Школы древней греции медицинские. § 2. Роль древнегреческой медицины в истории становления европейской медицины. Основные медицинские школы Древней Греции и их представители.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

28. Философская основа древнегреческой медицины. Школы древней греции медицинские


Медицинские школы Древней Греции. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.)В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.

Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений…

мед.врачевание-480 – 470 до н.э.,

Кротонская медицинская школадостигла своего расцвета в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:1. организм есть единство противоположностей,2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,3. противоположное излечивается противоположным.

мед.ранение- vulci. 500 гг. До н.э

Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание,вскоре,  эпидемия была прекращена.

Косская медицинская школа:1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,3. развивала основы врачебной этики.

мед-Hippocrates1756_large

Расцвет Косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю, как Гиппократ. Гиппократ по праву считается «отцом современной медицины». Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие ученые полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.

мед-клятва-

Факт существования Клятвы Гиппократа подразумевает, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных друг с другом строгим этическим кодексом.

Первые учения наложения повязок во время травм или иных болезнях — всё это заслуга Гиппократа. Десмургия – методы наложения повязок. На сегодняшний день в современной медицине также используют его правила и разработки:***при наличии гноя обязательна его ликвидация;***нельзя подходить к людям, имеющим раны, с не вымытыми руками;***используемые при лечении повязки могут быть как сухие, так и мокрые. В Древней Греции для смачивания повязок использовали вино, т.к. оно имеет антисептические свойства.***Методом «чепчика Гиппократа», и посей день перематывают голову.***Предшественником современного ортопедического стола была скамья придуманная Гиппократом, на которой он лечил спины, вправлял вывихи и переломы. Лёжа на спине человеку делали растягивание (тракцию), специально вмонтированными лебёдками.

Памятник Гиппократу на его родине - остров Кос

Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос

Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека:Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.

герои-Гермес и Сарпидон-Euphronios_krater

Философские основы Древнегреческой медицины (натурфилософия)Древнегреческая философия зародилась в городе Милет в Ионии в Малой Азии, где жил купец Фалес (624-546 г.г до н.э.), который искал из состоит весь мир. Он решил, что из воды, ведь , только влага может быть в трех состояниях- в твёрдом, жидком и в газообразном.Анаксимандр из Милета (ок.611 -546 г.г. до н.э.)- считал, что всё состоит из мельчайших частиц материи — апейронов.Анаксимен из Милета (ок. 585 -525 гг. до н.э.) считал, что всё состоит из воздуха.Гераклит из Эфеса (ок. 554 -483гг. до н.э.) всё состоит из огняЛевкипп из Милета или Абдер (ок. 500-440 гг до н.э.) считал, что всё в мире состоит из atomos — атомов — неделимых частицДемокрит (460-371 гг. до н.э.) из города Абдер создал систему античной атомистики, которая была положена в основу врачевания древней Греции.Платон (427 -347 гг. до н.э.) из Афин продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания.  Философское учение Платона как философская система охватывает вопросы бытия, мира и его происхождения, души, познании, математике, общества,  воспитания, искусства, медицины. По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущий, а лишь чувственно воспринимаемые вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в чувственном восприятии нет ничего прочного, постоянного и истинного. Подлинная причина и сущность чувственных вещей –  постигается умом, идеями – эйдосами. Каждому классу чувственных предметов в не чувственном мире соответствует некоторый «вид», или «идея». Согласно теории идей Платона Идеи (эйдосы) существуют отдельно от вещей в другом мире, и для того, чтобы излечить тело, человеку следует изменить свои мысли, идеи (эйдосы), мировосприятие.

apollon-i-voron-delfy-480-g

Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.

«Твое здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (Геродот Галикарнасский).

apollon-i-ego-simvoly-koleso-voron-1v-do-n-e

Аполлон и его символы — Ворон и Колесо Жизни

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru

28. Философская основа древнегреческой медицины.

У древних греков знания не были расчлененына отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Наука “о природе” в Древней Греции включила три кардинальных направления: изучение “природы” живого (и прежде всего человеческого) организма; изучение “природы” космоса в целом;

изучение “природы” (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира. Первое из этих направлений явилось основанием для дальнейшего развития медицины, а также содержало в себе зачатки будущей биологии и всех её разделов; второе явилось исходным пунктом для развития научной астрономии; третье же, в то время бывшее наиболее спекулятивным, предвосхитило появление физико-химических наук, поскольку их теоретической базой стали, в конечном счёте, молекулярно-атомистические представления.

Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики —передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях— школах физических упражнений. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода —сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела.

29. Медицинские школы Древней Греции.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.

- Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

- Книдская медицинская школа 1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение - есть причине большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда - современник Гиппократа, автор многих сочинений.

- Косская медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.

studfiles.net

На тему- Врачебные школы Древней Греции

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

                                                                        ГОУ ВПО

                           «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

                                                                              

                                          Реферат

                                                                                        Выполнил студент: 31-25а гр. I курса

                                                                                                                            Эльдарова С.П.                                                      

                                                                                        Проверил: Тюрина И.А

                                        

                                         

                                                   Сургут 2013

Содержание.

Введение.

Кротонская врачебная школа.

Книдская врачебная школа.

Сицилийская врачебная школа.

Косская врачебная школа.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

    Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.

    Сейчас трудно сказать, где родилась медицина, ведь во все времена она была и будет нужна. Но как наука, развивающаяся на открытиях и  доказательствах, медицина начала существовать именно в Древней Греции. Подтвердить это могут даже названия, согласитесь, все медицинские термины имеют латинское или греческое происхождение.

    Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады — в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.

    В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.

Кротонская врачебная школа.

    Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1. Организм есть единство противоположностей;

2. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни;

3. Противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

    Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon, VI—V вв. до н.э.) — «муж, искусный в естествознании, первый дерзнувший приступить к разрезыванию тел /животных/» (Халкидий)16. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана) и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.

Книдская врачебная школа.

    Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч.eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в.

Учение о четырех стихиях — «корнях», первоначалах природы, стало основой знаменитой «гуморальной теории» (от греч. «дитог» — жидкость), согласно которой здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех жидкостей — телесных соков, или «гуморов»: крови, флегмы, черной и желтой желчи. Им соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Учение о четырех стихиях окончательно сформировалось в греческой натурфилософии к IV—III вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля, великого древнегреческого философа, который был врачом и сыном врача.

Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч.diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Книдская медицинская школа:

1. Заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней.

2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений

    Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.

Сицилийская врачебная школа.

    Сицилийская врачебная школа, как сообщает Гален, была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495—435 гг. до н.э.) в V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.

    Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом.

    Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах.

    Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отлита монета.

    Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

Косская врачебная школа.

    Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с. о. Кос (Nevroe. VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачеватсля без промедления откликнулись на эту просьбуи, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.

Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные целительные силы (греч. physis — природа). Болезнь вих понимании — не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Так, об эпилепсии, которую называли «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни... есть мозг»17.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю какГиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности острова, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras, IV в. до н.э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма).

Наши знания о врачевателях Древней Греции классического периода достаточно ограничены. Тем не менее, анализ дошедших до нас сведений показывает, что достижения этого периода не сводятся только к имени Гиппократа (как это чаще всего делается), — формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, — все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов Древней Греции.

Косская медицинская школа:

1. Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой;

2. Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного;

3. Развивала основы врачебной этики. 

Заключение.

    В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние  знания  жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения  и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин  сохранялись  на прежних территориях. Примером такого  рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики  Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

    На территории России до XIX-го  столетия существовал  центр древнего врачевания на Урале в Верхотурье, в районе языческого капища. Жрецы-хранители эзотерических знаний жили уединенно, о них до сих пор ничего не известно… Эта область истории российской  медицины еще ждет своих исследователей.

    Геродот  приводит историю о Демокеде, одним из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому  царю Даршо. Царь вывихнул ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед  использовал мягкие снадобья и вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары.  Многие положения кротонской медицинской школы оказали впоследствии  влияние на развитие греческой медицины. Пифагорейское учение о четных и нечетных  числах нашло отражение в трудах великого Гиппократа, через полтора столетия  после Пифагора.

    Исторические параллели: Вот как писал Гиппократ о влиянии четных и нечетных  дней на ход лечения болезни: «…..выздоравливают и умирают в нечетные дни, если лихорадка падает…. Раны  также наиболее воспалены в эти дни …. Освобождение ран  от воспаления происходит на пятый день или, вернее, в таком порядке зависимости от величины раны, - на третий, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый  день…. На четырнадцатый день освобождаются от воспаления самые большие раны …».

    Интересно сопоставить взгляды пифагорейцев с китайским учением «инь-ян», отраженным в классическом каноне «десять крыльев»  (  III век до н.э.). Его авторы полагали, что тайна мироздания  заключена в числах, и с помощью  чисел пытались связать инь и ян  с пятью элементами – стихиями.  При этом полагалось, что числа Ян всегда нечетные, а числа инь- четные:  1,3,5, и 9 назывались числами Неба; 2,4,6,8,10 – числами Земли.            

Список литературы.

1) Сорокина Т. С. "Атлас истории медицины:Первобытное общество. Древний мир". - 2-е издание., перераб и допол. - М.: Изд-во УДН, 187. - 1168 с., ил.

2) История медицины 3-е издание Москва 2004г Т.С.Сорокина.

3) Медицина в зеркале истории. Светлана Марковна Марчукова.

4) Медицина в Древней Греции. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

www.bibliotekar.ru/423/11.htm.

5) Врачебные школы

stud24.ru/history/vrachebnye-shkoly/213731-625311-page1.html.

samzan.ru

Медицинские школы Древней Греции.

Медицина полисного периода.

В VIII – VI вв. до н.э. на территории Греции повсеместно формируются города – гос-ва –полисы. Они объединяют свободных граждан, владевших землей и рабами.

Широкие торговые и культурные связи между многочисленными полисами способствовали экономическому и культурному развитию Древней Греции.

Полистный период истории Древней Эллады отличается двумя важными вещами:

1. формирование древнегреческой философии;

2. становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в Древней Элладе, усиление религии и становление храмов.

Культ Бога Асклепия.

Храмовое врачевание в Древней Элладе познавалось на фоне эмпирического врачевания.

Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Центральным сооружением был храм Асклепия.

Минеральный источник, вода которого обладает природными лечебными свойствами и кипарисовая роща, воздух которой является целебным, были обязательными ориентирами при выборе в Древней Элладе мест для сооружения храмов.

Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому он считался священным.

На территории святилища также был: баня, библиотека, гимнасий и стадион, амфитеатр. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь именитых врачевателей., стены на которых высекались тексты в случаях удачного исцеления.

Одно лишь не дозволялось: в святилище нельзя было умереть. Служители асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посетителями. Каждый вошедший мылся в водах священного источника, а затем приносил жертву богам.

Врачевание в асколепейонах сочетало эмпирические средства лечения и магические. Основные были: природные, лекарственные, водолечение, диета, режим, гимнастические упражнения.

Резкой границы между светской медициной и врачеванием в храмах Древней Эллады не было.

Предполисный период.

Источник знаний: поэмы Гомера. В поэмах Гомера описано 141 провреждение туловища и конечностей. Лечение ран состояло в извлечение стрел и других ранящих предметов, выдавливанием крови и применением болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки.

В поэмах также упоминается от эпидемии чумы, о рождении жизнеспособного младенца в конце 7 месяца беременности, говорится об употреблении серых окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использование серы, как ле5арственного средства.

Классический период.

Становление античной философии.

+

Кротонская врачебная школа.

Основные тезисы:

1. Организм есть единство противоположностей;

2. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного,

теплого и холодного и т.п.

Выдающимся врачевателем кротонской школы является – пифогореец Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал , писал о головном мозге как органе познания и причинах некоторых болезней, связанных с истечением, изменением слизи.

Книдская врачебная школа.

Развивалось учение о 4 жидкостях: кровь, черная/светлая желчь, слизь. Здоровье понималось как результат их благоприятного смещения и наоборот, неблагоприятного смещения, как причина большинства болезней.

Развивалось учение о признаках болезней – симптомах и диагностике. включая метод выслушивания и открытие плевретического трении. Врачеватель: Эврифон.

Сицилийская врачебная школа.

Основана школа Эмпидоклом. Сохранились фрагменты его трудов, в частности труда «О природе». Врачевателем сицилийской школы признавали сердце главным органом познания. Четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями.

Косская врачпебная школа.

Врачеватели Косской школы воспринимают человека, его здоровье в тесной связи с окружающим миро, стремились поддерживать имеющиеся в его организме природные силы – физис.

Активно развивалось учение о 4 телесных соках и типах людей, живших в разной местности, разработаны принципы наблюдения и лечения у постели больного.

Расцвет Косской врачебной школы связан с именем Гиппократа. Видным врачевателем также был Пифагор.

 



infopedia.su

3. Медицинские школы Древней Греции. Медицина Древней Греции

Похожие главы из других работ:

История развития онкологии: проблемы и перспективы

2.2 Развитие онкологии в Древней Греции

Представление Гиппократа За два тысячелетия до изобретения микроскопа диагноз рака представлял собой сочетание тщательного наблюдения и гипотез, поскольку тогда еще не было средств для доказательства наличия болезни...

Лечебная физическая культура

1.2 ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме

Древнегреческий философ Платон (около 428-347 гг. до н. э) называл движение "целительной частью медицины", а писатель и историк Плутарх (127 г) - "кладовой жизни"...

Медицина в древности

1.1 Медицина Древней Индии

До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека...

Медицина в древности

1.4 Медицина Древней Греции

Медицина древности. Гиппократ Одним из выдающихся врачей Древней Греции был Гиппократ. Его учение объединяет все медицинские представления, сложившиеся в Греции к началу IV в. до н.э...

Медицина в древности

1.6 Медицина Древней Руси

Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь...

Медицина в древности

2.3 Медицина в Древней Германии

История медицины в Германии имеет глубокие корни. Для борьбы против множества болезней древние германские племена использовали лекарственные растения и травы. Набранный ими опыт развивался из поколения в поколение в народной медицине...

Медицина Древней Греции

1. Медицина в истории Древней Греции

История древней Греции представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений. Она делится на пять периодов: 1) крито-микенский, или эгейский (III--II тысячелетия до н. э.), 2) предполисный (XI--IX вв.до н. э.)...

Медицина Древней Греции

2. Врачебное искусство в мифологии Древней Греции

Начало греческой мифологии таится в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря. Сконцентрировав в себе легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события, греческая языческая религия достигла наивысшего расцвета ко II тыс. до н...

Оптимизация деятельности медицинской сестры дерматологического отделения на примере создания школы для больных псориазом

1.4 Обоснование создания школы псориаза

Псориаз является распространенным дерматозом и зачастую имеет тяжелое течение. Огромное количество людей страдают этой кожной болезнью, испытывая ограничения в выборе профессии и трудоустройстве, планирования отдыха и, подборе одежды...

Организация школы здоровья для беременных женщин

Глава 2. Школы здоровья

...

Особенности деятельности медицинской сестры при уходе за пациентами со злокачественными заболеваниями легких

3.1.3 Оценка эффективности работы школы

Организация “школы” онкологического больного на отделении пульмонологии СПбГМУ имени И.П.Павлова стала актуальным и эффективным мероприятием...

Особенности медицинской практики в Древней Греции

1. Некоторые аспекты врачевания в Древней Греции

О врачевании в Древней Греции мы можем судить из поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Гиппократова сборника" Демокрита, археологических раскопок, отдельных сведений и сочинений историков и поэтов...

Особенности медицинской практики в Древней Греции

2. Формирование практической медицины в Древней Греции

...

Оценка здоровьесберегающей инфраструктуры школы

1.2 Исследование художественно-эстетического оформления школы

Известно, что глаз постоянно сканирует окружающую среду, ищет, за что бы «ухватиться». В последние годы появилось целое научное направление - видеоэкология, которое изучает визуальную среду как экологический фактор...

Профилактика гипертонической болезни

2.1 Положение школы

Учитывая значимость борьбы с факторами риска при гипертонической болезни, самоконтроля артериального давления, приверженности в лечении, наблюдении у врача и т.д., тематикой школы здоровья стали вопросы профилактики этого заболевания...

med.bobrodobro.ru

§ 2. Роль древнегреческой медицины в истории становления европейской медицины. Основные медицинские школы Древней Греции и их представители.

Первую информацию, свидетельствующую о существовании специальной отрасли знаний – медицины, мы находим в древнегреческом эпосе, относящемся примерно к VIII в. до н.э. В поэме Гомера “Илиада” содержится описание первой медицинской помощи: удаление наконечников стрел и копий, наложение повязок, остановка кровотечения, применение болеутоляющих лекарств и напитков, встречаются наименования почти всех важнейших частей тела, органов. Большинство этих названий в том или ином виде перешли в специальную литературу и сохранились до наших дней, как правило, без изменения первоначального значения: напр., brachion, gaster, daktylos, derma, enkephalos, haima, hepar, thorax и т.д.

Наука как систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества на первом этапе становления не расчленялась на отдельные отрасли и объединялась общим понятием философии1. Все философы были естествоиспытателями и интересовались также вопросами медицины, а в V в. до н.э. происходит выделение из натурфилософии отдельный наук, в том числе и медицины.

Первоначально медицинские знания в Древней Греции в устной форме передавались от отца к сыну, накопленные знания и умения сохранялись внутри рода или семьи. Поэтому можно говорить о существовании семейных медицинских школ, куда в связи с возраставшей потребностью в квалифицированном лечении со временем стали принимать за определенную плату учеников, не связанных родственными отношениями. Разнообразие медицинских методов придавало каждой из школ своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирического1 предмета в теоретическую науку. Одним из направлений развития древнегреческой медицины, которую развивали представители Книдской медицинской школы, была дифференцированная общая теория болезней, в которой не учитывались индивидуальные особенности течения болезни. В противовес таким воззрениям Косская медицинская школа, первые сведения о которой относятся к 584 г. до н.э., выдвинула на первое место индивидуальную картину заболевания, подчеркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учет влияния окружающей среды. Расцвет этой школы неразрывно связан с именем Гиппократа.

Гиппократ (460 - 377 гг. до н.э.) по отцу принадлежал к известному роду асклепиадов2. Начальные медицинские знания он получил в семье, продолжил обучение в известной медицинской школе на острове Кос. В качестве странствующего врача-периодевта Гиппократ посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, познакомился с достижениями древней медицины Индии, Египта. Считается, что Гиппократ первым обобщил свой большой медицинский опыт в виде медицинских сочинений, которые он оставил своим детям и ученикам. Большой врачебный опыт Гиппократ сочетал с пониманием людей и окружающей природы. Будучи врачом-философом, он неустанно заботился о достоинстве врача: разработал принципы так называемой «Клятвы Гиппократа». В период становления научной медицины она явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, объединила их в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положения этой клятвы и до настоящего времени используются как торжественное обязательство молодых врачей, начинающих свою профессиональную деятельность.

Работы Гиппократа и его учеников позднее были объединены в так называемый «Гиппократов сборник» - «Corpus Hippocraticum». В целом, он представляет собой энциклопедию древнегреческой медицины классического периода. В нем перечислены более 250 лекарственных средств растительного и около 50 средств животного происхождения. Собранные в нем работы отразили естественно-научные преставления древнегреческих врачей о причинной связи болезней с условиями жизни и о целительных силах природы, донесли до наших дней их взгляды и достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики.

Наибольший после Гиппократа вклад в формирование медицинской терминологии внесли выдающиеся представители Александрийской медицинской школы Герофил и Эразистрат. В конце IV века до н.э. Александрия, столица греко-египетского царства Птолемеев, становится центром древнегреческой науки и медицины. Этому способствовали древнеегипетский обычай бальзамирования и разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и производить живосечения на приговоренных к казни.

Герофил был родоначальником описательной анатомии и считается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы. Он впервые применяет наименование kolon dodekadaktylon – двенадцатиперстная кишка, неточно трансформированное в латинское duodenum. Некоторые анатомические структуры до сих пор носят данные Герофилом названия: calamus scriptorius ‘писчее перо, углубление на дне четвертого желудочка мозга’, plexus chorioideus ‘сосудистое сплетение бокового желудочка’, sinus venosus ‘венозный синус’. Преемником Герофила был Эразистрат, которому приписывается авторство таких наименований, как паренхима, анастомоз, булимия (букв. “бычий голод”) и др. Согласно Цельсу, Эразистрат производил вскрытия умерших больных, установил изменения некоторых внутренних органов в результате тех или иных заболеваний, таким образом, Эразистрат сделал первые шаги по пути к будущей патологической анатомии.

studfiles.net

Врачебные школы Древней Греции — реферат

                                                                         ГОУ ВПО

                            «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

 

                                                                              

 

 

 

                                          Реферат

                           На тему: « Врачебные школы Древней Греции »

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнил студент: 31-25а гр. I курса

                                                                                                                             Эльдарова С.П.                                                     

                                                                                         Проверил: Тюрина И.А

 

 

 

 

                                        

 

                                         

                                                    Сургут 2013

 

Содержание.

Введение.

Кротонская врачебная школа.

Книдская врачебная школа.

Сицилийская врачебная школа.

Косская врачебная школа.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.

     Сейчас трудно сказать, где родилась медицина, ведь во все времена она была и будет нужна. Но как наука, развивающаяся на открытиях и  доказательствах, медицина начала существовать именно в Древней Греции. Подтвердить это могут даже названия, согласитесь, все медицинские термины имеют латинское или греческое происхождение.

     Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады — в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.

     В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.

 

Кротонская врачебная школа.

     Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1. Организм есть единство противоположностей;

2. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни;

3. Противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

     Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon, VI—V вв. до н.э.) — «муж, искусный в естествознании, первый дерзнувший приступить к разрезыванию тел /животных/» (Халкидий)16. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана) и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.

 

Книдская врачебная школа.

     Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч.eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в.

Учение о четырех стихиях — «корнях», первоначалах природы, стало основой знаменитой «гуморальной теории» (от греч. «дитог» — жидкость), согласно которой здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех жидкостей — телесных соков, или «гуморов»: крови, флегмы, черной и желтой желчи. Им соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Учение о четырех стихиях окончательно сформировалось в греческой натурфилософии к IV—III вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля, великого древнегреческого философа, который был врачом и сыном врача.

 Продолжая традиции  вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч.diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Книдская медицинская школа:

1. Заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней.

2. Продолжая традиции  вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках  болезней и диагностике. Выдающимся  представителем этой школы был  Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений

     Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.

Сицилийская врачебная школа.

     Сицилийская врачебная школа, как сообщает Гален, была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495—435 гг. до н.э.) в V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.

     Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом.

     Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах.

     Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отлита монета.

     Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

 

Косская врачебная школа.

     Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с. о. Кос (Nevroe. VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачеватсля без промедления откликнулись на эту просьбуи, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.

Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные целительные силы (греч. physis — природа). Болезнь вих понимании — не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Так, об эпилепсии, которую называли «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни... есть мозг»17.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю какГиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности острова, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras, IV в. до н.э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма).

Наши знания о врачевателях Древней Греции классического периода достаточно ограничены. Тем не менее, анализ дошедших до нас сведений показывает, что достижения этого периода не сводятся только к имени Гиппократа (как это чаще всего делается), — формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, — все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов Древней Греции.

 

Косская медицинская школа:

1. Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой;

2. Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного;

3. Развивала основы врачебной этики. 

 

Заключение.

     В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние  знания  жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения  и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин  сохранялись  на прежних территориях. Примером такого  рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики  Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

     На территории России до XIX-го  столетия существовал  центр древнего врачевания на Урале в Верхотурье, в районе языческого капища. Жрецы-хранители эзотерических знаний жили уединенно, о них до сих пор ничего не известно… Эта область истории российской  медицины еще ждет своих исследователей.

     Геродот  приводит историю о Демокеде, одним из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому  царю Даршо. Царь вывихнул ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед  использовал мягкие снадобья и вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары.  Многие положения кротонской медицинской школы оказали впоследствии  влияние на развитие греческой медицины. Пифагорейское учение о четных и нечетных  числах нашло отражение в трудах великого Гиппократа, через полтора столетия  после Пифагора.

     Исторические параллели: Вот как писал Гиппократ о влиянии четных и нечетных  дней на ход лечения болезни: «…..выздоравливают и умирают в нечетные дни, если лихорадка падает…. Раны  также наиболее воспалены в эти дни …. Освобождение ран  от воспаления происходит на пятый день или, вернее, в таком порядке зависимости от величины раны, - на третий, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый  день…. На четырнадцатый день освобождаются от воспаления самые большие раны …».

     Интересно сопоставить взгляды пифагорейцев с китайским учением «инь-ян», отраженным в классическом каноне «десять крыльев»  (  III век до н.э.). Его авторы полагали, что тайна мироздания  заключена в числах, и с помощью  чисел пытались связать инь и ян  с пятью элементами – стихиями.  При этом полагалось, что числа Ян всегда нечетные, а числа инь- четные:  1,3,5, и 9 назывались числами Неба; 2,4,6,8,10 – числами Земли.           

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1) Сорокина Т. С. "Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир". - 2-е издание., перераб и допол. - М.: Изд-во УДН, 187. - 1168 с., ил.

2) История медицины 3-е издание Москва 2004г Т.С.Сорокина.

3) Медицина в зеркале  истории. Светлана Марковна Марчукова.

4) Медицина в Древней Греции. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

www.bibliotekar.ru/423/11.htm.

 

5) Врачебные школы

stud24.ru/history/vrachebnye-shkoly/213731-625311-page1.html.

 

 

myunivercity.ru