Периоды истории древнего рима. 7. Республиканский период в истории Древнего Рима (VI-I вв. До н.Э.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейший период истории Рима. Периоды истории древнего рима


7. Республиканский период в истории Древнего Рима (VI-I вв. До н.Э.)

Патриции свергли Тарквиния Гордого и положили начало республике. На становление Римской республики решающее влияние оказали два процесса: борьба патрициев и плебеев и завоевание Римом Италии. К III в. до н.э. завершилось складывание социальной структуры общества и определились границы центральной части Римской державы.

В римской республике соединились традиции монархии, аристократии и демократии. Продолжением монархических традиций стала власть выборных консулов, имевших свиту из телохранителей, предводительствовавших в войске и выполнявших функции жрецов. Во главе государства встали два консула, избиравшиеся народным собранием римских граждан на один год. Они унаследовали от царей символ высшей исполнительной и судебной власти в мирное время и командование войсками – в военное. Хранителем аристократических принципов выступал Сенат. В него входили 300 знатных римских граждан (и патрициев и плебеев). Сенат был постоянно действующим органом, и ни один закон не принимался без его ведома. Также Сенат контролировал казну, руководил ходом военных действий и от лица государства осуществлял внешнюю политику. Воплощением демократических ценностей было народное собрание. С 494 г. до н.э. оно стало избирать трибунов – защитников прав плебеев, которые могли принимать постановления – плебисциты, обладавшие рекомендательной силой (с III в.дон.э. приравненные к законам).

Новым явлением государственного устройства Рима периода республики стали магистраты - высшие выборные должности, исполнение которых было безвозмездным. Магистрат обладал личной неприкосновенностью, правовым иммунитетом на время исполнения должности, мог инициировать законопроекты, народные собрания и даже заседания сената. Все должности были срочными. По окончании срока полномочий магистраты давали отчеты перед Сенатом и проходили проверку.

Первое место среди магистратов республики занимали 2консула. Они обладали высшей военной, гражданской и сакральной властью. Вслед за ними стояли 2претора. Им предоставлялась военная власть над городской милицией, гражданская власть в пределах города Рима и ближайшей округи и судебная власть; именно преторы принимали иски и определяли судью для разбора дела. Особое место среди магистратов занимали 2цензора. Они избирались только из тех граждан, которые достойно исполнили должность консула. Главная их функция – проведение переписи римских граждан и определение их ценза для распределения по классам. Они же вели список сенаторов и осуществляли замещение вакансий в Сенате. Цензоры обладали полномочиями контролировать нравственность общества и имели право понижать гражданскую правоспособность римлян за бесчестные поступки, отсутствие патриотизма, супружескую измену, уклонение от воспитания детей и т.д. (лишать права занимать должности, права голоса и т.п.). Особым статусом обладали 2трибуна. Право неприкосновенности распространялось не только на личность трибуна, но и на его жилище, двери которого были открыты день и ночь для каждого, даже преследуемого плебея. Трибун имел также право абсолютного veto, т.е. отвода или отмены любого законопроекта. Трибун мог арестовать любое должностное лицо, если его действия угрожали интересам плебеев; он мог наложить мораторий на государственную казну, запретив выдачу денег; он обеспечивал адвокатскую защиту обвиняемых плебеев.

Отличительной чертой ранней республики была борьба патрициев и плебеев, которая завершилась выравниванием прав к IV в. до н.э. В 451 г. до н.э. создан первый свод законов римлян – «Законы XII таблиц», их добились восставшие плебеи. Теперь суд вершился по четко установленным нормам и правилам.

С момента провозглашения республики Рим вел непрерывные завоевательные войны с соседними племенами латинян, италиков, греков, колонизовавших Юг Италии. Все граждане от 17 до 46 лет обязывались по приказу консула являться для участия в военном походе, вооруженные за свой счет. В 264 г. до н.э. высадка римлян на Сицилии привела к началу Пунических войн(264-146 гг. до н.э.) с финикийцами. Рим вышел абсолютным победителем в войне, сокрушив финикийскую державу и уничтожив ее столицу – Карфаген. Из Пунических войн Римская республика вышла мировой державой, установившей господство во всем Средиземноморье. Во II в. до н.э. Рим завоевал Грецию, Испанию, Галлию, Гельвецию; в I в. до н.э. Риму покорились Понтийское царство в Причерноморье, Армения, Сирия, Киликия, Палестина, германцы на побережье Северного моря и бритты. Римская республика достигла наибольшего могущества.

Активно осваивается эллинская культура.Богатые люди посылают своих сыновей на учебу в Афины, Эфес и др. города. Римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. В мифологии особое место занимает «римская идея» - владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город».

Рим стал родиной новой науки – юриспруденции. В I в. возникли правоведческие школы. Во II-III вв. сформировалоськлассическое римское право, в котором были разработаны частное и публичное право, основные правовые категории и понятия. Была разработана теория собственности. Уже в царский и раннереспубликанский периоды существовало представление о собственности римских граждан. В императорский период сложилось понятие частной собственности, под которой понималось полное право лица над вещью, а именно право владения, пользования и распоряжения. В Древнем Риме были выработаны основные виды договоров и контрактов: купля-продажа, наем, залог, ссуда, хранение, аренда, товарищество, поручение, узуфрукт, сервитут и др. Все они и сегодня имеют значение в экономической жизни.

Римлянам принадлежит заслуга во введении единого универсального средства обмена, общего на всем пространстве республики, а затем и империи.

Развивалось и красноречие(риторика), выдающимся представителем которого былЦицерон(106 – 43 гг. до н.э.)- видный государственный деятель, юрист, философ, писатель. Его творчество открыло эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

В соответствии с практическими целями развивалось римское образование.ВоII-Iвв. до н.э. в Риме утверждается греческая система образования с определенными особенностями: математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим; языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей; на высшей стадии обучения особое внимание уделяется не философии, а риторике. В республиканский период сложились три ступени образования: начальная школа для детей 7-12 лет, грамматическая школа для юношей 12-16 лет и риторическая школа для молодых людей 16-20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили греческих классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие, философию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным. Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам.

В архитектуреримляне стремились подчеркнуть силу и величие государства. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большие массы людей:форумы(площадь и рынок, являвшиеся центром культурной жизни),базилики(здания, где совершались торговые сделки и вершился суд),амфитеатры(место гладиаторских боев),цирки (где происходили соревнования колесниц),термы(комплекс сооружений, включавший в себя бани, библиотеки, места для игр и прогулок). Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооружений стало возможным благодаря новой конструктивной системы – монолитно-блочной, основу которой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строительным раствором –бетоном, появившимся в Ш в. до н.э.

С первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевания народов всегда сопровождались грабежом их художественных произведений. Рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой пластики. Они стали авторами жанра скульптурного портрета. Здесь наиболее ярко проявился реализм, наблюдательность римских ваятелей.

Развитие римской литературы также началось с подражания греческим оригиналам. Предпочтение отдавалось драме, причем только жанру комедии. 240 г. до н.э.считается годом рождения римской литературы, когдаЛивий Андроник, грек по происхождению, представил свои переводы на латинский язык греческих трагедий и комедий.

studfiles.net

Периоды истории Древнего Рима | Педагогия

№№

Век

Период

Хозяйство

Важнейшие факты общественно-политической истории

Война и завоевания

 

 

 

 

 

 

1

VIII—III  (первая половина) вв. до н. э.               

Образование Римского рабовладельческого государства

Основное занятие населения — сельское хозяйство, преимущественно мелкособственническое. Развитие ремесла и торговли

753 до н. э. Возникновение РимаРодовой строй в Древнем Риме. Образование республики V—III в. до н. э. Борьба плебеев с патрициями. Уничтожение остатков родового строя. Формирование рабовладельческого государства     

Борьба с соседними племе-намиЗавоевание Средней и Южной Италии

 

2

III в. до н. э. (вторая половина)— II в. до н. э. (первая половина)

Превращение Римской республики в могущественную Средиземную морскую державу

Развитие крупного землевладения и упадок крестьянского хозяйства Применение рабского труда во всех отраслях хозяйства

 

Колоссальный рост богатства нобилей и купцов Начало разорения крестьян Скопление огромного количества рабов. Жестокая эксплуатация рабского труда

248—201 до н. э. пунические войныII в. до н. э. Разру-шение Карфагена. Покорение Македонии и Греции

 

3

II в. до II. э.— 1 в. до н. э.

Усиление классовой борьбы и падение республики

Дальнейший рост крупного землевладения (латифундии) Окончательное установление рабовладельческой системы хозяйства Начало вытеснения рабским трудом труда свободных людей

Дальнейшее разорение крестьян, бегство их из деревни138—132 до н. э. Восстание рабов в Сицилии 133—121 до н. э. Движение крестьян под руководством Гракхов82—79 до н. э. Диктатура Суллы73—71 до н. э. Восстание рабов под предводительством СпартакаБорьба между демократией и нобилями. Первый триумвират и диктатура Цезаря30 г. до н. э. Падение Республики

Римские завоевания на ВостокеПокорение Испании, Галлии, Египта

 

4

I—II вв. н. э.

Римская империя в период ее могущества

Развитие некоторых отраслей хозяйства (строительство, ремесло, торговля), сельское хозяйство идет к упадку

 

Установление Империи в Риме30 г. до н. э. правление Августа14 г. до н. э. Расцвет римской культурыII в. Могущество Империи при императоре Траяне и начало ее упадка

 

Завоевания Траяна на Дунае Переход Империи от захватнических войн к обороне

 

5

III—V вв. н. э.

Упадок и гибель Римской империи

Распространение колоната Усиление эксплуатации колонов и рабовЗакрепощение колонов Полный упадок хозяйства

 

Восстания рабов и колонов, натиск „варваров" на границы ИмперииКонец III и начало IV в. Временное укрепление Империи при  Диоклетиане и Константине Признание христианстваКонец IV в. Восстание готов, рабов и колонов395 г. Разделение империи410 г. Взятие Рима Аларихом476 г. Падение Западной Римской империи       

 

 

 

 

 

 

 

pedagogia.pro

Древнейший период истории Рима это что такое Древнейший период истории Рима: определение — История.НЭС

Древнейший период истории Рима

Источники по ранней истории Рима.

Проблема источников по древнейшей истории Рима чрезвычайно сложна. Эпиграфические памятники, современные ранней эпохе, очень скудны, притом древнейший из них — надпись на золотой пряжке (так называемая пренестинская фибула) датируется не раньше, чем 600 г. до н. э. Труды же римских историков и писателей относятся к сравнительно позднему времени (в основном не ранее I в. до н. э.), которое отделено от событий ранней римской истории многими веками. Правда, поздние писатели, у которых мы черпаем наши знания о первоначальной истории Рима, опирались, в свою очередь, на свидетельства более древних авторов, так называемых анналистов. Но сами анналисты, даже наиболее ранние из них, как, например, первый римский историк — сенатор Фабий Пиктор (конец III в. до н. э.), тоже не были современниками событий начальной истории Рима. К тому же, используя материалы семейных хроник знатных римских родов, предания и легенды, анналисты часто включали в свои труды очень недостоверный, а иногда и сознательно искаженный в угоду представителям того или иного римского рода материал. Таким образом, литературная традиция, которая повествует нам о событиях древнейшей римской истории, требует к себе осторожного и критического отношения.

Лингвистические данные служат прежде всего для выяснения этнического состава населения древнейшей, «дорийской» Италии. На основании этих данных римляне, как и латины в целом, должны быть отнесены к племенам особой латинско-фалискской языковой группы, которую некоторые современные филологи резко отличают от другой крупнейшей группы италийских языков (оскско-умбрской). Наиболее достоверные сведения по древнейшей истории Рима дает материал археологических раскопок. В свете археологических данных становится ясно, что основание города не было делом рук одного «основателя», как об этом сообщает литературная традиция. Город возникал постепзнно, путем объединения и слияния отдельных общин. Стратиграфическими раскопками последних лет установлено, что вVIII в. до н. -э. в Лации, на холмах Палатине, Эсквилине, Целии и Квиринале появилась группа примитивных поселений. Они были еще изолированы друг от друга; болотистые земли между холмами оставались незаселенными. Примерно к середине VII в. до н. э. население первоначальных поселков стало занимать склоны холмов и долины между ними, где впоследствии возникает римский Форум. Заселение этих территорий тоже еще нельзя считать временем возникновения города как такового. В этот период происходит лишь укрепление связей между общинами, а мсжзт быть, и объединение некоторых из них. Возникновение римского Форума, уже как центра экономической и политической жизни, на основании новых раскопок относят к первой четверти VI в. дон. э. Примерно в это же время происходит превращение Капитолия, который был еще, видимо, незаселенным холмом, в крепость нового города. Таким образом, возникновение Рима археологи склонны датировать началом VI в. до н. э.

Царскии период

Происхождение названия города неизвестно. В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, а также доказывалось его этрусское происхождение, но все это покалишь недостаточно обоснованные гипотезы и догадки. Древнейший период римской истории обычно принято называть «царским». Этот период, согласно легендарной традиции, длился около двух с половиной столетий. Однако изложение исторических событий этого времени, за небольшими исключениями, следует признать недостоверным, а римских царей, начиная с мифического основателя Рима — Ромула, нельзя считать историческими личностями. Но если конкретные события, сообщаемые традицией, в значительной степени легендарны, то при осторожном и критическом использовании ее данных мы можем сделать некоторые выводы о социальном устройстве римской общины царского периода.

В древнейшее время в Риме сохранялись еще родовые отношения. Согласно преданию, все население состояло из 300 рсдов. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий — в трибу. Таким образом, всего было 3 трибы, каждая из которых, видимо, представляла собой особое племя. Некоторые ученые считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая — сабинских и третья,— повидимому, этрусских. Упомянутые 300 родов составляли римский народ (populus Romanus), к которому мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род — членом курии и трибы.

Римский род имел такую же организацию, как и греческий. В каждом роде все его члены сообща владели землей, имели общие кладбища, общие религиозные праздники, общее родовое имя и т. п. Старшина рода избирался, повидимому, всеми его членами. Древнейший общественный строй выглядел следующим образом: важнейшими делами общины ведал совет старейшин, или сенат, состоявший из старейшин родов. Постепенно вошло в обычай избирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода. Этот обычай, вызванный развивавшейся имущественной дифференциацией, привел к образованию в Риме родовой знати, к возникновению так называемых патрицианских семей. Тогда же, очевидно, развился аналогичный этрусскому институт клиентелы. Люди, по тем или иным причинам переселившиеся в Рим, т. е. «чужаки», не входившие в состав римских родов, а затем и представители обедневших родов искали покровительства и защиты у знатных людей, которые становились их патронами. В обществе, в котором еще не существует четко оформленной государственной власти, институт клиентелы является весьма распространенным учреждением.

Кроме сената, предварительно обсуждавшего наиболее важные вопросы, существовало и народное собрание, которое собиралось по куриям(куриатные комиции). На куриатных комициях принимались или отвергались новые законопроекты, избирались все высшие должностные лица, в том числе и царь; это собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.

Рядом с сенатом и народным собранием стоял царь. Римские цари отнюдь не были самодержавными владыками типа древневосточных деспотов, но лишь выборными племенными вождями, которые совмещали функции военачальника, судьи и верховного жреца. Это заставляет нас применять термин «царь» весьма условно.

Подобный общественный строй Энгельс называл военной демократией. Это, действительно, была примитивная демократия, поскольку народное собрание считалось высшим органом общины, военной же она была потому, что в собрании принимали участие лишь мужчины-воины; таким образом, куриатные комиции представляли собой сходку вооруженного народа.

Очень сложен и, по существу, до сих пор еще не решен вопрос о происхождении особого слоя древнеримского населения — плебеев. Сведения источников о происхождении плебеев чрезвычайно сбивчивы и противоречивы. Очевидно, под плебеями первоначально подразумевались переселенцы (добровольные, а иногда и насильственно переселенные в Рим) и представители покоренных племен, лично свободные люди, имевшие право владеть землей и обязанные нести военную службу. Первоначально они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не пользовались никакими политическими правами, но затем, перемешавшись с незнатными родами самого «римского народа» и принимая на себя клиентские обязанности, они постепенно и на урезанных правах включались в родовую организацию.

Несомненно, в римском обществе этого периода уже были рабы из числа военнопленных. Но в целом рабство еще не получило большого развития, оно носило примитивный, патриархальный характер, причем рабы использовались, главным образом, в домашнем хозяйстве.

Реформа Сервия Туллия

В VI в. до н. э. в Риме заметно усилилось этрусское влияние. Это находит свое отражение в сказаниях об этрусской династии Тарквиниев, к которой принадлежали последние римские цари. Еще в XIX в. при раскопках этрусского города Цере, откуда, по преданию, прибыл в Рим Тарквиний, была открыта гробница рода Тарквиниев и найдено много этрусских надписей. Принимая во внимание, что как раз на VI в. падает расцвет этрусской федерации и наиболее широкое распространение ее могущества, вполне обосновано предположение о том, что Рим некоторое время был подчинен этрускам.

Вскоре после этого завоевания, а возможно и в качестве реакции на него, резко обострилась борьба народа против родовой знати. Энгельс говорит о «революции, которая положила конец древнему родовому строю». У нас нет точных данных о времени или ходе этой революции, но причина ее, несомненно, коренилась в борьбе между плебеями и первоначальным населением Рима. Отзвуки и отголоски этих событий отразились в рассказе о реформе, приписываемой предпоследнему римскому царю Сервию Туллию, который ввел новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа. Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы. Эти трибы не имели ничего общего со старыми родо-племенными трибами, но были лишь территориальными округами. К ним приписывалось все гражданское население, как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землей. Таким образом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины.

Кроме того, Сервий Туллий разделил все мужское население Рима — патрициев и плебеев — на 5 классов. Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цензом. К I классу принадлежали те, чье имущество оценивалось в 100 тыс. асов, ко II классу — 75 тыс. асов, к III классу — 50 тыс. асов, к IV классу— 25 тыс. асов, к V классу — 12,5 тыс. асов. Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из классов и получили название пролетариев (от латинского proles — потомство). Этим названием подчеркивалось, что все их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилось теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определенное количество центурий (сотен). I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса — по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооруженных пехотинцев. Кроме того, выставлялось еще 5 нестроевых центурий, одна из них — пролетариями. Вооружение призванных также дифференцировалось в зависимости от принадлежности к тому или иному классу: представители I класса должны были или содержать коня, или являться в полном тяжелом вооружении; для представителей последующих классов вооружение было облегченным, а воины V класса были вооружены лишь луком и стрелами.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные- собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причем каждая центурия имеет один голос. Подлинный характер этой новой конституции ясен хотя бы из того, что больше половины из 193 центурий выставлялось I классом (80+18=98). Таким образом, I класс имел обеспеченное большинство голосов в народном собрании.

Таково основное содержание реформы, проведение которой приписывалось Сервию Туллию. Традиционный рассказ о реформе, изображая ее в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле — результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI—-III вв. до н. э.). Это подтверждается тем, что в самом традиционном рассказе о так называемой реформе Сервия Туллия содержатся позднейшие напластования: так, например, указываемое вооружение классов соответствует, видимо, концу V в., расчет имущественного ценза на асы — середине III в. и т. п. Однако в основе традиционной версии лежит ряд достоверных фактов. Деление населения на имущественные классы, центуриатные комипии, территориальные трибы — все это возникло значительно раньше III в. и продолжало существовать и в более позднюю эпоху. Эти установления явились итогом длительной борьбы плебеев. Новое общественное устройство — и в этом состоит его историческое значение — наносило сокрушительный удар прежним родовым порядкам и безраздельному господству родовой патрицианской знати.

По мере того, как шел процесс становления рабовладельческого государства, органы родового устройства модифицировались и становились органами государственной власти. Возможно, в связи с включением плебеев в гражданскую общину, а также в связи с борьбой против этрусского господства происходит падение царской власти и установление республики в Риме. Историческая традиция приурочивает это событие к концу VI в. до н. э. (509 г.) и связывает его с изгнанием седьмого римского царя Тарквиния Гордого. Многочисленные легенды, расцвеченные рассказами о героических подвигах римлян в борьбе с этрусками, пришедшими якобы на помощь Тарквинию, возможно, в какой-то мере отражают последние этапы борьбы римлян против этрусского владычества и факт распадения некогда могущественной этрусской федерации.

Ранняя римская культура

Идеологическая жизнь и духовная культура римского общества этого времени была еще довольно примитивной. Однако нам известно, что уже в царский период в Риме существовала письменность. Алфавит был заимствован римлянами, очевидно, у греков, живших в Кумах, на западном побережье Апеннинского полуострова. Историк Дионисий Галикарнасский (конец I в. н. э.) утверждал, что он своими глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Буквы в тексте по своей форме — договор был вырезан на медной колонне — напоминали древнейшие греческие. В 1900 г. на римском ЗЪруме при раскопках был найден на месте легендарной гробницы Ромула так называемый «Черный камень»,содержащий надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.). Формы букв близки к греческим. Надпись почти не поддается дешифровке, в ней содержится, видимо, какое-то заклятие и встречается слово «царь» (rex). Древнейшим памятником латинской письменности, поддающимся дешифровке, является упомянутая выше пренестинская фибула.

К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. Памятники древнейшей народной поэзии, которая, конечно, существовала у римлян, как и у других народов, до нас не дошли. Но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности. Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против болезней, пожаров, града и т. п., предсказания о судьбе людей, написанные так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному стиху.

Для ранней римской религии был характерен примитивный политеизм. Каждый предмет и явление в представлении древних римлян имели своего духа, свое божество; так, например, было 43 бога детства: бог первого крика ребенка, бог колыбели, бог первого шага и т. д. Римская религия в ранний период не была антропоморфной, поэтому в Риме долгое время не существовало изображений богов. Они появляются позже под влиянием этрусской и греческой религий. Значительную роль играли родовые и семейные культы. Хранителями семьи и дома считались добрые духи — пенаты и лары; души умерших предков также выступали как добрые божества — маны.

Обрядовая сторона римской религии разрабатывалась чрезвычайно детально, что привело к широкому развитию жречества и жреческих коллегий. Древнейшими из них были: понтифики, имевшие верховный надзор за выполнением религиозных обрядов, авгуры и гаруспики — жрецы-гадатели по полету птиц и внутренностям животных, весталки — жрицы богини Весты, хранительницы государственного и семейного очагов. Жреческими коллегиями были также арвалъские братья — коллегия жрецов богини Земли — и салии (скакуны) — жрецы древнейшего латинского бога Марса.

Одним из древнейших римских богов был также Янус, первоначально бог дверей, а затем бог всякого начала, предшественник Юпитера. Весьма раннего происхождения так называемая капитолийская троица: Юпитер, Марс и Квирин, где Юпитер уже выступает как верховное божество, Марс — как бог весенней растительности, а затем как бог войны, Квирин же — как его двойник. Под влиянием этрусков, а затем и греков римский пантеон расширяется, в нем появляются Юнона (Гера), Минерва (Афина), Сатурн (Кронос), а затем Церера (Деметра), Меркурий (Гермес), Аполлон и др. Римский пантеон никогда не был замкнутым, римляне часто стремились «переманить» на свою сторону богов своих соседей и даже богов противников, с которыми очи вели войны. Постепенно под влиянием греческой религии происходит отожзствление римского и греческого пантеонов и антропоморфизация римских богов.

Оцените определение:

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. (1957 г.)

interpretive.ru