Реферат: Ведическая философия Древней Индии. Ведическая литература древней индии
Глава 2. Веды - священные книги древнеиндийской религии. Ведизм в Древней Индии
Похожие главы из других работ:
Крещение Руси
2.2 Выбор религии
Поход на Белгород и иноземные послы в Киеве. Через год после мучительной смерти двух варягов Владимир пошел войною болгар камских. Те болгары не были славяне. Издавна отделились они от своих единоплеменников. Жили в тех местах...
Культура древнего Китая
2 РЕЛИГИИ КИТАЯ
Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний...
Культура и религия Древней Индии
2.1 Генезис древнеиндийской цивилизации
Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии...
Место и роль реформ Вильгельма Завоевателя и Генриха I в истории Англии
1.10 Составление «Книги Судного Дня»
Последние два года жизни Вильгельма могут быть рассмотрены как время кризиса, которым завершилось правление Вильгельма и в котором одновременно проявились все особенности этого правления...
Молода гвардія
3.1.2 Значення книги
Книга була визнана необхідною для патріотичного виховання підростаючого покоління і увійшла до шкільної програми, що зробило її обовязковою для прочитання...
Первые печатные книги и их назначение
1.3 Иллюстрации печатной книги
...
Политические деятели времён Второй Мировой Войны. Обратная сторона медали
1.3 Отношение к религии
Гитлер называл себя христианином и во многих выступлениях высказывался в поддержку религии и христианства в частности. 10 глава первой части "Mein Kampf" посвящена, кроме всего прочего...
Последние годы существования СССР
2. Изменение отношения к религии
В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с патри-архом РПЦ Пименом и представителями других религиозных кон-фессий. В 1988 г...
Последние годы существования СССР
2. Изменение отношения к религии
В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с патри-архом РПЦ Пименом и представителями других религиозных кон-фессий. В 1988 г...
Распад СССР
4. Изменение отношения к религии
Преобразования демократических отношений между церковью и государством. Начались многочисленные встречи Горбачева с Пименом (Патриарх). 10 шагов на встречу церкви: 1. В 1988г юбилейные торжества в связи с тысячелетием крещения Руси 2...
Рукописная книга европейского средневековья
1.2.2 Изготовление и оформление книги
Первая стадия изготовления книги - выделка пергамента. В скрипторий обычно попадал пергамент невысокого качества - недостаточно гладкий, с жировыми пятнами. Выделку его поручали монаху не из числа грамотных...
Рукописная книга европейского средневековья
1.3.3 Оформление книги
В 13- 15 веках появился новый тип письма - книжный курсив- преобразованный минускул , в котором возрастает число лигатур и сокращений. Византийская скоропись, вызванная все растущей потребностью в книге...
Уникальность еврейской истории и религии. Феномен возрождения языка иврит
2. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Среди факторов, которые определяли жизненность еврейской общины, регулировали взаимоотношения, первостепенное место занимает религия. Все религиозные учения заключают в себе систему моральных ценностей...
Язычество и христианство на Руси
2.1 Истоки и основы религии
Христианство - это одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм и протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя...
Язычество и христианство на Руси
2.2 Образ жизни последователя религии
В основе христианства лежат десять заповедей, которые гласят: 1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу...
hist.bobrodobro.ru
Ведическая литература
Древнейшие доступные нам памятники индийской литературы восходят к эпохе, объемлющей немногим менее тысячи лет (конец II — середина I тысячелетия до н. э.). Четыре сборника гимнов, молитв, песнопений, жертвенных формул и заклинаний — веды (от санскритского веда — «знание») — положили начало так называемой ведической литературе.
Веды открывают непрерывную трехтысячелетнюю литературную традицию Индии. Они ничего не упоминают о постоянных поселениях, о письме, искусстве, архитектуре.
Хотя веды записаны на санскрите (древнейшей форме индоарийского языка), они не являются творением исключительно арийцев. В гимнах вед заметно некоторое влияние дравидов.
Ведические сборники создавались в течение длительного времени; они запечатлели различные стадии социального строя древних арийцев. Неразвитость общественной структуры отразилась в относительной простоте ведического мировоззрения. Ведический пантеон соответствовал представлениям древних индийцев о нахождении богов в трех сферах: на небе, между небом и землей и на земле.
Ведические гимны несут печать распада первобытнообщинного строя и вызревания в недрах его первой классовой формации. Они повествуют о том, как основной производственной ячейкой общины становится большая семья, скрепленная узами патриархата.
Появление железа в начале I тысячелетия до н. э. изменило облик хозяйственной деятельности, обусловило ее значительный рост. Древним арийцам были известны уже простейшие формы искусственного орошения. Плужное земледелие — основа их хозяйства — сочеталось со скотоводством. Концентрация богатств в одних -руках привела к выделению родовой аристократии, составившей в дальнейшем социальную верхушку раннеклассового общества. Племенные вожди и аристократия увеличивали свои богатства за счет военной добычи — земель, скота, рабов (в число которых нередко попадали и соплеменники).
Веды — бесценный источник наших знаний о прошлом. Значение вед как памятника культуры возрастает и в связи с тем, что ведические племена не оставляли после себя никаких археологических свидетельств, и по той причине, что историческая наука античной Индии, за немногими исключениями, не сохранилась. Почти ни одна дата не может считаться точной.
Ведическая эпоха не оставила нам захоронений. Лишь из ведических гимнов мы узнаем, что арийцы сжигали мертвецов, а прах предавали реке (этот обычай сохранился в индуизме). Обычая сати (сожжения вдовы на погребальном костре мужа) они еще не знали. Вдову, припавшую к праху покойного, поднимали со словами: «Вставай, женщина, вернись в мир живых».
Нормы жизни человека в загробном царстве были разработаны весьма слабо. Душа отправлялась к предкам и поступала под начало царя мертвых. Правда, в самом потустороннем мире намечались некоторые разграничения: людей порочных ввергали в бездонную яму (некоторый прообраз ада). Принцип перерождения, с которым так тесно связывается история религиозно-философской мысли древней и средневековой Индии, ведам неизвестен.
В ведах говорится о трех тысячах богов: солнце и луна, реки и растения стали богами.
Важным ведическим богом был отец неба Дьяус, уступивший в дальнейшем свое место Варуне, владыке неба и моря. Солнце почиталось в пяти формах, символизировавших различные виды солнечной энергии. В числе других богов были Маруты — боги ветров, Агни — бог огня, Ушас — богиня рассвета, которая вдохновила певца на один из самых поэтических гимнов вед:
Вот появилась Дочь Небес.
Девушка, облаченная в пышные одежды.
О полновластная хозяйка всех богатств земли,
Милосердная Заря, озари нас светом!
На небосклоне ярко блистаешь ты.
Богиня сбросила с себя одежды тьмы,
И, пробуждая мир ото сна, пришла Заря
В колеснице, запряженной ярко-алыми лошадьми.
Одного из главных богов — Индру древние индийцы изображали идеальным воином. Индра напоминает военного вождя арийских племен. Он побеждает чужеземцев, грабит житницы «безбожников», дарует дождь иссушенной земле. Большие надежды возлагали древние на Индру:
Когда сок сомы будет выжат, вознесем
все вместе хвалу Индре —
Покорителю несметных врагов,
Главе многих почитаемых божеств.
Пусть он сделает нас храбрыми,
Пусть он ниспошлет нам богатства,
Пусть он дарует нам женщин,
Пусть он явится к нам с пищей.
Реки обожествлялись древними индийцами как носительницы жизни.
Пантеон вед знает только несколько богинь. Как полагают исследователи, они являются наследием былых времен или заимствованы арийцами у других народов.
Ведические боги были наделены чертами людей — пили молоко, ели топленое масло и лепешки, не отказывались от сомы. Но очеловечивание богов не было полным. Незавершенность этого процесса сказалась, в частности, в том, что ведическая религия не знала ни храмов, ни скульптурных изображений божеств.
Отсутствие последних в известной мере восполнялось сложным ритуалом. Ведический обряд был единственной формой общения с божественными силами, поэтому ему (придавалось исключительное значение. Посредником между людьми и божеством становится жрец-брахман, отправляющий богослужение.
Гимны наиболее раннего по времени сборника «Ригведа» («Веда гимнов») сложились на территории Пятиречья (Пенджаба). Текст «Ригведы» дошел до нас в двух версиях, в одной из них, более ранней, слова еще не отделены друг от друга. 1028 гимнов, составляющих «Ригведу», расчленены на 10 циклов (мандала — «круг», «цикл»). Историко-филологический анализ дал возможность выделить структурные элементы «Ригведы», восходящие к различным периодам. Ядро этого сборника — мандалы 2 — 7 — сцементировалось в период разложения первобытнообщинного строя. Последняя мандала, 10-я, является наиболее поздним по времени создания «кругом» «Ригведы».
Гимны «Ригведы» содержат моленья о ниспослании богатства:
О Маруты, даруйте нам богатства обильные и многочисленные,
которые никогда нас не покинут.
О Агни, удзой силу человека, поклоняющегося тебе в своем доме,
почитающего тебя изо дня в день.
Пусть тот, кому ты помогаешь, соединится с богатством.
Вера в богов причудливо уживается в «Ригведе» с сомнением в их могуществе и даже в самом их существовании. Нередко мудрецы «Ригведы» задаются вопросом: видел ли кто-нибудь когда-нибудь Индру? Духом сомнения в правильности проповедуемых жрецами «истин» о сотворении мира дышит знаменитый 129-й гимн 10-й мандалы «Ригведы»:
Кто когда знал, кто объявил это здесь, почему родилось сомнение?
Боги появились позже того, как был создан мир, кто же знает,
как он был сотворен?
Тот, кто сотворил мир, сотворил ли его на самом деле?
Высочайший, видящий в высочайшем небе, может быть, он знает
об этом, или даже и он не знает?
Как же сохранились в священном тексте гимны, проникнутые скептицизмом и неверием в богов? По мнению некоторых исследователей, эти кощунственные строки уцелели в «Ригведе» по той причине, что они были крепко спаяны с текстом, считавшимся «ортодоксальным».
Второй и третий сборники вед — «Самаведа» и «Яджурведа» — самостоятельного значения по существу не имеют. Включенные в них гимны связаны с ведическим брахманским ритуалом. «Самаведа» представляет неоценимый источник для истории индийской музыки. В этой веде содержатся нотные обозначения мелодий. «Яджурведа» — это собрание формул, произносимых во время принесения жертв богам. Ядро четвертой веды — «Атхарваведы» составляют магические формулы, заговоры и заклинания.
Бессилие лекарей искупалось необузданной фантазией заклинаний против болезней. Спору нет, злой чахоточный кашель может быть надежным поводырем до смерти, но годится ли он в качестве поэтической Музы? И не потонут ли в надрывном хрипе больного тонкие голоса высокой образности? Однако древнего поэта не мучают подобные сомнения, и он смело отдает свое искусство на службу врачеванию:
Как дух бесплотный над землей
Падучею звездой летит, —
Так прочь умчись ты, кашель злой,
По горнему тому пути!
Как стрел пернатых жуткий рои
К врагу стремительно летит, —
Так прочь умчись ты, кашель злой,
В простор земной!..
Как солнца ярые лучи
Несутся вдаль всего быстрей, —
Так прочь умчись ты, кашель злой,
По лону гладкому морей.
(Перевод Б. Ларина)
Страстное желание певца изгнать кашель из тела больного определило ток поэтической мысли. Идея движения пронизывает гимн от первой до последней строки. Все образы гимна — падучая звезда, земной простор, ярые лучи солнца, лоно морей — связаны с неподвластным глазу полетом и сообщают идее движения тот высший накал, которого могла добиться художественная фантазия индийца эпохи вед. Неудержимый лёт космических образов захватил и пернатые стрелы. Певец избрал не одну стрелу, а скопище, тучу.
Мчащиеся в поднебесье стрелы — единственный в заклинании художественный образ, взятый из реального быта. Пожалуй, ни один другой образ, связанный с повседневной жизнью древнего индийца, не мог бы так совершенно передать ощущение стремительности. Отраженное в гимне движение беспредельно, для певца важна не только стремительность, но и отсутствие конечного рубежа — злой кашель должен отдалиться от больного на возможно далекое расстояние. Космические образы великолепно служат и этой цели. Легко заметить, что, за исключением бесплотного духа, в гимне нет ничего божественного. Сверхъестественное почти растворилось в поэтизации природы.
Некоторые гимны вед полностью лишены религиозной окраски.
Один из гимнов донес до нас страдания человека, обуреваемого отнюдь не возвышенными страстями:
Жена меня оставила, мать меня ненавидит.
Но мне безразлично все это.
От игрока не больше пользы,
Чем от дорогой, но вконец одряхлевшей лошади.
Гимн предостерегает человека от пагубных страстей.
Не играй в кости; возделывай свое поле.
Довольствуйся тем, чем владеешь.
Ведь ты, игрок, имеешь коров, имеешь жену.
Вот какой совет дает мне благородный Савитар.
Гимн запечатлел такую безудержную страсть игрока, что весьма сомнительно, сумеют ли благоразумные советы Савитара возыметь свое действие.
Нерасчлененность общественных отношений определила неразвитость ведической мифологии. Роды и виды словесности в ведах еще слиты, хотя очертания лирики, эпоса и драмы уже смутно вырисовываются. Как пишет советский индолог Е. В. Паевская, ведам свойственна также нерасчлененность как понятия и образа, так и слова, мелодии и действа. Религиозно-магическое начало крепко спаяно с эстетическим.
Ведические гимны сохранились в памяти поколений в строго канонизированной форме. Как полагают, в первой половине (тысячелетия до н. э. язык ведических гимнов — ведический санскрит — уже резко отличался от племенных диалектов Северной Индии, и слушатели разучились понимать гимны.
Необходимость объяснения и толкования священных текстов вызвала к жизни обильную комментаторскую литературу, которая приобрела впоследствии вполне самостоятельный характер. Произведения этой комментаторской литературы называются брахманами (букв, «связанными с Брахмой» — «всевышним»; это слово не следует смешивать с одинаково звучащим наименованием жреца — брахманом). Брахманы содержали объяснения обрядовых действ, предписываемых ведами, раскрывали их символический смысл, устанавливали связь и зависимость между гимнами и жертвоприношениями. Соблюдение ведических обрядов всецело зависело от того, насколько верно будут поняты и истолкованы гимны.
Тщательный разбор и комментирование четырех сборников вед привели к зарождению научных знаний о языке. Поскольку задачей брахманов было разъяснение смысла вед, каждая брахмана примыкает к той или иной из вед. Брахманы являются связующим звеном между четырьмя ведическими сборниками и последующими жанровыми формами ведической литературы.
По мере формирования ведическая религия придавала все большее значение аскетизму. Правила поведения отшельников, нормы их жизни установлены в араньяках («лесных книгах»).
Отшельники не совершали жертвоприношений, и поэтому в араньяках нет предписаний, связанных с ритуалом. В араньяках получила развитие та сторона жреческой идеологии, которая связана с философским обоснованием религии, получившей название «брахманизм», с оправданием жреческого господства.
Разложение первобытнообщинного строя привело к образованию в X — VI вв. до н. э. первых государств. Племенная общность уступила место территориальной, что послужило стимулом к образованию народностей. Ученость все более концентрировалась в руках брахманства. Араньяки подготовили появление упанишад — философских трактатов, где впервые в истории Индии мысли о сущности бытия вылились в стройную систему.
Разработка норм обрядности, которая началась еще в начальных жанрах ведических литератур, была продолжена в сутрах (букв. «нить»).
Автор: И.С. Рабинович
Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.
www.portal-vostok.ru
Реферат - Ведическая философия Древней Индии
Ведическая философия Древней Индии.
Харе Кришна, вся слава Шриле Прабхупаде, вся слава, вся слава всем преданным Верховного Господа Кришны!!!!!!!!!!!!!!!!!
Вступление
Для того, чтобы раскрыть наиболее интересные моменты ведической философии мы решили в своей работе рассмотреть два различных взгляда на изучение Вед. Один из них дают нам современные учёные, другой же описывают сами Веды. Надо сказать что это два совершенно противоположных пути и приводят они к различным результатам. Об этом мы и хотим Вам рассказать.
^ Что говорят современные исследователи.
Готовя эту работу мы взяли как пример взгляда современного учёного и исследователя некоторые из трудов Бонгарда-Лёвина Г.М.
Итак, по разным оценкам наших современников проникновение ариев на территорию Индии произошло от 12 в до н э до 5 в до н э. Соответственно, в это же время начали складываться различные религиозные верования и обряды, которые, смешавшись с культурой Харрапской цивилизации составили основу для появления четырёх Вед. А именно: Риг-Веды, Сама-веды, Яджур-Веды и Атхарва-Веды.
Современные учёные определяют «Риг-Веду», как самую древнюю из всех Вед. Главным божеством этого периода выделяют Индру, затем его смещает Варуна вместе с его принципом упорядоченности, но и они уходят, уступая место закону кармы.
Т.е. из трудов Бонгард-Лёвина можно понять что Веды развивались постепенно, под влиянием многих внешних факторов и социальных условий в том числе. Можно сделать вывод, что со временем люди писали какие-то добавления к изначальной «Риг-веде», пополняя её более совершенными, более прогрессивными, если так можно сказать, сведениями. Т.е. Бонгард-Лёвин, как и большинство современных учёных, придерживается той точки зрения, которая защищает эволюционную теорию составления Вед. Вообще, давайте зададим себе такой философский вопрос: «Что такое прогресс? Что такое эволюция?».
Эволюция – это смена примитивных, несовершенных форм чего-либо более совершенными, более правильными. В данном случае это смена примитивных взглядов на мир более объективными. Так воспринимая процесс создания Вед, вполне возможно допустить наличие каких-нибудь погрешностей, неувязок, неточностей во всей системе, так как она эволюционирует и старое сменяется новым.
Действительно, идя этим путём Бонгард-Лёвин видит некоторые неясности в текстах Вед. Он цитирует один стихов из Риг-Веды : «Жрецы принесли Пурушу в жертву и из частей его тела родились божества, земля и небо, солнце и луна, растения, животные, люди, ритуальные предметы и сами гимны.» В своём комментарии он пишет: «Логическая неувязка, содержащаяся в тесте, видимо, не смущала автора гимна, а именно то, что Пуруша существует со вселенной, которую затем создают из его тела. Подобные парадоксы встречаются и в позднейших религиозно-философских сочинениях Индии».
Так, современные исследователи почти всегда видят священные ведические писания как некий винегрет исторических сюжетов, противоречащих друг другу философий, или же просто как мифы древней цивилизации.
Их попытки привести всё развитие Вед в хронологический порядок остаются безрезультатными. Не далее, как в конце того учебного года в областной библиотеке я столкнулся с утверждением одного из современных исследователей о том, что более-менее точно произвести периодизацию в истории Индии вообще, и истории её философских учений в частности, просто невозможно, и что все учёные, которые называют какие-то конкретные даты в Истории древней Индии, берут их почти от потолка, ссылаясь на те или иные источники, не вызывающие особого доверия.
Действительно, современные исследователи расходятся в дате проникновения ариев на территорию Индии и зарождения ведической философии аж на 6 веков!!!
Совершенно другую картину рисуют нам сами Веды.
^ Великая традиция о самой себе.
Все современные и несовременные системы йоги берут начало в философских учениях Древней Индии, Веды содержат в себе колоссальные знания по астрономии, астрологии, физике и других областей науки, так почему же принимая во внимание все эти достоинства Вед нам не принять их авторитет в отношении их собственного происхождения и предназначения?
1) Прежде всего, Веды – это не мифы и не сказки древних народов Индии, это своды правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога людям для их существования в этом мире.
2) Во-вторых, веды – это не этакая «книга предложений и высказываний», которую составляли великие учёные и философы Древней Индии на протяжении многих веков и которая проходила своеобразный путь эволюции в своей истории. Нет, если бы это было так, то почему бы сейчас кому-нибудь из нас не возомнить себя великим философом и не добавить что-нибудь к Ведам, ведь прошло столько много времени с поры их создания и наверняка у человечества появились новые сведения об окружающем нас мире. Но всё это не так, никто не может ничего добавить к ведам, это просто выше наших возможностей.
Сами Веды говорят о своём составителе следующее: его имя Кришна-Двайпайана Вйаса, он записал веды около 5 тысяч лет тому назад, причём сделал он это один, а следовательно там не должно быть никаких противоречий, которые усматривают в них наши современники. Возникает справедливый вопрос: «Как ему это удалось?», ведь все веды содержат в себе около 10 млрд. стихов!!! Дело в том, что Вьясадева не был обыкновенной личностью. Как мы уже сказали, Веды - это сборник правил и предписаний, данных Верховной Личностью Бога. Так вот, о Вьясадеве «Шримад-Бхагаватам» (1.3.21) говорит следующее: «Шри Вйасадева – следующее, семнадцатое воплощение Бога – появился из чрева Сатйавати от Парашары Муни. Видя, что люди в большинстве своём не обладают большим разумом, он поделил единую Веду на несколько разделов и подразделов.» Причём первоначальной Ведой была Яаджур-Веда.
3) Логически следует из второго третье – Веды это не винегрет литературных трудов, но все ведические писания имеют своё, чётко определённое место в общей картине.
Сами себя Веды делят на три части, - это ^ Шрути (в переводе с санскрита – непосредственно услышанное). Сюда входят все 4 Веды. Смрити, или дополнительная ведическая литература. И Ньяя – логическое описание всей философии.
Шрути:
Каждая из Вед, входящих в состав Шрути делится на 4 части, которые называются ^ Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Каждая из них предназначена для изучения определённым духовным укладом общества, и если человек будет изучать писание, непредназначенное для него, то он не получит от этого никакой пользы, даже наоборот.
Смрити:
Смрити включают в себя исторические хроники и комментарии ведической литературы духовных учителей, принадлежащих к авторитетной цепи ученической преемственности. Это единственный раздел Вед, который допускает авторство даже наших с вами современников, но все комментарии должны соответствовать сиддханте, или сути всех Вед. Естественный вопрос: «В чём суть?».
Ньяя:
Суть Вед объясняется в Ньяи, которая состоит из Веданта-сутры. Сутры представляют из себя код, через который мы можем без труда понять всю философию остальных Вед. Если мы знаем правильный код, то смысл Вед открывается нам при их изучении, если же у нас нет правильного понимания, правильного кода, то мы будем постоянно видеть какие-то неувязки и несоответствия.
Для того, чтобы вкратце объяснить заключение Веданты, необходимо сказать следующее: Веды содержат в себе прежде всего два пласта знаний. Один пласт относится к жизни человека в этом материальном мире, другой говорит о том, как живое существо может достичь своего изначального положения в мире духовном, где всё, включая желания живого существа подчинено воле Господа. Причём знания о достижении духовного мира имеют давлеющее положение над знанием о материи, т.к. материальные знания, содержащиеся в Ведах призваны построить жизнь человека так, чтобы, в конце концов, он занялся духовной практикой.
Целью человеческой жизни Веды провозглашают возрождение своих вечных личностных взаимоотношений с Господом. И пути достижения этой цели не всегда одинаковы. Дело в том, что время по Ведам делится на четыре огромных, по нашим представлениям, промежутка, качественно отличающихся друг от друга. И для каждого из них существует свой метод. Не вдаваясь в подробности, скажем, что сейчас мы с вами живём во время повальной деградации общества. Учитывая это, очень низкое, положение людей в нашу эпоху Веды дают самый простой и вместе с тем самый сильный метод освобождения, - это постоянное воспевание Святых Имён Господа. Если образно сравнить воспевание Святых Имён с лекарством для больного, страдающего болезнью материализма, то диетой для него будет соблюдение 4 регулирующих принципов здоровой жизни. Это:
Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца;
Не принимать одурманивающих веществ;
Не играть в азартные игры;
Не заниматься незаконным сексом.
Человек, поступающий так, проживает счастливо не только эту жизнь, но и дарит огромное благо всем окружающим, родственникам и близким, а после смерти больше не рождается, но прибывает в духовном бытии в своём совершенном духовном теле и наслаждается общением с Самим Господом.
Такова суть, и это является основой для всех остальных построений ведической литературы. Чётко понимая эту суть мы не увидим никаких противоречий ни в изначальных ведах, ни в дополнительной ведической литературе.