Варна древний восток. Дваждырожденные: брахманы, кшатрии и вайшьи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Варново-кастовый строй Древней Индии. Варна древний восток


Варны. История Востока. Том 1

Слово «варна» соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет». Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Зафиксированные еще в Ригведе предания исходят из того, что членение общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна жрецов-брахманов, из его рук – варна кшатриев, из бедер – варна простых земледельцев и скотоводов, т.е. рядовых общинников вайшья. А вот из ступней Пуруши появилась четвертая и самая низшая варна неимущих и неполноправных, варна шудр. Три высшие варны, генетически связанные с индоариями, считались почетными, особенно первые две из них, о чьих привилегиях и престиже уже шла речь. Представители всех этих арийских варн именовались «дваждырожденными», ибо по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, т.е. обряд инициации, посвящения, который производился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне. Обряд второго рождения давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т.е. отцом своего семейства.

Дваждырожденные вначале резко противостояли четвертой варне, состоявшей из неполноправных неариев и комплектовавшейся прежде всего за счет подчиненных аборигенных племен. Четвертая варна шудр возникала и формировалась позже трех арийских, так что в нее входили все те, кто по рождению не принадлежал к первым трем. Варна шудр была, по меньшей мере вначале, варной неполноправных. Шудра, в частности, не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн – весьма жестокая форма неравноправия для общества, где ритуально-мифологическая жизнь ценилась столь высоко, как в Индии. Шудра не мог, в силу сказанного, претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство. Удел ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда – вот был его жребий.

С течением времени, однако, в положении варн происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, и в полном соответствии с привычной нормой социальной структуры общества подобного типа становилась намного ниже первых двух, чьи привилегии сохранялись. Шудры, напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем повышали свой статус. Можно считать, что к середине I тысячелетия до н.э. две высшие варны уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим, что адекватно отражало реальность жизни: сверху жрецы и воины, администраторы и аристократы, снизу – труженики, производители, слуги.

Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия, статус и место которых были освящены непререкаемыми религиозными нормами. Религия вед с ее пышными кровавыми жертвоприношениями и огромной ролью жрецов-брахманов, монополизировавших не только культ и священные обряды, но также и практическое право изучать тексты и вообще право на образование, религиозно-философские рассуждения, весьма строго стояла на страже варновых различий. Человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит именно ей, остается в ней. В своей варне он берет жену, его потомки тоже навечно остаются в его варне, продолжают его дело. Рождение в той или иной варне – результат поведения человека в его прошлых рождениях. Этот кардинальный постулат ведической религии с ее идеей круговорота непрекращающихся перерождений, облик которых зависит от кармы, т.е. суммы добродетелей и пороков в прошлых существованиях (хорошая карма – возродился брахманом или князем; дурная – шудрой, а то и вообще животным, червем), сыграл огромную роль в истории и культуре Индии. Он диктовал людям смириться с их местом в мире и обществе, не стремиться к улучшениям и изменениям (в текущей жизни это просто невозможно, нелепо даже думать об этом), но зато вести себя добродетельно и тем улучшать свою карму с расчетом на будущее. Практически закон кармы ориентировал людей не на социальную борьбу, которую в сколько-нибудь заметных масштабах Индия – в отличие, скажем, от Китая – практически не знала, а на кармическое мышление и даже на уход от активной социальной жизни в поисках спасения или освобождения от кармы.

Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Эта система со временем не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче, сильнее, разветвленное. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами подразрядами, более дробными подразделениями, т.е. превращалась в ту самую систему каст, которая дожила до наших дней и пока еще отнюдь не отмирает. Однако это был медленный и постепенный процесс, на протяжении которого практически все племена и народы огромного Индостана, все вторгавшиеся в Индию ее завоеватели, все находившиеся на разных уровнях развития группы населения различных родов деятельности и профессий находили свое место в общей для всей Индии системе каст. Или, если не находили, оставались вне этой системы, т.е. ниже ее, в положении своего рода изгоев, неприкасаемых. Важно особенно подчеркнуть, что стремление вписаться в общую систему и оказаться в ряду других каст, пусть даже в самом низу их иерархической лестницы, было жизненно важным для каждой группы, ибо оказаться вне системы значило практически быть вне общества, в известном смысле вне закона, т.е. на положении раба.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Варны и касты - История Древнего Востока Библиотека русских учебников

Древнейшей формой социальной стратификации индийского населения является система варн, которая, возможно, начала формироваться еще в. Доведийський период, но окончательно утвердилась с приходом в. Северную. Индию"ари иив"Постепенно знатные роды, которые поставляли обществу жрецов-брахманов, царей-раджей и военную знать, превратились в замкнутые социальные состояния - варну брахманов и варну кшатриев. Рядовые общинники преимущественно крестьяне и купцы, стали варной вайшьи. Позже появилась также варна шудров, в которую входили в основном ремесленники, батраки и рабаби.

В исторической литературе систему варн иногда называют кастовой. Однако варна и каста - это далеко не одно и то же. Касты в. Индии окончательно оформились уже в средневековую сутки, они существуют и сейчас (их нал личуеться более 10 тысяч). К касты входят представители одной профессии, стала наследственной. Варны же - институты социальные. Они отличались между собой прежде всего своим общественно-правовым статусом, место м в определенной религиозной системе, кодексом морали и поведения (дхармой), родственными связями, профессияесією.

Варны не были индийским феноменом, ведь социальная замкнутость отдельных групп населения имела место также в других древних обществах. Однако только в. Индии система варн получила, так сказать, классических х форм, стала основой основ общественной жизния.

Вершину социальной пирамиды составляли брахманы, которых религиозные тексты называли"властителями вселенной", а население считало земными богами. Колоссальный общественный престиж выпал на их долю благодаря тому, что они монополизировали религиозный. Ритул.

С. Ф. Ольденбург отмечал, что в. Индии"без брахмана нельзя и шагу ступить, со дня рождения до самой смерти и похорон человек зависит от брахманов, потому зависит от богов, и путь к богам - через брахманов, и жертва, и молитвы - путь к богам - в их рукахх".

кшатрий были военной элитой (колесничных, конниками, вожаками боевых слонов). Общественный статус этой варны был менее престижный, чем брахманской, однако именно в руках кшатриев сосредоточивались ю атериальни ресурсы государства и сама государственная власть (советую становились частью кшатрии).

байта занимались торговлей, земледелием, престижными видами ремесел, служили в пехоте, занимали мелкие административные должности, однако на государственную политику почти никакого влияния не имели. Они составляли в основную налогооблагаемую массу населения страны, потому брахманы и кшатрии (как и калеки, женщины и студенты) налоги не платилии.

Этим трем высшим варнам, генетически связанным, по мнению некоторых индологов, с"ариями", противостояла как неравноправное варна шудров. Шудры, священным долгом которых считалось прислуживание представителям высших варн, прежде брахманам, были полностью отлучены от религии (им даже запрещалось слушать. Веды), что представляло собой жестокую форму дискриминации в обществе, где ритуально-мифологическое жизни эти нувалося чрезвычайно высоко. Они не производили упанаяну - ведийский обряд инициации, который заключался в ношении посвященным особого пояса и шнура (его надевали на левое плечо под правую руку) и по своему религиозным значением приравнивался ко второму рождению человека (так брахманов, кшатриев и вайшьи называли двиджати -"дважды рожденными", а шудров - екаджати -"раз рожденными"). К шудров относились я как к домашнего скота или домашнего имуществайна.

Разделение населения на варны считался священным. Один из древних мифов называл создателем варн"отца всего живого"Пуруши, который, мол, создал варны с различных участков своего тела: брахманов с губ (ритуальное но чистейшей участки тела), кшатриев - из рук, вайшьи - из бедер, шудров - с ритуально нечистых степенейь.

На самом дне общества, начиная с VII-VI века до н.э, находились все же не шудры, а ачхути -"недоторкувани", даже прикосновение к которым ритуально осквернял"дважды рожденного""Недоторкувани"не входили в систему варн и были, таким образом, изгоями в обществе. Религиозная этика запрещала им жить в городе или селе, заставляла селиться основном на кладбище, носить одежду мертвых, есть только с избитого пос уду т.п.. Когда"недоторкуваному"приходилось наведываться в населенный пункт, он давал знать о своем визите специальным колокольчиком, чтобы"дважды рожденные", которые встретятся на его пути, вовремя отвлекли сь и не осквернили зрение время религиозная этика позволяла"дважды рожденным"пользоваться услугами"неприкасаемых", провозгласив руки последних ритуально чистыми. Кстати, каста"недоторкуваних"и снует в. Индии по сей день и насчитывает около 100 млн мужска. чоловік.

Происхождение варн, прежде шудров, остается одной из самых актуальных и сложных проблем в современной индологии основном историки считают создателями варновой системы"ариев"Мол,"арии"в и акий способ отмежевались от темнокожего туземного населения, сохранили чистоту своей крови. Основным аргументом в пользу этой концепции служит тот факт, что одним из нескольких значений слова варна является" цвет"Однако, как отмечают оппоненты расовой концепции происхождения варн, ни древний текст не связывает варны именно с цветом кожи. Хотя каждая варна имела свой цвет-символ (брахманы - белый, кшатрий й - красный, вайшьи - желтый, шудры - черный), они означали не пигментацию кожи, а определенные этические нормы: белый - нравственные принципы, красный - энергию и решительность, желтый - сочетание этих качеств, черный й - порочность и невежествоаство.

В советской историографии доминировала концепция, согласно которой варновая иерархия возникла из потребности обеспечить общественную стабильность в условиях беспримерных этнических, хозяйственных, политических, религий йних и культурных контрастов в обществе

частности, по мнению. Е. Н. Медведева, образования варн происходило следующим образом. С появлением брахманской и кшатрийськои знати неизбежно осложнилась социальная обстановка. В тогдашних условиях ослабить социальное нап пряжения можно было только за счет чужих. Завоевание чужих племен временно сплачивало победителей - знатных и простолюдинов, богатых и бедных - на почве совместного использования чужого труда. При ц м паразитическим общественным слоем становились не все победители, большинство рядовых обшинникив-вайшьи, по-прежнему жила за счет своего труда, хотя по порабощенных иноплеменников и она считала себя господствующим й слоем. Иностранцы же в своей массе становились шудрами, т.е. бесправной я эксплуатируемой населением. Появление"недоторкуваних"также была следствием контактов между цивилизованным населением и напиввар-Варский п леменамы. Аборигены, которых вытеснили с обжитых мест и лишили средств к существованию, были вынуждены искать спасение в селах и городах. Они брались за выполнение тяжелых и ритуально нечистых работ, поэтому вызы каллы пренебрежение к себе в"дважды рожденных"и даже в шудров. Специально для них элитные слои понапридумывали множество всевозможных бытовых ограничений и заборов та заборон.

Другие исследователи (например,. Л. Б. Алаев) связывают возникновение варн с формами собственности на землю. Мол, шудрами становились те, кто не был землевладельцем и работал в чужом хозяйстве

Таким образом, концепций относительно происхождения древнеиндийских варн хватает. Один из индологов отметил, что их существует ровно столько, сколько исследователей считались решения этой научной проблемы

начала изоляция варн была почти абсолютной. Переход из одной варны в другую унеможливлювався, браки заключались только в пределах варны, нарушения варновой этики и традиций считались страшным преступлением прот ты религии и беспощадно карались органами общинного самоуправления - от простого"очищения"(публичного потребления"пяти нектаров"- смеси из молока, сыра, масла, коровьего навоза и мочи) до выгнать ния из варны, то есть объявление вне закона, предопределения на гражданскую смерть. Однако при маорийским суток, в условиях интенсивного развития товарно-денежных отношений и переоценки общественных ценностей, у варновой системы происходили существенные сдвиги. Падал общественный престиж вайшьи, зато он рос в шудров, вследствие чего наблюдалось сближение этих двух варн, нарастало их совместного противостояния я брахманов и кшатриев. Нередки брахманы обнищали до такой степени, что нанимались пастухами, земледельцами, ремесленниками, врачами, просто слугами в шудров, которые обогащались на торговле. Внутри варн и параллельно с ними начали возникать мелкие эндогамные коллективы - джати, которые историки считают или переходной формой от варны к средневековой касты, или уже готовыми кастами. Социальный институт кастджати, количество которых и само изолированность росли, окончательно сложился в"Золотой век. Гуптов"(IV-V вв н ет. н. е.).

Что лежало в основе этого социального процесса? экономических, демографических, причем как общеисторических, так и сугубо индийских. По мнению индийских историков, сословно-кастовый строй, как это ни парадоксально, обеспечивал мобильность индийского общест ильства, поскольку позволял легко инкорпорировать новые кланы или племенные общины в индийский социальный конгломерат в виде еще одной касты, ускорил ассимиляцию новых социальных групп в индийском обществві.

В джати объединялись люди преимущественно одной профессии. В отличие от варн, джати имели свои органы самоуправления, свой религиозно-этический кодекс (дхарму) и созданную из членских взносов кассу взаемодопом моги. С их появлением варновая система в. Индии не исчезла, она осталась, по образному выражению индолога, костяком общества, а кастиджати - его клетками. Всевозможных ограничений и запретов в рамках сословно- кастовой системы отнюдь не уменьшилось. Напротив, каста тщательно регламентировала буквально каждый шаг человекдини.

Английский историк так описал роль касты в жизни индийца:"Каста указывает, как следует принимать роды и освящать человеческое существо сразу после его появления на свет, как кормить грудью, пить, есть и справлять нужду,. КАК умываться, стирать, наносить знаки, накладывать грим, одеваться и украшать себя, как сидеть, вставать и кланяться, как двигаться, делать визиты, путешествовать, разговаривать, читать, слушать и дума ты, петь, работать, отдыхать, воевать. У нее свои законы относительно общественных и религиозных прав, преимуществ и прерогатив, по профессии, обучения и воспитания, по обязательствам, обязанностей и практической деятельности, по постижению сущности божества и обрядов, об ошибках, проступков и грехов, по связям между кастами, чего здесь надо остерегаться, относительно исключения из касты, осквернение и очистки, по нало ков, по наказаний, заключение, изгнание за пределы страны и казни. Каста определяет, что является грехом, и объясняет, как его следует искупить занимается вопросами наследования, дарственными, взысканием долга, кредита мы, доходами, убытками и банкротствами. Она принимает решения по вопросам, связанных со смертью своих членов, их захоронением или кремацией, увековечением их памяти, защиты от обиды душ умерших, корот е говоря - причастна ко всем жизненным связей, обстоятельств, событий, ко всему, что предшествует жизни и приходит со смертьюмертю".

Кстати, общественный статус индейца определялся не только его варнового или кастовой принадлежности, но и ашрамы - этапами жизни. Течение жизни"дважды рожденного", прежде брахмана, состоял из четырех ета апов: детства (продолжалось до ведийской инициации-упанаяны), юношества (годы, когда индеец покорно изучал. Веды в доме своего религиозного наставника-брахмана), зрелого возраста (индиец возвращался в батькивс ький дом, женился и становился"домохозяином") и старости, приходила с появлением внуков (индиец сначала становился отшельником, а затем странствующим аскетом).

"Законы. Ману"так объясняют последнюю, четвертую, ашрама:"Прочитав, как того требует дхарма,. Веды, родив сыновей, составив доступные ему пожертвования, пусть направит он свои мысли на конечное спасение. Порозд дававшы жрецам все свое имущество пусть ждет он в свое время, как слуга ждет свое вознаграждение. Раз в день пусть он ходит за милостыней (причем тогда), когда перестанет дым подниматься из сельских домов, когда пестики в ступках умолкнут и жар погаснет, и народ уже поужинает и уберет со столов остатки блюда. Пусть не сокрушается он, если ничего не получит, пусть не радуется, если ему что-то перепадет; пусть берет т олько то, что нужно для поддержания жизни, и да ему равнодушной и блюдо, которое ему дадут. Глубоким созерцанием пусть познает он сущность мировой души, которая живет во всех существах, высших и низших вищих і нижчих".

uchebnikirus.com

брахманы, кшатрии и вайшьи. Древний Восток

Дваждырожденные: брахманы, кшатрии и вайшьи

«Дваждырожденными» называли членов трех высших варн, поскольку они считались прошедшими через «второе рождение», к которому приравнивался обряд упанаяны — «приведения», т. е. посвящения в арии. Во время этого обряда, совершаемого брахманом, на мальчика надевали священный шнурок, после чего он считался полноправным членом своей варны. «Дваждырожденные» (двиджати) считали себя подлинными ариями, имеющими неизмеримо более высокий статус по сравнению с остальным населением. Лишь прошедшие упанаяну могли быть причастны к ведийской обрядности, пить сому и т. д.

Брахманы были представителями самой высшей варны и считались воплощением белого цвета — цвета чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний.

Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов, поэтому каждый брахман проходил длительное обучение — еще мальчиком отдавали его в дом учителя — гуру, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед. Брахманы хранили в тайне свое священное знание. Высокое положение и замкнутость варны брахманов подчеркивалось их исключительным правом совершать обряды первостепенной важности, пить священный напиток — сому. Брахманы были свободны от уплаты податей. Убийство брахмана считалось тягчайшим преступлением.

Вторая варна в Древней Индии — кшатрии, воинское сословие. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. Главное достояние кшатрия — военные доблести и военные подвиги, которые воспевались на пирах и получили отражение в эпосе.

Необходимым элементом жизни кшатриев были также воинские состязания, среди которых особое значение имели состязания на колесницах; популярна также была игра в кости — один из ключевых эпизодов «Махабхараты» основан именно на такой игре. Жизнь кшатрия также была освящена религией, в частности, те же состязания на колесницах обретали ритуальный смысл.

Особое значение имели царские ритуалы (например, ритуал «ашвамедхи»). Ашвамедха — ведийский обряд «жертвоприношения коня», в ходе которого царь устанавливал границы своих владений. Для этого выпускали лучшего коня, позволяя ему бежать и останавливаться по своей воле. Вслед за конем устремлялись царские воины, которые в течение года следили за его передвижением. Все земли, где пройдет конь, считались теперь принадлежащими его царственному хозяину; если прежний владелец земли не хотел признать этого, то вынужден был отстаивать свои права и выставить войско. В конце года коня отлавливали и приносили в жертву.

К варне кшатриев принадлежали «цари» — раджи; собственно, кшатрии и составляли слой правителей и их аристократического окружения. Доходы «царей» и их воинской дружины составлялись из податей, которые платил «народ». Он и представлял основное податное сословие и заодно наиболее многочисленную варну — вайшьи («народ»). Это были земледельцы, жители деревень, подданные царя. На них лежала «почетная» обязанность возделывать поля, особенно раджей и кшатриев. Их цвет — желтый, цвет земли. Среди вайшьев, особенно в более поздние эпохи, встречались и весьма состоятельные люди.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Варны и касты у Славяно-Ариев.

(СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ)

Из Ведических источников известно, что на Руси не было варн как неких социальных образований, а существовал Общинно-Родовой строй, в котором функционировало 9 каст.

Варны.

Люди от рождения генетически не равны по своим качествам. Неравенство людей по уровню Совести фиксируют как минимум 3 основные варны, каждая из которых характеризуется тремя информационно - энергетическими вихрями. Преобладание энергии того или иного вихря в теле человека определяет цвет ауры и, соответственно, преобладание того или иного врождённого качества человека.Итак, «варны», в нашем понимании, – это различение людей по их врождённым способностям к Духовной, управленческо-военной и трудовой деятельности в Мире Яви.В отличие от Индии Славяно-Арийское общество не делилось на варны или сословия. Держава была Духовно единой и созидалась Родами, которые были самостоятельными образованьями в социальном и экономическом плане.

Душа ребёнка определяет его Урок в жизни, его Судьбу. Считается, что уровень Совести ребёнка есть среднеарифметическое от уровня Совести отца и уровня Совести матери. Влияние Природы (Космоса) при одинаковом уровне Совести определяет характер поведения ребёнка.Дети, родившиеся от одних родителей, но в разных Небесных Чертогах, будут иметь различные способности к жизни и труду в Явном Мире, а также к Духовному развитию.Законы Космоса, отражённые в законах генетики, определяют, что в обществе рождаются всего от 1 до 5 процентов детей, принадлежащих 1 варне, от 5 до 10 процентов – 2 варне, до 5 процентов - возможных изгоев и 85 процентов, принадлежащих 3 варне.

Факт принадлежности к какой-либо варне определяет только потенциальные возможности ребёнка. Все дети, независимо от принадлежности к варне, жили и воспитывались до Совершеннолетия в Роду и выполняют обязанности, необходимые для Рода.

Если при рождении ребёнка бабка-повитуха могла «увидеть» потенциальные качества личности, то выявление реальных способностей человека для самостоятельной жизни происходит при обряде Имянаречения, когда ребёнку даются два имени (Общинное и Тайное).В процессе Родового воспитания пробуждалась Родовая память. Все эти причины ведут к формированию реальных качеств личности ребёнка на основе врождённых способностей.А после Имянаречения молодой человек уже приобщался к жизни Общины. Теперь он отвечал сам за свои поступки.

Народ на Руси условно делился на три типа.Первый тип называется Житель, который живёт материальными заботами. Жителем управляют, в основном, силы Инстинкта и Чувств. Житель имеет уровень Совести от 71 до 79 процентов.Второй тип людей – Людина. Им управляют силы Мысли, Слова и Души. Людина имеет уровень Совести от 80 до 89 процентов.Третий тип - Человек, который управляется силами Ума, Духа и Веры. Человек имеет уровень Совести от 90 до 98 процентов.

Очевидно, что:Житель принадлежал при рождении к 3 варне,Людина – ко 2 варне,а Человек – к 1 варне.

Люди относятся к варне до Совершеннолетия. После Совершеннолетия, когда человеком выбирался жизненный путь, можно было говорить уже о его кастовой принадлежности.

КАСТЫ.

Согласно Славяно-Арийским Ведам (книга « Инглиизм ») слово « каста » обозначает союз людей по виду деятельности.

Каста есть Святой Союз или Духовный Союз, т.е. объединение людей, стремящихся к конкретной Духовной цели. Каста объединяет людей по их стремлению к выполнению определённого Духовного долга перед обществом, а не к союзу по профессии.Это - Духовная иерархия, на каждом уровне которой люди в силу своих Духовных качеств добровольно выполняют в Роду, в Общине или в Державе соответствующие функции.Внутри Рода происходит естественное деление людей по их врождённым качествам и реальным способностям.

В Роду существует 4-х уровневая иерархическая специализация членов Рода:

-труженики (они же - воины в случае войны),-Глава Рода (он же - вождь Родовой дружины в случае войны),- кудесник,- волхв.

В древности Славяно-Арийские Народы жили в ДЕРЖАВЕ, где осуществлялось самоуправление Родов.Роды сыновей с Родами их жён составляли КЛАН.Роды живущие на одной территории объединялись в ОБЩИНУ.

С наступлением совершеннолетия ,с 21 года, человек переходил к самостоятельной жизни и имел право создать свой Семейный Союз. Он имел возможность выбрать следующие пути в своей жизни: наследовать профессию Отца, выбрать другую профессию, служить Общине или Державе. Человек в день Совершеннолетия добровольно делает выбор, но с благословения Отца (Главы Рода).

Обслуживание членов Рода (уход за детьми и домом, приготовление пищи, пошив, ремонт и стирка одежды и т.п.) осуществляют в основном женщины пожилого возраста.

Мужская половина Рода и молодые женщины своим трудом производят материальные блага и услуги, обеспечивая всем необходимым жизнь Рода.

Воспитание и обучение детей лежит на отцах, дядьях и старцах Рода. Все члены Рода, начиная с 12-ти летнего возраста, встают на защиту Рода в случае нападения врага.

Поддержание здоровья членов Рода входит в обязанности Старцев и Стариц Рода, которые имеют соответствующие лекарские способности (кудесники, ведьмы).

В Роду Духовное руководство находится в обязанностях Старцев Рода.Функции кудесника или волхва Старцы принимали добровольно, понимая, что кроме них никто в Роду этого лучше не сделает. Выполнив Долг перед Родом по рождению детей, и отойдя по старости от хозяйственных дел в Роду, они брали на себя дополнительную ответственность за благополучие Рода.Они находились на полном обеспечении Рода. Долг каждого члена Рода – беречь Старцев Рода, потому что они хранили Традицию и Законы Рода, а также Мудрость Богов и Предков.Часто ведающий Старец (волхв) или Старица (ведьма – ведающая Мать) уходили в лес и продолжали жить отшельниками. Поэтому к ним могли прийти за помощью люди из соседних Родов.

В Общине и в Державе, кроме 4-х уровневой родовой социализации, были необходимы ещё два уровня: витязи и жрецы.

*Для управления Родами в войне из глав Родов (Племён, Кланов) выбирался Князь. Князь избирался не только для командования объединённой Дружиной, но также для управления Родами в случае их переселения на новое место и для других случаев.Должность Князя не оплачивалась и не давала никаких привилегий.Таким образом, управленческие функции в Общине и в Державе всегда исполнялась временно, безплатно и добровольно, но профессионалами - Главами Родов.Поэтому к управленческой касте можно отнести только Глав Родов.Единственной наградой будет общественное признание и память потомков об их славных делах во благо Общины или Державы.

*Духовно достойные молодые люди, рождённые во 2 варне, с целью защиты Родов.Это каста профессиональных воинов – витязей. Дружину возглавлял Вождь (воевода), который избирался витязями.Витязи вообще не имели семей и посвящали свою жизнь защите Родов, Общин и Державы.Каста витязей пополнялась воинами из Родов, способных к воинской профессии по Духовным и физическим качествам. Витязи считали за честь умереть в бою при защите Веры и Отечества, ибо их Души гарантировано попадали в Мир Слави.Профессиональным воям на помощь в случае необходимости приходило ополчение из тружеников Родов. В случае войны Родовые дружины объединялись в объединённую Дружину (войско), которой командовал избранный на Копе князь.

*Для сохранения Небесной Мудрости, Традиции, Веры и Культуры Старцы стали отбирать из подрастающего поколения Родов наиболее одарённых детей и передавали всё, что знали сами и что хранили с древнейших времён.Так появилась жреческая каста. Особенность жреческой касты состояла в том, что Старцы, желая Духовно послужить Державе, уходили из своего Рода и жили при Капищах или в скитах.Жрецом мог стать Старец, принадлежащий по рождению только к 1 варне.Жрецы, хоть и имели детей, но передавать Духовные Знания имели право только достойным этой профессии, т.е. представителям 1 варны. Это могли быть и дети Жреца, и дети из других Родов, и дети-сироты. К сведению. Каста жрецов имела свои девять уровней посвящения, прохождение которых требовало времени на обучение и Духовное развитие.

*Необходимо отметить, что из Родов появляются не только нужные обществу люди, но также изгои. Основная характеристика изгоя: желание жить для себя, для удовлетворения своих личных прихотей, жить вопреки Законам Рода и вне Рода. Но были в Родах люди, которые случайно нарушали законы Рода и РИТА. Всё равно, они изгонялись из Рода и Общины и становились изгоями, безродными людьми, независимо от происхождения.

Если варны позволяют определить потенциальные способности человека, то кастовая система предоставляет человеку реальные возможности для Духовного совершенствования путём применения своих способностей во благо общества.Целью кастовой системы является улучшение благосостояния Родов путём повышения эффективности добровольного труда человека за счёт специализации.Человек с помощью Учителя определяет, достоин ли он, Духовно и профессионально, войти в соответствующую касту.

Первый уровень тружеников проходили все члены Родов. Большинство славян и ариев рождаются и живут в Родах тружеников. Принадлежность к кастам тружеников позволяет человеку трудиться не на своё личное благо, а на благо Рода.Второй уровень -главы Рода также проходили все члены Родов, за исключением витязей, которые не имели право создавать Семейные Союзы.Из этих Родов достойные становятся воинами, кудесниками, волхвами, жрецами.Остальные уровни проходили только тот член Рода, кто был Духовно достоин для выполнения соответствующих функций.Попав в касту жрецов, человек будет служить Державе. Необходимо отметить, что человек с высокими врождёнными качествами может оставаться в Роду и быть простым тружеником. Затем, обучившись у соответствующих Учителей и будучи Старцем, стать в Роду кудесником или волхвом.Знания передавались только Духовно достойным или умирали вместе с Учителем, если некого было учить.

В Державе нет плохих и хороших Родов, высших и низших каст.В Державе не существует слуг, которые служили бы высшим кастам. Кастам никто не служит в Державе.

9 КАСТ РАСЫ.

Итак, шесть Духовных уровней имелось в Державе для реализации врождённых способностей человека: труженики (они же - воины в случае войны)Глава Рода (он же - вождь Родовой дружины в случае войны), кудесник, волхв.

В свою очередь, Роды Расы делились по трудовой специализации на четыре профессиональные касты тружеников: 1) земледельцы; 2) скотоводы; 3) пчеловоды; 4) ремесленники. По Духовному уровню эти четыре профессии были равнозначны.

Роды и кастовые организации по причине специализации жили в различных местах и, соответственно, вели не одинаковый образ жизни. Земледельческие Роды,Роды садоводов и пчеловодов вели, в основном, оседлый образ жизни, жили в поселениях (скитах, скуфах).Роды скотоводов перемещались по пастбищам для скота и вели кочевой образ жизни, создавая временные поселения.Роды ремесленников жили постоянно в поселениях и городах, где находились и представители высших каст – жрецы, витязи.Часто и Род избранного Князя или посадского жил в городе.

В итоге получается, что социальная структура Славяно-Арийской Державы включала девять каст:1) земледельцы; 2) скотоводы; 3) пчеловоды; 4) ремесленники; 5) Главы Родов; 6) кудесники; 7) волхвы и ведьмы; 8) витязи; 9) жрецы и жрицы.

Причём, если первые семь каст были ограничены Родовой жизнью, то две последние касты функционировали вне Родов. Добавим, что полностью вне общества находились изгои (люди без Роду- Племени).

В качестве вывода отметим особенности кастовой системы Державы:

1)цель кастовой системы состоит в улучшении благосостояния Родов. Касты предназначены для служения Родам, Общине, Державе;2) профессия по наследству в обязательном порядке передаётся только в кастах тружеников. В остальных кастах профессиональные знания передаются Учителем достойным по Духовному уровню ученикам.3) касты витязей и жрецов находятся на содержании Родов.Функции члены касты исполняют постоянно, безплатно и добровольно, за исключением управленческой функции в Общине и Державе, которая осуществляется временно, безплатно и на выборной основе, но с согласия избираемого на должность;4)объединение людей в касту осуществляется на основе добровольного исполнения Духовного долга перед Родом и обществом;5)человек может добровольно войти в касту и выйти из неё. В случае выхода из касты принадлежность к касте человека прекращается;6) Роды и конкретные подразделения каст витязей и жрецов являются самоуправляемыми организациями, имеют свою структуру и внутренние законы функционирования.7)в Державе не существует низших и высших каст в смысле подчинения одних каст другим. Напротив, касты витязей и жрецов предназначались для помощи Родам тружеников, обеспечивая им защиту и Духовное развитие;8)члены каст не имеют права требовать или брать за свой Духовный и воинский труд вознаграждение.Отсюда:http://blogs.mail.ru/mail/vinni53/1D1CBC1037EBCDDE.htmlЗдесь большой объем, но очень познавательно:http://www.chertogisva.narod.ru/mat...ava.htm#_Toc164

Сила наших предковГлавенствующие разделены на три структуры:

* первые нижние 3 чакры отвечают за физическое развитие человека;

* средние 3 чакры отвечают за Душевное развитие;

* верхние 3 чакры отвечают за Духов ное развитие.

Девять главенствующих чакр

1-ая -Исток

Чакра находится в районе копчика. Через нее человек получает жизненную энергию, которая от нее истекает. Она поглощает все виды энергии.

Цвет — черный (неизведанный, за гранью человеческого восприятия).

В звуковом диапазоне данная чакра воспринимает инфразвук (сверхнизкие частоты). Инфразвук может вызвать у человека панический страх.

В восточной системе эта чакра называется муладхара, а наши предки называли ее одним кратким и понятным словом — Исток. Все берет начало в каком-то источнике.

2-я — Зарод

Отвечает за Род, то есть за рождение жизни, а также принимает энергию других жизненных сущностей; через нее входит в женщину мужская сила. Кроме это го, эта чакра воспринимает специально направленные энергетические потоки (сглаз, проклятие и так далее). Находится в районе лобка. -

Цвет — красный.

Звук-нота «до».

В восточной системе эта чакра называется свадхистхана.

3-я — Живот

По — славянски «жизнь» будет «живот». Место, где зарождается жизнь. Через эту чакру человек получает сначала энергию в утробе матери, затем энергию космоса от своей Звезды-Владыки.Место нахождения – пупок.

Цвет — алый.

Звук — нота «ре».

В восточной системе называется манипура.

4-я — Перси (Грудь)

Излучает и поглощает энергию творчества. Отвечает задыхание. Нахождение чакры — центр груди (солнечное сплетение).

Цвет — золотистый.

Звук — нота «ми».

В восточной системе называется ана-хата.

5-я-Лада

Находится на правом плече. Охваты вает подмышки, плечевой сустав. При нимает и излучает энергии любви, добра, нежности. Кроме этого, эта чакра отвечает за работоспособность(механическое восприятие).

Цвет — зеленый.

Звук — нота «фа».

В восточной системе называется сурма-чакра.

6-я — Леля

Находится на левом плече. Регулирует работу сердца, а также принимает энергию интуиции. Обеспечивает интуитивное познание мира Яви, интуитивное творчество и предчувствие. Поэтому человек говорит: «сердцем чувствую».

Цвет — небесно-голубой.

Звук — нота «соль».

В восточной системе называется чандра-чакра.

7-я — Уста (Устье)

Охватывает горловую систему.

Эта чакра выдает звуковую энергию, отвечает за материализацию мысли (речь также принимает и передает энергию чувственных образов.

Цвет — синий.

Звук — нота «ля».

В восточной системе называется вишудха.

8-я — Чело

Интеллектуальная чакра, управляет работой мозга, обрабатывает образы и мысли. Здесь работают токи энергий без чувственной окраски. Чувствительная система этой чакры находится за гранями человеческого восприятия. Эта чакра также отвечает за энергетическое зрение. Место нахождения — чело (межбровье).

Цвет — фиолетовый.

Звук — нота «си».

9-я — Родник

Относится к Миру Слави. От этой’ чакры отходит канал, уходящий в Мир Прави. Обеспечивает связь с Родом, получает и воспринимает помощь и поддержку своих богов и предков, принимает энергии высших душевных и духовных образов. Через Эту чакру в Мир Прави проектируются имели и помыслы. Находится в районе темени.

Цвет — белый.

Воспринимает ультразвук (сверхвысокие частоты).

Восходящие и нисходящие потоки

Человек вырабатывает энергию — из воздуха, воды и пищи. А также он получа ет энергию извне — от Солнца и Земли. Эта энергия взаимодействует с чакрами.

Все главенствующие чакры подразделяются на:

• чакры низких энергий (Мир Нави): Исток, Зарод и Живот.

Эти чакры влияют на структурное состояние физической оболочки человека. Некоторые люди работают толь ко на этих трех чакрах — это люди, живущие примитивными инстинктами (сон, еда, питье и так далее), то есть как животные.

• чакры средних энергий (Мир Яви): Перси, Лада Леля.

Творчество в Мире Яви возможно у людей с гармонично развитыми чакра ми 4-ой, 5-ой 6-ой. Человек, у которого работают эти чакры, именуется душевным.

• чакры высоких энергий (Мир Слави) и чакры сверхвысоких энергий (Мир Прави): Уста, Чело и Родник.

Энергетический крестКогда у человека работают все чакры, включая и самые высшие, он является духовным. Человек, который живет толь ко тремя высшими чакрами, не развивая и не используя низшие, как правило, ста новится отшельником, он оторван от мира, а это уже не гармоничный человек.

Нижние энергетические центры подпитывают верхние, поэтому славяне всегда развивались гармонично и использовали все центры:

• нижние обеспечивают связь с природой;

• душевные связывают с другими людьми;

• духовные дают возможность взглянуть на мир со стороны и осознать структуры за нашим явным миром.

Природа при активизации всех энергетических центров не запрограммировала в человеке систему старения.

http://gifakt.ru/archives/index/energeticheskoe-stroenie-slavyano-ariev/

lyuss.livejournal.com

Ведийский период. История Древнего Востока

Ведийский период

Что же касается периода, который непосредственно сменяет Индскую цивилизацию, то преемственности между ними практически не видно. Конец II – первая половина I тысячелетия до н. э. называется ведийским периодом по тем литературным памятникам, которые служат основным источником для его изучения. Сама смена категории источников – резкий переход от археологии к данным сравнительного языкознания и мифологии – только усиливает контраст между двумя эпохами.

Веды – памятники священной литературы индийской группы ариев (индоариев). По языку и мифологии они ближе всего к иранской Авесте. Само слово «веда» родственно русскому «ведать», т. е. «знать» (речь идет, конечно, о тайном, сакральном знании). Сохранилось четыре основных сборника вед с примыкающими к ним бесчисленными текстами комментариев, главным образом ритуального содержания. Последние составляют поздневедийскую литературу.

Древнейшая из вед – Ригведа (букв. «веда гимнов») содержит преимущественно славословия арийским богам. Ее излюбленный герой – бог Индра, который совершает свой главный подвиг: громоподобным оружием – ваджрой он поражает демона Вритру, бесформенного и страшного, удерживающего небесные воды (последние уподобляются стадам коров). После победы, одержанной Индрой, льются потоки воды, коровы бегут к водопою. Вселенский Хаос уступает место космическому Порядку – и так вплоть до окончания нового цикла, когда демон вновь должен быть повержен светлым богом, мчащимся на колеснице с ваджрой в могучей руке. В мифологии Авесты есть персонаж по имени Веретрагна (букв. – «убивающий Веретру», т. е. Вритру). Следовательно, весь миф об Индре и Вритре имеет общеарийское происхождение.

Из великих богов индоариев следует назвать еще премудрого судию Варуну, который хранит космическую Истину – Риту (полное соответствие авестийской Арты). С подземным миром у индоариев связан бог Яма – сын солнечного Вивасванта (ему соответствует авестийский Йима, сын Вивахванта). Индоарийские боги и их земные почитатели впадают в экстаз после ритуала питья галлюциногенного напитка – сомы (аналог хаомы у иранцев).

Сравнение Ригведы с Авестой показывает, что основа той и другой религиозной поэзии относится к эпохе единства ариев, т. е. ко времени до их разделения на иранцев и индоариев и прихода последних на территорию Индостана.

Судя по ведийской литературе, индоарии вели полукочевой образ жизни, разводя крупный рогатый скот и оставаясь на одном месте лишь до тех пор, пока не истощатся пастбища. Их материальный быт не отличался сложностью, поэтому археологи до сих пор затрудняются в определении следов их передвижений. Общественные отношения у ариев были патриархальными: в отличие от жителей Хараппы в огромном пантеоне индоариев почти нет женских персонажей.

Так как сами арии жили в кибитках или непрочных хижинах, то и для своих богов они не строили храмов, а также не имели их изображений – идолов. В гимнах Ригведы отражены отдельные антропоморфные черты богов, но это скорее чисто поэтические образы («могучие руки Индры», «златые волосы солнечного бога»). Божества воспринимались довольно абстрактно. Жертвоприношения совершались на огне алтаря, а боги насыщались, вдыхая дым от сжигаемого мяса, масла, молока, зерен ячменя или пшеницы.

Две социальные категории занимают особое место в Ригведе. Первая – риши (провидцы), мистически «видящие» гимны, которыми они должны восславить того или иного бога. К этим риши возводят свою родословную жрецы-брахманы, произносящие ведийские заклинания во время принесения жертв богам. Вторая категория – племенные вожди, которые стоят во главе соплеменников в момент военных стычек за стада скота и тучные пастбища. Они сражаются на колесницах, запряженных лошадьми. Ведийские царьки являются предводителями племени, но не единоличными правителями. Никакого единоначалия нет и в ведийском пантеоне. В момент жертвоприношения какому-либо богу его называют главным, но лишь потому, что чествуют на посвященном ему празднике.

По упоминаниям притоков Инда, местной флоры и фауны установлено, что основная часть Ригведы сложилась в северо-западной части Индии. Памятники поздневедийской литературы, создававшиеся в первой половине I тысячелетия до н. э., локализуются восточнее, и чем более поздний памятник, тем ближе к низовьям Ганга. Поэтому можно предполагать, что в это время индоарии постепенно осваивали всю Северную Индию.

Племена, жившие до ариев в бассейне Ганга, частично были оттеснены на менее удобные территории. Здесь они надолго сохранились в качестве небольших островков в море народностей, говоривших на индоарийских диалектах. Но основная масса аборигенов подверглась культурной и языковой ассимиляции.

В то же время и пришельцам пришлось многому научиться у местных жителей, например в сфере хозяйственной деятельности, соответствующей местной природе и климату. Лошади, которым арии придавали огромное значение (в том числе и символическое), не размножаются в условиях влажных тропиков. Кочевать со стадами скота по джунглям долины Ганга невозможно. Основная злаковая культура здесь не ячмень, а рис. Рисоводство же требует прочной оседлости. Борясь с джунглями с помощью железных топоров (а это уже эпоха железного века!) и возделывая твердые почвы лопатой и плугом с железным лемехом, индийцы, говорившие на индоарийских диалектах (по крови они не всегда были прямыми потомками создателей Ригведы), осваивали долину Ганга. Их поселки объединялись в небольшие государства, создававшиеся обычно на базе одного племени. Вождь превращался в местного князька и строил для себя и своей дружины деревянную крепость.

Поскольку поздневедийская литература посвящена преимущественно истолкованию ритуалов, то именно об этой стороне жизни и культуры индийцев в основном и можно судить. Для наследственных жрецов-брахманов жертвоприношение представлялось движущей силой всего мироздания: жертва, помещенная в огонь алтаря, превращается в дым; дым, поднимаясь в небеса, становится дождем; дождь, проливаясь на землю, рождает зерно; жрец бросает зерно в огонь алтаря. Так происходит круговорот жертвы, и главным действующим лицом космического движения предстает жрец-брахман. Только он знает, какие надлежит произносить формулы при жертвоприношении, какие совершать манипуляции, как обращаться к богам. Если весь ритуал выполнен строго по правилам, боги просто не могут отказать жертвователю в его просьбе. Кажется, что сами боги – всего лишь марионетки, которыми манипулирует брахман.

Создатели поздневедийской литературы, уверены в единстве Вселенной. Все, что есть в мире, – это лишь различные трансформации жертвы. К тому же они строгие детерминисты, ибо даже боги, по их представлениям, не имеют свободы воли. Боги обязаны действовать, если к этому своими ритуально-магическими средствами их побуждает брахман.

Брахман имеет целый ряд привилегий. Его никто не должен притеснять, оскорблять или подвергать телесным наказаниям: в противном случае, жертва окажется напрасной: боги ее не примут. Кроме того, обижать брахмана просто опасно, ибо в гневе он может сжечь весь мир. Знания брахманов передаются в их среде из поколения в поколение, и притом в устной форме, чтобы священный текст не попал в руки непосвященного и не подвергся ритуальному осквернению. Ученый брахман окружен мальчиками-учениками, которые до наступления юности живут в его доме, прислуживают своему учителю-гуру и заучивают с его слов гигантский объем текстов (если перевести эти ведийские памятники в печатную форму, получатся многие тысячи страниц). При этом язык, на котором были созданы и продолжали создаваться тексты, подлежавшие запоминанию, – особый, «очищенный» (санскрит). Он не подлежал изменениям и потому все более отличался от живых, разговорных языков, на которых общалось население.

Вторую после брахманов замкнутую наследственную группу (индийцы называли такие группы словом «варна») составляли кшатрии – племенные князья и окружающая их знать. Для поздневедийского времени ведущим является мотив славы. Вожди со своими дружинами постоянно нападали на соседей. Захваченную добычу, однако, они не накапливали, а тратили на пышные многодневные жертвоприношения и празднества с обильными угощениями. Вождь-царь таким образом накапливал славу: к нему стекались новые приверженцы, и он вновь отправлялся за добычей. Конечной же целью для него было «завоевание вселенной» – залог райского блаженства.

В третью сословно-кастовую категорию (варну) попадали полноправные общинники – вайшьи, самостоятельные домохозяева, занимавшиеся скотоводством и земледелием.

Все три первые варны имели право на участие в ведийском культе и на чтение ведийских текстов. Они получали такое право прежде всего по рождению, но этого было недостаточно. Мальчиков лет шести-семи отец приводил к гуру, который проводил церемонию посвящения: читал ведийские заклинания и вешал им через плечо особый священный шнур. С этих пор они считались прошедшими «второе рождение», «дважды рожденными».

Напротив, представители четвертой варны – шудры – ни при каких обстоятельствах не могли пройти церемонию «второго рождения» и приобщиться к ведийскому культу. Шудрами считались все чужаки и неполноправные – те, кто работал на другого как батрак или слуга, а также ремесленники, поскольку ремесло рассматривалось как разновидность обслуживающего труда. Складывание сословно-кастового строя, безусловно, началось еще до появления индоариев в Индии. Судя по Авесте, у их иранских собратьев существовали сходные социальные институты.

В Индии с сословно-кастовым строем увязывается доктрина кармы (деяния, заслуги). Согласно господствовавшим в то время представлениям, после смерти живое существо не исчезает вовсе, а лишь перерождается, принимает иной вид в соответствии с тем, каковы были его деяния в предыдущем существовании. Заслужив лучшее рождение, животное рождается человеком, шудра – брахманом, брахман – богом (боги – тоже разновидность живых существ, и потому они не свободны от действия закона кармы).

Каждая группа живых существ – это джати (букв. – «рождение»). Есть джати (породы) скота, джати (виды) растений, джати (касты и варны, т. е. как бы подвиды и виды) людей. На принадлежность к той или иной сословно-кастовой группе указывает сам факт рождения. Вопрос об изменении касты для индийца так же лишен смысла, как вопросы о том, может ли у коровы родиться поросенок или нельзя ли овечке стать слоном.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Варны | история Индии

"Ведийский период". Древняя Индия в XV – VI вв. до н.э.Оформление сословного строя. Варны

В Индии результатом выделения знати и жречества стало формирование замкнутых сословий — варн. Основное содержание термина “варна” - "вид”, “цвет”, “разряд” людей.

Варновая система явилась результатом исторического развития и могла возникнуть только на определенной его стадии. Все индуистские тексты свидетельствуют, что сначала арии не знали варн, что они возникли в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. В результате разложения первобытнообщинного строя, помимо классов, оформились сословия. Сословные различия были почти во всех странах древности, но законченный характер они приняли именно в Индии, благодаря стойкости и живучести пережитков родо-племенных отношений и прочности общинной организации. Племенные объединения постепенно включались в классовое общество, но прочно удерживали старые позиции, содействуя консервации общественных явлений. Образование сословий происходило под непосредственным воздействием особенностей родо-племенных отношений, религиозных и этнических различий, а решающим фактором в становлении оформленной иерархической системы варн были процессы, которые происходили в общественно-экономическом развитии — это усиление социального неравенства. Концентрация собственности более или менее точно соответствовала варновому делению. Сословный принцип определяет сущность системы варн. В ранневедический период в обществе существовало тройственное деление — брахманы (священнослужители), раджанья (знать) и виш (простой — народ). Это деление в большей степени определялось родом занятий и положением в обществе и не имело ничего общего с той кастовой системой, которая развивалась позднее. В ведический век не было следов наследственных профессий и кастовой эндогамии, народ представлял собой единое целое. Но в поздневедический период стали расти различия между подразделениями в обществе. Появилась доктрина о четырех варнах: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Самое первое и раннее упоминание о варнах содержится в ригведийском гимне “Пурушасукта”, в котором повествуется о происхождении варн из частей тела мифического первочеловека Пуруши. Брахманы — из уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней.

Варна брахманов (браминов) (brahmana — “знающий священное учение”) занимала верховное положение. Сюда входили представители родов, которые выполняли жреческие обязанности, и царских родов. Установлению социального превосходства брахманов над другими членами общества способствовала мифическая теория их происхождения. Так как брахманы были созданы из самой “чистой” части тела Брахмы, то боги общались с людьми устами брахманов. Судьба людей зависит от бога, а узнать божью волю и воздействовать на нее могут только брахманы. Им было предоставлено исключительное право совершать жертвоприношения, основные обряды, знакомить людей со священными писаниями. Считалось, что они достигли высшей степени совершенства. Пользуясь тем, что им была доверена духовная жизнь народа, они стремились закрепить свое привилегированное положение в обществе, приписывая себе божественное происхождение. В древние священные книги — шастры были включены предписания, которые подчеркивали исключительность брахманов по сравнению с другими представителями индийского общества. Брахманы были освобождены от повинностей, сами распоряжались своей собственностью. Убийство брахманов было самым большим грехом.

Следующая по схеме сословной иерархии была варна кшатриев (ksatruya — “наделенный могуществом”), в которую входила военная знать. Эта варна располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках материальные ресурсы и военную силу. Имеется много фактов, свидетельствующих о соперничестве между кшатриями и брахманами за притязание на привилегированное положение в обществе. Кшатрии постоянно оспаривали главенствующее положение брахманов, утверждая, что брахман не владыка и что жрец — только слуга царя.

Основная масса общинников образовала третью варну — вайшьев (vais'va — “наделенный имуществом”). Эта варна состояла в основном из земледельцев и скотоводов, а также торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землей и отводилась незначительная роль в государственном управлении. В частности, коронация царей происходила при их непременном участии. Вайшьи составляли ту основу, на которой покоилось благополучие брахманов и кшатриев, они были основным податным сословием. Однако вайшьи не пользовались равными правами с этими варнами и были неименитыми, в их жилах не текла кровь жрецов и знати.

Позднее трех других окончательно оформилась варна шудр. Они занимались физическим трудом, их положение было близко к рабскому, на них было наложено много ограничений в правах. Шудры не имели права участвовать в управлении государством, занимать ответственные должности в государственном аппарате, участвовать в отправлении культов и жертвоприношениях богам (совершать домашние жертвоприношения и обряд поминовения предков шудрам разрешалось). Как свидетельствуют ведийские тексты, поскольку шудра был создан из ступней Праджапати без участия бога, то его богами являются хозяева дома. Постепенно положение шудр изменилось. Их права на жизнь и благополучие были признаны верхушкой общества. Они были допущены участвовать в коронации новых царей и предоставлена возможность делегировать представителей в царский совет.

Как правило, принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую, как и смешанные браки, запрещался. Вместе с тем источники содержат данные о том, что перегородки между варнами не были непреодолимыми. Так, например, герои "Ма-хабхараты" — Дхритараштра, Панду и Видура, были сыновьями брахмана Въясы, однако первые два принадлежали к кшатриям, поскольку их матери были кшатрийками, а третий — к шудрам, по матери — шудрянке. Считалось, что у самого Вьясы отец — брахман, а мать — рыбачка.

Привилегированность трех высших варн индийского общества по отношению к шудрам подчеркивалась специальным обрядом посвящения (упанаяна), от слова упавита — сплетенный особым образом и из особого материала (для каждой варны разный) шнур — самой существенной и значимой частью обряда. Суть этого обряда посвящения заключалась как бы в формальном приеме в полноправные члены общины уже возмужавшего соплеменника. Считалось, что при этом обряде происходит второе рождение, отсюда членов трех высших варн — брахманов, кшатриев и вайшьев называли “дважды рожденными” (двиджати). Обряд проводился в детском возрасте, для детей брахманов в возрасте 8 лет, кшатриев — 11, вайшьев — 12.

Вся жизнь дважды рожденных должна была делиться на четыре периода (ашрама):

I — брахмачарин — период обучения. Ученики жили в доме учителя (гуру) и находились в положении прислуги. Работали на наставника, выполняли все его приказания и наставления. Их работа считалась платой за обучение.

II — (грихастха) — период сознательной семейной жизни. В этот период дважды рожденный мог обзавестись семьей и обязан был содержать членов семьи и отправлять культ богов и предков.

III — (ванапрастха) — период лесного отшельника. Когда человек достигал преклонного возраста, обзаводился внуками, он должен был удалиться от мира, сделаться отшельником. Это период философского познания и самопознания.

IV — (яти, саньяси) — период бродячего аскета. Подготовка к жизни в загробном мире. Период ощущения приближения конца.

К концу ведийского периода окончательно оформилась система четырех сословий — варн, укрепление которой стало одним из показателей разрыва с традициями первобытнообщинного строя.

Автор и источник публикации: 

"История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. http://ancient.gerod...

indonet.ru

Варново-кастовый строй Древней Индии.

Специфику общественного строя древней Индии составило жестко фиксируемое разделение людей по замкнутым группам, которые назывались «Варны», что означает «разряд людей, качества, цвет и т.п.». Такое деление не встречается в других государствах Востока. Большинство ученых связывают появление варн с брахманской религией. В соответствие с религиозными воззрениями, а затем государственными актами, люди рождаются и принадлежат всю жизнь к одной из 4-х варн. Варны представляют собой замкнутые и наследственные группы людей. Каждая варна наделялась разным объемом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались «Дхарма». Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие. Вся жизнь индуса определялась принадлежностью к варне, то есть профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, его имя, одежда, порядок питания. Одна из легенд говорит о том, что из уст первочеловека возникла варна жрецов, которая называлась Брахманы, из рук – варна воинов и администраторов, которая называлась Кшатрии, из бедра – варна общинников, которая называлась Вайшии, из ступней –варна неимущих и неполноправных, которая называлась Шудры.

Первые 3 варны были связаны с Ариями и считались почетными. Их называли «Дважды рожденные», так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался «Инициация», что давало право на получение профессии, занятием предков и др.

Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов. Они должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь. Жизнь и имущество брахманов в полном объеме защищалось государством.

Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли.

Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.

Шудры – это потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной. Религия и право создавали высокую пропасть между шудрами и дважды рожденными. Они не могли изучать веды, учавствовать в религиозных обрядах, они не обладали земельной собственностью и подвергались наиболее жестким наказаниям.

С течением времени в положении варн происходят изменения:

  1. Снижается статус варны Вайшии, которые теряют свои арийские привилегии, в том числе обряд второго рождения. Несколько повысился статус варны Шудр.

  2. Присоединение к государству новых племен приводило к тому, что они включались в варну Шудр. Это вызывало сопротивление родовой знати.

  3. Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн. Увеличилось число брахманов, которые начинают заниматься нехарактерными делами.

Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

  1. Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.

  2. Неприкасаемые, которые назывались «парии». Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.

studfiles.net