Власть в древнем египте. Институт верховной государственной власти в Древнем Египте.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

В древнем Египте власть передавалась по материнской линии. Власть в древнем египте


В древнем Египте власть передавалась по материнской линии.: holy_matriarchy

Двое жителей Древнего Египта, которые до сих пор считались братьями, оказались родственниками только по матери. Это обстоятельство говорит о том, что социальный статус в Египте доставался в наследство по материнской линии, считают учёные.

братья

Два египтянина, мумии которых обнаружили неподалёку от посёлка Рифа в 1907 году, жили в эпоху двенадцатой династии и умерли между 1985 и 1773 гг. до н. е. Надписи на деревянных саркофагах, в которых лежали их мумифицированные тела, упоминают женщину по имени Хнум-Аа, мать обоих мужчин, и мужчины – местного правителя, который, согласно древним текстам, приходился обоим братьям отцом.

В статье, опубликованной в журнале Journal of Archaeological Science: Reports, археологи из Университета Манчестера доказывают, что мужчины были братьями только наполовину. Это удалось установить по частично реконструированной ДНК, извлечённой из зубов мумий.

Подозрения в неполном родстве мужчин возникали и раньше из-за различия в структуре их скелетов, особенно черепов. В 2014 году анализ митохондриальной ДНК заставил генетиков предположить, что даже матери у «братьев» были разные, но позже методику, которой пользовались авторы исследования, признали слишком несовершенной для того, чтобы делать окончательные выводы.

В новом исследовании учёные сравнили фрагменты митохондриальной ДНК обоих мумий и ДНК (фрагменты Y-хромосомы). Митохондриальная ДНК, которая передаётся по материнской линии, оказалась одинаковой в обоих мужчин, а Y-хромосомы, которые достаются детям от родителей, оказались разными.

Историки считают, что открытие британских генетиков может свидетельствовать о большей, чем принято считать, роли женщин в египетском обществе. Туманность упоминаний о родителях братьев может объясняться тем, что оба они имели более низкий социальный статус, чем мать – Хнум-Аа. «Возможно, власть передавалась в Египте 12-й династии по материнской линии. Ребёнок обязательно наследовал социальный статус отца», – считает один из авторов исследования, египтолог Кэмпбелл Прайс (Campbell Price). Эту гипотезу подтверждают и другие письменные источники, в которых имена и правителей Египта, и рядовых его жителей упоминаются вместе с именами их матерей.

Источник

holy-matriarchy.livejournal.com

Институт верховной государственной власти в Древнем Египте. — КиберПедия

Институт верховной государственной власти в Древнем Египте.

 

Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н. э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата.

 

Вершиной Египетского государства являлся царь — фараон, которому приписывали божественное достоинство. Возглавляя весь государственный аппарат, фараон выполнял следующие функци:

· Обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью

· Все значительные мероприятия в стране и за её пределами (ирригационные и строительные работы, война, торговля, экспедиции и проч.) производились от его имени

· Он был главным законодателем и судьей

· Назначал высших чиновников

· Считалось, что от фараона зависели урожай, справедливость в государстве, его безопасность

· Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд.

· Он мог наделять знать, жрецов, чиновников землёй, жаловать им титулы.

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в период Нового царства, когда она окончательно утверждается на основе военной силы, многочисленного бюрократического аппарата, поном подчинении себе управления обширной территорией.

 

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась, как правило, по наследству (во время царствования той или иной династии). Однако династии часто сменялись, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В одного из родившихся детей должен войти бог, божественное царственное начало. Он мог «войти» в любую женщину, даже никогда не видевшую фараона, таким образом, она могла произвести нового бога-фараона. Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей династии, которые могли основываться и одним из многочисленных номархов или главных жрецов храмов.

 

Фараон в Древнем Египте воспринимался не только как земной правитель, но, считалось, происходил от бога, считался равным богам и иногда даже превосходил его. Царь почитался наравне с богом солнца Ра. Царь — солнце, сын солнца; он — материализация бога на земле. Начиная с фа­раона Хефрена, титул великого бога Ра и титул сына бога Ра присоединяются к имени царя. Имя царя пишется в овале, кото­рый является символом солнца. (Самое имя царя не при­нято было произносить всуе, обычно царя не называли по имени, а говорили о нем "высокий дом", по-египетски — "перо" (отсюда в еврейской транскрипции слово "пар'о", а в греческой — "фа­раон")).

 

Отсюда появляется пышный церемониал вокруг царя-фараона:

- Перед царем падали ниц, лежали на животе, целовали прах у его ног. Великой честью считалось обнимать его колени.

- Разговаривать с царем было исключительным почетом

- Строительство гигантских пирамид на местах захоронения фараонов.

 

Однако, при всей широте полномочий фараона, его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную:

o Политическая стабильность единого Египта зависела от того. Насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоёв, особенно военной и жреческой верхушки. (в истории сохранились свидетельства о советах фараонов с номовой властью)

o Власть сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога.

o Существовало двойственное представление египтян о носителях власти: фараон не только бог, но и человек, который умирает, впадает в грехи, может быть осужден «Судом вечности».

 

Организация государственного управления в Древнем Египте. Тжати.

 

Центральное управление.

· Вершиной Египетского государства являлся царь — фараон, которому приписывали божественное достоинство. Возглавляя весь государственный аппарат, фараон выполнял следующие функци:

o Обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью

o Все значительные мероприятия в стране и за её пределами (ирригационные и строительные работы, война, торговля, экспедиции и проч.) производились от его имени

o Он был главным законодателем и судьей

o Назначал высших чиновников

o Считалось, что от фараона зависели урожай, справедливость в государстве, его безопасность

o Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд.

o Он мог наделять знать, жрецов, чиновников землёй, жаловать им титулы.

Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата. Несмотря на многочисленность, аппарат был слабо дифференцирован. Почти все чиновники были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью.

(при этом их роль в религиозной сфере постепенно падала и переходила исключительно в руки жжрецов).

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении принадлежала царскому двору.

 

· Джати (позже его начинают именовать появившейся на востоке аналогичной должностью – визирь) - всемогущий глава всего бюрократического аппарата, соединявший в своем лице и административную и су­дебную власть. Должность, как правило, занимал один из царевичей или иных близких фараону родственников. Функции:

o Сначала – жрец города – резиденции правителя.

o Начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона.

o В Новом царстве полномочия джати выходят за рамки управления царским двором.

o Осуществляет контроль над всем управлением в стране (в центре и на местах)

o Распоряжается земельным фондом, системой водоснабжения

o Руководит Судебной палатой.

o Рассматривает поступающие к фараону жалобы, сообщает ему о событиях, следит за выполнением указов и поручений фараона.

o Под его контролем находились главы различных ведомств и работ.

o Контролировал систему распределения рабочей силы в египетском хозяйстве.

Однако известно, что джати никогда не руководил военным ведомством.

· Группы «послушные призыву» - те, кто мог непосредственно выслушать и должен был исполнить приказ своего господина. Эти группы не были однородными ни по сословному, ни по классовому составу.

o «Большие послушные призыву царя» - придворные, крупные вельможи, государственные деятели, телохранители царя. Возглавляли все высшие ведомства в государстве.

o «Белые дома» - центры по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла.

o «Дома царских сокровищ» - своеобразное налоговое ведомство.

o «Послушные призыву богов» - работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших фараонов.

o «Начальник шести великих домов» - возглавлял судебное ведомство и отвечающей за судопроизводством по всей стране.

· Ведомства. Существовало три главных ведомства:

o Военное

o Налоговое

o Общественных работ.

 

Местное управление.

ü Джаджаты – в период Древнего царства общинные советы, которые стояли во главе сельских общин, из которых складывалось Древнеегипетское государство. Состояли из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Впоследствии полностью теряют своё значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного государства.

ü Номархи – представители небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства (номов).

o В период расцвета Древнего царства фараон полностью подчинил себе номархов.

o В Период Среднего царства номархи могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмов.

ü В Новом царстве номовая администрация целиком подчиняется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата.

ü Писец-канцелярист – центральная фигура разветвлённого административно-командного аппарата. Их готовили в специальных школах.

o Ведали многочисленными приходно-расходными книгами

o Два раза в год составляли кадастр всех земель в стране

o Переписывали население, его имущество.

Страна делилась не только на области-номы, но и на два больших округа – Южный и Северный Египет, во главе которых стояли наместники из родственников фараона. Такое деление соответствует древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства.

 

Армия.

1) В Раннем царстве – создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота и др. имущества. Воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. В главе военных отрядов – или сам фараон, или назначенный им сановник.

2) В период раздробленности – военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Организация военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимались назначаемые фараоном крупнейшие военные сановники, следившие за набором войска. В это время появляется кадровое офицерство - специльаное формирование «спутников царя». Рано стала формироваться царская гвардия, личная охрана царя. В XVIII до н.э. гиксосы приводят с собой лошадей. С этого времени – появляются конница и боевые колесницы.

3) В Новом царстве создаётся постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона. Из каждой сотни совершеннолетних юношей десять становились воинами. Воины за особые заслуги награждаются земельными наделами и проч. Армия начала выполнять полицейские функции, создаются специальные полицейские отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

 

Правосудие.

- Суд на всех этапах развития не был отделён от администрации.

В древнем царстве функции местного суда сосредотачиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые:

§ разрешают споры о земле и воде,

§ регулируют семейные и наследственные отношения

- В номах судьями выступали номархи, носившие титулы «жрецы огини истины». Надзор осуществлялся сам фараон или джати, которые могли пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. «Начальник шести великих домов» - возглавлял судебное ведомство и отвечающей за судопроизводством по всей стране.

- В Новом царстве джати подчинялась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел.

- Определённые судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула не могло быть оспорено царским чиновником.

- Существовали своеобразные тюрьмы, представляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников.

 

 

Брачно-семейное право.

· Женщина в Древнем Египте отличалась своей независимостью в сравнении с другими государствами. Женщина занимала довольно высокое положение в семье. В качестве «владычицы дома».

· Получил распространение брак-партнёрство с оформлением брачного контракта, в котором закреплялись не только режим раздельной собственности супругов, но и свобода развода.

· Брачный договор сопровождался символическим обменом «брачными» браслетами.

· Брачный договор передавался на утверждение джати. Он следил за тем, чтобы в тексте содержалась отдельная опись имущества жены, определялись суммы обязательных для мужа выплат на содержание его супруги.

· Свадебный обряд был прост, заключался в переходе невесты с её приданым в дом жениха.

· Официально заключались браки между родственниками

· Признавались полигамные браки для фараонов и отдельных чиновников.

· Отец не мог отказаться от ребёнка, родившегося от рабыни.

· Неверность супруга, как правило, не каралась санкциями.

· Брачные контракты не препятствовали женщине развестись в соответствующих случаях и завести новую семью.

· Сохранялась раздельная собственность жены и мужа.

 

Наследственное право.

- Общим имуществом после кончины одного из супругов продолжал пользоваться оставшийся в живых, а в отношении своей доли (муж – 2/3 и жена – 1/3) имел полное право распоряжения.

- Жена могла наследовать мужу, но его естественными наследниками были только дети.

- «Старшим сыном» и наследником мог быть объявлен любой из детей, в том числе от предшествовавших браков.

- Сыновья обязаны достойно похоронить отца и постоянно заботится о его гробнице.

- Дочь наследовала наравне с братьями. Наследство могло передаваться и по мужской, и по женской линии.

 

Имущественные отношения.

В Египте существовали следующие виды земельных владений:

· государственные;

· храмовые;

· частные;

· общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

 

Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

ü договор займа;

ü договор найма;

ü договор купли-продажи;

ü договор аренды земли;

ü договор поклажи;

ü договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

Система наказаний.

Наказания носили своей главной целью устрашение. Входили:

ü Смертная казнь (сажание на кол, отдача на съедение крокодилам и проч.)

ü Заключение в тюрьму

ü Обращение в рабство

ü Ссылка на каторжные работы в Нубию

ü Телесные и членовредительские

ü Лишение звания и превращение должностного лица в ремесленника или земледельца

ü Денежный штраф

ü Конфискация частных рабов.

 

 

Общественный строй.

Социальная структура месопотамского общества отличалась сложностью, которая связана с многоукладным характером экономики, с незавершённым процессом образования классов, с ранним развитием в царско-храмовом хозяйстве торговли.

 

Наиболее чёткие социальные границы проводились в праве между рабовладельцами и рабами, что позволяет говорить о рабовладельческом обществе Древнего Вавилона. Однако, рабство имело свои особенности:

· Длительное сохранение зна­чительных пережитков первобытнообщинного строя в рабовладель­ческом обществе Вавилона.

· Быстрое развитие производительных сил в плодородных до­линах Двуречья, а также сложившаяся здесь необходимость ши­роко использовать труд рабов в целях создания и поддержания в порядке обширной сети ирригационных сооружений вызвали ран­нее образование классового общества в Вавилоне. Классовое об­щество сложилось здесь при не изжитых еще полностью явлени­ях матриархата, при слабом развитии частной собственности.

· Оговаривалось не столько бесправие раба, сколько те или иные ограничения его прав с сохранением за ним некоторых остатков правоспособности.

· В Нововавилонском царстве раб чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделённого хозяйственной самостоятельностью.

· Общинная собственность на землю и рабов поэтому сохраня­ется в Вавилоне с образованием классового общества и государ­ства, а условия климата и почвы, вызывающие необходимость ис­кусственного орошения при помощи системы каналов и плотин, приводят в Вавилоне к длительному сохранению общинной и го­сударственной собственности на землю, а также к длительному со­хранению коллективной (государственной, храмовой, общинной) собственности на рабов.

 

«Господин» выступал как полноправный член месопотамского общества, обладатель подвластных ему рабов, зависимых членов семьи, земли, вещей.

 

Распространённой формой личной зависимости была долговая кабала. При определённых условиях она приводила человека в рабство (сын должника передавался храму или продавался за границу). Но должник, отрабатывающий свой долг, не считался рабом – об этом свидетельстуют статьи ЗХ, ограничивающие срок отработки долга тремя годами.

 

При государственной собственности на землю происходит сли­яние ренты с земли с налогом. Рента-налог нередко поступает в государственную казну в виде различного рода натуральных сбо­ров с крестьян, а также иных повинностей, возлагаемых на сво­бодных общинников.

 

Наряду с выделением рабов и близко стоящих к ним зависимых бедняков социально-экономические границы проводятся между господствующей верхушкой (царские и храмовые чиновники во главе с самим царём) и общинниками-земледельцами, ведущими самостоятельное мелкое хозяйство, не эксплуатирующими чужого труда.

 

В праве Вавилона выделились две группы свободных:

ü Авилум («человек», «сын человека») – высшие слои, наделялись большими служебными наделами, владели общинной землёй.

ü Мушкенум – лица более низкого социального статуса. Мало чем отличались от рабов, обращались к царю с просьбой о принятии на службу, имели крохотные наделы.

Различия между авилумами и мушкенами особенно ярко проявляются в нормах права, охраняющих жизнь, здоровье и честь их самих и членов семей. В некоторых случаях мушкенумы пользовались особой правовой защитой (напр, кража их имущества каралась как кража из дворца)

Очень рано складываются торговые отношения, которые велись через государственный аппарат. Выделяются должностные лица – тамкары – лица, связанные с ростовщической деятельностью, царской торговлей. По ЗХ царской властью накладывались обязательства: отдавать часть доходов в казну, выкуп пленного воина. Пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности, совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации. В каждом городе существовали объединения торговцев – карум.

 

Зависимообязанным было и ремесленное производство. По ХЗ особой защитой пользовались отцы-усыновители, обучившие приёмного сына своему ремеслу.

 

Государственный строй.

Наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Однако следует иметь ввиду, что отличия города и села в Месопотамии были условны (и сел и город даже назывались одним словом – «ур»).

 

· Правитель-царь города (наименовались «эн», «энси» или «лугаль») – стояли во главе городов-государств. Являлся главой общинного культа.

o Ведал ирригационными, храмовыми и другими строительствами

o Предводительствовал войском

o Председательствовал в совете старшин или народном собрании

· Общинные собрания/советы старейшин

o избирали и низвергали правителей, определяли объём их полномочий

o обладали законодательными, финансовыми, судебными функциями

o решали задачи по поддержанию общественного порядка.

· По мере централизации государства возрастают полномочия царя (при Хаммурапи)

o Пользовался формально неограниченными законодательными полномочиями

o Выступал главой большого управленческого аппарата

o Обширные хозяйственные функции: руководство ирригационными работами, строительство храмов, регулирование цен на товары.

o В отличие от Египта, царь здесь не являлся богом, а власть передавалась от богов ежегодно.

· Особым статусом обладали храмы:

o Опирались на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них людей

o Стремились к экономической независимости

o Однако при Хаммурапи были почти полностью подчинены администрации, царь назначал жрецов

· Вавилон был разделён на области, во главе которых стояли царские чиновники – шакканаккум:

o Отвечали за сбор налогов

o Поддержание порядка

o Созыв ополчения

o Контролировали назначаемых глав общин – рабинаумов.

· Особым правовым статусом обладали древние религиозные центры (Ниппур, Сиппар, Вавилон) – жители освобождались от налогов, трудовой повинности, военной службы.

 

Армия.

Первоначально состояла из личной военной силы правителей городов, по мере централизации создаётся постоянная армия, противопоставленная общинному ополчению.

При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного земледелия. Воин (редум, баирум) получает царский надел, обеспечивающий не только его, но и его семью. Командиры за доблести вознаграждались землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.

 

Правосудие.

До Хаммурапи ведущее место в судебной системе занимают храмовые и общинные суды. Рано упоминаются и царские суды.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные органы по-прежнему состояли из членов совета общины, но руководить ими стал рабианум. Этим судам не были подчинены царские люди. В основном царские суды были введены в городах, но царь не имел судебных полномочий. Он мог только помиловать от смертного приговора. Ему приносили жалобы на судей, волокиту. Судебные инстанции отсутствовали. Существовали судебные должности глашатаев, полицейских и судебных исполнителей, гонцов и писцов. Не утратили окончательно судебных функций и храмы.

 

Усыновление

Могла заключаться с назначением усыновляемого наследником и без назначения. Первая форма осуществлялась только свободным мужчиной с целью продолжения рода в бездетной семье. В этом случае усыновлённый не мог наследовать в родной семье. Приёмные дети могли получать наследство в своей семье, если они работали в доме усыновителя «уже взрослыми».

 

Наследство.

Традиционно получали сыновья в равных долях. Дочерям выделялось приданое.

Лишить наследства было затруднительно, если сын дважды нанёс тяжкую обиду отцу.

Дочь, не получившая приданого, вступала в наследство с сыновьями наравне.

Если муж не подарил определённого имущества при жизни жены, она имела право вступить в наследство.

 

 

Процесс

Нет различий в уголовном и гражданском процессе. Состязательный (обвинительный). Судопроизводство начиналось с подачи заявления потерпевшей стороной. Доставка ответчика в суд возлагалась на истца. Стороны самостоятельно собирали доказательства и предъявляли их суду. Процесс носил обвинительный характер: обвиняемый считался виновным, пока не докажет обратное.

Судопроизводство могло прекратиться на любой стадии независимо от тяжести обвинения. Неявка в суд без уважительной причины или бегство одной из сторон расценивалось как признание вины.

Доказательства:

· Вещественные

· Свидетельские показания

· Письменные

  • В отсутствии объективных доказательств по соглашению сторон использовались ордалии ради подтверждения своей невиновности. Отказ от ордалий или принесение клятвы расценивался как признание вины.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

Социально расслоение в Древней Индии привели не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а возникновению особых социальных групп – варн.

· Брахманы – священнослужители, жрецы. Формированию способствовала монополизация ими на определённом этапе отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов.

· Кшатрии – воины, правители. Вначале входила только армия, потом пополнялась местными вождями, главами сильных родовых групп. Существовала особая категория вратья-кшатриев – кшатриев по обету.

· Вайшьи – земледельцы, ремесленники. Первоначально свободная и полноправная часть трудового люда. В классический период вайшьи включаются в категорию податного населения.

Формирование этих трёх групп основывалось на разделении труда, когда труд физический отделялся от труда умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого.

По мере консолидации высших варн – брахманов и кшатриев – складывается особый порядок регулярных отчислений доли сельскохозяйственного продукта – «бали» (налог). Он собирался в пользу «царей». Он постоянно увеличивался, в связи с чем даже вайшьи стали рассматриваться как податное население.

· Шудры – слуги. Эту категорию занимали представители коренного завоёванного населения, а также беднейшие части самого индийского общества, тех его членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении. Неполноправное, зависимое положение шудр (ЗМ) могло сочетаться с их состоятельностью, которая делала эту категорию практически независимым (КА). Главная отличительная особенность – ритуальная нечистота. Дхармашастры закрепляют чёткие религиозно-правовые границы между шудрами и первыми тремя варнами:

o Устраняются от участия в жертвоприношениях, ритуалах (кроме брака)

o Не могли изучать священные книги.

Дхармашастры определяют для каждой варны наследственный круг занятий, тяжесть наказания зависит от принадлежности той или иной варне.

 

Наряду с делением на варны по мере углубление разделения труда, усиления имущественных различий формировались социальные общности, наследственные группы – касты. Выделяются религиозно-ритуальные касты «нечистых», «неприкасаемых», стоящих вне варн индийского общества. Впоследствии каждая каста приобретет более определённое место в кастовом расслоении вместе с профессиональной принадлежностью, степенью участия в решении общинных дел.

 

Закреплённые правом границы варн не отражали классовой принадлежности индивида. Черты принадлежности к определённому классу в Древней Индии были присущи рабам.

ü Существовало семь разновидностей рабов (соответственно и семь источников):

o Военнопленный

o Раб за содержание

o Рождённый в доме

o Купленный

o Подаренный

o Доставшийся по наследству

o Раб в силу наказания.

ü Раб был недееспособным, сделки, заключённые рабом, считались недействительными

ü Рабов могли продавать, уплачивая пошлина 20-25%

ü Потомство рабыни считалось собственностью хозяина.

ü Фактически рабы обладали имуществом, которым не мог владеть хозяин

Рабский труд не был основным, число рабов было невелико и в царском землевладении, и в ремесле.

 

В Индии существовало формы землевладения (или земельной собственности):

· Государственная – завоевания, войны. Одна часть переходила в царские владения (сита), здесь применялся рабский труд и труд зависимых арендаторов. Другая часть переходила учёным брахманам, храмам, монастырям, которые освобождались от налогов, и знати, чиновникам в виде служебных временных пожалований.

· Общинная – земля принадлежала общине. Община имела право неограниченно распоряжаться землёй. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Община получала часть поборов с общинников-крестьян.

· Частная крестьянская – существовала наряду с общинной. Землевладение крестьянина или большой семьи. Также имели широкие права: продажа, сдача в аренду, дарение. Основное ограничение – обязанность платить подати в пользу государства и частных лиц.

 

Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление торгово-ремесленной верхушки среди вайшьев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации-шрени. Позже богатые купцы даже стали принадлежать к варне кшатриев.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

Примитивные раннегосударственные образования в Индии начали складываться в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или их союзов. Это были монархии, главенствующую роль в которых играли брахманы. Правители назвались раджи. Они выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель. По мере укрепления власти правителей, при нём создаётся совещательный орган, выросший из советов старейшин – паришад.

Однако в силу исторических причин, главная из которых – варново-кастовый строй, в Индии так и не сложилось сильного централизованного государства. Анализ источников, в основном – КА и эпиграфические – позволяют воссоздать более приближённую к действительности специфическую модель восточно-монархического государства Маурьев:

o Раджа – царь. Царская власть обожествлялась, но не сам царь-человек, который может быть «приверженным к порокам». Религиозные нормы говорят о наличии у царя особой дхармы – обязательства. Если царь будет следовать своей дхарме, тогда народ будет следовать за ним и это приведёт страну к процветанию. Если царь уклонится от её выполнения, то это приведёт его и его страну к гибели.

o Царь имел особую дхарму (обязанность) – охрана подданных. При этом имелась ввиду защита от внешних врагов и внутренних – грабителей, воров, преступников.

o Защищая народ, царь мог заставить его платить налог – бали. Помимо него существовало множество других поборов.

o Царю вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов.

o Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов.

o Должен возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом

o Должен организовывать публичные работы, освоение и заселение царских земель, строительство ирригационных сооружений.

КА рекомендует царям проводить политику в двух направлениях: склонять на свою сторону господ и ослаблять их путём подкупа их сторонников.

o Адхъякша – царский порученец. Основная функция – пополнение царской казны от сбора податей, штрафов, различных платежей.

o Аматья – обладатель высокой должности. В узком смысле обозначал круг советников царя:

o Мантрин – главный советник

o Сенапати – главный военачальник

o Верховный придворный жрец

o Пурохита – воспитатель сыновей царя

o Ближайшие родственники.

o Выделялись особые должностные лица:

o «Хранитель границ» (скорее всего соседний зависимый государь) – осуществлял охрану «дорог и торговли»

o «Надзиратель за судами» - следил за порядком в гавани, взимал пошлины с кораблей, отражал нападения пиратов и врагов

o «Ответственный за поимку воров».

Однако привести к определённой системе все указанные в КА должностные лица невозможно. Очень слабо разграничивались полномочия этих должностных лиц.

Рыхлость царства заставляла царя различными средствами обеспечивать государственное единство. Одним из таких средств была пакши – многочисленная и сильная группировка сторонников царя, его советников, родственников, союзников. Однако пакши имели не только цари, что обосновывает наличие предостережения от пакш врагов царя.

 

Местное управление.

Крупнейшими административно-территориальными единицами по КА являлись провинции. Они делились на две группы:

- пять наиболее крупных, руководимых царевичами

- особые пограничные провинции, управляемые другими представителями знати.

 

В состав державы включались:

· полуавтономные и монархические политические образования, зависимые в определённой степени от царей, но сохранившие свои органы управления

· сангхи – олигархические республики

· территории городов, профессиональных объединений (шрени), объединений деревень (деша)

· деревенские общины (грама).

Мелкие территориальные единицы входили в более крупную, не теряя своей автономии.

 

Правосудие.

Существовало две системы судов:

1) Царская. Согласно ЗМ высшей инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь «вместе с брахманами и опытными советниками» или заменяющая его судебная коллегия сабха, состоящая из назначенного царём брахмана и трёх судей. Царю принадлежало право объявлять амнистию. В суде нормы права толковали брахманы, в крайнем случае кшатрии или вайшьи.

2) Внутриобщинная. Существовало две формы «правоохранительных органов»:

a. Прадештары – выполняли главные функции:

i. Разыскивали и карали лиц, получающих нелегальные доходы

ii. Преследовали за преступления «чиновников»

iii. Вели следствие и карали за тяжкие преступления (убийство, воровство, насилие)

iv. Могли по собственной инициативе проводить расследование и назначать наказание

v. Пользовались услугами шпионов

vi. По подозрению мог задерживать обвиняемого

b. Дхармастхи – судейская коллегия из трёх судей. Компетенция распространялась на территорию 10 деревень. Суд начинался здесь по жалобе истца или потерпевшего. Рассматривали главный образом гражданские дела.

Большинство дел рассматривались, также, общинными кастовыми судами.

 

Армия.

Военная дружина правителя играла огромную роль в раннегосударственных объединениях.

Позже на смену пешему войску приходит профессиональное войско:

ü Применяются колесницы, слоны

ü Появляются тяжёлые квадриги

ü Ядро армии – наследственные воины, наёмники, воины отдельных объединений, зависимых союзников, находящиеся на царском обеспечении

ü Армия была кастовой – в основном лишь кшатрии могли носить оружие.

ü Охраняла правопорядок.

 

Сущность античного полиса.

Древняя Греция – родина правовой культуры Европы. Но античная правовая культура в Европу не перешла.

На организацию государственной власти в Греции решающим образом повлияли природные условия: горные хребты и заливы стали существенным препятствием для политического объединения страны и делали невозможным централизованное управление. Естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных и изолированных друг от друга городов-государств – полисов (государственным образом организованная община). Население — 30-60 тысяч человек.

Географическая и политическая замкнутость полиса делала его зависимым от общегреческой и международной торговли. Море обеспечивало связь с внешним миром, связывало в единую систему все города-государства.

 

Создание мощных государств в античное время означало их гибель. Ядром всех организаций был полис («политея» - оригинал).

Полис – это государственным образом организованная община. В его рамках и протекала жизнь древних государств. Каждый полис имел определенную небольшую территорию с населен



cyberpedia.su

Государственное управление в Египте в III тыс. до н. э

Особую роль в Древнем Египте играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он имел двойную природу - человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Гора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира.

Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Уже в Раннем и Древнем царстве (XXXI-XXIII вв. до н. э) фараон значительно выделяется из всего остального населения и сосредотачивает в своих руках государственные, дворцовые и жреческие функции. Как Нил был центром повседневной жизни египтян, так и фараон становиться основой социальной структуры. Связано это было с тем, что крупномасштабные общественные работы в Древнем Египте (ирригация, строительство культовых сооружений) неизбежно вели к централизации верховной власти.

Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Если сопоставить статус фараона со статусом царя в типологически близкой Египту Месопотамии, то можно увидеть как определенное сходство, так и достаточно важные различия. По аналогии с месопотамской традицией фараон мыслился как верховный земной правитель и сила, отвечающая за плодородие производительных сил природы. Однако степень "обожествления" фараона в Египте была значительно выше и поддерживалась гораздо более длительной традицией, чем в любом из государств, существовавших на территории Древней Месопотамии.

Культ фараона проявлялся в Египте во множестве обрядов: так, когда наступало время разлива Нила, фараон бросал в реку свиток, в котором содержался приказ начать разлив, он же срезал первый сноп на древнеегипетском празднике жатвы и приносил благодарственную жертву богине урожая Рененут в конце сезона полевых работ. Хотя наиболее ярко культ фараона выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона - не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина - члена общины. Сама пирамида символизирует собой лестницу к солнцу, да и само солнце: треугольниками в древности обозначали солнечные лучи (вершинами примыкающими к кругу). Пирамиды были завершающим звеном погребального обряда, который начинался на пристани, куда выносили тело фараона, привезенное по Нилу.

Сам погребальный обряд - последний путь умершего фараона, в точности повторял путь солнца по небосводу - с востока на запад. Обряды очищения и мумификацию фараона совершали в нижнем храме на востоке: это ворота в начале его пути. Далее вела дорога восхождения к заупокойному храму находящемуся на западе, где проходила церемония обожествления фараона. После проведения этого главного ритуала гроб с мумией помещали в саркофаг.

В Среднем царстве символика пути фараона очевидно изменилась: теперь это путь в царство Осириса - царство мертвых, в котором солнце движется в обратном направлении. Стороны пирамиды теряют строгую ориентацию по сторонам света, система внутренних коридоров усложнялась (имитация сложностей пути). Ментухотеп I, вновь объединивший Египет в Среднем царстве, вообще устроил гробницу в скале, хотя и напоминавшей пирамиду. В скалах строили свои гробницы и фараоны Нового царства.

Объединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств было революционно по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной сети. На смену постоянным внутриегипетским войнам, ослаблявшим страну, пришло политическое единство. Объединение Египта было достигнуто в результате многих войн между верхнеегипетским и нижнеегипетским царствами. До нашего времени дошла шиферная таблица, где рассказывается о деяниях царя Нармера. На одной стороне таблицы Нармер изображен в короне Верхнего Египта. Он замахнулся одной рукой, держащей булаву, и готов поразить ею поверженного противника, которого он держит за волосы, Божественный покровитель царя - бог Гор в виде сокола держит веревку, опутывающую символическое изображение Нижнего Египта. Нармер шествует к десяти обезглавленным людям, перед ним идут писец и четыре воина, несущих штандарты с изображениями богов. На той же стороне таблицы внизу царь в образе могучего быка разбивает стены вражеской крепости, из которой спасается бегством воин. На этой таблице, как полагают, один из верхнеегипетских фараонов запечатлел наиболее важные события своего правления: победу над Нижним Египтом и какой-то поход, возможно, за пределы Египта, завершившийся взятием крепости.

Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии, его многогранная деятельность нашла отражение в произведениях античных писателей. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объединенного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта. При Мине была построена система каналов и плотин, благодаря которой оказалась освоенной значительная территория вокруг Мемфиса. В столице был возведен храм богу Птаху.

Фараоны I династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Это были внушительные сооружения с подземной камерой, стены которой обкладывались сырцовым кирпичом. Выработался ритуал торжественного погребения фараона вместе с его придворными и слугами, что свидетельствовало о росте значения царской власти. Уже около обнаруженной гробницы Нармера найдено 33 захоронения его слуг. Фараоны строят себе более внушительные по размерам гробницы, и в последний путь их сопровождает значительно большее число служителей. Так, рядом с погребением Джера обнаружено 338 дополнительных захоронений, а невдалеке от него - еще 269 могил его придворных и вельмож.

Фараон Джер был удачливым завоевателем. Наскальные изображения, обнаруженные в Нубии, - доказательство его успешных походов за пределы Египта. При I династии египтяне стали продвигаться и на богатый медью Синайский полуостров, о чем свидетельствуют надписи и изображения, в частности в районе Вади-Магхара.

При II династии опять становится неспокойным Нижний Египет, одной из главных задач остается окончательное воссоединение страны, решительное подавление нижнеегипетского сепаратизма. Главные события развернулись при фараоне Хасехемуи. На двух дошедших до нас его статуях Нижний Египет символически изображен поверженным, а надписи сообщают, что в одном случае число убитых достигает 48 205, а в другом - 47 209. Последние цари II династии называют себя не только именем Гора - покровителя Верхнего Египта, а Гором и Сетом, т.е. уже находятся под покровительством и бога Сета, почитавшегося в Нижнем Египте.

Видимо, при фараонах II династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство.

Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правительства. Его усилия в экономической области были направлены прежде всего на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие местные системы в номах входили в нее как составная часть. Наблюдения над разливами Нила, строительство новых дамб, магистральных и отводных каналов, отстойников и водохранилищ позволили не только получать стабильные и более щедрые урожаи зерновых на поливных землях, но и внести в сельскохозяйственный оборот новые площади, которые прежде или заболачивались из-за излишней влаги, или, напротив, испытывали ее недостаток из-за слишком быстрого стока.

Основными зерновыми культурами были ячмень и эммер. На плодородных землях Египта охотно разводили лен - культуру, сильно истощающую почву, но необходимую для производства особо ценной одежды, обычно предназначенной для многочисленных жрецов. Органическим дополнением земледелия было разведение мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов), особенно на обширных затопляемых пространствах Дельты, изобилующих травами. В Дельте получили распространение садоводство и виноградарство. Основной масличной культурой был сезам или кунжут. Продуктивное земледелие - основа египетской экономики и богатства египетского государства в период Древнего царства.

Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле. Большое значение имело внедрение в производство меди, расширившее технические возможности человека. Древние египтяне получали медь в достаточном количестве, чтобы делать из нее самые разнообразные предметы, орудия труда и оружие (статуи, пластины, пилы, сверла, молоты, наконечники стрел и копий). Они овладели непростой техникой ковки и литья, могли уже соединять медные пластины при помощи твердого припоя. В гробницах того времени обнаружены целые клады медных изделий. Так, в гробнице Джера в Саккара найдено три ящика, заполненных медными изделиями: 121 нож, 7 пил, 32 шила, 262 иглы, 16 пробойников, 79 долот, 102 тесла, 75 мотыг и др.

Эпоха Древнего царства - начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные стены), потребовавших высокого искусства обработки камня. Тщательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов IV династии (таких блоков было выложено только в пирамиде Хуфу 2,3 млн. штук, а это значит, что строителям пришлось отшлифовать около 14 млн. поверхностей), роскошная облицовка из плит - зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков.

Изобретение и повсеместное применение гончарного круга привело к сдвигам в керамическом деле, которое приобретает черты серийного, или "массового", производства, не говоря уже о разнообразии форм керамики.

Как было организовано сельскохозяйственное и ремесленное производство в Египте? Многочисленные рельефы и росписи, покрывающие внутренние стены раскопанных гробниц вельмож, позволяют ответить на этот вопрос. На них изображены все ступени получения продуктов и предметов ремесла - от обработки почвы до сбора урожая и приготовления конечного продукта (печеного хлеба, пива, медных изделий). Согласно этим, а также другим источникам (биографии вельмож), основными были крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Лучше всего известно по источникам крупное хозяйство вельмож. Оно состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, которая обозначалась как "дом отца" и была собственностью, и земли, полученной за службу, которая считалась лишь условным владением. Эта, юридическая разница была номинальной, поскольку должности, как правило, передавались по наследству, так же как и родительская земля (имущество). Однако собственность на наследственную или купленную землю не была полной частной собственностью. Ведь земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее opошения, а верховным организатором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, и фараон. Поэтому фараону принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые не могли не ограничив права собственности на все виды египетских земель.

Хозяйство египетского вельможи было очень крупным, хотя его точные размеры нам неизвестны. Оно состояло из резиденции-дворца, окруженной поселениями земледельцев и домами ремесленников. На полях господина трудились многочисленные работники, объединенные своего рода рабочие отряды. Они получали из господской усадьбы посевное зерно, тягловый скот, сельскохозяйственный инвентарь. Работали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожая. В особых мастерских на тех же основаниях работали ремесленники, продукция которых поступала на склады господина.

Основные работники вельможного хозяйства скорее всего не имели ни собственной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями. Как показывают изображения, они получали свое довольствие (продукты питания, одежду и ремесленные изделия) из общего склада. Иначе говоря, крупное поместье было натуральным, замкнутым в себе производством, мало связанным с рыночным обменом. Правда, в ряде сцен изображены рынки, на которых идет бойкая торговля зерном, овощами, рыбой, обувью, одеждой, однако, вероятно, эти мелкие рынки функционировали в пределах тех же вельможных имений, а торговали лишь редкими излишками потребляемой продукции.

Основные работники вельможных хозяйств не имели своей земли, орудий труда, работали под наблюдением надсмотрщиков не распоряжались произведенной продукцией, тем не менее вряд ли они были рабами, так как имели свою семью, некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют "мерет" или "хемуу", в то время как собственно рабов обозначали термином "бак".

По документам, найденным в архиве храма фараона Нефериркара (V династия) касающимся инвентаризации имущества, штатного расписания, выдач продуктов и вещей, можно сделать вывод, что организация царского и храмового хозяйства была такой же, как в вельможных имениях, хотя, возможно, роль рабского труда в них была выше (ведь большая часть пленников оседала в царских и храмовых хозяйствах). Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительство пирамид, дорог, перевозка тяжестей, погрузка судов и др.) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так называемые иммунитетные грамоты. Так, в грамоте фараона Пиопи II (VI династия) говорилось: "Мое величество не допускает, чтобы какой-либо человек храма Мина Коптосского в Коптосском номе производил переноски и рытье или какую-либо работу, производимую в этом Верхнем Египте". Однако подобных грамот было немного, большая часть хозяйств облагалась многочисленными налогами и повинностями, что усугубляло подневольное положение египетских тружеников в обществе.

Наряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные, или соседские, общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином "царские люди", платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки основного класса египетского общества, который противостоял господствующему классу во главе с фараоном.

Рабы "бак" составляли особый класс египетского общества. Судя по документам, рабов продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Однако в период Древнего царства эти источники были ограничены: завоевательные походы за пределы долины Нила были довольно редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью, так как большой нужды в рабах еще не было. Имеющиеся рабы использовались практически на тех же работах, что и отряды подневольных работников. Резкой грани между жестоко эксплуатируемыми работниками вельможных и царских хозяйств, работающих под палкой надзирателя, и собственно рабами еще не было. Во времена Древнего царства сложилась специфическая система тотальной и жестокой эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов (поголовное рабство, по словам К. Марксу), которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Эта тщательно организованная центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводила к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе. Организация государственного управления. Египетская деспотия. Необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационного земледелия, в поддержании общественного порядка привела к созданию многочисленного и хорошо организованного государственного аппарата. Он состоял из трех основных звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений-общин) аппарата.

Во главе центрального управления стоял царь, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта, воплощенного бога Гора. Никто не мог произносить его священное имя, так как, по египетским верованиям, это могло нанести царю вред, поэтому царя называли иносказательно - "великий дом" (перо, откуда и возник термин "фараон"). Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был наделен всей полнотой власти, т.е. сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Фараон считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловеком, а его распоряжения приобретали тем самым характер безусловного повеления. Был разработан торжественный ритуал его почитания, фараон изображался в сонме богов. Он считался воплощением бога Гора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строились храмы и грандиозные усыпальницы-пирамиды. Жалкой песчинкой ощущал себя простой смертный рядом с рукотворной горой - символом абсолютной власти бога-человека. Десятки тысяч людей, оторванных от насущных хозяйственных работ, годами надрывались на стройках. По сведениям Геродота, пирамиду Хуфу строили 100 тыс. человек течение 20 лет.

Ближайшим помощником фараона был младший чиновник - чати, напоминающий средневекового везира. Он был руководителем многочисленного, построенного по принципу строгой иерархии чиновничества принадлежавшего к разным ведомствам: организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и проведения повинностей, строительства, судебных дел. Особенностью центрального аппарата Египта была нерасчлеенность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Носитель царских сандалий был вместе с тем главнокомандующим армии, старейшиной дворца и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма. Вот, например, должности и титулы одного из вельможей VI династии Хуфхора: местный князь (правитель Элефантинского нома), друг единственный (фараона), херахеб (особый жрец, читающий тексты), щми-из (придворный титул), страж Нехена города Иераконполя), казначей царя Нижнего Египта, начальник чужеземных отрядов (наемников), выполняющий все тайные дела главы юга, доверенный своего владыки. Как фараон носил титул царя Верхнего и Нижнего Египта, так и государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний или Нижний Египет.

Органической частью государственного аппарата была армия. В то время она комплектовалась по царскому набору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами. По данным биографических надписей вельмож, в армии входили также какие-то отряды наемников, набираемые из чужеземцев. Для защиты северных и южных границ строились крепости, в которых размещались постоянные гарнизоны.

Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Как правило, номовое управление возглавлялось номархами, представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии. Насколько можно судить по источникам, могущественные фараоны Древнего царства подчинили своей власти местные династии номархов, хотя были вынуждены зачастую оставлять их во главе номов, что подготавливало на будущее возможность возрождения номового сепаратизма.

В ряде надписей встречаются термины "джаджат" и "кенбет", которые обозначают скорее всего советы, управляющие жизнью общин. Они наблюдали над местной оросительной сетью, вершили суд, особенно в области семейного права, в частности в делах о наследствах. Постепенно общинные советы были подчинены вышестоящим властям, а их члены превратились в низших чиновников.

Сложившаяся в эпоху Древнего царства система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная деспотия (от греческого термина "дехпотес" - господин, которому противостоит термин "раб").

Внешняя и внутренняя политика фараонов Древнего царства. После объединения Верхнего и Нижнего Египта военным путем при Хасехемуи перед основателем III династии фараоном Джосером (XXVIII в. до н.э.) встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось разными путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта, активизацию внешней политики, организацию центрального управления. Одним из путей стало ослабление наследственной власти местных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номархов и их перемещения из нома в ном. Как показывает биография вельможи Мечена (XXVIII в. до н.э.), его долгая карьера включала должности правителя нескольких номов - Мендесского, Саисского, Ливийского. Летопольского, Кинепольского.

Важную роль в укреплении центральной, власти сыграла новая концепция обоготворения царя. Эта концепция стала воплощаться в привычных для египтян формах заупокойного культа. И раньше, при фараонах I-II династий, царские погребения отличались большей пышностью, чем захоронения номархов. Но в принципе и царские, и вельможные гробницы представляли собой один и тот же вид сооружения, так называемые мастабы. Теперь эти традиции пересматриваются. Чтобы подчеркнуть особый характер власти, неземное могущество фараона, его прямую причастность к миру богов, его погребение получает принципиально иное решение. Джосер возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы: в виде поражавшей воображение тогдашних людей ступенчатой пирамиды высотой в 60 м, имеющей в основании 160X120 м (около 2 га). При пирамиде были построены заупокойный храм и молельни, где жрецы совершали религиозные церемонии в честь богочеловека-фараона. Придворные и номархи стали возводить свои усыпальницы рядом с пирамидой, демонстрируя безусловную преданность своему владыке.

Если с религиозно-идеологической точки зрения строительство пирамиды было эффективным средством обоснования деспотической власти обожествленного фараона, то с точки зрения архитектурной и культурной возведение пирамид было огромным достижением: впервые в истории было построено гигантское сооружение из камня, найдена новая форма пирамиды, решен ряд сложнейших инженерных и архитектурных задач. Строитель первой пирамиды Имхотеп вошел в историю египетской культуры как великий мудрец и был впоследствии обожествлен. При фараонах IV династии (XXVIII - XXVII вв. до н.э.) Хуфу, Хафра и Менкаура строительство пирамид как памятников сверхчеловеческого величия и абсолютной власти достигло наивысшего размаха, а их пирамиды (особенно пирамида Хуфу) до сих пор поражают своими размерами. Сооружение этих каменных гор в виде идеально правильной пирамиды потребовало не только огромного человеческого труда сотен тысяч людей, колоссальных средств, но и больших научных знаний в области вычислительной математики, техники, строительного и инженерного искусства. Примером остроумного решения сложнейших строительных задач является гениально простое решение проблемы предохранения внутренних помещений от чудовищного давления верхних этажей пирамиды с помощью разгрузочных камер. Пирамиды IV династии остались в истории человечества не столько символами деспотического могущества их владельцев, сколько замечательными памятниками культуры египетского народа.

При IV династии централизация государственного управления достигла своих крайних пределов, поскольку все высшие должности оказались сосредоточенными в руках царской семьи (многочисленных детей и родственников фараонов).

Сосредоточение в руках центрального правительства огромных ресурсов всего Египта привело к успехам во внешней политике. Особенно энергичную завоевательную деятельность развил основатель IV династии Снофру (XXVIII в. до н.э.). При нем были выработаны основные направления внешней политики Египта:

1) на юг, в Нубию;

2) на северо-восток, на Синай и в Палестину;

3) на запад, в сторону ливийских племен.

И на всех этих направлениях Снофру одержал крупные победы. При нем был присоединен к Египту Синайский полуостров, где находились богатые медные рудники. Для укрепления северовосточных границ Дельты была построена линия оборонительных сооружений под названием "стена Князя", а на Синае Мощная крепость была названа "Домом Снофру".

Удачными были походы Снофру в Нубию, после одного из них он взял в плен 7 тыс. нубийцев и увел в Египет 200 тыс. голов скота. Успешными были и войны с ливийскими племенами.

При IV династии Египет, осуществляющий контроль над захваченными территориями в Нубии, на Синае, среди части ливийских племен, превратился в одну из самых крупных держав на Ближнем Востоке.

Однако в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте осложнилось. Строительство гигантских пирамид и проведение активной завоевательной политики потребовали крайнего напряжения всех сил государства, привели к расточению огромных людских и материальных средств и в конечном итоге к истощению страны. Эксплуатация населения вызывала недовольство, приводила к обострению социальных противоречий. Излишняя централизация власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывала недовольство номовой знати и служилой аристократии. Передавая древнюю египетскую традицию об этом времени, греческий историк Геродот писал: "Хеопс (Хуфу) поверг Египет во всевозможные беды. Прежде всего он запер все храмы и запретил египтянам приношение жертв, потом заставил всех египтян работать на него (при строительстве своей пирамиды)". О недовольстве политикой IV династии намекается в папирусе Весткар, где приведены древние сказания о фараоне Хуфу и чародеях. Здесь говорится о том, что жена одного из жрецов зачала от самого бога Ра и родила трех сыновей, ставших основателями новой, V династии. Иначе говоря, боги как бы санкционировали лишение власти правителей IV династии и передали трон новым фараонам.

В надписях пропадают данные о последних представителях IV династии, не сохранились даже их пирамиды - факт достаточно красноречивый. Вполне вероятно, что смена одной династии другой произошла насильственным путем. Стремясь укрепить внутреннее положение в стране, фараоны V династии (XXVI - XXV вв. до н.э.) отказываются от строительства огромных пирамид (их пирамиды - достаточно скромные постройки по сравнению с IV династией). Они привлекают в центральный аппарат представителей местной и служилой знати, открывая дорогу вверх более широким кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Изменилась и религиозная политика. Начинается активное строительство храмов солнечному богу Ра, культ которого становится главным государственным культом. Имя бога Ра чаще, чем раньше, включается в систему тронных имен ряда фараонов (Саху-Ра, Неферирка-Ра и др.). Теперь концепция божественности фараона обосновывается не гигантскими сооружениями заупокойного культа, а иными идеологическими средствами: идеей прямого происхождения от верховного бога Ра, объявленного отцом царствующих фараонов. Эти меры, несколько успокоившие страну, обеспечили успехи внешней политики V династии и дальнейшее расширение влияния Египта за его рубежами. На юге египетские отряды доходят до третьего порога Нила. На рельефах заупокойного храма фараона Сахура в Абусире изображены корабли, прибывшие из Финикии, а одна из богинь записывает число пленников и стада скота, захваченные у ливийских племен в стране Техену.

При VI династии (XXIV-XXIII вв. до н.э.) продолжается процесс укрепления номовой и служилой знати. Многие ее представители добиваются от фараонов иммунитетных грамот, по которым их владельцы освобождаются от налогов и повинностей в пользу центральной власти. Внешним выражением силы местной аристократии являются их гробницы. Если ранее номархи стремились строить усыпальницы рядом с пирамидой своего повелителя, то теперь они строят их в своем номе. Гробницы номархов из поколения в поколение становятся все более роскошными, в то время как пирамиды фараонов превращаются в скромные постройки, не идущие в какое-либо сравнение с грандиозными сооружениями IV династии. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу местных властей. Экономическое и политическое могущество центрального правительства падает, так же как и внешнеполитическое влияние Египта.

После прекращения VI династии (середина XXIII в. до н.э.) власть мемфисских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов.

Эпоха Древнего царства завершается. И начинается период упадка и раздробленности Египта, так называемый переходный период истории Древнего Египта.



biofile.ru

Сакрализация власти фараона в древнем Египте

Образование 5 июня 2016

Культ фараона в Древнем Египте играл особую роль в существовании общества. Это явление поддерживалось учением жрецов. Согласно ему, фараона считали воплощением божества или богочеловеком.

сакрализация власти фараона

Другими словами, правитель Древнего Египта имел двойную природу. Он обладал как человеческими, так и божественными истоками. Даже его рождение считалось результатом брака между богом-отцом и земной матерью. В связи с этим фараон правил на земле как воплощение Гора, а после смерти отождествлялся с владыкой уже подземного мира.

Династии правителей

История Древнего Египта делится на пять периодов. Это было Раннее и Древнее, Среднее и Новое, а также Позднее царство. Все они существовали в 3-1 тысячелетии до н.э. В эти времена страной поочередно правили тридцать династий фараонов, каждого из которых считали воплощением на земле верховного бога Осириса. Первым подобным правителем был Мина. В свое время он объединил Нижний и Верхний Египет.

Рассматривая культуру этой страны, необходимо отметить то, что она носила религиозный характер. Помимо этого, здесь имела место сакрализация власти фараона (кратко она будет описана в данной статье).

Отношение простых людей к властителям

Все правители Древнего Египта воплощали собой единство страны и считались фигурами сакральными. Именно поэтому и был столь развит культ фараона. В Древнем Египте он магическим образом обеспечивал столь необходимые разливы Нила при помощи проведения специальных ритуалов. Объяснить этот сверхъестественный дар весьма просто. Дело в том, что жрецы, которые владели соответствующими знаниями, уже знали, в какой именно день начнется разлив реки. Фараон же по их подсказке бросал в воду свиток с приказом. В глазах простых людей их правитель был тем полубожеством, которое вызывало полноводье.

Именно поэтому все жители страны были уверены, что от их властителя зависит урожайность полей, приплод домашних животных и даже рождение детей в каждой семье. Имя фараона запрещено было произносить вслух. В связи с этим простому люду приходилось использовать иносказания. А увидеть живого бога удавалось только немногим счастливцам. В египетских текстах можно найти описание такой аудиенции. От посетителя требовалось лежать на животе и целовать землю возле ног владыки страны. При этом простой человек часто терял сознание, а порой и жизнь, от священного трепета перед божеством.

Видео по теме

Сакрализация

Из истории развития общества известно, что государственность в любой стране мира возникала на основе власти королей или царей, которая была, как правило, безграничной. Причем этот правитель был один на сотни тысяч и даже миллионы своих поданных.

сакрализация власти фараона в египтеТак было и в Древнем Египте. Там имела место сакрализация власти фараона. Это процесс, наделяющий правителя священными свойствами. Сильной централизованной власти в древнем государстве удалось добиться на основе идеи божественной природы фараона. Причем основными принципами этой власти являлась непостижимость и незыблемость. Древневосточный люд постоянно организовывался вокруг священной фигуры своего правителя. С ним народ соотносил свои помыслы и деяния, в нем видел источник бедствий и благодеяния. Фараон словно центрировал тот мир, в котором жили его подданные, и являлся своеобразной системой координат их взглядов на жизнь.

Религиозные представления

Сакрализация власти фараона выражалась в подчинении народа воле одного человека. Причем это явление основывалось на вере простых людей в то, что правитель их государства является представителем высших сверхъестественных сил, наделивших его многочисленными правами. Немаловажным моментом, при котором была возможна сакрализация власти фараона, являлось утверждение концепции «богочеловека», власть которого дарована ему свыше и не нуждается в каком-либо рациональном и логическом объяснении.

Существовало традиционное древнегреческое представление. Согласно ему, фараон был сыном не только верховного бога, но и всех остальных главных девяти богов. То есть в правителе страны были сконцентрированы все сверхъестественные силы.

Сакрализация власти фараона основывалась и на том, что он в определенной степени выше всех богов по отдельности. Причем это не просто посредник между двумя мирами. Он - продолжение божественного мира на земле. Такое видение власти хорошо просматривается в одном из древних текстов «Завещание Рамсеса».

Статус фараона

Образ и фигура божественного царя получили наиболее законченное и полное выражение в Древнем Египте. Но, несмотря на это, культ фараона являлся лишь тенденцией для сохранения первобытных представлений. Люди, проживавшие в глубинке, верили своим местным богам, и культ правителя государства существовал для них лишь формально.

сакрализация власти фараона в древнемО том, что фараоны не всегда носили символ божественности в глазах поданных, свидетельствуют дошедшие до нас древнеегипетские тексты. Но все же в этом государстве культ правителя был развит настолько сильно, насколько это возможно в человеческом обществе.

Теократический характер власти

Главой Древнего Египта был фараон. В его руках сосредотачивалась абсолютная власть над страной, ее материальными, природными, трудовыми и земельными ресурсами. Название, которое носит подобная сакрализация власти фараона, – теократия. В переводе с греческого языка это слово означает «боговластие». Все, что имела страна, считалось собственностью ее правителя. И не случайно такое понятие, как «дом фараона», означало то же самое, что и «государство».

Учения жрецов Древнего Египта требовали от жителей страны беспрекословного подчинения своему правителю. Непослушание грозило людям страшными бедами не только при жизни, но и после смерти.

Роль искусства

Сакрализация власти фараона поддерживалась египетской культурой. Создаваемые при этом произведения искусства служили вовсе не источником эстетического наслаждения.

Они утверждали в поражающих воображение человека образах и формах ту власть, которой был наделен фараон. Культура Древнего Египта стояла на службе интересов верхушки страны и ее главы. В первую очередь она была призвана создавать памятники, которые прославляли фараонов и знать теократического государственного строя. Подобные произведения выполнялись по определенным правилам, благодаря чему еще больше усиливалась сакрализация власти фараона в Египте.

Шиферная плита Нармера

Существует яркий памятник, свидетельствующий о сакрализации власти фараона в Древнем Египте. Это шиферная плита Нармера. Она представляет собой пластину высотой шестьдесят четыре сантиметра, с обеих сторон которой нанесены рельефные изображения и краткие иероглифические надписи. Эта плита повествует о победе властителя Верхнего Египта Нармера над Нижним Египтом и объединении этих территорий в единое государство. Здесь можно увидеть изображение фараона в самом центре композиции. Он высечен с булавой, которой раздробляет голову вождю врагов. С обратной стороны Нармер в качестве победителя направляется к группе побежденных им военнопленных.

 культ фараона в древнем египтеИзображение, нанесенное на плите, доказывает тот факт, что действительно существовала сакрализация власти фараона в древнем египетском государстве. Ведь правитель изображен более высоким, чем все остальные. Причем данного принципа придерживались художники на протяжении не одного десятка лет во многих произведениях искусства.

Создание скульптур

Сакрализация власти фараона в Древнем Египте находила свое выражение во многих произведениях искусства. Скульпторы той поры изображали правителей государства с помощью статуй. При этом они старались идеализировать «полубогов», придавая их лицу спокойное выражение, а фигуру делая более величавой и могущественной.

сакрализация власти фараона это

Ярким примером является статуя фараона Хефрена. Этот умиротворенный и спокойный правитель восседает на троне, над которым расправил крылья бог Гор. Эта статуя, как и все остальные, является культовой, вмещая в себя, по представлению египтян, духовную сущность покойного. Причем в портрете фараона главным является не сходство с его чертами лица. Основной акцент здесь делается на типе властителя, отрешенного от обыденной жизни, являющегося главой крупнейшего древневосточного государства.

Создание храмов

Для сакрализации власти фараонов служили не только росписи, статуи и рельефы. Их власть прославлялась созданием грандиозных храмов, а также целых храмовых комплексов. Все они были воздвигнуты в честь обожествленных правителей Древнего Египта.

сакрализация власти фараона краткоОдним из наиболее ярких примеров подобного архитектурного шедевра считается гробница царицы Хатшепсут. Ее возвели в конце 16 в. до н.э. в долине Дейр-аль-Бахри. Все основные картины и надписи этого заупокойного храма описывают рождение и коронование царицы, а также ее замечательный воинский подвиг – поход в страну Пунт. Это была первая женщина-фараон, правившая Древним Египтом.

Заупокойный культ

В памятниках искусства, дошедших до нас со времен далекой эпохи, четко прослеживаются две темы – жизни и смерти. В Египте существовало учение, утверждавшее, что умершего непременно ждет Воскресение.

Фараон в этом государстве – не только держатель власти, но и божественное существо. Окончив свою миссию в мире людей, ему положено вновь вернуться к богам, где он и пребывал до своего земного рождения.

Возведением гробниц, которые должны были служить «домом вечности», дополнительно утверждалась сакрализация власти фараона. Теократия и заупокойный культ в этом государстве нашли свое выражение и в этих архитектурных памятниках.

Могущественные властители собирали огромные армии работников, которых принуждали тяжело трудиться, высекая огромные гранитные блоки, доставляя их на место строительства, а затем поднимая и укладывая тяжелейшие материалы с использованием лишь примитивной техники.

История не знает ни одного другого государства, где правители решались бы на такие материальные и людские затраты только ради того, чтобы возвести подобный памятник. Однако в Древнем Египте эти гробницы имели важнейшее культовое значение. Народ верил, что с их помощью фараоны смогут совершить восхождение в мир богов. Сама пирамида представляла собой символ многоступенчатой скамьи для поминания, на которой было достаточно места для каждого жителя государства. Этот памятник был завершающим этапом в погребальном обряде, начинавшемся с пристани, на которую прибывало тело фараона, привезенное в лодке по Нилу. Весь последний путь правителя проходил с востока на запад, то есть повторял движение небесного Светила по небосклону.

Символы величия

Каким еще образом осуществлялась сакрализация власти фараона? Атрибуты, которые носил правитель Древнего Египта, были символами его величия. Одним из главных из них считался головной убор, который назывался «пшент». Он состоял из двух корон – красной (Нижнего Египта) и белой (Верхнего Египта). Данный головной убор являлся символом власти над обеими землями. Короны надевали одна на другую, прикрепляя спереди изображения богинь, – покровительниц этих территорий.

сакрализация власти фараона теократия и заупокойный культПовседневным головным убором для жителей Египта считался платок. У фараона он был в виде большого куска полосатой ткани, обруча со змеем и ленты. Такой платок называли «клафт», порой на него надевали корону.

Также в числе атрибутов власти фараона с древнейших времен находился посох. Он напоминал о былых временах, когда значительную роль в жизни людей играло скотоводство.

Жезл c изогнутым верхним концом – также символ власти правителя Египта. Называется он «хека», или «крюк». Кроме фараона этот символ носили высшие чиновники. Помимо этого, был еще один жезл – уас. Он представлял собой длинную трость с раздвоенным внизу концом. Верх уаса украшала стилизованная голова собаки или шакала.

Помимо этих атрибутов, символом власти фараона являлась плеть, или нехех (цеп). Немаловажным царским достоинством была и борода. Ее изготавливали из золота и подвязывали правителю.

Восседал фараон на троне. Это сиденье было выполнено в форме куба и имело очень низкую спинку. По обеим сторонам трона устанавливали символ объединения египетских земель, который представлял собой тростник, перевивающий папирус.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Войско фараона в Древнем Египте. С какими целями фараоны содержали большое войско?Образование Войско фараона в Древнем Египте. С какими целями фараоны содержали большое войско?

Древний Египет был государством с абсолютной монархией. Вся власть в стране была сосредоточена в руках одного человека – фараона, живого Бога на земле, таковым его считали египтяне. Древний Египет не был агресси...

Наделенный абсолютной властью, или кто такой жрец в Древнем Египте?Духовное развитие Наделенный абсолютной властью, или кто такой жрец в Древнем Египте?

Кто такой жрец? Это посредник в общении между смертными людьми и богами. Считается, что жрецы служили помощниками правителя. Они помогали ему в принятии тех или иных решений, заглядывали в будущее, совершали различные...

Одежда Древнего Египта. Одежда фараонов в Древнем ЕгиптеОбразование Одежда Древнего Египта. Одежда фараонов в Древнем Египте

Древний Египет считается одной из самых старых цивилизаций. Она имела собственные культурные ценности, политический строй, мировоззрение, религию. Отдельным направлением была и мода Древнего Египта. Надо отметить, что...

Бог Себек в древнем ЕгиптеДуховное развитие Бог Себек в древнем Египте

Еще на заре зарождения человеческой истории сформировалась одна из самых древних религий мира. По египетской мифологии, просуществовавшей значительно больший промежуток времени, нежели христианство, в роли божества вы...

Священные животные Египта. Священный бык в древнем Египте. Священный бык древних египтян АписДуховное развитие Священные животные Египта. Священный бык в древнем Египте. Священный бык древних египтян Апис

Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне превозносили братьев наших меньших, изображая ...

Бог Тот - бог мудрости и знаний в Древнем ЕгиптеДуховное развитие Бог Тот - бог мудрости и знаний в Древнем Египте

Одним из известнейших и величайших божеств, почитаемых жителями Древнего Египта, был Тот – бо...

Бога Солнца в Древнем Египте называли Ра. Немного о его многозначностиДуховное развитие Бога Солнца в Древнем Египте называли Ра. Немного о его многозначности

Историки так и не решили, когда в Египте возник Ра, настолько размыты и неоднозначны его описания. Известно, что Бога Солнца в древнем Египте называли Ра. Он создал себя и всю египетскую цивилизацию. Самые древние док...

Что такое роспись в Древнем Египте? Давайте узнаемИскусство и развлечения Что такое роспись в Древнем Египте? Давайте узнаем

Египет - это загадочная страна, которая привлекает многих своим историческим и культурным наследием. Помимо величественных пирамид и папирусов культуру Древнего Египта хорошо характеризуют еще и росписи на стенах, кот...

Колокольня Ивана Великого Московского КремляИскусство и развлечения Колокольня Ивана Великого Московского Кремля

На Соборной площади московского Кремля возвышается колокольня Святого Иоанна Лествичника, известная также как колокольня Ивана Великого. Кремль и все его постройки соединяются в единое целое в самом центре столицы. В ...

Телесериал «Краповый берет»Искусство и развлечения Телесериал «Краповый берет»

"Краповый берет" – отличный многосерийный приключенческий фильм российского производст...

monateka.com

Власть царей Скорпиона в древнем Египте

Скорпион I, девятый фараон додинастического периода царствования Египта, нулевая династия. Правил древней цивилизацией около 3170-3150 до н.э. Гробница с захоронением фараона была найдена археологами в 1988г.

Предшественником династии Скорпиона I был фараон Бык, преемники Ни-Нейт (Нижний Египет) и Сокол I (Верхний Египет).О царе Скорпионе указано в Эберском папирусе – древнеегипетской «Книге мёртвых».

Сфера правления фараона Скорпиона I простиралась на Верхний Египет до Элефантины, и он торговал с Нубией, Буто и Абу-Омаром.

Основное население додинастического древнего государства составляли земледельческие племена – феллахи, которые выращивали в дельте Нила злаковые растения, бахчевые культуры. Возможно первым правителем Верхнего Египта и был фараон Скорпион, его изображения с мотыгой на строительстве дамб выглядит достаточно убедительно, выполнено на двух булавах жезлов.

Гробница (U-j) Скорпиона I находится в некрополе «Умм-Эль-Кааб» недалеко от Абидоса, в гробнице, состоящей из двенадцати погребальных камер общим размером более 80 кв.метров, построенных из глиняных кирпичей в захоронениях.

Помещения усыпальницы были заполнены украшениями, выполненным из слоновой кости. Обнаружены царские скипетры и винные кувшины в большом количестве, завезенные из Сирии. На глиняных кувшинах идентифицировано имя владельца усыпальницы «Скорпион I», и даже указано имя приемника – Сокол I.

Царь древнего Египта Скорпион II

Фараон Скорпион древнего ЕгиптаФарпон Скорпион древнего Египта

Скорпион II — cемнадцатый фараон нулевой династии додинастического древнего Египта.

Правил цивилизацией около 3075 — 3025 до н.э. Главным доказательством существования этого царя стали булавы из Нехена (Сокол). На булаве царь в белой короне. Его последователем был царь Нармер – первый правитель Верхнего и Нижнего Египта 3150 — 3040 до н.э., доказано что оба царя были выходцы из дома Иераконполя – города Тинисской династии.

Рядом с древней столицей Египта Мемфис, рядом с некрополем Тура, была найдена надпись о Скорпионе II.

Возможно, Скорпиону II принадлежит сланцевая палетка с изображением: сокола, льва и скорпиона, с другой стороны: бараны, деревья , быки, ослы, и слово «Ливия». Видимо как богатая страна, в которую он ходил с войском. Слоны в те времена ещё находились в оазисах Ливии, их бивни использовались для изготовления оружия. В последующем правлении царь Нармер не раз ходил в Ливию с походами завоевателя, даже надеялись подчинить ливийцев Египту, хотя и они были не прочь переселится поближе к Нилу, так как постепенное высыхание степной и лесостепной зоны Ливийской пустыни не в состоянии было прокормить местных кочевников

Фараон Верхнего Египта Скорпион II правил обширной территорией додинастического государства обширной территории. Гробница захоронения Скорпиона II имеет четыре комнаты в Абидосе, надпись на них гласит «Царь Скорпион». Также это название было прочитано в двух серехах (записках), найденных в кувшинах.

Смотрите также:

Царь Верхнего Египта Ири–Хор

 

drevniy-egipet.ru