 в русских народных сказках обыгрывается, но весьма специфическим образом: «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...». На первый взгляд, «тридевятое» - это трижды девятое, то есть 27-е. Но тогда «тридесятое» - это трижды десятое, то есть 30-е, и в этом случае образуется лакуна между 27-м и 30-м. Чтобы такой лакуны не было, надо понимать «тридевятое» как «девятое третьего десятка», то есть 29-е. Тогда «тридевятое» как раз и соответствует последней букве алфавита, греческой «омеге» или русской букве «я». Следовательно, пройдя
126
«тридевять» царств, человек и проходит всё «от Альфы до Омеги», весь алфавит, и попадает в «тридесятое царство». Иными словами, пройдя предел, человек вступает взапредельное. Поэтому я считаю, что сказочный зачин насчет «тридевятого царства» тесно связан с числом рун в алфавите Рода.
Обращаю внимание также на отсутствие в алфавите Рода буквы I. Она была добавлена позже, вероятно, тем же Кириллом, который не зря пополнил руны Рода либо на 9, либо на 13 букв. Много это или мало? Заметим, что современное болгарское письмо отличается от современного русского всего на 1 букву - у них нет буквы Ы. В украинском алфавите тоже нет буквы Ы, как и буквы Ё (этот звук передается сочетанием ЬО), зато есть Э не оборотное (йотированное Е), есть как бы «латинское» I, и даже такая же буква с двумя точками (йотированное И). Таким образом, отличие украинского алфавита от русского составляет уже целых 4 буквы. На письме это очень заметно. А отличие в 9 букв, тем более в 13, должно просто бросаться в глаза.
Причины изменений рун Рода. Руны Рода существовали десятки и сотни тысяч лет без изменений и прекрасно обслуживали русский язык. Какая же необходимость заставила Кирилла изменить всем привычный алфавит, добавив в него несколько букв?
Если спросить об этом лингвистов, они скажут, что в средние века существовали носовые звуки (которые до сих пор остались в польском), а именно носовой О (который был обозначен так называемым «юсом большим») и носовой Е (который был обозначен так называемым «юсом малым»). Уже поэтому нужно было добавить две буквы.
На первый взгляд, причина веская. Однако заметим, что слова СТАНЦИЯ, ФОНЕТИКА, МОЛОКО мы произносим точно так же, как белорусы, но они пишут СТАНЦЫЯ, ФАНЭТИКА, МАЛАКО, отчего нас коробит, хотя именно они пишут фонетически точно. Как шутил Марк Твен, правительство США даровало своим гражданам лучшие в мире законы, а господь бог — здравый смысл, чтобы ими не пользоваться. Если бы В АЗДИН ИЗ ГАДОУ МЫ БЫ ЗАМЕНИЛИ СВАЮ АРФАГРАФИЮ НА БЕ-ЛАРУССКУЮ, мы бы уже никогда не смогли писать традиционно, то есть грамотно с нашей нынешней точки зрения. Иными словами, фонетически писать не всегда эстетично. Таким образом, если бы мы писали слово РУКА или ЗУБ через У, а не ЮС БОЛЬШОЙ, тот, кто привык произносить носовые, продолжал бы их произносить, читая У как носовой, а тот, кто носовых не знал, произносил бы У. Слов, которые различались бы именно «юсами» от аналогичных слов без «юсов», просто не было, то есть «юсы» не являлись фонемами. Тем самым, в кириллице были обозначены варианты звуков как
127
самостоятельные звуки. Вообще говоря, это скользкий путь. Если по нему пойти, то, например, южнорусский фрикативный звук Г, отличающийся от московского взрывного Г, следовало бы обозначить опять отдельной буквой (так поступают лингвисты, когда дают фонетическую транскрипцию). Кроме того, есть ряд вариантов произношений по отдельным областям, где некоторые звуки произносятся иначе, чем в литературном произношении. Так что с точки зрения единства языка такой подход неприемлем.
Но, возможно, единство языка как раз сохранять и не требовалось? В самом деле: если нация считает себя единым народом, она и письмо старается сделать стандартным, несмотря на ряд диалектных отличий. Так, в Германии до ее объединения Бисмарком диалекты разошлись настолько, что баварец саксонца уже не понимал, а берлинцев (так называемый Рlattdeusch) не понимал в Германии вообще никто. И, тем не менее, ряд разрозненных земель объединился и выработал искусственный общенемецкий язык (такназываемый Носhdeutsch). Восточные славяне поступили как раз наоборот: сначала единые русские земли (Киевская Русь) распались на удельные княжества, потом выделились два крупных русских государства: Великое княжество Литовское (Литва включала в себя практически всю нынешнюю Белоруссию, Украину и часть России) и Московское княжество. И там, и и там говорили по-русски, хотя постепенно накапливались диалектные различия. Однако в советское время каждый из этих этносов (не ушедших друг от друга настолько далеко, как баварцы от саксонцев) пожелал выделиться в самостоятельную нацию, а для этого местный диалект должен был возвыситься до самостоятельного языка. И для этого необходимо было показать именно отличия, причем «весомо, грубо, зримо». Именно это и происходит, когда из алфавита изымаются одни буквы и добавляются другие. А понимание различий как языковых, а не диалектных, уже дает право этносу считаться другим народом, а за этим следует выделение самостоятельного государства. Так что, если бы баварцы стремились создать собственное государство, баварский диалект не только получил бы статус баварского языка, но и на карте мира появилась бы республика Бавария. Также и Саксония. Но прежде нужно было бы обзавестись собственными алфавитами, что тоже вполне достижимо. Скажем, мягкий общенемецкий звук ХЬ по-саксонски звучит как Ш, так что слово НИХЬТ у них звучит как НИШТ. Скажем, именно для этого звука можно было бы ввести специальную букву— и достаточно ее одной, чтобы саксонский язык отличался бы от общенемецкого. Еще раз повторяю - если бы было желание. А его-то и не было.
Таким образом, изменения в графике, как это ни выглядит парадоксально, дело вовсе не лингвистическое, а политическое. Если надо с кем-то объеди-
128
ниться, значит, надо ввести алфавит именно того народа. Скажем, до XIX века Румыния пользовалась кириллицей, а потом перешла на латиницу. Но Молдавия, войдя в Россию и СССР, продолжала пользоваться кириллицей, пока не вышла из состава СССР. Тут молдаване вспомнили, что говорят на румынском языке и ввели у себя латиницу. Уже хотелибыло объединиться с Румынией, но это сопровождалось бы такими экономическими потерями, что объединение отложили. Сербы введением кириллицы показали, что они ориентируются на восток, на Россию; хорваты введением латиницы показали, что они ориентируются на запад, на Италию. Таким образом, если бы святой равноапостольный Кирилл хотел просто объединить всех славян, он бы усиленно пропагандировал руны Рода. Но Род был языческим богом, а не христианским. Кроме того, рунами Рода писали по-русски. Ни то, ни другое не входило в планы Византии. Поэтому был предпринят остроумный шаг: «христианизировать» азбуку Рода, добавив в нее ряд, прежде всего, греческих букв, а также противопоставить русскому языку язык болгарский, хотя и близкий, но иной. Поэтому за эталон приняли солунско-константи-нопольский диалект болгарского языка, то есть тот единственный славянский язык, на котором говорила какая-то часть жителей Константинополя. Вот так получился так называемый «старославянский», а на самом деле периферийный (по отношению к столице Болгарии Преславу) болгарский язык, в создание которого многие монахи и ученые приложили много труда. И прежде всего Кирилл.
Какую азбуку создал Кирилл? Такая проблема всерьез стала обсуждаться лингвистами в XIX веке. Казалось бы, никакой проблемы нет: Кирилл создал кириллицу. Однако по ряду фактов стало ясно, что глаголица древнее кириллицы. На этот счет тоже были разные версии; одна из них та, что глаголицу создал святой Иероним, живший примерно за пять веков до Кирилла. Но тут встретилось неожиданное препятствие: Кирилл со своим братом Мефодием был объявлен первоучителем славянским и составителем первой славянской азбуки. Следовательно, если древнее глаголица, то Кирилл создал глаголицу. То есть, важна не научная истина, важна устоявшаяся точка зрения, теория. Как шутят физики, если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов. Постепенно социализируется всё, и прежде всего товары; мы сейчас платим большие деньги не за сам товар, а за его бренд, то есть за клеймо фирмы-изготовителя. Неважно, что стиральную машину германской фирмы Бош собирали в Польше; ярлык гласит, что она произведена в Германии. Точно так же неважно, что именно создал святой равноапостольный Кирилл: кириллицу, глаголицу или какую-нибудь буковицу; важно то, что он создал первую славянскую азбуку.
129
А как же руница, то есть руны Макоши? — спросит внимательный читатель. А никак. Официальная наука пока этот вид славянского письма еще не признала (и вряд ли признает в обозримом будущем). Следовательно, его и нет. Помнится, в советское время мы вовсю клеймили позитивизм как буржуазное направление философии, которое признает за истину только то, что известно науке. Действительно, как быть с тем, что неизвестно? Согласно позитивизму, того, следовательно, и нет. Скажем, два века назад не были известны элементарные частицы - электрон, позитрон, протон. Существовали ли они тогда? Позитивизм должен честно ответить: тогда их еще в природе не было, поскольку их не было в науке. Забавно: человек, конституируя науку, тем самым творит мироздание. Именно эта забавная философия и считалась идеализмом. А наши ученые себя всегда считали материалистами. Сейчас мы твердо стоим на позициях позитивизма: если пока РАН не собирает по славянской слоговой письменности конференции и симпозиумы, не публикует эти исследования в ряде научных журналов, стало быть, слогового письма и нет. А как только начнут собирать, так оно и появится в древности.
Если же отойти от нынешних догм в славистике, то до Кирилла существовало, по меньшей мере, три вида славянского письма: руны Макоши, руны Рода и глаголица. Так что выбор у «первоучителя» был весьма велик (другие страны таким обилием письменности похвастать не могут). У каждого из них были свои недостатки: руны Макоши сложны в чтении, имеют традицию в линейном письме громоздить столбцы, а руны соединять в лигатуры; кроме того, фонетическое значение каждой руны варьирует (например, РЕ/РИ/РЬ). Руны Рода слишком известны как нехристианские. Глаголица имеет слишком много элементов в каждой букве (раза в 2-3 больше, чем в рунах Рода) и внешне напоминает письменность Азии. Кроме того, глаголица была практически неизвестна у восточных славян (так, в Новгороде, как выяснилось из исследований А.А. Медынцевой, имелосьнесколько граффити на стенах Софии Новгородской, однако, когда я прочитал нерасшифрованные этой исследовательницей фрагменты, выяснилось, что их оставили профессиональные переписчики церковных книг. Миряне глаголицу не знали).
Так что выбора у святого Кирилла практически не осталость: необходимо было взять руны Рода и сделать их христианскими. Путь христианизации тоже был понятен: максимальная близость Византии. То есть в алфавит требовалось ввести насколько возможно дополнительные греческие буквы, чтобы писать греческие имена максимально приближенными к греческому прототипу; затем проставить знаки ударения и придыхания
130
(последнее совершенно не нужно для славянских языков, но зато внешне очень похоже на греческое письмо) и ввести даже некоторые греческие дифтонги, например, ОУ вместо У; наконец, сделать цифирь, то есть цифровое значение букв, совпадающим с греческой цифирью. То же самое произошло и с языком, ибо Болгария является самой близкой страной к Византии и граничит с Грецией. Так что христианизация была понята как византнвизация и письма, и языка. Глаголица для этих целей подходила гораздо меньше. Все это дает право действительно считать святого Кирилла первым христианским учителем славян. И так называемый старославянский или церковнославянский язык как раз и разрабатывался для целей христианского богослужения.
Конечно же, Кирилл создал кириллицу, даже если на нынешнем этапе славистики в наше распоряжение поступили более древние глаголические тексты, чем кириллические. Но это - не более чем случайность обнаружения тех или иных текстов, а не твердо установленный научный факт. Поэтому приписывать Кириллу то, чего он не должен был делать как раз ненаучно. Глаголица «не византивируема»: в ее графемы невозможно добавить новые греческие буквы, это будет слишком заметно; ее цифирь не совпадает с греческой; в ней так много штрихов, что знаки ударений и придыханий будут плохо заметными на этом фоне. Зато даже в наши дни кириллицу многие путают с греческим письмом. Кроме того, глаголице необходимо было специально обучаться даже ряду славянских этносов, тогда как руны Рода знали все славяне и значительная часть европейцев. Наконец чтобы проповедовать глаголицу, Кириллу нужно было быть хорватом, или болгарином, но не греком.
Сложно ли читать руны Рода? Для человека, владеющего русским языком, разумеется, нет. В рунах Рода нет ни одного лишнего знака по сравнению с русским гражданским алфавитом, так что не нужно будет дополнительно учить пи одной буквы. И вместе с тем, да, ибо в древности писали несколько необычно.
<…>
ЧИТАЕМ РУНЫ МАРЫ
Руны Мары - это те же самые руны Макоши, взятые в их сакральном значении. Но что такое «сакральное значение»?
Понимание сакральности. Термин «сакральное» означает «священное», то есть то, что свято для данной категории лиц. Заметим, что понятие святости будет разным в зависимости, прежде всего, от социальной группы, и, кроме того, от уровня развития самих членов этой группы. Например, в воровской шайке существует общее достояние, так называемый «общак», чаще всего это определенная сумма денег; и это - настолько святое для данной группы, что посягательство на него одного из воров карается смертной казнью.Это и понятно, поскольку осуществление краж, грабежей
april-journal.com
Книга "Тайные руны древней Руси"
Последние комментарии
Тайные руны древней Руси
Автор: Чудинов Валерий Алексеевич Жанр: История Серия: Тайны Земли Русской Язык: русский Год: 2005 Издатель: "Вече" ISBN: 5-9533-0527-3 Город: Москва Статус: Закончена Добавил: Admin 5 Апр 18 Проверил: Admin 5 Апр 18 Формат: DJVU (48878 Kb)
Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)
Аннотация
Известный специалист по славянской рунице В.А. Чудинов утверждает, что современная русская историческая наука неверно трактует место славян в историческом процессе, как правило, в духе германской исторической школы. Многие исследователи не принимают существование одного из видов славянской письменности, руницы, не желают читать совершенно явные тексты на ней, объявляя их «знаками собственности» славян. Автор данной книги привлекает очень важный тип исторических источников — надписи на ремесленных изделиях, которые позволяют узнать имя автора, город изготовления, статус ремесленника, наименование изделия. Теперь можно говорить не только о ремесленных городах, но и о конкретных ремесленных мастерских; да и самих древних мастеров мы узнаем поименно. Подтвердила свою целесообразность и впервые применяемая в данном исследовании методика — увеличение изображения изделия и поиск на нем микронадписей. Оказалось, что вплоть до начала XX века основные надписи представляли собой малозаметные невооруженному глазу тексты, так что данную работу можно считать пионерской в применении нового метода микроэпиграфики.
Объявления
Где купить?
Нравится книга? Поделись с друзьями!
Другие книги автора Чудинов Валерий Алексеевич
Другие книги серии "Тайны Земли Русской"
Похожие книги
Комментарии к книге "Тайные руны древней Руси"
Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
www.rulit.me
Книга "Тайные руны древней Руси" автора Чудинов Валерий Алексеевич
Тайные руны древней Руси
Автор: Чудинов Валерий Алексеевич Жанр: История Серия: Тайны Земли Русской Язык: русский Год: 2005 Издатель: "Вече" ISBN: 5-9533-0527-3 Город: Москва Статус: Закончена Добавил: Admin 5 Апр 18 Проверил: Admin 5 Апр 18 Формат: DJVU (48878 Kb)
Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)
Аннотация
Известный специалист по славянской рунице В.А. Чудинов утверждает, что современная русская историческая наука неверно трактует место славян в историческом процессе, как правило, в духе германской исторической школы. Многие исследователи не принимают существование одного из видов славянской письменности, руницы, не желают читать совершенно явные тексты на ней, объявляя их «знаками собственности» славян. Автор данной книги привлекает очень важный тип исторических источников — надписи на ремесленных изделиях, которые позволяют узнать имя автора, город изготовления, статус ремесленника, наименование изделия. Теперь можно говорить не только о ремесленных городах, но и о конкретных ремесленных мастерских; да и самих древних мастеров мы узнаем поименно. Подтвердила свою целесообразность и впервые применяемая в данном исследовании методика — увеличение изображения изделия и поиск на нем микронадписей. Оказалось, что вплоть до начала XX века основные надписи представляли собой малозаметные невооруженному глазу тексты, так что данную работу можно считать пионерской в применении нового метода микроэпиграфики.
Объявления
Где купить?
Нравится книга? Поделись с друзьями!
Другие книги автора Чудинов Валерий Алексеевич
Другие книги серии "Тайны Земли Русской"
Похожие книги
Комментарии к книге "Тайные руны древней Руси"
Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
www.rulit.me
Тайные руны древней Руси - Валерий Чудинов
Просмотров: 4667
Авантюра (СИ)
Елена Звездная
Она легко шагала по коридорам управления, на ходу читая последние новости и едва ли реагируя на…
Просмотров: 3382
Аукцион невест (СИ)
Екатерина Флат
Только красивые и знатные девушки могут стать жрицами Безликого. И за право получить такую девушку…
Просмотров: 3331
Невеста чудовища (СИ)
Екатерина Кариди
Каждый год царство платит дань жестокому завоевателю - семь смертников для чудовища. А в этот раз…
Просмотров: 2622
Я-ректор? Или инкуб, дроу и толстушка (СИ)
Терин Рем
Мария обычный воспитатель в детском саду, и весь ее мир ограничивался семьей, работой и чтением…
Просмотров: 2565
Улыбнитесь, господин Ректор (СИ)
Фора Клевер
Никогда не опаздывайте на зачет. Так можно и в другой мир угодить. А там… муж. Властный, дерзкий и…
Просмотров: 2372
В погоне за женихом (СИ)
Елена Лисавчук
Елочки-иголочки! Как бросить ни о чем не подозревающую дивчину в лапы Кощеев, так бабули…
Просмотров: 2231
Книга вторая. Магическая Экспедиция
Елена Звездная
Всегда помни — если ты безродная сирота, ты будешь виновата, даже когда просто уклонилась от чужого…
Просмотров: 2048
Жена правителя Подземного царства (СИ)
Мамлеева Наталья
Что, если тебе придется выйти замуж за демона, которого ты терпеть не можешь? За демона, с которым…
Просмотров: 1861
Украденная принцесса (ЛП)
Алекса Райли
Настал тот день, когда Кариму пора выбрать невесту, но он ещё не встретил ту, котораязацепила бы…
Просмотров: 1692
Проклятие Черного Аспида (СИ)
Ульяна Соболева
АННОТАЦИЯ:Арина — студентка из провинции, знакомится с девушкой Лизой из очень богатой семьи, они…
Просмотров: 1561
Императорский отбор (СИ)
Виктория Свободина
Меня зовут Шали Ос. Я ведьма, и этим, в общем-то, все сказано. В родном городке уже давно пытались…
Просмотров: 1445
Отказ - удачный повод выйти замуж! (СИ)
Мамлеева Наталья
Можно ли девушке из монастыря рассчитывать на благосклонность судьбы в академии магии? Можно, если…
Просмотров: 1428
Двое (СИ)
Юлия Гетта
Все начиналось как обычный роман. Бурный и волнующий, но не слишком многообещающий в плане долгих…
Просмотров: 1364
Зимняя красавица (ЛП)
Алекса Райли
Фиона Ламб потеряла всё и её единственный выбор – это работать на миллионера–отшельника,чтобы…
Просмотров: 1354
Золушка (ЛП)
Алекса Райли
Когда Альфа влюбляется… Он влюбляется навсегда.В первый раз, когда Стоун увидел Винни, она была…
Просмотров: 1134
Требование дракона (ЛП)
Шиа Меллой
Я хотела смерти.Когда она пришла ко мне, то меня украл ледяной дракон. Он утверждает, что я его. И…
Просмотров: 1125
Скрытое пламя (ЛП)
К. С. Линн
Габриэль Мартинес - самый высокомерный и выводящий из себя человек, которого я встречала. От его…
Просмотров: 1088
Драконьи пупырышки (СИ)
amie
Человек и дракон, или старая добрая тема о том, как преодолеть расовые различия при близком…
Просмотров: 1071
Хороша Маша, да не наша... (СИ)
Марья Моревна
Сказки приятно читать, но жить в этом нелогичном мире? Инженер Марья Ильинична Друг привыкла…
Просмотров: 935
Любимая воина и источник силы (СИ)
Любовь Черникова
Друид-недоучка или мастер оборота? Беззащитный котенок или опасный зверь? Невеста на заклании или…
Просмотров: 923
Я не прошу меня любить, или У тебя все равно нет выбора (СИ)
Королева Марго
Я проклята. И, увы, это не предрассудки и не плод моего больного воображения. Это реальность, в…
Просмотров: 864
Соблазн. Книга 4 (ЛП)
Рокси Слоан
Потрясающая, развратная серия подходит к взрывному концу. Приготовьтесь к самому захватывающему…
Просмотров: 857
Статус VIP. Первый курс (СИ)
Ася Вакина
Читали ли вы когда-нибудь чужие дневники? Поэтические всполыхи чувств или жаркие эмоциональные…
Просмотров: 826
Избранница для демона (СИ)
Кира Стрельникова
Вторая книга по миру "Любовницы демона", про сына Арины и Руслана.Зимний Питер, студенческие будни,…
Просмотров: 737
Без оглядки (СИ)
Ольга Гринвэлл
Не оглядывайся назад. Там только грусть прошлого. Надо идти вперёд и прямо смотреть в будущее. И…
Просмотров: 696
Моя Вредная девочка (СИ)
Вишинка
Лёша - сын местного бизнесмена, который не знает слово "нет", только "я хочу". Ира - дочь тоже…
Просмотров: 613
Школьница
Дарья Кова
Школьные годы для меня были адом. Травля одноклассников сводила с ума, доводя до мыслей о суициде.…
Просмотров: 611
Академия звёзд (СИ)
Анна Веммер
Внимание: отношения в книге могут вызвать у вас возмущение, негодование или шок. Автор предупредил…
itexts.net
Книга "Тайные руны древней Руси" из серии Тайны Земли Русской
Последние комментарии
Тайные руны древней Руси
Автор: Чудинов Валерий Алексеевич Жанр: История Серия: Тайны Земли Русской Язык: русский Год: 2005 Издатель: "Вече" ISBN: 5-9533-0527-3 Город: Москва Статус: Закончена Добавил: Admin 5 Апр 18 Проверил: Admin 5 Апр 18 Формат: DJVU (48878 Kb)
Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)
Аннотация
Известный специалист по славянской рунице В.А. Чудинов утверждает, что современная русская историческая наука неверно трактует место славян в историческом процессе, как правило, в духе германской исторической школы. Многие исследователи не принимают существование одного из видов славянской письменности, руницы, не желают читать совершенно явные тексты на ней, объявляя их «знаками собственности» славян. Автор данной книги привлекает очень важный тип исторических источников — надписи на ремесленных изделиях, которые позволяют узнать имя автора, город изготовления, статус ремесленника, наименование изделия. Теперь можно говорить не только о ремесленных городах, но и о конкретных ремесленных мастерских; да и самих древних мастеров мы узнаем поименно. Подтвердила свою целесообразность и впервые применяемая в данном исследовании методика — увеличение изображения изделия и поиск на нем микронадписей. Оказалось, что вплоть до начала XX века основные надписи представляли собой малозаметные невооруженному глазу тексты, так что данную работу можно считать пионерской в применении нового метода микроэпиграфики.
Объявления
Где купить?
Нравится книга? Поделись с друзьями!
Другие книги автора Чудинов Валерий Алексеевич
Другие книги серии "Тайны Земли Русской"
Похожие книги
Комментарии к книге "Тайные руны древней Руси"
Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
2011 - 2018
www.rulit.me
Книга "Тайные руны древней Руси" из жанра История
Тайные руны древней Руси
Автор: Чудинов Валерий Алексеевич Жанр: История Серия: Тайны Земли Русской Язык: русский Год: 2005 Издатель: "Вече" ISBN: 5-9533-0527-3 Город: Москва Статус: Закончена Добавил: Admin 5 Апр 18 Проверил: Admin 5 Апр 18 Формат: DJVU (48878 Kb)
Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)
Аннотация
Известный специалист по славянской рунице В.А. Чудинов утверждает, что современная русская историческая наука неверно трактует место славян в историческом процессе, как правило, в духе германской исторической школы. Многие исследователи не принимают существование одного из видов славянской письменности, руницы, не желают читать совершенно явные тексты на ней, объявляя их «знаками собственности» славян. Автор данной книги привлекает очень важный тип исторических источников — надписи на ремесленных изделиях, которые позволяют узнать имя автора, город изготовления, статус ремесленника, наименование изделия. Теперь можно говорить не только о ремесленных городах, но и о конкретных ремесленных мастерских; да и самих древних мастеров мы узнаем поименно. Подтвердила свою целесообразность и впервые применяемая в данном исследовании методика — увеличение изображения изделия и поиск на нем микронадписей. Оказалось, что вплоть до начала XX века основные надписи представляли собой малозаметные невооруженному глазу тексты, так что данную работу можно считать пионерской в применении нового метода микроэпиграфики.
Объявления
Где купить?
Нравится книга? Поделись с друзьями!
Другие книги автора Чудинов Валерий Алексеевич
Другие книги серии "Тайны Земли Русской"
Похожие книги
Комментарии к книге "Тайные руны древней Руси"
Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
www.rulit.me
Книга "Тайные руны древней Руси" из жанра Научные
Тайные руны древней Руси
Автор: Чудинов Валерий Алексеевич Жанр: История Серия: Тайны Земли Русской Язык: русский Год: 2005 Издатель: "Вече" ISBN: 5-9533-0527-3 Город: Москва Статус: Закончена Добавил: Admin 5 Апр 18 Проверил: Admin 5 Апр 18 Формат: DJVU (48878 Kb)
Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)
Аннотация
Известный специалист по славянской рунице В.А. Чудинов утверждает, что современная русская историческая наука неверно трактует место славян в историческом процессе, как правило, в духе германской исторической школы. Многие исследователи не принимают существование одного из видов славянской письменности, руницы, не желают читать совершенно явные тексты на ней, объявляя их «знаками собственности» славян. Автор данной книги привлекает очень важный тип исторических источников — надписи на ремесленных изделиях, которые позволяют узнать имя автора, город изготовления, статус ремесленника, наименование изделия. Теперь можно говорить не только о ремесленных городах, но и о конкретных ремесленных мастерских; да и самих древних мастеров мы узнаем поименно. Подтвердила свою целесообразность и впервые применяемая в данном исследовании методика — увеличение изображения изделия и поиск на нем микронадписей. Оказалось, что вплоть до начала XX века основные надписи представляли собой малозаметные невооруженному глазу тексты, так что данную работу можно считать пионерской в применении нового метода микроэпиграфики.
Объявления
Где купить?
Нравится книга? Поделись с друзьями!
Другие книги автора Чудинов Валерий Алексеевич
Другие книги серии "Тайны Земли Русской"
Похожие книги
Комментарии к книге "Тайные руны древней Руси"
Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться