История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Общая характеристика государства и права в Древней Греции. Возникновение государства в античном мире и полисная система. Возникновение государства древней греции


Общая характеристика государства и права в Древней Греции. Возникновение государства в античном мире и полисная система

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Актуальность темы контрольной работы "Демократия в Афинах и Спарте" не вызывает сомнений по той причине, что до сегодняшнего дня афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. «Наш государственный строй,— говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими данное общество.

Около VIII века до н. э. с разложением прежнего родового строя в Греции утверждается новая политическая структура — «город-государство», полис, охватывающий собственно город и всю прилегающую к нему территорию, населенную свободными гражданами. Именно здесь-то и появляется впервые демократическое государственное правление, классической формой которого является Афинская демократия.

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V—IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством (Афины) и полисы с олигархическим правлением (Спарта). Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения. В то время эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

До сегодняшнего времени существует некий парадокс,  который  заключается в следующем: как общество, впитавшее в себя представление о справедливости, правильности, праведности самой свирепой формы эксплуатации человека человеком и низведения способного к страданию существа до уровня простой вещи, вообще было способно породить идею свободы и демократии? Как бы то ни было в прошлом, сегодня демократия рассматривается многими чуть ли не как идеал общественного устройства, и этот взгляд на вещи часто проецируется на то, давно ушедшее время…

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в 1 тысячелетии до н.э. — в начале 1 тысячелетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человечество обязано многими шедеврами литературы и искусства, достижениями науки и философии, уникальными образцами демократической государственности.

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период "великой колонизации" (VIII—VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Греческие города в Малой Азии — Милет, Эфес и др. стали распахнутыми воротами, через которые осуществлялись торговые, культурные и иные связи тогдашних Востока и Запада. Все возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III—II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и народов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т.д.).

Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским вторжением "темные века" (XII в. до н.э. — первая половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам.

Своеобразное сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции делает недостаточно убедительным распространенный в отечественной литературе тезис о том, что возникновение государства в Афинах происходит в "чистом виде", т.е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, еще не в полной мере изученного, сказалось и на генезисе римского государства.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в 1 тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление.

 Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств — полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

students-library.com

2.2. Периодизация древнегреческой государственности

Древняя Греция (Эллада) занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии; ей принадлежала западная береговая полоса Малой Азии, Южная Италия, часть Сицилии. Греческие колонии находились на побережье Черного и Средиземного морей.

Особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов — Древних Афин (образец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии).

В науке распространено распределение полисного этапа древнегреческой государственности на три основных периода:

  • гомеровский период - - XI - IX вв. до н.э.;

  • архаический период - VIII - VI вв. до н.э.;

  • классический период - V - IV вв. до н.э.

2.3. Общественный и государственный строй Афин.

Гомеровский период - XI - IX вв. до н.э. - господство родоплеменных отношений.

Социально-экономический строй: земля представляет собой племенную соб­ственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные лица, и владельцы больших участков земли.

Государственное устройство: перво­бытная военная демократия.

Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции вер­ховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; перво­начально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играет народное собрание (агора).

Архаический период - VIII - VI вв. до н.э. - создается сильное Афинское государство.

В VIII-м веке до н.э. в Аттике (область Греции) возник город, который назвали в честь богини-покровительницы Афинами. Афинский полис возник как ре­зультат синойкизма 4 фил (племенных групп). Свободное населе­ние афинской общины было разделено Тесеем в VIII в. до н.э. на несколько социальных групп: эвпатриды, геоморы, демиурги. Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежу­точный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, неграждане Афинского полиса.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Постепенно эвпатриды ограничивают власть базилевса. Его функции переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам —архонтам. С VII в. до н.э. избирается коллегия из 9 архонтов. В VIII в. до н.э. появляется новый орган публичного управления —ареопаг, заменивший совет старейшин. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть, в него входили все бывшие и действующие архонты.

По мере роста имущественного неравенства к VI в. до н.э. в Афинах углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари­стократией и демосом (народом), добивавшимся уравнивания в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

В 594 г. до н.э. были проведены реформы архонта Солона. Их цель — смягчить противоречия. Солон провел сисахфию —отменил долговое рабство. Граждане, ставшие рабами за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счет государства. Рабами могли быть теперь только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках. Цензовая реформа была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку. Из 1 разряда могли избираться архонты и ареопаг. 1—3 разряды могли занимать другие общественные должности. 4 разряд мог участвовать в заседаниях народного собрания. Был создан новый судебный орган (гелиэя), в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Но противоречия не были решены, что привело к установлению тирании Писистрата (560—527 гг. до н.э.) и его сыновей. Следующим шагом в установлении и укреплении государственно-правовых институтов стали реформы Клисфена в 509 г. до н.э. С помощью этих реформ в Афинах ликвидированы последние остатки родового строя. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, которые делились на демы. Новый орган управления — Совет Пятисот — сформировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью страны между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Появился новый орган управления (коллегия 10 стратегов), в нее избирали по 1 представителю от каждой филы.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Классический период - V - IV вв. до н.э. - расцвет древне­греческого рабовладельческого общества и полисного строя: Афинская демократическая рабовладельческая республика.

В период расцвета афинской рабовладельческой демократии отменена цензовая реформа, государственные должности имели право занимать все полноправные граждане. Патриархальное рабство ушло в прошлое. Рабы, основная производительная сила, становятся государственными, появляется классическое античное рабство.

Сущность реформы Эфиальта: отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) в (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом. Была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. Открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. Гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива: гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами.

Таким образом, реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования.

Ареопаг был почти полностью лишен политической власти, но сохранили функции народное собрание, Совет Пятисот и гелиэя.

По форме правления Афины были рабовладельческой демократической республикой с V в. до н.э. до 30-х гг. IV в. до н.э. По сути это была политическая форма совместного господства свободных над рабами и рабовладельцев над неимущими гражданами.

Основные органы Афинской республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Верховным органом было народное собрание, собиравшееся до 40 раз в год. В его работе участвовали только полноправные афинские граждане с 20 лет. Женщины и метеки не допускались. Функции: принимало законы, избирало должностных лиц, проводило проверку их деятельности и т.д. Проекты, принятые на народном собрании, становились законами только в том случае, если их не отвергала гелиэя.

В Совет Пятисот (булэ) входили по 50 человек от 10 фил. Члены совета, булевты, избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Они решали вопросы управления финансами, арсеналом, устанавливали дипломатические связи с другими государствами. Важнейшая функция — предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания. Булэ было разделено на десять комиссий.

Должностные лица выбирались ежегодно или открытым голосованием на народном собрании, или по жребию. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды, или две должности одновременно.

Главными должностными лицами были стратеги архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Полномочия: распоряжались средствами, выделяемыми для армии и флота, собирали военные налоги, заключали перемирие, принимали капитуляцию.

С ростом полномочий стратегов падало политическое влияние архонтов. Девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных филами. Архонты осуществляли только судебные функции.

Гелиэя (высший судебный орган) состоял из 5000 основных судей и 1000 запасных, по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Они избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя делилась на десять комиссий, была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренными другими судами. Гелиэя могла отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

studfiles.net

Раздел II. Государство и право античного мира Глава 9. Общая характеристика государства и права в Древней Греции и в Древнем Риме § 1. Возникновение государства в античном мире и полисная система

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается, как было показано в предыдущем разделе, с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. - в начале I тысячелетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человечество обязано многими шедеврами литературы и искусства, достижениями науки и философии, уникальными образцами демократической государственности.

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III-II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период "великой колонизации" (VIII-VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Греческие города в Малой Азии - Милет, Эфес и др. стали распахнутыми воротами, через которые осуществлялись торговые, культурные и иные связи тогдашних Востока и Запада. Все возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III-II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и. наро дов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т.д.).

Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским вторжением "темные века" (XII в. до н.э. - первая половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам.

Своеобразное сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции делает недостаточно убедительным распространенный в отечественной литературе тезис о том, что возникновение государства в Афинах происходит в "чистом виде", т.е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, еще не в полной мере изученного, сказалось и пагенезисе римского государства.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Само развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце II тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI-V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

Причиной гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части черты средневековой государственности.

studfiles.net

9. Иудо-еврейское царство. Моисеево право.

Т.н. Законы Моисея представляют собой один из наиболее древних памятников права. Под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов. Законы были созданы в 14 - 13 веках до н.э. Моисеевы Законы составлены в стихотворной форме, по структуре - нормы древнего права.

Памятник сформировался на основе обычного права древних иудеев и кодекса Хаммурапи (выборочное заимствование некоторых статей). Во время создания Моисеевых Законов Вавилонское право было наиболее разработанным и совершенным.

Еврейская нация, а впоследствии - еврейское государство появились в результате выхода из Египта. Существует мнение, что в 12 веке до Р.Х. были написаны знаменитые 10 заповедей. Собственно, Моисеево законодательство - это те части, которые были написаны позже (“Исход”, гл.21-23).

Как известно, Еврейское государство было монархическим (царство Саула). Особенности: монотеизм, меньшая разработанность норм, решающих бытовые споры (по сравнению с законами Хаммурапи).

Законы Моисея знают такое явление, как вечное закабаление. Обычно (например, право др. Вавилона) практиковалось т.н. “срочное” закабаление. Процедура вечного закабаления очень сложна и отличается в древнеиудейском праве формализмом.

Еще одной характерной особенностью Моисеевых законов является прямой, формальный запрет на договор дарения. Это, разумеется, не означает, что подобные сделки вообще не совершались.

Преступление считалось нарушением божественного порядка. За это должно последовать наказание. Существовал принцип талиона:

- “кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти”;

- “кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал”;

- “перлом за перелом, око за око, зуб за зуб”.

Существовало разделение на умышленное и неумышленное убийство. Смысл в данном случае заключался в том, что кровная месть допустима только при преднамеренном убийстве. Если преступник утверждал, что убийство было неумышленным, то можно было рассудить отношения между преступником и мстителем.

Суд первоначально делился на религиозный и судебный - священный суд и суд царя и общины. Судьями священного суда были жрецы храма Соломона в Иерусалиме (левиты). Существовал профессиональный судья.

10. Возникновение государства в Древней Греции. Афины и Спарта: сравнительная характеристика.

Юг Европы. Формируется новая, более высокая ступень Античного общества. Своего апогея в развитии античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до н.э. и начале 1 тысячелетия н.э. Шедевры филофии, науки, искусства и.т.д. В период античности расцвет ремесел- поэзии, худ творчества и.т.д. Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон. Античность дает новые формы государства. Первые про государства возникают во 2 тысячелетии до н.э. Появляется Грекометенская цивилизация, но просуществовала не долго. Гос-ва формируются в виде городов полисов. Традиции, географическое положение, торговые пути, море, в основе диспотий лежало натуральное хозяйство, царско-храмовое хозяйство, орошаемое земледелие. Много плодородных земель. Появление деспотов.

Греция- холмистые, гористые земли. Все племена соединяло море. По морю шла торговля, обмен, поездки. В древней Греции производили качественное железо и делали орудие труда из железа. Способствовало эффективности труда и делало его индивидуальным. Естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, не больших по территории и достаточно

изолированных, городов- государств- полисов. Полис был уникальной формой государственности характерной для всего античного мира. Море связывало все полисы в единую полисную систему. Таким образом было создана открытая общегреческая политическая культура, цивилизация. Полисов насчитывалось 200. В 6-5 веке до н.э. на первый план среди сотен древнегреческих полис выдвигаются 2 наиболее крупных, сильных в военном отношении полиса: Афины и Спарта.

Афины.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах). Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ - примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы. Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Спарта

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных».

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель - сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

studfiles.net

1.1 Возникновение и развитие государства в Древней Греции. Проблематика античной государственности

Похожие главы из других работ:

Брачно-семейное право в период древности

1.3 Брачно-семейное право Древней Греции

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение...

Брачное право в условиях язычества и после принятия христианства

1. Брачное право Древней Руси: возникновение и развитие в условиях язычества

Семьей можно назвать сложный союз супругов между собой и родителей с детьми. Для бытия семьи в теоретическом и законодательном смысле достаточен один из двух союзов. Семьей признаются муж и жена, не имеющие детей...

Изучение истоков политико-правовой мысли

1. Политико-правовая мысль Древней Греции

...

История возникновения международного частного права

1.1 МЧП в Древней Греции

Из всех отношений, происходивших в Древней Греции между физическими и юридическими (хотя тогда, конечно же не существовало этих понятий), самым распространённым была торговля...

История развития понятия "Гражданское общество"

1. Формирование концепции гражданского общества в Древней Греции и Древнем Риме.

Гражданское общество как философское определение внесено в науку Аристотелем. Он говорил, что перед тем как определить, что есть государство, следует выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан...

История судебного красноречия

1. Судебное красноречие в Древней Греции

Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность...

Особенности демократии Древней Греции

1. Возникновение государства в Греции

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока. Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества...

Политическая и правовая мысль о происхождении государства и права

Вопрос 5. Проблема соотношения законности и справедливости в политико-правовой мысли Древней Греции и Рима.

Древняя Греция. Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н.э в форме самостоятельных полисов...

Проблематика античной государственности

Государственное устройство Древней Греции.

Государственное устройство Древнего Рима. Понятие античного времени: История античных государств - это история Древней Греции и Древнего Рима. Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории...

Проблематика античной государственности

2.1 Государственное устройство Древней Греции

Государственное устройство в Афинах. 1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов...

Развитие международного договорного права в Древней Греции

Глава 1. Первые источники международного договорного права в Древней Греции

...

Развитие международного договорного права в Древней Греции

Глава 2. Содержание международного договорного права Древней Греции.

...

Становление и развитие идей прав человека в условиях

1. Становление и развитие идей прав человека в условиях Древней Греции

Идея единства справедливости, полиса и закона отчетливо присутствует в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.)”Теогония" и “Труды и дни”. Справедливость (Дике) и Благозаконие (Эвномия) - это, по Гесиоду, сестры-богини...

Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов

§1 Развитие права в Древней Греции

В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли выделяют три периода. Ранний период (IX - VI в.в. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности...

Теория государства и права

1. Политические и правовые учения в Древней Греции

В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю...

pravo.bobrodobro.ru

Проблематика античной государственности

Министерство образования РФ

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра теории и истории государства и права

Учебная дисциплина – История государства и права зарубежных стран.

Проблематика античной государственности.

(доклад)

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТКА 1 КУРСА

10 ГРУППЫ

Шельгорн Ирина.

Челябинск

2009

Содержание

Введение

1. Возникновение и развитие государства в античном мире.

1.1 Возникновение и развитие государства в Древней Греции

1.2 Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

2. Государственное устройство в эпоху античности

2.1 Государственное устройство Древней Греции

2.2 Государственное устройство в Древнем Риме

Заключение

Список литературы

Введение

Античная государственность является объектом изучения науки много лет. И продвижения деятелей науки в этой области впечатляют. Эта тема хорошо изучена учеными-антиковедами такими как: Фролов Эдуард Давидович (является автором более 180 работ по изучению античности и государств античности, в частности), Сергей Сергеевич Аверинцев (автор многих статей таких как: Образ Античности, Другой Рим), Ирина Сергеевна Свенцицкая (является автором сочинений о временах античности: Общественно-политические и философские учения древней Греции и Рима).

Также в настоящее время проходят различные конференции, посвященные этой теме. Например,

Научная конференция "Жебелевские чтения (научные чтения памяти академика С.А.Жебелева).

Цель доклада .

Изучить период возникновения государств, этапы развития античных государств.

Причины падения полисной системы

Тезисы.

§1 Возникновение и развитие государств античности.

Возникновение государства в Древней Греции.

Возникновение государства в Древнем Риме.

§2 Государственное устройство в эпоху античности.

Государственное устройство Древней Греции.

Государственное устройство Древнего Рима.

Понятие античного времени:

История античных государств - это история Древней Греции и Древнего Рима. Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории, так как именно здесь происходит огромное количество открытий в экономике, политике, праве, культуре, искусстве, кроме того, здесь были сформулированы такие концепции, понятия и идеи, которые составили основу европейской цивилизации, и которым вообще была уготовлена долгая жизнь в мировой истории и культуре. Эта эпоха заложила основу становления и развития европейской цивилизации и дала качественный толчок в развитии институтов государства и права.

1. Возникновение и развитие государства в античном мире

В период I тысячелетия до н.э. – Iтысячелетия н.э. наиболее развитой можно было считать античную цивилизацию. Греко-римское сообщество достигло наивысших результатов во многих сферах деятельности. Достижения науки, философии, литературы, стали предпосылками новой политико-правовой тенденции – демократии. Зародившиеся в III-II тысячелетиях до н.э. южно-европейские протогосударства тесно взаимодействовали с Восточными народами, анализирую уже имевшийся азиатский опыт культурной, правовой, экономической деятельности, создавая свой собственный путь.

Образование античных государств происходило в результате объединения захваченных земель, слияния культур, языков, различных наций и значительно отличалось от аналогичного процесса на востоке. На примере Греции можно утверждать, что землевладельческая община не была предпосылкой к объединению, ведь горная местность не позволяла успешно развивать земельное хозяйство. Ремесло развивалось гораздо успешнее: обработка горных пород, выплавка металлов, изготовление совершенных орудий труда обеспечили скачок в развитии по сравнению с другими государствами Древнего мира, что вело к расширению торговых связей, в частности, через море. Кроме того, из-за особого географического положения объединение государств было затруднено – горы отделяли города друг от друга, что привело к созданию полисной системы.

Одним из первых этапов становления государственности стала попытка в античном мире утвердить власть царя. Однако она не увенчалась успехом, и полисная система стала ещё и республиканской. В идеале она предусматривала элементы непосредственной демократии, в реальности же простой народ, не обладал политической грамотностью, опирался на религиозные представления о власти и во многих вопросах был вынужден передать свои полномочия аристократии. Становление государства, его демократических институтов происходило в процессе жесткой борьбы эвпатридов и демоса в Афинах и патрициев и плебеев в Риме.

В V – IV вв. до н.э. признаком силы и превосходства одного полиса над другим было оснащение армии, её подготовка. Наиболее сильными в том отношении оказались Афины и Спарта. В Афинах античная демократия приобрела величайшие масштабы..В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к 1 в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части, черты средневековой государственности.

1.1 Возникновение и развитие государства в Древней Греции

1. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

Полисный этап принято подразделять на три периода :

• гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

• архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

• классический период - V - IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

2. Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли.

Государственного устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати – совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.

К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий строй.

3. Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

• эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;

• геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

mirznanii.com